Охрана и обеспечение законности

Введение

1.Законность и правопорядок

1.1. Возникновение и развитие законности

1.2. Признаки законности

1.3. Принципы законности

1.4.Понятие правопорядка

2. Гарантии и способы обеспечения законности и правопорядка

2.1. Понятие гарантий

2.2. Виды гарантий

2.3. Основные способы обеспечения законности и правопорядка

3. Значение обеспечения законности и правопорядка

3.1. Значение обеспечения законности и правопорядка для каждого государства

3.2. Значение обеспечения законности и правопорядка для современной России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Одно из самых важных и значимых положений в обеспечении стабильной жизни общества занимают законность и правопорядок. Соблюдение законов дает возможность существовать и развиваться любому цивилизованному обществу, потому что это рациональный и осмысленный путь совершенствования человечества, исключающий господства всемирного хаоса и могущества непросвещенности.

Категории законности и правопорядка основываются на одинаковых принципах: они связаны с осуществлением власти. Также существуют определенные отличия, выражающие их специфику.

Мало декларировать законность и правопорядок, должны существовать гарантии реального действия и эффективности этих ценностей. Здесь мы можем размышлять о целой совокупности методов, которые гарантируют поддержание законности и правопорядка в обществе.

В данной работе я попробую определить сущность законности и правопорядка, понять их значение и необходимость для современной России, выделить и проанализировать гарантии и иные способы обеспечения законности и правопорядка.

1. Законность и правопорядок

1.1. История возникновения и развития законности

Итак, законность — это постоянно развивающееся вместе с обществом и правом явление.

Еще древние римские юристы провозглашали: «Закон превыше всего», «Закон суров, но это закон». Эти высказывания наполнены смыслом и мудростью. Право в Древнем Риме считалось искусством добра и справедливости. Закон мыслился как идеал.

Контроль и надзор за соблюдением законов обычно являлись одними из важнейших направлений любого государства. Необходимо было контролировать уровень законности как народом, так и представителями власти.

Первое обращение к закону в истории нашей страны соответствует периоду зарождения государства и права на Руси. Формируется осознание важности и роли законности в общественном сознании, оно отражается в законодательной деятельности Древней Руси. Это проявилось в создании первого сводного акта древнерусского государства – «Русской правды» для обеспечения законности правосудия.

Главная роль закона в обеспечении защиты прав и свобод личности, необходимость существования целой системы методов для обеспечения законности и правопорядка являются следствием многолетнего генезиса категории законности. В современном мире спустя многочисленные трансформации общественного строя мы видим сохранение интереса к этой категории. Законность воспринимается в принятом в развитых обществах демократическом понимании, без признаков той или иной идеологии. Можно наблюдать отражение принципов законности в нормативно-правовых актах, начиная с Конституции РФ.

1.2. Признаки законности

Понятие законности рассматривается многими учеными-юристами с разных сторон: оно может выступать в качестве принципа, средства и режима. Но нет сомнения, что законность является необходимым, существенным, неотъемлемым свойством правового регулирования, без которого оно не может существовать и мыслиться.

Однако, несмотря на всю свою разносторонность, можно вывести достаточно точное и лаконичное определение. По мнению В.Н. Протасова, законность – это правовой режим общественной жизни, состоящий в строгом, неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами права юридических предписаний, установленных демократическим правовым государством.

Следует уделить особое внимание тому, что можно подразумевать под «соблюдением». Так, мы можем понимать соответствие деятельности субъектов права юридическим нормам. Но в литературе поднимается проблема недостатка определений законности только через соблюдение законов. Они не касаются вопроса об основных чертах самих законов. Однако законы бывают как справедливые, гуманные, так и противоречащие справедливости. Некоторые ученые-юристы считают, что нельзя согласиться с тем, что соблюдение таких законов — это законность. Законность должна распространяться не только на область действия законов, но и на законотворчество и все правотворчество. Следовательно, хоть и соблюдение законности является одним из существенных элементов законности, одного его недостаточно, существуют какие-то универсальные принципы справедливости и морали (писаные или неписаные).

С другой стороны, не существует идеальных, безукоризненных законов. Тем не менее, это не может являться доводом для их несоблюдения, нарушения. Нельзя выбирать, какие законы справедливы, а какие нет, какие нужно соблюдать, а какие можно и нарушить.
Выделяется такое явление, как конституционная законность. Под конституционной законностью понимается система юридических средств, обеспечивающая действие всех субъектов права на основе Конституции и в соответствии с ее требованиями. Следуя этому определению, сама Конституция должна содержать эти незыблемые моральные принципы, принципы справедливости, равноправия и свободы и гарантировать их. Однако, в некоторых странах, например в США и Норвегии, суд общей юрисдикции может признать закон неконституционным, а, следовательно, и несправедливым, но, тем не менее, в наибольшем количестве стран проверка конституционности закона остается вправе только за Верховным Судом после предоставления соответствующего запроса.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся дискуссии и разрабатываются новые подходы к пониманию и решению данной проблемы.

1.3. Принципы законности

Основными принципами законности выступают:

а) всеобщность требований законности;

б) непременное верховенство закона над всеми иными нормативно-правовыми актами подзаконного характера, которые должны создаваться исключительно в соответствии с законом. Приоритет закона исходит вследствие того, что он является прямым выражением народной воли.

В законодательной практике России нередки противоречия между подзаконными и законными актами, что сказывается на уровне законности в нашей стране. Нарушение принципа господствующего положения закона — серьезная проблема, требующая немедленного и эффективного решения.

в) единообразие законности. Оно направлено на противостояние влиянию региональных и местных органов власти, потому что законность должна быть одинаковой во всем государстве. Государственные органы обеспечения законности и правопорядка должны иметь централизованное подчинение.

Проблема единства законности в связи с увеличением сепаратизма регионов и самостоятельности отдельных субъектов власти не решена в настоящий момент. Исключительно федеральная законность готова обеспечить равную правовую защиту всех регионов государства.

В России также часто встречаются противоречия местных законов федеральным. Создается «местная» законность. Однако обязательное условие законности – она должна быть одна, общая.

г) гарантия основных прав и свобод граждан. Законность помогает уважать и защищать права граждан, а также бороться с нарушениями этих прав. Ст. 2 Конституции РФ утверждает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

д) неизбежность расплаты за противоправное деяние. Законность обеспечивается неотвратимостью наказания, из этого следует его результативность.

Мысль потенциального правонарушителя о том, что ни одно преступление не окажется безнаказанным гораздо эффективнее способствовало бы утверждению законности и правопорядка, снижению преступности, чем суровость расплаты. Необходимо принимать меры, которые поддерживали бы неотвратимость ответственности за совершение любого правонарушения.

е) непозволительность замещения законности целесообразностью. Если оценивать закон в аспекте целесообразности, задаваться вопросом необходимости и наличия личной заинтересованности и решать, стоит его исполнять или нет, то в обществе установить правопорядок будет невозможно.

ж) взаимосвязь законности и культурности. Законность – зеркало правовой культуры общества. Несоблюдение и нарушение законов – одно из проявлений низкого уровня правовой культуры и неразвитости государства. Следовательно, соблюдение законов — способ поднятия степени правовой культуры, формирования правосознания народа, и наоборот: повышение уровня культуры положительно влияет на ситуацию законности.

1.4. Понятие правопорядка

С законностью тесно связан правопорядок. Порядок в целом – достаточная степень налаженности, структурированности, организованности какой-либо сферы общественной жизни. Понятие «правопорядок» складывается из двух слов «право» и «порядок», то есть значение права – создавать четкую степень порядка во взаимоотношениях между людьми и объединениями людей.

Правопорядок есть часть общественного порядка. Общественный порядок обуславливает соблюдение как правовых, так и иных социальных норм, действующих в обществе (например, корпоративных норм, обычаев), а правовой порядок является его центральным элементом, так как большое количество наиболее важных общественных отношений регулируется и охраняется правом (например, права и обязанности человека и гражданина, административные, семейные отношения и другие). Не нуждаются в правовой регламентации и не подвергаются контролю права личные, интимные, дружеские отношения.

Выделяют следующие признаки правопорядка:

1) Определённость: формирование правопорядка на определенных нормах;

2) Организованность: возникновение правопорядка при необходимости организационной деятельности государства;

3) Государственная гарантированность: правопорядок обеспечивается государством и охраняется им от правонарушений;

4) Стабильность: так как правопорядок основывается на правовых нормах, то он должен быть стабильным, устойчивым;

5) Единство. Также как и законность, правопорядок одинаков на территории всей страны, как в центре, так и в ее субъектах.

Формирование и стабильную деятельность правопорядка сопровождают различные препятствия (в частности, правовой нигилизм, коллизии в праве, пробелы в праве и т.д.), которые могут помешать удовлетворению правомерных интересов граждан. Для нормального функционирования правопорядка создается такая система правовых средств, которая позволяет наиболее упорно и гарантированно бороться с этими препятствиями, так как отдельно взятые правовые средства не могут обеспечить должный правопорядок в обществе.

Таким образом, правопорядок – характерная черта организованности социальной сферы, результат воздействия на нее системы правовых средств и итог действия законности.

2. Гарантии и способы обеспечения законности и правопорядка

2.1. Понятие гарантий

Существуют особые механизмы, с помощью которых становится возможным, реализуется и поддерживается режим законности. Гарантии законности и правопорядка – факторы их достижимости, результативности, способствующие их укреплению. Это совокупность мер, созданных поддерживать законность и правопорядок в обществе.

Определяют несколько видов гарантий: общие и специальные (юридические). К общим гарантиям относятся: экономические, общественные, политические, организационные, социальные и идеологические. К специальным гарантиям относятся прокурорский надзор, правосудие, юридическая ответственность за совершение правонарушения и другое. Далее подробнее рассмотрим каждый из этих видов.

2.2. Виды гарантий

Позитивное и негативное влияние условий состояния экономики страны влияет и на состояние законности и правопорядка, так как экономика как явление базисного порядка (складывающееся независимо от воли людей) имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки (идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием). Например, такими условиями могут быть экономический уровень жизни населения, рыночные отношения, предпринимательство и другое. Одним из проявлений этого влияния может стать, к примеру, экономический кризис, что сопровождается ростом преступности, снижением уровня жизни населения, и, как следствие, меньшей заинтересованности населения соблюдать законы из-за их «невыгодности», возникают массовые волнения.

Политические гарантии характеризуются высоким уровнем политической стабильности общества, добросовестной и справедливой деятельностью всех властных структур и общественных институтов. Легальная и легитимная власть позволяет укрепить законность и правопорядок, способствовать защите прав личности. Однако неблагоприятная конъюнктура ведет за собой разногласие между различными политическими силами, раздор, нарушение здорового функционирования политической и правовой систем.

Уровень законности и правопорядка зависит в очень многом от приоритета определенной идеологии, верховенства обусловленных мировоззренческих убеждений в обществе, характера правовой культуры и степени правосознания, — это и относится к идеологическим гарантиям. Принципы демократии, идеология гуманизма, высокий уровень правовой культуры могут влечь за собой положительное отношение населения к действующим в демократическом государстве законам. С другой стороны, давящее, авторитарное правление, злоупотребление законодательной властью, негуманная идеология и низкий уровень правосознания в обществе могут предопределять непослушание граждан, несоблюдение ими законов, массовые беспорядки. Просветительская деятельность, правовое воспитание граждан, пропаганда уважения правовых ценностей тоже являются идеологическими гарантиями. Необходимо также поднимать уровень правовой культуры особенно у профессионального аппарата, государственных служащих, направлять их на обязательное соблюдение законов, неуважение к коррупции.

Социальные условия также влияют на уважение граждан к закону. Низкий уровень жизни населения, бедность, ярко выраженное социальное неравенство, высокий уровень загрязнения окружающей среды также отражаются на степени законности и правопорядка, из-за этих факторов обостряются социальные конфликты. Укрепить законность можно только в итоге создания прочной социальной стабильности, полноценной защите социальных прав и свобод граждан.

Общественными гарантиями является просветительская деятельность общественных институтов, средств массовой информации, объединений по выявлению фактов противозаконных действий. Общественность, публикуя и распространяя важнейшую информацию, стремится доступным языком донести до всех членов общества принципы законности и необходимость соблюдения законов. Также негосударственные организации могут выявить такие правонарушения, на которые могут «закрыть глаза» правоохранительные органы, тем самым привлекая их внимание и понижая уровень преступности.

Под организационными гарантиями понимается организационная деятельность правоохранительных и других государственных органов, которая стремится обеспечить законность и правопорядок в обществе, предотвращение правонарушений.

Юридические гарантии более точны и конкретны. Юридическая гарантия – это установленное юридическими нормами или индивидуальным правовым соглашением специальное правовое средство, направленное на обеспечение реализации субъективного юридического права или охраняемого законом интереса. В основном к ним относят деятельность правоохранительных органов и органов правосудия. Рассмотрим их более подробно на примерах деятельности таких правоохранительных органах как прокуратура Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»: » Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации». Целями органов прокуратуры является:

1) Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

2) Надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля над обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; судебными приставами; администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

3) Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Основными, наиболее важными полномочиями прокурора, которые прямо способствуют обеспечению законности, можно выделить такие, как возбуждение дел о правонарушениях, требование привлечения нарушивших закон лиц к юридической ответственности, пресечение нарушения закона, протест на противоречащие закону правовые акты, обращение в суд с требованием о признании таких актов недействительными; внесение представлений об устранении нарушений законности.

К деятельности Федеральной службы безопасности мы можем отнести борьбу с преступностью, проведение мероприятий по выявлению и пресечению преступлений и незаконной деятельности общественных объединений, преступных групп и отдельных лиц.

Итак, для обеспечения реализации права существует множество гарантий: общественные гарантии служат для доступности сведений о нарушениях для общества, организационные гарантии предполагают обеспечение законности специальными структурами и так далее.

2.3. Основные способы обеспечения законности и правопорядка

Многие научные деятели юриспруденции выделяют отдельно способы обеспечения законности и правопорядка. Под ними понимают определенную, целенаправленную деятельность государственных органов, отдельных лиц и общественных объединений по недопущению, предотвращению правонарушений, привлечению к ответственности лиц, переступивших закон и восстановлению нарушенных прав. Так, Васильев А.В. к таким способам относит:

  1. Контроль над законностью решений судов;
  2. Надзор специализированными органами власти за соблюдением прав и свобод граждан, прописанных в Конституции РФ;
  3. Создание соответствующего интересам граждан законодательства, которое регулирует общественные отношения на справедливом уровне;
  4. Надзор за законностью деятельности исполнительных органов власти;
  5. Предотвращение правонарушений органами защиты правопорядка, привлечение виновных к ответу и осуществление наказания, возрождение справедливости

Итак, подытожив все вышесказанное, в совокупности мы можем выделить:

1) Надзор — это функция государственных органов по систематическому наблюдению за соблюдением законов и иных нормативных актов для того, чтобы обеспечить законность, правопорядок и безопасность граждан.

2) Контроль — это функция государственного управления как определенная стадия в цикле управления, проверка на соответствие деятельности государственных органов, должностных лиц, общественных объединений и граждан установленным нормам права.

3) Контрольно-надзорная деятельность – деятельность, обеспечивающая взаимодействие между органами контроля и надзора вместе с теми органами, объединениями и лицами, которые являются подконтрольными и поднадзорными.

3. Значение законности и правопорядка.

3.1. Значение законности и правопорядка для каждого государства

Безусловно, высокий уровень законности и правопорядка играет огромную роль в развитии каждого государства. Высокий уровень законности способствует:

А) Строгой, точной, упорядоченной и справедливой деятельности профессионального аппарата, государственных органов, структур, чиновников;

Б) Укреплению и усилению влияния правового государства и институтов гражданского общества;

В) Обеспечению правотворческого и правоприменительного процессов;

Г) Благоприятному развитию экономического курса;

Д) Упрочение гарантий и реализация прав и свобод человека;

Е) Понижению уровня преступности, коррупции в обществе;

Ж) Формированию правовой культуры как общества в целом, так и отдельной личности.

3.2. Значение законности и правопорядка для современной России

Неоспорим тот факт, что России, как и многим другим развитым и цивилизованным странам, необходимо поддерживать законность и правопорядок в обществе. В частности, в экономической сфере, где господствует теневая экономика со своими правилами, в политической сфере, где ведется информационная война, особенно не хватает должного уровня законности. Низкий уровень правопорядка сказывается на международном престиже нашей страны: во многих иностранных источниках массовой информации часто создается и распространяется негативный образ России, господство криминала и коррупции. Широко распространен правовой нигилизм.

Не соблюдаются основные принципы законности, например, единство законности: на местах часто издаются законы, противоречащие федеральному законодательству. В то же время не должно происходить централизации федеральной власти, ущемление интересов субъектов. Также не соблюдается принцип неотвратимости наказания за совершение правонарушения, даже не смотря на то, что в Российской Федерации не отменена смертная казнь. Злоумышленник не осознает наказуемость его деяния. Все это так или иначе складывается на существующем уровне законности и правопорядка.

Заключение

В настоящее время наша страна находится в условиях разгорающихся противоречий, конфликтов как внутри государства, так и на международном уровне. Это приводит к увеличению числа правонарушений, совершение преступлений становится обыденностью.

Эти проблемы создают перед органами государственной власти определенные задачи по эффективному, адаптированному к постоянному изменению экономических, социальных и политических реалий, обеспечению законности и правопорядка.

Только органически взаимодействующая совокупность гарантий и других способов обеспечивает законность.

Проблема уничтожения нарушений законности является одной из наиболее острых и обширных в настоящее время. Для ее устранения необходимо устранить объективные факторы, создающие положения для несоблюдения законов. Основными предпосылками укрепления законности и правопорядка являются развитие демократических институтов, достижение социальной стабильности в обществе, воспитание населения в духе уважения к законам.

Список использованной источников

Нормативно-правовые акты:

1) Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М.:Проспект, 2016.

2) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»

3) Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция)

Учебники и учебные пособия:

1) С.С. Алексеев Теория права. – М., 1995.

2) А.В. Васильев Теория государства и права: курс лекций — М.: Флинта: МПСИ, 2008.

3) С.В. Васильева Конституционное право России: учебник. – М.: Эксмо, 2011

4) А. Б. Венгеров Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.

6) В. В. Лазарев Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001.

7) Н.И. Матузов, А.В. Малько Теория государства и права: учебник – М.: Юристъ, 2004.

8) А.В. Мелехин Теория государства и права — М. : Маркет ДС,

9) Л.А. Морозова Теория государства и права. — М.: Юристъ, 2002.

10) В.Н. Протасов Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014.

12) Н.В. Румянцев Специальные административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в современных условиях : монография/ Румянцев Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

13) О.Ф.Скакун Теория государства и права: Учебник. — Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000.

14) Д. М. Фельдман Эдиционная практика и проблемы текстологии. М.: РГГУ, 2006.

Специальная литература:

1) А.А. Кюрегян Принципы верховенства права // Молодой ученый. — 2016. — №9

2) М.С. Эдиев История закрепления принципа законности в государственном управлении в отечественном законодательстве // Молодой ученый. — 2014. — №1.

Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 495 с.

Теория государства и права. Морозова Л.А. М.: Юристъ, 2002. — 414 с.

Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 495 с.

Протасов В.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 495 с.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»

Определяя гарантии законности в условиях демократического правового социального государства, когда сам народ абсолютным большинством своих голосов определяет свои законы социально-экономических взаимоотношений, можно выделить общие и специальные гарантии, или неюридические и юридически защищённые права граждан, которые можно отстаивать в суде. То есть к юридическим или специальным относятся установленные законом условия и факторы определяющие социальные гарантии оказывающие непосредственное воздействие на процесс установления конкретных социальных гарантий и упрочения функционирования режима правовой законности и правопорядка для реального установления и формирования определённых прав и свобод граждан.
А к неюридическим или общим гарантиям, которые юридически не закреплены законом, относятся те объективно сложившиеся в обществе морально-нравственные и психологические, интеллектуально-духовные и политические, социально-экономические и идеологические, правовые и организационные правоотношения, а также прочие условия, отношения и факторы, которые оказывают лишь опосредованно формальное декларирование с необязательным исполнением всех процессов при формировании установок для реализации прав и свобод граждан. Тем более, если нет конкретных количественных, временнЫх и прочих характеристик необходимых для реализации гарантий законности.
Но классифицируя гарантии законности в зависимости от степени влияния на процесс установления и реализации правовой законности в стране можно формировать и реально защищённые законом права граждан, например на конкретные социально-экономические гарантии по количеству и квалификации труда от общей мессы производимых в обществе средств для жизни, организационные нормы политических и идеологических правоотношений, и даже нормы психологических и морально-нравственные взаимоотношений граждан в обществе.
Возможно целесообразно использовать и деление гарантий законности на организационно-регулирующие и правоохранительные. К организационно-регулирующим гарантиям относятся все правоотношения в обществе и государстве оказывающие формальное, посредственное влияние на становление режима законности на социальные, экономические и политические взаимоотношения. К правоохранительным гарантиям законности принадлежит вся деятельность граждан, общественных объединений и государственных органов направленных на точное исполнение и соблюдение закона в государстве с конкретными процессуально-юридическими нормами и статьями для применения соответствующих правоотношений к нарушителям закона.
Все гарантии законности реализуются в определенных формах правовой деятельности, направленной на обеспечение законности в правовом государстве и к ним могут относиться:
1. Деятельность Конституционного Суда по обеспечению конституционной законности.
2. Обеспечение правосудия независимым судом и подчинение его букве закона избранному абсолютным большинством населения страны.
3. Действие других правоохранительных органов по обеспечению неотвратимости ответственности и соблюдение презумпции невиновности, обеспечение справедливости и законности наказания.
4. Деятельность государственных органов и общественных объединений по обеспечению законности в сфере своей деятельности.
5. Деятельность граждан по защите своих прав законными средствами и выполнение своих юридических обязанностей во исполнение принятого народом закона.
К юридическим средствам обеспечения регулятивного действия законности могут относится все действия осуществляемые на основании и во исполнение принятых народом законов, нормотворческая деятельность населения и средства индивидуально-правового регулирования (законодательной инициативы от депутатских запроса, от внесения протестов, жалоб и пр.) Социальноправовой контроль должен выражаться в первую очередь в использовании системы разделения властей и обусловливающий ее принцип сдержек, противовесов и защиты от незаконных действий кого бы то ни было.
В центре внимания правоведения может быть и разработка системы юридических гарантий законности для закрепления социальной справедливости, к числу которых относятся:
а) закрепление основ общественного и государственного строя, важнейших прав и обязанностей граждан, принципов правовой системы в конституции страны;
б) соответствие текущего законодательства нормам конституции, верховенство законов по отношению ко всем иным актам государственных органов;
в) высокая юридическая техника правотворчества, кодификации и инкорпорации законодательства, ясность и доступность нормативно-правовых материалов;
г) централизованный прокурорский надзор за всеобщим соблюдением законов, единством их понимания и применения на всей территории страны;
д) независимость суда и подчинение его только букве закона, правосудие как высшая юридическая гарантия прав граждан и подзаконности административной деятельности;
е) безусловное право граждан на жалобу, возможность обращения за защитой в суд при нарушении конституционных гражданских прав и публичность судопроизводства;
ж) прогрессивная система образования для развития правосознание населения, правовой культуры0 работы государственного аппарата, учреждений и организаций, для юридической информированности граждан.
Однако вопрос о понятии и составе гарантий законности, обеспечивающих нормальное функционирование всего механизма законности для формирования общества социальной справедливости, пока не получил однозначного решения в юридической науке современной России.

Функция правопорядка – это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране – задача всего государства, всей системы органов.

Природоохранительная (экологическая) функция.

Природоохранительная функция – жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового масштаба в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды. В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов, почвы производственными и бытовыми отходами.

В Великобритании, России, Казахстане, на Украине и других государствах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушения их требований.

Внешние функции государства, представляющие собой основные направления его деятельности на международной арене.

Эти функции призваны решать следуюшие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различают две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами – это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет ООН (Организация Объединенных Наций) и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный совет ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных, экономических отношений. Сферой международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд и др.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связанны друг с другом. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

Возникшее в 1991 году Содружество Независимых Государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних неразрывных экономических взаимосвязей. Переход к более организованному государственному сотрудничеству между ними в области политической, социальной, культурной и других – дело времени, разумное использование опыта мировой цивилизации.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современны государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности – постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства и другие.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.).

К внешним функциям государства относится сотрудничество в области охраны окружающей среды.Это сотрудничество объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Эта деятельность проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов.

Оборонная деятельность государства составляет важное направление его деятельности. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Понятие функции обороны страны емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддерживанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Оборонная деятельность базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений, а именно:

  1. Укрепление оборонной мощи страны

  2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности

  3. Охрана государственных границ

  4. Организация гражданской обороны

  5. Военное обучение запаса вооруженных сил

Взаимодействие функций обороны с другими функциями государства можно представить на некоторых примерах.

Взаимодействие функции обороны с экономической функцией выражается в том, что посредством эффективной экономической деятельности государство обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объектов, развивает оборонную промышленность.

Взаимодействие функции обороны с социальной функцией государства позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей.

Посредством взаимодействия функции обороны страны с функциями охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества, охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей.

Благодаря тесному взаимодействию оборонной деятельности государства с его внутренними функциями, с одной стороны, успешно решаются задачи укрепления обороноспособности страны, а с другой – обеспечиваются благоприятные условия для мирного созидательного труда во всех странах внутренней жизни страны.

Таким образом, функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при неприменном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

Современная классификация функций российского государства.

Как известно, в юридической литературе существует множество классификаций функций государства. Это объясняется различными классификационными критериями. В качестве оснований классификации нередко избираются объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения.

С переходом нашей страны к рыночным отношениям, свободному предпринимательству и конкуренции, признанием каждого быть собственником, с проведением политической реформы и утверждением демократической государственности происходит эволюция и внешних и внутренних функций российского государства.

По мнению Ю.А. Тихомирова, генеральной тенденцией в развитии современных функций российского государства являются саморегулирование, самоорганизация, самодеятельность. Он считает, что государство выполняет теперь меньший по объему, но обновленный набор функций. При этом, регулирование некоторых общественных процессов осуществляется жесткими императивными методами (налоговой политикой, установлением правил конкуренции и др.)*.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному российскому государству присущи следующие

*Тихомиров Ю.А. Государственность: крах или воскрешение // государство и право. – 1992. — № 9. – с. 31.

внутренние функции:

  • обеспечение народовластия;

  • экономическая;

  • социальные функции;

  • налогообложение;

  • экологическая функция;

  • функция охраны прав и свобод граждан;

  • обеспечение законности и правопорядка.

Л.А. Морозова выделяет в качестве самостоятельных функций обеспечение народовластия; налогообложения и взимания налогов. Внешние же функции претерпели большие изменения. В частности, появились самостоятельные функции борьбы с международными преступлениями; международной охраны окружающей среды, а также, как считает Л.А. Морозова, функция интеграции в мировую экономику*.

Касаясь функции обеспечения народовластия, следует отметить, что теория государства и права до самого последнего времени пыталась обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений, государственных, через которые осуществляется функция народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом, уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а также осуществления народом своей власти непосредственно, через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функции публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание функций обеспечения народовластия составляют:

— реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчество);

— обеспечение государственного суверенитета;

— официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъекта права.

Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и

*Морозова Л.А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. – 1993. — № 6. – с. 98-108

обществом, зависимость государства от общества и ответственность перед ним.

— защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения конституционного строя.

Экономическая функция современного российского государства существенно отличается от хозяйственно-организаторской. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства сейчас имеет определенные пределы, а именно сводится к:

а) выработке экономической политики;

б) управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность;

в) установлению правовых основ рынка и ценовой политики, обеспечению равноправия всех форм собственности, правовой защите собственности и др.;

г) регулирование внешнеэкономических отношений государства.

Как известно, в периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Как показывает опыт, экономическая реформа, реализуемая в России, не может быть результативной без активного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда – большое количество законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые в стране.

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение – обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении. Важной частью социальной функции является осуществление социальной защиты тех, кто нуждается в государственной поддержке: инвалидов, пожилых людей, многодетных семей, сирот, безработных, беженцев и др.

В Российской Федерации принят ряд важных законов, других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан. Например: Закон о занятости населения в РСФСР от 19 апреля 1991г., Закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 15 мая 1991 г. и др.

В реализации социальной функции в РФ большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения.

Непосредственно примыкает к социальной политике экологическая функция, которая обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Важнейшая функция государства – налогообложение и взимание налогов. Принят Закон об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1992 г., где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, льготы по налогообложению, взимания налогов в Российской Федерации.

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в разряд приоритетных функций защиты прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Декларацией прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года человек объявляется высшей ценностью, а соблюдение и защита его прав и свобод – главная обязанность государства.

Конституцией РФ закреплены основные права и свободы человека. Они признаются в качестве неотчуждаемых, принадлежащих ему от рождения. Государство гарантирует каждому судебную защиту его прав, свобод и законных интересов, в том числе право обращаться в международные органы, если гражданину было отказано в защите его права в российских судебных инстанциях.

Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается системой правоохранительных органов, прежде всего органами правосудия, внутренних дел, государственной безопасности. Надзор за исполнением законов, за исполнением законности на территории Российской Федерации возложен на органы прокуратуры.

Рассматриваемая внешние функции российского государства, следует отметить, что интеграция России в мировое сообщество изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях.

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало возможным с ослаблением напряженности между государствами и перехода России к рыночным отношениям. Эта функция основывается на признании экономической взаимозависимости государств в современном мире.

Проблема экономической интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело к созданию в нашей стране механизма внешнеэкономической деятельности.

Однако отсутствие в нашей стране сложившейся рыночной экономики в универсальном понимании (рынок капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику.

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функцией интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.

Несовместимость экономических систем различных типов общества, а также ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые в прошлом странами Запада по политическим соображениям, не позволяет наладить отношения партнерства. Переход к партнерству во внешнеэкономических отношениях поставил перед Россией новые проблемы государственно-правового характера. Наиболее важной из них является защита собственности и иностранных инвестиций в России.

В области защиты права собственности изданы такие важные законы, как Закон о собственности, Патентный закон, Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

В настоящее время широкое распостранение получили совместные предприятия с иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения в страну иностранных инвестиций.

Функция обороны современного российского государства базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности России, а ее Вооруженные Силы предназначаются исключительно для защиты независимости и территориальной целостности государства, а также для выполнения международных обязательств.

В Российской Федерации принят специальный Закон об обороне от 24 сентября 1992 года, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важных функций государства.

Функция поддержки мирового порядка предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Функции поддержки мирового порядка охватывают и такую сферу, как участие мирового сообщества в урегулировании международных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. События в Югославии, конфликт между Арменией и Азербайджаном, военные действия в Чечне – яркие примеры межэтнических конфликтов.

Наша страна сотрудничает с другими государствами в вопросах сохранения и защиты окружающей среды.

Таким образом, сотрудничество России с другими государствами на международной арене обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в международном общении.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Добавить комментарий