Охрана земель сельскохозяйственного назначения

Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается охрана их правовыми средствами, т.е. путем установления прав и обязанностей по отношению к земле государственных органов, предприятий, учреждений, юридических лиц и граждан.

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и правовых актах субъектов РФ. Так, ст. 12 ЗК РФ устанавливает, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Цели охраны земель:

  • – предотвращение деградации, загрязнения и захламления земель, нарушения почвенного слоя и других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
  • – обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению и другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование земель и предотвращение их необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель и повышение плодородия почв.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения обязаны проводить мероприятия:

  • – по сохранению почв и их плодородия, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель;
  • – защите земель от водной и ветровой эрозии (Федеральный закон «О мелиорации земель»), селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
  • – защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
  • – ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель, содействовать проведению почвенного, геоботанического, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель;
  • – сохранению достигнутого уровня мелиорации;
  • – рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
  • – сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель сельскохозяйственного назначения и обеспечения их плодородия разрабатываются и реализуются федеральные, региональные и местные программы обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и иных условий.

Важную роль в обеспечении охраны земель сельскохозяйственного назначения играют проводимые мероприятия по повышению их плодородия (Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»). Осуществление мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения является расходным полномочием субъектов РФ. Отдельные мероприятия в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения могут финансироваться из федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки состояния плодородия почв Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных химических, бактериальных и радиоактивных веществ в почве (ст. 13 ЗК РФ).

Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (Федеральный закон от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»),

Земельным законодательством предусмотрены виды стимулирования рационального использования и охраны земель:

  • – выделение бюджетных средств для восстановления плодородия земель;
  • – компенсация убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, вследствие стихийных бедствий, изъятий земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
  • – полная или частичная компенсация собственникам земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.

Повышенные цены на экологически чистую сельхозпродукцию являются значительным стимулом для обеспечения охраны земель и повышения их плодородия.

Введение экономического стимулирования охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в защите земель от негативных последствий хозяйственной деятельности.

Охрана прав пользователей землей заключается в охране прав и законных интересов субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей. Нарушение права пользователей землей подлежит восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Так как земли сельскохозяйственного назначения являются основной производственной частью земельного фонда РФ и занимают особое место, для них устанавливается и особый охранительный режим. Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

  • а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;
  • б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;
  • в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель.

Законодательство РФ предусматривает следующие виды ответственности за нарушения правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

Административная ответственность. Согласно ЗК РФ и КоАП РФ данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды. Наложение штрафов на виновных не снимает с них обязанности по устранению нарушения. Вынесение предупреждений и наложение штрафов осуществляется специально уполномоченными государственными органами (Росреестром, Росприроднадзором, Россельхознадзором).

Уголовная ответственность. Привлечение к уголовной ответственности за правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения предусмотрены ст. 254 УК РФ «Порча земли». Данной статьей предусмотрена ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде (наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет; те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, – ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок, а деяния, предусмотренные настоящей статьей, повлекшие по неосторожности смерть человека, – лишением свободы на срок до пяти лет).

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий: ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного; при возникновении имущественного вреда; если имеется вина причинителя.

Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Охраной земель называется комплекс мер, который применяется для предотвращения и ликвидации действия негативных и разрушительных для почвы факторов. Так как земля — важнейший компонент окружающей среды и незаменимый природный ресурс, то целью охраны земель является его сохранение (ч.1 ст.13 ЗК РФ). Основной ценностью земель сельскохозяйственного назначения являются их плодородные почвенные слои.

А потому все мероприятия охраны данных земель будут направлены на то, чтобы предотвратить и ликвидировать истощение, загрязнение, деградацию почвы. Еще одной целью является способствование восстановлению и улучшению плодородия почвы и ее рациональному использованию (ст.12 ЗК РФ). В данной деятельности задействованы как государственные органы власти различных уровней, так и юридические и физические лица.

Содержание охраны земель

Закон обязывает лиц, пользующихся земельными участками на правах собственности или аренды, предпринимать действия, которые будут:

  • благотворно влиять на воспроизводство плодородных свойств земель сельхозназначения;
  • укреплять защиту территории от эрозии (ветровая и водная), подтоплений, иссушений, заболачиваний, загрязнений (в том чисел отходами производства);
  • сохранять уровень мелиорации и препятствовать зарастанию участков деревьями, кустарными и сорными растениями (ч.2 ст.13 ЗК РФ).

Если на земельном объекте производятся строительные работы или деятельность по использованию недр, и по этой причине нарушается плодородный слой почвы, то его снимают и используют для добавления в менее эффективную землю для повышения ее плодородия. Бывают случаи, когда вследствие стечения обстоятельств или недобросовестного отношения собственника, качество земли ухудшается. И тогда на него возлагается обязанность произвести рекультивацию этих земель.

Рекультивация сельскохозяйственных земель

Рекультивация предназначена для того, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию земельных участков и восстановить их плодородные свойства. Для этого земли должны быть приведены в то состояние, в котором они будут пригодны для использования в соответствии со своим целевым предназначением. В число самых распространенных целей рекультивации входят:

  1. Восстановление плодородных слоев почвы.
  2. Работы по созданию лесных защитных насаждений.
  3. Ликвидация последствий загрязнения сельхоз земель (ч.5 ст.13 ЗК РФ).

Отличительной особенностью рекультивации сельскохозяйственных земель, при условии, что требуется восстановить плодородный слой почвы, является ее проведения в два этапа — технический и биологический (I.Общие положения ч.4 Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 — далее N 525, N 67). Первый этап — технический — включает в себя проведение работ по планировке земельного участка, устройству гидротехнических и мелиоративных сооружений, снятию негодного слоя почвы и нанесения нового. Окончательной целью работ первого этапа является подготовка к проведению биологических работ.

Биологический этап направлен на улучшение свойств почвы — биохимических, агрохимических, агрофизических и др. Данные работы проводятся в соответствии с проектом рекультивации, который должен быть одобрен государственной экологической экспертизой. Разрешение на осуществление этого проекта, а также на условия его проведения, дают органы, которые предоставили эти земли в пользование (I.Общие положения ч.6 N 525, N 67).

Какие мероприятия проводятся при рекультивации

Условно можно разделить все действия, проводимые на объекте рекультивации, на несколько направлений — исследовательские, подготовительные и, непосредственно, работы по улучшению земель. В зависимости от ситуации на земельном участке, перечень действий может меняться, но в основном он следующий:

  • проводятся картографирование, лабораторные обследования и проектно-изыскательные работы;
  • осуществляется государственная экологическая экспертиза нарушенного земельного объекта;
  • снимается, транспортируется и складируется (если нужно) плодородный слой почвы;
  • выравнивается и подготавливается поверхность объекта рекультивации;
  • токсичные породы проходят химическую мелиорацию;
  • если существует необходимость, то приобретается плодородный слой почвы;
  • на подготовленную поверхность наносится плодородный слой земли;
  • если появились послеусадочные признаки, то они ликвидируются;
  • все объекты предыдущей деятельности пользователя земли, при ненадобности, убираются с территории;
  • с территории удаляются строительный мусор и производственные отходы, которые впоследствии складируются или захороняются;
  • размещение сети водоотвода и дренажа;
  • засаживание участка земли саженцами;
  • если планируется создание на рекультивируемой территории водоемов, то подготавливаются соответствующие места;
  • восстанавливается плодородие земли;
  • осуществляется прием-передача участка земли соответствующими комиссиями (I.Общие положения ч.7 N 525, N 67).

Плодородие сельскохозяйственных земель

Для того, чтобы почва принесла урожай сельскохозяйственных культурных растений, она должна быть способной обеспечить их потребности в тепле, воздухе, воде, а также питательных веществах, физико-химической и биологической среде. Такая способность почвенного слоя называется плодородием. Государство активно старается обеспечить поддержание и улучшение уровня плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Для реализации федеральных программ по повышению плодородия, необходимо обеспечить для этих целей законодательную базу. Именно этим занимаются органы государственной власти субъектов РФ, которые разрабатывают и принимают соответствующие законы и нормативно-правовые акты. А обязанность по разработке, утверждению и реализации федеральных программ возложена на соответствующие государственные органы власти РФ.

Органы местного самоуправления могут выполнять лишь те полномочия по повышению плодородия сельскохозяйственных земель, которые были им делегированы, с последующим материальным и финансовым обеспечением для реализации этих целей (гл.II N 101-ФЗ). Собственники и пользователи сельскохозяйственных участков имеют как права, так и обязанности при пользовании землей.

Права:

  1. Проводить на участках мероприятия технической, химической, санитарной направленности, которые будут способствовать улучшению плодородия.
  2. Быть информированными о состоянии плодородия почвы и динамике его изменения.

Обязанности:

  1. Осуществлять производство сельскохозяйственной продукции так, чтобы оно способствовало улучшению плодородия почвенного слоя и не влияло негативно на окружающую среду.
  2. Соблюдать правила и нормы в сфере улучшения плодородия. При использовании агрохимикатов информировать об этом органы исполнительной власти.
  3. Оказывать содействие в обследовании сельскохозяйственных земель.
  4. В случае загрязнения или деградации земельного участка, уведомлять об этом соответствующие органы власти (гл.III N 101-ФЗ).

Для обеспечения плодородия осуществляется деятельность по следующим направлениям:

  • разрабатываются и реализуются федеральные и региональные целевые программы;
  • проводится мониторинг и учет показателей плодородия земель и создаются соответствующие банки данных;
  • осуществляется государственное нормирование плодородия данных земельных участков;
  • разрабатываются планы проведения мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия, а также для реабилитации загрязненных земель;
  • осуществляется финансирование программ;
  • производится контроль за качеством и безопасностью применения используемых агрохимикатов (ст.11 N 101-ФЗ).

Государственная поддержка в данной сфере выражается в утверждении тех государственных заказчиков, которые осуществляют закупки в сфере:

  • поставки, производства агрохимикатов для производителей сельскохозяйственной продукции;
  • добычи торфа и производства продуктов его переработки;
  • производства оборудования для осуществления мероприятий технической, химической, санитарной направленности для улучшения показателей плодородия.

Мелиорация сельскохозяйственных земель

Очень эффективным методом при повышении плодородия земель является мелиорация. Она применяется для того, чтобы коренным образом улучшить состояние земель, используя для этого ряд мелиоративных мероприятий. Они бывают:

В рамках мелиорации проектируются, строятся и вводятся в эксплуатацию мелиоративные системы, гидротехнические сооружения. Обводняются пастбища, создаются защитные лесные насаждения, проводятся работы по улучшению свойств почв. Проведение мелиорации планируется федеральным органом исполнительной власти, который управляет государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса. Причиной для проведения мелиорации являются либо заказы собственников участков, либо соответствующие федеральные или региональные программы (ст.24 N 4-ФЗ).

Сам процесс мелиорации должен соответствовать всем экологическим, строительным и санитарным нормам. Проект по проведению этого мероприятия разрабатывается органом исполнительной власти, который отвечает за нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса (ст.25 N 4-ФЗ). Для того, чтобы поддерживать состояние земель сельскохозяйственного назначения на должном уровне, а также улучшать его, государство финансирует сельское хозяйство средствами из федерального бюджета, часть их которых направляется на проведение мелиорации.

Инвентаризация нарушенных сельскохозяйственных земель

Инвентаризация нарушенных земель — выявление, учет и картографирование нарушенных земель с определением их площадей и качественного состояния.

Снятие и использование плодородных слоев почвы, а также наблюдение за нарушенными землями производится под бдительными контролем органов Роскомзема. Все организации, деятельность которых связаны с нарушением почвенного слоя, обязаны составлять отчет по состоянию на 1-е января и согласовывать данные с местными органами Минприроды РФ. До 5-го числа того же месяца общая статическая информация отправляется органам Роскомзема и Госкомстата РФ.

В свою очередь, органы Роскомзема направляют сводную статическую информацию об административных территориальных образованиях и по России в органы Госкомстата и Минприроды РФ. Физические лица предоставляют информацию о нарушении почвенного покрова сельскохозяйственных земель в порядке, утвержденном Роскомземом и Минприроды РФ. Минимум раз в десять лет проводится инвентаризация нарушенных земель. Она инициируется Роскомземом и Минприроды РФ по согласию органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Целью инвентаризации является сверка и уточнение учетных данных.

Охрана окружающей природной среды — одна из наиболее актуальных проблем современности. В ст. 4 Закона об охране окружающей среды компоненты природной среды определяются как объекты охраны окружающей среды. Следовательно, предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством. Окружающая среда, компоненты окружающей среды являются объектами правоотношений в сфере ее охраны. Предмет экологического права определяется аналогично как экологически значимое поведение людей, как общественные отношения, возникающие по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, а также охраны и использования животного мира.

Экологическое право — совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования природной среды для настоящего и будущего поколения людей. Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Благодаря действию системообразующих факторов экологического права «правовая работа» разделена между конкретными отраслями и нормами права, каждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие.

Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, а также об экологическом праве как учебной дисциплине.

Цель данной работы: изучение основ экологического права и ответить на поставленные вопросы.

В чем состоят особенности правовой охраны сельскохозяйственных земель

Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения — система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ).

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ является обязанностью собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков.

Целями охраны земель являются:

— предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности;

— обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

По мнению некоторых исследователей, правовое обеспечение рационального использования природных ресурсов в сельском хозяйстве базируется на государственном принуждении, так как основным инструментом обеспечения исполнения правовой нормы является институт правовой ответственности.

Однако, в сфере охраны земель сельскохозяйственного назначения, существует множество проблем которые не могут быть решены землепользователем самостоятельно. К таким вопросам относится, например, проведение комплексной мелиорации, создание системы метеостанций климатического мониторинга, обучение специалистов по охране земель и др.

Создание условий, необходимых для реализации мероприятий по охране земель, реализуется посредством системы государственного управления в сфере использования и охраны земель. Земельным законодательством разработаны виды стимулирования рационального использования и охраны земель, которые включают:

— выделение средств из федерального бюджета республик в составе РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компенсацию при снижении доходов в результате консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

— освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;

— компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в результате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохранные объекты;

— поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;

— установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;

— полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв. Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов РФ.

В связи с тем, что земли сельскохозяйственного назначения являются основной производственной частью земельного фонда России и занимают там особое место, то для них устанавливается и особый охранительный режим. Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;

б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;

в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель.

К нарушителям земельного законодательства в соответствии с ЗК РФ применяются следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная (гражданско-правовая) и специальная (земельно-правовая).

Административная ответственность. В статьях ЗК РФ и КоАП РФ установлено, что данный вид ответственности наступает за совершение таких правонарушений, как самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды.

В ЗК РФ указано, что уголовная ответственность устанавливается УК РФ.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и ин­тересам собственников, землепользователей и арендаторов земли не­зависимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Она наступает при соблюдении нескольких условий:

— ущерб должен причиняться противоправным поведением виновного;

— при возникновении имущественного вреда;

— если имеется вина причинителя.

Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Все указанные меры преимущественно закрепляются в нормах государственного управления в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Также существуют и другие мероприятия, способствующие правовому обеспечению охраны земель сельско-хозяйственного назначения: например, это целевые программы по развитию сельского хозяйства, сельскохозяйственного производства. В рамках данных направлений государственной деятельности происходит создание условий для совершенствования средств и способов земледелия, что в значительной степени способствует обеспечению охраны земель. Важным в данном случае является не сфера, в которой закреплена норма, а ее направленность — создание условий для предотвращения негативного воздействия на земли сельскохозяйственного назначения.

Можно сделать вывод, что правовое обеспечение охраны земель сельскохозяйственного назначения представляет собой единый комплекс взаимообусловленных между собой элементов: правовых норм по охране земель, почв, агроландшафтов, и механизма их реализации — юридически значимых мер: экономических, организационных, информационных, научно-технических, образовательных и средств их правоприменения, направленных на предотвращение снижения качественных и количественных характеристик земель сельскохозяйственного назначения.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

RATIONAL USE AND PROTECTION OF AGRICULTURAL LANDS

УДК: 332.363 DOI:10.24411/2588-0209-2020-10144

Мамонтова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, специалист по учебно-методической работе кафедры ЭТиМ ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», г. Москва, Россия

Аннотация. Проблемы в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время являются очень актуальными.

В статье рассмотрены вопросы касающиеся использования земель сельскохозяйственного назначения: структура земель сельскохозяйственного назначения, негативные природные воздействия влияющие на качество земель, собственники земель, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, проблемы вовлечения неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот, проблемы в системе земельно-ипотечного кредитования и другое.

Посредством использования широкого спектра научно-практических методов и системного анализа в работе сформулирован комплекс мер правового, организационного и управленческого характера для решения задачи обеспечения эффективности использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Summary. Problems in the use and protection of agricultural land are now very pressing.

Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, использование земель, рациональное использование, охрана земель, качество земель. Keywords: agricultural lands, use of lands, rational use, protection of lands, quality of lands.

Введение

Устойчивое социально-экономическое развитие России на основе рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения является актуальной и наиважнейшей проблемой.

Земли сельскохозяйственного назначения являются: основой для обеспечения продовольственной безопасности, как одной из главных составляющих национальной безопасности страны;

• основой для устойчивого развития агропромышленного комплекса России, а следовательно, поступательного роста и развития экономики страны;

• являются сферой существования и повышения уровня и качества жизни населения страны, обеспечивая получение экологически безопасной и биологически полноценной продукцией.

Отсюда следует важность представленного нами анализа рационального и экологичного использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской федерации.

Цели исследования

Выявить возможные пути и методы повышения уровня эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, при соблюдении мер охраны этих земель.

Методы исследования

Нами использовался разнообразный теоретико-методологический, статистический и другой инструментарий для анализа статистических данных, анализа правового и экономического механизмов использования и оборота земель, существующей практики введения в оборот земель сельскохозяйственного назначения; а так же системный подход для выработки основных рекомендательных положений по улучшению использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Результаты и обсуждения

Главные цели и задачи эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения заключаются в необходимости сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий и

агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв, соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

По состоянию на 1 января 2018 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составила 383,2 млн. га, из них земли сельскохозяйственных угодий составляли 197, 8 млн. га. Следовательно, площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 185.4 млн. га. При этом более 26% (101,4 млн. га) несельскохозяйственных угодий составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства, значительная часть которых (28 %) занята лесом.

Негативные воздействия. На значительной части сельскохозяйственных земель происходят негативные процессы: развитие эрозии, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, сорными и карантинными растениями. Эти негативные процессы приводят к неизбежно выводу земель из хозяйственного оборота, плодородные сельскохозяйственные угодья деградируют.

По результатам государственного учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения, осуществляемого федеральными государственными учреждениями, центрами и станциями агрохимической службы, центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, подведомственными Министерству сельского хозяйства России, площадь неиспользуемой пашни составляет 19,4 млн. га, из них около 9 млн. га заросло древесно-кустарной растительностью, около 0,5 млн. га подверглись заболачиванию и подтоплению. Но площадь пашни, пригодной для введения в сельскохозяйственный оборот, составляет более 11 млн. га , т.е. более 55% от всей неиспользуемой пашни.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в 2018 году обследовал 9,8 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, им проведено более 42 тыс. контрольно-надзорных мероприятий и выявлено более 16,9 тыс. нарушений обязательных требований земельного законодательства на общей площади более 1 млн га:

— 11,5 тыс . нарушений на площади более 923 тыс. га, связанных с невыполнением землепользователями обязательных мероприятий по защите земель от негативных природных воздействий, влияющих на качественное состояние земля;

— 9,6 тыс.нарушений на площади 713,6 тыс. га, связанных с зарастанием сорной, древесной и кустарной растительностью;

— выявлено несанкционированных свалок на площади 1,3 тыс. га;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— выявлено несанкционированных карьеров по добыче по добыче общераспространенных полезных ископаемых на площади около 0,1 тыс. га

Собственники земли. По данным Росреестра, по состоянию на 1 января 2018года земли сельхоз назначения находились:

■ в государственной и муниципальной собственности — 255, 5 млн. га (66,7%

);

■ в частной собственности — 127,8 млн. га (33,3%), в том числе:

^ в собственности граждан — 108,5 млн.га (28,3% земель категории), причем 83,6 млн. га этих земель (77%) находились в общей долевой

собственности, из них около 18 млн. га составляют невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный законодательством срок не передали их в аренду либо не распорядились иным образом;

^ в собственности юридических лиц — 19,3 млн. га (5%).

В связи с появлением большого количества собственников земля и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности проблемы управления сельскохозяйственным производством в целом и землями сельскохозяйственного назначения в частности стоят как никогда остро.

Из общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения более половины составляют земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, свободны от прав третьих лиц. Остальную площадь составляют составляют земля сельскохозяйственного назначения, не используемые по целевому назначению, находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, а так же, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Таким образом, площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности превышает показатель площади неиспользуемых земель, находящихся в частной собственности.

Сравнение общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий с данными о невостребованных долях (около 50% от неиспользуемых земель) показывает, что этот фактор во многом обуславливает отсутствие положительной динамики данного показателя.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения сформирован достаточно обширной нормативно-правовой базой — более десятка федеральных законов (в т.ч. Гражданский, Земельный, Лесной, Водный кодекс, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве», «О мелиорации земель», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве» и др.) и еще более значительным количеством подзаконных актов.

Основные направления государственного регулирования в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения сформулированы, в частности, в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы (далее — Основы государственной земельной политики.), Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030года, Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 и иных документах стратегического планирования.

Действует масштабная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на

2013-2020 годы, ведомственные проекты — «Устойчивое развитие сельских территорий» и «Развитие мелиоративного комплекса России».

С 1 января 2020 года началась реализация Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой предусмотрены мероприятия по сохранению и восстановлению природных ландшафтов.

Но следует отметить, что действующее законодательство не обеспечивает достаточную защиту земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства. В частности, допускается включение таких земель, в том числе особо ценных , в границы населенных пунктов, а также размещение на таких землях объектов транспорта, энергетики и связи.

Остаются актуальными следующие проблемы в сфере земельных отношений:

• определение надлежащих субъектов по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения;

• совершенствование управления земельными ресурсами из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части проведения землеустройства, кадастрового учета, государственной регистрации прав на земли сельскохозяйственного назначения, государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;

• совершенствование механизмов предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения и изъятие неиспользуемых или используемых с нарушением земельного законодательства земель;

• повышение залоговой ликвидности земель сельскохозяйственного назначения.

Вовлечение неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот. В последнее время на законодательном уровне предпринят ряд мер, направленных на вовлечение неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков сельскохозяйственного назначения, в хозяйственный оборот.

Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» определил соответствующий правовой механизм.

Исходя из результатов правоприменительной практики, можно сделать вывод, что само по себе изъятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в связи с его неиспользованием по целевому назначению, не всегда позволяет достичь результатов по вовлечению такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот:

о На практике возникают случаи, когда продажа земельного участка на публичных торгах не осуществляется ввиду отсутствия лиц, желающих приобрести данные земельные участки на условиях, предложенных организаторами таких торгов. При этом орган государственной власти или органы местного самоуправления также не всегда обладают бюджетными средствами, необходимыми для приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность в соответствии с пунктом 10

статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2003 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

о Следует учитывать отдельные недостатки правоприменительной практики, связанные с избыточными требованиями, предъявляемыми к добросовестным землепользователям на этапе освоения новых земельных участков, нуждающихся в культуртехнической мелиорации и земельных участков из состава залежных земель.

В настоящее время большая часть качественных пахотных земель сельскохозяйственного назначения распределена и используется сельскохозяйственными предприятиями, поэтому расширение землепользования зачастую происходит за счет вовлечения в оборот залежных, заросших древесно-кустарниковой растительностью земель, которые не обрабатывались и не использовались по назначению в течение ряда лет. Вовлечение в сельскохозяйственное производство таких земельных участков за два-три года практически невозможно. Подготовка таких земельных участков к использованию требует дополнительных финансовых вложений и отвлечения техники и работников предприятия в сезон сельскохозяйственных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом фактически нигде документально не закрепляется в каком состоянии был приобретен земельный участок, но имеют место случаи привлечения землепользователей к административной ответственности по статьям8.7, 8.8КоАП РФ.

о Неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения во многих случаях является следствием отсутствия на региональном уровне сбалансированных экономических условий для развития сельского хозяйства и эффективной работы сельхозпроизводителей (отсутствие доступа к кредитным ресурсам на выгодных условиях, стабильного рынка сбыта, необходимой производственной и транспортной инфраструктуры, административные барьеры при получении государственной поддержки).

о Органы государственной власти и органы местного самоуправления фактически не лишены возможности перевода таких земельных участков в земли иных категорий, изменения вида разрешенного использования, в том числе для продажи земельных участков на аукционах для строительства объектов различного назначения в целях пополнения своих бюджетов, а не в целях развития сельского хозяйства. В таких условиях само по себе изъятие земель сельскохозяйственного назначения не сможет обеспечить достижения целей вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.

В этой связи, разработка законодательных механизмов, направленных на вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков сельскохозяйственного назначения, требует комплексного и системного подхода и не может сводиться только к упрощению порядка изъятия таких земельных участков.

Проблемы в системе земельно-ипотечного кредитования. Широкое распространение ипотеки земельных участков сельскохозяйственного назначения сдерживается во многом из-за неоформленности права собственности на земельные участки и невозможности их использования в качестве залоговой базы для получения кредитных средств.

Федеральным законом от 06 июня 2019г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон » Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» в законодательство внесены изменения,

направленные на создание условий для привлечения дополнительных кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Недостатки правовых механизмов оборота земель сельскохозяйственного назначения. Отдельной проблемой является отсутствие порядка определения разрешенного использования сельскохозяйственных земель. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, не решает этой проблемы.

Кроме того, не определено правовое значение землеустроительной документации.

Заявительный принцип осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами. По оценке экспертов, учтено и зарегистрировано не более 15 процентов земельных участков сельскохозяйственного назначения. Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределенностью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок, криминализацию земельного рынка, высокий уровень коррумпированности в сфере земельных отношений.

Государственный кадастр недвижимости в части земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения не содержит сведений , позволяющих учесть специфику земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве.

В случае отмены деления земель на категории, исключения из законодательства принципа приоритете охраны земель и их использования в качестве средств производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества, установления приоритета законодательства о градостроительной деятельности над земельным законодательством при решении вопросов территориального планирования, перехода от определения общего целевого назначения и, исходя из него, непосредственно правового режима земельных участков на основе принадлежности к категории земель — к точечному определению правового режима конкретного земельного участка на основании установления его разрешительного использования создаст многочисленные риски утраты земель сельскохозяйственного назначения ввиду упрощения их выбытия из сельскохозяйственного производства и изменения их основного предназначения в пользу другого использования, в частности, застройки, и отрицательно скажется на развитии всей отрасли сельского хозяйства.

Меры экономического стимулирования целевого и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. Большая часть территории России характеризуется сложными природно-климатическими условиями. Следовательно высокий и стабильный уровень производства сельскохозяйственной продукции может быть обеспечен в значительной степени на основе развития мелиорации земель.

В России имеется 9,47 млн. га мелиорированных земель, в том числе 4,69 млн. га орошаемых и 4, 78 млн. га осушенных, из них фактически в сельскохозяйственном производстве для выращивания сельскохозяйственных культур используется 7,08 млн. га мелиорированных земель (75% от имеющихся), в том числе 3,89 млн. га орошаемых и 3,13

В этой связи весьма актуальной остается проблема повышения эффективности использования мелиорированных земель.

В последние годы в мелиорации все большее распространение находят экономически выгодные эффективные системы орошения, нашедшие широкое применение в сельхоз предприятиях и особенно в фермерских хозяйствах.

В рамках ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» предусмотрено оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим мероприятия по вовлечению в оборот сельскохозяйственных земель: возмещение затрат, связанных в осуществлением агролесомелиоративных, фитомелиоративных и культуртехнических мероприятий.

Альтернативными мерами, направленными на обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения и вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот могут служить меры экономического стимулирования: компенсация части затрат на проведение работ, необходимых для вовлечения в оборот новых земель путем создания современных эффективных систем орошения, или предоставление сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным

товаропроизводителям обеспечивающим вовлечение новых земель в оборот.

Также резервы повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть реализованы путем применения гибких фискальных инструментов. Например, введение льготной (0%) налоговой ставки на период освоения и введения в полноценный хозяйственный оборот заброшенных (не используемых более 5 лет для производства сельскохозяйственной продукции) земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Выводы

В результате проведенного исследования сформирован комплексный список мер, необходимых для решения задачи повышения уровня эффективного использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения:

• завершить формирование субъектами РФ перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, отнесенных к землям, использование которых для других целей не допускается;

• выполнить работы по определению местоположения границ особо ценных сельскохозяйственных земель и границ зон их охраны с включением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;

• усовершенствовать порядок установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных земель;

• исключить случаи размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;

• выполнить комплекс мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий;

• усовершенствовать порядок оформления земельных долей;

• уточнить виды работ по землеустройству, их состав и порядок проведения таких работ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• уточнить требования к порядку проведения работ по землеустройству;

• уточнить требования к подготовке и составу землеустроительной документации;

• установить обязанности для правообладателей земельных участков в составе сельскохозяйственных земель проводить работы по охране сельскохозяйственных земель, повышению плодородия земель и организации их рационального использования.

Необходима полная инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, включающей оценку качества земель, актуализацию природно-сельскохозяйственного районирования, результатом которой должно явится зонирование территорий на землях сельскохозяйственного назначения по классам земель по степени их пригодности для вовлечения в оборот.

Литература

¡.Официальный сайт Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx.ru

2. Официальный сайт Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору ( Россельхознадзор). URL: http://www.fsvps.ru

3. Официальный сайт Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). URL: https://rosreestr.ru

4. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-Ф3 (редакция от

27.12.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773 (дата обращения 07.02.2020)

07.02.2020)

10. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» от 03.07.2016 N 354-Ф3 (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200731 (дата обращения 07.02.2020)

11. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) » и отдельные законодательные акты Российской Федерации в

части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» от 06.06.2019 N 138-Ф3

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326255 (дата обращения 07.02.2020)

12. Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (редакция от 04.02.2019) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 N 33995) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168733/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518 (дата обращения 07.02.2020)

21. Фомин А.А. Обеспечение эффективного и рационального использования земель сельскохозяйственного направления // Московский экономический журнал, 2018. № 1. С. 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. «Zemel’nyi kodeks Rossiiskoi Federatsil» dated 25.10.2001 No. 136- FZ (ed. 27.12.2019). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773 (accessed 07.02.2020)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930 (accessed 07.02.2020)

9. Federal Law «O krest’yanskom (fermerskom) khozyaistve» dated 11.06.2003 No. 74- FZ (last edition) URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662 (accessed 07.02.2020)

2025]. URL: http://mcx.ru/activity/state-support/programs/technical-program (accessed 07.02.2020)

Добавить комментарий