Охранительная функция права

Охранительная функция

Следует подчеркнуть и важность другой собственно-юридической функции права — охранительной.

Необходимость в охране общественных отношений существовала всегда и будет существовать до тех пор, пока будет существовать общество. Право, как известно, существовало не всегда, но с того момента, как оно появляется, оно становится одним из важнейших средств охраны общественных отношений. Данное проявление правового воздействия представляет собой охранительную функцию.

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.

Из предложенного определения вытекает, что право охраняет как общепризнанные, фундаментальные общественные отношения, так и нацелено на вытеснение чуждых конкретному обществу отношений. Почему на это следует обратить внимание? Дело в том, что ряд ученых полагает, что главная цель охранительной функции права — это вытеснение явлений, чуждых обществу.

Искоренение нежелательных явлений из жизни общества — это уже вторичный результат действия права, которое первоначально выступает как средство охраны тех отношений, которые в такой охране нуждаются. А охраняя эти отношения, право пресекает, запрещает, карает действия, нарушающие условия нормального развития, противоречащие интересам общества, государства и граждан и тем самым вытесняет их.

Не следует понимать охранительную функцию и так, будто она проявляется лишь тогда, когда совершается правонарушение. Основное назначение данной функции заключается прежде всего в превентивной охране общественных отношений, предотвращении нарушений норм права. Эффективность охранительной функции тем выше, чем больше субъектов права подчинились предписанию норм права, выполнили требование запрета.

Сам факт установления запрета или санкции оказывает серьезное влияние на некоторых лиц, побуждает их воздерживаться от совершения наказуемого поступка. А это означает, что достигается одна из целей воздействия права — охраняется определенное общественное отношение.

Охранительную функцию не следует противопоставлять регулятивной в том смысле, что одна из них — это негативная (поскольку включает в себя запреты, санкции, ответственность), а вторая — позитивная, так как направлена на координацию положительной деятельности субъектов права. Обе эти функции, но каждая по-своему, выполняют важную задачу закрепления и охраны прав личности, содействия развитию и укреплению общественных отношений.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве. Способ охраны очень часто зависит от гражданской развитости общества, от его политической сущности.

Наиболее характерными и очевидными формами осуществления охранительной функции права являются: наличие в праве запретов совершать нежелательные действия, наличие санкций за совершенные противоправные действия, определение видов преступлений и иных правонарушений, охранительные правоотношения, юридическая ответственность. У государства же формы реализации его функций иные.

Понятие права и его системы

Право является как одним из самых важных, так и одним из наиболее сложных общественных явлений.

Определение 1

Право является совокупностью общеобязательных правил поведения, которые установлены или санкционируются государством. За их нарушение применяются разные меры государственного воздействия.

Ключевые признаки права:

  1. Установление государством.
  2. Государственная защита.
  3. Отражают интересы большинства населения.
  4. Общеобязательность.

Замечание 1

Указанные признаки выступают как ключевое отличие права от таких понятий как мораль, традиции, обычаи.

В свою очередь, система права – это совокупность нормативно-правовых актов конкретной страны. Применительно к РФ, сюда можно отнести Конституция, федеральные конституционные законы, кодифицированные акты, федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, ведомственные приказы и распоряжения, законы субъектов Федерации и пр.

Функций системы права

Определение 2

Функция права – это основное направление воздействия норм права на общественные отношения, поведение, правовое сознание людей.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Функции и задачи системы права 400 руб.
  • Реферат Функции и задачи системы права 260 руб.
  • Контрольная работа Функции и задачи системы права 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В наиболее общей форме рассмотрения, право выполняет регулятивную и охранительную функции. С помощью регулятивной функции упорядочиваются общественные отношения, охранительная функция устанавливает меры ответственности за нарушение прав, неисполнение обязанностей.

В связи с тем, что право является целостной системой, становится очевидным, то анализ функций права позволяет упорядочить юридические знания при изучении отдельных функций, а также позволяет более глубоко и полно осознать содержание права в целом. Общеизвестно, что возможности познания малоэффективны при ограничении изучения процессов и явлений в правовой сфере отдельными элементами, важна системность, обобщенность. Активно применяются методы абстрагирования, синтеза, анализа.

В реальной жизни функции права не могут существовать изолированно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи между собой. В связи с этим, при изучении правовых функций важно выяснить ее взаимодействие с иными функциями, в системе.

Определение 3

Система функций права – это сложное, многоуровневое образование, которое непосредственно связано с системой права.

Различаются группы в функциях права:

  • общеправовые;
  • межотраслевые;
  • отраслевые;
  • правовые институты;
  • нормы права.

В части соотношения функций права разных уровней можно отметить то, что общеправовую функцию может в некоторой степени конкретизировать функции более низкого уровня. В качестве примера можно привести следующее: общеправовая охранительная функция конкретизируется в функциях уголовного права. Также, общеправовые функции права не охватывают все многообразие конкретных форм воздействия права па общественные отношения, т.е. происходит детализация в действии других функций права.

В некоторой степени условно можно выделить две группы критериев, лежащих в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находятся в самом праве) и внешние (находятся за его пределами).

Ранее упомянутые регулятивная и охранительная функции права обусловлены неразрывной связью функций права с собственно-правовой материей. Сама необходимость существования права в виде социального явления заключается в необходимости осуществления правом указанных функций.

Внешний объективный критерий классификации функций права заключается в существовании различных социальных факторов, которые определят назначение права в целом. Общество как сложная единая система разделяется на сферы общественных отношений. На этой основе выделяются социальные функции права, которые затрагивают ключевые сферы: экономическая, политическая и воспитательная функции права. В общем виде социальные функции права являются направлениями правового воздействия на сферы общественной жизни.

Основываясь на различные критерии классификации права, принято различать основные и неосновные функции права. Основные включают регулятивную и охранительную функции. Неосновные функции права постоянно изменяются, исходя из конкретной исторической обстановки, степени правового воздействия и пр. Большинство ученых-юристов сводятся к тому, что к неосновные правовым функциям можно отнести ограничительную, компенсационную и восстановительную. В свою очередь, к неосновным социальным функциям относится экологическая, социальная (в узком понимании), информационная.

Замечание 2

При рассмотрении системы правовых функций, необходимо принимать во внимание, что она находится в постоянном изменении, т.е. динамична. При осознании, что определенная сфера общественной жизни приобретает существенную значимость, происходит активное формирование новых правовых норм, а также применение имеющихся правовых норм к конкретным правоотношениям, что подталкивает к появлению и выделению новых функций права.

Задачи права

Существование право в обществе, государстве требуется для решения конкретных задач. В каждом современном обществе присутствует значительное количество задач, конфликтующих между собой, их выдвигают различными группы населения. Как правило, право является обширной системой, имеющей значительное количество целей. В свою очередь, задачи права – это разновидность социальных задач.

Важнейшая задача права заключается в упорядочение деятельности членов общества посредством установления норм желательного поведения, их необходимо соблюдать любому члену общества при реализации различных социальных связей.

В соответствии с этим, перед правом встают такие задачи, как:

  • установление должных норм поведения;
  • регуляция общественных процессов и интересов;
  • контроль за противоправным поведением;
  • привлечение к ответственности виновных;
  • достижение состояния социальной справедливости;
  • установление формального равенства неоднородных людей;
  • обеспечение возможности пользоваться правами каждому гражданину и др.

Таким образом, призвание права заключается в создании и поддержании такого социального порядка, который налагает на отдельных граждан и социальные группы, общества конкретные права и обязанности.

Регулятивная функция

Особенности регулятивной функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции)

— регулятивную статическую

— регулятивную динамическую

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Право, прежде всего, юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:

— определение посредством норм права праводееспособности граждан;

— закрепление и изменение правового статуса граждан;

— определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц;

— установление правового статуса юридических лиц;

— определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

— установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

— определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.


С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция

Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний.

В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т.е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Таким образом, если охранительная функция права — это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это действие специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права, действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора. Кроме того, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность — на охрану самого права.

50. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, правосубъектность.

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные;

2) коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев;

3) лиц без гражданства;

4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

1) государство;

2) государственные органы и учреждения;

3) общественные объединения;

4) административно-территориальные единицы;

5) субъекты Российской Федерации;

6) религиозные организации;

7) юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Правоспособность – это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности. Именно правоспособность является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов, действий и событий.

Под правоспособностью понимают также признаваемую государством общую (иначе – абстрактную) возможность обладать установленными законом правами и обязанностями, способность быть их носителем.

Содержание правоспособности определяет комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать субъект правоотношений. В законодательстве нет полного перечня прав, которые мог бы приобретать каждый субъект правоотношений, существует лишь перечень самых важных правовых возможностей.

Правоспособность от субъективного права отличается тем, что она:

1) не отделяется от личности. Человека нельзя лишить правоспособности, отнять ее у него или ограничить ее действие;

2) не зависит от возраста, пола, профессии, национальности, имущественного положения и т. п.;

3) не может быть делегирована другим;

4) первична по отношению к субъективному праву, а также исходна, т. е. играет роль предпосылки;

5) она абстрактна, а субъективное право конкретно.

Дееспособность – это способность субъекта собственными действиями приобретать и реализовывать права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Концепция дееспособности исходит из того, что все субъекты права здоровы и степень развития их устанавливается по мере взросления. Дееспособность делят на общую и специальную.

По естественным причинам правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, хотя не все из них одновременно дееспособны. При этом все дееспособные люди не являются правоспособными.

Полная дееспособность – возможность осуществлять все права и обязанности без исключения. Полная дееспособность наступает в полном объеме по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста.

Частичная дееспособность бывает двух степеней: первая степень – это дееспособность малолетних с 6 до 14 лет. Сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Вторая степень частичной дееспособности – это дееспособность несовершеннолетних с 14 до 18 лет. В соответствии с законом они могут совершать все сделки малолетних и распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, с 16 лет они могут быть членами кооператива.

Правосубъектность включает в себя четыре элемента:

1) правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом;

2) дееспособность;

3) деликтоспособность – это способность человека отвечать за гражданские правонарушения;

4) правосубъектность определяется при помощи норм права, которые устанавливают основные и отправные права и обязанности. Имеет место и специальная правосубъектность, которая предусматривает другой правовой статус, в отличие от обычных субъектов. Так, в частности, субъектами со специальной правосубъектностью можно считать депутатов, кандидатов в депутаты, глав избирательной комиссии.

51. Применение норм права как особая форма реализации права.

Применение права — это властная деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым, по существу, те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Такое понимание применения права основано на специфике властной деятельности государственных органов по реализации предписаний правовых норм с тем, чтобы не допустить растворения деятельности государственного аппарата среди других проявлений общественной самодеятельности и инициативы.

Характер государства как аппарата властвования предопределяет возможность и необходимость деятельности по применению права. В данном случае государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми передает решение определенных вопросов в компетенцию заранее установленных органов. Применение права — это одна из форм государственной деятельности, когда компетентный орган выступает от имени государства, по его уполномочию.

Применение права необходимо там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, олицетворяющего государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможны лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно охранять правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Поскольку применение права имеет чрезвычайно важное значение для регулирования общественных отношений, издание актов применения права подчинено определенному порядку, происходит в рамках предусмотренной законом процедуры. Такую процедуру можно проиллюстрировать на примере деятельности суда. Она обеспечивает последовательное проведение принципов законности при решении конкретного случая, всестороннее рассмотрение обстоятельств дела, охрану прав и законных интересов граждан и организаций. В одних случаях нормы о порядке рассмотрения дел довольно детальны и составляют самостоятельные процессуальные отрасли права (уголовное, гражданское судопроизводство), в других — устанавливается лишь определенный порядок решения дел (назначение пенсий, прием на работу и т.д.).

Характером применения права предопределяется, что правоприменительный орган — это, как правило, полномочный орган государства (орган исполнительной власти, суд, орган прокуратуры, администрация предприятия и т.д.). В то же время с целью активизации участия масс в управлении общественными делами в юридической сфере некоторые государственно-властные функции по применению права могут передаваться организациям граждан. В данном случае государство делегирует часть своих полномочий по решению вопросов индивидуального значения определенным общественным организациям (в частности профсоюзным органам), причем эти полномочия, видоизменяясь в определенной степени, не теряют своих властных, авторитарных качеств (например, профсоюзным комитетам принадлежит право назначать пособия по временной нетрудоспособности).

Применение права подразделяется на такие формы, как:

оперативно-исполнительная;

правоохранительная.

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). При этом применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Это творческая, организующая работа по осуществлению выраженной в праве политики господствующих в обществе социальных сил. Современное цивилизованное государство ставит перед собой главным образом творческие, созидательные задачи по обеспечению развития экономики и других сфер жизни общества. Поэтому эта форма применения права является для него основной, профилирующей. С ее помощью объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража. В то же время и исполнительные органы, руководители предприятий и учреждений, ряд общественных организаций также занимаются этой деятельностью (вынесение выговора руководителем предприятия, наложение денежного начета на работника и т.д.).

В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к правовой ответственности, устраняющей возможность ошибок и неправильных решений.

функции государства — это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

по сферам деятельности государства:внутренние ивнешние;

по продолжительности действия:постоянные ивременные;

по степени общности:основные инеосновные.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

охранительные;

регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества -основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия -постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) -внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Социальная функция включает в себя:

установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);

поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);

обеспечение занятости;

развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Функция финансового контроля (фискальная) — это:

установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;

проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);

контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция — это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);

контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;

сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;

признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;

охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;

выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Функция регулирования межнациональных отношений — особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.

Добавить комментарий