Орд задачи

Вопрос 1. Укажите оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых сотрудники оперативно-технических подразделений не принимают участие:

  • Ответ: отождествление личности
  • Ответ: проверочная закупка

Вопрос 2. Для чего могут быть использованы результаты ОРД?

  • Ответ: для подготовки и осуществления следственных и судебных действий
  • Ответ: для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений
  • Ответ: для проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и установлению лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления
  • Ответ: для розыска лиц, скрывшихся от органа дознания, следствия, суда

Вопрос 3. Проведение оперативно-розыскной деятельности запрещено:

  • Ответ: в отношении действующего президента

Вопрос 4. В ходе проведения ОРМ при получении приказа или указания, противоречащего закону, должностному лицу, уполномоченному на проведение ОРД, следует руководствоваться:

  • Ответ: законом

Вопрос 5. Какие из перечисленных подразделений осуществляют ОРД в органах внутренних дел?

  • Ответ: подразделения криминальной милиции

Вопрос 6. Укажите субъект организации и ведения криминалистической (уголовной) регистрации:

  • Ответ: ОВД

Вопрос 7. В каком году было утверждено «Положение об организации отделов уголовного розыска»?

  • Ответ: в 1918 г.

Вопрос 8. Представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании:

  • Ответ: постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД

Вопрос 9. Укажите, какие органы не являются субъектами ОРД?

  • Ответ: Министерство юстиции
  • Ответ: Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

Вопрос 10. Укажите основания получения органами внутренних дел РФ в случае необходимости проверки за рубежом фирм, филиалов, совместных предприятий и других коммерческих структур, зарегистрированных за рубежом, интересующей их информации из Генерального секретариата Интерпола или НЦБ Интерпола зарубежных государств?

  • Ответ: возбужденное уголовное дело о преступной деятельности сотрудников таких коммерческих структур

Вопрос 11. Какие принципы не применимы в оперативно-розыскной деятельности:

  • Ответ: гласность
  • Ответ: состязательность

Вопрос 12. Является ли сравнительное исследование оперативно-розыскным мероприятием?

  • Ответ: нет

Вопрос 13. Национальное центральное бюро Интерпола в РФ (НЦБ Интерпола в РФ) как подразделение, обеспечивающее сотрудничество правоохранительных органов России и зарубежных стран в борьбе с уголовной преступностью, имеющей международную направленность, принимает:

  • Ответ: не принимает непосредственного участия в проведении ОРМ

Вопрос 14. Каким нормативно-правовым актом может быть изменен и дополнен перечень оперативно-розыскных мероприятий, закрепленный в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»?

  • Ответ: федеральным законом

Вопрос 15. Проведение оперативно-розыскных мероприятий ограничено:

  • Ответ: в отношении прокуроров и следователей
  • Ответ: в отношении судей

Вопрос 16. Какие из перечисленных мероприятий не являются оперативно-розыскными мероприятиями:

  • Ответ: опознание
  • Ответ: выемка
  • Ответ: осмотр зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Вопрос 17. Орган, осуществляющий ОРД, по требованию судьи обязан предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о:

  • Ответ: сведениях, в представлении которых было отказано заявителю

Вопрос 18. В каком веке был принят Закон «Об организации сыскной части»?

  • Ответ: в 20 в.

Вопрос 19. Гражданин, в отношении которого было возбуждено уголовное дело, после его прекращения в связи с отсутствием в действиях состава преступления, направил прокурору жалобу, в которой сообщал, что располагает фактами проведения в отношении него оперативно-розыскных мероприятий, грубо нарушивших его права. Гражданин требовал предоставления ему сведений о полученной о нем в результате этих мероприятий информации. Каковы права гражданина?

  • Ответ: он вправе истребовать сведения в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашения государственной тайны

Вопрос 20. Формы осуществления ОРД:

  • Ответ: гласная
  • Ответ: негласная

Вопрос 21. Проверочная закупка проводится на основании:

  • Ответ: постановления оперуполномоченного, утвержденного руководителем ОРО

Вопрос 22. Типовые требования к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий утверждены:

  • Ответ: приказом ФСБ РФ
  • Ответ: приказом Министерства информационных технологий и связи РФ

Вопрос 23. Исследование предметов и документов проводится:

  • Ответ: специалистом по поручению органа, осуществляющего ОРД

Вопрос 24. Укажите основания продления срока проведения ОРМ, затрагивающего конституционные права и свободы граждан?

  • Ответ: постановление судьи

Вопрос 25. Укажите оперативно-розыскные мероприятия, для проведения которых требуется судебное решение:

  • Ответ: прослушивание телефонных переговоров

Вопрос 26. В течение какого времени рассматриваются материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ?

  • Ответ: незамедлительно

Вопрос 27. Какими полномочиями обладает уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность?

  • Ответ: знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включая дела оперативного учета
  • Ответ: предъявлять письменные требования и давать поручения по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам об устранении нарушений закона
  • Ответ: ставить вопрос об отмене незаконных и необоснованных постановлений следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенных в порядке реализации результатов оперативно-розыскной деятельности

Вопрос 28. Кто из перечисленных должностных лиц имеет право давать органу дознания поручения о проведении ОРМ в рамках конкретного уголовного дела?

  • Ответ: следователь

Вопрос 29. Укажите срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека:

  • Ответ: не может превышать шести месяцев

Вопрос 30. Материалы об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ рассматривают и выносят решение:

  • Ответ: уполномоченный судья единолично

Вопрос 31. Укажите основные направления деятельности Интерпола:

  • Ответ: международный розыск

Вопрос 32. В соответствии с ФЗ «Об ОРД» с конфидентами заключают:

  • Ответ: контракт

Вопрос 33. Среди перечисленных выберите органы, не осуществляющие ОРД:

  • Ответ: МЧС
  • Ответ: прокуратура
  • Ответ: ФССП

Вопрос 34. Укажите обязанности органов, осуществляющих ОРД:

  • Ответ: соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД
  • Ответ: исполнять в пределах своих полномочий поручения следователя о проведении ОРМ

Вопрос 35. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности относится:

  • Ответ: к расходным обязательствам Российской Федерации

Вопрос 36. Укажите виды проверочной закупки:

  • Ответ: гласная
  • Ответ: негласная

Вопрос 37. Сведения о каких лицах отнесены ФЗ «Об ОРД» к сведениям, составляющим государственную тайну?

  • Ответ: сведения о лицах, внедренных в ОПГ
  • Ответ: сведения о ШНС органов, осуществляющих ОРД
  • Ответ: сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе

Вопрос 38. К сведениям, отнесенным ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» к государственной тайне относятся:

  • Ответ: сведения о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе
  • Ответ: сведения об организации и тактике проведения ОРМ

Вопрос 39. Какие условия привлечения лица к участию в ОРД относятся к факультативным?

  • Ответ: сохранение конфиденциальности
  • Ответ: заключение контракта

Вопрос 40. На кого распространяется социальная и правовая защита в соответствии с ФЗ «Об ОРД»?

  • Ответ: на всех участников ОРД

Вопрос 41. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяется:

  • Ответ: ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих ОРД

Цели оперативно-розыскной деятельности

Над достижением непосредственной цели ОРД трудятся специалисты, их работа – осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Цель ОРД, согласно ст. 1 Закона об ОРД, представляет собой гарантию защиты от потенциальной опасности для общества и государства, а также защиту от разного вида посягательств: на жизнь, здоровье, собственность, права и свободы гражданина.

Для обеспечения защиты от посягательств на вышеуказанные объекты создана структура оперативно-розыскных, организационных, правовых и иных мер. В обязанности лиц, осуществляющих ОРД, входит не только гарантия защиты, в случае опасности общества и государства, но и устранение мотивов и обстоятельств совершения злодеяний.

Замечание 1

Интересы человека и гражданина стоят в приоритете среди объектов защиты оперативно-розыскными мерами. Как указано в ст. 2 Конституции РФ, права и свободы человека являются высшей ценностью. И главная обязанность государства – это их признание, соблюдение и защита. В число государственных органов, в деятельность которых входит реализация данного конституционного положения, также входят оперативные подразделения различных ведомств. Соответственно, согласно гл. 2 Конституции РФ, права и свободы человека поставлены непосредственно под охрану государства.

Защита собственности осуществляется государством при помощи оперативно-розыскных мер. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ, форма собственности (частная, государственная, муниципальная) не влияет на степень защиты. Последняя предполагает обеспечение оперативно-розыскными силами и средствами неприкосновенности. А в случае нанесения вреда преступным действием, принятие мер по возмещению материального ущерба.

Защита России от внешних и внутренних преступных посягательств также является целью ОРД. Однако, те посягательства, которые не считаются преступлением, находятся вне юрисдикции оперативно-розыскных органов.

Личность, общество и государство относятся к основным объектам государственной защиты. Защита личности подразумевает обеспечение конституционных прав, свобод, а также достойного уровня и качества жизни граждан. Защита общества – это защита его материальных и духовных ценностей. В государстве защите подлежат: независимость, конституционный строй, устойчивое развитие и территориальная целостность. Государство, являясь основным институтом политической системы общества, управляет последним и обеспечивает его безопасность. Данные условия способствуют эффективному функционированию и развитию государства.

Частью внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности является государственная политика. Она состоит из комплекса согласованных и объединенных общим замыслом мер (политических, военных, социально-экономических, правовых, информационных, организационных и пр.).

Определение 1

Безопасность – это состояние защищенности первостепенных индивидуальных интересов, а также интересов государства и общества от внутренних и внешних угроз.

Однако, самостоятельно как состояние объекта безопасность не может возникнуть. Ее обеспечение осуществляют либо сам объект, либо уполномоченные государственными органами в результате целенаправленной деятельности. К числу органов, обеспечивающих безопасность, относятся силы с предусмотренной федеральным законодательством военной или правоохранительной службой. Из чего можно заключить, что только при наличии мер государственной защиты, термин «безопасность» приобретает смысл. ФСБ России, ОВД, ФСО России, СВР и другие органы, которые осуществляют ОРД, имеют в своем арсенале меры государственной защиты.

Осуществление ОРД для решения задач и достижения целей не допускается в случае, если какие-то действия противоречат Закону об ОРД (ч.2 ст. 5). Данное воспрещение во время проведения оперативно-розыскных мероприятий, является неким заверением соблюдения прав и свобод человека на неприкасаемость его частной жизни и жилища, а также на хранение личной и семейной тайны.

Всякая деятельность состоит из трех пунктов: цель, метод, итог. Путем удачного заключения оперативно-розыскных задач достигаются цели, предусмотренные Законом об ОРД. Эти задачи делятся на общие и частные.

Согласно ст. 2 Закона об ОРД к общим задачам относятся:

  • раскрытие, предотвращение, пресечение преступлений. Помимо этого: разоблачение и обнаружение тех лиц, которые организовывают и совершают эти преступления;
  • осуществление поиска лиц, считающими без вести пропавшими. А также тех лиц, которые уклоняются от уголовного наказания и укрываются от органов исполнительной власти, которые наделены (в соответствии с ФЗ) полномочиями по осуществлению ОРД и органов ОВД РФ. И от следствия и суда;
  • получение информации о происшествии или деянии, создающих любого вида (государственную, военную, экономическую, экологическую или информационную) угрозу для безопасности РФ;
  • определение подлежащего конфискации имущества.

Одной из задач ОРД являются предупреждающие воздействие на условия и причины, которые каким-либо способом способствуют совершению преступления. Также превентивное воздействие оказывается на поведение одного лица или группу лиц, с целью предотвратить совершение ими общественно опасного деяния, либо максимально большого числа преступлений. Более короткое определение этой задачи ОРД – предупреждение и пресечение преступлений.

Профилактика преступлений

В деятельности по предупреждению преступлений главными направлениями являются:

  • активная роль оперативных подразделений в общих профилактических мероприятиях. К их числу относятся: комплексные оперативно-профилактические операции, совместные проверки, рейды и др.;
  • подготовка и целенаправленное осуществление профилактических мер в отношении лиц, с асоциальным поведением, которые могут замышлять совершение злодеяния;
  • подготовка и проведение оперативно-розыскных и иных операций, которые нацелены на обеспечение недопущения задуманных и подготовленных преступлений, в том числе пресечение покушений на преступление.

Термины «профилактика преступлений», «предупреждение преступления», «пресечение преступления» часто встречаются в специальной литературе. Но, несмотря на некую схожесть, их значения все же различаются.

Профилактика (предупреждение преступности) осуществляется на ранних стадиях и разделяется на два вида: общая профилактика и индивидуальная профилактика. Общая профилактика представляет собой деятельность по раскрытию и ликвидации причин, которые не только создают условия для совершения преступления, но и порождают преступность. Индивидуальная профилактика – эта деятельность направлена на выявление, а затем и воздействие на склонных к совершению преступления лиц, в целях недопущения совершения преступлений.

Организационно-тактической форме ОРД (оперативно-розыскной профилактике) придается особое значение при применении оперативно-розыскных сил, средств и методов в предупреждении преступлений. Данная форма ОРД заключается в осуществлении оперативными подразделениями поисковых операций и профилактических мер в отношении лиц, склонных к совершению преступления.

Замечание 2

В предмет оперативно-розыскной профилактики входят специальные методы накопления, рассмотрения, хранения и применения публичной и секретной информации. Скопление этой информации происходит в картотеках, информационных системах оперативно-розыскного, профилактического и справочного назначения, в соответствующих ДОУ. После сбора информация используется для оперативно-профилактического влияния на отрицательно зарекомендовавшего себя лицо, т.е. лицо, совершившее противообщественное действие. Организационные мероприятия по профилактике различных видов преступлений находят отклик в ведомственных законодательных актах.

Также оперативно-розыскными органами выполняются всевозможные профилактические мероприятия, которые направлены на борьбу с нелегальным оборотом подакцизных товаров и объектов творения человеческого разума, защиту водных и лесных биологических ресурсов, пресечение случаев незаконного оборота оружия, боеприпасов, наркотических средств и т.д.

Самым часто встречающемся предупредительным мероприятием представляется комплекс оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, режимных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий. Совокупность этих и прочих мероприятий называется – комплексная оперативно-профилактическая операция (ΚΟΠΟ). Осуществляется КОПО (в случае надобности с другими взаимодействующими сторонами) в соответствии с законом по одному проекту и под одним управлением в намерениях достижения конкретной цели. Задачами этих операций являются:

  • уменьшение совокупности факторов, которые способствуют росту преступности на конкретной территории (объекте, отрасли экономики);
  • повышение качества и эффективности работы оперативных подразделений по борьбе с частными видами преступлений. К таковым относятся: акты терроризма, наркомания, угоны транспорта и прочие;
  • активизация розыска лиц, которые скрываются от органов ОВД РФ и других органов дознания, следствия и суда.

К числу комплексных оперативно-профилактических операций относятся: «Суррогат», «Лес», «Мак», «Путина», «Вихрь-антитеррор», «Контрафакт», «Алкоголь», и др.

Задача профилактики преступлений заключается в установлении лиц, которые затевают определенное злодеяние. А также предотвращение воплощения их намерений.

Для профилактики преступлений выявление склонных к совершению злодеяний лиц имеет немаловажное значение. К числу этих лиц относятся:

  • правонарушители, которые однократно уже были судимы ранее, либо те, которые многократно совершали преступления;
  • асоциальные люди;
  • лица, которые употребляют горячительные напитки и наркотические средства;
  • демонстрирующие непочтительность к правоохранительным органам, к действующим законам и пр.

В приказе МВД России от 17.01.2006 г. № 19 о работе ОВД по предупреждению преступлений установлены правила, регламентирующие базовые линии направления предупреждения преступления отдельных подразделений ОВД.

Пресечение преступлений

Определение 2

Пресечение преступлений – это деятельность по установлению как отдельных лиц, так и формирующихся преступных групп, которые ведут подготовку к совершению преступлений. В данную деятельность также входит принятие определенных мер с целью пресечения преступного деяния.

Также пресечение преступлений подразумевает под собой активное вмешательство оперативных органов в процесс приготовления преступления или уже на стадии покушения, дабы лишить преступника реальной возможности осуществления задуманного (ст. 30 УК РФ).

Касательно организованных незаконных действий исполняются следующие санкции:

  • нахождение и постановка на оперативный учет незаконных организаций и их сообщников;
  • обеспечение обстоятельств, при которых невозможно совершать противозаконные действия;
  • оказание влияния на глав незаконных преступных формирований для уменьшения воздействия на остальных соучастников группы.

Тактики воздействия используются самые различные: аресты на начальных стадиях разработки незаконных действий; конфискация всех элементов, которые могут способствовать совершению преступлений; неожиданная опись (по оперативным данным) и т.д.

Статистика гласит, что главнейшей целью ОРД является раскрытие правонарушений, задержание лиц, которые готовят эти правонарушения и совершают их.

Пример 1

Известно, что раскрывается свыше 60% правонарушений. К вышесказанному можно привести пример:

В 2010 г. зарегистрировано 2 628 799 преступлений, раскрыто – 1 430 977, выявлено 1111 145 лиц, совершивших преступления; в 2011 г. зарегистрировано 2 404 800 преступлений. В 2012 г. зарегистрировано 2 320 200 преступлений, из них раскрыто 1252800 преступлений.

Разоблачение злодеяния означает, что в событии, либо действии конкретных лиц был выявлен состав определенного преступления из числа тех преступлений, которые перечисляются в Особенной части УК РФ. Однако, деятельность органов ОРД на этом завершается. Далее начинается работа следователя, так как именно в его обязанности входит установление наличия всех элементов состава преступления.

Основанием для начала производства ОРМ является сбор данных по интересующему делу в достаточной мере. Нужны те данные, которые дают четкое понимание, что преступление или покушение было совершено.

Замечание 3

Встречаются тщательно скрываемые и замаскированные преступления, а также те, информация о которых сохраняется в тайне, они называются неочевидные преступления. Выявление осуществляется только в их отношении.

Употребление в законе понятий «выявить» и «раскрыть» вполне обосновано. Данные термины указывают на то, что оперативно-розыскным путем необходимо важно не только выявить преступление и лица, которые его совершили. Но и выяснить прочие события и обстоятельства, которые хоть каким-либо образом связаны с совершенным противозаконным действием.

Прежде всего это касается скрытых преступных деяний, оставшихся за пределами уголовной статистики (также вследствие недочетов в учетно-регистрационной деятельности). А также злодеяния, которые так и остались неизвестными правоохранительным органам. В случае с латентными преступлениями задачей ОРМ является установление, при очевидности самого события, наглядно не проявляющихся мотивов, целей и результатов преступной деятельности

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Раскрытие преступлений

Определение 3

Раскрытие преступлений – это деятельность оперативного сотрудника, целью которой является получение при помощи определенных сил и средств фактических данных, позволяющих выявить лицо, совершившее преступное деяние.

Для раскрытия и разоблачения неочевидных преступлений, принципиальное значение ОРМ имеют те случаи, когда скрыты следы преступления, и исходная информация не содержит данных о лице, которое его совершило.

В эпизодах с участием преступной группировки раскрытие дела происходит максимально детально. Должны быть установлены не только все лица, входящие в преступную группу, но и роль каждого из них, во время осуществления преступной деятельности. Также необходимо установить и раскрыть все факты и фрагменты преступления, определить причиненный случившимся злодеянием материальный ущерб. В случаях, когда необходимо установить характеристику подозреваемого, оперативные подразделения направляют свои ресурсы в данном направлении.

Своевременное применение оперативно-розыскных сил, средств и методов позволяет:

  • выявлять скрытые преступные деяния, остававшиеся длительное время неизвестными;
  • раскрывать неочевидные преступления;
  • обнаруживать и устанавливать и применять соответствующие меры к лицам, которые представляют оперативный интерес.

Отдельной нестандартной задачей ОРД является розыск правонарушителей, которые пытаются скрыться не только от органов дознания, но и от следствия и судебного разбирательства. А также уклоняющихся от уголовного наказания. Цель по установлению местонахождения разыскиваемого и его задержания достигается путем применения оперативно-розыскных мер в сочетании с иными мерами. Розыск производят органы следствия совместно с оперативными подразделениями. А сам розыск – это комплекс оперативно-розыскных, организационных, процессуальных и специальных мероприятий. При рассмотрении розыска латентных преступников в общем плане, видно, что это деятельность, которая направлена поиск и обнаружение определенного обвиняемого. В случае, когда личность последнего не установлена, то выявление и доказывание уже не входит в понятие розыска. Это уже сфера деятельности расследования и раскрытия преступлений. Подразделения уголовного розыска МВД России осуществляют основную часть розыскной работы.

Во время розыска оперативные аппараты ОВД принимают меры по рассмотрению и исключению условий, которые позволяют обвиняемому избежать следствия, суда и исполнения наказаний. Вместе с этим принимаются меры по разоблачению и устранению условий, которые используют разыскиваемые преступники для уклонения от уголовной ответственности.

Задачей ОРД является получение необходимых данных о действиях или событиях, которые каким-либо образом создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Данная задача относится к компетенции ФСБ России (в соответствии с Законом о ФСБ).

Безопасность и ее виды

В конце XIX в. в российской истории начинает активно использоваться понятие «безопасность». При этом акцент делался на «охрану общественной безопасности».

Этот вид деятельности был направлен на борьбу с государственными преступлениями. А также являлся исключительной привилегией политического сыска.

В нынешнее время под понятием «государственная безопасность» понимается регламентированная законом система общественных отношений. Она проявляется в защиье первостепенных интересов государства (суверенитет, конституционный строй, территориальная целостность, обороноспособность и др.), как политической организации современного российского общества, от внутренних и внешних угроз, которые позволяют ему продолжать свою жизнедеятельность и развитие.

Одним из звеньев государственной безопасности является военная безопасность. Обеспечивается она не только состоянием вооруженных сил, но и другими институтами общества, которые поддерживают оборонную мощь страны на требуемом уровне для установления наиболее выгодных отношений с другими державами.

Важную роль в ее обеспечении играют государственные органы, такие как ФСБ России, СВР и органы, осуществляющие ОРД – оперативные подразделения внешней разведки Минобороны России.

Экономическая безопасность

Определение 4

Экономическая безопасность – состояние защищенности экономической системы страны, которое обеспечивает достаточный уровень оборонной, политической и социальной жизнедеятельности и развития экономики государства. А также недосягаемость государственных экономических интересов по отношению к любого вида угрозам, как внешним, так и внутренним. Это стабильные условия защищенности общества, национальной экономики, региона или сферы хозяйственной деятельности.

При осуществлении экономической безопасности обеспечиваются:

  • действенная угода общественных потребностей в обстановке военной и социально-политической стабильности страны;
  • технологический суверенитет и неуязвимость государства от внутренних и внешних угроз;
  • защита интересов страны на мировом и на российском рынках, несмотря на трансформацию тактических целей России и аналогичные изменения внутренних и внешних угроз.

Уровень развития национальной экономики зависит от ее надлежащей защиты оперативно-розыскными и другими средствами.

Экономическая безопасность в демократических странах, подчиняющихся закону, представляет собой умение сохранять хорошие условия жизнедеятельности граждан, надежно оснащать возможностями экономику, а также предоставлять все необходимые средства и институты государства (включая спецслужбы и правоохранительные структуры) защите национальных государственных интересов в сфере экономики от материальных ущербов как внутренних, так и внешних.

Платформой национальной безопасности является экономическая безопасность. Так как именно от нее зависит безопасность других областей существования государства, общества, личности.

Замечание 4

В настоящий момент экономическая безопасность, являющаяся важнейшим критерием изменений, происходящих в государстве, выдвигается на первый план. Это обусловлено состоянием экономики, криминализацией общественных связей, недоработкой системы организации государственной власти и гражданского общества. Недоработки правоохранительных органов сегодня проявляются максимально отчетливо. Смена приоритетных задач влекла за собой неоднократную смену названия служб, которые специализируются на борьбе с экономическими правонарушениями. В конце концов привело это к усилению итак немалого количества преступных группировок. А средой, подпитывающих их, стали противозаконные формы получение и легализация незаконных доходов и теневая экономика.

Экологическая безопасность

Определение 5

Экологическая безопасность – это состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека, государства, мирового общества от негативного влияния различных явлений и антропогенных факторов.

Она является комплектующей национальной безопасности и может быть применена к личности, населению какой-либо территории, государству, технологиям и производствам, географической зоне. Потребность в ее обеспечении отмечена в п. 85 Указа Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».

Сопровождение экологической безопасности значит сведение до минимума опасности отрицательного воздействия вредных факторов окружающей природной среды. А также сведение до возможно малой вероятности, при помощи метода адекватных оперативно-розыскных мер, последствий экологических аварий и катастроф.

Имущество

На основании ФЗ от 25.12.2008г. № 280-ФЗ, который вступил в силу 10.01.2009 г. к задачам ОРД прибавляется еще один пункт – установление имущества, подлежащего конфискации.

Определение 6

Имущество – это совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, принадлежащих определенному лицу. Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, деньги, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество и пр.

Важным признаком имущества, подлежащего конфискации является его связь с преступлением.

Конфискация

На основании ст. 2 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) под понятием конфискация понимается принудительное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа.

Конфискация может быть осуществлена, только если правонарушение, повлекшее за собой данную меру, входит в перечень преступлений, содержащихся в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ (например: террористический акт или содействие террористической деятельности, похищение, либо торговля людьми и пр.). А также в случае установления следующих обстоятельств:

  • имущество, подлежащее конфискации досталось в результате законопреступления или доходов от этого имущества;
  • непосредственное предназначение подлежащего конфискации имущества предназначено для использования в качестве орудия преступления;
  • функция имущества – финансовое обеспечение терроризма, организованных преступных группировок, незаконного вооруженного сообщества (преступной организации).

Подозреваемое лицо может скрывать, продавать, передавать другим лицам имущество, подлежащее конфискации. Однако, задачей органов, которые осуществляют ОРД, является установление этого имущества, применяя при этом специальные средства, силы и методы. В тесном взаимодействии с Федеральной службой судебных приставов (ФССП) России данная задача находит свое решение. При исполнении своих обязанностей по розыску должника судебные приставы обращаются за содействием к органам ОВД, ФМС России и др. (см.ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 188-ФЗ «О судебных приставах»). Например, при розыске гражданина–ответчика по гражданскому делу, ребенка по исполнительным документам, а также должника и его имущества судебным приставам обязана оказывать содействие полиция (п. 41, ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).

Частные задачи органов, осуществляющих ОРД

У каждого органа, осуществляющего ОРД, есть своя отдельная задача, основанная на его функциональной специализации.

В типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту Российской Федерации, а конкретней в подп. 8, 10, 17, 24, 33, 37 п. 13, в сфере ОРД закреплены полномочия для территориальных оперативных подразделений полиции. Детализируются полномочия на региональных нормативных правовых актах с учетом специализации каждого структурного подразделения в виде индивидуальных задач.

В ст. 8 Положения о федеральной службе безопасности от 11.08.2003 г. № 960 установлены частные задачи органов ФСБ России. В ст. 6 Федерального закона от 10.01.1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» – индивидуальные задачи Службы внешней разведки.

К частным задачам оперативных подразделений органов, исполняющих наказание (ст. 84 УИК РФ), относятся:

  • установление, предотвращение и разоблачение замысляющихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений принятого порядка отбывания наказания;
  • предоставление защиты осужденных, работников исправительных учреждений и иных лиц;
  • розыск осужденных, уклоняющихся от лишения свободы и розыск осужденных, которые совершили побег из исправительных учреждений;
  • помощь в установлении и раскрытии преступлений, которые были совершены осужденными до появления в местах лишения свободы.

В ст. 3 Положении о Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков определены частные задачи органов по контролю за оборотом наркотиков.

Замечание 5

Частные задачи могут конкретизироваться в региональных приказах, наставлениях, инструкциях, директивах с учетом социально-экономической ситуации. Учитывая, что в составе органов, осуществляющих ОРД, работают в пределах своей компетентности разнообразные оперативные службы. В соответствующих закону актах для некоторых оперативно-розыскных подразделений устанавливаются частные задачи помимо раскрытия преступлений, еще и предотвращение их, с учетом приоритетных направлений борьбы с преступностью на определенном этапе.

Функция частных задач не в противоречии общим задачам ОРД, а в конкретике последних. Частные задачи являются отражением специфики оперативного подразделения.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Задачами оперативно — розыскной деятельности являются:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Комментарий к статье 2
1. В комментируемой статье сформулирована совокупность задач оперативно — розыскной деятельности. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.
В действующей редакции Федерального закона «Об оперативно — розыскной деятельности» перечень задач ОРД расширен. В их число вошло обеспечение государственной, военной, экологической, экономической безопасности Российской Федерации.
Особое место отводится экологическим преступлениям, объединяющим деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный характер, поэтому ОРД призвана сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды. Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.
Решение задачи государственной и военной безопасности не входит в компетенцию органов внутренних дел и поэтому в данном комментарии не рассматривается.
2. Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, — важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно — розыскной деятельности предопределяют, что оперативно — розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств. Правильное применение оперативно — розыскных сил и средств позволяет своевременно:
— выявлять латентные преступления, которые в ряде случаев могли остаться не известными для органов внутренних дел, а также условия и причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их устранению;
— устанавливать лиц, представляющих оперативный интерес, и применять к ним соответствующие меры.
3. Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно — розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно — процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить лиц, совершивших преступления.
В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно — розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией уголовно — процессуальную деятельность; практически это проявляется в том, что оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получая фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, добывая информацию, передают ее следователю для дальнейшего использования в ходе расследования.
В ходе оперативно — розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех видов доказательств.
4. Задача предупреждения преступлений заключается в принятии оперативно — розыскных мер, направленных на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и условий, способствующих их совершению. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно — процессуальных мер пресечения. Перечисленные способы позволяют сделать вывод, что само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно — розыскных мер к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих продолжению начатого преступления.
5. Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно — розыскных мер. В число этих мер входят обеспечение оперативно — тактической готовности органов внутренних дел к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях; организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах.
6. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно — розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении и укрывательству преступников. Специфика данной задачи ОРД состоит и в том, что розыскная работа должна иметь структурно — организационное обеспечение практически на всех уровнях системы МВД России.

Следующая статья «
К тексту закона «

4. Задачи оперативно-розыскной деятельности

1. Согласно ст. 1 Закона об ОРД в качестве целей ОРД выступают защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачи любого вида деятельности — это определенный этап в достижении целей этой деятельности и одновременно способ их достижения.

2. В соответствии с положениями ст. 2 Закона об ОРД задачами ОРД являются:

☝выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

☝осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

☝добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Все перечисленные задачи ОРД взаимосвязаны, но каждая имеет специфические особенности.

На первое место законодатель поставил выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений. И это не случайно: только ОРД является действенным механизмом для борьбы с так называемой латентной (скрытой) преступностью. А ведь эта категория преступлений составляет значительную часть общей массы преступлений, особенно в сфере экономики и государственной безопасности.

3. Предупреждение преступлений, или профилактика преступлений, — довольно емкое понятие. В широком смысле это любая деятельность, способствующая снижению количества совершаемых преступлений. Освещение городских улиц в ночное время, грамотная расстановка полицейских нарядов способствует снижению так называемой уличной преступности. Сбалансированная налоговая политика государства, позволяющая бизнесу не прибегать к «теневым» схемам, способствует уменьшению количества преступлений экономической направленности. Поддержка детско-юношеских культурных и спортивных учреждений положительно влияет на динамику подростковой преступности.

Роль ОРД в предупреждении преступлений — это воздействие на рецидивную преступность. Как показывает судебно-следственная практика, основная масса лиц с девиантным поведением совершает преступления неоднократно. Таким образом, если путем проведения оперативно-розыскных мероприятий удается установить лицо, совершившее преступление, и привлечь его к уголовной ответственности, то на определенный срок (а именно срок тюремного заключения) общество избавляется от социально опасного элемента. В данном случае задача пресечения преступлений выступает в качестве логического следствия другой задачи — раскрытия преступлений (или, что то же самое, выявления и изобличения лиц, их совершивших).

4. В «чистом» виде о профилактической роли ОРД можно говорить только в приложении к такой категории преступлений, как преступления против государственной безопасности. Именно в этой области оправданно проведение постоянных превентивных мер оперативного характера с целью предотвращения утечки информации, составляющей государственную тайну. В частности, в отношении любого лица, имеющего доступ к секретным сведениям, соответствующими оперативными подразделениями периодически проводятся проверки, направленные на подтверждение его «благонадежности». Данные проверки осуществляются путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Например, ст. 13 Федерального закона «О внешней разведке» определяет, что обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации в соответствии с Законом об ОРД.

5. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, осуществляется в силу прямого предписания уголовно-процессуального закона. Согласно ст. 210 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ), если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания (к их числу относятся и субъекты ОРД), о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

6. Теория ОРД как научная дисциплина выработала целую систему признаков, позволяющую классифицировать задачи оперативно-розыскной деятельности по различным основаниям.

По функциональной направленности задачи ОРД можно разделить на четыре вида:

1) превентивного назначения (предупреждение совершения преступлений и добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России);

2) обнаружения (выявление преступлений и их раскрытие);

3) пресечения;

4) розыска (розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших).

По степени выраженности угроз в отношении защищаемых общественных отношений задачи ОРД классифицируют на две группы:

1) непосредственные (выявление, раскрытие, пресечение преступлений, а также розыск лиц в связи с совершением преступления);

2) опосредованные (предупреждение совершения преступлений, добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, и розыск без вести пропавшего).

Добавить комментарий