Орган государственной власти это юридическое лицо

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Особенности правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений (Митин Г.Н.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Рассматривая институт общественных объединений, правоведы, как правило, называют и анализируют семь их организационно-правовых форм, поименованных ст. 8 — 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» <1>. Между тем указанный Федеральный закон этими формами не ограничивается и предполагает наряду с ними возможность существования государственно-общественных и общественно-государственных объединений, т.е. общественных объединений, созданных с участием государства, как это следует из содержания ст. 51. Указанные объединения не заявлены в Федеральном законе «Об общественных объединениях» в качестве самостоятельных организационно-правовых форм, однако, исходя из сложившейся практики создания такого рода объединений, государственно-общественные и общественно-государственные объединения следует рассматривать в качестве таковых <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
<2> Такова позиция Министерства юстиции Российской Федерации, изложенная в письме и подтверждаемая соответствующими свидетельствами о государственной регистрации и уставами существующих общественно-государственных и государственно-общественных объединений. Отрицать существование указанной формы было бы ошибочно (см., например: Эксперт Урал. 2013. 8 — 14 июля. С. 68).
Определение сущности общественно-государственного (государственно-общественного) объединения восходит к вопросу о праве государства создавать различного рода организации в широком смысле этого слова. Государство в правоотношениях, как публичного, так и частного рода, выступает как полноценный субъект, т.е. обладает всеми необходимыми правами и обязанностями <3>. Например, в силу ст. 124 Гражданского кодекса РФ государство может создавать различного рода организации, не основанные на личном участии и обусловленные необходимостью решения определенных функций. Для решения различного рода хозяйственных вопросов могут создаваться акционерные общества и унитарные предприятия — коммерческие организации, а равно некоммерческие — государственные корпорации и государственные компании. Учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абз. 1 п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, ст. 9.1 — 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» <4>). Все государственные органы имеют форму учреждений <5>.
———————————
<3> См.: Бутусова Н.В. Конституционно-правовой статус Российского государства: Монография. М.: Издательство МГУ; Воронеж: Издательство ВГУ, 2006. С. 14, 16.
<4> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<5> См.: письмо Минэкономразвития России от 21 июня 2011 г. N 12702-АЛ/Д08.
В то же время государство не может создавать кооперативы и товарищества, поскольку они требуют личного участия в своей деятельности, общины коренных малочисленных народов и казачьи общества, так как они являются формами самоорганизации граждан. Создание общественных и религиозных организаций (объединений) государством также невозможно, исходя из конституционных требований (ст. 14 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» <6>) и их определения (ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях»). Между тем в процессе реализации своих функций у государства периодически возникает необходимость прибегать к формированию организаций, сходных, по существу, с общественными организациями и движениями, иными словами, требует создавать их подобия «сверху», по собственной инициативе либо брать под своеобразную опеку полезные общественные начинания, которые без государственной поддержки обречены. Логично, что созданное по инициативе государства в лице какого-либо его органа объединение не может в силу Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» считаться общественным объединением. В связи с этим, по-видимому, законодатель и предусмотрел формы общественно-государственных и государственно-общественных объединений, т.е. добровольных, подконтрольных государству некоммерческих формирований, созданных как по инициативе граждан, так и по инициативе государства и объединяющих граждан на основе общности интересов для реализации при участии государства общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Участие государства в лице его органов в деятельности общественно-государственных и государственно-общественных объединений обязательно, что, например, отличает последних от общественных палат, которые в ряде работ ошибочно именуют общественно-государственными формированиями <7>.
———————————
<6> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.
<7> См.: Власова К.Б. Споры о компетенции между органами публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 3; Пиманова М.А. Правовой статус государственно-общественных объединений: Конституционно-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2007. В указанных работах, по-видимому, происходит подмена понятий, когда исследователь для определения правового института использует наименование другого института, близкое по содержанию.
Принцип добровольности в отношении таких объединений обусловлен нормами ч. 1 ст. 1, ст. 2, 18, 30 и 55 Конституции Российской Федерации. Иное делало бы институт общественно-государственных и государственно-общественных объединений неконституционным.
Государственно-общественные и общественно-государственные объединения представляют собой форму взаимодействия государства и граждан <8>. В своей деятельности они сочетают принципы самоуправления и подконтрольности государству. Первый проявляется в решении такими объединениями своих внутрихозяйственных вопросов, второй же — в осуществлении задач, возложенных на них государством. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и п. 5 Порядка разработки правил военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, утвержденного Приказом Минспорттуризма России от 25 января 2010 г. N 27 <9>, на общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» возложена обязанность по разработке правил служебно-прикладных видов спорта, развиваемых в рамках деятельности двух или более федеральных органов исполнительной власти. Утверждаются указанные правила Минспорттуризма России.
———————————
<8> См.: Шерьязова А.С. Взаимоотношения государственных органов и общественных объединений: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2011.
<9> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 13.
Как показывает практика, государственно-общественные (общественно-государственные) объединения могут издавать нормативные акты совместно с органами государственной власти по вопросам своей деятельности, например: Приказ МВД России N 205, МЧС России N 245, Минюста России N 49, ГФС России N 164, СВР России N 18, ФСБ России N 205, ФСКН России N 161, ФСО России N 187, ГУСП N 21, ФТС России N 707, ФСИН России N 185, ФНС России N ММВ-6-10/23, Госкорпорации «Росатом» N 1/383-П, общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» N 36 от 12 апреля 2013 г. «Вопросы развития общественно-государственного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» <10>.
———————————
<10> Российская газета. 2013. 26 апреля.
Специфика регулирования деятельности общественно-государственных и государственно-общественных объединений состоит в том, что, как показывает судебная практика, их создание и деятельность, состав и компетенция их органов управления не регулируются общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» (за исключением ст. 51) <11>. Единственным источником регулирования их деятельности до принятия соответствующего федерального закона остается нормативный правовой акт, принятый в связи с созданием общественно-государственного или государственно-общественного объединения.
———————————
<11> Определение Верховного Суда России от 29 июля 2010 г. N КАС10-335 // СПС «КонсультантПлюс»; решения Верховного Суда России от 19 мая 2010 г. N ГКПИ10-278 и от 12 мая 2009 г. N ГКПИ09-271 // СПС «КонсультантПлюс».
Цели и задачи, круг деятельности таких объединений в законодательстве не определены, за исключением, может быть, Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» <12>, который относит к ведению общественно-государственных объединений, наряду с общественными объединениями, деятельность по организации и проведению поисковых работ, а также осуществление мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
———————————
<12> Российская газета. 1993. 17 февраля.
Во всяком случае, действующие общественно-государственные и государственно-общественные объединения выступают как способ решения государством масштабных общественных вопросов социального, культурного, экономического и иного характера:
— патриотическое (военно-патриотическое) воспитание граждан;
— развитие физической культуры и спорта;
— содействие реализации государственной политики в области электросвязи;
— участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;
— подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества;
— участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
— решение проблем, связанных с интеграционными экономическими процессами, происходящими в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе связанных с деятельностью Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству и Тихоокеанского экономического совета.
Законодательство в принципе не исключает и возможности делегирования общественно-государственным (государственно-общественным) объединениям отдельных полномочий.
Органы управления общественно-государственных и государственно-общественных объединений, с одной стороны, аналогичны органам управления общественных объединений, а с другой — обязательно должны учитывать участие государства в их деятельности. Это значит, что руководящий орган, как высший, так и постоянно действующий, будет объединять представителей всех участников такого объединения, но при этом для контроля за целевым использованием переданного государственного имущества, выполнением поставленных государством задач, в том числе переданных полномочий, может быть создан наблюдательный (контрольный) орган, состоящий исключительно из представителей государственных органов и обеспечивающий соблюдение государственных интересов в деятельности общественно-государственного (государственно-общественного) объединения. Кроме того, определенное управленческое воздействие на деятельность общественно-государственных и государственно-общественных объединений оказывают решения органов государственной власти, принимаемые в отношении обеспечения (материального, технического, методического и проч.) таких объединений. Пределы такого воздействия со стороны одного органа государственной власти обусловливаются участием в деятельности общественно-государственного или государственно-общественного объединения другого органа государственной власти, а также вышеупомянутым принципом добровольности участия в таком объединении граждан.
Двойственность общественно-государственных (государственно-общественных) объединений проявляется и в их имущественном положении. Например, в п. 5.1.7 Устава «Динамо» к основным принципам его организационного строения отнесено самофинансирование деятельности в сочетании с государственной поддержкой. Имущество, используемое общественно-государственными (государственно-общественными) объединениями, находится преимущественно в федеральной собственности, передается им на праве безвозмездного пользования <13>. Однако это не исключает наличия у общественно-государственных (государственно-общественных) объединений собственного имущества, приобретаемого за счет пожертвований и членских взносов, если таковые предусмотрены их уставами. Имущество, созданное за счет средств общественно-государственного (государственно-общественного) объединения, является его собственностью <14>. Размеры членских взносов устанавливаются объединением самостоятельно с учетом особенностей членов (участников). Например, в Ассоциации документальной электросвязи государственные органы — члены освобождены от уплаты взносов.
———————————
<13> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 992-р // СЗ РФ. 2010. N 25. Ст. 3230; распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 475-р // СЗ РФ. 2003. N 16. Ст. 1552; распоряжение Госкомимущества России от 20 октября 1994 г. N 2541-р // Документ опубликован не был // СПС «КонсультантПлюс»; Постановление Администрации Тульской области от 14 июля 2003 г. N 444 «О передаче имущества, находящегося в собственности Тульской области» // СПС «КонсультантПлюс».
<14> См.: Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 ноября 1995 г. N 1921/95 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 2.
Финансирование деятельности общественно-государственных (государственно-общественных) объединений может осуществляться как из средств национального бюджета, так и без их привлечения <15>. В целом источники имущества общественных объединений и общественно-государственных (государственно-общественных) объединений должны совпадать. Однако в связи с прямым участием государства в деятельности таких объединений они не должны иметь права получать пожертвования от иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства и международных организаций. Иное, исходя из существа общественно-государственного объединения и целей его деятельности, создавало бы угрозу вмешательства указанных лиц в осуществление государством своих функций, в процесс его взаимодействия с гражданами, что подпадает под основания для ограничения прав, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. Данное ограничение не только соразмерно обозначенной потенциальной угрозе, но и восполнимо теми мерами государственной поддержки, на которые общественно-государственные (государственно-общественные) объединения могут рассчитывать вследствие участия в их деятельности государства и его органов и организаций. Как в случае с политическими партиями и некоторыми другими организациями, меры государственной поддержки здесь должны выполнять компенсационную функцию по отношению к ограничениям источников финансирования этих организаций.
———————————
<15> См.: п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. N 213 «О создании общественно-государственного объединения «Российский национальный комитет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству» // СЗ РФ. 2002. N 14. Ст. 1312.
В целом текущей правоприменительной практики явно недостаточно для регулирования создания, деятельности и ликвидации общественно-государственных и государственно-общественных объединений, определения их правового статуса по отношению как к общественным объединениям, так и ко всем некоммерческим организациям. Правовые аналогии допустимы, но вряд ли до конца будут соответствовать специфике этих объединений. Неопределенность правового статуса общественно-государственных и государственно-общественных объединений также ставит их в неравное положение по отношению к иным общественным объединениям, некоммерческим организациям, ограничивает права граждан — участников этих объединений. Учитывая ведущийся в настоящее время поиск моделей взаимодействия государства с гражданами, деятельности созданных государством общественно значимых некоммерческих организаций, назрела необходимость принятия федерального закона об общественно-государственных и государственно-общественных объединениях.

Не следует путать с органом публичной власти.

О́рганы госуда́рственной вла́сти — организации (учреждения) госуда́рственной вла́сти.

Конкретные организации (например: Правительство СССР, Министерство внутренних дел (МВД) и другие) и абстрактные (например: Федеральные органы власти, Федеральная служба, Местная администрация и другие) субъекты и объекты, предназначенные для управления государством на разных уровнях.

Их разделяют на:

  • высшие
  • низшие
  • центральные
  • федеральные
  • региональные
  • местные

и так далее.

В различных государствах (странах, колониях) конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например органы финансового контроля, советы обороны и безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы и так далее. Однако, в науке существует мнение, что прокуратура не является органом государственной власти и что она является органом надзора со своими специфическими полномочиями.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции государства (страны) и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:12 629 32 649 794
  • ✪ Обществознание ЕГЭ 2017: Органы государственной власти РФ
  • ✪ 50 Органы государственной власти РФ
  • ✪ 4.14. Органы государственной власти РФ

Субтитры

Практическая способность государства оказывать управляющее воздействие на общество и складывающиеся в нем отношения реализуется благодаря наличию у него разветвленной и функционально связанной системы специальных органов и организаций, выступающих по сути материальным воплощением, проводником государственной власти вовне. Для обозначения этой системы обычно используют понятие «механизм государства».

Механизм государства – это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власти и обеспечивающих реализацию функций государства.

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом.

Первичной ячейкой государства выступают его органы и учреждения.

Государственный орган понимается как относительно самостоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией). Каждый орган государства может действовать только в рамках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат незамедлительной отмене.

Совокупность властных полномочий органа государства определяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган законодательной власти наделяется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной власти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи – обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отношениях.

Классификация государственных органов:

1) по источнику формирования (первичные – избираются: Государственная Дума, Президент, глава субъекта, законодательный орган субъекта РФ; производные – формируются другими государственными органами: Правительство формируется Президентом при утверждении Председателя Правительства Государственной Думой; Верховный Суд РФ формируется Советом Федерации по представлению Президента РФ; органы Прокуратуры формируются при участии законодательных органов субъектов РФ Генеральным прокурором РФ, назначенным Советом Федерации по представлению Президента).

2) по территориальному охвату (федеральные – осуществляют свои деятельность на всей территории РФ – Президент, Государственная Дума; государственные органы субъектов федерации – ограничивают свою деятельность территорией соответствующего субъекта федерации – глава субъекта, законодательный орган субъекта, администрация субъекта)

3) по характеру компетенции (общей компетенции – имеют широкий круг вопросов, относящихся к предмету ведения – Президент, Правительство; специальной компетенции – ограничивают полномочия определенной сферой – Министерство здравоохранения, Министерство образования, Министерство топлива и энергетики)

4) по порядку реализации полномочий (коллегиальные – законодательный орган субъекта, Федеральное Собрание; единоличные – Президент РФ, глава субъекта)

Органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему государственных органов.

Государственные учреждения – организации, для которых осуществление власти не является основным видом деятельности, но посредством которых государство практически осуществляет свои функции. Например, образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, больницы и т.д.

Результаты деятельности Учреждения выражаются в создании материальных или духовных благ. Результаты деятельности Органов государства – в принятии управленческих решений.

Органы государства состоят из государственных служащих, которые своими действиями обеспечивают выполнение функций этих органов.

Основные требования, предъявляемые к госслужащему в РФ:

1) наличие гражданства РФ; достижение возраста 18 лет;

2) владение государственным (русским) языком;

3) наличие соответствующего уровня профессиональной квалификации;

4) отсутствие ограничений для занятия данной государственной должности (мед/ограничения; лишение права занимать гос/должности приговором суда; признание лица судом недееспособным; близкий родственник на должности непосредственного начальника и др.).

30-01-2011

Наместникова Любовь Анатольевна

Государственные органы и учреждения как субъект КИИ, а именно вопрос необходимости выполнения Федерального закона от 26.07.2017 года № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры» (далее – 187-ФЗ) до сих пор актуален для многих организаций и учреждений. Очень часто по разным каналам к нам поступает вопрос: «Являются ли государственные органы и учреждения субъектами КИИ? Являются ли районные администрации субъектами КИИ?». Несмотря на то, что в ст.2 187-ФЗ дано определение субъекта КИИ, организациям не всегда удается определить, субъект она или не субъект. Давайте-ка попробуем разобраться в этой нелегкой, как кажется на первый взгляд, ситуации.

В соответствии со ст.2 187-ФЗ субъекты критической информационной инфраструктуры – государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.

Администрация имеет ОКВЭД 84.11.3 «Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера». Такая деятельность не входит ни в одну из сфер, указанных в определении субъекта КИИ. Но администрация является органом местного самоуправления. Возникает вопрос, есть ли связь между государственными органами и органами местного самоуправления.

Обратимся к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – 131-ФЗ). Согласно ч.4 ст.34 131-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Остается определить, использует ли администрация информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления в указанных сферах.

В случае, если органы местного самоуправления не являются собственниками или арендаторами информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, функционирующих в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, то они НЕ ПОДПАДАЮТ ПОД ТРЕБОВАНИЯ 187-ФЗ.

Тем не менее, мы рекомендуем провести аналогичный анализ внутри организации и оформить его документально. В помощь, предлагаем скачать шаблон соответствующего акта.

СКАЧАТЬ

Если у вас возникли вопросы с выполнением требований 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры», отправьте запрос и наши специалисты предоставят БЕСПЛАТНУЮ консультацию.

Отправить запрос

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Полномочия

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;

  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;

  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

  • объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Добавить комментарий