Орган страхового надзора

СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВОГО НАДЗОРА.

Высокая доля ответственности страховщика за последствия деятельности требует особой организации госнадзора. В общей форме он выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Вопрос госнадзора за страховой деятельностью выделен в отдельную главу Закона «О страховании».

Согласно Закону РФ от 27 ноября 1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» указано, что государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ, предупреждения и пресечения нарушений участниками страховых отношений, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 № 314, государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется Федеральной службой страхового надзора Минфина РФ.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Его первоочередная задача – обеспечение выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования. Возложение такой задачи на государство объясняется спецификой страхования.

Функции государственного страхового надзора (в соответствии с Положением «О Федеральной службе РФ по надзору за страховой деятельностью»):

  • выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности, аттестация страховых актуариев;

  • ведение единого государственного реестра страховщиков и их объединений;

  • контроль за обоснованностью страховых тарифов, а также обеспечение платежеспособности страховщиков;

  • установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенных законом «О страховании» к компетенции Росстрахнадзора;

  • обобщение практики страховой деятельности и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании;

  • обеспечение гласности страховой деятельности;

  • поддержание правопорядка в отрасли, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности

Росстрахнадзор рассматривает вопросы нарушений закона, принимает административные меры в отношениях тех, кто действует вопреки интересам страхователей, выносит на рассмотрение коллегии вопросов об ограничениях, приостановлении либо отзыве лицензии на право проведения страховой деятельности.

Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:

  • 1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
  • 2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
  • 3) акты об ограничении, приостановлении или возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • 4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • 5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности;
  • 6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.

Страховой надзор включает в себя также выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Росстрахнадзор не отвечает по обязательствам страховых организаций, не имеет права вмешиваться в их оперативную деятельность, в том числе и по вопросам осуществления страховых выплат.

Права Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью:

  • 1. проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности предоставляемой ими отчетности;
  • 2. получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;
  • 3. обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ и ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензии;
  • 4. давать предписания страховщикам по усмотрению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать действия лицензии вплоть до ее отзыва.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Страхование к бракосочетанию.

Страхование к бракосочетанию один из видов договоров на дожитие. По достижение этого события выплачивается страхования сумма. Если этого не случается, то предусматривается возрастной ценз – 25 лет. По договору можно застраховать ребенка не старше 15 лет. Если страхователи погибают, то договор продолжает действовать за счет компании. Страхователями могут быть родственники от 18 до 72 лет, но с таким расчетом, чтобы на день окончания срока страхования им было не более 75 лет. Срок страхования определяется как разница между 18 годами и возрастом страхователя на момент страхования.

2. Постнумерандо. Периоды уплаты страховой премии в договорах страхования жизни.

Постнумерандо или коэффициент рассрочки – это показатель, используемый для перевода единовременной тарифной ставки в тарифную ставку для периодических взносов. По величине равен аннуитету единичной немедленной срочной (на период уплаты взносов) ренты. Коэффициент рассрочки всегда рассчитывается для конкретного периода уплаты взносов, который в общем случае может быть меньше срока страхования.

Периоды уплаты страховой выплаты в договорах страхования жизни:

  • 1) Страхование на случай смерти — страховую выплату только в случае смерти застрахованного.
  • 2) Страхование на дожитие — выплата в связи с дожитием застрахованного до определенного момента
  • 3) Смешанное страхование — страховое обеспечение обязательно выплачивается по каждому договору, либо в связи со смертью застрахованного в период страхования, либо при его дожитии до конца срока, обусловленного договором.
  • 3. Порядок определения страховой суммы и страхового возмещения.

Страховое возмещение:

Q=T*S/W

Q- страховое возмещение,T– фактическая сумма ущерба,S– страховая сумма по договору,

W– стоимостная оценка объекта страхования

Страховой суммой является определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты, если договором или законодательными актами РФ не предусмотрено иное.

При страховании имущества страховая сумма не может превышать его действительной стоимости на момент заключения договора (страховой стоимости).

Страховое возмещение не может превышать размера прямого ущерба застрахованному имуществу страхователя или третьего лица при страховом случае, если договором страхования не предусмотрена выплата страхового возмещения в определенной сумме.

В договоре личного страхования страховая сумма устанавливается страхователем по соглашению со страховщиком.

Цель и функции государственного страхового надзора в Российской Федерации

Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение возмещения ущерба, причиненного производству, организациям и гражданам различимыми непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Его величина зависит от ряда факторов (степень вероятности страхового случая, интенсивность вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимость имущества, принятого на страхование, и т.д.). Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, притки крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение деятельности страховщика в этих условиях существенно возрастет. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, которые охвачены страхованием, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиции временно свободных ресурсов страхового фонда. В связи со всем сказанным ранее требуется организация государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности, увязывая в единое целое интересы страховщиков, населения и экономики. В основе организации государственного страхового надзора находится проблема величины резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы представляет собой объект государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства. Повсеместно страховое дело выделяется в специальную область хозяйственного законодательства и административного надзора. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной налоговой политики, принятия законов по отдельным видам предпринимательской деятельности, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров. Государство также устанавливает с учетом интересов всего общества обязательные виды страхования.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» от 30 июня 2004 г. № 330 страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется органами государственной власти на принципах законности, гласности и организационного единства.

Итак, целями государственного регулирования страховой деятельности являются:

  • организация страхового дела, которая выражается в создании единой нормативной базы на федеральном уровне;
  • создание единых условий и правил страхования;
  • развитие рынка страховых услуг;
  • защита прав участников страховых правоотношений.

Основные функции федерального органа исполнительной власти

по надзору за страховой деятельностью — это:

  • выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  • выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (дали в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
  • обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Также одна из целей государственного регулирования — предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. Данная функция обеспечивается Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Итак, основными направлениями государственного регулирования являются:

  1. государственный надзор за страховой деятельностью;
  2. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
  3. пресечение монополистической деятельности и недобросовестности конкуренции на страховом рынке;
  4. общий государственно-финансовый контроль за деятельностью страховых организаций;
  5. прямое участие государства в становлении и развитии страховой защиты имущественных интересов субъектов страхования.

Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договоров страхования, первая и главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Западная практика обычно требует представить рекомендательное письмо от какого-либо известного лица в финансово-кредитной сфере. Не получив официального признания, страховое общество не может функционировать.

Органом государственного страхового надзора акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.

Следующая функция — обеспечение гласности. Каждый, кто профессионально снимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности.

Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

Третья функция — поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.
  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.
  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.
  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Что такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни .

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.

Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.

Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Следите за обновлениями вконтакте, одноклассниках, facebook, google plus или twitter. Читайте еще:

Функции страхового надзора

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции:

  • регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  • обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  • контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  • создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  • контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  • составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  • проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  • собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  • проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  • предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.

Организация страхового надзора в России до 2004 года

Первый орган страхового надзора появился в Российской империи в 1894 году, когда в структуре Министерства внутренних дел в составе хозяйственного департамента был учреждён особый страховой отдел и при нём — страховой комитет.

Сразу после Октябрьской революции 1917 года советская власть взяла под свой контроль отдельные виды страхования, главным образом социального и медицинского, которые проводились до революции через страховые больничные кассы. 29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда утвердил «Положение о страховом совете» — коллегиальном органе для «заведыванія всеми делами, относящимися къ страхованію рабочихъ», который становился прообразом органа страхового регулирования. А 16 декабря 1917 года выходит новое «Положение о страховых присутствиях», которым оформлялась децентрализованная (региональная) система страхового надзора за деятельностью рабочих больничных (страховых) касс. Однако попытки обеспечить определённую преемственность предпринимались только в этих социальных видах страхования, которые себя очень хорошо зарекомендовали до революции и в которых за счёт отчислений рабочих-пролетариев были накоплены значительные средства.

Одновременно советская власть ввела контроль за прочими (коммерческими) страховыми операциями, а в 1918 году и вовсе запретила страхование, национализировав все страховые компании. В 1925 году, помимо Госстраха, страховые операции были разрешены для обществ взаимного страхования, при этом функции страхового надзора осуществляло Главное управление Госстраха. В 1928 году операции по личному страхованию начали проводить предшественники Сбербанка — Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, надзор за их страховой деятельностью также осуществлял Госстрах.

В 1989—1992 годах создаются первые первые негосударственные страховые компании («АСКО», «Россия», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и другие), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании,, одновременно возникла задача организации контроля их деятельности со стороны государства.

Госстрахнадзор

10 февраля 1992 года был издан Указ Президента РФ «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» (сокращенное название нового органа исполнительной власти — Госстрахнадзор России), в июле 1992 года было утвеждено положение о Госстрахнадзоре. Главной задачей Госстрахнадзора провозглашалось обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений страхового законодательства для эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства . Функции Госстрахнахдзора включали:

  • ведение Государственного реестра страховых организаций;
  • выдача лицензии на проведение страховой деятельности;
  • установление правил формирования и размещения страховых резервов, форм учёта и показатели отчётности по страховым операциям;
  • контроль за тарифами по имущественному и личному страхованию,
  • обобщение страховой практики, разработка предложений по развитию страхового дела в Российской Федерации;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор)

В сентябре 1992 года, в рамках реструктуризации органов исполнительной власти, очередным указом президента Государственный страховой надзор реорганизован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) . В апреле 1993 года, после принятия Закона об организации страхового дела, выходит очередной указ — о преобразовании Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (сокращенное название сохранилось при этом прежнее — Росстрахнадзор). Одновременно Правительство РФ утвердило новое положение о Росстрахнадзоре, измененное позже одноименным постановлением Правительства в октябре 1994 года. У Росстрахнадзора появляются территориальные органы, а список его функций заметно расширен. Было установлено, что Росстрахнадзор:

  • выдаёт страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • осуществляет лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • организует проведение аттестации на право аудита страховщиков;
  • ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров;
  • осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщиков;
  • устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности о страховой деятельности;
  • устанавливает нормативные размеры соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика;
  • разрабатывает и утверждает по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Росстрахнадзора:
    • нормативные документы, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
    • методические документы, в том числе методику расчёта соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методику расчёта ставок страховых взносов и типовые правила страхования;
  • обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании;
  • устанавливает — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике — план счетов и правила бухгалтерского учёта, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности страховщиков, а также сроки публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков;
  • рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Был введен перечень мер воздействия (санкций) к страховщикам — нарушителям : выдача предписания, приостановка лицензии на право страхования, отзыв лицензии, обращение в суд с иском о ликвидации страховой организации.

Департамент страхового надзора Минфина РФ

В августе 1996 года проходит очередное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и функции органа страхового надзора передаётся Департаменту страхового надзора Минфина РФ. К этому моменту выдано уже почти 3000 лицензий страховым компаниям и медицинским страховым организациям. Спустя почти два года Минфин утвердил Положение о Департаменте страхового надзора. Такая продолжительная пауза в большой степени была вызвана тем, что назначенный в 1996 году начальник Департамента Валерий Сухов (ранее несколько лет проработавший заместителем руководителя Росстрахнадзора) в мае 1998 года перешел на должность генерального директора «Росгосстраха» (и годом позже трагически погиб в авиакатастрофе в Абхазии) и руководство было поручено Илье Ломакину-Румянцеву, ранее в системе страхового надзора не работавшему.

Руководители Госстрахнадзора, Росстрахнадзора и Департамента страхового надзора Минфина РФ

  • Бугаев, Юрий Степанович (рукодитель Госстрахнадзора, затем — Росстрахнадзора, 1992—1996 годы);
  • Сухов, Валерий Алексеевич (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1996—1998 годы);
  • Ломакин-Румянцев, Илья Вадимович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 1998—2000 годы);
  • Пылов, Константин Иванович (руководитель Департамента страхового надзора Минфина РФ, 2000—2004 годы).

Банк России (ЦБ РФ, 2013 год — по настоящее время)

Основная статья: Банк России

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ. Проект создания финансового мегарегулятора был запущен ещё 4 марта 2011 года, когда президент Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка»,. 24 июля 2013 года президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору была передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. По состоянию на май 2017 года различными вопросами страхового надзора и регулирования занимались не менее 6 различных департаментов Банка России. За четыре года (с июня 2013 по июнь 2017 года) была отозвана 191 лицензия, число субъектов страхового дела сократилось с 618 до 324.

Примечания

  1. Страховой надзор // Страховой бизнес: Словарь-справочник / Сост. Р.Т.Юлдашев. — Москва: Анкил, 2005. — С. 349. — 832 с. — ISBN 5-86476-159-1.
  2. А. И. Райлян. Обзор нормативно-правового регулирования страхового дела в Российской империи. «Адвокатская практика» (20 мая 2005). Дата обращения 22 февраля 2014.
  3. «Положеніе о Страховомъ Совете» (утв. НКТ РСФСР 29.11.1917)
  4. «Положеніе о страховыхъ присутствіяхъ»
  5. Орцомадзе, Маргарита. Страховое чутье. Как нестандартные решения сделали Александра Сосиса самым известным страховщиком страны. «Форбс Украина» (14 января 2014). Дата обращения 14 января 2014.
  6. Министерство Финансов РСФСР. Временное положение от 10 июня 1991 года «О порядке лицензирования страховой деятельности на территории РСФСР»
  7. Реестр страховых компаний, получивших лицензии в Минфине РСФСР в 1991-92 годах
  8. Указ Президента РФ от 10.02.92 № 133 «О государственном страховом надзоре Российской Федерации»
  9. Указ Президента РФ от 30.07.1992 № 808 «Об утверждении положения о Государственном страховом надзоре Российской Федерации»
  10. Рынок страховых услуг в России. «Обозреватель», №4-6/1993 (3 ноября 1993). — Ситуация на рынке страховых услуг в России характеризуется разрушением монополии государства на этот вид деятельности и активным образованием новых коммерческих структур. По данным Росстрахнадзора, к концу 1992 года в России действовало 686 зарегистрированных страховых организаций, и ещё 460 организаций подали заявки на лицензирование. Дата обращения 4 февраля 2014.
  11. Указ Президента РФ от 30.09.1992 № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти»
  12. Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439 «О приведении указов Президента Российской Федерации в соответствие с Законом Российской Федерации „О страховании“»
  13. Постановление Правительства РФ от 19.04.1993 № 353 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»
  14. Постановление Правительства РФ от 24.10.1994 № 1196 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью»
  15. Указ Президента РФ от 14.08.1996 № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  16. Департамент страхового надзора Министерства Финансов Российской Федерации // Страховой бизнес: Словарь-справочник / Р.Т.Юлдашев. — Москва: Анкил, 2005. — С. 140. — 832 с. — ISBN 5-86476-159-1.
  17. Реестр страховых организаций, март 1996 года
  18. Приказ Минфина РФ от 13.07.1998 № 124 «Об утверждении Положения о Департаменте страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации»
  19. Миледин, Павел, Малкова, Ирина. Как рос «Госстрах». «Forbes» (2012-01-11 11.01.2012). Дата обращения 25 января 2014.
  20. Бугаев Юрий Степанович, публикации в СМИ
  21. Сухов Валерий Алексеевич, публикации в СМИ
  22. Ломакин-Румянцев Илья Вадимович, публикации в СМИ
  23. Пылов Константин Иванович , публикации в СМИ
  24. 1 2 3 Динамика отзыва лицензий – по годам, кварталам и месяцам
  25. Общее число субъектов страхового дела, включенных в реестр ФССН/ФСФР (на дату публикации реестра)
  26. Указ Президента Российской Федерации N 270 от 4 марта 2011 года «О мерах по совершенствованию государственного регулирвания в сфере финансового рынка Российской Федерации»
  27. Страховой надзор передаётся в ведение ФСФР. «Финмаркет» (4 марта 2001). — Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка. Дата обращения 18 апреля 2014.
  28. Голикова, Елизавета; Мазунин, Александр; Смородская Полина. Владимир Миловидов выслужился. «Коммерсантъ» (30 марта 2011). — Регулирование финансового рынка будет делегировано выходцу из Минфина — глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Владимир Миловидов подал в отставку, а кресло руководителя ведомства, которому недавно были переданы функции страхового надзора, может занять замминистра финансов Дмитрий Панкин. Дата обращения 18 апреля 2014.
  29. Путин назначил 3 новых замглавы ФСФР и переназначил Синенко. «РИА Новости» (4 августа 2011). — Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжения о назначении четырех заместителей руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) России — на эти должности назначены замглавы упраздняемого Росстрахнадзора Олег Пилипец, вице-президент «Росгосстраха» Игорь Жук и руководитель департамента по контролю за финансовыми рынками ФАС Юлия Бондарева, а также действующий заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. Дата обращения 18 апреля 2014.
  30. Дорожкина, Дарья. Виктор Лисин: Страховой надзор в России практически уничтожен. «Самарское обозрение» (20 мая 2013). — В конце мая пост заместителя главы РО ФСФР по ЮВР покинет Виктор Лисин, более 15 лет являвшийся ключевой фигурой страхового надзора в регионе. На прошлой неделе чиновник сообщил, что принял решение об отставке и с 1 июля по собственному желанию покинет ведомство. Почему чиновник принял решение покинуть свой пост? Что изменилось в инспекции после присоединения к службе по финансовым рынкам? На эти и другие вопросы ответил «СО» сам Виктор Лисин. Дата обращения 21 апреля 2014.
  31. Жук, Игорь Николаевич — пресс-портрет, биография
  32. Пилипец, Олег Олегович — пресс-портрет, биография
  33. Бондарева, Юлия Эдуардовна — пресс-портрет, биография
  34. Как создавался финансовый мегарегулятор. «Коммерсантъ» (23 мая 2013). — Планы по созданию единого ведомства для надзора за финансовыми рынками появились в первой половине 2000-х. В ноябре 2003 года создание мегарегулятора обсуждалось на заседании правительства, по итогам которого Минфину, Минэкономразвития и другим ведомствам было поручено «представить свои предложения» по этому вопросу. Дата обращения 22 августа 2017.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»
  36. Владимир Путин подписал закон о мегарегуляторе. «ТАСС» (24 июля 2013). — Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». Дата обращения 21 августа 2017.
  37. Швецов будет курировать семь департаментов ЦБ РФ до конца января 2017 года, Банки.ру. Дата обращения 22 августа 2017.

> Литература

  • Фогельсон, Юрий Борисович. Надзор за страховой деятельностью // Введение в страховое право. — Москва: БИК, 2001. — 237 с. — ISBN 5-7975-0435-9.

Добавить комментарий