Организатор торговли

Внебиржевой рынок ценных бумаг

Биржа не является единственной площадкой, предоставляющей инвесторам возможность заключения сделок купли-продажи активов. Альтернативой ей предстает внебиржевой рынок, позволяющий любому физическому лицу, обладающему достаточным капиталом, заводить счет и осуществлять работу с акциями и другими активами. В данной статье будут рассмотрены суть, принцип работы и первостепенные аспекты, закладывающие фундамент в понятие внебиржевого рынка.

Что значит внебиржевой рынок ценных бумаг

Внебиржевой рынок, иначе называемый ОТС (от англ. over-the-counter, что дословно переводится как «внебиржевой»), представляет собой инструмент для работы инвесторов с ценными бумагами за пределами биржи, а также служащий площадкой для заключения сделок между контрагентами.

Суть внебиржевого рынка состоит в долгосрочном инвестировании с целью получения дивидендных доходов по причине нечастого изменения котировок и упразднения значимости ликвидности финансов.

В определение внебиржевого рынка входят понятия организованного и неорганизованного рынков.

Идея организованного внебиржевого рынка состоит в наличии определенной площадки, деятельность которой, в свою очередь, направлена на процесс объединения заявок контрагентов. По сути, такой принцип работы кажется идентичным работе привычной биржи, однако в случае с рассматриваемым рынком средства инвестора не защищены, но при этом он имеет возможность выводить в разы больше денег, чем на бирже.

Отличие неорганизованного рынка ценных бумаг от организованного состоит в отсутствии четко регламентированных требований, ориентируемых на предмет совершения сделок. Ее участники самостоятельно договариваются обо всех тонкостях проводимой операции. Неорганизованный рынок отличается повышенной степенью риска и большим количеством мошеннических операций, производимых на нем.

Одними из наиболее популярных и надежных внебиржевых площадок является MOEX Board — своеобразная доска объявлений Московской биржи для купли-продажи акций. У Санкт-Петербургской биржи тоже есть своя внебиржевая секция СПбМТСБ. Частные лица дополнительно могут воспользоваться иностранной внебиржевой системой Instinet или площадкой SecondShares, предназначенной для торговли ценными бумагами непубличных компаний.

Отличие внебиржевого рынка от биржевого

Внебиржевой рынок, в отличие от биржевого, не имеет строгих правил проведения операций купли-продажи, не ориентирован на акции и бонды наиболее надежных эмитентов, а также не обладает гарантией осуществления сделки ввиду отсутствия участия площадки.

Однако существуют и положительные аспекты различий между рынками. Например, в работе с внебиржевым рынком отсутствует формальная структуризация работы, ввиду чего инвестор может осуществлять сделки в любой удобный для него временной промежуток и из любого места, а также потенциально обеспечивается более высокая доходность, нежели на биржевом рынке.

Правила торговли ценными бумагами на внебиржевом рынке

Для получения доступа к торгам участнику внебиржевого рынка достаточно открыть брокерский счет у аккредитованного брокера. Также стоит отметить, что официальной цены на товар на внебиржевом рынке не существует, что позволяет брокеру устанавливать любую выгодную для него цену.

Проведение любых сделок в пределах внебиржевых площадок происходит по следующему принципу: клиент связывается с брокером и озвучивает желаемый результат от вложений, далее, принимая работу, брокер называет цену инвестиции, включающую процент за оказываемую им услугу, составляющий основной источник прибыли брокерской компании.

Как купить акции на внебиржевом рынке

Для приобретения акций существует два основных метода. Первый заключается в необходимости совершения звонка трейдеру и подачи ему торгового поручения, отталкиваясь от которого трейдер сможет понять, за какую стоимость и в каком количестве инвестор готов купить ценные бумаги. Второй же состоит в работе непосредственно с самой площадкой, позволяющей находить выгодные цены и сводить контрагентов для заключения сделок. О том, как купить акции на бирже, мы уже рассказывали.

Преимущества и недостатки внебиржевого фондового рынка

Преимущества внебиржевого рынка:

  1. Широкий горизонт возможностей, предоставляемый инвесторам за счет большого количества разнообразных эмитентов и ценных бумаг.
  2. Низкая динамика движения котировок.
  3. Более высокая доходность.
  4. Отсутствие строго указанного времени, в рамках которого инвестору необходимо провести сделку.

Недостатки внебиржевого рынка:

  1. Отсутствие гарантий проведения сделки.
  2. Низкая ликвидность активов.
  3. Физические лица не обладают возможностью самостоятельно вести переговоры с контрагентом об основополагающих аспектах сделки.
  4. Инвесторы ограничены в выборе инструментов, предназначенных для работы с рынком.
  5. За сделки на рынке брокеры берут большую комиссию, нежели на бирже.

Кому целесообразно торговать на внебиржевом рынке

Внебиржевой рынок в большинстве своем предназначен для опытных инвесторов, которые по той или иной причине остались не удовлетворены условиями проведения сделок на бирже. Также рынок практичен в использовании для контрагентов, желающих иметь между собой непосредственную связь в процессе ведения переговоров. Также на внебиржевом рынке заключаются крупные сделки с большими объемами акций или облигаций.

Организатор торгов — это собственник имущественного права, либо специализированная организация, которые подготавливают и проводят торги в виде конкурса или аукциона. Специализированная организация действует на основании договора с обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего. Положения, связанные с проведением торгов, регулируются в Гражданском кодексе РФ и Федеральными законами. Большая часть торгов проводится для муниципальных и государственных нужд по 94-ФЗ и крупных организаций с долей государства по 223-ФЗ. С 1 января 2014 года вступает в действие новый 44-ФЗ вместо 94 Федерального закона, и торги будут уже проводиться по новому Федеральному закону.
Статья №4 ФЗ-94 о госзаказах гласит, что государственными или муниципальными заказчиками могут выступать государственные органы, государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения или иные получатели средств федерального платежа или получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств или внебюджетных источников финансирования.
Ст. 6 закона № 94-ФЗ предусматривает привлечение специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа путем проведения. Специализированная организация вправе разрабатывать конкурсную документацию, документацию об аукционе, опубликовывать и размещать извещения о проведении торгов (конкурса или аукциона), направлять приглашения, участвовать в открытом конкурсе или открытом аукционе или иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. Специализированные организации действуют от имени и в интересах заказчиков или же уполномоченных органов. Специализированные организации действуют по модели договора поручения, либо выступают в качестве агента по агентскому договору.

При размещении заказа путем поведения конкурса, аукциона, запроса котировок цен на товары, работы, услуги создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия соответственно.
Для того, чтобы подготовить конкурсную или аукционную документацию, необходимо составить техническое задание. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Нужно тщательно прописать требования к товару (работам или услугам), да так, чтобы впоследствии получить наиболее качественный товар по выгодной цене, и при этом нужно выполнить все нормы действующего законодательства и рекомендации УФАС для того, чтобы сохранить здоровую конкуренцию. В связи с этим Заказчик должен расширить свой штат либо расширить должностные обязанности и провести обучение своих сотрудников. Но Заказчик может привлечь в соответствии с действующим законодательством для размещения заказа специализированную организацию. Она, имея необходимый опыт и квалифицированных сотрудников, строго в срок разработает конкурсную и аукционную документацию, рассчитает и обоснует начальную (максимальную) цену контракта, разместит заказ на официальном сайте, проведет прием заявок участников и их анализ, проведет торги, оформит протокол и экспертное заключение и выполнит другие функции, связанные с размещение заказа.
Участие в торгах процесс достаточно сложный, и подготовка конкурсной документации подразумевает наличие опыта и соответствующей квалификации. Обратившись к специализированной организации, Заказчик сможет вовремя и в срок разместить заказ. Соответственно Заказчик сможет своевременно заключить контракт с победителем тендера, а это значит, что требуемый товар, работа или услуга будет выполнена точно в назначенный период времени. Доверив сопровождение торгов специалистам, Заказчик снимет с себя массу проблем, получив взамен качественное проведение торгов без нарушения существующих норм и правил.

Организаторы торгового оборота

Необходимыми субъектами товарных рынков являются организаторы торговли, обеспечивающие взаимодействие изготовителей, посредников, и потребителей по купле – продажи товаров. Их назначение заключается не в совершении сделок, а в предоставлении места и условий для торговли.

Организаторами торговли являются товарные биржи, ярмарки, выставки, оптовые продовольственные рынки, торгово – посреднические организации.

Товарные биржи

Организациями, призванными формировать товарный рынок, являются товарные биржи. Товарной биржей является организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Согласно Закону РФ от 15 апреля 2006 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» товарная биржа создается юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам. Основные задачи биржи — создание условий для совершения торговых операций, а также достижение возможности определения экономически обоснованных цен на важнейшие виды сырьевых товаров. Складывающиеся в результате биржевых торгов цены служат основой для совершения сделок также во внебиржевом обороте.

Оптовые рынки

Все более значимую роль в организации торговой деятельности приобретают оптовые рынки. Например, задача оптовых продуктовых рынков состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания. В отличие от оптовых ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются Правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация рынка обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям. Правовое регулирование деятельности оптовых рынков на законодательном уровне отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Комитетом РФ по торговле от 01.12.1994 г. № 292/95. Данные правила определяют методы проведения оптовых торгов, товарные секции оптового рынка, принципы регулирования взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом рынке, правила продажи отдельных видов продовольственных товаров и другие вопросы.

Ярмарки

Ярмарка — это самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей — продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Различают оптовые и розничные ярмарки.

Оптовые ярмарки

На оптовых ярмарках заключаются сделки с целью последующей перепродажи товаров или их профессионального использования. Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Отметим, что ярмарка не вправе ничем торговать от своего имени. Ярмарка призвана создать условия для совершения торговых сделок посетителями ярмарки, организовать проведение торгов. Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников.

В настоящее время в стране ежегодно проводится 1500—1600 ярмарок на различном уровне, от районных до всероссийских. Вместе с тем практически полностью отсутствует федеральная законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.

Розничные ярмарки

На розничных ярмарках осуществляется торговля товарами для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Выставки

Выставка — регулярно организуемое рыночное мероприятие с ограниченным временем проведения, где представляются основные товары и услуги одной или нескольких отраслей на основе выставочных образцов. Выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. Продажа товаров по образцам — это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами.

При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами или предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором. При продаже товаров по образцам продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о своей организации и режиме ее работы, а также о товарах и их изготовителях. Информация о товарах (для импортных товаров — на русском языке) и их изготовителях должна содержать:

· наименование товара;

· место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара — наименование страны происхождения товара;

· обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

· сведения об основных потребительских свойствах, качестве и безопасности товара;

· правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

· цену, порядок и условия оплаты товара (предварительная оплата, оплата после доставки и передачи товара покупателю и другие условия);

· гарантийный срок, если он установлен для конкретного вида товара;

· срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного вида товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становится непригодным для использования по назначению;

· сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);

· способ и срок извещения покупателем продавца о согласии заключить договор;

· способы, сроки и условия доставки и передачи товара потребителю и оказания других услуг, предлагаемых продавцом.

Торгово-посреднические организации

Различают торгово-посреднические организации в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров. В зависимости от того, приобретает ли торгово-посредническая организация право собственности на товар, выделяют:

· оптовые торговые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар;

· посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю.

Торгово-посреднические организации, приобретающие и реализующие товар от своего имени и за свой счет

Дилеры — это оптовые организации, специализирующиеся на торговле товарами определенных видов (товарных групп). При принятии на себя обязанностей продажи товаров какой-либо организации-изготовителя по соглашению с ней посредник становится дилером этой фирмы или, как чаще говорят, ее официальным дилером. Дилеры должны быть юридическими лицами. Другой их признак — самостоятельное, т.е. от своего имени и за собственный счет, совершение покупок и продаж товара. Они могут принимать на себя по договору с изготовителем сервисные обязанности по обслуживанию покупателей, а также обеспечению покупателей деталями к техническим изделиям.

Торговые дома — это многопрофильные торговые предприятия, осуществляющие производственную, финансовую и внешнеэкономическую деятельность. Наряду с приобретением и последующей продажей товаров они осуществляют производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Они работают по широкой номенклатуре товаров. Международными соглашениями с участием России и нормативными актами субъектов РФ предусматривается создание торговых домов для внешнеторговой деятельности. Такие торговые дома образуются для содействия выходу отечественных производителей на зарубежные рынки.

Основным законодательным актом, регулирующим правовое положение организаторов торговли, является Закон об организованных торгах. Из сферы действия указанного закона исключены отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ, а также отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Законом об электроэнергетике.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах под организатором торговли понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Таким образом, в законе предусмотрены две разновидности организаторов торговли — биржа и торговая система.

Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи; торговой системой признается организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Закона об организованных торгах). Лицензия биржи и лицензия торговой системы выдаются Банком России без ограничения их срока действия. Лицензия выдается лицу — соискателю лицензии при соблюдении лицензионных требований и условий, установленных ч. 2 ст. 26 Закона об организованных торгах.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об организованных торгах организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В доктрине отмечается, что организационно правовая форма акционерного общества в наибольшей степени соответствует специфике деятельности организаторов торговли и в этой связи обращается внимание на целесообразность создания в форме акционерных обществ не только бирж, но и торговых систем1.

В Законе об организованных торгах (ч. 1 ст. 8) установлены требования к минимальному размеру собственных средств организаторов торговли : минимальный размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 млн руб., торговой системы — не менее 50 млн руб.

Специальные требования предусмотрены законодательством (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 12 Закона об организованных торгах) в отношении фирменного наименования организаторов торговли. Так, фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа», а фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже.

Законодательством установлен запрет на осуществление организатором торговли производственной, торговой и страховой деятельности, деятельности кредитных организаций, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; организатор торговли не может являться центральным контрагентом.

Дополнительно к перечисленным выше видам деятельности, в отношении биржи закон предусматривает также запрет на совмещение биржей своей деятельности с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах).

В случае совмещения торговой системой своей деятельности с клиринговой деятельностью, она не должна совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Следует также учитывать, что торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативными актами могут совершаться (оказываться) только биржей. Например, торговая система, по общему правилу, не может оказывать услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами1 (исключения могут быть предусмотрены нормативными актами Банка России); в отличие от биржи, торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем их включения в котировальные списки .

При совмещении организатором торговли деятельности по организации торговли с иными («разрешенными») видами деятельности, он должен создать для осуществления деятельности по проведению торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким совмещением.

В Законе об организованных торгах закреплены требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6) а также требования к его учредителям (участникам) (ст. 7). Обратим внимание, что избрание (назначение) лиц на определенные в ч. 9 ст. 6 Закона об организованных торгах должности, допускается с предварительного согласия Банка России.

Оправданно отметить, что деятельность организаторов торговли относится к числу наиболее зарегламентированных видов предпринимательской деятельности, которая регулируется не только нормативными правовыми актами, но и большим количеством документов, разрабатываемых в обязательном порядке самими организаторами торговли. Среди таких документов в первую очередь следует назвать правила организованных торгов (ст. 4 Закона об организованных торгах). Указанные правила подлежат регистрации в Банке России и в них должны содержаться, в частности, следующие сведения: требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок; порядок заключения на организованных торгах договоров.

Помимо правил организованных торгов, организаторы торговли обязаны зарегистрировать в Банке России и документы, определяющие: порядок организации и осуществления внутреннего контроля; порядок организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями нормативных актов; меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов, и др.1 В случае, если организаторы торговли осуществляют проведение торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, они должны утвердить и зарегистрировать в Банке России спецификации таких договоров, соответствующие требованиям нормативных актов Банка России .

Исходя из анализа Закона об организованных торгах следует, что организатор торговли в процессе осуществления своей деятельности, в том числе, обязан:

  • — осуществлять контроль (за соблюдением участниками и иными лицами правил проведения торгов; за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов требованиям, установленным правилами организованных торгов и др.);
  • — организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит;
  • — вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России;
  • — организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом;
  • — составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона о консолидированной отчетности;
  • — обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в ч. 2 ст. 22 Закона об организованных торгах информацией всем заинтересованным в этом лицам, причем независимо от целей получения такой информации.

Правоотношения организатора торговли с участниками торгов оформляются договором об оказании услуг по проведению организованных торгов (ст. 3 Закона об организованных торгах). Условия данного договора предусматриваются в правилах организованных торгов и его заключение осуществляется путем присоединения к указанному договору.

Функции государственного регулирования и надзора за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов возложены на Банк России, его полномочия в данной сфере закреплены в ст. 25 Закона об организованных торгах.

За нарушение законодательства об организованных торгах ст. 14.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В отношении организаторов торговли установлены, в частности, следующие составы правонарушений: нарушение порядка раскрытия информации; воспрепятствование проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок; нарушение установленных ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности; нарушение правил организованных торгов.

  • Организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок доступа лиц к участию в торгах длязаключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах).
  • См.: Шевченко О. М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: новации российского законодательства и актуальныепроблемы: монография. М.: Проспект, 2014. С. 259.
  • См. также: Приказ ФСФР России от 16 апреля 2013 г. № 13-30/пз-н «Об утверждении Требований к составу собственных средств организаторов торговли, а такжек порядку и срокам их расчета» // РГ. 2013. № 119.
  • См.: Указание Банка России от 16 февраля 2015 г. № 3565-У «О видах производных финансовых инструментов» // Вестник Банка России. 2015. № 28.
  • См.: Часть 4 ст. 14 Закона о РЦБ.
  • См. также: Приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н «Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц,указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011№ 325-ФЗ «Об организованных торгах”» // РГ. 2012. № 280.
  • См.: ст. 27 Закона об организованных торгах.
  • См.: Приказ ФСФР России от 16 июля 2013 г. № 13-58/пз-н «Об утвержденииТребований к содержанию спецификаций договоров, являющихся производными финансовыми инструментами» // РГ. 2013. № 196.
  • Подробнее см.: Приказ ФСФР России от 25 июня 2013 г. № 13-53/пз-н «Об утверждении требований к деятельности организатора торговли в части организации системы управления рисками и порядка осуществления внутреннего контроля, а такжек отдельным внутренним документам организатора торговли» // РГ. 2013. № 202.

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Организованные торги на рынке ценных бумаг

Светлана

Дата: 2018-04-16

Переход на главную

Вопрос 13. Организованные торги на рынке ценных бумаг: понятие; требования, предъявляемые к организатору торговли, включая требования к собственным средствам

(Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об организованных торгах»)

Организатор торговли — лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.
Организованные торги — торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

13.1. Организатор торговли (ст. 5)
Организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ. Лицо, не имеющее лицензии биржи или лицензии торговой системы, не вправе проводить организованные торги.
Организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.
Организатор торговли, совмещающий деятельность по организации торгов с иными видами деятельности, обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.
Организатор торговли, совмещающий деятельность по проведению организованных торгов с иными видами деятельности, обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением.

13.2. Организатор торговли обязан осуществлять контроль (ст. 6):
1) за соответствием участников торгов требованиям, установленным правилами организованных торгов, соблюдением участниками и иными лицами указанных правил;
2) за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
3) за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
4) за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в случаях, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

13.3. Требования к собственным средствам организатора торговли (ст. 8)
Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 миллионов рублей, лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии торговой системы, — не менее 50 миллионов рублей. Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются Банком России с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов.
Организатор торговли должен соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются Банком России.

Добавить комментарий