Организаторы торгового оборота

Среди организаций, участвующих в торговой деятельности, необходимо выделить особую группу лиц, называемых организаторами (специальными субъектами) товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота стоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. Помимо формирования рынков такие субъекты осуществляют содействие развитию коммерции, торгово-хозяйственных связей и др.

3.1 Товарные биржи

В соответствии с одним из определений товарная биржа — это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Товарная биржа обеспечивает оптовую торговлю различными видами товаров, т.е. возможность заключения торговых сделок между оптовыми продавцами (предприятиями, фирмами) и покупателями. При этом на товарных биржах, как правило, происходит купля и продажа не товаров, а контрактов на их поставку. Контракты продаются на стандартизируемые виды товаров, которые могут быть проданы крупными партиями по образцам или техническому описанию.

3.2 Оптовые ярмарки

Оптовые ярмарки представляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Ярмарка также не может ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.

Достоинством ярмарок является заключение на них в сжатые сроки большого числа договоров, возможность выбора товаров по выставленным образцам, одновременного решения вопросов сбыта и снабжения. Ярмарки обеспечивают установление как прямых связей между изготовителями и потребителями товаров, так и отношений с участием посредников. Они служат пунктами, узлами, где концентрируется установление множества договорно-хозяйственных связей, причем в краткие сроки, обычно не более 20-30 дней. Сроки заключения договоров на оптовых ярмарках в 4-5 раз быстрее, чем в обычных условиях.

Оптовые продовольственные рынки выполняют все более значимую роль в организации торговой деятельности. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.

В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Правовое регулирование деятельности оптовых рынков отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.94 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.97. Отсутствие законодательной базы деятельности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно — самой торговли продуктами, производимыми сельскохозяйственными организациями.

3.3 Коммерческие торги

Коммерческие торги http://ru.wikipedia.org/wiki/выступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447—449 ГК РФ.

В качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона. Торги все более широко применяются не только в общеторговой практике, но и для реализации имущества в процессе приватизации, при процедуре банкротства и в других сферах. Торги в Российской федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

3.4 Торгово-промышленные выставки

Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами для организации сбыта. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

3.5 Торгово-промышленные палаты

Отдельного рассмотрения требуют такие организаторы торговой деятельности, как торгово-промышленные палаты (ТПП). Особенности их правового положения определяются Законом РФ от 07.07.93 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Согласно названному Закону ТПП являются некоммерческими общественными организациями, образуемыми на началах членства коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями. ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов Федерации, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.

Это действия посреднических организаций по приобретению, перераспределению товара или по выполнению отдельных операций с товаром в интересах участников торгового оборота.

Участники торгового оборота

Главный субъект — торговое общество или торговец. Во всех торговых кодексах зарубежных стран есть отдельный раздел, посвященный торговым обществам и товариществам (исключение — Единообразный торговый кодекс США).

Круг участников торгового оборота обладает своей спецификой — он уже, чем круг субъектов гражданского права. Так, среди юридических лиц различают две основные группы: коммерческие организации и некоммерческие организации (далее — НКО)’. Основную часть участников торгового оборота составляют коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. НКО участвуют в торговом обороте ограниченно. В основном они выступают в роли покупателей, а не продавцов. Реализовывать товар они могут только в рамках целей, предусмотренных их уставами.

Вряд ли можно согласиться с теми исследователями, которые определяют некоммерческие организации как юридические лица, «ставящие перед собой неэкономические задачи» . Более корректным подходом к анализу зарубежного законодательства в отношении этих организаций можно считать перевод их наименования «nonprofit», т.е. как бесприбыльные корпорации, но не как непредпринимательские. Структура формирования дохода в этих организациях совершенно иная, чем в коммерческих организациях. Российский закон не только не запрещает НКО заниматься предпринимательской деятельностью, но предписывает занятие предпринимательством для таких организаций в строгих рамках с соблюдением всех законодательных ограничений (ГК РФ, Закон о некоммерческих организациях).

Некоммерческие организации играют значительную роль в развитии российской экономики. Такие НКО, как биржи, торгово-промышленные палаты, ассоциации промышленников и предпринимателей, выполняют очень важную функцию формирования и развития товарного рынка в нашей стране. Именно благодаря НКО в торговом обороте происходит становление цивилизованной структуры товарного рынка.

По состоянию на 2016 г. из 4 млн юридических лиц НКО чуть более 90,5 тыс. при заметном росте числа вновь зарегистрированных НКО в 1000 организаций — это 1,9% от числа юридических лиц, значащихся в реестре. Процентное соотношение в западноевропейских странах — от 6 до 8%, где специальные субъекты составляют довольно заметный сектор экономики современных государств.

Большинство исследователей коммерческого права относят НКО к специальным субъектам торгового оборота, часть из них выступают в роли организаторов товарного обращения.

Цель организаторов торгового оборота не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими участниками торгового оборота. Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими по своей природе и организационно-правовой форме, так как они создаются не для извлечения прибыли, а для создания условий для реализации товара другими субъектами.

Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота в стране.

Важным вопросом для выяснения правового статуса организаторов торгового оборота является определение их правоспособности. НКО обладают так называемой специальной правосубъектностью. Общая правосубъектность определяется законодательством как возможность совершать любые действия, кроме тех, которые запрещены законом. Специальная правосубъектность, напротив, принципиальное значение придает определению круга тех действий, которые организации разрешены. Это связано с тем, что организация, обладающая такой правосубъектностью, не вправе производить иные, кроме разрешенных, действия. Перечень возможных для такой организации действий приводится в ее учредительных документах или в законе. Именно поэтому специальная правосубъектность имеет еще название «уставная».

Разделяя правоспособность на общую и специальную, необходимо иметь в виду тот факт, что в содержание правоспособности входят не конкретные права и обязанности, а лишь потенциальная возможность их приобретения. В этом отношении весьма убедительной представляется точка зрения Н. В. Козловой, которая критикует позицию В. Кудашкина, утверждая, что «при регулировании тех или иных правоотношений субъектов гражданского права, имеющих специальную правоспособность, необходимо правильно понимать юридическую природу их правоспособности и правовое основание, — регулируется ли она разрешительным порядком в сфере действия общего запрета или же общедозволительным порядком в сфере действия общего дозволения» (курсив наш. — Е. А.). В. Кудашкин имеет в виду, что, с одной стороны, если юридическое лицо, например, получает лицензию на осуществление деятельности, не запрещенной законом, то этой лицензией оно как бы легитимирует (реализует) уже имеющуюся правоспособность. Государство подтверждает факт участия данного субъекта в коммерческом обороте. В этом случае лицензия устанавливает специальную правоспособность, а поэтому сделки, не соответствующие ее содержанию, могут быть признаны недействительными судом. С другой стороны, если закон запрещает все юридические действия, кроме прямо разрешенных, в этом случае юридическое лицо не легитимирует свою правоспособность, так как наделяется специальной правоспособностью в сфере осуществления только тех действий, которые прямо разрешены. Поэтому сделки, противоречащие содержанию специальной правоспособности в сфере действия общего запрета, являются ничтожными в силу несоответствия закону или иному нормативному акту. Следовательно, «в сферах действия локальных и общих запретов правоспособность может быть только специальной», а «в сферах действия общих дозволений правоспособность может быть только общей (универсальной)».

Представляется, что данный вывод не вполне обоснован, так как автор смешивает разные правовые явления и понятия. Попытаемся обосновать данное положение.

Во-первых, смешиваются понятия специальной правоспособности юридического лица и ограничения правоспособности юридического лица.

Во-вторых, категория правоспособности понимается автором не как юридически закрепленная возможность обладать гражданскими правами и обязанностями, а как совокупность уже существующих субъективных прав: «Правовым основанием специальной правоспособности в сфере общего запрета является… наделение правоспособностью вследствие отсутствия каких-либо прав на юридически значимые действия в данной сфере».

В-третьих, понятие специальной правоспособности субъекта подменяется понятием законности сделки, предполагающим соблюдение конкретных предписаний закона в отношении субъекта, объекта, порядка совершения сделки и т.д. При этом не учитывается, что правила, установленные гражданским законодательством в отношении конкретных сделок с объектами, ограниченными в обороте, одинаковы для всех участников правоотношений, имеющих как общую, так и специальную правоспособность. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иного правового акта, ничтожна, если закон не устанавливает иное.

Наличие специальной правоспособности не следует рассматривать как способ ограничения правоспособности юридического лица в буквальном смысле этого слова. Безусловно, предписанная в законе специальная правоспособность юридического лица в какой-то мере ограничивает правоспособность юридического лица, но это скорее не форма ограничения, а специальный механизм регламентации, сообразования статуса различных юридических лиц в зависимости от целей деятельности (коммерческие и некоммерческие) и организационно-правовых форм.

Правоспособность организаторов торгового оборота предполагается целевой (специальной, ограниченной), допускающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге коммерческих правоотношений.

Современный Гражданский кодекс РФ смягчил правила о специальной правоспособности для многих видов юридических лиц.

В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ некоммерческие организации могут использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах, а извлечение прибыли не может являться основной целью деятельности НКО (п. 1 ст. 50 ГК РФ), т.е. НКО участвуют в хозяйственном обороте «ограниченно». Отсюда следует вывод, что НКО участвуют в торговом обороте в качестве специальных субъектов, целью которых является не совершение сделок, а создание условий для совершения сделок другими участниками торгового оборота. Эту деятельность необходимо отличать от собственно коммерческой деятельности, связанной именно с куплей-продажей товаров ради получения прибыли. Иными словами, по формальному признаку НКО не преследуют цель получения прибыли, а по функциональному признаку они являются организаторами хозяйственного оборота.

Эти организации являются коммерческими по своей роли в структуре рынка, по своему торговому предназначению и некоммерческими — по своей природе и организационноправовой форме.

К таким непредпринимательским по целям деятельности организациям относятся, в частности, товарные биржи, объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов, торгово-промышленные палаты и др. Особенности участия этих организаций в торговой деятельности, торговом обороте будут рассмотрены более подробно далее.

Таким образом, основной функцией таких специальных субъектов в торговом обороте является осуществление непредпринимательской по своим целям деятельности, направленной на содействие профессиональным участникам торгового оборота (предпринимателям, коммерсантам) в продвижении товаров от производителей к потребителям.

Организаторы торгового оборота, обладая специальной правоспособностью, играют вспомогательную, но весьма значимую роль, способствующую становлению торгового оборота в России и формированию цивилизованной структуры товарного рынка.

Добавить комментарий