Организации предоставляющие коммунальные услуги

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Содержание

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:

  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

В чём же заключается основное отличие от потребления коммуналки физическими лицами? В отличие от физических лиц, для которых устанавливаются общие условия федеральными и местными законодательными актами, для каждого юридического лица, если оно потребляет коммуналку в целях производства, условия устанавливаются отдельно, специальным соглашением.

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

Виды услуг, отнесённых к категории коммунальных, определены в Постановлении Правительства от 06.05.2001 № 354.

Так, согласно данному акту в перечень услуг коммунального характера могут быть включены:

  • снабжение холодной и горячей водой;
  • обслуживание канализации и водоотведение;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставка газа и обслуживание газового оборудования;
  • обеспечение отоплением;
  • сбор и вывоз твёрдого мусора.

Таким образом, другие услуги не могут быть включены в категорию коммунальных. Однако жилищная организация вправе включить в перечень расходов, а соответственно и плат, свои издержки на содержание многоквартирного дома.

В случае с юр. лицами услуги, помимо коммунальных, могут быть представлены исключительно при наличии соответствующего условия в соглашении. Но в многоквартирных домах такие услуги могут быть включены в квитанцию, если соглашением не определено иное или же соглашение отсутствует вовсе.

Многое зависит от того, осуществляет ли сама организация траты на содержание и использует ли иные помещения в МДК (многоквартирном доме). Как правило, траты на обеспечение работоспособности инженерно-технических коммуникаций включаются в квитанцию в любом случае.

А вот нужно ли платить юр. лицу за ремонт, необходимо определять в соглашении. Если такого соглашения нет, то жилищная организация вправе на своё усмотрение распределить подобные траты и на юр. лиц, пользующиеся помещениями нежилого типа в МКД.

Однако, если юр. лицо является владельцем помещения жилого типа, то оплата производится по общим правилам, а траты на ремонт и обеспечение распределяются и на них.

Рекомендуем ознакомиться:

Поэтому очень важно учесть, какой тип здания находится во владении юр. лица.

Кроме того, особое значение нужно уделить основанию владения помещением. Так, если помещение используется по праву собственности, то организация или предприятие несёт полную ответственность, которую несёт любой другой собственник жилья в доме.

Если же на правах аренды, то необходимо учитывать положения договора аренды.

Основные обязанности юр. лиц при потреблении коммунальных услуг

Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия. Но исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.

Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.

Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:

  1. Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
  2. Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
  3. Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
  4. Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
  5. Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
  6. Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
  7. Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.

За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.

При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.

Разумеется, помимо возмещения убытков на заказчика налагаются финансовые санкции, предусмотренные соглашением или гражданским законодательством.

Потребление юр. лицами коммуналки за владения в МДК

Поставка юр. лицам коммунальных услуг осуществляется исключительно при наличии соответствующего договора. К примеру, жильцы многоквартирных домов могут стать участниками таких отношений, не заключая никакого договора, а лишь имея лицевой счёт на своё жилище.

Когда юр. лицо потребляет коммуналку за обособленно стоящее помещение, в том числе и жилое, то без соглашения ему услуги не предоставляются ни в коем случае. А вот при владении помещениями в многоквартирных домах они становятся потребителями автоматически.

Большинство организаций, подразумевая, что у них без договора никаких обязательство не возникает, не спешат заключать соглашение с поставщиком или жилищной организацией. В свою очередь, жилищные организации также не настаивают на этом, рассматривая юр. лицо как обычного жителя многоквартирного дома.

Закон точной регламентации такой ситуации не содержит. Однако судебная практика богата подобными примерами. В большинстве случае суды обязывают организации оплачивать потреблённую коммуналку даже при отсутствии соглашения.

Так, основные правила, на которые опираются суды, заключаются в следующем:

  1. Некоторые суды полагают, что не оплаченные за коммуналку средства представляют собой необоснованное обогащение, которое взыскивается в пользу пострадавшего лица, то есть поставщика или жилищной организации, управляющего хозяйства.
  2. Другие суды, подразумевая, что место располагается в МКД, применяют правила жилищно-коммунального законодательства. Эти правила устанавливают обязательство каждого владельца в МКД, по которому оплачиваются коммуналки.

С 2011 года в данной области действует правило, согласно которому поставщик заключает сделку со всем МКД при его вводе в эксплуатацию. Уполномоченные органы не дают разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего дома, пока не будет заключено соглашение с коммунальщиками.

При этом кто является собственником помещений, а кто им станет в будущем, не имеет значения. Каждый собственник автоматически становится участником данного соглашения.

Рекомендуем ознакомиться: Данное правило можно обойти, лишь собрав всех жильцов и приняв решение о смене формы домоуправления.

Отношения ТСЖ и собственника – юр. лица

Когда в качестве жилищной организации выступает управляющая компания, которая, по сути, является коммерческим предприятием, вопросов по поводу заключения соглашений с юр. лицами не возникает. Но ведь ТСЖ является некоммерческой организацией. Соответственно возникает вопрос, а может ли ТСЖ вступать в коммерческие отношения?

Хотя ТСЖ является организацией некоммерческого типа, но уставом определяется, что товарищество может распоряжаться общим имуществом МКД. Что касается поставки коммуналки, то закон рассматривает такие соглашения как коммерческие, но для ТСЖ делается исключение.

В сфере регулирования таких отношений действуют некоторые основные правила, которые также неоднократно отмечались судами в их постановлениях по различным спорам:

  1. Отказ потребителя, в том числе и юр. лица, от заключения соглашения с ТСЖ для поставки услуг по коммуналке не освобождает его от обязанности оплачивать такие услуги.
  2. Основные правила регулирования взаимоотношений ТСЖ с другими организациями должны определяться уставом товарищества либо отдельным решением собрания собственников.
  3. ТСЖ не может отказать юр. лицу в заключении соглашения и поставке услуг коммунального характера.

Одно дело, когда организация выступает владельцем части в МКД. Тогда оно вправе участвовать в управлении ТСЖ по общим правилам. Но зачастую юр. лица выступают арендаторами. В таких случаях закон не запрещает ТСЖ заключать соглашения об аренде. Взаимоотношения в сфере поставки и оплаты коммуналки регламентируются данным соглашением. Так, соглашением может быть установлено нормативное исчисление стоимости коммуналки, а также исчисление в зависимости от показателей потребления.

Однако средства, вырученные от подобных коммерческих отношений, ТСЖ может использовать только на нужды самого МКД в соответствии с целями, определёнными уставом организации, решениями собрания собственников.

Тот факт, что лица выступают арендаторами, не освобождает их от обязательства оплачивать коммуналку. Это было неоднократно отмечено в постановлениях судов различных уровней.

Но оплата может производиться как арендодателю, так и поставщику услуг непосредственно.

Порядок взыскания задолженности юр. лица

Порядок взыскания с юридического лица долгов по ЖКХ напрямую зависит от типа помещения, в которое такие услуги поставлялись. Так, если это части в МКД, то задолженность является бесспорной и предоставляющие поставщики взыскивают в приказном порядке через суд.

Если же взыскивается задолженность за поставленные ресурсы в обособленное производственное здание или же между поставщиком, посредником и юр. лицом было заключено отдельное соглашение, то взыскание производится по общим правилам разрешения хозяйственно-правовых споров.

В этом смысле законодательство предусматривает несколько способом разрешения конфликта без обращения в судебные органы:

  • переговоры;
  • претензия;
  • прекращение поставки.

Переговоры с юридическими лицами довольно эффективный инструмент, при помощи которого достаточно легко можно разрешить спор по поводу задолженности по коммуналке. Так, если пересмотреть платёжную политику, перевести некоторые расходы на саму организацию и перераспределить задолженность, то юр. лицо пойдёт навстречу. Ведь оно прекрасно понимает, что отключение от сетей снабжения ничем хорошим ему не сулит. При возникновении сложностей можно привлекать юристов в качестве медиаторов.

Претензионный порядок является общим и обязательным досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами. Так, поставщик или посредник должен направить письменную претензию с указанием суммы задолженности и требованием оплатить её. При этом необходимо установить срок, в течение которого долг должен быть погашен.

Лишь после направления претензии, в случае если юр. лицо не погашает долг в течение отведённого для этого срока, поставщик может отключить его.

В противном случае преждевременное отключение может быть расценено как нарушение условий договора и уже потребитель может потребовать возмещения ущерба.

Ответственность юр. лица за просрочку платежа

Порядок назначения и расчёта штрафных санкций на потребление обособленного производственного здания осуществляется согласно договору либо общим правилам гражданского законодательства. Однако для зданий, включая нежилые в МКД, способ начисления штрафных санкций определяется жилищным законодательством и специальными актами правительства.

Так, на сегодняшний день существуют следующие основные правила назначения и исчисления штрафных санкций за долги по коммунальным услугам в многоквартирных домах:

  1. Начисление пени производится лишь с 30 дня просрочки. То есть за первый месяц просрочки поставщик не вправе назначать какие-либо денежные штрафы на потребителя.
  2. Размер пени строго определён законодательством. Так, он равен 1/300 части ставки Центрального банка за день просрочки. Данная ставка регулярно изменяется, так что расчёт осуществляется исходя из действующей на дату просрочки процентной ставки.
  3. После трёх месяцев просрочки оплаты долга поставщик вправе начислять пеню в размере 1/130 части ставки ЦБ.
  4. Общий размер начисленной за весь срок просрочки пени не может быть больше половины всей суммы задолженности.

Стоит отметить, что отключить от сетей снабжения потребителя, в том числе и юр. лица в многоквартирном доме, возможно только после трёхмесячной просрочки платежа.

Окончание статьи

Смысл поправок ПП РФ от 26.12.2016 № 1498

А теперь разъясним в целом суть поправок, внесенных ПП РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила 354 в части порядка поставки коммунальных ресурсов в нежилые помещения МКД.

Абзац 2 пункта 7 Правил 354 в редакции, действующей до 01.01.2017, устанавливал:

«Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил и может содержать особенности исполнения такого договора в случаях и пределах, предусмотренных настоящими Правилами. В случае несоответствия заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, положениям настоящих Правил он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами».

В редакции ПП РФ от 26.12.2016 № 1498 приведенное положение незначительно изменено, его смысл остался практически тем же самым, однако необходимо обратить внимание на существенную деталь. С 01.01.2017 абзац 2 пункта 7 Правил 354 в новой редакции устанавливает:

«Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать положениям настоящих Правил. В случае несоответствия указанного договора положениям настоящих Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами».

Одновременно внесены изменения в абзац 3 пункта 7 Правил 354, который в новой редакции стал абзацем 4, а именно: предложение «Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг» заменено на предложение «Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг».

Для чего же Правительству РФ понадобились уточнения о жилом помещении?

Ответ прост – новые поправки, внесенные ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, устанавливают, что коммунальные услуги потребляются исключительно в жилых помещениях МКД. И в случае, если лицо, управляющее МКД (УО/ТСЖ) является исполнителем коммунальных услуг, то такие услуги оно предоставляет исключительно потребителям в жилых помещениях.

А как обстоит ситуация с нежилыми помещениями?

В тот же пункт 7 Правил 354 добавлен абзац (абзац 3), устанавливающий:

«Поставка холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении. Определение объема потребленной в нежилом помещении тепловой энергии и способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. В случае несоответствия указанного договора положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении и настоящими Правилами».

Необходимо обратить внимание, что в нежилом помещении не осуществляется предоставление коммунальных услуг! Виды коммунальных услуг определены пунктом 4 Правил 354, их исчерпывающий перечень включает в себя семь видов услуг, а именно: «холодное водоснабжение», «горячее водоснабжение», «водоотведение», «электроснабжение», «газоснабжение», «отопление», «обращение с твердыми коммунальными отходами».

В абзаце 3 пункта 7 Правил 354 применены совсем иные термины: не «холодное водоснабжение», а «холодная вода»; не «электроснабжение», а «электрическая энергия» и т.п.

Откуда такое расхождение в терминологии?

Обратимся к пункту 2 Правил 354, абзац 10 которого определяет:

«»коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения».

Именно использованные в приведенном положении термины применены в абзаце 3 пункта 7 Правил 354, а это означает только то, что в нежилое помещение поставляются коммунальные ресурсы.

То есть, в нежилом помещении не предоставляются коммунальные услуги, в нежилое помещение поставляются именно коммунальные ресурсы!

Поэтому неважно, кто является исполнителем коммунальных услуг (с 01.01.2017 коммунальные услуги могут предоставляться только в жилых помещениях МКД), в нежилом помещении коммунальные услуги не предоставляются в принципе.

И Правила 354 в редакции ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, императивно устанавливают, что в нежилое помещение МКД осуществляется исключительно поставка коммунальных ресурсов, осуществляется такая поставка на основании договоров ресурсоснабжения и исключительно ресурсоснабжающими организациями.

Тогда для чего суды изучают, вносились ли изменения в договоры управления, является ли УО исполнителем коммунальных услуг? Вероятно, желание изучить такой вопрос при рассмотрении спора о поставке коммунальных ресурсов в нежилые помещения возникает у судов в силу недостаточной компетентности судей, образующих составы таких судов, их непонимания сути поправок, внесенных ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, и схемы взаимодействия РСО с собственниками нежилых помещений, императивно установленной с 01.01.2017.

Абзац 3 пункта 6 Правил 354, введенный ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, устанавливает:

«Поставка холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществляются на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных в письменной форме непосредственно с ресурсоснабжающей организацией».

Приведенная норма также императивно устанавливает, что в нежилое помещение поставляются именно коммунальные ресурсы, поставщиком таких ресурсов является именно РСО, а регулируют такие отношения именно договоры ресурсоснабжения (договоры управления в принципе не могут включать положений о поставке коммунальных ресурсов, а коммунальные услуги с 01.01.2017 предоставляются исключительно в жилых помещениях МКД).

Более того, Правительство РФ предусмотрело и случай отсутствия договора ресурсоснабжения. Этому вопросу суды также уделяют внимание и делают выводы, что якобы если договор между собственником нежилого помещения и РСО не заключен, то продолжают действовать положения договора управления, заключенного между УО и собственником нежилого помещения МКД, в части предоставления коммунальных услуг.

Странно, что суды не видят нормы, прямо регулирующей ситуацию отсутствия договора, а выдумывают какие-то несуществующие нормы, прямо противоречащие положению, утвержденному Правительством РФ (тем самым суды, разумеется, превышают свои полномочия).

Абзац 5 пункта 6 Правил 354, введенный ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, устанавливает:

«В случае отсутствия у потребителя в нежилом помещении письменного договора ресурсоснабжения, предусматривающего поставку коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме, заключенного с ресурсоснабжающей организацией, объем коммунальных ресурсов, потребленных в таком нежилом помещении, определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев бездоговорного потребления (самовольного пользования)».

То есть, при отсутствии договора ресурсоснабжения между собственником нежилого помещения и РСО, необходимо не договор управления применять, выискивая в нем положения о предоставлении коммунальных услуг, которые (коммунальные услуги) в соответствии с новой схемой в нежилых помещениях не предоставляются, а применить прямо регулирующую такой случай норму, а именно: признать факт бездоговорного потребления и признать право исключительно РСО предъявить к оплате собственнику нежилого помещения коммунальный ресурс в объеме, рассчитанном для случая бездоговорного потребления.

Разумеется, УО в таком случае не может иметь никакого отношения к взаимодействию РСО с собственником нежилого помещения, в том числе не может признаваться исполнителем коммунальных услуг по отношению к нежилому помещению в МКД.

Понимая логику поправок, внесенных ПП РФ от 26.12.2016 № 1498, становится довольно просто понять ошибки судов, заключающиеся в применении норм, не подлежащих применению.

Например, суды, устанавливая обязанность УО взаимодействовать с собственниками нежилых помещений (и отсутствие такой обязанности у РСО), ссылаются на следующие нормы:

1) Пункт 13 Правил 354, которым определено: «Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям».

Указанной нормой по мнению некоторых судов установлено, что именно УО/ТСЖ/ЖСК обязаны предоставлять коммунальные услуги собственникам нежилых помещений.

С учетом ранее приведенного анализа и того обстоятельства, что в нежилых помещениях МКД коммунальные услуги с 01.01.2017 не предоставляются в принципе, становится понятно, что пункт 13 Правил 354 не только не устанавливает обязанности УО/ТСЖ/ЖСК предоставлять коммунальные услуги в нежилых помещениях МКД, но и вообще никак не регулирует взаимодействие УО/ТСЖ/ЖСК с нежилыми помещениями.

2) Часть 6.2 статьи 155 ЖК РФ: «Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации».

Разумеется, УО/ТСЖ, предоставляющие потребителям коммунальные услуги и получающие от потребителей плату за эти услуги, обязаны оплачивать соответствующий коммунальный ресурс, приобретенный у РСО для целей предоставлении коммунальных услуг.

Вот только УО/ТСЖ не предоставляет в нежилых помещениях коммунальных услуг, а коммунальные ресурсы, потребляемые в этих нежилых помещениях, поставляет непосредственно РСО.

3) Часть 1 статьи 161 ЖК РФ: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг».

Приведенная норма действительно устанавливает, что «управление МКД» включает в себя предоставление коммунальных услуг. Следовательно, УО, осуществляющая именно управление МКД, по общему правилу обязана предоставлять коммунальные услуги. Вот только такие услуги в соответствии с приведенной нормой предоставляются «гражданам, проживающим в таком доме». Граждане, как известно, проживают в жилых помещениях. Речи о нежилых помещениях в приведенной норме нет!

Выводы

Несмотря на уже складывающуюся судебную практику (вплоть до ВС РФ), утверждающую, что несмотря на поправки, внесенные ПП РФ от 26.12.2016 № 1498 в Правила 354, управляющие организации по-прежнему могут являться исполнителями коммунальных услуг в отношении собственников нежилых помещений, проведенный анализ дает однозначное понимание, что такие выводы не основаны на законе.

Суды при рассмотрении споров по вопросам, затронутым в настоящей статье, зачастую руководствуются нормами, не подлежащими применению, руководствуются логикой, не основанной на законе, отказываются от применения норм, подлежащих применению, и нередко делают выводы, прямо противоречащие действующим положениям жилищного законодательства РФ.

Длительное время многие УО/ТСЖ/ЖСК подвергались нападкам, критиковались, обвинялись в неправомерном присвоении средств, внесенных потребителями в качестве оплаты коммунальных услуг и подлежащих оплате в РСО за соответствующие коммунальные ресурсы (это, собственно, продолжается и сейчас). Правительство РФ приняло решение, что как минимум с собственников нежилых помещений УО/ТСЖ/ЖСК с 01.01.2017 никоим образом не смогут взимать плату за коммунальные услуги (и коммунальные ресурсы), а такую плату смогут получать исключительно РСО (что, конечно же приведет к невозможности неправомерного присвоения этих денежных средств УО/ТСЖ/ЖСК). Однако, оказалось, что многие РСО вовсе не хотят исключения УО из цепочки оплаты коммунальных ресурсов. Оказывается, многие УО не причиняют никакого ущерба РСО, а довольно эффективно выполняют роль бесплатных коллекторов, взимая с потребителей плату за коммунальные услуги и перечисляя ее в пользу РСО в качестве оплаты коммунальных ресурсов. И работать с потребителями напрямую (исключив «недобросовестных» УО/ТСЖ/ЖСК) многие РСО отказываются, считают это невыгодным, экономически убыточным.

И что особенно интересно, суды демонстрируют поддержку обеих противоречащих друг другу позиций РСО – неоднократно суды одновременно признавали и недобросовестность УО, выраженную в присвоении «денег РСО», и недопустимость исключения УО (фактически являющихся ненужными посредниками) из схемы оплаты коммунальных услуг и коммунальных ресурсов от потребителей в РСО.

В заключение хочется выразить надежду, что в конце концов вопрос о том, кто же имеет право и несет обязанность по поставке коммунальных ресурсов в нежилые помещения МКД, будет разрешен судами надлежащим образом, и будет определена понятная, основанная на законе (а не на желаниях отдельных категорий участников жилищных отношений) схема взаимодействия УО, РСО и собственников нежилых помещений.

Правила, устанавливающие порядок предоставления коммунальных услуг в 2019 году, строго регламентируют отношения между собственниками помещений и поставщиками ресурсов, а именно:

  • права и обязанности потребителей и поставщиков услуг;
  • условия и порядок оформления соглашения на поставку ресурсов;
  • порядок проведения мероприятий, направленных на контроль качества коммунальных услуг;
  • методику вычисления стоимости предоставляемых услуг.

Но что же представляет собой само понятие «коммунальные услуги»? Как рассчитывается их стоимость и какие изменения ждут граждан РФ в 2019-2020 годах?


Что такое коммунальные услуги?

Коммунальные услуги (КУ) – результат деятельности, направленной на поддержание безопасной и комфортной эксплуатации жилого или коммерческого помещения пользователем. В свою очередь, правом на пользование такими услугами в 2019 году обладают:

  1. собственники помещений и члены их семьи;
  2. граждане, получившие недвижимость от кооператива;
  3. лица, арендующие жилые или коммерческие помещения в многоквартирном доме.

В качестве потребителя коммунальных услуг может выступать как физическое, так и юридическое лицо, ИП.

Правовая основа

Законодательным актом, регламентирующим отношения в сфере КУ, является Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011. Данный документ устанавливает правила предоставления коммунальных услуг пользователям, а также отражает основные изменения:

  • информацию о пересмотре коэффициентов, используемых при расчете тарифов на КУ;
  • информацию об изменении тарифов;
  • информацию об изменениях в порядке установки приборов учета.

Основные права и обязанности собственников жилья, связанные с созданием ТСЖ, оплатой коммунальных услуг и выбором управляющей компании отражены в Жилищном кодексе Российской Федерации (разделах VI, VII, VIII соответственно).

Еще одним важным документом, регламентирующим методологию учета коммунальных услуг, является Приказ Росстата №234 от 26.06.2013. Основным отличием данного законодательного акта становится тот факт, что в объеме КУ здесь отражены не только услуги, входящие в основной перечень, но и работы, связанные с ремонтом, монтажом и настройкой эксплуатируемых приборов учета.

Кроме того, в своей работе по обеспечению ресурсами, ЖК организации руководствуются Гражданским кодексом РФ, КоАП РФ, Водным кодексом РФ, Федеральными законами № 69, № 210.

Перечень коммунальных услуг в 2019 году

Согласно п.4, гл. II Постановления Правительства №354, в перечень коммунальных услуг, предоставляемых собственникам и пользователям жилых и коммерческих помещений в 2019 году, входит:

Снабжение холодной водой Круглосуточная подача холодной воды надлежащего качества (очищенной от патогенных микроорганизмов, вредных химических соединений) по центральной или внутридомовой сети.
Снабжение горячей водой Круглосуточная подача горячей воды надлежащего качества, температурой от +400 до +750С. Перерыв в подаче горячей и холодной воды допустим в пределах 8 часов или суток (при условии крупных аварий).
Водоотведение Вывод стоковых канализационных вод по централизованным сетям.
Электроснабжение Бесперебойная подача электрической энергии в объемах, достаточных для эксплуатации приборов, установленных в многоквартирном доме.
Газоснабжение Круглосуточная подача газа по централизованной сети. В случае отсутствия последней допустимо предоставление ресурса в газовых баллонах.
Отопление Подача теплоэнергии по централизованным или внутридомовым сетям на протяжении всего отопительного сезона для поддержания температуры в отапливаемых помещениях не ниже 180С. Допустим перерыв в подаче не чаще, чем на сутки в месяц, при этом:

Ø не более 16 часов подряд при среднесуточной температуре в +120С;

Ø не более 8 часов подряд при среднесуточной температуре в +100С;

Ø не более 4 часов подряд при среднесуточной температуре в +80С.

Вывоз ТБО Сбор, вывоз, обезвреживание и захоронение бытовых отходов в количестве, вырабатываемом пользователями жилых и коммерческих помещений.

К коммунальным услугам, оплачиваемым пользователями, не может относиться пункт, не относящийся к конкретному дому, например, плата за газоснабжение, при его отсутствии, взиматься не может.

Кто занимается предоставлением коммунальных услуг в 2019 году?

Согласно п.8, гл. II, Постановления № 354, исполнителем коммунальных услуг в 2019 году может являться юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или ИП, при этом:

  • для собственников помещений исполнителем является управляющая компания или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом;
  • для арендаторов – непосредственно арендодатель или организация, уполномоченная им.

В Жилищном кодексе РФ, а именно в ст. 161, перечислены основные способы управления МКД:

  1. посредством ТСЖ;
  2. посредством жилищного или иных кооперативов;
  3. посредством управляющей компании;
  4. путем непосредственного управления.

Исполнителем КУ может быть назначена как управляющая компания, ТСЖ или кооператив, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация, при этом:

Управляющая компания Становится Исполнителем с даты, указанной в решении собственников помещений МКД.
ТСЖ или кооператив Предоставляет КУ с даты его регистрации, но не ранее даты, указанной в договоре с ресурсоснабжающей организацией.
Ресурсоснабжающая организация Приобретает статус Исполнителя с даты, указанной в решении общего собрания собственников жилых и коммерческих помещений.

Функции и обязанности ЖКХ по оказанию коммунальных услуг

Обеспечение многоквартирного дома коммунальными услугами надлежащего качества и в необходимом объеме в 2019 году – основная обязанность управляющей компании, ТСЖ или кооператива. Таким образом, к основным функциям ЖКХ относится:

  • контроль над качеством предоставляемых услуг и своевременностью их подачи ресурсоснабжающей организацией;
  • расчет и прием платежей за КУ, контроль за своевременностью поступления денежных средств от собственников помещений;
  • распределение полученных средств, поиск контрагентов, заключение договоров, составление смет;
  • создание условий, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию помещений, расположенных в МКД;
  • взаимодействие с пользователями КУ, решение спорных вопросов, рассмотрение жалоб и предложений.

Порядок предоставления коммунальных услуг в 2019 году

Основным законодательным актом, регламентирующим предоставление КУ в 2019 году населению, является Постановление Правительства № 354. Согласно п.3, гл. II, коммунальные услуги поставляются пользователям на следующих условиях:

  1. Обеспечение ресурсами потребителей, проживающих в многоквартирном доме (МКД), начинается с момента:
    • возникновения права собственности на жилое или коммерческое помещение;
    • предоставления помещения членам кооператива;
    • заключения договора аренды;
    • ввода МКД в эксплуатацию застройщиком;
    • ввода МКД в эксплуатацию и передачу помещения собственнику.
  2. Полнота предоставления всех коммунальных услуг, указанных в п.4, гл. II Постановления № 354, зависит от степени благоустройства МКД.
  3. Подача ресурсов производится круглосуточно (круглый год или в определенный промежуток времени), допустимы перерывы, не превышающие установленные действующим законодательством нормы.
  4. Обеспечение ресурсами производится в объеме, достаточном для всех пользователей, в пределах пропускной способности инженерных внутридомовых систем.
  5. Качество КУ, предоставляемых населению, должно строго соответствовать нормам, указанным в Приложении №1 (к Постановлению № 354).
  6. Обеспечение услугами производится при условии, что все внутридомовые коммуникации исправны и готовы для предоставления ресурсов.

Отличие коммунальных и жилищных услуг

Как говорилось ранее, перечень КУ ограничен 7 пунктами и включает в себя ресурсы, необходимые для жизнедеятельности пользователей и собственников помещений МКД. Жилищные услуги несколько отличаются от вышеописанных и включают в себя:

  • предоставление жилых и коммерческих помещений для постоянного/временного пользования;
  • содержание, текущий и капитальный ремонт общедомовых помещений и коммуникаций.

Таким образом, взносы за ЖУ включают в себя платежи:

  • за пользование помещением (для арендаторов);
  • за управление и ремонт МКД.

С 2018 года, на основании Постановления правительства №1498 от 26.12.16, оплата ОДН относится к жилищным услугам (ранее данный платеж относился к КУ).

Тарификация и задачи тарифного регулирования

Тарифное регулирование является неотъемлемым инструментом в функционировании рынка коммунальных услуг в 2019 году. Все дело в том, что организации-исполнители всегда обладают большей информацией, чем потребители, а данный факт приводит к использованию монопольной власти для собственной выгоды. Таким образом, тарификация выполняет роль баланса между интересами двух сторон.

К основным задачам тарифного регулирования коммунальных услуг относят:

  • стимулирование коммунальщиков к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг;
  • привлечение дополнительных инвестиций в коммунальные организации;
  • обеспечение достаточного объема финансовых ресурсов для полноценной работы организаций-исполнителей;
  • формирование конкурентоспособности компаний, работающих в сфере КУ;
  • снижение политизированности процесса установления тарифных ставок.

Методика планирования и расчета

Порядку расчета и оплаты КУ посвящен VI раздел Постановления Правительства № 354, согласно которому существует несколько методик расчета платежей:

  1. на основании показаний, снятых с приборов учета;
  2. на основании нормативов потребления (при полном отсутствии приборов учета);
  3. на основании показаний приборов и нормативов потребления.

Основные рекомендации по методике расчета коммунальных платежей в 2019 году указаны в Приложении №2 (к Постановлению Правительства №354). Данный документ содержит в себе все основные формулы, на основании которых происходит вычисление итоговой суммы за КУ.

Порядок оплаты коммунальных услуг

Организация-исполнитель в обязательном порядке предоставляет своим пользователям порядок оплаты коммунальных услуг путем внесения соответствующих пунктов в договор, а также размещает актуальную информацию на официальном сайте либо на стендах в подъездах МКД.

Внесение ежемесячных платежей в счет оплаты потребляемых ресурсов производится на основании:

  • счетов, предоставляемых исполнителем, и содержащих детализированную информацию о сумме и сроках погашения;
  • данных, размещенных на интернет-ресурсах.

Сроки оплаты коммунальных услуг в 2019 году устанавливаются несколькими способами:

  1. На основании ст. 155 ЖК РФ, платеж должен быть внесен не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным.
  2. На основании договора, заключенного между поставщиком услуг и исполнителем. В данном случае сроки могут отличаться от установленных действующим законодательством.

В случае несоблюдения сроков, установленных компанией-исполнителем или государством, к нарушителю могут быть применены штрафные санкции в виде начисления пени.

Оплата коммунальных услуг юридическими лицами

Потребителем КУ может являться не только физическое лицо, но и юридическое. В зависимости от основания, на котором юр.лицу было передано помещение, оплата коммунальных услуг может производиться:

  • Напрямую поставщику услуг. В данном случае платежи могут вносить как собственники помещений, так и арендаторы.
  • Собственнику помещения. Если пользование квадратными метрами производится на основании договора аренды, платежи за коммуналку могут перечисляться непосредственно владельцу недвижимости (после предоставления квитанции или любого другого подтверждающего документа).

Итак, юридические лица вносят плату за предоставляемые ресурсы на основании документов, в сроки, указанные в действующем законодательстве или договоре, путем наличного или безналичного расчета.

Льготы

В условиях нестабильной экономической ситуации оплата коммунальных услуг становится для некоторых категорий граждан попросту непосильной. Именно поэтому Правительство РФ поддерживает население при помощи введения льгот для:

  1. многодетных семей, воспитывающих трех и более детей младше 18 лет;
  2. участников ВОВ и членов их семей;
  3. инвалидов детства, 1 и 2 группы;
  4. участников боевых действий, лиц, несущих государственную службу, ветеранов труда;
  5. жителей блокадного Ленинграда;
  6. почетных доноров РФ и Советского Союза;
  7. лиц, пострадавших во время аварии на ЧАЭС.

Льготы, предоставляемые некоторым категориям граждан, распространяются на коммунальные и жилищные услуги.

За что можно подать жалобу на оказание коммунальных услуг?

Пользователи КУ, не удовлетворенные качеством поставляемых ресурсов, в 2019 году вправе обратиться с жалобой на управляющую компанию, ТСЖ, кооператив или организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Как правило, для этого существует ряд оснований:

  • Перерывы в подаче холодной и горячей воды, превышающие законодательно установленную продолжительность. Отсутствие водоснабжение на протяжении времени, превышающего сутки, является основанием для обращения в организацию, управляющую МКД.
  • Подача холодной воды ненадлежащего качества (содержащую вредоносные химические элементы и микроорганизмы). Свое обращение, в данном случае, желательно подкрепить заключением независимого эксперта, изучившего образцы, взятые из внутридомового водопровода.
  • Перерывы в электро- и газоснабжении в течение времени, превышающего законодательно установленные нормы.
  • Подача газа ненадлежащего качества и в количестве, недостаточном для комфортного потребления всеми пользователями.
  • Задержка в подаче отопления. Как правило, отопительный сезон начинается в сроки, установленные индивидуально для каждого региона, однако, резкое снижение среднесуточной температуры является веским основанием для преждевременного начала сезона.
  • Подача горячей воды низкой температуры (менее 400С).
  • Несвоевременный или неполный вывоз ТБО.
  • Неоправданное завышение тарифной ставки на КУ.
  • Неправильный расчет суммы, указанной в квитанции на оплату. Завышенная плата за пользование КУ является нарушением прав пользователей, поэтому правильность расчета очередного платежа должна проверяться как сотрудниками организации-исполнителя, так и пользователем.

Жалобы на предоставление коммунальных услуг в 2019 году касаются исключительно ресурсов, перечисленных выше. Претензии к состоянию внутридомовых коммуникаций, помещений общего пользования и конструкции МКД относятся к жалобам на предоставление жилищных услуг.

Куда подается жалоба?

Для эффективного и быстрого решения возникающих проблем направить жалобу, в первую очередь необходимо руководству организации, отвечающей за управление МКД. Как правило, 70% конфликтных ситуаций решается без привлечения сторонних организаций и контролирующих органов.

В случае отсутствия результата после передачи жалобы на оказание коммунальных услуг в 2019 году, заявитель вправе обратиться в любой из нижеперечисленных органов:

  1. Роспотребнадзор (в отделение, находящееся по месту нахождения МКД или посредством обращения в электронную приемную на официальном сайте).
  2. Прокуратура. Заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы любым удобным способом (лично, через представителя, посредством обращения в электронную приемную).
  3. Суд. Крайняя инстанция, обращаться в которую стоит в случае, когда досудебное разбирательство не принесло результатов, удовлетворяющих заявителя.

Составить жалобу можно как самостоятельно, так и при помощи квалифицированного сотрудника. Данный документ изначально создается в нескольких экземпляров, один из которых остается у заявителя, второй – передается адресату.

Нюансы предоставления коммунальных услуг в 2019 году

Некоторые спорные ситуации и нюансы в сфере КУ были разъяснены Верховным Судом РФ (Постановление №22 от 27.06.17). Таким образом:

  1. Собственники и пользователи помещений, расположенных в МКД, вправе требовать компенсации и неустойки за неисполнение своих обязанностей управляющей компанией. В данном случае, основанием для перерасчета платежей по КУ является не только акт, подписанные пользователями, но и всевозможные доказательства, собранные свидетелями нарушения.
  2. Задолженность по оплате перед организацией-исполнителем не является безусловным основанием для прекращения подачи ресурсов. Наказание нарушителей, в данном случае, должно быть соразмерно самому нарушению.
  3. Денежные средства, вносимые пользователями или их представителями, засчитываются в счет оплаты периода, указанного в документе. Если же плательщик не указал конкретный период, сумма засчитывается за периоды с неистекшим сроком давности.
  4. Отсутствие договора с управляющей компанией, кооперативом, ТСЖ или ресурсоснабжающей организацией не является основание для отказа от оплаты ресурсов, предоставляемых пользователям помещений, расположенных в МКД.


Добавить комментарий