Организационно деятельностная игра

«Чистота» мышления, определенность средств мышления, выращивание мыслительных способностей является основной ценностью
Акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь», является специфической чертой
Балансовая стоимость обучения — это
Большинство игроков организационно-коммуникативной игры должно находиться в позиции
В основу новой системы учета вложений в трудовые ресурсы была положена теория
В производственной игре руководителя игры называют
В США менеджеры, которые выдвигаются на должности высшего управленческого персонала, проходят _____________ тренинг-метод.
В том случае, если в условиях игры обучаемый сталкивается с ситуациями, которые не характерны для его реальной деятельности и социальных ролей, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки, — мы имеем дело с условиями ______ игры.
В том случае, если тренер тренинг-метода знакомится с управленческими проблемами предприятия, и сам определяет программу обучения, мы имеем дело с __________ тренинг-методом обучения управленческого персонала.
Вид групповых методов обучения, основанный на тренировке межличностной чувствительности в процессе социального взаимодействия, — это
Вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности, — это
Деловые игры могут выполнять разные функции, в том числе и
Для проведения деловой игры нужен игрок-участник, который занимается
Для разрешения возможных конфликтных ситуаций и недоразумений в ходе деловой игры создается
Документ, в котором в деловой игре раскрывается концеп­ция игры, ее общее содержание и условия применения, — это
Документ, в котором дается характеристика объекта де­ловой игры, устанавливаются и при необходимости обосновываются роли, характеризуются правила игры, — это
Заключительная фаза психологического механизма организационно-деятельностной игры связана с
Игровые возможности коллектива в качестве социопсихокоррекционного средства воспитания и перевоспитания девиантной молодежи использовал
Игровые методы обучения и социально-психологической подготовки целесообразно подразделить на
Из перечисленного: 1) развитие мышления обучаемых; 2) складывание коллективного мыслительного действия; 3) перевод ситуации проблемного типа в ситуацию задачного типа; 4) быстрое возникновение и развитие группы, вплоть до коллектива; 5) резкий рост эффективности производства — результатами организационно-деятельностных игр выступают
Имитационные и инновационные деловые игры, а также организационно-деятельностные и проблемно-деятельностные игры относятся к
Интеллектуальная разминка осуществляется в форме
Информационно-рецептивное обучение, носящее репродуктивный характер, называется
Искреннее предъявление информации о своем отношении к другому человеку есть
К дискуссионным методам относится
Количество и характер признаков, необходимых и достаточных для того, чтобы оценить продуктивность проектируемого имитационно-игрового действия, называются
Межличностные процессы в группах — это
Метод обучения «мозговой штурм» принадлежит к
Метод обучения «организационно-деятельностная игра» принадлежит к
Метод обучения «психотехническая игра» принадлежит к
Метод обучения, когда обучаемый овладевает действием, представлением или понятием на основе контроля по конечному результату, — это метод
Метод ознакомления обучаемого с моделью, сделанной преподавателем, когда обучаемый овладевает действием, представлением или понятием, установленным для отдельных образцов действий, — это метод
Метод организации совместной деятельности в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи — это
Метод социально-психологического обучения, позволяющий получить диагностическую информацию об уровне социального развития участников и корректировать групповое поведение, носит название
Модель, конфигурация, образец, шаблон, любая последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которые можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними, есть
Наиболее активно в учебном процессе применяются индивидуальные практикумы в виде
Наличие более или менее постоянной группы, периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней, является специфической чертой
Нарушение привычной самотождественности, проявление активного воображения в конструиро­вании новой личности происходит в играх
Наука о символах и знаках называется
Новый подход к совершенствованию управления персоналом и эффективному средству реализации управленческих нововведений связан с использованием в настоящее время
Нормативные предписания о промежуточных и конечном результатах — получении продукта с заданными характеристиками — это
Одной из общих закономерностей эффективности процесса усвоения знаний обучаемым является (ются)
Ориентировочные действия, выполняющие когнитивно-регулятивную функцию и обеспечивающие профессиональное и личностное самосовершенствование, активность и самостоятельность субъекта деятельности, — это
Основное отличие группового психологического тренинга от психотерапии состоит в том, что тренинговая работа
Основными принципами активного обучения являются :
Основоположником теории планомерного формирования умственных действий является
Оформленное содержание образа деятельности в виде нормативного текста, где указывается, как человек, обладающий способностями, реализует их в деятельности с учетом требований технологии, есть
Первая фаза психологического механизма организационно-деятельностной игры связана с
Первичная форма инновационной игры — это
Перцептивное действие — это
По объекту проведения тренинг-методы можно классифицировать на
По форме проведения тренинг-методы подразделяются на
Применяется для приведения обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активиза­ции их знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции по проблеме
Примером типа обучения с полной ориентировочной основой деятельности является (ются)
Процедура группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций — внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д. — это
Процедура группового разучивания упражнений на развитие разнообразных психических функций называется
Процесс выработки и принятия решений в условиях поэтапного многошагового уточнения факторов наличной ситуации в ходе игры представляет собой деловую
Процесс организационно-деятельностной игры от осознания цели-задачи до получения результата можно обозначить как
Процесс усвоения обучаемым различных видов человеческой деятельности есть
Процесс формирования и развития ответственных позиций, осуществляемых в игровом действии, называется
Разновидностью групповой дискуссии и одним из эффективных методов обучения считается
Расписание игры, в котором указываются порядок игры, характер времени проведения игры, коэффициент сжатия времени, называется
Распознать ограниченность профессионального паттерна своего коллеги и воссоздать более широкую картину болезни пациента являлось основной целью
Режиссер, сценарист или методолог организационно-деятельностной игры порождает потребность в
Результаты тренинговой работы, в первую очередь, — это
Речевое действие — это
Род деловой игры, не направленной на поиск конкретной социально-производственной задачи в интересах заказчика, представляет собой
Род деловой игры, не направленный на поиск решения конкретной социально-производственной задачи (ситуации) в интересах конкретного заказчика, имитация реальных задач — это игра
Род деловой игры, уникальной по содержанию, по ситуации или по задаче, представляет собой
Род дискуссионных методов обучения, основанный на описании индивидом случая из своей повседневной или профессиональной практики, характерного для рассматриваемого явления; научно отредактированное изложение такого же случая, используемое в качестве учебной модели в социально-психологическом обучении — это
Род дискуссионных методов обучения, основанный на разборе случаев из реальной практики, — это
Род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности, — это игра
Род операциональных игр, форма активного обучения разрешению проблемных ситуаций посредством моделирования организации социально-производственной деятельности — это игра
Род организационных игр, овладение средствами мышления и развитие мыслительных способностей посредством моделирования профессиональной деятельности через организованную коммуникацию (мыследеятельность) — это
Род организационных игр, форма активного обучения перестройке и согласованию представлений в общении организованной коммуникации — это
Руководитель организационно-коммуникативной игры фиксирует заказ или внимание игроков на
Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа слушателей по заданию преподавателя представляет собой
Ситуация организационно-деятельностной игры, в которой надо найти определенный порядок (алгоритм) для достижения цели, представляет собой
Совокупность представлений о будущем результате и о процессе его достижения есть
Совокупность средств и способов преобразования исходного материала в конечный продукт с заданными параметрами есть
Способность принятия и передачи информации различными средствами — вербальными, невербальными, личностным воздействием, есть
Способность улавливать настроения людей, выявлять их установки и ожидания, сопереживать им есть
Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми и совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективность коммуникативного процесса, есть
Способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры — это
То, что отражает принципиальные ре­шения по формам взаимодействия игроков в процессе игры, есть
Умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить” в коллектив есть
Умственное действие — это
Физическое действие — это
Форма деятельности в ситуациях, моделирующих воссоздание и усвоение общественного опыта, носит название
Форма моделирования предметного и социального содержания профессиональной деятельности специалиста в целях овладения нормами социально-производственной деятельности и поиска оптимального решения деловой ситуации — это игра
Формиро­вание рабочих групп по 3-4 человека и экспертной группы — это основной этап
Широкую известность в игровой практике и тренировочных методах получила
Эффективно выполняемое сознательное действие в сфере делового или неформального общения есть

Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания Московской области

«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»

Игровые технологии

(Г.П. Щедровицкий)

Подготовила воспитатель Лексина А.А.

г. Дмитров

Особенности игры в старшем школьном возрасте — нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярны учебные деловые игры

Деловые игры

Деловая игра (по Г. П. Щедровицкому) — это:

— педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых — обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;

— особое отношение к окружающему миру;

— субъективная деятельность участников;

— социально заданный вид деятельности;

— особое содержание усвоения;

— социально-педагогическая «форма организации жизни».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т. д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарии имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

«Деловой театр». В нём разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определённого лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки — научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, обозначаются функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят

— учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).

Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения — процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников.

Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролёр, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально — психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа и обобщения, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

М.: Р. Валент, 2010. — 480 с. — ISBN 978-5-93439-257-5.

Книга представляет собой комплексное исследование механизмов воздействия гражданского общества на развитие уголовной юстиции. В центре внимания — вопросы взаимоотношения юстиции и человека, возможности преодоления ограниченности юридического знания при решении основного вопроса правосудия.
Рассматриваются формы правосудия, в которых юридическое мышление органично сочетается с другими типами мышления и гуманитарными практиками: суд присяжных, ювенальная юстиция, восстановительное правосудие. Анализ этих новых для российских граждан механизмов участия в правосудии проводится на широком социокультурном фоне парадигмальных изменений, происходящих в уголовном правосудии последние несколько столетий.
Сочетание теоретико-методологического анализа с обсуждением современных проблем российской уголовной юстиции, введение «прошлого» в контекст нынешних дискуссий делают книгу актуальной и интересной для широкой аудитории правоведов и юристов-практиков, философов, психологов, специалистов социальной сферы и общественных деятелей, студентов, аспирантов и преподавателей юридических и гуманитарных специальностей, а также для всех, кто вовлечен в теоретическую, законодательную и практическую разработку новых форм деятельности, содействующих совершенствованию уголовной юстиции. Постановка проблемы
Основной вопрос правосудия
Юридическая действительность и реальность человеческой жизни
О проблеме преступности
«Деюридизация» по Марку Анселю
Пределы критики
Развитие уголовной юстиции — пространство обсуждения темы
По направлению к человеку (парадигмальные сдвиги в уголовной юстиции под влиянием гуманистических и либеральных идей эпохи Просвещения
и наук о человеке)
Краткое историческое введение
Гуманизм против репрессивного правосудия (перечитывая Беккариа)
Великая французская революция: гражданское общество и правосудие
век: эпоха рационализма и позитивной науки
Позитивистская школа
Ресоциализация
К критике гуманистического разума
Гражданское общество в его отношении к уголовной юстиции
Грани содержания понятия «гражданское общество»
Юрген Хабермас: «Общественность гражданского общества»
Публичность в уголовном правосудии: государственный или общественный интерес?
Функции и формы участия гражданского общества в деле правосудия
О некоторых проблемах демократии Общественное участие и гуманитарная инфраструктура уголовного правосудия (парадигмальные модели)
Участие граждан в отправлении правосудия
Народное участие в уголовном суде
Суд присяжных
Современные формы участия граждан в отправлении уголовного правосудия
Ювенальная юстиция
Предыстория: юные правонарушители и уголовная юстиция

Ребенок и подросток — социализация и обретение идентичности
Ювенальная юстиция: содержание понятия
Границы классической модели и новые тенденции
Восстановительное правосудие
Критика карательного способа реагирования на преступления
Альтернатива: категориальный аппарат
Практические формы
Мировые тенденции
Теоретические и прагматические аспекты реализации концепции восстановительного правосудия
Восстановительная ювенальная юстиция и ее проблемы Общественное участие и гуманитарные практики в уголовной юстиции современной России: направления и проблемы институционализации
Суд присяжных
Суд присяжных как результат общественной инициативы юристов и правозащитников
Смысл и назначение суда присяжных в постсоветской России
Правовая конструкция
Проблемы
Опыт присяжных
Отношение судей к суду присяжных
Отношение общества к суду присяжных
Суд присяжных как правовая, социально-политическая и культурная инновация
Движение за ювенальную юстицию
Российская дореволюционная ювенальная юстиция как общественная инициатива
Советский период
Постсоветская Россия
Первые шаги новой российской ювенальной юстиции
Движение за восстановительное правосудие
История появления в России
Правовые условия использования программ восстановительного правосудия
в российском уголовном процессе
Восстановительная ювенальная юстиция: ключевые элементы модели
Снова к вопросу о толковании права
Перспективы распространения примирительных процедур для разрешения уголовно-правовых конфликтов
Включение концепции восстановительного правосудия в коммуникативное поле отечественного правоведения

ОДИ — организационо-деятельностные игры — изобретение Г.П. Щедровицкого, одного из членов Московского методологического кружка (ММК), в который вместе с ним входили такие философы, как А.А. Зиновьев, Б.А. Грушин и М.К. Мамардашвили.

Дела минувшие неизменно приобретают некую эмоциональную окраску (собственно, поэтому они и остаются в памяти в качестве актуального прошлого). Либо забывается все плохое и сложное, и остается только поразившее воображение и внимание, либо наоборот. Не могу судить о методологическом движении в целом, его сильных и слабых сторонах потому, что слишком мало с ним соприкасался. А поэтому эти субъективные заметки представляют не оценку роли движения Г.П. Щедровицкого и его учеников в интеллектуальной истории нашего философского и культурного пространства, а, скорее, описание того, каким образом эти события воспринимались на фоне общего течения жизни, так сказать, Lebenswelt.

Эти события происходили на самой заре перестройки в 1988 г., что, соответственно, диктует особый фон восприятия (то настроение наивного оптимизма кажется сегодня чем-то совершенно невозможным и несерьезным, но дело было действительно так). В то время я был молодым преподавателем в Текстильном институте. Кое-чему уже в научился, хотя, конечно, оставался житейски совершенно неискушенным человеком.

От людей, основавших методологический семинар под крышей Текстильного института, я узнал, что вот-вот в Литве, в Паланге должно произойти некоторое событие, которое никак нельзя пропустить —Игра. Пишу так, как это слово произносили — с большой буквы.

Поколение методологов, с которым мне пришлось сталкиваться, чем-то напоминало незабвенных «детей лейтенанта Шмидта» — все они были социально неустроенными, не заботились о карьере и житейском успехе, и вообще производили впечатление людей «не от мира сего», если не пытаться их обидеть. Они были согласны работать где угодно и заниматься чем угодно, лишь бы оставалось время и возможности для любимого дела методологии в понимании Г.П. Щедровицкого. Эти люди не ждали от жизни и системы (государственной, социальной и т. д.) ничего, были готовы брать судьбу в собственные руки и потому относились ко всем жизненным задачам и обстоятельствам с «инженерной» точки зрения (причем инженерный характер отношения был одни из принципиальных моментов для методологического движения в целом) — как к предмету конкретной деятельности и преодоления или использования в соответствии с поставленными перед собой целями. Уж в чем-чем, а в академизме и отвлеченной учености методологов нельзя было обвинить. Возможно, именно поэтому в 90-х гг. из многих участников методологического движения вышли толковые и способные к действию предприниматели и политики.

Но возвращаемся к Игре. Игра была на тему «Свободная экономическая зона в г. Клайпеде». Тогда многие увлекались этими вещами со свободной экономической зоной. В мировой практике известны удачные случаи использования этой экономической формы для того, чтобы рядом льгот помочь подняться депрессивной территории. Этот опыт оказался успешным, например, в Барселоне. Но в наших условиях идея свободной экономической зоны очень напоминает анекдот о попытке взять в аренду один метр государственной границы. Если помните, то эта идея свободных зон (экономических, таможенных, финансовых) была популярна в начале 90-х и в нашем городе. Только вот быстро выяснилось, что, следуя этой логике, абсолютно любую территорию можно считать депрессивной и объявлять ее свободной экономической зоной. В нашем случае остановиться смогли лишь не меньше, чем на Ленинграде и Ленинградской области в целом. Понятно, что дальше разговоров такой проект не мог пойти.

Иными словами, было ясно, что разговор о свободных зонах — это попытка отвлечь внимание от чего-то совершенно иного, т. е. лукавая это тема. В случае же с Клайпедой 1988 г. все было еще проще — это было мягкой формой экономического развода с Союзом. И всем это было ясно.

Но речь пойдет все же о другом. Представьте себе Палангу в начале ноября. Курортный город, в котором нет курортников. При этом все остальное на месте — море, сосны, дюны, отели. Шикарные, как тогда казалось, отели стоят совершенно пустые. Есть даже открытый бассейн — и тоже пустой.

И вот один из таких отелей оккупировала Игра. К тому времени я уже вволю поездил на разного рода конференции (благо в советские времена это было) и при этом твердо убедился, что конференции это род научного туризма. На самих заседаниях, за редким исключением, ничего особенного не происходит, да и происходить не может. На хороших конференциях есть «гвоздь» в виде того или иного метра, которого стоит послушать. А в остальном каждый, не обращая внимания на тему конференции, говорит о своем, о любимом, никого особенно не слушая, да и не надеясь на ответный интерес. Если что-то интересное и происходит, то вне официальной программы вечером за бокалом вина, где завязываются знакомства и обсуждаются собственные сокровенные идеи. А так — по красивым местам прокатиться да друзей повидать — вот и весь смысл поездки. Что уж тут ждать от какой-то экономико-политической конференции! С таким настроением я отправился в Палангу. Но буквально на следующий день я убедился, что ОДИ — нечто совершенно иное.

Внешний рисунок Игры у Г.П. Щедровицкого был довольно прост: в первый день идет большое пленарное заседание, на котором разные стороны пытаются собственно поставить проблему. Затем объявляется план Игры, который включает в себя название секционных групп и распределение тем обсуждений по дням. Всем участникам предлагалось записаться для работы в одной из групп. Затем каждый из 10 (!) дней начинался с работы в группах. Каждая группа могла/должна была подготовить доклад по теме дня (можно было и не выступать, если не с чем, но кто ж на такое согласится). После обеда (и довольно длительного послеобеденного перерыва, который отводился на то, чтобы прояснить себе, что же в действительности происходит на Игре) были пленарные заседания с докладами групп по теме дня с их последующим общим обсуждением. Вот, собственно, и все. Утренние заседания начинались в 10 часов, а вечерние завершались в 11, 12 или еще несколько дольше — сколько потребуется для того, чтобы можно было поставить какую-то точку. Однако за простым внешним рисунком скрывались подлинно драматические события.

Одна деталь — небольшая, но важная для понимания ситуации: обычно после завершения дневной программы конференции начинается всеобщая неформальная часть с задушевными разговорами (как я говорил, чуть ли не самая важная ее часть). Удивительное дело — идешь по отелю, в котором живут участники Игры, и только и видишь группки, в которых обсуждается, что же именно происходит в Игре и что на самом деле сказал Георгий Петрович (а его авторитет среди участников движения был необычайно велик, впрочем, заслуженно, человек действительно незаурядный, большого таланта). Игра и занимала все здание, а потому возникало впечатление, что целый отель живет в едином ритме. Ощущение действительно сильное. К моему великому сожалению, ничего подобного испытать больше мне уже не довелось.

В Игре было много уровней и много событий. Самый поверхностный уровень — психологический. Оказывается, коллективное мышление (если только такое возможно) производит на окружающих — и участников, и зрителей — чрезвычайно сильное впечатление. Людей временами буквально охватывала некая эйфория. Не все были в состоянии принимать реальное участие в ходе Игры, не у всех просто хватало эрудиции и мыслительных способностей. Вокруг Игры появился даже особый слой фанатов, которые ездили с одной игры на другую, собственно в игре участия не принимали, но наблюдали драматические коллизии и «ловили кайф».

Внешний слой игры — негативный — составляла психологическая работа. Смысл ее был в том, чтобы поставить человека лицом к лицу с серьезным и не очень приятным для него открытием: он жил прежде, собственно, не мысля. А теперь, коль скоро он сознает этот фундаментальный факт, перед ним встает важный экзистенциальный (онтологический, или онтический, это уж как угодно) выбор: он может вести прежний образ жизни, но теперь уже зная, от чего отказался. Либо он начнет мыслить, и это обстоятельство перевернет всю его жизнь.

Надо сказать, что открытие это действительно фундаментальное, причем и методы такого открытия должны были соответствовать его фундаментальности. Делалось это довольно жестко. Хотя каждый человек имел выбор, о чем его честно предупреждали заранее (другое дело, что не все привыкли слушать, что им говорят собеседники, но это уже другая тема). Любой участник Игры мог либо спокойно наблюдать за ходом событий из своего психологического укрытия, и тогда никакие опасности ему не грозили. И такой путь выбирали многие люди, которых вполне заслуженно можно назвать осмотрительными. Но были люди, которые — по статусу, по своему темпераменту, по амбициям, по уму — не могли просто так смолчать. В этом и заключалась самая опасная ловушка Игры: стоило только человеку где-нибудь на пленарном заседании не выдержать и «высунуться», сказать: «Что это за ерунду вы тут говорите. Все совершенно не правильно. А правильно надо так-то и так-то», и покинул он безвозвратно тихое психологическое убежище, где можно было отсидеться, наблюдая за нешуточной интригой событий. Итак, человек себя обозначил, он выделился, имея смелость заявить собственное мнение. Но теперь уже приходилось оправдывать заявленный статус и выдерживать критическое внимание зала к заявленному. А люди там попадались острые на язык, да и много таких людей было. Так что приходилось либо выдерживать тяжелую и изнурительную атаку (изнурительную потому, что приходилось держать в голове весь контекст, всю «картинку» происходящего, а это не простая задача по причине масштаба и многообразия событий), либо признать собственную несерьезность, как-то замять дело, стушеваться. Причем, довольно часто дискуссия могла запросто покинуть академические рамки, и в ответ на свою позицию вы могли вполне получить следующую реплику: «Какая чушь!». Дальше уже можно было сидеть спокойно, или даже отправиться пить пиво, но теперь зная о собственной несерьезности. Не всем это нравилось.

Собственно, значительная часть первоначальной работы на Игре велась в провокативной манере. Нужно было выявить людей, с которыми можно было работать и подниматься на действительно масштабные темы. И таких людей, понятно, нельзя было назначить, они должны были проявить себя сами. У «щедровитян» это называлось самоопределением, т. е. человек сам определял себя как такого-то и такого-то. А вот дальше уже приходилось следовать заявленному самому себе. Обозначив себя, человек привлекал на себя град вопросов и обсуждений со стороны всего остального зала. И нужно было соответствовать. Само-определение. Как сможешь. Как сумеешь. Как в нормальном бою. И как в нормальном бою, исход мог быть всяким: можно было лавры снискать, а можно и голову потерять. Причем разного рода идеологическая болтовня и академическая «манная каша» быстро пресекались. И в этом была задача Г.П. Щедровицкого и его команды. Надо было подтверждать свой статус.

И ведь теряли. Для обычного человека (тогда — советского, но, боюсь, что российский человек в этом смысле не многим отличается) напряжение мысли, как правило, было и непривычным, и чрезмерным. Свое мнение заявить это еще можно. А вот обосновать и развить — это уже запредельное. Тем более, что нагрузки действительно были серьезными. Для того, чтобы ориентироваться в Игре, нужно было держать в голове всю «картинку» событий (и психологических, и интеллектуальных) на протяжении 10 дней. Не так-то это просто, даже для профессионально выученной головы. И бывало, что головы не выдерживали. Как говорят, «крыша ехала». На моих глазах были и истерики в зале, и больничные халаты потом. Жестокая штука, эта Игра.

Однако, это всего лишь начальный этап, поверхность игры. Целью Игры, было, конечно, не покопаться в головах участников а заставить их думать, причем сделать это со всей отчетливостью и осознанностью, на которую он только способен. В свое время именно такие задачи ставил перед собой Декарт (не даром он был одним из любимых авторов Г.П. Щедровицкого). А дальше начиналась (должна была начинаться) нормальная работа хорошо организованного и культурного мышления. Необходимость именно такой организованной и культурной работы и должна была открыться перед человеком, сделавшим выбор в пользу мышления. Как объяснял цель Игры сам Георгий Петрович, она состояла в том, чтобы дать возможность молодым методологам найти подходящую модель для изучения мышления. А дальше шла мыслительная работа, поскольку, согласно базовым представлениям методологов, все представляет собой мышление и деятельность.

Надо сказать, что для философа все оказалось в достаточной мере знакомым, и по ходу обсуждения у меня автоматически срабатывал момент «узнавания» ряда классических схем — вот это Гегель с небольшими вариациями, а эта тема обсуждалась и во французской философии 17 в., и известно к каким результатам она привела и т. д. И на мое удивление, эта работа «на узнавание» была замечена залом. После Игры подходили незнакомые люди, жали руки, давали визитки и предлагали обращаться к ним, если будет какая неразрешимая проблема, но только действительно неразрешимая. Честно говоря, не привык к столь широкому вниманию к философам со стороны широкой общественности.

После я участвовал еще в одной игре — на экологическую тему. Однако все-таки не смог сблизиться с методологами. В особенности после того, как побывал на съезде методологов в Киеве. Осталось впечатление секты: свой язык, свои авторитеты, своя литература. Слишком долго методологи находились в изоляции от мирового философского мэйнстрима. Но эти оценки тоже сугубо личные и ни на что большее не претендуют. Г.П. Щедровицкий проделал титаническую работу — он создал слой философской культуры, которая была альтернативна официальной (с которой, по понятным причинам, время от времени возникали серьезные разногласия). Он сумел вырастить целое поколение мыслящих и способных к действию людей.

Все-таки, чем заканчивалась Игра? Действительно ли она решала заявленные в теме задачи?

С уверенностью можно сказать, что Игра всегда заканчивалась победой. Те цели, которые перед ней действительно ставились, она выполняла. Конечно, это не могло быть еще одной программой, пусть и неплохим, но лишь одним из многих бумажных документов.

Организационно-деятельностные игры возникли из двух оснований. Первая, так сказать, внешняя, обращенная к социуму, состояла в том, чтобы найти адекватную форму работы с проблемами, масштаб и многоплановость которых явно превосходили возможности любой отдельной дисциплины. ОДИ была направлена на выстраивание такой формы совместной деятельности и мышления (а с точки зрения методологов, все есть мышление и деятельность) представителей самых разных областей и сфер, которые позволили бы справляться с такого рода проблемами. Именно под такого рода обоснования и создавались эти грандиозные мероприятия (а в некоторых играх участвовали по 300-400 и более людей!), под них власть предержащие выделяли средства. Но была и вторая причина, возможно, главная, которая состояла в том, чтобы предоставить молодому поколению методологов своего рода модель для изучения работы мышления. В конечном счете, методологи решали все-таки собственные теоретические проблемы, а попутно, как они говорили, решали и такие задачки, как экологизация сознания, всякие там свободные экономические зоны и прочее. Как это понимать?

Насколько я понимаю, задача «решения» проблемы (в смысле написания коллективной или индивидуальной монографии, или плана работ) и не ставилась, поскольку потребовала бы долгой и напряженной работы профессионального и уже слаженного исследовательского коллектива. Но ведь именно такого коллектива не было, да и не могло быть. На Игре же, помимо теоретического моделирования работы мышления, происходило нечто иное. Игра действительно давала некий путь решения самых серьезных проблем, потому что попутно создавала своего рода «ловушки», в которых улавливались люди, способные к осмысленному действию, проявлялись и находили друг друга люди, которые были способны мыслить и действовать в соответствии с промысленными обстоятельствами, причем люди, обладающие культурой мышления и ценящие ее.

В процессе данной игры воспитанники школы-интерната активно включаются в проектировочную деятельность. Личностная включенность детей в ОДИ достигается путем применения различных игровых методик, которые более свойственны социально-психологическому тренингу, что помогает более успешно готовить воспитанников к социальной адаптации.

Цель: Развитие мотивации детей к познанию и творчеству; содействие личностному и профессиональному самоопределению подростков, самореализация ребенком своего «Я”, его адаптация к жизни в современном обществе.

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции;
  2. Развитие проектировочных умений;
  3. Оптимизация внутригрупповых взаимоотношений: умение считаться с взглядами других, конструктивно решать возникшие проблемы.
  4. Выяснить значение понятия «дом” в понимании воспитанников;
  5. Формирование представлений у воспитанников о доме, о будущей жизни в ходе проектирования;
  6. Активизация процесса самопознания.

Предварительная работа.

До заключительной игры воспитанники уже познакомились с различными профессиями. Совместно с воспитателями они составляли мини-проекты по созданию развивающей образовательной среды в жилых комнатах, которая включает в себя благоустройство комнат с учетом возрастных и психологических особенностей.

Участники: ведущий и не менее 15 участников.

Необходимые материалы.

1) 3 листа ватмана, визитные карточки, фломастеры, ручки, карандаши, линейки, ластики, клей, цветная бумага, английские булавки, скотч для работы в группах, вырезки из газет для составления коллажа.

2) Плакат с рисунком символического дома, куда дети будут приклеивать свои «ожидания”.

3) 2 листа ватмана для работы в ходе занятия;

4) Плакат с алгоритмом проектирования;

5) Макет сказочной деревни.

ХОД ИГРЫ

I. Вступительное слово Ведущего по организации дальнейшей игры. Сообщение темы, цели, задач.

II. Вводная часть

Цель: Создание благоприятных условий для работы группы, знакомство участников с правилами игры.

А) Упражнение «Раздели мою радость со мной!”

Инструкция: все участники сидят на стульях, расставленных по кругу, и ведущий вместе с ними. Оформляются визитные карточки с именами участников. Ведущий предлагает участникам, называя свое имя при знакомстве, передать из рук в руки свою радость, которой хочет поделиться. Например: «Меня зовут Саша, я вчера получил долгожданное письмо от друга, я очень счастлив”, и т.д.

Б) Игра «Китайский футбол”.

Инструкция: Веселая разминка. Мяч для игры должен быть небольшим (около 10 см. в диаметре) и легким. Участники группы встают в круг нога к ноге (ноги на ширине плеч – это ворота). Руки – это и «вратари” и «нападающие”. Все наклоняются в круг и пытаются забить гол другим, при этом бить в «ворота” двух ближайших соседей нельзя. Кому забили гол, тот уже выходит из круга.

В) Вступительное слово ведущего о правилах общения во время игры.

  • Семеро одного ждут;
  • Одна станция в эфире;
  • Правило поднятой руки;
  • Не вести перекрестные разговоры;
  • Безоценочное общение;
  • Правило пирога.

Г) Упражнение «Ожидание”

Инструкция: «Все мы от занятия чего-то ждем. Ребята, каждый сейчас подумает и напишет на листе блокнотика свое «ожидание” и прикрепит вот сюда, в этот наш символический домик, а в конце занятия посмотрим, сбудутся ли наши «ожидания””.

/Выполняют. Каждый из участников пишет на листочке, что он ожидает получить от игры. Листочки прикрепляют к символическому домику./

Информационная часть.

Игра «Ассоциации”

Инструкция: «Поведение человека, его отличительные черты характера часто у нас ассоциируются с определенным цветом, каким-то животным, предметом, возможно даже природным явлением. Мы часто можем слышать в речи следующие выражения: «хитрая, как лиса”, «неповоротливый, как медведь” и т.д. Да и любой предмет у нас с чем-нибудь ассоциируется. С чем же ассоциируется ДОМ? Давайте составим схему”.

/Все, что скажут дети, записывается на схеме/.

Рефлексия.

Мини-пауза. Упражнение-тест «Геометрические фигуры”.

Инструкция: «Все вы изучаете геометрию, решаете задачи и очень часто встречаетесь с различными геометрическими фигурами. Да и в повседневной жизни, в быту нас окружает множество предметов домашнего обихода, безделушки, игрушки в форме геометрических фигур. Я вам предлагаю из этой корзинки выбрать себе наиболее близкую фигуру и после этого прошу рассаживаться уже по выбранной вами фигуре в отдельные подгруппы”.

Участникам игры предлагается выбрать любую из геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат. После этого участники должны объединиться в подгруппы./

Рефлексия: познакомить участников с краткой психологической характеристикой основных форм личности на основе предпочтения каких-либо геометрических фигур.

Треугольник – это лидеры, инициаторы идей, способные концентрироваться на главной цели. Это энергичные, неудержимые, сильные люди, которые ставят конкретные цели и достигают их.

Квадрат – люди трудолюбивые, усердные, доводящие начатое дело до конца, упорные. Выносливость, терпение делают этих людей высококлассными специалистами в любом деле. Коммуникабельны, хорошие организаторы;

Круг – это мифологический круг гармонии. Люди творческие, чувствительные, их отличает способность сопереживать, сочувствовать. Эти люди способны распознать притворщика, обманщика, лжеца, они являются центром коллектива. Интеллектуалы.

Работа с алгоритмом проектирования

Алгоритм составления проектов.

    1. Гипотеза – построить дом своей мечты.
    2. Цель – что хотим построить, кто будет проживать в этом доме (Пол, возраст, сем. положение)
    3. Задача – как будем строить. План.
    4. Средства – те навыки, умения, которые понадобятся. Материалы.
    5. Моделирование из рекомендованного материала.
    6. Защита проектов.

Работа в подгруппах 30 мин.

Задания:

  • Треугольник – «Строители” – проектировать дом из бумаги;
  • Квадрат – «Архитекторы” – начертить проект своей квартиры;
  • Круг – «Дизайнеры” – составить коллаж комнат.

IV Заключительная часть.

  • Защита проектов.
  • Сюрприз «Дом моей мечты”.
  • Рефлексия «ожиданий”.

Список использованной литературы:

А.В.Волохов «Дети и взрослые: взаимообогащение (из опыта работы)”, М., ГОУ, 2002г;

Л.М.Митина «Психология развития конкурентоспособной личности”, М., 2002г.

// Школьные технологии, №2 – 2000г.

Добавить комментарий