Организационно правовая форма управления образования

В образовательных организациях, как правило, действуют следующие органы ГОУО:

— попечительский совет (орган ресурсной поддержки школы, главная цель которого – привлечение и использование средств из внебюджетных источников, может быть самостоятельным юридическим лицом);

— управляющий совет (коллегиальный внутришкольный орган государственно-общественного управления, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий зафиксированные в Уставе школы управленческие (властные) полномочия по решению всего спектра внутришкольных вопросов функционирования и развития школы, орган стратегического планирования управления школой);

— наблюдательный совет (обязательный орган управления автономным учреждением, по сути орган участия учредителя в управлении автономным учреждением, контроля и надзора использования имущества и финансов, в состав которого не входит руководитель учреждения, более одного представителя учредителя, в том числе ответственный за государственное (ведомственное) имущество, представители общественности назначаются в совет учредителем, не имеет в своём составе представителей родителей и учащихся);

— советы обучающихся (орган самоуправления обучающихся, формирующийся по их инициативе с целью учёта мнений по вопросам управления образовательной организацией и при принятии решений, затрагивающих права обучающихся);

— советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (орган самоорганизации представителей родительской общественности, решающий задачи содействия обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, координации деятельности классных советов родителей, проведения разъяснительной и консультативной работы среди родителей, принимающий участие в подготовке школы к новому учебному году и иных организационных мероприятиях, решения советов родителей имеют рекомендательный характер, в отличие от Управляющего совета, наделённого правом принятия управленческих (властных) решений;

— профессиональные союзы обучающихся и работников образовательной организации (объединения, действующие в соответствии с Федеральным законом № 10-ФЗ от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах, гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями);

— другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Обязательность той или иной формы работы и/или существования всех указанных форм органов ГОУО отсутствует. Право выбора той или иной формы органа ГОУО принадлежит самой образовательной организации. Наиболее распространённой и эффективной формой является Управляющий совет. Преимущества Управляющего совета заключаются в широком представительстве ВСЕХ участников образовательных отношений, наличии закреплённых в Уставе образовательной организации управленческих (властных) полномочий, демократическим характером выборов.

Организационно-правовая система управления образованием

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Сейчас каждый третий — около 50 млн. россиян — учится или повышает свою квалификацию.

Под основным общим образованием в настоящее время понимается девятиклассное образование.

За последние восемь лет система высшего и среднего образования в Российской Федерации подверглась реформированию, что в первую очередь нашло выражение в пересмотре действующего законодательства в этой сфере. Вместе с рыночной экономикой получили развитие негосударственные образовательные учреждения, частные школы, колледжи, вузы. Самыми престижными сегодня считаются профессии юристов, менеджеров, финансистов, экономистов, врачей, журналистов.

13 января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании». В соответствии с законом общество, государство, власти всех видов, форм, уровней должны относиться к образованию как к приоритетной сфере, так как образование — это будущее страны.

Законом гарантированы общедоступность и бесплатность общего полного (среднего) и начального профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования принимаются без конкурса все желающие и обучаются бесплатно.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования; единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический государственно-общественный характер управления образованием.

Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования.

Система образования представляет собой совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образование может быть получено: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт. Однако существует перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства от 22 ноября 1997 г. В основу перечня положен такой критерий, как степень влияния будущей профессиональной деятельности выпускника вуза на жизнь и здоровье человека (что, естественно, касается всех медицинских специалистов), состояние окружающей среды, обеспечение безопасности общества и государства. Учитывается возможность получения студентами в процессе обучения сведений, содержащих военную и государственную тайну, а также прохождения практики на режимных предприятиях. Кроме того, имеется в виду и невозможность получения профессиональных знаний, умений и навыков без непосредственных (аудиторных) занятий с преподавателем.

В целях создания необходимых условий для получения общего образования лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы, приказом Министра образования РФ от 9 февраля 1999 г. утверждено Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах.

Однако в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными. Поэтому Правительство ставит своей целью вывести Россию из кризиса в сфере образования, для чего необходимо обеспечить:

  • реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;
  • сохранение и развитие единого образовательного пространства России;
  • формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;
  • воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;
  • создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;
  • стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;
  • предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования;
  • законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь, в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот для работников образования и обучающихся;
  • активный выход на рынок образовательных услуг, расширение участия в образовательных программах международных организаций и сообществ, а также решение других задач по вопросам образования, которые относятся к сфере ответственности и интересов всего государства.

Органы управления образованием

В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления образованием (см. схему 30):

  1. Министерство образования РФ, возглавляющее всю систему образования;
  2. федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, министерства обороны, внутренних дел, здравоохранения);
  3. государственные органы управления образованием субъектов Федерации.

Схема 30. Организация управления образованием

Местные (муниципальные) органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления.

К компетенции государственных органов управления образованием относятся:

  • разработка и реализация целевых федеральных и международных программ в области образования;
  • разработка государственных образовательных стандартов и установление эквивалентности (нострификация) документов об образовании;
  • государственная аккредитация образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации;
  • установление порядка аттестации педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов;
  • формирование структуры системы образования;
  • разработка перечня профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;
  • прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса;
  • контроль за исполнением законодательства в области образования, государственных обязательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России), согласно постановлению Правительства от 10 декабря 1999 г., является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области образования, научной и научно-технической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также координирующим в этой сфере в установленном порядке деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.

Оно осуществляет функции бывших Министерства общего и профессионального образования РФ и Высшей аттестационной комиссии РФ.

Основными задачами Министерства, согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства от 5 апреля 1997 г.*, являются:

  • осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
  • разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;
  • реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;
  • совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования.

В соответствии с возложенными на него задачами Минобразование России:

  • разрабатывает и реализует концепцию развития образования;
  • координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования;
  • разрабатывает целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;
  • организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений;
  • формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию.

Министерство обеспечивает контроль за реализацией законодательства в сфере образования и сфере научной деятельности; разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях; определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Оно координирует деятельность государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной принадлежности, по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов; устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся; устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и профессионального образования; определяет перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений.

После того как Указом Президента от 15 октября 1999 г.* Высшая аттестационная комиссия РФ исключена из числа федеральных органов исполнительной власти, ее задачи возложены на Минобразование России: проведение единой государственной политики, осуществление контроля и координация деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; участие в формировании научного потенциала страны; экспертиза научных и технических программ и проектов.

Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами:

  • создает действующие на общественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационные советы), утверждает персональный состав советов и устанавливает перечень научных специальностей, по которым предоставляется право приема к защите диссертаций;
  • присуждает на основании ходатайства соответствующего диссертационного совета ученую степень доктора наук;
  • присваивает по представлению соответствующего ученого (научно-технического) совета ученое звание профессора по специальности;
  • проверяет выборочно аттестационные дела и диссертации соискателей ученой степени кандидата наук;
  • оформляет в установленном порядке дипломы доктора наук и кандидата наук и аттестаты профессора по специальности;
  • осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию научных и научно-педагогических работников — граждан России, имеющих ученые степени (ученые звания), присужденные (присвоенные) им в государствах, с которыми Российской Федерацией не заключены договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых степеней и ученых званий.

Для научной экспертизы представленных диссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званий создаются экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в области науки, техники, образования и культуры.

Постановлением Правительства от 24 октября 1994 г. утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоении научным работникам ученых званий. Учеными степенями являются степени доктора наук и кандидата наук, а учеными званиями — звания профессора по специальности и старшего научного сотрудника по специальности. Положением определены требования к диссертациям, порядок представления и защиты диссертации т.д.

Минобразование России вправе издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним; инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием.

Ведомственными органами управления образованием являются различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями.

В субъектах Федерации управление образованием осуществляют: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах Федерации — департаменты, главные управления, отделы образования. Их компетенция аналогична компетенции Минобразования России, но осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

Правовой статус высшего учебного заведения

Особого внимания государства заслуживает высшее профессиональное образование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованием для всех отраслей и сфер жизни страны. Высшие учебные заведения также активно участвуют в развитии науки, поскольку здесь сосредоточена половина научных кадров страны. В России имеется 595 государственных и 334 негосударственных вуза, в которых учатся около 3 млн. студентов.

Вузы приобрели значительную административную и хозяйственную самостоятельность. Академические свободы (возможность создавать кафедры, учебные программы и т.д.) были подкреплены экономически. вузы получили в пользование землю, сооружения, будучи свободными от налогов на нее. На основании Порядка приема в государственные вузы, утвержденного приказом Министра образования РФ от 16 марта 1999 г., вузы разрабатывают собственные правила приема, не противоречащие этому документу.

Установлены три ступени высшего профессионального образования — высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют соответственно не менее чем 4, 5 и 6 лет. Соответственно этому различаются и дипломы об образовании.

Различаются государственные вузы, находящиеся в ведении Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальные вузы.

Законом определен порядок приема в вуз и подготовки специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием (аспирантура, докторантура).

Управление вузом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и уставом вуза на принципах единоначалия и коллегиальности.

Общее руководство государственным или муниципальным вузом возлагается на выборный представительный орган — ученый совет. Его состав, полномочия, порядок выборов и деятельности определяются уставом вуза.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор. Ректор государственного или муниципального вуза в порядке, установленном уставом вуза, избирается тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждается в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз.

Согласно Положению о статусе ректора государственного вуза Российской Федерации федерального подчинения, утвержденному постановлением Правительства от 11 июня 1996 г., ректор несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью государственного вуза, исполнение законодательства РФ, реализацию решений органов государственной власти и в части обеспечения выполнения указанных задач осуществляет функции представителя государства в учебном заведении.

Основным звеном вуза является кафедра во главе с ее заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и научную работу по соответствующим дисциплинам, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 26 июня 1995 г.

В интересах использования научного потенциала вузов и улучшения материального положения профессорско-преподавательского состава формируется новая сфера бизнеса — образовательные услуги, которые во всем мире считаются одной из самых прибыльных отраслей. В Москве создан Международный технологический университет (МТУ). В мире аналогов этому пока нет. Основное назначение МТУ — использование и распространение уникального дидактического и методического опыта российской инженерной школы для повышения квалификации специалистов учебных заведений зарубежных стран по их заявкам, прежде всего по дисциплинам, связанным с авиастроением, космонавтикой, машиностроением, металловедением, композиционными материалами.

Новым явлением стала подготовка управленческих кадров высшего и среднего звена для организаций народного хозяйства Российской Федерации в российских образовательных учреждениях и за рубежом, предусмотренная Указом Президента от 23 июля 1997 г и постановлением Правительства от 15 сентября 1997 г. Специальными положениями определены порядок и условия участия в конкурсном отборе специалистов и требования, предъявляемые к российским образовательным учреждениям, для участия в реализации государственного плана подготовки таких кадров.

Образовательные учреждения должны иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности в области высшего профессионального и(или) дополнительного образования по экономическим и управленческим специальностям, пройти аккредитацию, дающую право на выдачу документов государственного образца о профессиональной переподготовке и(или) повышении квалификации, а также иметь опыт реализации программ подготовки управленческих кадров высшего и среднего звена не менее трех лет.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Они могут быть следующих типов:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура);
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Так, к числу общеобразовательных учреждений относятся: начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи, гимназии.

Учреждения начального профессионального образования — это профессиональные училища; профессиональные лицеи — центры непрерывного профессионального образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно-производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Учреждения среднего специального образования: техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения), а высшего профессионального образования — университеты, академии, институты.

Деятельность различных типов образовательных учреждений урегулирована многочисленными нормативными актами. Среди них: Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; утвержденные Правительством типовые положения: об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста; о начальных, основных, средних образовательных учреждениях; о вечернем (сменном) общеобразовательном тельном учреждении; об образовательном учреждении дополнительного образования детей; о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным развитием; об образовательном учреждении начального, среднего профессионального образования и т.д.

Новеллами явились положения о возможности получения общего и среднего профессионального образования в форме экстерната, а также в семье. Право дать семейное образование имеют все родители или лица, их заменяющие. Перейти на эту форму обучения, так же как и вернуться обратно в школу, ребенок может на любой ступени. Родители заключают со школой договор, в котором оговариваются все детали, как-то: периодичность промежуточных аттестаций, обязанности и права образовательного учреждения и родителей и др.

В системе образования возможно как бесплатное, так и платное обучение. Среди бесплатных учебных заведений основное место занимают муниципальные школы. Помимо государственных (и, соответственно, бесплатных) школ различного вида в России работают более 600 частных школ, где учится всего лишь 50 тыс. детей.

Учреждения начального профессионального образования реализуют профессиональные образовательные программы, направленные на подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и служащих) по основным направлениям общественно полезной деятельности, в соответствии с государственными образовательными стандартами. Эта сфера образований совершенствуется на основе утвержденной Правительством 21 июля 1997 г. Концепции реформирования системы начального профессионального образования. Все учреждения этой системы предполагается разделить на четыре группы: государственные федерального уровня; государственные уровня субъектов Федерации; муниципальные; негосударственные. Основными признаются учреждения субъектов Федерации, где будут реализовываться программы по большинству профессий в соответствии с потребностями территориальных рынков труда.

Порядок приема в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования утвержден приказом Министра образования РФ от 5 марта 1999 г.

В средних учебных заведениях формами самоуправления являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. В Указе Президента от 31 августа 1999 г. «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» отмечено, что создание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях попечительских советов необходимо в целях установления общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений. Непосредственное руководство учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательного учреждения утверждено постановлением Правительства от 10 декабря 1999 г.

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки обучающихся (слушателей) государственным требованиям, предъявляемым к данному типу и виду учебных заведений и образовательным программам. При положительных итогах государственной аккредитации образовательное учреждение получает свидетельство о государственной аккредитации установленного образца. Действие свидетельства подтверждается каждые пять лет. Государственную аккредитацию высшего учебного заведения (института, академии, университета), имеющего лицензию на ведение образовательной деятельности, проводит федеральный орган управления высшим профессиональным образованием в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства от 2 декабря 1999 г. Свидетельство о государственной аккредитации является документом, подтверждающим статус вуза и его право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.

Согласно Федеральному закону «Об образовании», образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о полученном образовании и(или) квалификации. Порядок проведения аттестации выпускников определен соответствующими положениями.

Важное значение имеет обеспечение работы образовательных учреждений на базе единого государственного минимума — стандарта образования. Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений.

При осуществлении реформы образования разрабатываются государственные образовательные стандарты с новой профессионально — квалификационной структурой подготовки кадров, которая носит вариантный характер и отражает три уровня подготовки — общеотраслевой, общепрофессиональный и специальный.

Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях — функция органов исполнительной власти, осуществляющих управление образованием. Они контролируют исполнение законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины. Контроль осуществляется ими также в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Осуществление такого контроля за качеством образования в государственных аккредитованных образовательных учреждениях возложено на Государственную аттестационную службу. Она может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и(или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Основаниями для рассмотрения Службой вопроса о направлении рекламации могут быть: решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения; официальное представление отделения Государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения; решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения; официальное представление государственной службы занятости населения. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

Образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конститу-ционных прав граждан Российской Федерации.

Правовой основой управления в области образования являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и на-правленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Профессиональные образовательные программы направлены на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней граждан, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования и науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание государственного управления в данной сфере заключается в том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют соответствующие приоритетные направления развития образования и науки, обеспечивают формирование системы педагогических и научных организаций, осуществляет межотраслевую координацию образовательной, научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию образовательных, научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции образования и науки, реализацию достижений науки и техники.

Общие вопросы управления в области образования и разграничения компетенции в данной области определяются главой III «Управление системой образования» Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с этим Законом к ведению федеральных органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти, в области образования относятся следующие вопросы:

— формирование и осуществление федеральной политики в области образования;

— правовое регулирование отношений в области образования в пределах своей компетенции;

— обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования;

— разработка и реализация федеральных целевых и международных программ в области образования;

— формирование федеральных государственных органов управления образованием, а также ведомственных органов управления образованием и руководство ими, назначение руководителей этих органов;

— согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов;

— установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений;

— установление перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся вопросы, не относящиеся к компетенции Российской Федерации: установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации; разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования; формирование органов управления образованием субъектов Российской Федерации и руководство ими, назначение руководителей этих органов (по согласованию с федеральными органами управления образованием); создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, лицензирование образовательных учреждений; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся:

— организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

— организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района;

— создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

— обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

— учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области науки и научно-технической деятельности определены Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Это какой то гипер нужный и важный закон- читаем.

Органы государственной власти Российской Федерации:

— утверждают уставы федеральных государственных научных организаций;

— осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного федеральным государственным научным организациям имущества;

— осуществляют другие функции в пределах своих полномочий. Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

Государственное управление в области науки и образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации и находящиеся в его ведении Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям и Федеральное агентство по образованию. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. Ну все, поехали.

В субъектах Российской Федерации также создаются органы управления образованием.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности и т.д. К основным функциям относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки, утверждает, в частности:

— перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

— положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

— формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

— федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

— положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной

принадлежности;

— федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

— положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

— положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

— номенклатуру должностей научных работников;

— порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;

Министерство также учреждает знаки отличия в сфере образования и науки и награждает ими работников в указанных областях.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества .

К основным функциям Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам относится прием заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизу и выдачу в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, полезную модель, промышленный образец, свидетельств Российской Федерации на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, на общеизвестный в Российской Федерации товарный знак, свидетельств об официальной регистрации программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.

В функции Федеральной службы также входит публикация сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, Федеральная служба осуществляет обмен авторских свидетельств СССР на изобретения, свидетельств СССР на промышленные образцы и патентов СССР на изобретения, выданных на имя Государственного фонда изобретений СССР, на патенты Российской Федерации на изобретения.

Она также продлевает срок действия патента на изобретение, срок действия патента на промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, а также восстанавливает действие патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенное в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе.

Федеральная служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования). Она также осуществляет проверку деятельности образовательных учреждений и научных организаций.

К функциям относится и организация государственной аттестации научных работников, то есть оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

Федеральная служба также подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

Федеральное агентство по науке и инновациям организует разработку прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, а также выдает иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе;

К функциям Федерального агентства также относится ведение единого реестра результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета, а также реестра отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Федеральное агентство также осуществляет распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и другие научно-технические результаты, созданные за счет средств федерального бюджета.

Федеральное агентство по образованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов.

Федеральное агентство по образованию осуществляет следующие функции:

— является государственным заказчиком федеральных целевых программ;

— организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования и государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

— определяет для образовательных учреждений профессионального образования контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему; распределяет на конкурсной основе среди высших учебных заведений.

Организационно-правовые формы управления образованием

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляют органы местного самоуправления. Полномочия указанных органов определены в ФЗ «Об образовании» (ст. 28, 29, 31).

Управление образованием осуществляют различные государственные и муниципальные органы.

К ним относятся:

  1. федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции управления в сфере образования как основным родом своей деятельности: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства;
  2. федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении образовательные учреждения ведомственного профиля (Минобороны России, МИД России, МВД России, Минздравсоцразвития России и т.д.);
  3. органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, имеющие различные организационные формы (департаменты образования, главные управления образования и др.);
  4. органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и округов, осуществляющие управление в сфере образования;
  5. муниципальные органы управления народным образованием муниципальных районов и муниципальных округов.

Разграничение компетенции в области образования определяется: между федеральными органами законодательной и исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ законом, регулирующим деятельность Правительства РФ; между федеральными органами исполнительной власти — Правительством РФ; между органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, а также между их органами — законодательством субъектов РФ.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) — федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г. Обладает функциями и полномочиями по различным вопросам формирования и функционирования системы образования. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

На Минобрнауки России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Для понимания функций министерства уместны и принципиальны как минимум две оговорки. Во-первых, по смыслу упомянутого Положения различаются в качестве самостоятельных сфера Министерства и сферы указанных Федеральной службы и Федерального агентства. Однако их разделение является относительным в том смысле, что Министерство координирует и контролирует деятельность этих органов. Во-вторых, в Положении акты, издаваемые в порядке нормативно-правового регулирования, подменены их тематикой. Например, актами признаются перечни профессий, перечни учебников, формы документов и т.п., которые актами же устанавливаются.

Очевидно, что на самом деле имеются в виду предметы ведения или, говоря проще, вопросы, по которым Министерство может осуществлять самостоятельное нормативно-правовое регулирование. Так, известно, что действует постановление Правительства РФ, определяющее виды нормативных правовых актов, которые могут принимать федеральные органы исполнительной власти; к ним не отнесены «документы», «перечни» и т.д.

Министерство принимает акты, относящиеся по своей тематике к нормативно-правовому регулированию направлений, условий и официального удостоверения результатов образовательной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях; устанавливает перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях.

Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях. На него возложено установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, федеральных требований к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам. К его полномочиям относится утверждение форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом. Ему поручено определение порядка приема всех категорий обучающихся, а также перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое.

В порядке нормативно-правового регулирования Министерство принимает положения по определенным вопросам, входящим в содержание его деятельности в сфере образования. К ним относятся положения: о создании филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования; о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования: об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медали.

К ведению Министерства отнесено регулирование порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений; формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) осуществляет функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Согласно Положению о нем, утвержденному Правительством РФ 17 июня 2004 г., Агентство реализует функции государственного заказчика федеральных целевых программ; организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, а также государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского образования: определяет для образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в его ведении, контрольные цифры приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему.

Оно размещает на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственное задание по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием; открывает аспирантуру и докторантуру в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях. Ему предоставлено право утверждать на установленный срок избранных общими собраниями (конференциями) образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в его ведении, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение его обязанностей на одного из проректоров; давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам своей компетенции и т.д.

Минобрнауки России и названные федеральные служба и агентство осуществляют свою деятельность во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, местного самоуправления, профильными научными организациями, общественными объединениями.

В субъектах РФ в качестве специализированных органов, ведающих сферой образования, выступают: в республиках — соответствующие министерства или комитеты, в других субъектах — соответственно департаменты, главные управления, отделы. Они являются единственными специализированными органами, занимающимися вопросами образования на соответствующей территории в целом.

К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относятся: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, учитывая при этом национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их деятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; установление дополнительных (к федеральным) требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т.д.

ФЗ «Об образовании» относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Это подразумевает, что образовательные учреждения некоторых типов и направлений находятся в ведении различных органов, ведающих другими отраслями и сферами управления. Вместе с тем последние выполняют задачи и функции органов управления указанными подведомственными учреждениями. И только в этой «части» их можно отнести к органам управления образованием. При этом приоритет в осуществлении функций межотраслевого характера, охватывающих подведомственные учреждения таких органов, принадлежит все же специализированным органам управления образованием.

Последние при осуществлении межотраслевых функций в различных формах сотрудничают с другими органами, ведающими теми или иными образовательными учреждениями. Конкретные формы сотрудничества но соответствующим вопросам определены действующими нормативными правовыми актами, которые, однако, не ограничивают как инициативы в этом деле, так и ответственности того органа, к компетенции которого отнесено решение данного вопроса. Например, Министерство образования и науки РФ разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти и аналогичных органов субъектов РФ программы в области образования, но отвечает за это дело, в конечном счете, данное Министерство.

Руководство образовательными учреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подразделения такого рода структур. Они могут быть специализированными либо осуществлять функции образования наряду с другими функциями.

Органы управления образованием создаются в том же порядке, в каком и другие отраслевые органы. А общая для всех органов управления образованием компетенция осуществляется с учетом масштабов их деятельности и региональных особенностей.

Добавить комментарий