Организационные формы общественных объединений

— общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей на основе со­вместной деятельности;

— общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые единомышленниками;

— общественный фонд — не имеющее членства общественное объединение, формирующее имущество за счет добровольных взносов, а также иных поступлений, не зап­рещенных законом, и использующее его в общественно полезных целях, предусмотренных уставом фонда;

— общественное учреждение — не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и уставным целям объединения;

— орган общественной самодеятельности — не имеющее членства общественное объединение, целью которо­го является совместное решение социальных проблем, воз­никающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достиже­нием уставных целей объединения.

Политические общественные объединения — общественные организации и движения, в уставных целях которых закреплены участие в выборах в органы власти, участие в организации и деятельности этих органов.

Политическим не может быть признано общественное объединение:

a) зарегистрированное в качестве профсоюза, религиозной или благотворительной организации, национально-культурной автономии;

b) созданное для реализации неполитических интересов;

c) преследующее цели извлечения прибыли и распределенияее между своими членами и (или) учредителями;

d) допускающее в соответствии со своим уставом принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, лиц, не имеющих права принадлежатьк политическим общественным объединениям, а также иностранных лиц;

e) неполитический характер которого специально оговорен федеральным законом.

Общественные объединения вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, образуя, таким образом, новые общественные объединения.

Религиозное объединение

В соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. религиозное объединение — добровольное объединение граждан, иных лица постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и имеющее следующие при­знаки:

— вероисповедание;

— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях запрещается.

Религиозные объединения образуются как религиозные группы (действуют без государственной регистрации) и как религиозные организации (зарегистрированы в качестве юридического лица).

Религиозные организации подразделяются на местные (имеющие не менее десяти участников, достигших 18 лет и проживающих постоянно в одной местности) и централизованные (включающие не менее трех местных).

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее су­ществования на данной территории на протяжении не менее 15 лет. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или центра­лизованной религиозной организацией.

Централизованные религиозные организации, имеющие местные организации на территориях двух и более субъектов РФ, регистрируются Минюстом РФ, а остальные религиозные организации — органами юстиции соответствующих субъектов РФ.

Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях не менее 50 лет на момент ее обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своем наименовании слова «Российская Федерация», «российский» и производные от них.

Контроль за соблюдением религиозной организацией ее устава осуществляет зарегистрировавший ее орган, а надзор за соблюдением законодательства — прокуратура.

Ликвидация религиозной организации может быть осуществлена:

— по решению ее учредителей или органа, уполномоченного на то ее уставом;

— по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений ею закона либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей ее уставным целям (представление в суд вправе вносить орган, регистрирующий религиозные организации, орган прокуратуры, орган местного самоуправления).

Экономические основы

В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется на основе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические основы конституционного строя РФвключают:

— разнообразие и равенство всех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в том числе на землю и другие природные ресурсы — право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как едино­лично, так и совместно с другими лицами; никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае необходимости производится лишь при условии предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);

— свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединений;

— добросовестная конкуренция и ее поддержка государством — выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.);

— единство экономического пространства — означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие госу­дарственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

Социальные основы

Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

Социальная сущность РФ складывается из:

1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан;

2) невме­шательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Консти­туции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Рос­сийской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социаль­ной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):

— охрана труда и здоровья людей;

Охрана труда выражается:

— в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);

— в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37 Конституции РФ);

— в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ);

— в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Однако этот размер зависит от экономических возможностей государства и на сегодняшний день не соответствует той цели, для достижения которой он установлен.

— обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

Конституция Российской Федерации устанавливает, что:

— семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);

— брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и вос­питывать их до совершеннолетия.

— законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

— развитие системы социальных служб;

В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и усло­вий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

— гарантированный минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гаран­тий социальной защиты.

Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реаль­ной социальной ориентации экономической реформы, а следствием — нарушения неотъ­емлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства.

Правовые основы

В соответствии со ст. 1 Конституции Российская Федерация является правовым государством.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятель­ность на основе закона, сложились еще в Древней Греции и Риме. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) считали, что наиболее ра­зумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в обеспечении и охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (XVII-XVIII вв.) эти идеи развивали Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии, Т. Гоббс и Д. Локк в Англии, П. Гольбах, Ш. Монтескье и Д. Дидро во Франции, Т. Джефферсон и Т. Пейн в США. В XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта, Г. Гегеля, юристов Р. фон Моля, К. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая легла в основу новой государственности.

Понятие правового государства многомерно. Оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Можно выделить основные признаки, характерные для правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это означает, что сам закон должен быть правовым, т.е. выражать права и свободы человека и гражданина, объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления (ст. 15 Конституции РФ).

2. Абсолютный приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

Приоритет Конституции и верховенство закона, зафиксированные в ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, создает правовую основу для установления в России режима законности и правопорядка.

3. Реальность прав и свобод человека и гражданина, обеспечение его свободного развития. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Реальное его проявление вы­ражено формулой: «Все, что не запрещено личности, ей дозволено», — и наоборот: «Все, что не дозволено власти, ей запрещено».

РФ как правовое государство обеспечивает на своей территории:

1) народовластие на всех уровнях власти;

2) соблюдение и реализацию прав и свобод человека и гражданина;

3) республиканскую форму правления при уважении иных политических взглядов и мнений;

4) федеративное устройство РФ при соблюдении прав малочисленных народов России и т. д.

Правовые основыконституционного строя РФ, относящиеся к правовой системе РФ включают:

— Россия — правовое государство (в основе его функционирования находится право, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы);

— Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ;

— никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя;

— общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы;

— законы подлежат официальному опубликованию, любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально.

Указанные признаки правового государства являются основными. Практика право­вой государственности включает и другие аспекты. Однако все они должны опираться на конкретные законы, только право может лежать в основе любых государственных реше­ний, и особенно — связанных с применением принуждения.

Основы правового положения личности

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, выражает тем самым основополагающий принцип взаимоот­ношений государства и личности, выдвигает на первый план именно личность. Уважение к личности и ее защита является необходимым признаком конституционного государст­ва, его обязанностью. Приоритет человека перед государством неотъемлемо принадле­жит человеку и реализуется в меру его способностей и возможностей.

В ст. 18 Конституции закрепляется, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюде­нию и защите прав и свобод человека и гражданина.

К основам правового положения личности конституционного строя РФ относятся следующие положения:

— человек, его права и свободы являются высшей цен­ностью (государство обязано признавать права и свободы личности, соблюдать их и защищать);

— гражданство РФ — единое и равное независимо от оснований приобретения (оно приобретается и прекраща­ется в соответствии с федеральным законом, при этом граж­данин не может быть лишен гражданства или права изме­нить его);

— равенство конституционных прав граждан РФ и их конституционных обязанностей.

Только действуя в этих рамках, в интересах человека государство приобретает черты, характеризующие его как конституционное.

Понятие и виды (организационно-правовые формы) общественных объединений граждан

Субъектами — участниками управленческих административно-правовых отношений могут выступать наряду с гражданами и общественные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объединение, свобода организации в деятельности общественных объединений гарантируется государством. Конституционное право граждан на объединение включает в себя право создавать на сугубо добровольной основе любые общественные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право не вступать в любые общественные объединения, а также беспрепятственно выходить из них по своему желанию и разумению.

Общие основы правовой организации и деятельности общественных объединений в настоящее время регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных и коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Кроме того, действуют и другие законы об отдельных видах общественных объединений, в которых регламентируются особенности организации и деятельности конкретных видов общественных объединений — политических партий, профессиональных союзов (например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), благотворительных и других видов общественных объединений (см. также федеральные законы от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений») и иные нормативные правовые акты.

Граждане могут создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения должны проходить государственную регистрацию для приобретения нрав юридического лица, но могут функционировать и без государственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Общественные объединения создаются: для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан; зашиты прав, законных интересов граждан и организаций; а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учредители, члены и участники общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, па котором был принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Физические и юридические лица как учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений являются граждане (в том числе и иностранцы) с 18 лет, молодежных — с 14 лет, а детских общественных объединений — с 10 лет. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Организационно-правовыми формами (видами) общественных объединений (некоммерческих корпораций) являются, например, общественные организации, в том числе политические партии, созданные в качестве юридических лиц профсоюзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления, общественные учреждения, потребительские кооперативы, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы (общества взаимного кредита), фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Организационно-правовыми формами общественных объединений также являются ассоциации и союзы граждан и (или) юридических лиц, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

По территориальной сфере деятельности общественные объединения могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональными и местными. К общероссийским общественным объединениям относятся те, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями на территориях более половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы и представительства; к межрегиональным — те, которые осуществляют деятельность на территориях менее половины субъектов РФ; к региональным — те, которые действуют лишь в пределах территории одного субъекта Федерации; под местными общественными объединениями понимаются те, уставная деятельность которых осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

К политическим общественным объединениям относятся политические партии и политические движения, в уставах которых в числе основных целей должны быть закреплены: участие в политической жизни общества (см. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях») посредством влияния на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации; участие в организации и деятельности этих органов. Политические партии, всей своей деятельностью призванные содействовать выявлению и выражению политической воли гражданского общества, участвуют в выборах депутатов представительных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ и законом.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» введен институт некоммерческих организаций (НКО), выполняющих функции иностранного агента, и определены особенности их правового положения.

Статус иностранного агента присваивается российским НКО, занимающимся политической деятельностью и финансируемым из иностранных источников.

К такой деятельности относится участие в организации и проведении политических акций. Целью создания таких организаций является воздействие на принятие органами власти решений, направленных на изменение проводимой государственной политики, а также формирование необходимого общественного мнения. Данные положения не распространяются на религиозные организации, государственные корпорации (компании) и созданные ими НКО, а также на государственные и муниципальные учреждения.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальном поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Субъектами — участниками управленческих административно-пра­вовых отношений могут выступать наряду с гражданами и обществен­ные объединения граждан. В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый гражданин России имеет право на объединение, свобода орга­низации и деятельности общественных объединений гарантируется го­сударством. Конституционное право граждан на объединение включа­ет в себя право создавать на сугубо добровольной основе любые обще­ственные объединения для защиты своих интересов и достижения общих целей, право не вступать в любые общественные объединения, а также беспрепятственно выходить из них по своему желанию и разу­мению.

Общие основы правовой организации и деятельности обществен­ных объединений в настоящее время регулируются Федеральным за­коном «Об общественных объединениях», действие которого распро­страняется на все общественные объединения, созданные по инициа­тиве граждан, за исключением религиозных и коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциа­ций), а также на деятельность созданных на территории Российской Федерации структурных подразделений — организаций, отделений или филиалов и представительств — иностранных некоммерческих неправительственных объединений. Кроме того, действуют и другие законы об отдельных видах общественных объединений, в которых регламентируются особенности организации и деятельности конкрет­ных видов общественных объединений — политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общест­венных объединений.

Граждане могут создавать общественные объединения по своему выбору без предварительного разрешения органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, прав­да, должны проходить государственную регистрацию для приобрете­ния прав юридического лица, но могут функционировать и без госу­дарственной регистрации и, соответственно, без приобретения прав юридического лица со всеми вытекающими отсюда правовыми по­следствиями.

Под общественным объединением понимается добровольное, само­управляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициати­ве граждан, объединившихся на основе общности интересов для реа­лизации общих целей, указанных в уставе. Общественные объедине­ния создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в це­лях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спор­та, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ, указанных в уставах соответствующих общественных объединений. В их состав входят учредители, члены и участники общественного объ­единения.

Учредителями общественного объединения являются физические и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором были принят устав общественного объединения, сформированы его руководящие и кон­трольно-ревизионный органы. Физические и юридические лица как учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические и юри­дические лица (общественные объединения), чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальны­ми заявлениями или документами, позволяющими учитывать количе­ство членов общественного объединения в целях обеспечения их рав­ноправия как членов данного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические и юридические лица (общественные объединения), выразившие под­держку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформле­ния условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.

Учредителями, членами и участниками общественных объедине­ний являются граждане (в том числе и иностранцы) с 18 лет, молодеж­ных — с 14 лет, а детских обществе! шцх объединений — с 10 лет. Пра воспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.

Организационно-правовыми формами (видами) общественных объединений являются: общественные организации, общественные движения (в том числе их особая и специфическая разновидность — политические общественные объединения), общественные фонды, об­щественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

По территориальной сфере деятельности общественные объедине­ния могут быть общероссийскими, межрегиональными, региональны­ми и местными. К общероссийским общественным объединениям отно­сятся те, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с их уставными целями на территориях более половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения — организации, отделения, филиалы и представительства, к межрегиональным — те, которые осу­ществляют свою деятельность на территориях менее половины субъек­тов Федерации, к региональным — те, которые действуют лишь в пре­делах территории одного субъекта Федерации, а под местными обще­ственными объединениями понимаются те, уставная деятельность которых осуществляется в пределах территории органа местного само­управления.

К политическим общественным объединениям относятся полити­ческие партии и политические движения, в уставах которых в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества (см.: Федеральный закон «О политических партиях») посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов. Политические партии, всей своей деятельностью при­званные содействовать выявлению и выражению политической воли гражданского общества, участвуют в выборах депутатов представитель­ных государственных и муниципальных органов и их должностных лиц в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ и со­ответствующими законами.

Административно-правовой статус общественных объединений реализуется ими во взаимоотношениях с государственными и муници­пальными органами, которые в соответствии с требованиями Консти­туции РФ обеспечивают соблюдение прав и законных интересов об­щественных объединений всеми имеющимися в их распоряжении си­лами и средствами.

В отношении политических общественных объединений (полити­ческих партий и политических общественных движений), участвующих в формировании государственной власти, государство обеспечи­вает полную «прозрачность», т. е. гласность и открытость их деятель­ности для общества и государства, чтобы граждане знали, для каких целей создаются соответствующие политические партии и движения, кем они финансируются, как и на что тратят свои средства.

Неполитическим общественным организациям (молодежным, дет­ским, ветеранским, организациям защиты материнства и детства и т. д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также в плановом организованном порядке оказы­вает всяческую материальную помощь и финансовую поддержку.

Органы же общественной самодеятельности и различные клубы по интересам (цветоводов, филателистов, кинологов и т. д.) действуют независимо от государства, решая свои задачи совершенно самостоя­тельно.

Административно-правовыми отношениями опосредуется процесс государственной регистрации уставов общественных объединений. Политические общественные объединения подлежат государственной регистрации в обязательном порядке, а уставы и другие учредительные документы профессиональных союзов подлежат не государственной регистрации, а только учету в органах юстиции, поскольку по закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государст­венной исполнительной власти и органов местного самоуправления, им пе подчинены и не подконтрольны.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юсти­ции РФ, межрегиональных — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объеди­нения, а региональных и местных общественных объединений — орга­нами юстиции соответствующих субъектов РФ. Отказ в государствен­ной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесооб­разности его создания не допускается и вообще возможен лишь при наличии конкретных строго определенных оснований.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Этот контроль призван обеспечить функционирование зареги­стрированных общественных объединений в строгом соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством, а также в соот­ветствии с их уставными целями. При этом государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования дея­тельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объе динений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего раз­решения либо запрещенной законом.

По результатам контроля за деятельностью общественных объеди­нений органы юстиции в установленных законом случаях вправе вынести руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение, основанием для вынесения которого является нару­шение действующего законодательства или совершение общественны­ми объединениями действий, противоречащих их уставным целям.

Регистрирующий общественное объединение орган юстиции впра­ве подать заявление в суд о приостановлении деятельности обществен­ного объединения после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в судебном порядке (или не признаны судом не основанными на законе). Постановка вопроса пе­ред судом о приостановлении деятельности общественного объедине­ния может иметь место только в случаях нарушения федерального за­конодательства и законодательства субъектов Федерации.

В случае приостановления деятельности общественного объедине­ния в течение установленного решением суда срока приостанавлива­ются и права общественного объединения как учредителя средств мас­совой информации, ему запрещается организовывать собрания, ми­тинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности.

Инициатором приостановления деятельности общественных объе­динений могут выступать и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 42 и 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» Ге­неральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут обращаться в суд с заявлениями не только о приостановлении, но и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.

Добавить комментарий