Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Такие «местные» вопросы население может решать непосредственно путем проведения местных референдумов, на общих собраниях, сходах, либо через органы местного самоуправления (муниципальные органы), которые формируются самим населением.
Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Органы местного самоуправления (муниципальные органы) — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наименования этих органов и лиц, их возглавляющих, могут быть различными: «муниципалитет», «мэрия», «администрация», «атаманское управление», «городской (районный) совет», «глава администрации», «мэр», «сельский староста», и др.; это зависит от исторических особенностей, местных традиций, действующего в стране законодательства и т.п.
История политической и правовой мысли знает несколько теорий местного самоуправления («общественная», «государственная», «политическая» и т. д.)
Так сторонники «общественной теории» делают акцент на принципиальном различии государственного управления и местного самоуправления, всячески подчеркивая специфику последнего, самобытность его природы. Приверженцы «государственной теории» рассматривают органы местного самоуправления лишь как особую разновидность государственных органов, один из способов децентрализации государственной власти.
Фактически западная и российская модели местного самоуправления основаны на признании сочетания в деятельности муниципальных органов одновременно и государственных и общественных начал.
С одной стороны, муниципальные органы обладают отдельными государственно-властными полномочиями. Например, они вправе издавать муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, за неисполнение которых субъекты права несут ответственность в соответствии с действующим национальным законодательством.
Кроме этого к вопросам, которые решают органы местного самоуправления Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года относит:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Как и государственные органы, муниципальные органы занимаются управленческой деятельностью, государственная и муниципальная служба основывается на общих принципах (приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, законность, профессионализм и компетентность государственных и муниципальных служащих, их внепартийность и т. д.).
С другой стороны, общественные начала местного самоуправления проявляются в том, что эти органы создаются на основе непосредственного прямого волеизъявления населения и ему подотчетны, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, их правовое положение закрепляется в соответствующих уставах. Население вправе заслушивать на местных сходах, собраниях отчеты депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления органами государства и государственными должностными лицами не допускается.
Наверное, тот факт, что муниципальные органы наделены некоторыми государственно-властными полномочиями, участвуют в осуществлении государственных функций, объясняет то, что многие не видят разницы между органами государственной власти и муниципальными органами.
Поэтому еще раз особо следует подчеркнуть, что муниципальные органы в Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Например, Волгоградская областная дума — это представительный орган законодательной государственной властисубъекта федерации — Волгоградской области, тогда как Совет народных депутатов города Волгограда — это представительный орган местного самоуправления. Администрация Волгоградской области — орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, а вот администрация города Волгограда — исполнительный орган местного самоуправления.
Иными словами, органы местного самоуправления — это особый, самостоятельный элемент российской политической системы.
История института местного самоуправления в России имеет достаточно богатые традиции. Так, в XVIII веке на территории российской империи действовала Жалованная грамота городам (1785 г.), в 1870 году было введено Городовое Положение, измененное в 1892 году в результате проведенной контрреформы.
Примером местного самоуправления в дореволюционной России были также земства, учрежденные правительственным Положением 1864 года. Это была выборная форма местного самоуправления, в круг ведения которой входили забота о школах, больницах, местных дорогах, учреждениях общественной призрения, службах пошива, ремонте ведение земской статистики, земского страхования и т. п. Доминирующую роль в этих органах играли дворянство купечество, активное участие в их работе принимала разночинная интеллигенция. Это, несомненно, был шаг к учреждению основ гражданского общества, причем с учетом особых условий России.
При всех недостатках местное самоуправление позволило более эффективно решать местные вопросы с учетом интересов проживающего населения.
Но даже такая «безобидная» для властей форма самоуправления встревожила апологетов самодержавия, особенно после того, как земские собрания и съезды стали требовать расширения сферы своей деятельности и усиления полномочий, участия в принятии более масштабных решений. Тогда и появилась записка С.Ю. Витте (министра финансов, а, в последствии — Председателя кабинета министров): «Последовательное развитие всесословного представительства в делах местного управления неизбежно приведет к народному представительству в сфере центрального управления, а затем и к властному участию народа в законодательстве и в управлении верховном».
Известно, что В. И. Ленин весьма скептически относился к системе местного самоуправления царской России, он называл ее «пятым колесом в телеге государственного управления», полагая, что участие населения в работе органов местного самоуправления отвлекает народ от «решительных революционных действий». Сложившаяся в нашей стране после 1917 года советская система управления практически ликвидировала местное самоуправление, существовавшее в царской России. Советы депутатов, которые возникли как творчество «революционных масс» в ходе революции 1905 года именно как форма местного самоуправления, после прихода большевиков к власти были преобразованы в единую систему государственных органов «сверху донизу».
В конечном счете, местные советские органы стали простыми проводниками решений вышестоящих государственных органов, партийных указаний на местном уровне. Реформирование советской государственной системы, начатое в конце 80-х годов ХХ столетия, привело к необходимости возрождения в нашей стране традиций местного самоуправления.
Система российского местного самоуправления находится в процессе становления. Опыт развитых западных стран доказывает, что существование органов местного самоуправления позволяет, хотя бы в некоторой степени, разрешить часть противоречий между обществом и государством, привлечь к управлению обществом широкие слои населения, консолидировать общественные и государственные усилия в деле укрепления общества при сохранении демократических институтов. Самостоятельность муниципальных органов можно рассматривать и как социальную гарантию демократии, свободы гражданского общества, ограничения всевластия государственной власти.
Одной из форм осуществления власти народом, согласно российской Конституции (ст. 3), является местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).
Местное самоуправление означает самостоятельное решение населением определенной территориальной общности вопросов местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и под ответственность населения данной местности.
В Российской Федерации местное самоуправление осуществляется на территории одного или нескольких сельских населенных пунктов (село, хутор, станица и т. п.), поселка городского типа, дачного или курортного поселка, города. Общность граждан, проживающих на указанной территории, и является субъектом местного самоуправления.
Собственно аппарат местного самоуправления представлен соответствующими органами и должностными лицами, которые формируются в результате выборов населения самоуправляющейся единицы, или путем назначения. Указанные органы и должностные лица руководствуются в своей деятельности законами и другими нормативными актами общегосударственного уровня, а также правовыми актами, принятыми местным самоуправлением в пределах предоставленных ему полномочий. Их правовой статус определяется Уставами (Положениями) о местном самоуправлении, которые утверждаются представительными органами или принимаются населением соответствующей территории на референдуме.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Это, например, вопросы здравоохранения, образования, развития культуры, спорта и т. п.
Механизм государства и местное самоуправление взаимодействуют при осуществлении своих задач и функций. В некоторых случаях органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация таких полномочий подконтрольна государству.
Рекомендованная литература
Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
Берг О.В. Местное самоуправление в системе публичной власти федеративного государства. Воронеж, 2003.
Березко В.Э. Б.Н.Чичерин: местное самоуправление в государстве // Право и политика. 2001. № 4.
Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О разделении и взаимодействии властей в России // Государство и право. 2002. № 5.
Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. 2001. № 10.
Васильев В.И. Местное самоуправление: центр и регионы // Журнал российского права. 2003. № 3.
Веденеев Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии Российской государственности // Государство и право. 1995. № 1.
Габричидзе Б.Х., Коланди В.М. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. № 12.
Гаганов Н.А. Концепция разделения властей и идея субсидиарности // Государство и право. 2003. № 3.
Григонис Э.П. Государственный механизм России: история и современность. СПб., 1999.
Еркина Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 4.
Каверзин М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университета дружбы народов. 2003. № 4.
Ковачев Д. Функции, задачи, компетенция и правоспособность государственного органа // Правоведение. 1995. № 4.
Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2001.
Кодлаев В.М. Государственная власть. Механизм государственной власти. М., 1993.
Николаев А.М. Реализация принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 г. // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. 2003. № 4.
Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 1996. № 1.
Разделение властей: история и современность. М., 1996.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты народовластия. М., 2005.
Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003.
Чиркин В.Е. Основы государственной власти. М., 1996.
Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.
Энтин Л.М. Разделение властей. Опыт современных государств. М., 1995.
Вопросы студенту для самопроверки:
1.Расскажите о механизме государства РФ.
2.Значение и роль государственных органов.
3.Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.
4. Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства
ЛЕКЦИЯ 7. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ ПРАВА – 2ч.
Цель: Определить сущность и значение права.
Задачи:
1.Изучить методологические подходы к анализу природы права. Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, системность, волевой характер права. 2.Рассмотреть функции права: понятие и виды. Внутренние и внешние функции права.
3.Дать определение понятию «право», изучив различные подходы к правопониманию, которые подтверждаются множеством теорий, концепций, школ, воззрений, касающихся характеристики и определения права;
4.Охарактеризовать признаки права, как основные черты права, которые придают ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе;
5.Рассмотреть принципы и функции права, как его ценностно-функциональные основы.
Перечень необходимого оборудования:аудитория, доска, учебник, мультимедиа.
Перечень используемых образовательных технологий: Лекционно-семинарская система обучения. Использование мультимедиа (предусмотрена по данной теме презентация). Использование таблиц и схем.
План:
1. Сущность и содержание права
2. Понятие и классификация принципов права
3. Понятие и виды функций права.
Сущность и содержание права
В современной отечественной юридической теории и практике термин «право», чаще всего, используется в двух основных значениях. Во-первых, с его помощью обозначают юридически обеспеченную (законодательно закреплённую и охраняемую государством) и принадлежащую конкретным участникам правоотношений совокупность правомочий, юридических обязанностей и правовых запретов на обладание чем-либо или совершение каких-либо действий. Например, право владения, пользования и распоряжения личной собственностью. Эта система разрешений и запретов называется правом в субъективном смысле, или, что одно и тоже, субъективным правом.
Во-вторых, под термином «право» понимают систему ни к кому персонально не адресованных (не персонифицированных) установленных или санкционированных государством правил поведения. Это право носит безличный характер и существует в форме законодательства конкретного государства, поэтому оно получило название объективного права. Именно в этом смысле понимается термин «право», когда говорят о праве Российской Федерации, о праве Японии и т.д.
В настоящей главе речь пойдет о сущности и назначении права, взятого во втором своем значении.
Сущность права и назначение права – это наиболее обобщенные и вместе с тем важнейшие его характеристики. Они призваны показать с одной стороны объективную необходимость права в обществе, а с другой – собственно-юридическую природу права, выражающуюся в его основном качественном свойстве.
Назначение права обусловлено причинами его возникновения, и что оно призвано регулировать и охранять наиболее важные общественные отношения для регулирования и охраны, которых прежняя система норм оказалась непригодной.
Назначение права предметно выражается в наделении членов общества правами и обязанностями, которые выступают юридическими стандартами дозволенного, обязательного или запрещенного вариантов поведения людей. Эти стандарты, и есть правовые правила взаимоотношений между людьми. С их помощью и осуществляется регулирование и охрана общественных отношений. За надлежащим исполнением правовых правил поведения строго следит государство.
Сущность права – это его наиболее важное свойство, состоящее в том, что оно есть возведенная в закон (в нормативно-юридическую форму) воля экономически господствующего класса или всего общества. Без этого свойства право теряет свою качественную самостоятельность и способность регулировать и охранять общественные отношения.
Сущность права непосредственно связана с господствующими в обществе интересами, представленными в виде притязаний на установление выгодного правопорядка, притязаний на охрану собственности, притязаний на власть и т.п. Поэтому она всегда есть выражение воли их носителей. Первоначально основным носителем таких интересов был экономически и потому политически господствующий класс – класс рабовладельцев, класс феодалов, в последующем – класс капиталистов и, наконец, все демократическое общество. При помощи права господствующий класс или всё общество делают свою волю обязательной для всех – как для отдельных лиц, так и для социальных групп и организованных субъектов политической жизни страны (государство и его организации, общественные организации: партии, профсоюзы и т.п.).
В сущности права диалектически сочетаются классовые и общесоциальные начала. Классовые начала в праве выражают притязания господстующего класса на политическую власть, на охрану и приумножение его богатства, на установление в обществе выгодного ему правопорядка. Социальные начала представлены в праве теми юридическими предписаниями, которые провозглашают стремления общества к гармонии и справедливости во взаимоотношениях между людьми, к всеобщему правовому равенству, к свободе человека, к его утверждению в качестве наивысшей ценности в обществе.
По мере развития человеческой цивилизации развивается и сущность права. Это выражается в том, что право все более и более становится средством возведения в закон воли большинства общества. Основным, главным показателем исторической развитости сущности права является мера закрепления в нём прав и свобод человека.
Право, как самостоятельное юридическое явление, обладает теоретически неисчерпаемым количеством свойств. Однако задача юридической науки заключается не в том, чтобы установить все признаки права, а выявить и исследовать те из них, которые, во-первых, характеризуют право в целом, во-вторых, непосредственно выражают его сущность, т.е. неразрывно связаны с природой права и его назначением, и, в-третьих, устойчивы по отношению к внешней среде существования права. Такого рода свойства права и принято называть основными чертами, признаками права. В числе основных признаков права чаще всего называют:
1. Нормативность права. Нормативность права означает, что нормы права, которые в совокупности образуют его содержание, выступают образцами, моделями возможного или должного вариантов поведения людей. При этом следует иметь в виду, что норма права является единым и общим для всех масштабом поведения, и что этот масштаб рассчитан на многократное использование. Это означает, что каждый человек, оказавшийся в поле действия той или иной нормы права, должен действовать в соответствии с предписанным вариантом поведения. Образцы и модели поведения, как нормативное содержание права, имеют самое различное происхождение. Их источниками выступают, и стихийно сложившиеся правила поведения (обычаи), и религиозные догмы (Коран в мусульманских странах, Законы Ману в Индии), и специальная нормоустановительная деятельность государства, и др.
2. Формально-правовой характер права.Формальность права не имеет ничего общего с формализмом. Если формализм – это бюрократически пунктуальное рассмотрение какого-либо вопроса путём соблюдения формы решения в ущерб его сути, то формальность права выражается в том, что его нормы имеют письменную форму и находятся в специальных юридических документах – источниках права. Эти источники официально провозглашены государством в качестве таковых.
Определённость права означает четкость формулировок и пределов юридических прав, обязанностей и запретов, закрепленных в нормах права.
3. Общеобязательность права. Общеобязательность характеризует право с точки зрения особенностей распространения правовых норм на людей (субъектов права) и исполнения ими нормативных требований. Как уже отмечалось, нормы права неперсонифицированы, т.е. содержавшиеся в них правовые предписания адресуются не к конкретному лицу – Петрову, Иванову и т.д., а к относительно-неопределённому кругу лиц. Таким кругом лиц может выступить всё общество, государство и его организации, общественные объединения и иные группы людей, выделяемые в социальной структуре общества по какому-либо признаку (например — беженцы, лица без гражданства, пенсионеры, инвалиды и т.п.).
4. Право системно. Системность права – это такая взаимосвязь его норм, которая обеспечивает целостность права как самостоятельного юридического образования. В этом смысле системность права предметно выражается в его ограниченности от иных смежных явлений во внешней среде существования, например, от норм морали. Однако системность права это не только его целостность, но и согласованность элементов, образующих само право – норм, институтов и отраслей права. Благодаря последнему обстоятельству субъекты права, т.е. лица, наделенные правами и обязанностями, получают возможность осуществлять взаимосогласованные действия.
5. Обеспеченность права государственным принуждением.Государственное принуждение представляет собой способность государства подчинять волю людей своим решениям. Право объективно нуждается в каком принуждении. Эта потребность объясняется тем, что оно обращено к людям едиными, т.е. общими для всех стандартами. Но люди не равны между собой и далеко не каждый желает согласовывать своё поведение с требованиями норм права. И если допустить неподчинение их воли правовым предписаниям, то каждый будет поступать в соответствии со своими желаниями и настроениями. В результате общество потеряет качество организованной формы существования людей. Поэтому право обеспечивается государственным принуждением. Формы и методы такого принуждения предусматриваются в самом праве. Они применяются в отношении тех лиц, которые не подчинили своё поведение требованиям норм права. Применяют принуждение специальные органы государства – суды, прокуратура, полиция. В своей совокупности эти органы образуют аппарат принуждения, предназначенный для обеспечения выполнения людьми требований норм права.
Синтезируя знания, полученные в результате анализа сущности и назначение права, а также его признаков, можно предложить следующее определение права. Право – это система, выражающая господствующие в обществе притязания людей на установление и защиту исторически допустимых условий их жизнедеятельности, существующая в виде формально-определённых и общеобязательных норм (правил поведения), которые устанавливаются (либо санкционируются) и охраняются государством.
В современном научном сознании нашего общества существует целое множество определений понятия «право». Это объясняется тем, что право затрагивает наиболее важные и самые разнообразные интересы как отдельного человека, социальной группы, так и всей страны в целом. И именно поэтому оно относится к разряду социальных явлений и изучается не только юридическими науками, но и философией, социологией, политологией, экономической теорией и др. При этом каждая наука рассматривает право под тем углом зрения, который продиктован особенностями её предмета и метода. Это и выступает одной из причин, обуславливающих данный плюрализм. В философии, например, под правом понимается официально провозглашенная мера свободы и ответственности в обществе, в социологии – как обязательная общественных связей между людьми, обеспечивающая нормальные условия жизнедеятельности социума, в науке конституционного права – совокупность юридических норм, устанавливающих основы гражданской и политической жизни общества.
Для того, чтобы полнее изучить государственный аппарат необходимо рассмотреть его соотношение с органами местного самоуправления, которые, согласно Конституции РФ и Федеральному Закону РФ «Об основных принципах организации местного самоуправления», к системе государственных органов уже не относится.
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление — это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории, направленная на решение вопросов местного значения в интересах жителей данной территории.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
С одной стороны, местное самоуправление отделено от государственного управления. С другой стороны, оно тесно связано с ним. Это выражается прежде всего в том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (п. 2 ст. 132 Конституции РФ).
Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления.
Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения на определенной территории для решения вопросов местного значения, исходя из интересов жителей данной территории. Основа местного самоуправления — в автономности и самостоятельности населения от органов государственной власти в решении проблем местного уровня.
Конституция 1993 г. подчеркивает важность местного самоуправления, провозглашая гарантию его осуществления к основам конституционного строя. Основной Закон содержит главу (8) о местном самоуправлении (ст. 130-133).
Статья 12 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Данное положение не случайно помещено в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», ибо ее содержание и место свидетельствуют о признании местного самоуправления одним из фундаментальных принципов демократического строя.
Конституционные положения о местном самоуправлении развиты и детализированы в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении.
Местное самоуправление выступает в двух основных качествах: как институт гражданского общества, являясь эффективной формой самоорганизации людей, движения по пути к человеческой солидарности, и как специфическая форма властвования. Прежде всего, это самостоятельность местного самоуправления, но самостоятельность в пределах своих полномочий, т.е. речь идет о правовых границах самостоятельности местного самоуправления, а не о полной независимости местного самоуправления от системы публичной власти.
С одной стороны, самостоятельность означает, что ни один орган государственной власти, ни одно должностное лицо не вправе принимать акты, совершать действия, посягающие на компетенцию органов и иных структур местного самоуправления. С другой — самостоятельность в пределах своих полномочий свидетельствует о том, что местное самоуправление не воспринимается как специфическая общественная структура. Полномочия — признак государственного органа (должностного лица).
Однако если рассматривать органы местного самоуправления как общественные структуры, то государство лишится в этом случае возможности оказывать властное воздействие на местном уровне, так как жители, например, населенного пункта не могут сами организовываться, вырабатывать правила поведения, принимать законы и, избирая лидеров, исполнять их указания.
Провозглашая органы местного самоуправления вне системы органов государственной власти, Конституция РФ в то же время допускает возможность передачи им отдельных государственных полномочий и материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления. Реализация переданных полномочий контролируется государством.
Структура органов местного самоуправления определяется населением соответствующего муниципального образования самостоятельно. В большинстве случаев предусматривается представительный орган муниципальной власти и глава муниципального образования. Муниципальным образованием самостоятельно разрабатывается и принимается устав муниципального образования, подлежащий государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. В приложении к уставу указываются границы и состав территории муниципального образования. Основные вопросы устава — это ведение, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов данного органа и др.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают другие вопросы местного значения.
Итак, основными чертами органов местного самоуправления является то, что:
- — структура и компетенция данных органов определяется населением самостоятельно;
- — органы местного самоуправления обладают властными полномочиями для решения вопросов местного значения;
- — в пределах своей компетенции муниципальные органы власти вправе издавать нормативные и индивидуальные правовые акты;
- — муниципальные образования являются юридическими лицами;
- — местное самоуправление, его органы не входят в систему государственных органов.