Органы государства схема

Основная цель урока: дать представление о политическом развитии России в 17 веке. Узнать,как изменилось управление государством в этот период.

План:

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

2. Органы власти :Земские соборы, Боярская дума, Приказы, Местное управление.

3. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Основные понятия: волость, стан, крепостничество, самодержавие

. ПАТРИАРХ — глава Русской Православной церкви в 1589-1703 гг. , ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР – съезды высшего духовенства для решения важнейших вопросов вероучения, церковного управления

Конспект урока

I. Проверка домашнего задания

Для того, чтобы узнать, кто входил в состав органов управления, нам надо вспомнить основные сословия.

— Установите соответствия между понятиями и определениями

1. Приказные люди

А) Были полной собственностью дворян, монастырей, бояр, царской семьи

2. Казаки

Б) Сохраняли личную свободу и несли государственную повинность

3. Черносошные крестьяне

В) Часть этой категории населения жила в белых слободах, не облагаемых податью до середины XVII

4. Владельческие крестьяне

Г) Особое военно-служилое сословие.

5. Городское население

Д) Руководители делопроизводства в органах центральной исполнительной власти.

II. Изучение нового материала.

Записываем тему и план урока в тетради:

«Политическое развитие России в XVII веке»

План:

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

2. Органы власти :Земские соборы, Боярская дума, Приказы, Местное управление.

3. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Какая форма правления существовала в России с середины XVI века до середины XVIII века сословно-представительная или самодержавно-абсолютистская? Подумайте и запишите в тетради.

«Государственное управление России в XVI в

Царь

Земский собор Боярская дума

Приказы

Местные органы самоуправления

Воеводы Земские избы Губные избы

Первые Романовы: усиление самодержавной власти

Официальный титул главы Российского государства в 1547-1721 гг. (ЦАРЬ).

Читаем материал учебника, стр. 53-54, Смотрим видеоурок и записываем в тетради краткий конспект: Михаил Федорович (1613-1645)- его прозвали в народе » Кротким»

Алекскй Михайлович ( 1645-1676) – получил прозвище » Тишайший»

Федор Алексеевич (1676-1682)

Продолжаем читать материал учебника, стр. 54-58, смотрим видеоурок и делаем в тетради краткие записи ,отвечая на вопросы:

Высший сословно-представительный орган в России в середине XVI- XVII в. (ЗЕМСКИЙ СОБОР).

— Какие функции выполнял Земский собор и найти изменения которые в нем произошли? (ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ решали вопросы внешней политики, финансов, налогов. При царе Михаиле Земские соборы собирались регулярно. Слабая еще царская власть нуждалась в поддержке различных социальных групп – боярства, дворянства, духовенства, посадских и служилых людей, крестьянства. По мере укрепления царской власти Земские соборы созывались все реже. Чаще стали созываться для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения дальнейшего развития страны. Последний Земский собор был созван в 1653 году).

Постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при царе в Русском централизованном государстве конца XV — начала XVIII в. (БОЯРСКАЯ ДУМА).

— Какие функции выполняла Боярская дума и найти изменения, которые в ней произошли? ( При царе постоянно действовала БОЯРСКАЯ ДУМА, где заседали самые знатные и родовитые вельможи страны. В состав Боярской думы включались люди из немногих родовитых семей. Дума ведала вопросами: войны и мира, утверждения законов, введения новых налогов, рассматривала спорные или сложные вопросы по представлению приказов или по жалобам отдельных лиц. Изменения: При Алексее Михайловиче в состав входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов. Появилась «ближняя» дума, состоявшая из наиболее доверенных лиц, которая постепенно заменила собой большую,

Органы центрального управления России в XV — начала XVIII в (ПРИКАЗЫ)

— Какие функции выполняли приказы и найти изменения которые в них произошли?(Органами центрального управления в России в XVII столетии являлись ПРИКАЗЫ. Во главе приказов стояли бояре или дьяки со многими подручными служащими. Они ведали определенной отраслью управления. В разное время было около 100 приказов, но постоянных – вдвое меньше. Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Порой приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач, например: военными делами занимались Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземный, Рейтарский, Казачий приказы; финансами ведали три приказа: Приказ Большого прихода, Приказ новой четверти, Приказ Большой казны. При Алексее Михайловиче создан ПРИКАЗ ТАЙНЫХ ДЕЛ, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод. Ему подчинялось все хозяйство царской семьи. Появление приказа свидетельствовало об усилении абсолютной, неограниченной власти государя. В целом система приказов была достаточно громоздкой и требовала перестройки.

— Какие функции выполняли местные органы власти (воеводы) и найти изменения которые в них произошли. (Главные административно- территориальные единицы России 17 века: УЕЗДЫ – СТАНЫ — ВОЛОСТИ.

Со второй половины 17 века царь начинает формировать новые, более крупные военно-административные единицы – РАЗРЯДЫ. На местах правили назначаемые правительством в каждый уезд ВОЕВОДЫ из дворян. В наиболее важных местностях эту должность исполняли бояре, князья и другие вельможи. Воеводы не только начальствовали над военными людьми, но также исполняли административные и судебные обязанности, отвечали за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

Составить схему «Государственное устройство России в конце XVII века».

Царь

Приказ тайных дел «Ближняя» дума

Приказы Боярская дума

Местные органы управления

воеводы

уезды

Соборное уложение 1649 года.

В 1648 году был созван Земский собор, который работал несколько месяцев и принял в 1649 году СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ – новый свод законов, состоящий из 25 глав и 967 статей, по которому было оформлено крепостное право. Отменены «урочные лета», то есть поиск беглых крестьян стал бессрочным. Оно закрепостило и посадских людей. Были ликвидированы «белые слободы». Жители их теперь были обязаны платить налоги (тягло),

введено понятие «государственное преступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, представителей государевой власти и церкви), за которое предусматривалось суровое наказание

Вывод: к концу XVII века происходит становление САМОДЕРЖАВИЯ (монархическая форма правления, основанная на сильной почти неограниченной власти царя), т.е. усиливалась власть царя, опиравшаяся не на сословное представительство, а на государственный аппарат и армию.. В чем это выразилось?:

Прекращение созыва Земских соборов

Уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы

Создание приказа тайных дел

Окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод

Возвеличивание царской власти в Соборном уложении в 1649 году, установление смертной казни за измену и заговор против государя

А также, произошло окончательное оформление КРЕПОСТНИЧЕСТВА( тяжелая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала)

III. Закрепление изученного материала.

Установите соответствие между органами власти и возложенными на них функциями.

Органы власти

Функции

1. Боярская Дума

2.Приказы

3.Земские соборы

4.Воеводы

А) Распределение дворян и бояр на царскую службу, сбор налогов с поместий и вотчин. Рассмотрение жалоб и прошений поместного дворянства, земельные пожалования.

Б) Осуществление судебной и административной власти в приграничных городах. Осуществление военной и административной власти на местах.

В) Обсуждение законов, введение новых налогов.Обсуждение вопросов войны и мира.

Г) Представление царю нужд и просьб различных слоев населения. Представительство перед царем интересов населения.

IV. Домашнее задание: §6, ответить на вопросы и прочитать документ на стр.59, знать записи в тетради и термины.

Структура государственного управления

Глава государства – Император (он же – глава православной церкви). Ему были подчинены все государственные структуры, главными из которых являлись:

Государственный совет – совещательный орган при самодержце, имеющий право рассмотрения законодательных актов, вопросов внутренней политики (в особых обстоятельствах), администрации, а также финансовых вопросов.

Канцелярия Его Императорского Величества. Исполнительная служба при главе государства. Обеспечивает подготовка и исполнение указов и распоряжения императора, представление обращений и ходатайств к императору, объявление политики (монаршей воли) по тому или иному вопросу, контроль исполнения указов, вопросы структурирования государственной службы и поощрения лиц, которые находятся на государственной службе.

Святейший Правительственный Синод. Высшая административно-правовая система православной церкви в Российской империи. Определяла церковную и во многом общественную жизнь государства.

Сенат. Высший законодательный, исполнительный и судебный орган государства.

Комитет министров. Согласовательный орган, который решал межведомственные и второстепенные вопросы государственного управления.

Органы законодательной власти

Высшей властью (в том числе законодательной) обладал император. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Законотворчеством мог заниматься также Сенат, Государственный совет и Синод, однако их полномочия ограничивались рассмотрением, правкой и в отдельных случаях вынесением на усмотрение монарха профильных законопроектов. К обсуждению законопроектов могли подключаться также органы исполнительной власти, церковной администрации и органов местного самоуправления (земства). Исключительным правом подписания законов обладал монарх.

Органы исполнительной власти

В царской России существовал обширный бюрократический аппарат. Из-за недостаточно развитой инфраструктуры, учитывая огромную территорию государства, большинство аспектов экономической, политической и общественной жизни империи строго регламентировались. Контроль осуществлялся с помощью министерств и департаментов.

Основными министерствами до революции 1905 года были:

  • Министерство внутренних дел.
  • Министерство двора.
  • Министерство финансов.
  • Министерство иностранных дел.
  • Военное министерство.
  • Морское министерство.
  • Министерство путей сообщения.
  • Министерство юстиции.
  • Министерство торговли и промышленности.
  • Министерство государственных имуществ.

Также существовали другие административные структуры сходные по функциям с министерствами, но в силу исторических традиций носившие другие названия. Например, Главное управление почт и телеграфов, Государственная канцелярия, Горный департамент.

Наряду с общегосударственными структурами существовала территориальная вертикаль исполнительной власти, которая включала себя администрацию губерний и уездов, а также городское и земское самоуправление.

Судебная система

Российская монархия, как общественно политический строй, не предусматривала полностью независимых судов, поэтому вместо судебной власти в государстве существовала судебная система или система права.

Источниками права в Российской империи служили указы императора, манифесты, а также Высочайше утвержденные документы. Кроме того, если мнения Государственного совета получали Высочайшее утверждение, они также получали статус законов. Существовавшие, в силу длительных исторических традиций, правовые обычаи, также служили источниками права.

Отдельные территории государства, наряду с законами метрополии, пользовались местными законами. Это было обусловлено рядом исторических и географических особенностей окраин Российского государства.

  • Великое княжество Финляндское (территория современной Финляндии) использовала часть законов Шведского королевства по уложению 1863 года.
  • На остзейских землях (Прибалтика) действовали законы германского и римского права, а также шведские уложения местного самоуправления.
  • Царство Польское (территория части нынешней Польши) применяла в судопроизводстве кодексы Наполеона
  • Западные губернии пользовались частью законов времен Речи Посполитой.
  • В Бессарабии (Молдавия) использовались сборники законов, основанных на римском праве и византийских законодательных актах.

Особенности государственного аппарата Российской империи

Ко времени революционных событий 1905 года Российская государственная машина была отягощена системной бюрократией, неповоротливостью механизмов власти, коррупцией и доминирующим положением императорской семьи в системе властной вертикали. Отсутствие представительных органов власти приводило к конфликту развивающейся буржуазии с аристократической элитой государства. Первая русская революция поставила перед империей проблему замораживания, либо модернизации существующих общественно-политических отношений.

Понятие механизма государства

Определение 1

Механизм государства или государственный аппарат представляет собой систему органов или институтов, которые объединены с помощью общих принципов и целей государственных органов, профессионально осуществляющих властные полномочия и государственные функции в рамках собственных полномочий.

Механизм российского государства создан и действует в зависимости от современных конституционных принципов, которые включают демократизм, федерализм, законность, разделение власти, разграничение предметов ведения и полномочий между властными органами регионов и федерального уровня.

Что касается общих целей механизма государства, то они состоят в положениях и определены преамбулой Конституции РФ. Они включают обеспечение благополучия и процветания России. Задачи и цели определенных органов государства могут определяться содержанием и функциональной направленностью их работы.

Особенности механизма государства в РФ

Замечание 1

Механизм российского государства характеризуется единством всех элементов, их тесным и деловым взаимодействием. Это обусловлено тем, что все органы государства занимаются осуществлением единой суверенной народной власти с основой в виде одних и тех же принципов и целей образования и деятельности.

По традиции государственный механизм может являться иерархической системой, где нижестоящие органы и должностные лица в соответствующей форме должны подчиняться вышестоящим, а все они подчинены единому центру. Так в механизме государства формируется субординационная системообразующая связь. Конституцией не предусмотрены «вышестоящие» и «нижестоящие» органы, она разделяет предметы ведения (компетенцию) на 3 области, включая федеральную, совместную и компетенцию субъектов Федерации. В практическом использовании далеко не просто оказалось определить, где заканчивается компетенция органов государства одного уровня и начинаются полномочия другого уровня. Еще большие проблемы порождает совместная компетенция, по причине чего возникает потребность в более точной законодательной классификации предметов ведения, ответственности, функций, полномочий, денежных средств между органами государства, органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Классификация органов государства

Государственные органы классифицируются в соответствии с несколькими основаниями. В зависимости от ранга (ступени иерархической власти) можно выделить:

  • высшие органы, включая Президента, Федеральное Собрание РФ, Государственную Думу и Совет Федерации, Правительство и высшие суды, включая Высший, Конституционный и Верховный Суд РФ;
  • центральные органы, в том числе службы, министерства, агентства;
  • территориальные органы, в том числе региональные и местные органы исполнительной власти.

Аналогично классифицируются и государственные органы субъектов РФ. В соответствии с объемом компетенции принято выделять органы общей и специальной компетенции. В число первых из них входит федеральное собрание, государственный глава, правительство, в число вторых — ведомства и министерства. В зависимости от способов и формы волеизъявления органы классифицируются на единоличные (глава субъекта РФ, Президент РФ) и коллегиальные (Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ и др.).

Замечание 2

В соответствии с формой государственного устройства необходимо разделить органы государства на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации.

Статья 11 Конституции РФ гласит, что государственная власть в нашей стране осуществляется Президентом, Федеральным Собранием (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами РФ. Они формируют властные институты государства, образуя верхнюю часть структуры российского механизма государства. Они же являются основой централизованных властных велений во всех областях жизнедеятельности общества, обеспечивая нейтрализованное государственное регулирование основных сфер отношений в обществе в пределах территории государства.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

  1. Причины и предпосылки образования государства.
  2. Признаки Древнерусского государства.
  3. Признаки феодального способа производства. Виды ренты.
  4. Формы феодального землевладения.
  5. Этапы развития феодализма в России.
  6. Социальная структура Древнерусского государства.
  7. Народные восстания.
  8. Города. Функ­ции города.
  9. Норманнская теория. Норманисты. Антинорманисты.

Деятельность древнерусских князей:

  1. Направления внешней политики киевских князей.
  2. Рюрик. Олег. Игорь. Ольга. Святослав.
  3. Владимир. Первая религиозная реформа.
  4. Принятие христианства. Причины принятия христианства.
  5. Значение принятия христианства. Церковное устройство.

Ярослав Мудрый. Внешняя политика. Междинастические браки. «Русская Правда»:

  1. Триумвират Ярославичей. Усобицы.
  2. Владимир Мономах. Борьба с половцами в 1092–1096 гг.
  3. Усобицы 1093–1097 гг. Любечский княжеский съезд.
  4. Борьба с половцами в 1103-1111 гг.
  5. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
  6. Мстислав Великий.

У восточных славян процесс формирования государства был длительным – с VI по IX век.

Причины и предпосылки образования государства:

1) переход от родовой к со­сед­скойобщине;

2) развитие частной собственности, имуще­ственного неравенства;

3) усиление власти князя, рост военной дружинной знати. Военная добыча концен­трируется в руках князей и знати;

4) развитие земледелия с использо­ванием железных ору­дий труда;

5) рост городов, отделение ремесла от земледелия.

В результате у восточных славян к IX в. возникает государ­ство – особая организация политической власти общества, распо­лагающая специальным аппаратом принуждения и управления; способ регулиро­вания отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. Государство появляется тогда, когда люди ощущают в нём настоя­тельную потребность.

Сам термин «государство» (как и представление о нём) появ­ляется только в XVI в. Древнерусское государство существо­вало не в современном смысле этого слова: не было единого правового, экономичес­кого и культурного пространства. Зато была основа госу­дарства – группа лю­дей, претендовавших на монопольное право изда­вать законы, и монопольное применение силы, если эти законы нару­шаются (князь, дружинная знать и вече).

Признаки Древнерусского государства:

1) наличие публичной власти;

2) государственный суверенитет;

3) государственная власть осуществлялась на определённой территории и распространялась на всё население этой территории;

4) единая сис­тема управления, сборов налогов и зако­нов.

Образование государства является закономерным итогом раз­ложения первобытного строя и зарождения феодализма – общественно-экономи­ческого строя, в основе которого ле­жит частная собственность на землю и эксплуатация зави­симых кре­стьян феодалами.

Признаки феодального способа производства:

1) натуральное хозяйство – при нём продукты труда производятся для потребления самими производи­телями, а не для про­дажи;

2) зависи­мость крестьянина от феодала;

3) примитивный уровень развития орудий труда;

4) сочетание феодального землевладения и крестьянского земле­поль­зования – земля принадлежит феодалам, крестьяне за пользование ею отдают часть производимого урожая феодалу в виде ренты – дохода, не требующего от его получа­теля затрат собственного труда.

Виды ренты:

— от­работоч­ная, т. е. бар­щина;

— оброк про­дуктовый (натуральный);

— оброк денежный.

Дань-на­лог назы­вался полюдье (от слов «ходить по людям», т. е. зависи­мому населению). По­людье собиралось путём объезда князем и дружиной подвластных земель с ноября по апрель. Полюдье также осуществляло властные функции князя: он общался с населением, «напоминал» о своём руково­дстве, вершил суд.

Формы феодального землевладения:

1) вóтчина (от слова «óтчина») – наследственная земельная собственность вóтчинника, её можно было продать, купить, завещать. Владельцами вотчин были князья, бояре, церковь;

2) поместье – условное землевладение, давалось князем мелкому феодалу за службу, служилые люди не обладали правами вотчинников.

Этапы развития феодализма в России:

1. VI–VIII вв. – разложе­ние перво­бытного строя;

2. IX–XI вв. – ранне­феодальное общество;

3. XII–XV вв. – феодальная раз­дроблен­ность;

4. XVI–первая пол. XVIII в. – поздний феодализм;

5. Вторая пол. XVIII–сер. XIX в. – кризис и разложение феодализма.

Ранее в исторической науке преобладало мнение, что Древняя Русь являлась раннефеодальным государством. Ныне историки считают, что общественный строй Руси был много­уклад­ным, сочетающим признаки патриархального, рабовладельческого и ран­нефеодального обществ.

Социальная структура Древнерусского государства.

Привилегированные категории населения:

— Князь («кнез» – древ­негерманский термин – глава рода, старей­шина) – глава государства, воен­ный предводитель, верховный судья и законодатель. Князь объез­жал подвласт­ные тер­ри­тории, вер­шил суд, налагал штрафы. Суд вер­шился по Закону Русскому – устному своду законов, упоминаемому в договорах Руси с Византией. Княжеское окружение выполняло функции управления и принуждения:

— Боярская дума – совет при князе;

— воевода – начальник дружины. Дружина – (от слова «друг») – профессиональное войско, вооружённая сила, преданная лично князю. Дружина насчитывала 500-800 воинов, дели­лась на стар­шую, участвовавшую в управлении княжеством («княжие мужи», дружинная знать, бояре) и «молодшую» («отроки», «гриди»);

— тысяц­кий – глава во­енного ополче­ния («тысячи»). Ополчение – боеспособная часть гражданского мужского населения, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости;

— тиýны (тивýны), огнищане («огнище» – дом, очаг), дворские, ключники – управители княжеским или боярским хозяйством (двором);

— мечники – судебные исполнители;

— дан­ники – сбор­щики дани;

— вирники – су­дебные чиновники, сборщики штра­фов (штраф – вира);

— мытники – сборщики торговых пошлин.

Управление на местах осуществляли княжеские наместники в городах и волостéли в сельской местности (в волостях).

Зависимые категории населения:

— смéрды – крестьяне-общинники. Делились на свободных и лично зависимых. Зависимые смерды назвались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: зáкупы, рядовичи, отпущенники, холопы.

— зáкупы – смерды, отрабатывающие феодалу взятый у него долг (кýпу);

— ря­дóвичи – зависимые люди, заключивший договор (ряд) с феодалом и выпол­нявшие различные службы в его хозяйстве;

— наймиты – зависимые люди, нанявшиеся на работу за плату;

— полонянники – пленники, отрабатывающие свой выкуп на свободу;

— отпущенники – отпущенные на волю рабы-военнопленные;

— изгои – люди, утратившие связь с общиной (возможно, изгнанные);

— прощенники – преступники (воры), которых церковь выкупала у государства, заплатив за них штраф. Они работали на церковных землях;

— рабы, чéлядь (един. число – челя­дин), или холопы. На Руси существовало патриархальное (домашнее)рабство. Источники рабов – плен или долги. Рабовладение не получило у славян широкого распространения, так как климат не позволял со­бирать боль­шие урожаи и прокор­мить рабов было трудно.

Не было необ­ходимости строить оросительные системы и другие гигантские сооружения, характерные для южных цивилизаций. Холопы были бесправны. Холопа, ударившего свободного человека, оби­женный имел право убить. За убийство холопа господин не отвечал перед судом, а подвер­гался лишь церковному покаянию. Существовали два вида холопства: обельное (полное) и неполное.

Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство происходило в результате захвата об­щинных земель феодалами, причём не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен должен был их защищать от нападений.

Народные восстания. Тяжёлое положение населения вызы­вало народные восстания. В Суздале в 1024 г., а также в Ростове и Белоозере в 1071 г., восстания возглавили языческие жрецы – волхвы. Причиной восстаний, по летописи, был голод («и бысть глад в граде Суждале»). В 1068 г. крупное восстание вспыхнуло в Киеве.

Города. В VII–VIII вв. ремесло от­де­ли­лось от земледелия. Ремесленники жили в укреплённых поселениях – городищах, выраставших в города. Города строили при слиянии рек, на месте пле­менных цен­тров, на торговых путях. Центр города – кремль (детинец) был окружён крепо­стной стеной и валом. К центру примы­кали посады и слóбоды – поселе­ния ремесленников. В ле­тописях упо­минаются 224 русских го­рода, археологами зафиксировано 425 городищ IX–XII вв., из них 42 крупных. Иностранцы называли Русь Гардарикой – страной городов.

Функ­ции города: оборонитель­ный, торговый, ремесленный цен­тр, а также админи­стративный центр – резиден­ция князя.

Существовали два центра формирования госу­дарст­венности: южный на Днепре (Киев), и севе­ро-западный (Ладога и Новгород). Легендарные братья Кий, Щек, Хорив и сест­ра их – Лыбедь счита­ются основателями Киева (V–VI вв.). По подсчётам демографов, к XI в. на территории Древнерусского государ­ства площадью 1,1 млн. кв. км. проживало до 10 млн. человек (по мнению Б.У. Урланиса – 4,5 млн. человек).

Условно начало русской государст­венности определяется 860 г., когда после первого похода русов на г. Константинополь Визан­тия официально признала в договоре восточно-славянское государство.

Таким образом, к IX в. сложилось Древнерусское государство. Возникновение государства спо­собство­вало интеграции племён, социально-политической стабиль­ности, защите от внешней угрозы.

Норманнская теория. ПВЛ связывает возникновение государства у восточ­ных славян с призванием варягов. В записи под 862 г. приво­дится рас­сказ, что словене, кривичи и финно-угорское племя чудь, стремясь преодолеть раздоры, призвали на княжение варя­гов из-за моря: «Земля наша велика и обильна, а «наряда» (т. е. управления, порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три варяжских вождя: братья Рю­рик, Трувóр и Синеус стали княжить соответ­ственно в г. Новго­роде, Из­бóрске, Белоóзере. Дружин­ники Рюрика Аскóльд и Дир решили идти «на греки» (в Ви­зантию), но осели в Киеве.

Создатели норманнской теории (НТ) – немецкие учёные Готлиб Байер (1694–1738), Герхард Миллер (1705–1783) и Август Шлёцер (1735–1809), работавшие в XVIII в. в Петербург­ской Ака­демии наук. Они считали, что государство на Руси было привнесено извне, его основали норманны-варяги – скандинавы, принадле­жащие к германской языковой группе. Сами же славяне якобы были столь отсталыми, что не могли самостоятельно создать своё государство. Эти выводы позднее использовала гит­леровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполно­ценным народом.

Норманисты. Современные норманисты считают, что:

1. Рюрик – реальная исто­рическая личность. В Швеции, несмотря на наличие памятника кóнунгу (князю) Рюрику в г. Норчёпинге, о нём мало сведений. Возможно, это был конунг Рорик Ютландский из Дании.

2. Первые русские князья также были варягами – Олег, Игорь, Ольга. Их имена изначально были скандинавскими (Хельг, Ингварь, Хельга).

3. Норманны сыграли значи­тель­ную роль в становлении древне­русской государствен­ности, а Русь по своему типу ничем не отлича­лась от аналогич­ных западноевропейских королевств (Р. Скрынников). Варяжский фактор в становлении Руси был значителен. Например, в городище Гнёздово под г. Смоленском находится крупней­ший в Восточной Европе скандинавский некрополь.

4. «Русь – это те же норманны, те же скандинавы; русь – это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии» (А.А. Шахматов). Историк С.Ф. Платонов считает, что русью вначале звали варяжские дружины, а затем это название закре­пилось за славянами.

5. Шведские историки считают, что существовала т. н. «Великая Швеция», включавшая обширные земли Руси вплоть до Чёрного моря.

Антинорманисты – представи­тели славянской школы Михаил Ломоносов (1711–1765), Дмитрий Иловай­ский (1832–1920) утверждали:

1. «Русь» – это сла­вяне. Варягов на Руси не было совсем или они не сыграли никакой роли в становлении Древнерус­ского государ­ства.

2. Рюрик «был работником по найму», которому новго­родцы за жалованье поручили поддерживать порядок. Славяне призывали норманнов как нейтральную силу, способ­ную прекра­тить усо­бицы. Варяги не были связаны ни с одной из местных группировок и потому уст­раивали всех. У многих народов в древности иноплеменники станови­лись во главе государств (историк В. Л. Янин).

3. Если варягов при­звали на княжение, значит, эта форма власти у славян уже существовала ранее. Рюрик не был первым князем славянских земель. Известны бо­лее ран­ние (возможно вымышленные) князья Кий, Бравлин, Гостомысл.

4. Анализ ПВЛ показывает, что запись о при­звании Рюрика была поздней вставкой в текст летописи. Записи Нестора в 1116 г. были переработаны, возможно, по указанию князя Влади­мира Мо­номаха летописцем Сильвестром (1123). В «По­вести» оста­лось утвер­ждение Нестора о том, что Русь складывалась в VI в. вокруг Киева и первым князем был Кий, но прибавилась за­пись о призва­нии варягов, что отвечало политиче­ским интересам Мо­номаха, тесно свя­занного со Скандина­вией. Братья Синеус и Трувор – плод ошибки летописца, который, плохо зная древнешведский язык, при­нял окружение Рюрика за имена: sine hus («свой род») – Синеус и thru varing («верная дружина») – Трувор.

5. Происхождение правящей династии нельзя напрямую связывать с происхождением самого государства. Государственность нельзя экспортировать из-за рубежа, она – результат достижения определённого уровня развития общества, а у варягов государство в IX в. ещё не сложилась.

Добавить комментарий