Органы государственного управления

Органы государственного управления: понятие, виды и функции

правовой исполнительный власть нормотворческий

Органы государственного управления, к сожалению, не получили своего должного по статусу закрепления в Конституции РФ, что сказалось отрицательно на качестве реализации функций государственного управления, так как вместо государственного управления, имеющего приоритетное значение за рубежом, используется в законодательстве и в деятельности государственных органов власти термин правового регулирования. К этому же выводу приходят многие ученые, специализирующиеся в науке административного права. Термин «орган государственного управления» был закреплен в основном в подзаконных актах. Термин государственного управления косвенно отражен в ст. 32 «право граждан участвовать в управлении делами государства» и пункте д), ст. 71 «федеральная государственная собственность и управление ею», в пункте г), ст. 114 Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. В пункте а) ст. 71 сказано о контроле за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов как функции федеральных органов власти, а в пункте е) ст. 71 в ведении РФ установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ, то есть федеральные программы — основной инструмент осуществления функций государственного управления во всех основных сферах жизнедеятельности страны. Именно на реализацию этих федеральных программ выделяются средства из федерального бюджета, который постоянно является остродефицитным.

К сожалению, многие авторы под системой государственного управления понимают только систему органов исполнительной власти, и это суждение строится на том основании, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют по предметам ведения и в объеме своей компетенции такие функции государственного управления, как правовое регулирование, государственный (ведомственный) контроль, административный надзор, фискальные функции, руководство или координацию. Это важные функции государственного управления, но далеко не все, что, в основном, было рассмотрено выше.

Органы государственного управления по предметам ведения и в объеме своей компетенции самостоятельно осуществляют исполнительно-распорядительные функции. Правовые основы образования и организации деятельности органов государственного управления регламентированы только в подзаконных актах.

К органам государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции. Органы государственного управления — это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти. Исключение (частичное), составляют случаи, когда территориальным органам государственного управления может быть передана часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с правом назначения должностного лица (п. 1, ст. 78 Конституции РФ). Однако это наделение органа государственного управления отдельными полномочиями исполнительной власти является исключением, а не правилом. Эта передача части функций по существу направлено на повышение эффективности реализации властных полномочий федеральными органами исполнительной власти на основании и в порядке, определенном нормативно-правовым актом.

К органам государственного управления также относятся многочисленные предприятия, учреждения и организации государственной собственности (или когда государственная собственность составляет 51 процент) в сфере экономики, в административно-политической сфере, социально-культурной и отраслевого и межотраслевого управления, а также администрации аппаратов, обслуживающих законодательные, судебные органы власти, ЦИК РФ, Счетную палату, а также учреждения, организации и предприятия системы органов прокуратуры, органы государственного контроля, органы, осуществляющие административный надзор, органы военного управления и другие, которые принимают решения исполнительно-распорядительного характера по отношению к своим служащим, работникам, а иногда и к неподчиненным юридическим и физическим лицам (при рассмотрении дел об административных правонарушениях, осуществлении административного надзора за соблюдением правил и норм безопасности и др.).

Как правило, эти органы государственного управления осуществляют организацию исполнительно-распорядительной деятельности в конкретной области или сфере по предметам ведения и в объеме компетенции по решению задач народнохозяйственного назначения.

Цели нормотворческой деятельности органов исполнительной власти, государственного управления заключаются в следующем:

  • а) юридически закрепить соответствующие отношения и обеспечить их правовое регулирование и охрану;
  • б) обеспечить формирование новых отношений, отсутствующих на данном этапе социально-экономического развития, но с учетом факторов и условий, необходимых для решения перспективных задач;
  • в) устранить поэтапно негативные или отжившие и тормозящие развитие новых прогрессивных тенденций отношения с помощью методов убеждения, стимулирующих экономических и социально-психологических методов, методов административно-правового принуждения. Применение норм административного права — ответственный социально-политический и правовой процесс, основанный на принципе соблюдения законности и прочной основе государственной дисциплины, обусловливающий эффективность всего государственного управления.

Рассмотрим сущность и значение термина «организация» управления — это организационно-регулирующая функция управления, которая регламентируется нормами и правилами административного права. Касаясь вопроса сущности, следует иметь в виду, что понятие «организация» трактуется неоднозначно многими авторами1. х

В одних случаях под данной научной категорией подразумевается определенное социальное образование (его внутренняя организационная структура):

  • * государственный или общественный орган, трудовой коллектив;
  • * в других — состояние объекта или субъекта управления, их упорядоченность и целостность в процессе функционирования;
  • * в третьих, организация может быть представлена как одна из важнейших функций управления, т. е. сознательная деятельность, направленная на упорядочение тех или иных управленческих отношений, регулируемых нормами административного права.

Следовательно, между различными аспектами организации существует тесная связь. Организация, выступающая как упорядоченное состояние системы (т. е. внутренняя организационная структура), есть одновременно и результат целенаправленного осуществления организаторской функции управления субъектом управления.

Содержание организационной деятельности во многом зависит от ее конкретной цели, а именно, от интересов конкретного органа государственной власти (субъекта управления), чего он добивается, создания новой системы управления, либо совершенствования существующей. Например, постоянное изменение структуры ФОИВ, какую из этих целей преследует Президент РФ? По смыслу, вторую цель — совершенствование существующей структуры ФОИВ, но, на наш взгляд, для реализации этой цели слишком часто структура совершенствуется, что невольно приводит к мысли об отсутствии научной обоснованности такого рода мероприятий. В органах управления формирование систем чаще всего осуществляется на основе уже сложившихся систем управления, но нуждающихся в улучшении, совершенствовании их организации. Однако в любом случае надо в первую очередь четко определить, либо уточнить предназначение создаваемой вновь или совершенствуемой системы управления, а это сопряжено с выявлением и осмысливанием самой актуальной проблемы государственного управления: формирования его целей, постановка задач и выявление объективных функций государства на этом этапе развития, типологии органов исполнительной власти в плане реализации ими государственных функций управления.

Общая цель системы органов управления должна быть едина для всех ее элементов (подсистем). Вместе с тем фактические условия деятельности того или иного государственного органа управления обусловливают необходимость уточнения основной цели, конкретизации задач и функций органа управления с учетом социально-экономических, материально-технических, информационных, демографических, миграционных и иных особенностей обслуживаемого региона, да и особенностей функционирования самой системы. В результате такой конкретизации определяется функциональная структура системы органа исполнительной власти. При этом уточняются и нормативно закрепляются объективно необходимые функции, реализация которых органами управления в изменяющейся обстановке обеспечивает достижение ими соответствующих сформированных целей и решение поставленных задач.

Процесс создания системы управления предполагает формирование организационной структуры. В данном случае главным является определение состава структурных подразделений органа управления в зависимости от выполняемых ими конкретных и объективных функций.

Формирование организационной структуры ФОИВ требует соблюдения следующих правил: каждый элемент системы должен специализироваться на осуществлении одной функции либо группы однородных или тесно взаимосвязанных функций (подфункций). Наряду со строгой специализацией органов п управления здесь следует так обеспечить согласованность их ‘ деятельности, чтобы они могли решать и общие задачи. Таким образом, организация системы управления предполагает определение и формирование ее звеньев, разделение труда между ними и создание условий для их согласованных действий (взаимодействия). Все эти управленческие отношения, в целях повышения эффективности деятельности органа государственного управления, требуют административно-правового регулирования и юридической ответственности.

Формирование организационной структуры органа управления требует выяснения потребностей системы в штатной численности работников и установления номенклатуры должностей (руководителей, специалистов, технического персонала). Большое значение имеет также установление между сотрудниками организационных взаимосвязей, закрепляющих горизонтальные отношения и повышение взаимодействия в системе управления. При этом определяются состав и полномочия руководителей органа управления и его отдельных звеньев с обязательным учетом нормы управляемости, т. е. числа работников, которыми их непосредственный начальник (субъект управления) может руководить достаточно эффективно. Следовательно, формирование организационных связей приводит к наличию различных уровней организации в системе управления и созданию в ней адекватной системы информационных связей и отношений, закрепляемых и регулируемых административно-правовыми нормами.

Для разработки организационной системы необходимо определить перечень функциональных обязанностей руководителей (субъектов управления), их заместителей, всех сотрудников органа управления. Здесь фиксируются конкретные функции (виды работ), прав, обязанностей и ответственности, организационные отношения руководства и подчиненных, служебные взаимосвязи сотрудников и др. Все это регламентируется административно-правовыми нормами, в целях повышения эффективности организации управления.

Процесс создания системы управления предполагает обязательное административно-правовое закрепление организационных отношений и связей. В этих целях разрабатывается положение об органе управления определенного уровня, где фиксируются предмет ведения, компетенция, организационно-штатная структура, номенклатура должностей, права, обязанности и ответственность должностных лиц.

Как отмечалось, наряду с определением функциональной и организационной структур системы управления, предусматривается также организационная работа по подбору и расстановке кадров, формирования коллектива, материально-технического обеспечения сотрудников помещением, оборудованием, средствами транспорта, связи, организационной и специальной техникой и т. п.

Сложность функций организации, многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливает создание в относительно высокого уровня в системах государственного управления специализированных служб и подразделений (организационно-штатных, кадровых, материально-технических, финансовых, информационных, делопроизводства, социального и медицинского обеспечения, а также учебных заведений). Однако это не освобождает руководителей от обязанности реализации данной функции организации. Более того, с повышением уровня управления она занимает все большее место в их работе.

Регулирование (в том числе и правовое регулирование) представляет собой управленческую деятельность, в процессе которой производится своего рода корректировка уже организованной системы управления применительно к изменяющимся внешним и внутренним условиям ее функционирования. Изменения условий вызывают отклонения системы от заданных параметров. Устранение таких отклонений, обеспечение нормального функционирования системы является главной задачей регулирования функцией управления. Необходимость регулирования определяется постоянными изменениями как, в самой системе, которые приводят к нарушениям, сбоям в ее функционировании, так изменениями факторов и условий воздействия внешней среды. При этом следует заметить, что отсутствие изменений или противоречий в развитии системы управления, есть явление совершенно нереальное и даже регрессивное. Именно существование противоречий, их устранение выступает объективной предпосылкой развития не только отдельных систем управления, но и всех социальных систем, в том числе государства и общества в целом. Одной из целей административно-правового регулирования и является правовая оценка противоречий (споров) в управлении и их разрешение, что характерно для континентального административного права. В административном праве Японии, наоборот, создается система норм, предупреждающих эти споры (конфликты).

Например, регулирование внутри системы управления является, по существу, организаторской деятельностью (распорядительством) ее субъекта по отношению к объектам управления; это регулирование осуществляют в своей деятельности и органы исполнительной власти в целях упорядоченности и слаженности их функционирования, направленных во внешнею сферу по предмету действия и компетенции. Оно заключается в организации оперативного управления, то есть налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников, взаимодействия структурных звеньев в конкретных ситуациях, обучения и воспитания кадров. Регулирование конкретизирует управление, способствуя успешному решению оперативно-служебных задач. Поэтому объем работы по выполнению функции регулирования возрастает по мере приближения к исполнительскому уровню системы управления.

В настоящее же время правовое регулирование как часть общей функции регулирования осуществляется, в основном, уполномоченными органами исполнительной власти государственного управления, их должностными лицами и направлена во внешнюю сферу деятельности по предмету ведения и компетенции. Кроме функции правового регулирования органы управления, их уполномоченные должностные лица осуществляют и такую функцию управления как контроль. Отсутствие федерального закона о едином государственном контроле, по существу, лишает органы государственного власти и управления необходимой обратной связи, то есть получения своевременной, полной и достоверной информации о результатах функционирования системы органов исполнительной власти, что ставит под сомнение возможность эффективного управления делами государства, ввиду неполной или искаженной информации о процессах, проходящих в государстве и обществе.

Контроль как функция управления необходим для постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность. Выступая в качестве одного из эффективных инструментов повышения уровня всей организаторской работы, контроль является одновременно и методом воспитания кадров, средством обеспечения дисциплины в процессе выполнения управленческой деятельности. Как функция управления, он представляет собой наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т. п. В процессе контроля выявляются результаты управленческих воздействий, допущенные отклонения от принципов организации и регулирования, в том числе и правового.

Контроль — своеобразная форма обратной связи, позволяющая устанавливать, насколько точно реализуются заданные субъектом управления параметры функционирования системы.

Следовательно, контроль служит двум основным целям.

Во-первых, он позволяет направлять всякую деятельность на выполнение предварительно установленных заданий посредством проверки фактического состояния дел, степени реальности осуществления принятых решений.

Во-вторых, он дает возможность совершенствования деятельности путем своевременного обнаружения и устранения возникших отклонений и их причин.

Контроль обладает особой целенаправленностью, которая находит отражение в решаемых с его помощью управленческих задачах. Ими являются: неуклонное соблюдение норм Конституции РФ и исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность государственных органов и иных объектов управления; своевременное и качественное выполнение управленческих решений; повышение исполнительской дисциплины, ответственности за порученное дело; быстрое устранение вскрытых в процессе контроля недостатков; оказание соответствующей помощи подчиненным аппаратам и сотрудникам, повышение деловитости и оперативности, сокращение бумажного потока, преодоление кабинетного стиля работы, тяги к многочисленным заседаниям и совещаниям. К числу задач контроля также относятся: выявление передового опыта с внедрением его в практику, осуществление правильного подбора и расстановки кадров, своевременное предупреждение их от ошибок в работе.

Контроль, представляя собой сбор и обработку информации о функционировании системы или отдельных ее элементов, однако, не ограничивается фиксацией достигнутых результатов. Он обязательно дополняется управленческим воздействием, направленным на устранение выявленных недостатков. Контроль осуществляется всеми субъектами управления, но его объем, формы и методы дифференцируются с учетом уровня соответствующего органа управления, предмета ведения и компетенции. Выше были подробно рассмотрены такие функции государственного управления как регулирование и контроль, наиболее используемые в настоящее время органами государственного управления и органами исполнительной власти. Функций же государственного управления гораздо больше, их классификация разнообразная. Заслуживает внимание следующая классификация основных функций государственного управления:

  • * прогнозирование изменений в развитии каких-либо объектов или явлений в процессе управления на основе полученной информации о прошлом и настоящем с учетом всех условий и факторов влияния; например, с учетом прогнозирования разрабатываются федеральные и региональные программы основных направлений государственной деятельности;
  • * планирование-деятельности в процессе государственного управления по реализации федеральных и региональных программ, регламентированных актами управления;
  • * выявление и осмысливание актуальных проблем, формулирование целей, постановка задач, определение перечня мероприятий для решения задач, выбор конкретных количественных и качественных показателей и критериев оценки организации управленческой деятельности;
  • * разработка вариантов, обоснование и принятие рационального решения (в правовой форме) и организация его

исполнения;

  • * распорядительство (руководство) и координация действий не подчиненных друг другу органов государственного управления в целях улучшения их взаимодействия;
  • * правовое регулирование отношений во внутренней и внешней сфере государственного управления по предметам ведения и в объеме компетенции;
  • * контроль с целью выявления и устранения отклонений в процессе государственного управления, соблюдения правил и норм и принятия мер дисциплинарной ответственности к виновным;
  • * учет наличия финансовых, кадровых, материально-технических и других ресурсов;
  • * информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа;
  • * кадровое, материально-техническое обеспечение, финансирование и т. п.

Перечисленные функции являются основными для органов государственного управления и по существу характеризуют содержание их деятельности. Регулирование отношений, связанных с реализацией этих функций государственного управления, и является объектом и предметом регулирования норм административного права.

Функции государственного управления реализуют и другие органы государственной власти; например, Государственная Дума России утверждает федеральный бюджет и заслушивает отчет об его исполнении, утверждает на должность Председателя Правительства РФ по представлению Президента РФ и др.

Судебные органы рассматривают и принимают решения о правомерности принятых органами исполнительной власти, государственными органами управления правовых актов управления о законности разрешения дел об административных правонарушениях, реализуемых в судебном порядке, и др. При этом все законодательные, исполнительные и судебные органы власти и органы прокуратуры осуществляют внутриорганизационное управление (регулируемое административными нормами) своими аппаратами в целях повышения эффективности осуществления своих основных (предметных) функций, закрепленных в законодательстве.

Гос орган — юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий.Органы государственного и муниципального управления классифицируются по различным признакам: уровням управления; видам организационно-правовых форм; объему и характеру компетенции; территориальной сферы деятельности; порядку принятия управленческих решений.По уровням управления органы управления разделяются на: федеральные, субъектов федерации, муниципального управления (местного самоуправления).По видам организационно-правовой формы деятельности органы управления разделяются на: правительства, советы министров, имеющие статус правительства; министерства; государственные комитеты; комитеты; комиссии; службы; агентства; надзоры; администрации; главные управления; управления; отделы.

По объему и характеру компетенции различаются органы управления:

-общей компетенции — выполняют основные функции соци¬ального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) и на основе их реа¬лизации осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, а также непосредственно руко¬водят экономическим и социально-культурным развитием соответствующего территориального образования. Такими органами являются правительства и администрации;

-отраслевой компетенции — выполняют ча-стные функции государственного и муниципального управления и на основе их реализации осуществляют руководство опреде¬ленной отраслью или сферой деятельности. К ним относятся министерства, главные управления, управления, отделы;

-межотраслевой компетенции — выпол¬няют общие функции государственного и муниципального управления и на их основе их реализации осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регули¬рование в определенных сферах деятельности. К таким орга¬нам относятся правительства, администрации, комитеты;

-специальной компетенции — осуществ¬ляют исполнительные, контрольные, разрешительные, регули¬рующие и другие функции в установленных сферах ведения. К этим органам относятся комиссии, федеральные службы, российские агентства, инспекции, федеральные надзоры России.

В зависимости от территориальной сферы деятельности:1. Федеральные органы исполнительной власти, включающие:

-высший орган госуправления общей компетенции — Правительство РФ;

-центральные органы госуправления от¬раслевой компетенции — министерства РФ;

-центральные органы госуправления межотрасл. компетенции — государственные комитеты РФ;

-центральные органы госуправления по осуществлению специальных исполнительных, контроль¬ных, разрешительных или надзорных функций — федераль¬ные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры.

2. Органы госуправления субъектов РФ (органы исполнительной власти субъектов РФ), включающие:

— высший орган госуправления субъекта РФ — орган общей компетенции.

— органы госуправления субъекта РФ отраслевой компетенции — управления, отделы.

— органы госуправления субъекта РФ межотраслевой компетенции — комитеты.

3. Органы муниципального управления (исполнительные органы местного самоуправления) городских, сельских посе-лений и других территорий, включающие:

-органы МУ общей компе¬тенции — администрации городов, поселков, районов, сельских округов (волостей, сельсоветов), других МО;

-органы МУ отраслевой ком¬петенции — управления, отделы городов, районов;

-органы МУ межотраслевой компетенции — комитеты городов, районов.

Понятие органов государственного управления

Понятие органов государственного управления, несмотря на свою значимость, не закреплены в Конституции Российской Федерации. Данное обстоятельство, безусловно, отрицательно сказывается на качестве выполнения государственных функции по управлению страной. Определение «органа государственного управления» закрепляется в некоторых подзаконных актах, имея при этом лишь косвенное отражение.

Определение 1

Органы государственного управления – это одна из разновидностей органов власти государства, отличающихся областью их действия и специфичностью осуществляемых ими функций и задач.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что органы управления, являясь видом государственных органов, обладают их основными чертами. Именно поэтому, следует определить, что представляет собой сам государственный орган. Так, он характеризуется в качестве организованного коллектива, который образует отдельную часть аппарата государства, наделенную своей компетенцией.

Основные черты государственных органов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Органы государственного управления 420 руб.
  • Реферат Органы государственного управления 240 руб.
  • Контрольная работа Органы государственного управления 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • являются частью государственного аппарата;
  • выступают в качестве организации, т.е. ячейки некого коллектива;
  • политические организации;
  • выполняют функции и задачи от имени всего государства;
  • имеют государственно-властные полномочия;
  • обладают своей компетенцией, структурой и территориальным масштабом деятельности;
  • несут перед государством ответственность за выполняемую или невыполняемую деятельность;
  • образуются в том порядке, который предусмотрен законом.

Замечание 1

Стоит отметить, что понятия «орган государства» и «орган государственного управления» совпадают, но второе является более широким.

Все общие черты, относящиеся к государственным органам, распространяются и на органы государственного управления, которые, наряду с указанными, имеют также свои специфические особенности.

Признаки органов государственного управления

Как уже было отмечено, органы государственного управления имеют, как и все государственные органы, свою компетенцию, структуру и территорию, на которую они распространяют свою деятельность. Но при этом органы управления имеют свои признаки, обладающие некой спецификой, и отличающие их от других органов государства. Определение таких признаков происходит в зависимости от своеобразия задач, которые стоят перед исполнительной властью, и методов, с помощью которых эти задачи осуществляются. Так, к признакам органов государственно управления относятся следующие:

  • осуществление специфической в содержании и методах деятельности – государственного управления;
  • относятся к исполнительной власти;
  • образуются на основе действующего законодательства;
  • их деятельность строится на четком соответствии закону, а также на исполнении закона с использованием при этом различных юридических средств, имеющих нормотворческий и оперативно-исполнительный (юрисдикционный) характер;
  • органы государственного управления осуществляют свою деятельность в пределах, которые предоставлены им в соответствии с государственно-властными полномочиями, а также в целях обеспечения руководства различными объектами (хозяйственными, административными, политическими, культурными, социальными и т.д.).

Органы государственного управления включают в себя большинство линейных и функциональных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции в зависимости от предметов ведения и объема компетенции. При этом они не имеют функций, связанных с государственной политикой и нормотворчеством. Существует частичное исключение в случаях, когда территориальные органы государственного управления могут получить часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с условием назначения должностного лица.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 42

В Конституции РФ нет термина государственное управление. Вместо него используется понятие государственная власть. Однако мы в данном случае различаем эти понятия. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть есть способность государства принимать политические решения и добиваться проведения их в жизнь. В конечном счете власть – лишь частный случай управления.

Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат – система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических — управленческих — решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата также есть государственное управление.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов отражает потребность общества, интересы человека, различных социальных групп населения, народа в целом. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечивают единство государственной власти, ее могущество, эффективность в решении многочисленных задач в сферах экономической, социальной, политической, культурной жизни общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных интересов государства.

В рассмотрении органов государственной управления России Федераций необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти Российской Федерации являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Арбитражный Суд РФ, другие суды РФ, а также федеральные министерства и ведомства. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах Российской федерации. Они могут называться президентом; главой государства; губернатором. Органы государственной власти субъектов Российской Федераций устанавливаются ими самостоятельно, субъекты Российской Федерации имеют законодательные органы и определенные органы судебной власти. Действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.


Государственное управление – это тот вид деятельности, который осуществляется всеми видами государственных органов — законодательными, судебными и исполнительными. В рамках данного раздела мы расскажем только об органах государственного управления РФ, осуществляющих исполнительную власть.

Можно также выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае имеется в виду следующее. Постоянно действующим организационным фактором системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы весьма непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они как государственные органы могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов или агентств, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они «не изымаются”. В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов их территориальных звеньев, а также должностных лиц.

Тем не менее, весь аппарат исполнительной власти нельзя сводить только к исполнительным органам (федеральным, республиканским, региональным и т.п.) общей компетенции. Этот аппарат многообразен и включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

Президент Российской Федерации.Конституция России 1993 г. (ст. 80-93 гл. 4) определяет статус и функции Президента РФ. Президент – глава государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. В первую очередь Президент является высшим органом исполнительной власти, верховным главнокомандующим, а также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. схему № 1).

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Пост Президента Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции Президент набирается гражданами России на шесть лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд. Предельный возраст для этой должности не предусмотрен.

Право выдвигать кандидатов на пост Президента РФ принадлежит: а) непосредственно избирателям, образующим инициативную группу и количестве не менее 100 человек; б) избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, избирательным блокам. В поддержку выдвинутого ими кандидата необходимо собрать не менее 1 млн. подписей избирателей. Только после этого кандидат будет зарегистрирован и включен в бюллетень для тайного голосования. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов участников выборов.

Президент обладает необходимыми юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти. В частности, на деятельность законодательной власти он имеет возможность воздействовать посредством осуществления права законодательной инициативы, права вето, и права роспуска Государственной Думы. На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства. Что касается судебной власти, то она независима от любых властей, но Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного СудаРФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен и суд. Однако неприкосновенность ни означает, что у Президента отсутствует политическая ответственность. Согласно ст. 93 Конституции РФ, Президент может быть отрешен от должности на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Досрочное прекращение полномочий возможно также в результате добровольной отставки или по состоянию здоровья.

Систему органов государственного управления возглавляют центральные органы федеральной исполнительной власти. Как правило, это ПравительствоРФ, министерства, государственные комитетыРФ, комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные инспекции. Следует сразу отметить, что сегодня в системе федеральных органов исполнительной власти нет государственных комитетов, федеральных инспекций только федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Правительство.Согласно Конституции, исполнительную власть России на уровне Федерации осуществляет Правительство РФ (ст. 110).

Среди органов исполнительной ветви власти Правительство РФ занимает ведущее место. Деятельность Правительства, организация его работы, полномочия и т. д. регулируются Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 г.

Правительство РФ формируется Президентом. Правительство РФ – коллегиальный орган. Оно состоит из председателя, семи его заместителей и 21 федерального министра. Заместители председателя и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению председателя Правительства.

Член Правительства не может быть депутатом законодательного органа любого уровня, в том числе и членом Совета Федерации; занимать должности в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью и т.д.

Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управлений федеральной собственностью, обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики. Оно отвечает за оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую государственную политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Федеральные органы исполнительной власти.Статус, виды порядок формирования и упразднения этих органов регламентируется специальным федеральным законом «О федеральных органах исполнительной власти».Однако непосредственно структура органов определяется Указами Президента.

Согласно Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти” от 17 мая 2000 года (с изменениями от 11 марта 2003 года) в России насчитывалось 23 федеральных министерства, 8 государственных комитетов, 2 федеральных комиссии, 11 федеральных служб, 7 федеральных агентств, 2 федеральных надзора и 5 иных федеральных органа исполнительной власти. Федеральные органы власти довольно часто реорганизуются президентом. Так в ходе изменений в марте 2003 года были ликвидированы 2 федеральные службы (Федеральная служба налоговой полиции и Федеральная пограничная служба), 1 агентство (Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), создан новый государственный комитет – Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Многие из федеральных органов власти имеют свои территориальные подразделения во всех или в большинстве субъектов Российской Федерации.

В марте 2004 года система органов государственного управления была серьезно реформирована. Изменилась структура правительства, в нем остались только министерства, службы и агентства. Министерств стало меньше – всего 16 вместо 23, 33 федеральные службы и 33 агентства. Произошел переход от двухуровневой системы исполнительной власти «президент – премьер» к одноуровневой. 5 министерств, 11 федеральных служб и 3 агентства будет курировать непосредственно Президент РФ; 11 министерств, 22 службы и 30 агентств – премьер-министр. Принципиально важным становится то, что органы исполнительной власти формируются по функциональному принципу. Министерства должны определять государственную политику во вверенных им сферах, а проводить ее в жизнь и контролировать результаты обязаны федеральные службы. Им запрещено оказывать государственные услуги, это – функция федеральных агентств.

Осенью 2007 года была предпринята попытка вернуться к государственным комитетам. В частности, были созданы государственный комитет по рыболовству и государственный комитет по молодежной политике, которые одновременно определяют общую политику, оказывают услуги и ведут надзорную деятельность в своих сферах. Однако в дальнейшем было решено вновь вернуться к трехзвенной системе органов исполнительной власти: министерства, службы, агентства.

Министерства отличаются от других федеральных органов тем, что они создаются главным образом по отраслевому принципу (культура, образование, оборона, здравоохранение и т.д.) и функционируют на основе единоначалия. Это означает, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и. полномочий. При министре действует коллегия, которая является совещательным органом. Федеральные министры входят в состав Правительства. Сегодня в России 21 федеральное министерство, где наряду с традиционными министерствами (обороны, иностранных дел, МВД, МЧС, здравоохранения, образования и науки) созданы новые – министерство по развитию Дальнего Востока, открытое правительство.

Такие органы, какфедеральные службы, осуществляют специальные контрольные, разрешительные или надзорные функции в установленных сферах ведения. Федеральные агентствазанимается оказанием услуг от имени государства по отношению к различным социальным субъектам – от гражданина до крупных организаций или социально-профессиональных групп.Например, Российское агентство интеллектуальной собственности охраняет интеллектуальную собственность, то есть авторские права ученых, писателей, композиторов, от нарушений со стороны организаций (издательств, театров, филармоний), использующих произведения этих авторов.

Некоторыми федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно руководит сам Президент РФ. Он не только назначает их руководителей, но и утверждает положения об этих органах.

Федеральную службу возглавляет руководитель, агентство возглавляет генеральный директор. Руководители служб и директора агентств не входят в состав Правительства, если руководителю не присваивается статус федерального министра. В настоящее время в РФ насчитывается 34 федеральные службы, из которых 10 подчинены непосредственно Президенту, а остальные 24 – Председателю Правительства. Из 22 федеральных агентств 2 подчинены Президенту, 20 – Председателю Правительства.

К иным органам исполнительной власти относятся Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ.

Руководители служб, агентств, иных органов не входят в состав Правительства России. Но в то же время они являются вполне самостоятельными и не непосредственно не включены в состав министерств. Таким образом, обеспечивается независимость их деятельности.

В системе органов исполнительной власти важная роль принадлежит также главам администраций краев, областей, иных субъектов РФ. Они обладают большими полномочиями по управлению и распоряжению собственностью субъекта РФ, разработке бюджета, реализации программ развития экономики, культуры, социальной политики, обеспечению законности, охраны прав граждан, борьбе с преступностью и др. В конце 2004 года изменился порядок формирования руководителей субъектов Российской Федерации: они стали избираться законодательными органами субъектов РФ по представлению Президента РФ. Такой порядок сохранялся до 2012 года. Сейчас вновь высшие должностные лица субъектов РФ избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Добавить комментарий