Органы и войска МВД России

23.03.2018 09:51Просмотров: 3044ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОСГВАРДИИ

27 марта в Российской Федерации отмечают профессиональный праздник военнослужащие, сотрудники полиции и гражданский персонал Войск национальной гвардии Российской Федерации.

Хотелось бы рассказать, что представляет собой эта служба в настоящее время, историю её развития и наиболее яркие, и интересные моменты за время ее существования.

В России до начала XIX века не было специальных вооруженных формирований для охраны порядка и обеспечения безопасности населения, оказания помощи людям в случае стихийных бедствий и выполнения иных правоохранительных задач.

В XVI-XVII веках часть этих функций выполняли в основном подразделения стрелецкого войска. При Иване Грозном для охранения Москвы были созданы формирования так называемых «жильцов». Это было войско, состоявшее из служивых дворян, численностью около трех тысяч человек. В дальнейшем подразделения «жильцов» были размещены в Киеве, Белгороде, Курске и некоторых других городах.

При Петре I внутреннюю безопасность в государстве обеспечивали в основном формирования из неспособных к полевой службе солдат. Они именовались «гарнизонами», позднее — «гарнизонными» и (или) «внутренними батальонами» и являлись резервом полевых войск.

Развитие внутренних войск можно разделить

на четыре исторических периода:

1. Начальный период (1811-1917 гг.), длившийся более ста лет, от создания войск внутренней стражи, их реорганизации на местные войска и конвойную стражу до Октябрьской революции 1917 года.

3. Современный период (с 1991 – 2016 г.г.). — внутренние войска МВД Российской Федерации.

4. Войска национальной гвардии Российской Федерации преобразованы из внутренних войск МВД России с сохранением структуры ВВ МВД России. Начальный период Коренные преобразования в деле обеспечения внутреннего порядка и конвойной службы в России произошли в царствование императора Александра I.

27 марта 1811 года император Александр I издал Указ о пополнении за счет штатных рот, переданных еще в январе того же года «из гражданского в военное начальство», гарнизонных батальонов, которые стали именоваться «губернскими батальонами» и были вскоре объединены в единую структуру — внутреннюю стражу России.

3 июля 1811 года Александр утвердил Положение для внутренней стражи, в котором определялись ее назначение и задачи. Ими являлись: борьба с разбойниками, грабителями и другими преступниками; задержание бежавших преступников и дезертиров; борьба с провозом контрабандных и запрещенных товаров; обеспечение порядка и безопасности при проведении, как мы говорим сейчас, массовых мероприятий — ярмарок, народных гуляний, церковных праздников; оказание помощи населению при стихийных бедствиях — наводнениях, пожарах и прочих, сопровождение арестантов, пленных, рекрутов, государственной казны (крупных денежных сумм) и другие правоохранительные задачи.

Первым командующим внутренней стражей был генерал Е.Ф.Комаровский, профессиональный военный, участник Итальянского и Швейцарского походов (1799 г.) русской армии под командованием А.В. Суворова, затем помощник санкт-петербургского военного губернатора. Опытный и талантливый администратор и военачальник, Е.Ф. Комаровский руководил внутренней стражей более 17 лет.

Царским указом от 25 июля 1829 года для охраны горных заводов Урала и Нерчинска, где добывалось золото и серебро, Санкт-Петербургского монетного двора были сформированы 5 линейных батальонов и 3 подвижные роты. Содержались они за счет Министерства финансов. Можно сказать, это были первые подразделения по охране важных объектов промышленности и сопровождению специальных грузов.

Коренные преобразования внутренней стражи произошли в 60-е годы XIX века в ходе проводимой в России военной реформы. Тогда в российской армии была введена окружная система управления войсками. Вся территория страны была разделена на военные округа. В августе 1864 года штаб Отдельного корпуса и округа внутренней стражи были упразднены, а бригады и батальоны реорганизованы в соответствующие части местных войск, в которые вошли и конвойные команды. Местные войска входили в состав соответствующего военного округа.

Очередной этап реформирования сил внутренней безопасности состоялся в 1886 году, когда конвойные команды были сведены в конвойную стражу. Приказом по Военному ведомству от 16 мая 1886 года предписывалось сформировать на базе существовавших этапных, конвойных и местных команд 567 (фактически было сформировано 530) команд для несения конвойной службы.

Признанием заслуг внутренней и конвойной стражи перед народом и Отечеством явилось празднование 27 марта 1911 года 100-летия местных войск и конвойной стражи. В честь юбилея был учрежден нагрудный знак для вручения: офицерам — из серебра; нижним чинам — из белого металла.

После Февральской революции местные войска, конвойная стража добровольно перешли на службу новой власти. 12 марта 1917 года главный инспектор по пересылке арестантов генерал-лейтенант Н.И.Лукьянов вместе с офицерами своей канцелярии присягнул «на верность службе Родине и Временному правительству», о чем известил подчиненных в приказе № 1.

Развитие внутренних войск (1917 — 1991 гг.)

В 1917 году старая армия была расформирована. Конвойная стража существенных изменений не претерпела, продолжая в реформированном виде выполнять свои функции и при советской власти.

Октябрьская революция сломала старые государственные институты власти, но вскоре стало ясно, что без силовых структур в управлении страной не обойтись. Уже первые дни существования советской власти показали: для утверждения нового строя необходимы не только армия, флот, органы государственного управления, но и специальные силы для предупреждения контрреволюционных выступлений внутри страны и борьбы с ними, установления и поддержания революционного порядка на местах, охраны важных учреждений, предприятий, железных дорог, конвоирования и охраны контрреволюционных элементов, уголовных преступников и решения других задач. 28 мая 1919 года было принято постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны «О войсках вспомогательного назначения». Теперь эти формирования стали называться «войсками внутренней охраны Республики (ВОХР)». Это событие явилось этапным в строительстве внутренних войск Советского государства.

1 сентября 1920 года на базе войск внутренней охраны Республики и других формирований были созданы войска внутренней службы Республики (ВНУС). 19 января 1921 года войска ВНУС передаются в военное ведомство. Исключением явились части, обслуживающие чрезвычайные комиссии, а также железнодорожная и водная милиция, которые во всех отношениях были подчинены ВЧК, а позднее ГПУ — ОГПУ. Наряду с решением специальных задач войска часто привлекались к боевым действиям на фронте. Успехи индустриализации страны, возрастающее значение железнодорожного транспорта в экономике и обороне СССР обусловили в конце 20-х — начале 30-х годов образование в составе войск ОГПУ такой составной части, как войска по охране важных объектов промышленности и железнодорожных сооружений.

К концу 30-х годов назрела необходимость реорганизации управления войсками НКВД, что обусловливалось постоянным увеличением объема выполняемых ими задач, разнохарактерностью и трудноуправляемостью войск.

В годы Великой Отечественной войны наряду с охраной тыла действующей армии, ведением борьбы с вражескими десантами, диверсантами, националистическими бандами части и соединения внутренних войск принимали непосредственное участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Подсчитано, что за годы войны в состав действующей армии в разные периоды входили и участвовали в боях 53 дивизии и 20 бригад войск НКВД. Кроме того, НКВД СССР сформировал и передал фронту 29 дивизий. В январе 1947 года в целях повышения эффективности обеспечения государственной безопасности части оперативного назначения, а в апреле 1948 года и специальные части войск, были переданы из МВД СССР в ведение МГБ СССР. В составе этого ведомства они находились до марта 1953 года, а затем снова были переподчинены МВД СССР. Важные организационные мероприятия по строительству войск МВД-МГБ были проведены в 1951 году. В этот период были упразднены войска МВД по охране особо важных предприятий промышленности и железных дорог, а их функции переданы военизированной охране. Значительно сократились и конвойные войска, они реорганизовались вместе с внутренними войсками в конвойную и внутреннюю охрану. 15 марта 1953 года МВД и МГБ были объединены в единое Министерство внутренних дел СССР. В таком составе они находились до 1954 года, когда был образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. Соединения и части внутренней и конвойной охраны остались в составе МВД, а пограничные войска стали подчиняться КГБ.

В январе I960 года было упразднено Министерство внутренних дел СССР. Его функции передаются МВД союзных республик. Прекратило свою деятельность и Главное управление внутренних и конвойных войск. С этого момента и на протяжении последующих шести лет единый орган по управлению внутренними войсками в стране отсутствовал. В каждой союзной республике, где в составе министерств внутренних дел были образованы войсковые управления и отделы, вопросы развития войск решались по-разному, исходя из местных условий. Отсутствие единства в руководстве войсками негативно сказалось на их служебно-боевой деятельности. Поэтому в 1966 году создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР (МООП СССР).

В составе вновь созданного министерства (с 25 ноября 1968 года оно стало именоваться МВД СССР) было образовано Главное управление внутренних войск. 21 марта 1989 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Указ распространил в войсках порядок, условия и сроки прохождения службы, комплектования личным составом так же, как для Советской Армии и Военно-Морского Флота, сохранил порядок их материально-технического и финансового обеспечения.

Внутренние войска МВД России на современном этапе

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В феврале 1992 года был утвержден штат Главного управления командующего внутренними войсками (ГУКВВ) МВД России. После распада Советского Союза миротворческие операции внутренних войск ограничиваются Северо-Кавказским регионом — Северной Осетией, Ингушетией, Чечней, Дагестаном. В районах чрезвычайного положения личный состав внутренних войск нес службу по охране общественного порядка, обеспечивал общественную безопасность.

27 марта стало Днем внутренних войск МВД Российской Федерации, который установлен в 1996 году Указом Президента Российской Федерации.

В постсоветское время во второй половине 90-х годов в РФ осуществляется реформа войск такого плана как ВВ. Их задача, которую они ранее постоянно выполняли в плане осуществления охранных функций, конвоя осужденных и прочее, была с них снята, но зато расширились права в плане охраны и поддержания порядка в стране. Еще одна реформа в МВД состоялась в 2008 году, согласно ей, осуществились реорганизационные процессы в управлении округов — они стали региональными.

Войска национальной гвардии Российской Федерации

Непосредственно предшествующим Национальной гвардии формированием являлись внутренние войска МВД России, созданные в 1992 году. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территорииРСФСР.

5 апреля 2016 года президент Владимир Путин постановил образовать Федеральную службу войск национальной гвардии России (Росгвардия), а также преобразовать внутренние войска МВД России в войска национальной гвардии России.

В состав национальной гвардии, согласно указу, включены спецподразделения ОМОН, СОБР, ЦСН СОР и авиации МВД России, вневедомственная охрана МВД России. Создание национальной гвардии произошло в рамках реформы совершенствования работы правоохранительных органов России.

Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации Указом президента от 5 апреля 2016 года назначен генерал армии Золотов Виктор Васильевич.В этот же день, 5 апреля 2016 года, Владимир Путин внёс в Государственную думу законопроекты о национальной гвардии и изменениях в ряд законодательных актов. Руководство деятельностью Федеральной службы войск национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации.

16 января 2016 года президент РФ Владимир Путин подписал указ, которым установил 27 марта Днем войск национальной гвардии России.

«Установить День войск национальной гвардии Российской Федерации и отмечать его 27 марта», — говорится в указе. В документе отмечается, что дата установлена «в целях сохранения преемственности воинских традиций и повышения престижа службы в войсках национальной гвардии РФ».

УЧЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Основные виды воинской деятельности и их особенности

Все виды воинской деятельности военнослужащих направлены на поддержание высокого уровня боевой готовности и боеспособности подразделений и частей, в которых они проходят военную службу. Основными видами воинской деятельности являются учебно-боевая подготовка, служебно-боевая деятельность и реальные боевые действия.

Учебно-боевая подготовка – система мероприятий по обучению и воинскому воспитанию личного состава частей и подразделений, боевому слаживанию частей и подразделений для подготовки их к ведению боевых действий или выполнению других задач, определенных предназначением Вооруженных Сил. Учебно-боевая подготовка направлена на обеспечение высокого уровня боеспособности частей и подразделений. Она предназначена обеспечить высокий военно-профессиональный уровень военнослужащих и осуществляется непрерывно как в мирное, так и в военное время. В ходе этой подготовки проводятся занятия, учения, боевые стрельбы, тренировки, на которых военнослужащие изучают воинские уставы, оружие и военную технику, приемы действий в бою, а подразделения и части отрабатывают способы действий при выполнении боевых задач. Учебно-боевая подготовка имеет ряд особенностей. Она носит явно выраженную коллективную направленность и организуется таким образом, что в ходе занятий одновременно осуществляется обучение отдельных военнослужащих и идет подготовка воинских подразделений к совместным действиям. В основном это практическая подготовка, направленная на овладение воинами вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Основную часть учебно-боевой подготовки составляют упражнения, которые представляют собой многократное повторение действий, направленных на овладение вооружением и военной техникой и умелое использование их в бою.

Содержание учебно-боевой подготовки определяется учебными планами и программами. Один из основных принципов организации боевой учебы – учить войска тому, что необходимо на войне.Поэтому выполнение задач учебно-боевой подготовки требует от каждого военнослужащего высокого уровня духовных и физических качеств, психической устойчивости и физической выносливости.

Служебно-боевая деятельность направлена на обеспечение высокого уровня боевой готовности подразделений и частей, т. е. способности войск в любых условиях обстановки начать военные действия в установленные сроки. Степень боевой готовности в мирное время должна обеспечивать быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в военные действия, а в военное время – способность к немедленному выполнению поставленных боевых задач. Служебно-боевая деятельность включает в себя боевое дежурство, караульную и внутреннюю службы.

Боевое дежурство – это пребывание специально выделенных сил и средств в полной боевой готовности к выполнению внезапно возникающих задач или ведению боевых действий. Оно является выполнением боевой задачи и осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений. В состав этих сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей, дежурные смены пунктов управления и др. На боевое дежурство не назначают военнослужащих, не приведенных к Военной присяге, не усвоивших программу учебно-боевой подготовки, совершивших проступки, по которым ведется расследование, и больных. Для обеспечения необходимой степени боевой готовности военнослужащих при несении боевого дежурства запрещается: передавать кому-либо исполнение своих обязанностей; отвлекаться на мероприятия, не связанные с исполнением обязанностей боевого дежурства; самовольно оставлять боевой пост; проводить на вооружении и военной технике работы, снижающие их боевую готовность.

Караульная служба предназначена для надежной охраны и обороны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами. Несение караульной службы является выполнением боевой задачи и требует от личного состава высокой бдительности, точного соблюдения и исполнения своих обязанностей, решимости и инициативы. Для несения караульной службы назначаются караулы – вооруженные подразделения, назначенные для выполнения боевой задачи по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов. В состав караула обычно входят: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие. Для непосредственной охраны и обороны объектов из состава караула выставляются часовые. Караульные назначаются из числа солдат (матросов), приведенных к Военной присяге, усвоивших соответствующие программы учебно-боевой подготовки и готовых по своим морально-психологическим качествам нести караульную службу.

Внутренняя служба – это повседневная служебная деятельность в воинских частях и подразделениях. Она организуется и осуществляется в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ и предназначена для поддержания в воинских частях внутреннего порядка и воинской дисциплины, обеспечивающих постоянную боевую готовность.

Руководители внутренних войск

(1917 г. — начало XXI в.)

КАМЕНЩИКОВ Василий Викторович

(12.01.1879 — 23.03.1959)

начальник штаба Корпуса войск ВЧК (15 июля — 1 августа 1918)

начальник войск обороны железных дорог Республики (16 октября — ноябрь 1918)

подполковник Русской армии

Родился в г. Ветлуге Костромской губернии. Из мещан. Окончил Казанское юнкерское училище. В службу вступил на основании поданного на высочайшее имя прошения на правах вольноопределяющегося 2-го разряда, был зачислен в 238-й Казанский резервный батальон 17.07.1899 г.

23 февраля 1900 г., как сказано в послужном списке В. В. Каменщикова, ему разрешено носить очки. В июне т.г. после того, как выдержал испытание по курсу учебной команды, командирован в Казанское пехотное юнкерское училище. Там был произведен в младшие унтер-офицеры (02.09.1901), а по окончании — в подпрапорщики и направлен в 17-й Туркестанский стрелковый (далее — стр.) батальон (04.08.1902). 16.02.1903 г. произведен в подпоручики. Исполнял разные нестроевые должности: заведующий солдатской лавкой, заведующий хлебопечением, врид батальонного казначея, заведующий офицерской библиотекой, делопроизводитель батальонного суда и др. (1903–1906).

В боях и походах в тот период не участвовал, но ввиду службы в тяжелых климатических условиях в его послужном списке за 1906 г. появилась запись: «На основании правил об особых преимуществах государственной службы по военному ведомству в отдаленных местностях Империи, объявленных при приказе по Военному ведомству 1887 г. за № 201,§ 34, п. 2, время службы, проведенное в Туркестанском крае со дня производства к выслуге пенсии, три дня за четыре». В дальнейшем был переведен в 12-й Туркестанский стр. полк. Служба проходила уныло и однообразно, пока не наступили перемены, связанные с началом Первой мировой войны. Полк сначала охранял Ташкентскую ж.д., поддерживал порядок в Ферганской области. Затем полк был направлен в действующую армию. На фронте он входил в состав 7-й Туркестанской стр. дивизии, участвовал в боевых операциях 1, 4 и 2-й армий, знаменитом Брусиловском прорыве. Особенно тяжелые испытания выпали на долю туркестанцев в начале ноября 1914 г., когда полк понес большие потери. Из остатков полка пришлось тогда сформировать всего пять рот. Командиром 5-й роты был назначен капитан Каменщиков, который, как сказано в журнале военных действий полка, «несмотря на то, что был начальником нестроевой команды и обоза 2 разряда, по собственному желанию, явился в строй, узнав о большой убыли в офицерском составе, и просил зачислить его в строй». На фронте дослужился до подполковника, успешно командовал ротой и батальоном, был отмечен в приказах командования. В одном из них говорилось: «Высочайшим приказом 14 ноября 1916 года утверждено пожалование за отличия в делах против неприятеля ордена Св. Равноапостольного князя Владимира 4 степени с мечами и бантом подполковнику Василию Каменщикову».

Трехлетнее пребывание на фронте и особенно падение монархии во многом изменили мировоззрение Василия Викторовича. Он становится активным участником революционных процессов в войсках Западного фронта.

В 1917 г. избран председателем полкового, затем дивизионного (7-й Туркестанской пехотной дивизии) военно-революционных комитетов, а на состоявшемся в Минске 7 мая т.г. армейском съезде 2-й армии — членом исполнительного комитета армии. Вступил в члены РСДРП(б). В соответствии с приказом ВРК Западного фронта от 12.11.1917 г. об отстранении от должности главнокомандующего армиями Западного фронта П. С. Балуева временно исполнял обязанности главкома. Был делегатом 1 и 2-й Северо-Западной конференции РСДРП(б), где был избран членом Северо-Западного областного комитета РСДРП(б). 12.11.1917 г. Каменщиков издал приказ № 4 о демократизации армии и введении временного положения о командном составе. Входил со 02.12.1917 г. в состав Полевого штаба Ставки. Один из организаторов борьбы с мятежным польским корпусом дивизионного генерала Ю. Довбор-Мусницкого, в бою тяжело ранен в грудь. 22.02.1918 г. назначен областным военным комиссаром На основе резолюции 1-й Всероссийской конференции чрезвычайных комиссий, состоявшейся 11–14 июня 1918 г., обосновавшей необходимость создания Корпуса войск ВЧК, назначен начальником штаба корпуса (приказ № 1 от 15.07.1918 г.). Как пишет в своих воспоминаниях Каменщиков, произошло это при следующих обстоятельствах: «Когда стал вопрос, кому поручить его формирование, работники губчека рекомендовали мою кандидатуру. Ф. Э. Дзержинский согласился. Так я стал первым командиром войск ВЧК». По должности Каменщиков входил в состав коллегии ВЧК. Был издан приказ ВЧК № 2 (подписан: за председателя ВЧК Петерсом, зав. иногородним отделом В. В. Фоминым и начштаба В. В. Каменщиковым): всем ГЧК предписывалось сформировать по роте солдат. В корпус допускались состоявшие в партии большевиков и левых эсеров, а также по рекомендации этих партий или профсоюзных организаций. На этой должности В. В. Каменщиков пробыл 15 дней — до 01.08.1918 г. (приказ ВЧК об увольнении № 138/22 от 01.12.1918 г.).

В дальнейшем занимал ряд ответственных постов: начальник войск обороны железных дорог, потом начштаба 9-й Кубанской армии (16 октября — 28 ноября 1918 г.), помощник военкома Западного военного округа. Но затем снова возвратился в войска, которые он начинал создавать. Приказом войскам внутренней охраны Республики № 22 от 16.01.1920 г., подписанным Ф. Э. Дзержинским, В. В. Каменщиков с 13.12.1919 г. назначен помощником начальника войск ВОХР, а также секретарем Военного совета этих войск.

Однако Каменщикова не удовлетворяет эта работа — он рвется на фронт. С июля 1920 г. — командир 157-й бригады 53-й пограничной дивизии, принимавшей активное участие в боевых действиях на Западном фронте. «За проявленные инициативу и личную храбрость во многих боях с белополяками летом 1920 г. в районе р. Вислы, способствовавшие быстрому прорыву укрепленных позиций противника и захвату пленных, оружия и других военных трофеев» В. В. Каменщиков был награжден орденом Красного Знамени.

После бригады командует 17-й стр. дивизией Западного фронта. Некоторое время возглавлял Особую комиссию по инспектированию стрелкового дела в частях РККА. В 1922 г. направляется на работу в Народный комиссариат путей сообщения, сначала зам. уполномоченного по Петроградскому округу, затем по Дальнему Востоку. В последние годы жизни — персональный пенсионер. Автор ряда статей и воспоминаний.

Литература и источники

Великая Октябрьская социалистическая революция: Маленькая энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1968. — С. 162.

Белорусская ССР: Краткая энциклопедия. — Т. 5. — Минск, 1982. — С. 270.

История внутренних войск: Хроника событий (1811–1991 гг.). — С. 139.

Штутман С. М. Боевой отряд охраны революции. — М.: ДОСААФ, 1989. — С. 43, 177.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

1. ПОЛНОМОЧИЯ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Обеспечение внутренней безопасности — миссия внутренних войск МВД России. Среди их официальных государственных задач — предупреждение и пресечение политического экстремизма и терроризма, поддержание общественного порядка и эффективное решение служебно-боевых задач в регионах межнациональных конфликтов. По своей сути, внутренние войска — это военизированные армейские подразделения, состоящие из контрактников и призывников.

Внутренние войска занимают важное место в системе правоохранительных органов. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 года N 27-ФЗ (в ред. от 05.04.2011 г.) Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств .

К задачам внутренних войск МВД России относятся:

  1. участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
  2. участие в борьбе с терроризмом и обеспечении правового режима контртеррористической операции;
  3. охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
  4. участие в территориальной обороне Российской Федерации;
  5. оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации.

Несмотря на то, что построены по типу армии, внутренние войска МВД России в состав Российской армии не входят. Структурно внутренние войска входят в систему МВД России. В отличие от армии, задачей внутренних войск МВД России является поддержание конституционного строя и общественного порядка внутри страны (в отличие от армии, которая призвана оборонять страну от внешнего врага). Однако в случае посягательства на суверенитет государства извне (пограничный вооруженный конфликт, агрессия со стороны другого государства), внутренние войска привлекаются к отражению агрессии совместно с армией и пограничными войсками в составе Вооружённых Сил России под руководством Верховного Главнокомандующего ВС России.

Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.

Выполнение вышеуказанных задач, возложенных на внутренние войска, осуществляются:

-органами управления внутренними войсками;

-соединениями и воинскими частями оперативного назначения (мотострелковые);

-специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;

-соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

-авиационными воинскими частями;

-морскими воинскими частями;

-военными образовательными учреждениями высшего -профессионального образования;

-разведывательными воинскими частями (подразделениями);

-воинскими частями (подразделениями) специального назначения;

В соответствии со ст. 9 ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» Руководство внутренними войсками осуществляет Президент РФ. Он утверждает их состав, численность, структуру, принимает решение о дислокации и передислокации частей, о привлечении внутренних войск для участия совместно с органами внутренних дел в обеспечении режима чрезвычайного положения, назначает на должность Главнокомандующего внутренними войсками и освобождает его от должности. Непосредственное руководство внутренними войсками возложено на министра внутренних дел РФ. Он несет ответственность за правомерность действий внутренних войск, издает нормативные акты по вопросам организации деятельности внутренних войск и т. д.

Главнокомандующий внутренними войсками осуществляет управление внутренними войсками, несет персональную ответственность за боевую и мобилизационную готовность внутренних войск, успешное выполнение поставленных перед ними задач.

2. ОРГАНЫ И УЧРЕЖДЕНИЯ, ВХОДЯЩИЕ В СИСТЕМУ ОРГАНОВ МВД РОССИИ

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции .

В единую централизованную систему МВД России входят

1)Органы внутренних дел, включающие в себя полицию:

— центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России)

— территориальные органы МВД России

— образовательные учреждения системы МВД России

— научно-исследовательские организации системы МВД России

— медико-санитарные организации системы МВД России

— санаторно-курортные организации системы МВД России

— окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России

— представительства МВД России за рубежом

— иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел

2)Внутренние войска:

— органы управления внутренними войсками;

— соединения и воинские части оперативного назначения (мотострелковые);

— специальные моторизованные соединения и воинские части;

— соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

— авиационные воинские части;

— морские воинские части;

— военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;

— разведывательные воинские части (подразделения);

— воинские части (подразделения) специального назначения;

— учреждения (медицинские, научные и другие) и воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и другие).

3)Организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России

Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти. Они занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений .

Единого законодательства, регламентирующего организацию и деятельность органов внутренних дел, в настоящее время не существует. Основным законом, определяющим организацию полиции, входящей в состав органов внутренних дел, ее права и обязанности, является ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ ( в ред. от 06.12.2011г.). Деятельность других подразделений органов внутренних дел осуществляется в соответствии с различными нормативными актами, в том числе Положением о Министерстве внутренних дел РФ (утв. Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248).

В соответствии с этим Положением на органы внутренних дел возлагаются следующие задачи:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее — внутренние войска);

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Свою деятельность органы внутренних дел строят в соответствии с принципами уважения и соблюдения прав человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, взаимодействия с органами государственной власти и управления, общественными организациями, гражданами, средствами массовой информации.

Органы внутренних дел представляют собой сложную, разветвленную систему, в которую входят в качестве ее функциональных элементов (подсистем) полиция, внутренние войска, следственный аппарат, пожарная охрана и др.

1)Основной частью органов внутренних дел является полиция, представляющая собой систему государственных органов исполнительной власти, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости, публичности и др. .

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2)Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

3)В составе органов внутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом МВД РФ. Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются:

— оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

— осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

— организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

— осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

— разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

— совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

— определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле .

Следственный комитет МВД РФ как структурное подразделение министерства внутренних дел обеспечивает организационно-методическое руководство деятельностью подчиненных следственных подразделений, осуществляет ведомственный контроль за производством предварительного следствия и расследование особо сложных в доказывании преступлений дел, имеющих особое общественное значение. Возглавляет следственный комитет начальник, являющийся одновременно заместителем министра внутренних дел РФ и ему непосредственно подчиняющийся.

4)Для обеспечения пожарной безопасности, организации государственного пожарного надзора, пожарной охраны объектов и пожаротушения в органах внутренних дел организована противопожарная служба, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД РФ

Добавить комментарий