Органы охраны земель

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Государственное управление в области использования и охраны земель — это исполнительно-распорядительная деятельность гос.органов, направленная на рациональное использование и охрану земель.

Объектом управления являются отношения в сфере использования и охраны земельного фонда РФ. Для наилучшего регулирования, все земли разделены на 7 категорий:

Земли сельскохозяйственного назначения; Земли населенных пунктов; Земли спец.назначение

Земли особо охраняемых территорий и объектов; Земли лесного фонда; Земли водного фонда

Земли запаса.

Управление землями подразделяется на:

Общее – осуществляется органами общей и спец.компетенции и имеет территориальный хар-р ( правительство, ОИВ субъектов РФ). Распространяется на все земли, всех категорий.

Ведомственное – осуществляется гос.комитетами, фед.агенствами, службами. Распространяется на земли только определенных отраслей народного хозяйства.

Функции управления земельными ресурсами:

§ Ведение государственного кадастра недвижимости

§ Осуществление землеустройства

§ Планирование использования земельных ресурсов

§ Контроль за соблюдением земельного зак-ва; земельный контроль

§ Мониторинг земель

Виды и органы управления в области использования и охраны земель.

В зависимости от объема функций, все органы управления можно подразделить на 4 вида:

1. Органы общей компетенции:

1) Правительство

2) ОИВ субъекта РФ (Правительство, администрация)

3) Исполнительные органы МСУ (администрация)

2. Органы специальной компетенции

A. На федеральном уровне:

1) Рос реестр (2008 год) – Министерство эконом развития РФ.

2) Федеральное агентство по управлению госимуществом — Мин Эконом развитие РФ

3) Министерство природных ресурсов и экологии:

· ФА по гидрометеорологии окружающей среды

· ФС по надзору в сфере природопользования

· ФА по недропользованию

· ФА водных ресурсов

4) ФС по ветеринарному надзору – министерство сельского хозяйства РФ

5) ФА лесного хозяйства – правительство РФ

6) ФА по рыболовству – правительство РФ

B. На уровне субъектов РФ:

1) Министерство природных ресурсов Свердловской области

2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской Области

C. На уровне МСУ (г. Екатеринбург):

1) Комитет по управлению муниципальным имуществом

2) Комитет по градоустройству и природным ресурсам

3. Отраслевые органы (ведомственное управление):

1. Министерство обороны РФ

2. ФСБ + пограничные войска

3. Министерство образования и науки

4. Минздравсоцразвитие

5. Министерство транспорта

6. Министерство связи и массовой коммуникации

4. Внутрихозяйственное управление

Мониторинг земель – занимается Росреестр.

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земель в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов в земельном фонде. Объектом мониторинга является весь земельный фонд РФ (независимо от формы собственности и целевого назначения земель).

Ведутся следующие виды мониторинга:

1) федеральный — мониторинг всей территории РФ

2) региональный — мониторинг земельных участков региона

3) локальный — вплоть до мониторинга конкретного землепользования.

Задачи мониторинга:

1) своевременное выявление изменений состояния земельного фонда

2) своевременная их оценка

3) прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий

негативных процессов

4) обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

На основе выработанных рекомендаций разрабатывается комплекс мер экономического, правового и иного порядка по устранению выявленных негативных последствий. По результатам оценки состояния земель, выявленным в результате проведения мониторинга, составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы

Средства мониторинга:

дистанционное зондирование (съемки и наблюдения с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.), наземные съемки и наблюдения.

Контроль за использованием земель.

Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного зак-ва, требований охраны и использования земель. Виды контроля:

1. Государственный земельный контроль – охватывает все земли независимо от их целевого назн-я

§ Общегосударственный —

§ Специальный — Осуществляется ведомственными специальными органами.

Гос.зем.контроль осуществляется в форме проверок ( плановых и внеплановых ).

2. Общественный и муниципальный земельный контроль осуществляется:

— органами территориального общественного самоуправления

— гражданами

Муниципальный земельный контроль – контроль за использованием земель на территории соответствующего мун. образования.

2.1. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

3. Производственный контроль

Проводится собственниками земельных участков, землепользователями, арендаторами в процессе проведения производственно-хозяйственной и иной деятельности. Данные лица обязаны своевременно предоставлять информацию о качественном состоянии используемых ими земель.

Учет земель. Понятие, структура и порядок ведения гос. кадастра недвижимости

Учет земель – действия уполномоченных органов по внесению в гос.кадастр недвижимости сведений о ЗУ. Осуществляется по месту нахождения объекта в кадастровом округе. Срок учета – не более 20 дней.

Государственный земельный кадастр – это систематизированный свод документированных сведений о местоположении, целевом назначении, размерах, кадастровой стоимости ЗУ, правовом положении земель.

Цели ведения земельного кадастра:

§ Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами

§ Контроль за использованием и охраной земель

§ Повышение плодородия земель

§ Землеустройство

§ Экономическая оценка земель

§ Установление обоснованной платы за землю

В кадастр недвижимости вносятся следующие сведения ЗУ:

§ Кадастровый номер и дата внесения номера

§ Описание местоположения границ объекта недвижимости

§ Площадь недвижимости

§ Ранее присвоенный кадастровый номер

§ Сведения о кадастровой стоимости

§ Информация об обременениях на ЗУ

§ Категория земли

По результатам кадастрового учета должны быть выданы:

§ Кадастровый паспорт объекта недвижимости

§ Кадастровая выписка об объекте, содержащая сведения об внесении изменений

§ Кадастровая выписка, содержащая сведения о прекращении сущ-я объекта недвижимости

Кадастровые работы выполняются на основании договора подряда. В результате заказчику выдается межевой план ( состоит из графической и текстовой части).

Землеустройство.

Землеустройство — это система мероприятий по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель, сохранения и повышения плодородия почв.

Землеустроительные мероприятия проводятся на основании решений ФОГВ, ОГВ субъектов и ОМС, судебных решений.

Территориальное землеустройство может иметь место:

• при уточнении генеральной схемы землеустройства всей территории РФ

• на землях, относящихся к федеральной собственности

• на землях, относящихся к собственности субъектов федерации.

При проведении территориального землеустройства происходит образование новых и упорядочивание уже существующих объектов землеустройства. Территориальное землеустройство направлено на устранение различного рода неудобств, возникающих в процессе пользования землёй.

Внутрихозяйственное землеустройство

§ проводится в целях организации рационального использования земель с/х назначения и их охраны.

§ определяет различные виды с/х угодий в структуре земель с/х назначения.

§ выполняется разработка мер по: улучшению с/х угодий; освоению новых земель; восстановлению земель; защите земель от негативных воздействий.

Статья 3. Обязательность проведения землеустройства

Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях:

1. изменения границ объектов землеустройства;

2. выявления нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

3. проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

⇐ Предыдущая123

Рекомендуемые страницы:

Управление в сфере регулирования экологических отношений.

К институциональным инструментам организационно-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды относитсяуправление в сфере взаимодействия обществаи природы.

Управление в сфере регулирования охраны окружающей среды – является совокупность предпринимаемых компетентными органами и уполномоченными лицами действий, направленных на обеспечение исполнения требований природоохранительного законодательства о распоряжении природными ресурсами, обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения и восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также защите экологических прав юридических и физических лиц.

Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Виды управления: общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное (в том числе муниципальное).

Функциигосударственного управления:

— создание системы органов управления и координация их деятельности;

— нормотворчество;

— управление природными ресурсами;

— планирование исполнения охраны и улучшения окружающей среды;

— экологическое нормирование;

— оценка воздействия на окружающую природную среду;

— экологическая экспертиза;

— экологическое лицензирование;

— экологическая сертификация;

— экологическое аудирование;

— экологический мониторинг;

— экологический контроль;

— экологическое воспитание и образование и др.

Функции производственного управления:

1) планирование;

2) учет вредных воздействий на природную среду;

3) координация природоохранной деятельности;

4) экологический контроль;

5) локальное нормотворчество.

Функции общественного управления:

1) участие граждан и общественных объединений в принятии экологически значимых решений;

2) общественная экологическая экспертиза;

3) общественный экологический контроль.

Следует иметь в виду, что государственные функции управления в рассматриваемой сфере реализуются через соответствующие отраслевые функции, а последние и производственные, в свою очередь, могут реализовывать экологические функции управления совместно с общественностью.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

— административный (приказ);

— экономический (создание условий экономической заинтересованное);

— моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т. п.).

Принципы государственного экологического управления:

— законность;

— комплексность;

— административно-территориальный принцип организации управления в сфере охраны окружающей среды;

— бассейновый (применительно к территории бассейнов морей, рек, озер, рыбному промыслу и др. без учета административно-территориального деления);

— принцип организации управления;

— смешанный (сочетание бассейнового и административно-территориального принципа);

— разделение хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

Полномочия субъектов РФ в области земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков.

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере земельных отношений

Полномочия субъектов Российской Федерации в урегулировании земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков для общегосударственных потребностей, создании и внедрении на практике территориальных программ пользования землей и защиты природы, находящейся в регионе этих субъектов и иных полномочиях, которые не относятся ни к их компетенции, ни к компетенции органов местной исполнительной власти.

Говоря другими словами, они распоряжаются и ведут управление земельными участками, на тех или иных основаниях, имеющихся в их владениях.

Перечень полномочий субъектов РФ

В Конституции России за отдельными субъектами закреплены довольно важные полномочия в сфере земельных взаимоотношений, а также управления и распоряжения ресурсами, связанными с использованием земли. Государство совместно с субъектами РФ ведет деятельность, связанную с природопользованием, охраной природы и экологической безопасностью, а также с созданием особых условий для нуждающихся в этом территориях и культурных и исторических памятников.

Перераспределение полномочий между субъектами и государственными исполнительными органами основано на том, что поскольку земля является территорией, на которой субъект РФ находится в силу сложившихся исторических обстоятельств, он имеет право на целенаправленное управление ею.

Россия занимает довольно большую территорию, поэтому использование земли в ее пределах, хоть и имеет законодательно много общего и должно обеспечивать единое в территориальном, экономическом и правовом смысле пространство, все же имеет множество различий и особенностей.

Как пример, можно привести области вечной мерзлоты, где требуются совсем другие меры по мелиорации и охране природы, чем, например, в степных областях. На этом уровне полномочия, предоставленные субъектам РФ и государству, достаточно похожи.

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ

К полномочиям, предоставленным органам исполнительной власти, можно отнести:

  • определение базовых положений государственных действий в сфере урегулирования земельных отношений;
  • ограничения собственнических прав владельцев участков земли, а также их арендаторов, наложение ограничений относительно возможности оборота земельных участков;
  • руководство мониторингом земель, федеральным надзором над землей, землеустройством;
  • установление порядка резервирования и принудительного отчуждения земли для муниципальной или государственной необходимости;
  • разработка и внедрение общегосударственных программ по использованию земель и общей охране природных богатств.

Участками, на законодательном уровне принадлежащим к государственной собственности, управляет и распоряжается РФ.

Полномочия законодательных органов субъектов РФ

В действующей редакции Земельного кодекса России отдельным пунктом оговорено перераспределение полномочий между законодательными органами отдельных субъектов страны и порядок его производства. К объектам земельных отношений относятся земельные участки и их части, а также земля, если рассматривать ее как природный объект в целом и природный ресурс.

С точки зрения права собственности земельный участок является недвижимостью, но в то же время представляет собой часть поверхности планеты, которая имеет определенные характеристики. При необходимости законодательные органы РФ могут создавать искусственные земельные участки в порядке, определенном федеральным законодательством.

Перераспределение полномочий относительно подразделения многообразных земель страны по целевому предназначению тоже возложено на законодательные органы субъектов РФ. В их обязанности входит раздел участков земли на:

  • сельскохозяйственные;
  • землю населенных пунктов;
  • земли специального назначения;
  • особым образом охраняемую территорию;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • земли запаса.

Все эти участки используются в соответствии с тем целевым назначением, которое для них установлено. Правовое урегулирование спорных вопросов с ними определяется в зависимости от принадлежности к одной из вышеперечисленных категорий и разрешения на их использование, установленного в специальных федеральных законах о зонировании территорий.

Перераспределение полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Принятие актов и законов земельного законодательства субъектами РФ основано на нормативах, прописанных в Конституции РФ. Перераспределение полномочий по управлению природными ресурсами и другими природными богатствами, неразрывно связанными с землей, проведено так, что всеми землями управляет сама Российская Федерация совместно со своими субъектами.

В Конституции установлены взаимоотношения между всеми существующими законодательными актами.

Субъекты РФ не имеют права издавать и принимать федеральные законы, входящие в противоречие с конституционными законами.

Однако в случае если возникает противоречие общегосударственного закона и нормативного акта, принятого субъектом РФ, ситуация разрешается согласно положениям документа, изданного в регионе.

Собственное правовое урегулирование по предметам, ведением которых субъекты РФ занимаются совместно с государством, они проводят самостоятельно вплоть до того момента, пока не был принят соответствующий государственный закон. После его принятия правовые акты субъекта РФ должны быть изменены до соответствия положениям закона с высшим приоритетом.

Система управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ

Особенностью этой системы в Российской Федерации является то, что земельные отношения нельзя в полной мере разделить на те, которые подвластны общей компетенции и те, которые можно отнести к специальной компетенции. Региональная система в нашей стране не является развернутой настолько, как это сделано на федеральном уровне.

Однако и данную систему можно классифицировать определенным образом. В частности, критерием классификации в данном случае может выступать природа управленческих полномочий, которые законодательство предоставляет каждой конкретной группе органов.

Региональные государственные органы в этой связи целесообразно будет разделить на две группы:

  • законодательной власти;
  • исполнительной власти.

Деятельность органов законодательной власти субъектов России (региональных парламентов по государственному урегулированию) установлена Конституцией, где закреплено, что вопросы пользования и распоряжения земельными участками, недрами земли, а также водными и другими природными ресурсами, как и земельное законодательство находятся в совместном ведении государства и его субъектов. Нельзя не отметить позитивный характер этого положения, поскольку по своей природе земельные отношения неразрывно связаны с регионом, к которому относятся спорные земельные участки.

Исходя из этого правила, субъектам России доступны для самостоятельного урегулирования земельные отношения, объективно являющиеся для их региона особенными. Иногда федеральный законодатель устанавливает для них обязанность урегулировать вопрос, который в федеральной законодательной базе укрепить невозможно.

Следует также соблюдать правила законотворчества: субъекты РФ имеют право активного формирования собственной законодательной базы касательно тех земельных отношений, которые для их региона являются специфическими.

Органам исполнительной власти субъектов РФ в рамках урегулирования земельных отношений предоставлена собственная компетенция: им дано право реализовать на практике положения регионального, а также федерального земельного законодательства. Так, например, правительства субъектов России могут:

  • управлять земельными участками из региональной собственности, а также распоряжаться участками, на которые не была разграничена государственная собственность;
  • переводить участки из региональной земли сельскохозяйственного назначения в другие формы собственности;
  • устанавливать публичные сервитуты;
  • решать вопросы о размере арендной платы за земельные участки;
  • утверждать региональные программы по рациональному использованию земли, повышению ее плодородия и охране земельных ресурсов;
  • осуществлять резервирование земель и принимать решения об изъятии земель для региональных нужд и др.

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 24

Проводимая в последние годы в стране административная реформа внесла существенные изменения в структуру государственных органов по управлению земельными ресурсами. В 2004 г. Указом Президента РФ N 314 в России была введена трехзвенная структура государственного управления. В системе федеральных органов исполнительной власти образованы: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В настоящее время в Российской Федерации продолжается тенденция усиления роли исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ N 724 от 12 мая 2008 г. «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» к основным (межотраслевым) органам управления земельными ресурсами специальной компетенции относятся:

— Министерство экономического развития (Минэкономразвития), в состав которого, в частности, входят Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (в соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847) и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество);

— Министерство природных ресурсов и экологии, в состав которого входят Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по недропользованию;

— Министерство сельского хозяйства, в состав которого в том числе входят Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральное агентство лесного хозяйства;

— Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, входящая в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляющая санитарно-эпидемиологический контроль в стране;

— Министерство регионального развития РФ, в состав которого в том числе входят Департамент регулирования градостроительной деятельности и Департамент территориального планирования и регионального развития.

В дальнейшем в соответствии с Указом Президента РФ N 724 от 12 мая 2008 г. Правительством РФ были утверждены Положения о вышеуказанных министерствах, следующим образом определяющие их специальную компетенцию в области управления земельными ресурсами в РФ.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 с 1 марта 2009 г. упразднены входившие в состав Минэкономразвития России Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Функции упраздненных федеральных агентств переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (здесь и далее под федеральным имуществом понимаются земельные участки, находящиеся в собственности РФ), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, в сфере мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федерального агентства водных ресурсов и Федерального агентства по недропользованию.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов); государственный земельный контроль в пределах своих полномочий; за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственный лесной контроль и надзор) на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет ведение государственного водного реестра, включая государственную регистрацию договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договору водопользования, а также прекращения договора водопользования; ведение Российского регистра гидротехнических сооружений; осуществляет владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности; осуществляет государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения.

Федеральное агентство по недропользованию организует государственное геологическое изучение недр, проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр; осуществляет ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях). Минсельхоз России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных Министерству Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства лесного хозяйства.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий).

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет рассмотрение материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий, отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков и установление их границ, отнесение лесов к эксплуатационным, резервным лесам и установление их границ. Рослесхоз является организатором аукционов по продаже права на заключение договоров аренды в отношении лесных участков в пределах земель лесного фонда на территории субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по предоставлению в аренду которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека входит в состав Министерства здравоохранения и социального развития РФ и является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Указанная служба в том числе осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.

Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) утверждает форму градостроительного плана земельного участка, форму разрешения на строительство, форму разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Минрегион России утверждает порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, порядок внесения изменений в проектную документацию. Минрегион России осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Рекомендуемые страницы:

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5

Каждый кусочек земли имеет важное государственное значение. Поэтому государство проводит мониторинг земель, кадастрового учёта, планирование, землеустройство для учёта использования земель в соответствии с их назначением.

Государственное управление использования и охраны земель – это организующая деятельность государственных органов исполнительной власти, направленная на обеспечение условий для рационального использования земель всеми субъектами в различных сферах экономики страны.

Содержание государственного управления:

— мониторинг;

— планирование использования и охраны земель;

— государственный кадастровый учёт;

— землеустройства;

— разрешение земельных споров;

— взимание земельного налога;

— перераспределение земель (в том числе и изъятие);

— привлечение к юридической ответственности в связи с нарушениями земельного законодательства.

Органы государственного управления (исполнительная и законодательная власть)

→ Общей компетенции — Федеральное собрание, Государственная Дума, президент РФ (указы), правительство РФ (передано Рослеснадзор);

→ Специальной компетенции (ведомственной компетенции) – министерства (координирует деятельность агентств и служб, обладает управлением нормативно-правовым актами), агентства (управление) и служба (контроль и надзор):

Министерство экономического развития

— Росреестр (возник на федеральном уровне 1.04.2009)

— Росстат

— Росимущество (управление всеми договорами, связанные с имуществом РФ проходят через Росимущество)) – управление особыми экономическими зонами

Министерство сельского хозяйства

— Росфитонадзор

Министерство природных ресурсов и экологии

— Росприроднадзор

— Росгидромет (мониторинг окружающей среды, а также мониторинг плодородия земель с.-х. назначения)

— Ростехнадзор (фед служба по технологическому и атомному надзору – экологическая экспертиза)

— Росводоресурс (управление водными ресурсами)

— Рос недра (управление недрами)

Г.

Лекция №9

Мониторинг

Вопросам мониторинга земель посвящена ст. 67 ЗК РФ. Помимо данной статьи, вопрос регулируется Постановлением правительства от 28.11.02 №846 «об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», от 31.04.03г. №177 «об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

Мониторинг земель является элементом экологического мониторинга. Органом власти, уполномоченным на осуществление организации экологического мониторинга (такие элементы: лесопатологический мониторинг, мониторинг плодородия с.-х. земель, мониторинг объектов животного мира и т.д.) осуществляет федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. Мониторинг земель ведет Росреестр.

Задачи мониторинга.

1. своевременное выявление изменение состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов.

2. информационное обеспечение деятельности органов государственного управления земельным фондом.

3. информация населения.

Государственный мониторинг земель должен осуществляться в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Получение информации может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования

б) сети постоянно действующих полигонов

в) наземных съемок наблюдений и обследований

г) соответствующих фондов данных

Росреестр и его территориальные органы осуществляют мониторинг с использованием Автоматизированными Информационными Системами, функционирующей во взаимодействии с АИСами органов государственной власти и местного самоуправления. Данные мониторинга хранятся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. На сегодняшний день информация хранится в территориальных отделах.

Помимо земельного кодекса проведение мониторинга предусматривается ФЗ от 16.07.98г. №101-ФЗ «о государственном регулировании обеспечения плодородия земель с.-х. назначения», которым мониторинг плодородия земель с.-х. назначения признается составной частью государственного мониторинга земель. ФЗ от 10.01.96г. №4-ФЗ «о мелиорации земель» среди основных направлений деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти в области мелиорации земель названы Организация учёта и проведения мониторинга мелиорированных земель. Данный мониторинг также является составной часть государственного мониторинга земель.

Землеустройство

Вопросам землеустройства посвящена ст.68 ЗК РФ. Согласно ей землеустройство раскрывается через перечень мероприятий:

— изучение состояния земель;

— планирование и организация рационального использования и охраны земель;

— описание местоположения и/или установление на местности границ объектов землеустройства;

— организация рационального использования физическими и юридическими лицами земельных участков для с.-х. производства;

— организация территорий для коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Объекты землеустройства – территории субъектов РФ, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особым режимом использования территорий, а также части таких территорий и зон.

ФЗ от 18.06.01г. №78-ФЗ «о землеустройстве» (в редакции от 23.07.08г.) ВХЗУ проводится в отношении земель с.-х. назначение, а также в отношении земель общин, установление границ участков субъектов РФ, муниципального образования, а также территориальных зон.

Виды землеустроительной документации

1. Генсхема землеустройства территории РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, схема использования и охраны земель,

2. Карты (планы) объектов землеустройства

3. Проекты ВХЗУ

4. Проекты улучшения с.-х. угодий, материалы обследований и изысканий, инвентаризации земель

5. Тематические карты и атласы состояния использования земель

Лица, осуществляющие землеустройства обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в государственный Фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Государственный контроль за использованием и охраной земли.

Является одним из традиционных инструментов земельного законодательства.

— это система мероприятий, направленных на выявление возможных и существующих нарушений земельного законодательства, предупреждение таких нарушений, их устранение и ликвидация последствий. ЗК РФ предусмотрен государственный, муниципальный, общественный и производственный (ст.73 (77?)) ГосЗем Контроль.

ГосЗем контроль осуществляет Росреестр. Осуществляется в соответствии с ПП от 15.11.06г. №689 «о государственном земельном контроле». Положение, утвержденное данным постановлением установлен порядок проведения госземконтроля росреестром, росприроднадзором, росфитонадзором и их территориальными органами в соответствии с их компетенцией. Между этими органами компетенция разграничена.

Компетенция росприроднадзора:

— выполнение обязанностей по рекультивации земель после разработки месторождений полезных ископаемых, строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и др. работ;

— выполнение требований и мероприятий по улучшению земель и охране от водной и ветровой эрозий;

— выполнение требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройство складов, строительства и др. целей без специального разрешения;

— нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

— иные

Росфитонадзор (россельхознадзор):

— действует в отношении земель с.-х. назначения и земельных участков с.-х. использования в составе земель населенных пунктов;

— следит за сохранением и улучшением плодородия земель;

— за предотвращением самовольного снятия, перемещения плодородного слоя почвы.

За всем остальным госземконтроль осуществляет росреестр.

Должностные лица, осуществляющие госземконтроль называются инспекторами.

Виды:

— плановый (ежегодный) – проверка состояния использования

— разовый (по «заявке»)

— текущий контроль – повторная проверка за осуществлением мероприятий по улучшению.

Читать учебник

В порядке осуществления госземконтроля, в случае выявления нарушения земельного законодательства, виновные привлекаются к юридической ответственности, чаще всего к административной.

Г.

Лекция №10

Перераспределение земель.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласование места размещения объекта.

Земельное законодательство устанавливает 2 классические процедуры предоставления земельного участка гражданам и юридическим лицам из публичной собственности (из федеральной собственности, региональной и муниципальной) в частную собственность или на ином вторичном праве:

1) с предварительным согласованием места размещения объекта;

Обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган публичной власти (как правила ОМС (органы местного самоуправления)) с заявлением (ходатайством) о предварительном согласовании места размещения объекта, с указанием желаемого местоположения примерной площади, целей. На последующих стадиях производится выбор земельного участка на основе документов ГКН, с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования со всеми заинтересованными лицами (пожарные службы, архитектуры, экологи, санэпиднадзор, «сервитуты»). В данном процессе в обязательном порядке ОМС городских и сельских поселений осуществляется информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства (п.3 ст.31 ЗК РФ). Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Данная стадия заканчивается принятием РЕШЕНИЯ органом власти о предварительном согласовании места размещения объекта. Данный документ является основание для подачи заинтересованным лицом в течении 3х лет заявления о предоставлении ему земельного участка для строительства, с приложением проекта строительства и документов о финансировании данного строительства. (начинается заявление – заканчивается решением: полноценная юридическая …)

2) без предварительного согласованием места размещения объекта (на торгах, аукционах или конкурсах);

(Конкретный проект, конкретный земельный участок, конкретная площадь)

На основании заявления орган власти принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства в 2х недельный срок, при условии, что установлены границы земельного участка, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учёт и имеется кадастровый паспорт. При 2м способе предоставления земельного участка для строительства (без предварительного согласования размещения объекта) формирование земельного участка. Постановка его на кадастровый учёт, определение технических условий подключения объекта к сетям и т.д. осуществляется ОМС, т.е. в этом случае на торги выносится полностью готовый к застройке земельный участок.

Земельные участки могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность (в продажу) или аренду на торгах, проводимых как в форме аукциона, так и конкурса (закрытого или открытого). Для ИЖС земельные участки выставляются на торги, когда имеется 2 и более заявлений на один участок. Если заявление одно, тогда предоставление осуществляется без торгов. Для жилищного строительства (многоквартирных домов) при предоставления земельного участка в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства земельные участки предоставляют только по итогам открытого аукциона.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объектов недвижимости за счёт бюджетов, земельные участки предоставляются без торгов.

Добавить комментарий