Органы осуществляющие государственное управление

Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

ЗК РФ и издаваемые в соответствии с ним акты земельного законодательства основываются на принципе разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Полномочия Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области земельных отношений закреплены в ст. 9–11 ЗК РФ. В силу этого правовое управление землепользованием осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в управлении землепользованием регламентировано в нормативных правовых актах. В частности:

  • – Президент РФ издает указы, регулирующие земельные отношения, обязательные для исполнения на территории всей Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ);
  • – Государственная Дума принимает федеральные законы (с одобрением их Советом Федерации), которые регулируют общественные земельные отношения в России (ст. 105 Конституции РФ);
  • – Правительство РФ издает постановления и распоряжения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ, ЗК РФ, федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»);
  • – субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;
  • – органы местного самоуправления (которые согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти) осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на землю (п. 1 ст. 130 Конституции РФ), регулируют земельные отношения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Органы местного самоуправления на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют отдельные, предусмотренные законом функции регулирования и надзора в сфере земельных отношений, которые закреплены в положениях об этих органах.

Государственные органы по характеру управления землепользованием можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т.е. регулирующие круг земельных вопросов и те, которые занимаются специализированными вопросами управления.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Так, выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также перевода земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии возложена на Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России). Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 утверждено положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), также находящееся в ведении Минэкономразвития России, и его территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по осуществлению государственного земельного надзора в установленной сфере деятельности (постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»).

На Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) возложены функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, и в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв (постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»),

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящаяся в ведении Минсельхоза России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору»).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, мониторинга окружающей природной среды, се загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы (постановление Правительства РФ от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации»).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящаяся в ведении Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, и государственной экологической экспертизы, осуществляет государственный земельный надзор в пределах своих полномочий (постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»).

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является органом государственного горного надзора и органом государственного строительного надзора, осуществляет государственный экологический надзор в сфере своей деятельности. Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство РФ. Положение о Ростехнадзоре утверждено постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Минэкономразвития России, и его территориальные органы осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных отношений (постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»). Руководство деятельностью Роспотребнадзора осуществляет Правительство РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления для управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, уполномочивают для этой цели собственные специальные органы (п. 1 ст. 34 ЗК РФ).

Ведомственными органами управления землями, являются Минобороны России, Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики РФ, Федеральная служба безопасности РФ и др. (соответствующие земельные участки предоставляются для выполнения возложенных на данные федеральные органы исполнительной власти государственных задач).

К органам, осуществляющим смежную с управлением в сфере охраны окружающей среды и природопользования деятельность, следует отнести ряд следующих федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящаяся в ведении Правительства РФ, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора; функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения; а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере:

  • – агропромышленного комплекса, включая животноводство (в том числе разведение одомашненных видов и пород рыб, включенных в Государственный реестр охраняемых селекционных достижений), ветеринарию, обращение лекарственных средств для ветеринарного применения, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами;
  • – рыбного хозяйства, в том числе рыболовства, рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства, сохранения водных биологических ресурсов и ряд иных функций в указанной сфере;
  • – земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), но государственному мониторингу таких земель.

На Минсельхоз России также возложено осуществление функций по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий, безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; иных полномочий в рамках своей компетенции.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора, находящаяся в ведении Минсельхоза России, осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящаяся в ведении Минэкономразвития России, была создана Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 на основе Росрегистрации путем передачи ей полномочий упраздняемых Роскартографии и Роснедвижимости. На Росреестр возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Росреестр осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, государственного земельного контроля и ряд других функций.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Минэкономразвития России, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. В частности, Росимущество уполномочено предоставлять земельные участки, находящиеся в государственной собственности; подготавливать и представлять в Минэкономразвития России предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки, а также предложения об утверждении перечней земельных участков, на которые возникает право федеральной собственности; непосредственно осуществляет разграничение государственной собственности на землю.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), находящаяся в ведении Правительства РФ, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты нрав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) функционирует Пограничная служба, осуществляющая государственное управление, в том числе и в области обеспечения охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов (в частности, контроль за промыслом морских биологических ресурсов на данной территории (акватории) иностранными судами).

Вопрос 15. Управление в сфере использования и охраны земель.

Объектом управления выступает вся земля в пределах РФ. В основе государственного управления лежит право территориального верховенства государства, которое позволяет, с одной стороны, осуществлять защиту земельных прав и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в реализации земельных прав (напр., любое лицо может получить выписку из земельного кадастра), с другой стороны – это право позволяет привлекать виновных лиц к ответственности и выявлять в целом нарушения земельного законодательства и предпринимать соответствующие меры.

Управление земельными ресурсами в сфере использования и охраны земель – это организующая деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.

Функции – это основные направления деятельности в этой сфере.

Функции управления:

1. ведение государственного кадастра недвижимости;

2. ведение землеустройства;

3. осуществление земельного контроля;

4. планирование использования и охраны земель;

5. мониторинг земель.

Существует два вида управления:

1. общее управление – это управление, которое осуществляется органами общей и специальной копетенции и имеет территориальный характер, т.е. оно распространяется на все земли, независимо от прав на земельный участок и земли, целевого назначения, их территориальной расположенности и ведомственной принадлежности;

2. ведомственное управление – осуществляется федеральными агентствами, федеральными службами, а также в установленных законодательством случаях – министерствами и имеет это управление отраслевой характер, т.е. распространяется только на земли определенных отраслей экономики. В частности, такого рода управления осуществляет ФА железнодорожного транспорта; ФСБ в отношении земельных участков, по которым проходит государственная граница.

Содержание управления составляют функции органов, под которыми понимаются обособленные основные виды деятельности органов исполнительной власти по обеспечению рационального использования и охраны земель.

Органы общей компетенции:

1. Правительство РФ (обеспечение проведения единой государственной политики в области охраны окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; организация деятельности по охране и рациональному использованию всех природных ресурсов; регулирование природопользования);

2. органы исполнительной власти субъектов РФ (полномочия их устанавливаются Уставами и Конституциями соответствующих субъектов);

3. органы местного самоуправления (осуществляют управление по некому остаточному принципу).

Органы специальной компетенции:

I.Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития) – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере имущественных отношений, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Минэкономразвития координирует деятельность Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, Федерального Агентства по управлению государственным имуществом.

Минэкономразвития осуществляет:

1) управление особыми экономическими зонами (до октября 2009 г. для таких зон функционировало свое агентство);

2) ведёт банк информации о земельных участках, предоставленных под особые экономические зоны;

3) осуществляет выдачу разрешений на строительство на территории особых экономических зон;

4) определяет целевое использование земельных участков в границах особых экономических зон;

5) Министерство управляет и распоряжается земельными участками в границах особой экономической зоны, а также объектами недвижимости, расположенных в таких зонах.

1. Росреестр:

1) его полномочия:

§ проводят государственную экспертизу землеустроительной документации;

§ составляют протоколы об административных правонарушениях в земельной сфере и налагают административные штрафы.

2) осуществляет:

§ государственную регистрацию на земельные участки и сделок с ними;

§ ведут единый государственный реестр;

§ осуществляют государственный кадастровый учёт земельных участков;

§ ведет государственный кадастр недвижимости и реестр кадастровых инженеров;

3) контроль:

§ за соблюдением земельного законодательства;

§ осуществляет государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);

§ осуществляет государственный земельный контроль

4) организует:

§ проведение государственной кадастровой оценки;

§ проведение землеустройства по решению федеральных органов государственной власти;

§ подготовку землеустроительной документации для установления границ публичных образований, включая РФ.

2. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество):

Полномочия:

1) осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества;

2) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием и сохранностью федеральных земельных участков;

3) подготавливает в Минэкономразвития предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;

4) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка органу государственной власти, государственному учреждению или предприятию;

5) принимает решения о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, ранее принадлежавшие РФ;

6) определяет существенные условия договоров купли-продажи федеральных земельных участков, заключаемых по результатам аукционов;

7) принимает решение о проведении торгов в форме аукциона;

8) выступает организатором торгов при продаже федеральных земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков;

9) по результатам торгов заключает договоры купли-продажи и договоры аренды.

II. Министерство природных ресурсов и экологии

1. В состав включается Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), которое выдает, оформляет и регистрирует лицензии на пользование недрами, а также выдаёт заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и выдаёт разрешение на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых.

2. Федеральное Агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

Росводресурсы:

1) осуществляет владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;

2) ведет государственный мониторинг водных объектов;

3) ведёт государственный водный реестр, в том числе осуществляет государственную регистрацию договоров водопользования, решения предоставлений водных объектов в пользование, регистрирует переход прав и обязанностей по договорам водопользования;

4) ведёт государственный регистр гидротехнических сооружений;

3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

Росприроднадзор осуществляет:

1) контроль и надзор в области организации и функционирования особых охраняемых природных территорий федерального значения;

2) государственный земельный контроль в рамках своих полномочий;

3) контроль и надзор за использование охраны водных объектов,

4) контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

III. Министерство сельского хозяйства (Минсельхоз);

Функции:

1) по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); а также в сфере земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения;

2) по государственному мониторингу земель сельскохозяйственного назначения.

Характер деятельности исполнительных органов госу­дарственной власти по организации рационального использо­вания и охраны земель обусловлен принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции РФ (принцип разграничения сфер деятельности и полномочий государственных органов, осуществляющих законодательную, испол­нительную и судебную власти).

Виды управления в сфере исполь­зования и охраны земель:

    1. общее;
    2. специальное;
    3. ведомствен­ное (отраслевое).

Виды органов управления в сфере исполь­зования и охраны земель:

1) органы общей компе­тенции:

    • Президент РФ,
    • Правительство РФ,
    • органы исполнительной власти субъектов РФ,
    • органы ме­стного самоуправления.

2) специально упол­номоченные органы государства в данной области:

    • федеральные ми­нистерства (Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
    • федеральные службы (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, и др.);
    • федеральные агенства (Федеральное агентство лесного хозяйстваФедеральное агентство по управлению государственным имуществом и др.).

Общее управление в области использования и охраны земель

Общее управление носит территориальный характер и ка­сается всех собственников земельных участков, землевладель­цев, землепользователей и арендаторов земельных участков, осуществляющих свою деятельность в пределах территории всей страны, субъекта РФ или территории местного само­управления.

Такое управление осуществляют органы общей компе­тенции, к которым относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы ме­стного самоуправления в пределах их компетенции.

Специальное управление в области использования и охраны земель

Специальное управление осуществляют специально упол­номоченные органы государства в данной области, для кото­рых выполнение соответствующих функций управления яв­ляется главной задачей.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636. В соответствии с Указом, в систему федераль­ных органов исполнительной власти входят федеральные ми­нистерства, федеральные службы и федеральные агенства.

Основные управленческие функции в области охраны и использования земель возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции

    • по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    • по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации),
    • по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

См. также Постановление Правительства РФ от 21.10.2016 N 1084 «О федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии»

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, и т.д., а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса; по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель; по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, и т.д.

Ведомственное управление в области использования и охраны земель

Ведомственное управление осуществляют ряд федераль­ных органов исполнительной власти в отношении земель, ко­торые находятся, как правило, в федеральной государствен­ной собственности. Регулирование охраны и использования земель не является для этих органов их основной задачей, чем они и отличаются от органов специальной компетенции.

Этот вид управления распространяется прежде всего на подведом­ственные данным органам предприятия, учреждения и орга­низации. Такие органы получили название органов ведомст­венной (отраслевой) компетенции, и к ним, в частности, мож­но отнести Министерство обороны РФ, Министерство путей сообщения РФ и некоторые другие.

Внутрихозяйственное управление в области использования и охраны земель

Помимо рассмотренных видов управления выделяют внутрихозяйственное управление, которое осуществляют непо­средственно сами собственники земли, землевладельцы, зем­лепользователи и арендаторы в отношении находящихся у них земель (внутрихозяйственный учет, контроль за исполь­зованием земель, внутрихозяйственная организация земель­ного участка и т.д.).

Содержание управления в данной области заключается в выполнении соответствующими органами управленческих функций, под которыми понимают особые виды деятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель.

Основными управленческими функциями в данной об­ласти являются:

    • распределение и перераспределение земель (предостав­ление и изъятие земель);
    • землеустройство;
    • ведение государственного земельного кадастра;
    • мониторинг земель;
    • планирование в области охраны и использования земель и ряд других.

Добавить комментарий