Органы осуществляющие оперативно розыскную

В результате освоения данного раздела студент должен:

знать

  • • систему органов, осуществляющих ОРД, их компетенцию;
  • • функции, реализуемые оперативными сотрудниками в процессе решения служебных задач;
  • • виды содействия граждан органам, осуществляющим ОРД;
  • • условия заключения оперативно-розыскного контракта;

уметь

  • • различать ведомственную компетенцию органов, осуществляющих ОРД;
  • • использовать на законодательной основе конфиденциальное содействие граждан в борьбе с преступностью;
  • • реализовать все формы социальной и правовой защиты граждан, содействующих оперативно-розыскным органам;

владеть

  • • общими организационными формами взаимодействия между различными подразделениями, осуществляющими ОРД;
  • • методами руководства и воспитания конфиденциальных сотрудников, а также методикой их обучения.

Структура и компетенция субъектов оперативно-розыскной деятельности

Понятие и структура органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

В юриспруденции под субъектами понимаются физические лица (граждане) и юридические лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными законодательством.

Теория ОРД к потенциальным участникам оперативно-розыскных отношений относит граждан и юридических лиц, которые в разовом, индивидуальном порядке или на постоянной основе в зависимости от выполнения ОРМ могут быть вовлечены в эти отношения. Такие участники обычно относятся к категории субъектов оперативно-розыскных отношений. В оперативно-розыскном законодательстве (ст. 13 Закона об ОРД) субъекты именуются «органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность».

Органы, осуществляющие ОРД – это организационнообособленные управленческие единицы, которым оперативно-розыскным законодательством, а также ведомственными нормативными актами определены задачи, компетенция и объем полномочий по осуществлению ОРД.

В структуру данных органов входят оперативные подразделения, которые согласно ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД осуществляют ОРД.

Оперативное подразделение – это организационное штатное звено, входящее в структуру российского правоохранительного органа или спецслужбы, которое в соответствии с функциональной специализацией осуществляет решение оперативно-розыскных задач.

Право осуществлять ОРД на территории РФ предоставлено законодательством оперативным подразделениям:

  • 1) органов внутренних дел РФ;
  • 2) органов ФСБ России;
  • 3) федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны;
  • 4) таможенных органов РФ;
  • 5) СВР России;
  • 6) ФСИН России.
  • 7) ФСКН России.

Кроме указанных подразделений право на частичное осуществление ОРД предоставлено законом оперативным подразделениям внешней разведки Минобороны России, которые проводят ОРМ только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов. Это обусловлено прежде всего целями и задачами данных органов, а также стремлением избежать дублирования функций других оперативных служб.

Все перечисленные в ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД подразделения вправе проводить ОРМ в целях обеспечения собственной безопасности (выявление коррумпированных сотрудников, лиц из числа конфидентов, вставших на путь дезинформации и двурушничества, лиц, разглашающих государственную тайну, и др.).

Оперативно-розыскные подразделения характеризуются следующими основными признаками:

  • – функционируют в составе государственных органов;
  • – выполняют задачи, предусмотренные оперативно-розыскным законодательством;
  • – используют в своей деятельности оперативно-розыскные силы, средства и методы;
  • – используют при решении оперативно-розыскных задач конфиденциальных сотрудников;
  • – работают под руководством должностного лица – руководителя оперативно-розыскного органа;
  • – взаимодействуют с оперативными подразделениями своего ведомства, а также с другими органами, осуществляющими ОРД.

По ведомственной принадлежности оперативные подразделения могут входить в структуру правоохранительного органа (ОВД, ФСИН России, ФСКН России); органа, обеспечивающего безопасность государства и объектов государственной охраны (ФСБ России, СВР России, ФСО России).

В соответствии со структурно-штатным построением оперативные подразделения имеют вертикальную (департамент, управление, отдел, отделение, группа) и горизонтальную (специализированные подразделения, оперативно-розыскные бюро по направлениям деятельности) структуру. Структурное разделение на оперативные службы осуществляется в соответствии со штатным расписанием, которым определяются численность и должностное положение оперативных сотрудников. Штаты оперативных сотрудников устанавливаются ведомственными подзаконными нормативными актами. Необходимость создания оперативных подразделений в структуре различных государственных органов обусловлена реализуемыми ими оперативно-розыскными функциями.

В основу структурного построения оперативных подразделений положены целевое назначение и функциональная специализация, предопределяющая их внутреннее построение, т.е. разделение на составные части и определение функциональных обязанностей оперативных сотрудников по объектам, линиям, направлениям оперативно-розыскной работы.

Структура оперативных подразделений основывается па их функциональной специализации с учетом поступающей информации, которая содержит общие (групповые) признаки преступлений (общеуголовные, экономические и др.), поскольку данные подразделения осуществляют свои функции на самых ранних стадиях криминальных проявлений. Такое разграничение создает для оперативных подразделений реальную возможность выполнять общее требование закона о выявлении всех криминальных проявлений и уже на стадии документирования о выполнять свои функции в соответствии со специализацией.

Функциональная специализация оперативных подразделений определяется не только законодательными актами, но и подзаконными актами и ведомственными указаниями.

В зависимости от полноты осуществления ОРД выделяют два вида подразделений: 1) выполняющие ОРД в полном объеме; 2) выполняющие ОРД в ограниченном объеме, т.е. осуществляющие вспомогательные функции. К первой группе относятся уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, по обеспечению собственной безопасности и др.

Вторая группа подразделений осуществляет вспомогательную функцию и выполняет по заданию (поручению) подразделений первой группы лишь отдельные ОРМ. К ним относятся оперативно-поисковые, оперативно-технические подразделения, подразделения по обеспечению радиоэлектронной безопасности.

Оперативное подразделение является основным организационно-структурным элементом органа, осуществляющего ОРД. В связи с этим следует более детально рассмотреть оперативные подразделения, функционирующие в составе различных оперативно-розыскных органов.

Органы внутренних дел (полиции) осуществляют ОРД в качестве одной из основных своих функций. Право полиции на поведение ОРМ закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции.

Коллективными субъектами, для которых оперативно-розыскная функция является основной, выступают оперативные подразделения и службы полиции, на которые возлагаются полномочия по осуществлению ОРД, оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий.

Для осуществления оперативно-розыскных функций в структуре центрального аппарата МВД России действуют управления, организующие, координирующие и контролирующие деятельность оперативных подразделений территориальных ОВД. К ним относятся Главное управление по противодействию экстремизму, Главное управление собственной безопасности, Главное управление уголовного розыска, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, Оперативное управление, Управление оперативно-розыскной информации, ГИАЦ МВД России, ГЦСиЗИ МВД России и др. В региональных управлениях имеются оперативно-розыскные части (ОРЧ), центры, отделы, осуществляющие ОРД в соответствии с функциональной специализацией.

Кроме того, в системе территориальных органов ОВД функционируют оперативно-поисковое бюро (ОПБ), осуществляющее оперативные установки, наружное наблюдение и т.д., Бюро специальных технических мероприятий (БСТМ), в функции которого входят прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, электронное наблюдение, отдел (отделение) НЦБ Интерпола России, осуществляющее международный обмен оперативно-розыскной информацией и располагающее автоматизированными информационно-поисковыми системами оперативно-розыскного назначения.

Ведомственным приказом определяется перечень оперативных подразделений в системе МВД России, правомочных осуществлять ОРД. В полном объеме ОРД правомочны осуществлять следующие подразделения: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; собственной безопасности; противодействия экстремизму; по борьбе с преступными посягательствами на грузы; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; оперативно-поисковые подразделения; по проведению специальных технических мероприятий; по организации оперативно-розыскной деятельности; оперативно-сыскные. Ряд подразделений (оперативно-розыскной информации, НЦБ Интерпола, специального назначения) правомочны проводить только отдельные ОРМ, определенные ведомственным приказом.

В системе МВД России для выполнения координирующих функций различных территориальных органов субъектов РФ были созданы главные управления МВД России по федеральным округам. Их задачами являются:

  • – координация, контроль и анализ деятельности ОВД в соответствующих федеральных округах;
  • – организация деятельности ОВД в соответствующих федеральных округах по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер;
  • – организация взаимодействия ОВД с полномочными представителями Президента РФ в соответствующих федеральных округах.

Органы ФСБ России в соответствии со ст. 1 Закона о ФСБ являются единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, решающими в пределах своих полномочий задачи по обеспечению безопасности РФ.

В структуре ФСБ России имеется система оперативных подразделений, в частности: департаменты контрразведки; управление военной контрразведки; департамент по борьбе с терроризмом; управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций; оперативно-поисковое управление; управление оперативно-технических мероприятий; управление собственной безопасности и др.

Основными направлениями деятельности ФСБ России в соответствии со ст. 10 Закона о ФСБ являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие шпионажа, террористической деятельности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к их компетенции. Вместе с тем данной службой проводятся ОРМ по выявлению, предупреждению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России. При осуществлении контрразведывательной деятельности эти органы руководствуются Законом о ФСБ, а при организации борьбы с преступностью – Законом об ОРД.

Ряд положений федеральных законов, касающихся ОРД, находят развитие в Положении о ФСБ России, согласно которому данные органы определяют порядок: а) осуществления органами ФСБ России внедрения в организованные преступные группы и других ОРМ; б) установления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с лицами, давшими на то согласие; в) осуществления контроля за обеспечением сведений, составляющих государственную тайну; г) допуска к участию в ОРД и (или) доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления органами и войсками, и др.

В состав федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны входят: ФСО России, управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России; подразделения связи специального назначения ФСО России; образовательные, научно-исследовательские и иные организации, подведомственные ФСО России.

Под государственной охраной понимается деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер.

Объектами, подлежащими государственной охране, являются: Президент РФ и члены его семьи, Председатель Правительства РФ; Председатель Федерального Собрания РФ и Председатель Государственной Думы; председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; Генеральный прокурор РФ, Председатель Следственного комитета РФ, а также главы иностранных государств и правительств во время их пребывания на территории РФ.

К охраняемым объектам относятся здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

Основными задачами органов государственной охраны являются:

  • 1) прогнозирование и выявление угрозы безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  • 2) обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
  • 3) обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования связи для нужд органов государственной власти;
  • 4) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  • 5) обеспечение защиты охраняемых объектов;
  • 6) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и на трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны;
  • 7) обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или в пользовании органов государственной охраны;
  • 8) участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации.

Таможенные органы РФ осуществляют ОРД исключительно на российской территории (ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза). Основная их деятельность направлена на добывание информации о событиях или действиях (бездействиях), создающих угрозу экономической безопасности РФ. При этом основной их задачей является получение информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих и совершивших, прежде всего, преступлений, предусмотренных ст. 226.1, 229.1 УК РФ.

Оперативные подразделения таможенных органов могут также выполнять оперативно-аналитические задачи, участвовать в проведении отдельных ОРМ (контролируемая поставка, оперативное внедрение, контроль почтовых отправлений и др.), ведение электронных досье в информационно-аналитических системах на физических и юридических лиц в связи с осуществлением ими противоправной деятельности в сфере таможенного дела.

В структуру таможенных органов входят оперативные подразделения; подразделения собственной безопасности, по борьбе с отдельными особо опасными видами контрабанды, по борьбе с контрабандой наркотиками и др.

Таможенные органы наиболее часто осуществляют ОРД при реализации таких функций, как борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, валютных средств, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом.

Данные органы в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ΦЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» вправе осуществлять ОРД в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производства неотложных следственных действий и дознания, которые отнесены уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов, установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности.

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459, ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями.

Осуществление ФТС России ОРД предусматривает п. 5.3.18 указанного Положения.

Служба внешней разведки согласно Федеральному закону «О внешней разведке» является составной частью сил обеспечения безопасности России. Ее основной целью являются добывание и обработка определенной законом информации для обеспечения защиты личности, общества и государства от внешних угроз. В функции СВР России также входит обеспечение безопасности российских представительств за рубежом и взаимодействие с МИД России, Минобороны России и ФСБ России.

В структуру СВР России входят оперативные отделы, подразделения экономической разведки, оперативной техники, внешней контрразведки. В составе данного органа создано силовое подразделение «Заслон» для силового обеспечения проводимых разведывательных операций.

Органы ФСИН России реализуют оперативно-розыскную функцию через структурные оперативные подразделения: управление собственной безопасности, оперативное управление, управление оперативно-технических мероприятий. В территориальных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, исправительные колонии, тюрьмы) ОРД осуществляют оперативные отделы, оперативные части.

Задачами ОРД в исправительных учреждениях согласно ст. 84 УИК РФ являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск осужденных, совершивших побег, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы.

Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, вправе проводить совместно с работниками уголовно- исполнительной системы ОРМ в следственных изоляторах (ч. 5 ст. 13 Закона об ОРД).

Органы ФСКН России имеют в своей структуре управления но противодействию наркопреступности, но подрыву экономических основ наркопреступности, собственной безопасности, оперативно-поисковое управление и др.

В пределах своей компетенции данные органы: 1) обеспечивают контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляют меры по противодействию их незаконному обороту; 2) осуществляют ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту; 3) осуществляют в соответствии с международными договорами РФ взаимодействие и информационный обмен с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Органы внешней разведки Минобороны России являются структурным подразделением Генерального штаба и имеют в своей структуре оперативные подразделения, которые осуществляют ОРД частично, только для обеспечения собственной безопасности.

Под обеспечением собственной безопасности понимается организация и реализация системы мер различного характера в целях нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию оперативно-розыскного органа.

Меры безопасности могут быть внутреннего и внешнего характера. Внутренние меры направлены на нейтрализацию потенциальных угроз внутри самого органа. Они включают обнаружение сотрудников: имеющих коррумпированные связи; замышляющих, готовящих и совершивших должностные преступления; поддерживающих связи с криминальными структурами; допускающих нарушения режима секретности, которые могут повлечь угрозу безопасности государственного органа, и др.

Внешние меры включают в себя устранение угроз, поступающих извне. Они предусматривают: выявление интереса разведывательных служб иностранных государств к органам внешней разведки России; выявление лиц, замышляющих, готовящих или совершающих преступления против этого органа или его сотрудников; предупреждение и пресечение попыток проникновения сотрудников спецслужб других государств в систему органов безопасности России или оказания негативного влияния на ее деятельность.

Таким образом, большая часть деятельности данного органа связана с решением не оперативно-розыскных, а прежде всего разведывательных задач в интересах Российской Федерации. В связи с этим на оперативные подразделения органов внешней разведки Минобороны России возлагаются следующие функции:

  • – осуществление разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности РФ;
  • – разработка и проведение мероприятий, связанных с обеспечением безопасности информации, управления и связи, а также контроль за их осуществлением;
  • – организация в Вооруженных Силах РФ комплексного решения задач радиоэлектронной борьбы;
  • – планирование и организация мероприятий, связанных с противодействием техническим средствам иностранных разведок, и контроль за эффективностью их осуществления;
  • – планирование и организация работ по обеспечению информационной безопасности, выработка мер но защите государственной тайны в Вооруженных Силах.

Перечень органов, осуществляющих ОРД на территории России, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Иные государственные или общественные организации не признаются носителями коллективных прав и обязанностей в сфере ОРД. Следовательно, различные структуры, как государственные (фельдъегерская служба, МЧС, налоговая служба), так и негосударственные (частные службы охраны, охранные агентства, частные детективные службы, службы экономической безопасности предприятий и др.), не правомочны осуществлять какие- либо ОРМ. Это обусловлено содержанием оперативно-розыскной функции, имеющей сложный и конспиративный характер и могущей ограничивать права и интересы граждан и юридических лиц.

  • Понятия «субъект» и «участник» ОРД выступают как идентичные. В общей теории права под субъектом (участником) правоотношений понимаются субъекты права, обладающие предусмотренными нормой права правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью (см.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М., 2004. С. 509).
  • См.: Указ Президента РФ от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков».
  • Функции Минобороны России в сфере ОРД закреплены Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».
  • В России функционируют около 50 видов оперативных подразделений государственных органов, осуществляющих ОРД. Только в структуре МВД России их девять видов.
  • См.: подп. «ж» п. 1 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. » 250 «Вопросы организации полиции».
  • См.: приказ МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
  • См.: приказ МВД России от 15 августа 2011 г. № 938 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России».
  • См.: Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
  • См.: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
  • См.: Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации».

Понятие оперативно-розыскного органа. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Термин «оперативно-розыскной орган» является научным, он предложен теорией ОРД. В Законе об ОРД использован термин «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» (гл. III). Первый, как синоним второго, употребляется практиками и учеными чаще.

Оперативно-розыскной орган (или иначе орган, осуществляющий ОРД) (далее — ОРО) — система оперативных подразделений, входящих в состав органов, определенных законом федеральных министерств и служб, предназначенных для осуществления ОРД или ее контроля.

Оперативное подразделение — организационно-штатное звено, входящее в структуру данного органа соответствующего федерального министерства или службы, в функциональные обязанности которого входит решение оперативно-розыскных, разведывательных или контрразведывательных задач, предусмотренных федеральными законами.

Перечень (система) органов, правомочных осуществлять ОРД, предусмотрен Законом об ОРД. К ним относятся оперативные подразделения федеральных органов исполнительной власти: МВД, ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, ФСИН России. Указанные федеральные органы (федеральные министерства и службы, в коих имеются оперативно-розыскные органы) осуществляют свои полномочия в пределах, предусмотренных законодательством. Перечень этих органов может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять ОРД, их полномочия, структуру, организацию работы определяют руководители указанных органов. Право на частичное осуществление ОРД предоставлено оперативным подразделениям органа внешней разведки Минобороны России. Оно возникает в случаях, когда необходимо обеспечить собственную безопасность и если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов.

Из перечисленных органов, наделенных правом осуществлять ОРД, выделяют группу, называемых спецслужбами. Специальные службы — это государственные органы, которые в соответствии с законодательством РФ предназначены осуществлять разведывательную, контрразведывательную деятельность или осуществлять специальные функции с целью обеспечения национальной безопасности государства. К таким службам относят: ФСБ, СВР, ФСО России.

Итак, видами ОРО являются:

Необходимо отметить, что существует такой профессиональный термин, как «оперативно-розыскной аппарат», который означает структурное подразделение, которое непосредственно осуществляет ОРД. Данный термин, который применяют в основном в деятельности ОВД, используют также для обозначения системы органов, подразделений и должностных лиц, обеспечивающих управление в ОРД.

В зависимости от полноты осуществления ОРМ различают два основных вида оперативных подразделений: 1) осуществляющие ОРД полностью (как правило, оперативный состав этих подразделений работает с агентами и иными оперативными источниками информации); 2) проводящие только часть ОРМ (оперативно-технические, оперативно-поисковые и др.). Последние проводят ОРМ по заданиям оперативных сотрудников, которые осуществляют ОРД полностью.

Оперативные подразделения органов МВД России. Приказом МВД России от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (далее — приказ № 608) утвержден Перечень оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять ОРД, двух видов: 1) осуществляющие ОРД в полном объеме, установленном Закона об ОРД, и 2) осуществляющие некоторые ОРМ. К первым относятся подразделения: а) уголовного розыска; б) экономической безопасности и противодействия коррупции; в) собственной безопасности; г) по противодействию экстремизму;

д) по борьбе с преступными посягательствами на грузы; е) по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; ж) оперативнопоисковые; з) специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения); и) межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне. К второй группе относятся: а) подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола (полномочны осуществлять: опрос, наведение справок и отождествление личности); б) подразделения оперативно-розыскной информации (полномочны осуществлять: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; а также использовать конфиденциальное содействие граждан).

Согласно приказу № 608 названные оперативные подразделения создаются в ОВД всех грех уровней: 1) федеральном — в центральном аппарате МВД России; 2) региональном — в территориальных органах МВД России (в министерствах внутренних дел по республикам, главных управлениях, управлениях МВД России по иным субъектам РФ); 3) районном — в межрегиональных и районных ОВД в составе территориальных органов МВД России.

Каждое поименованное в приказе № 608 оперативное подразделение (уголовный розыск, собственной безопасности и т.д.) указанных уровней структурируется в соответствующие организационно-штатные единицы, т.е. состоит из нескольких организационных элементов (например, отделов (бюро), отделений, оперативных групп), образуя орган, осуществляющий ОРД. Так, структура подразделений уголовного розыска (УР) районного уровня, образующих орган, осуществляющий ОРД, выглядит так: начальник органа —» заместитель начальника но оперативной рабо те —> начальник отделения УР —> старший группы —> оперуполномоченные.

Только должностные лица, входящие в штат названных приказом № 608 оперативных подразделений, реализуют механизм ОРД путем оперативнорозыскных действий, одним из видов которых, как известно, являются оперативно-розыскные мероприятия.

Приказом № 608 также определены руководители ОВД всех трех уровней, которые допускаются по своей должности к ОРД в качестве «руководителей органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности» (примечание 2 к п. 2 приказа № 608).

Оперативные подразделения органов ФСБ России. В соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД, Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 и некоторыми ведомственными нормативными актами, перечень таких подразделений определяет Директор ФСБ России. Данная служба имеет в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов ФСБ России, а также подразделения, исполняющие управленческие функции. Далее, переходя от центрального, головного учреждения органов указанной службы к ее подразделениям на местах, находим здесь управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности). Есть управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы).

Согласно вышеназванному Положению в сфере ОРД ФСБ России осуществляет следующие функции: а) организует в пределах своих полномочий контрразведывательную деятельность; определяет порядок осуществления органами федеральной службы безопасности проникновения в специальные службы и организации иностранных государств и других контрразведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств их реализации; б) организует в пределах своих полномочий ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, борьба с которыми отнесена к ведению федеральной службы безопасности; определяет порядок осуществления органами федеральной службы безопасности внедрения в преступные группы и осуществления ОРМ; в) разрабатывает меры по борьбе с террористической и диверсионной деятельностью и организует их осуществление, а также определяет порядок использования подразделений специального назначения; г) организует и осуществляет в пределах своих полномочий разведывательную деятельность; определяет порядок проведения разведывательных мероприятий и использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности; д) определяет порядок установления отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с лицами, давшими на то согласие; е) в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну; ж) определяет порядок допуска к участию в ОРД и (или) доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления органами и войсками, и др.

Оперативные подразделения органов ФСО России. Полномочия этой Службы определены в ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД, ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013. Согласно названному Положению ФСО России осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.

В структуру ФСО России входят: управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО России; подразделения связи специального назначения ФСО России. Согласно Федеральному закону «О государственной охране» основными задачами ФСО России, связанными с ОРД, являются: обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда; прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассе их проезда; защита охраняемых объектов; участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом; организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам; участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности России, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну.

Оперативные подразделения органов ФТС России. В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459, перечень таких подразделений определяет руководитель ФТС России.

Согласно приказу ФТС России от 17 апреля 2012 г. № 715 «Об утверждении перечня оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и их полномочия по осуществлению оперативно-розыскной деятельности» в полном объеме осуществлять ОРД имеют право: 1) Главное управление по борьбе с контрабандой; 2) подразделения по противодействию коррупции; 3) оперативно-поисковые подразделения; 4) подразделения радиоэлектронной безопасности таможенной инфраструктуры; 5) оперативно-розыскные подразделения оперативных таможен, таможен и таможенных постов; 6) подразделения по борьбе с контрабандой наркотиков оперативных таможен, таможен и таможенных постов; 7) подразделения по борьбе с особо опасными видами контрабанды оперативных таможен и таможен; 8) оперативно-аналитические подразделения оперативных таможен и таможен; 9) организационно-инспекторские подразделения оперативных таможен; 10) подразделения оперативных учетов оперативных таможен; 11) подразделения организации и контроля за деятельностью правоохранительных подразделений оперативных таможен; 12) подразделения по борьбе с таможенными правонарушениями на морском транспорте оперативных таможен; 13) подразделения по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями оперативных таможен; 14) подразделения сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран оперативных таможен. Подразделения специального назначения правомочны проводить только следующие ОРМ: опрос; наведение справок; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; также они могут использовать конфидентов.

Оперативные подразделения органов ФСИН России. Согласно ч. 3 ст. 13 Закона об ОРД и Положению о Федеральной службы исполнения наказания, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, данный правоприменительный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Основными задачами ФСИН России, требующими оперативно-розыскного сопровождения, являются: исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей подозреваемых, обвиняемых и подсудимых; контроль за проведением условно осужденных и осужденных с отсрочкой отбывания наказания; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях исполнения наказаний и в СИЗО, обеспечение безопасности содержащихся в них лиц, а также работников уголовно- исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и СИЗО. Перечень оперативных подразделений вправе определять Министр юстиции РФ.

В системе ФСИН России функционируют Оперативное управление, которое, в частности, осуществляет выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений; розыск осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; оказывает содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение. Во ФСИ11 России приказом директора ФСИН России от 6 ноября 2009 г. № 440 создано управление собственной безопасности (УСБ), а приказом ФСИН России от 2 марта 2010 г. № 72 созданы подразделения собственной безопасности во всех территориальных органах ФСИН России (субъектах РФ), на которые возложены функции по борьбе с коррупцией.

Основными задачами УСБ являются: а) обеспечение государственной защиты работников УИС и федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России, а также членов их семей; б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России; в) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России; г) предотвращение проникновения на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели; д) выявление в учреждениях и органах УИС причин и условий невыполнения требований собственной безопасности, нарушения режима секретности, способных привести к утечке информации, возникновению угроз безопасности работников и объектов УИС, расшифровке и срыву проводимых оперативно-розыскных мероприятий;

е) выявление, предупреждение и пресечение, в пределах своей компетенции, деятельности организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленной на агентурное, физическое или техническое проникновение в УИС с целью нанесения ущерба собственной безопасности; е) выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России.

Оперативные подразделения органов СВР России, а также органа внешней разведки Минобороны России (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ). Главное разведывательное управление (ГРУ) Генштаба Российской Армии включает подразделения по ведению радиотехнической, авиационной, космической, военно-морской разведок и классической агентурной работы, а также бригады специального назначения. Перечень таких оперативных подразделений определяют их руководители в закрытых ведомственных нормативных актах. Согласно ч. 2 ст. 28.5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащего является грубым дисциплинарным проступком нарушение им требований законодательных и иных нормативных актов РФ в сфере ОРД, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органа, осуществляющего ОРД. В сфере ОРД СВР России может, например, во взаимодействии с ФСБ России организовывать участие в проведении мероприятий, направленных на обеспечение безопасности учреждений и граждан России за ее пределами.

Законодателем установлены специальные условия для проведения ОРМ указанными подразделениями: 1) ОРМ проводятся только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки. Обеспечение безопасности — это организация и реализация системы мер различного характера с целью нейтрализации или локализации потенциальных или реальных угроз нормальному функционированию государственного органа как возникающих внутри государственного органа, так и идущих извне; 2) ОРМ проводятся только в том случае, если их осуществление не затрагивает полномочий органов, указанных в п. 1—7 ч. 1 ст. 13 Закона об ОРД.

  • Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право проводить ОРМ; производить при осуществлении ОРД изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия (п. 10 ч. 1 ст. 13Федерального закона ).
  • Таможенные органы государств — членов Таможенного союза осуществляют ОРДв целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производствоно которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международныхтаможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. ОРД осуществляется таможеннымиорганами государств — членов Таможенного союза в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза об ОРД.
  • Отделение — первичный структурный элемент в системе организации правоохранительного органа (наряду с группой); может входить в структуру отдела или функционировать самостоятельно в системе организации ОРО.
  • Оперативная группа — первичное организационно-штатное постоянное звено в некоторых ОРО (два-три оперативных сотрудника, реже — более); в иных ОРО создаются временные оперативные группы для решения неотложных задач ОРД.
  • Отдел — одно из основных структурных подразделений в системе организации правоохранительного органа, функционально предназначенное для исполнительской деятельности на соответствующем участке работы; отдел крупнее отделения (направления, сектора),но меньше службы и управления; состоит, как правило, из нескольких организационныхэлементов (отделение, группа и др.) и может входить в структуру организации управления (службы, департамента) или непосредственно в систему организации государственногооргана.
  • См.: Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службыбезопасности Российской Федерации».

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. При копировании документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, должны обеспечиваться условия, исключающие возможность утраты или изменения документов и (или) информации. Не допускается копирование документов и (или) информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).

Схема 18

Задачи оперативно-розыскной деятельности (Ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»)

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Например, федеральные законы «О полиции», «Об органах ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также Указы Президента РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно — розыскных мероприятий. В этом их отличие от органов дознания и предварительного следствия, которые в своей деятельности руководствуются уголовно-процессуальным законодательством.

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих государственных органов: органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки, Федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотиков.

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Так, согласно приказу Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 938 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» в центральном аппарате МВД РФ к оперативно-розыскной деятельности допускаются Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, начальники Главного управления уголовного розыска МВД, Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, Главного управления по противодействию экстремизму МВД, главного управления собственной безопасности МВД, Главного управления на транспорте МВД, Национального центрального бюро Интерпола МВД России, Управления МВД по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, Управления оперативно-розыскной информации МВД России и их заместители.

В территориальных органах МВД такими лицами являются начальники территориальных органов МВД России, их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также заместители начальников полиции по оперативной работе; начальники межрегиональных оперативно-розыскных отделов (отделений), оперативно-розыскных частей, центров по противодействию экстремизму, центров специального назначения сил оперативного реагирования и ряд других должностных лиц, а также начальники отделов (отделений, пунктов) полиции в составе территориальных органов МВД России на районном уровне и их заместители, ответственные за деятельность подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Соответствующие руководящие документы по этому вопросу имеются и в других федеральных органах, наделенных полномочиями по проведению оперативно-розыскной деятельности.

Например, приказом Федеральной таможенной службы от 20 июня 2011 года № 1278 утвержден перечень подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. В центральном аппарате это Главное управление по борьбе с контрабандой и Управление собственной безопасности; — служба собственной безопасности; в оперативной таможне – оперативно-розыскные, оперативно-технические отделы, отделы (отделения) по борьбе с контрабандой наркотиков, оперативно- поисковые, оперативно-технические, отделы по борьбе с особо опасными видами контрабанды и другие.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают возложенные на них задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность: принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства; исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда по уголовным делам; выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств; информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь; соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность проводиться соответствующими органами самостоятельно, а также по поручению следователя, органа дознания или на основании определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность вправе (ст. 15 ФЗ » Об оперативно-розыскной деятельности»):

  • проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности;
  • устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
  • использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
  • использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств организаций, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
  • создавать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации, необходимые для решения задач, установленных законом.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности могут проводиться следующие оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 Закона об оперативно-розыскной деятельности): опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6. 7 ФЗ » Об оперативно-розыскной деятельности»):

· наличие возбужденного уголовного дела.

· ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; лицах без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;

· поручения следователя, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве

· запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

· постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

· запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Оперативно-розыскные мероприятия, связанные с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием телефонных переговоров с подключением к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, со снятием информации с технических каналов связи, проводятся с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

!!!Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными Законом об оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами.

Результаты оперативно-розыскной деятельности оформляются справкой, докладом, представляемыми проводившими их оперативными работниками либо другими документами, установленными ведомственными нормативными актами. Они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами требований.

Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Надзор за исполнением федерального законодательства об оперативно-розыскной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Приказом от 15 февраля 2011 г. № 33 (ред. от 28.01.2014) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» Генеральный прокурор РФ определил задачи и требования к подчиненным прокурорам по организации и осуществлению прокурорского надзора в указанной сфере деятельности.

Добавить комментарий