Органы власти СССР 1924

Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР, а в перерыве между его сессиями Центральный исполнительный комитет — ЦИК СССР (ст. 8). Съезд Советов созывался по следующей пропорции: один депутат от 25 тыс. городских избирателей и один депутат от 125 тыс. сельских избирателей (ст. 9). Нелишне будет напомнить, что выборы были непрямыми, они представляли собой делегацию депутатов от съездов губерний или союзных (и автономных) республик. Конституционная новелла 1927 г. добавила к губернским съездам еще и окружные (СЗ СССР. 1927. N 21. Ст. 241).

Изначально съезд созывался один раз в год (ст. 11), но в 1927 г. срок увеличили в два раза. Теперь съезды созывались раз в два года. Однако предпоследний съезд Советов СССР (седьмой) был созван через четыре года после проведенного в 1931 г. VI съезда. Интересно отметить, что в 1931 г. никаких изменений на этот счет в текст Конституции не вносилось! Довольно серьезным отступлением от «демократических» стандартов первых лет Советской власти стала возможность вообще отказаться от созыва съезда. Статья 12 Конституции СССР 1924 г. гласила: «При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок съезда Советов Союза ССР, ЦИКу Союза ССР предоставляется право отсрочки съезда».

ЦИК СССР являлся законодательным и распорядительным органом, образуемым съездом. Он действовал в промежутках между съездами. Первоначально ЦИК СССР созывался три раза в год (ст. 21). Но в последующем, в 1931 г., он стал созываться не «менее трех раз в период времени между очередными съездами Советов СССР» (СЗ СССР. 1931. N 17. Ст. 162).

ЦИК состоял из двух советов: Союзного совета и Совета национальностей (ст. ст. 8 и 13 Конст.). Союзный совет формировался съездом из представителей союзных республик пропорционально их населению. Совет национальностей формировался за счет представителей от союзных, автономных республик и представителей автономных областей РСФСР и Грузинской ССР (Осетии, Абхазии и Аджарии). Впрочем, и Абхазия, и Аджария обладали статусом автономных республик в составе Грузии (ст. 15 Конст.).

Оба Совета были равноправны, в случае разногласия между ними образовывалась согласительная комиссия.

ЦИК имел собственных председателей в количестве четырех человек по числу состоявших на тот момент в Союзе республик и Президиум. Именно Президиум ЦИК СССР был постоянно действующим органом высшей законодательной, исполнительной и распорядительной власти в стране (ст. 29). Именно этот орган организовывал и направлял работу ЦИК и съезда, фактически дирижировал ею.

Исполнительно-распорядительным органом ЦИК СССР являлся СНК СССР (ст. 37). Полномочия его в основном соответствовали полномочиям СНК РСФСР, но уже в общесоюзном масштабе. В состав СНК СССР первоначально входило десять наркомов по числу наркоматов. С правом совещательного голоса в Совнарком Союза ССР входил Председатель ОГПУ — правопреемника ВЧК. В 1927 г. было конституционно закреплено положение заместителя Председателя СНК СССР, а в 1931 г. конституционная новелла закрепляет за Председателем СНК пост Председателя СТО Союза ССР. Число наркоматов тогда доводится до 13.

Можно с полной уверенностью сказать, что образцом организации органов государственной власти и управления СССР и союзных республик послужила Конституция РСФСР 1918 г. Во всех республиках модель власти была однотипной, буквально списанной под кальку.

Высшим органом государственной власти союзной республики был съезд ее Советов. Съезд образовывал ЦИК республики, правда, только в РСФСР этот ЦИК был двухпалатным. ЦИК союзной республики образовывал свой СНК в составе председателя и определенного числа наркоматов. В состав СНК союзной республики также могли входить уполномоченные наркоматов Союза ССР.

Конституция СССР 1924 г. ввела новую номенклатуру органов государственного управления в центре и на местах (союзных республиках). Статья 37 устанавливала, что на союзном уровне действуют два вида наркоматов: союзные и объединенные. Статья 67 определяла понятие республиканского наркомата. Из смысла положений Конституции явствовало, что союзные наркоматы ведают делами, отнесенными к компетенции Союза ССР (гл. 1 Конст.). Кроме того, ст. 9 Об. пол. о НК СССР 1923 г. содержала некоторую уточняющую формулировку: «Общесоюзные народные комиссариаты ведают порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР (выделено мной. — М.И.)».

Объединенные наркоматы опять-таки по смыслу Основного Закона ведали вопросы, отнесенные также к ведомству Союза ССР. Различие заключалось только в том, что в решении этих вопросов они задействовали аппарат параллельно создаваемых в республиках республиканских наркоматов. Статья 54 Конституции гласила: «Органами объединенных народных комиссариатов Союза ССР, осуществляющими на территории союзных республик их задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик» (ср. ст. 15 Об. пол. о НК СССР). Одним словом, и в системе высших правительственных учреждений создавались механизмы, когда одним делом заведовало несколько параллельных ведомств. Получалось как в известной русской пословице о дитяти, у которого семь нянек.

Республиканские наркоматы, если они не входили в систему объединенных, ведали вопросами, не отнесенными к компетенции Союза ССР.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

123

Основные положения. К. СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства—Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь—с Российской, а также с Закавказской. К. относит к компетенции союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет основной закон права Союза СССР в сфере международных отношений—пол-х и эк-х. К. отдает в ведение союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров. К ведению Союза К. отнесла и общее управление народным хозяйством, его отраслями.

Основной закон относил к ведению союза также установление основ судоустройства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками. Большое внимание О.з. уделяет и гарантиям прав членов Союза—союзных республик. О.з. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Что же касается прав членов Союзов, то они ничем неограниченны, за исключением тех сфер, которые переданы союзному гос-ву. Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза. Т.о., К. исходила из идеи ограниченности суверенитета как союзного гос-ва в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания. Структура Конституции 1924 года: 2раздела: 1)Декларация об образовании СССР 2) Договор об образовании СССР. 1)В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. 2)Договор включал 11 глав: О предметах ведения верховных органов власти СССР, О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, О Съезде советов, О ЦИК, О Президиуме ЦИК, О Совете народных комиссаров, О Верховном суде, О народных комиссариатах, Об Объединенном Гос-ном пол-м управлении, О союзных республиках; О гербе, флаге и столице.

40. Система высших органов власти по Конституции СССР 1924 г.Высшим органом власти был Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик и автономных областей. ЦИК работал в сессионном порядке. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет Народных Комиссаров, в который входили председатель СНК, его заместители и 10 наркомов. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных, объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканские: юстиции, внутренних дел, просвещения, социального обеспечения. Каждая республика, входящая в состав СССР имела свой СНК. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции Конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Положения Кон-ии давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой полит. Культуры.

41. Изменения в общественном строе и политическая система СССР в 1930-е гг.

В 1930-х гг. в СССР произошли существенные изменения в экономике, что повлекло изменения в общественной жизни. Важнейшим элементом явилось преобразование промышленности, которая создавалась за счет строительства многочисленных новых заводов и фабрик. Индустриализациястраны проходила в тяжелых условиях, поскольку внутренние ресурсы гос-ва после Гражданской войны были невелики. Советскому гос-ву пришлось мобилизовать все внутренние ресурсы, чтобы заработать валюту, необходимую для покупки зарубежной техники и оборудования, были максимально использованы и традиционные источники валютных поступлений – экспорт леса, зерна и пр. В результате индустриализации была создана промышленность, которая в основном являлась гос-ной. В с/х тоже существовали гос-е предприятия – совхозы, однако в начале 1930-х гг. их было сравнительно немного, основную массу сельских хозяйств составляли крестьяне-единоличники. Уровень производства с/х-ных продуктов уже не мог удовлетворить потребности страны. Требовалось интенсифицировать с/х-е производство, сделать его более товарным. При этом руководством партии была сделана ставка на форсирование темпов коллективизациис/х принудительными мерами. Искусственное ускорение процесса повлекло за собой сопротивление крестьянства, в том числе в вооруженных формах: в начале 1930 г. произошло более 2000 антиколхозных выступлений крестьян. Принудительное образование колхозов привело к тому, что они с самого начала оказались экономически ослабленными, что особенно отразилось на животноводстве. В годы первой пятилетки уровень с/х-ного производства снизился, в то же время объемы гос-ных заготовок увеличились вдвое, что явилось одной из причин голода в 1932—1933 г г. В то же время в с/х делались все новые капиталовложения, деревня стала лучше снабжаться сельхозтехникой. По мере ликвидации наиболее грубых административных нарушений колхозы начинали постепенно становиться на ноги. Общественно-пол-ми последствиями коллективизации стало обобществление средств производства, что означало построение социализма в с/х. Предполагалось централизованное плановое управление хозяйством, что не исключало товарно-денежных отношений, однако главной целью производства стало не обеспечение экономической эффективности работы, а производство той или иной продукции любой ценой. Убытки предприятий покрывались за счет гос-ного бюджета, т. е. за счет прибыльных предприятий. Изменения в экономике повлияли и на структуру общества. Из промышленности вытеснялись частный сектор и те, кто был с ним связан. В деревне насильственными методами ликвидировался слой кулачества: происходит отобрание имущества, выселение и даже лишение свободы кулаков и их семей.

42. Развитие советского права в 1930-е гг.Закон в формальном смысле — акт, принятый представительным органом, в материальном смысле — это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения. По смыслу К. 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Доктрина «социалистической законности» исходила из нормативистского представления о праве. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии объективного вменения. Советское право носило императивный характер.

Сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного и уголовного права было особенно очевидно. Сельские жители часто не получали паспортов, были фактически привязаны к месту проживания. В 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях. В июле 1940 г. вместо существовавшего 7- и 6часового рабочего дня устанавливался 8часовой рабочий день; вместо 5дневной рабочей недели — 6дневная. Через месяц новым указом запрещал самовольный уход работников с предприятий. В апреле 1936 г. вводиться институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимает постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличен материальной помощи роженицам, установление гос-ной помощи многосемейным. В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответ-ть за тяжкие преступления (убийства, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних 12-летнего возраста. За все остальные преступления (по майскому 1941г.Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.

43. Разработка и принятие К. СССР 1936 г.Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях. Действовала до 1977г. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Автором основной части текста был впоследствии репрессированный Н. И. Бухарин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел., было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «Враждебные отклики».
Пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение внести от имени ЦК ВКП(б) предложение об изменение К. СССР. Изменения касались двух направлений: 1) осуществление демократизации избирательной системы в плане замены не полностью равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытого голосования – закрытым; 2) конкретизации социально-экономической основы конституции, то есть приведения Основного закона в соответствие с образовавшимся соотношением классовых сил в гос-ве (создание современной, социалистической промышленности, разгром кулачества, восторжествование колхозного строя, признание социалистической собственности основой советского общества). Предложение ЦК ВКП (б) было полностью одобрено VII съездом Советов Союза ССР, проходившем с 29 января по 6 февраля 1935 г. В разработке проекта принимали участие множество видных партийных, общественных, военных деятелей, научных работников, представителей республик: Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Бухарин, Орджоникидзе, Бубнов, Крыленко, Яковлев, Тухачевский, Акулов. В Мае проект документа был подготовлен, а 12 июня 1936 г. опубликован, после чего в течение полугода происходило его обсуждение. 25 ноября 1936 г. в Москве началась работа Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР, где и развернулось обсуждение проекта. После доклада Сталина в прениях выступили 56 делегатов. Для выработки окончательного варианта конституции с учетом внесенных поправок и предложений съездом была избрана редакционная комиссия, которая внесла ряд изменений в первоначальный вариант текста. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР в 1936 г., 5 декабря путем постатейного голосования, а затем целиком единогласно утвердил проект К. СССР. День принятия К. — 5 декабря — был объявлен всенародным праздником. Съезд также принял решение провести ближайшие выборы советских органов по новой избирательной системе.

44. Государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, местные органы государственной власти по Конституции СССР 1936 г.Высшим органом государственной власти по Конституции СССР 1936 года является Верховный совет СССР. Он же является единственным законодательным органом СССР.Ст13. СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик: Российской,УкраинскойБелорусскойУзбекскойКазахскойГрузинскойАзербайджанскойЛитовскойМолдавскойЛатвийской Киргизской Таджикской Армянской Туркменской Эстонской. Ст.14. Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; б) вопросы войны и мира; в) принятие в состав СССР новых республик; г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; д) утверждение изменений границ между союзными республиками; е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик; л) утверждение единого Государ-ого бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; Ст.15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в ст.14 К. СССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет гос-ную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик. Ст.18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.

Глава VIII МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.Ст.94. Органами гос. власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов трудящихся.Ст.95.Краевые…сельские Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края… сроком на 2 года.Ст.96.Нормы представительства в Советы депутатов трудящихся определяются Конституциями союзных республик.Ст.101.Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и испол-му органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1936 г. Граждане СССР имеют право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности., на образование, равноправие между мужчиной и женщиной, обеспечивается право объединения в общественные организации. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: свобода слова; печати; собраний и митингов; уличных шествий и демонстраций. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать К. СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Ст.131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Ст.132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Ст.133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж — караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние. К. СССР 1936 года внесла изменения в избирательную систему. Она провозгласила всеобщее избирательное право без всяких ограничений. Также данная К. осуществила переход к прямым выборам всех звеньев Советской представительной системы, что призвано было усилить народный контроль за деят-ю органов гос. власти, повысить ответ-ть депутатов перед избирателями.

46. Национально-государственное строительство в 1930-х – 1940-х гг.В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзных республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные. В 1939-40 гг. территория СССР расширяется в рамках договоренности между СССР и Германией. Операции строились по единому плану: в начале советские войска оккупировали территории, затем плебисциты и «народные собрания» выносили решения о присоединении к СССР. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР. В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессарабии). В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение об включении в федерацию прибалтийский республик. В октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува. К концу войны Украина и Белоруссия получают право на непосредственное сношение с иностранными гос-ми. По окончании войны две союзные республики (Украина и Белоруссия) стали первоначальными членами ООН. Организация украинских националистов, пытавшаяся при немцах создать украинские правительства во Львове и Киеве, в июле 1944 г. создала Высший совет освобождения Украины и Украинскую повстанческую армию. В прибалтийских регионах вплоть до 1948 г. действовали антисоветские партизанские формирования. Их сопротивление было подавлено (как и в Западной Украине). В июне 1946 г. был издан указ Верховного Совета СССР о высылке » за коллективное предательство» ряда народностей. На деле высылать стали раньше: перед войной поляков, финнов, прибалтов, в августе 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. В 1950 г. из Подмосковья начали высылать евреев.

Идея федерации. СССР — как союзное государство.

В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с суверенными правами его членов — союзных республик. Следовательно, носителями суверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов в отдельности.

Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. ст. 1 и 2 Основного Закона. Компетенции высших органов власти Союза: дела, связанные с внешними функциями государства, и хозяйственные дела.

1) Международные отношения.

2) Изменение границ союза.

3) Война и мир.

4) Внешняя торговля.

5) Вопросы путей сообщения и связи.

6) Установление единой денежной системы.

7) Установление основ отраслевого законодательства.

Конституция включает в компетенцию Союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира, представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров.

К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народным хозяйством, его важнейшими отраслями.

Основной Закон отнес к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Основной Закон уделяет внимание и гарантиям прав членов Союза — союзных республик.

Основной Закон содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Статья 3 Основного Закона гласила: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно».

Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Конституция СССР предусматривала особый порядок возможного изменения ст. 4. Эта статья могла быть изменена или отменена лишь с согласия всех республик, входящих в состав Союза.

Подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Это положение неукоснительно соблюдалось на практике.

Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза (ст. 7)

Государственный механизм по Конституции СССР 1924 г.

Верховным органом власти СССР являлся Съезд Советов. Формировался Городскими Советами и съездами губернских Советов. Съезды Советов СССР созывались ЦИКом один раз в год. Существовала возможность созыва чрезвычайных Съездов.

Исключительному ведению съезда Советов СССР подлежало утверждение и изменение основных начал Конституции.

В период между съездами Советов верховным органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет.

ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Совет Союза избирался пропорционально населению и работал в составе 414 человек. Совет Национальностей избирался по принципу представительства субъектов федерации (закрепленное количество делегатов от каждого субъекта). Для вступления закона в силу требовалось одобрение как той, так и другой палаты.

Очередные Сессии ЦИК созывались Президиумом ЦИК три раза в год.

· Рассматривает декреты, кодексы, постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИК, СНК, народных комиссариатов, ЦИК республик + по инициативе Союзного Совета и Совета Национальностей

· Издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения

· Объединяет работу по законодательству и управлению

· Определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК

· Приостанавливает или отменяет декреты, постановления, распоряжения Президиума ЦИК, съездов Советов и ЦИК республик и других органов власти на территории Союза

· Избирает по числу союзных республик (то есть 4) председателей ЦИК из состава членов Президиума ЦИК

Центральный исполнительный комитет ответственен перед съездом Советов СССР.

В период между сессиями ЦИК высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти являлся Президиум ЦИК.

Президиум образовывался в количестве 21 члена ЦИК СССР и был ответственен перед ним.

· Наблюдает за исполнением Конституции СССР и всех постановлений съезда Советов и ЦИК СССР

· Приостанавливает и отменяет постановления СНК и отдельных народных комиссариатов, а также ЦИК и СНК союзных республик. Приостанавливает постановления съездов Советов союзных республик

· Издает декреты, постановления, распоряжения

· Рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых СНК, отдельными ведомствами, ЦИК союзных республик, их президиумами и другими органами власти

· Разрешает вопросы о взаимоотношениях между СНК СССР и народными комиссариатами СССР, с одной стороны, и ЦИК союзных республик и их президиумами – с другой

Исполнительным и распорядительным органом являлся Совет Народных Комиссаров СССР. Образовывался ЦИКом СССР и был ответственен перед ним и его Президиумом.

· Издает декреты и постановления в пределах полномочий предоставленных ему ЦИК СССР

· Рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными народными комиссариатами, так и ЦИК союзных республик и их президиумами

Для руководства отдельными отраслями государственного управления образовывались 10 народных комиссариатов. Народные комиссариаты делились на 3 группы:

· Общесоюзные(то есть единые для всего СССР)К ним относились наркоматы по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов

· ОбъединенныеК ним относились наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции, Высший Совет Народного Хозяйства

· РеспубликанскиеК ним относились наркоматы земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения

Народный комиссар мог единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению комиссариата.

Народные комиссары СССР были ответственны перед СНК, ЦИК СССР и его Президиумом.

При СНК СССР для борьбы с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом учреждалось Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ). Председатель ОГПУ входит в СНК СССР.

· Руководит работой местных органов Государственного Политического Управления (ГПУ)

При ЦИК СССР в целях утверждения революционной законности на территории Союза образовывался Верховный Суд. Он действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

· Дает разъяснения верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства

· Рассматривает и опротестовывает постановления, решения, приговоры верховных судов союзных республик

· Дает заключения о законности постановлений союзных республик относительно Конституции

· Разрешает судебные споры между союзными республиками

· Рассматривает дела по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности

Однако Верховный суд не являлся высшим судом Союза, так как ему не принадлежало право общего надзора за судами республик, а также его решения не являлись окончательными.

Президиумом ЦИК СССР назначался Прокурор Верховного Суда Союза и его заместитель.

· Дает заключения по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР

· Поддерживает обвинение в заседании

· Опротестовывает решения пленарного заседания Верховного Суда СССР

Высшими органами государственной власти СССР согласно Конституции 1924 г. были Съезд Советов СССР (ст. 8), ЦИК СССР и Верховный Суд СССР, который учреждался при ЦИК «в целях утверждения революционной законности на территории СССР» (ст. 43). СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР, формировался им и был ему подотчетен. Особое место в системе органов государственной власти продолжал играть Рабкрин, имеющий статус одного из наркоматов.

Съезд Советов был верховным органом власти СССР, который созывался один раз в год. Съезд формировался на основе системы неравного представительства городского и сельского населения, как это было установлено еще в Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 9). На систему выборов съездов Советов в дальнейшем повлияло районирование, изменившее административно-территориальное деление всей страны. IV съезд Советов изменил ст. 9 Конституции 1924 г., включив в нее упоминание об округах. С завершением районирования и ликвидацией округов выборы на Всесоюзный съезд Советов стали проводиться краевыми (или областными) съездами Советов, а в республиках, не имеющих краевого деления, – республиканскими съездами Советов. К компетенции Всесоюзного съезда Советов относились все без исключения вопросы, входящие в предметы ведения Союза. Исключительную компетенцию Съезда составляли утверждение и изменение основных начал Конституции.

Однако постепенно роль съездов как высших органов власти становилась все менее заметной. Даже законодательная деятельность высшего органа власти оказывалась вторичной по отношению к решениям партии. Созыву каждого съезда Советов или сессии ЦИК предшествовали Пленум ЦК, партийная конференция либо съезд партии, где и обсуждались не только принципиальные вопросы экономики, политики, культуры, но даже повестка дня очередного съезда Советов. Постепенно на обсуждение съездов стало выноситься все меньше вопросов, а сроки их созыва нарушались.

В Договоре об образовании СССР ЦИК был однопалатным и именно таким оказался ЦИК первого созыва. В Конституции закреплялась уже двухпалатная структура ЦИК СССР – высшего общесоюзного органа государственной власти СССР в промежутках между общесоюзными съездами Советов (ст. 13). Наряду с Союзным Советом, формируемым на основе представительства всего обладающего избирательным правом населения Советского Союза, в составе ЦИК СССР была образована вторая равноправная палата – Совет Национальностей, которая представляла интересы каждой национальности. В первую палату входили представители союзных республик, избранные пропорционально количеству населения. Совет Национальностей формировался из пяти представителей от каждой союзной и автономной республики и одного от каждой автономной области в составе РСФСР. Таким образом, автономные республики всех союзных республик и автономные области РСФСР (в составе других республик таковых не имелось), не имея специального представительства в высших органах власти союзных республик, получали его во втором по значению высшем органе власти страны.

Палаты могли заседать совместно, но голосование проходило раздельно. Ни один закон не мог быть принят без согласия обеих палат. Согласно ст. 26 Конституции СССР совместные заседания палат должны были проводиться для избрания Президиума ЦИК и образования СНК СССР. При разногласиях между палатами должны были создаваться согласительные комиссии, затем дело решалось на совместном заседании палат. Если и это не давало результата, вопрос передавался на рассмотрение съезда. В случае необходимости был возможен даже созыв экстренного съезда.

ЦИК СССР, согласно Конституции, издавал кодексы, декреты, постановления и распоряжения, а также объединял работу по законодательству и управлению СССР. Конституция не формулирует четкого положения о том, что законодательная власть принадлежит исключительно съезду Советов и ЦИК. СНК СССР, отдельные наркоматы, ЦИК союзных республик не только обладали правом законодательной инициативы, как и обе палаты ЦИК, но и сами имели право в пределах компетенции издавать декреты и постановления, обязательные для исполнения на соответствующей территории. Таким образом, закрепленная Конституцией РСФСР 1918 г. множественность законодательных органов сохранялась и в первые годы существования СССР.

Все большее значение в системе высших органов власти СССР приобретал Президиум союзного ЦИК, которому посвящалась отдельная глава Конституции. В состав Президиума автоматически входили президиумы палат ЦИК в полном составе. В период между сессиями ЦИК Президиум являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Ему, наряду с союзным съездом Советов и ЦИК, принадлежало право конституционного контроля, т.е. право приостанавливать и отменять постановления СНК, ЦИК СССР и союзных республик, а также право приостанавливать постановления съездов Советов союзных республик до рассмотрения их ЦИК СССР. Со временем Президиум стал решать вопросы, входящие в компетенцию не только ЦИК, но и съезда Советов.

В задачи Верховного Суда СССР входило руководящее разъяснение судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства, а также рассмотрение и опротестование перед ЦИК СССР по представлению Прокурора Верховного Суда СССР постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагивались интересы других республик (ст. 43). В первое время после принятия Конституции 1924 г. Верховный Суд СССР довольно активно пользовался предоставленным ему правом конституционного надзора: он давал заключения о конституционности (законности) тех или иных постановлений высших органов государственной власти СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Но эта функция Верховного Суда постепенно сходит на нет.

РКИ был упомянут в Конституции СССР как один из объединенных наркоматов. К этому времени содержание его деятельности существенно изменилось. Новая экономическая политика увеличила число объектов контроля, налицо были кадровые затруднения, к массовым обследованиям привлекалось все меньше трудящихся. В 1923 г. решено было существенно сузить функции РКИ, сосредоточить его внимание не на вскрытии нарушений, а на анализе и обобщении недостатков государственного управления и выработке методов борьбы с ними. Под предлогом необходимости укрепления РКИ квалифицированными кадрами центральные органы этого наркомата были объединены с Центральной контрольной комиссией партии. Это был один из наиболее откровенных примеров соединения партийного и государственного аппарата, который смутил даже некоторых руководителей партии.

Некоторым самым общим принципам устройства государственной власти в союзных республиках посвящена десятая глава Конституции. В ней, в частности, определялось, что верховным органом власти республик является съезд Советов, а в промежутках между съездами – ЦИК (ст. 64). Соотношение компетенции этих двух органов определялось уже республиканскими конституциями. Так, в Конституции РСФСР 1925 г. сохранялось положение о широкой совместной компетенции съезда и ВЦИК. К исключительной компетенции съезда было отнесено установление, дополнение и изменение основных начал Конституции, окончательное утверждение частичных изменений Конституции, принятых сессиями ВЦИК в период между съездами, а также окончательное утверждение конституций автономных республик (ст. 16).

Система местных Советов союзной Конституцией нс определялась. Это было отнесено к компетенции союзных республик. В РСФСР Положения о местных Советах были приняты сразу после войны. Однако уже III съезд Советов СССР в мае 1925 г. отметил «умаление роли Советов, как органов подлинной народной власти», непрерывное увеличение числа членов исполкомов и ЦИК, подмену Советов их персональными председателями, низведение до роли учреждений, регистрирующих готовые решения. В стране началась кампания по «оживлению» Советов, что подразумевало расширение демократических начал, широкое и заинтересованное участие народа в выборах и работе органов власти. Однако расширение демократии не предполагало устранения из избирательного законодательства понятия «лишенцев». Напротив, по мере свертывания нэпа в нее вносились новые категории граждан. Сохранялись неравные, непрямые выборы, открытое, а не тайное голосование, отраслевой принцип выдвижения и обсуждения кандидатов, решающая роль партийной, советской и профсоюзной бюрократии в подготовке выборов.

Выборные органы Советов оставались излишне громоздкими и неработоспособными, что определяло ведущую роль исполнительных органов, в том числе наемного аппарата Советов. Уже III съезд Советов СССР в мае 1925 г. отметил умаление роли Советов как органов подлинной народной власти, подмену Советов их персональными председателями, низведение Советов до роли учреждений, регистрирующих готовые решения, непрерывное увеличение числа членов исполкомов и даже нарушение общереспубликанского законодательства из соображений местной целесообразности.

Особое значение придавалось увеличению численности коммунистов в составе органов государственной власти. Так, к 1924 г. среди членов высших государственных учреждений, их коллегий, заведующих отделами и их помощников насчитывалось 86% членов коммунистической партии, а в руководящих органах трестов, синдикатов и крупнейших предприятий – 52%. А вот в торговых и кредитных учреждениях картина была иной, доля коммунистов в их руководящих органах не превышала 19%, а в аппарате Госбанка – 7%. Это обстоятельство рассматривалось как весьма тревожное, поскольку именно торговые и кредитные учреждения приобрели в тот момент исключительное значение в экономике. Не менее тревожно обстояло дело в сельских Советах (чуть более 7%). Поэтому перед коммунистами в сельской местности ставилась задача вовлечения крестьян в Советы, формирования крестьянского актива, который мог бы соединить партию с трудящимися крестьянами. Для практического осуществления этой задачи давалась весьма показательная рекомендация: коммунист должен был научиться подходить к беспартийному как равный к равному. На волостном уровне доля коммунистов составляла уже 39%, а в губисполкомах – 89%. Интересно, что в национальных республиках эта цифра была еще выше – 93%, что, конечно, свидетельствовало об особом внимании к формированию там советских органов, поскольку средний процент коммунистов среди населения в национальных республиках был существенно ниже, чем в целом по стране.

Добавить комментарий