Органы власти в Германии

Вопросы по теме

Содержание

Вопрос 01. Выпишите термины, характеризующие национальную политику.

Ответ. Пангерманизм, шовинизм и антисемитизм

Вопрос 02. Объясните название раздела «Расширенная Пруссия». Согласны ли вы с этой характеристикой? Подтвердите своё мнение фактами.

Ответ. Характеристика верная. Пруссия объединяла Германию путём присоединения мелких княжеств. Государственные институты Германии являлись фактически расширенными государственными институтами Пруссии и именно прусаки занимали там ключевые посты. Достаточно сказать, что императором Германии стал Прусский король Вильгельм I, рейхсканцлером – прусский политик Отто фон Бисмарк, главой генерального штаба – прусский генерал, победитель во Франко-прусской войне Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке.

Вопрос 03. Нарисуйте схему высших органов власти Германской империи.

Ответ.

Вопрос 04. Какие факты свидетельствуют об экономических успехах Германии в конце XIX в.? При ответе используйте иллюстрации учебника.

Ответ. К 1896 г. в стране насчитывалось около 250 картелей. Например, могущественная фирма Круппа, господствовавшая в производстве оружия, локомотивов, железнодорожных рельсов, в 1903 г. была преобразована в акционерное общество, сам кайзер Вильгельм II стал его акционером. В Берлине открылась в 1890 году центральная электростанция (которая изображена на иллюстрации в учебнике).

Вопрос 05. Дайте устно или письменно развёрнутую характеристику Бисмарка как политического деятеля.

Ответ. Отто фон Бисмарк был сторонником «реальной политики», то есть руководствовался не идеалами, а практическими соображениями. Он решал, что страна может сделать, а чего не может исходя из конкретной ситуации не оглядываясь при этом на какие-либо моральные устои. Руководствуясь этим принципом он, например, периодически сталкивал своих союзников – Австрию и Россию, потому что благодаря этому Германия всегда могла оставаться арбитром в спорах между ними, а не защищать интересы лишь одной из них из чистого союзнического долга (ведь именно это получилось в итоге в ходе I мировой войны). Бисмарк был убеждённым монархистом и всегда игнорировал мнение парламента, если это было ему выгодно (конституционные средства у него на это были). Например, однажды рейхстаг не одобрил бюджет с большой статьёй военных расходов. Тогда правительство Бисмарка стало действовать без бюджета, то есть тратить деньги вообще бесконтрольно. При всём этом Бисмарк применял все средства «реальной политики» на благо только государства, но не себя лично. Попирая практически все моральные устои, политиком он оставался бескорыстным, стараясь не для себя, но для единой Германии.

Вопрос 06. Покажите на карте колонии Германии. Какую роль играл колониальный вопрос во внешней политике государства?

Ответ. Колонии Германии:

в Африке – Тоголенд, Германский Камерун, Германская Восточная Африка, Германская Юго-Западная Африка;

в Азии – Залив Цзяочжоу с портом Циндао на полуострове Шаньдун;

в Океании – Германская Новая Гвинея, Западное Самоа.

1. В результате поражения Франции в войне 1870–1871 гг. в центре Европы возникло новое государство — Германская империя. Согласно принятой 16 апреля 1871 г. Конституции нового государства в состав союза вошли 22 монархии и 3 вольных города .

В соответствии с положениями Конституции действовали общеимперские органы государственной власти:

1) Союзный совет;

2) Президентство;

3) Рейхстаг .

2. Союзный совет состоял из представителей тех государств, которые входили в состав союза. Каждый член союза (каждое государство) мог направить столько уполномоченных в Союзный совет, сколько он имел голосов (см. таблицу 1). При этом представители должны были голосовать одинаково (ст. 6).

Таблица 1

Распределение голосов в Союзном совете

Государства, входившие в состав союза

Количество голосов

Пруссия

Бавария

Саксония

Вюртемберг

Баден

Гессен

Мекленбург-Шверин

Брауншвейг

Саксен-Веймар

Мекленбург-Стрелиц

Ольденбург

Саксен-Мейнинген

Саксен-Альтенбург

Саксен-Кобург-Гота

Ангальт

Шварцбург-Рудольфштадт

Шварцбург-Зондергаузен

Вальдек

Рейсс старшей линии

Рейсс младшей линии

Шаумбург-Липпе

Липпе

Любек

Бремен

Гамбург

Всего

Согласно ст. 7 Союзный совет принимал решения:

1) о предложениях, которые вносились в Рейхстаг, и о принятых последним решениях;

2) об административных предписаниях и инструкциях, которые были необходимы для проведения имперских законов, но не определялись прямо каким-либо имперским законом;

3) о недостатках, которые выступали при исполнении имперских законов, или при вышеозначенных предписаниях или инструкциях.

Каждый член союза был уполномочен делать предложения и докладывать их. Президент, в свою очередь, обязан был подвергать их обсуждению. Решение принималось, за некоторыми исключениями, простым большинством голосов.

Голоса, которые были не представлены или были без инструкции, не учитывались. В случае равенства голосов, голос президента становился решающим. При решении вопроса, не являвшегося общим для всей империи, учитывались голоса только тех союзных государств, которых он касался.

Союзный совет образовывал из своего состава постоянные комитеты по следующим направлениям:

1) армия и крепости;

2) морские дела;

3) таможенные дела и налоги;

4) торговля и обмен;

5) железные дороги, почты и телеграфы;

6) юстиция;

7) счетная часть.

В каждом комитете должны были быть представлены как минимум 4 союзных государства, кроме президентства, и каждое государство имело в нем только один голос. В комитете, который занимался делами армии и крепостей, Бавария имела постоянное место. Остальные члены этого комитета, так же, как и члены комитета морских дел, назначались Императором. Члены других комитетов избирались Союзным советом. Состав данных комитетов возобновлялся каждый год, на всю сессию Союзного совета. Выбывшие члены могли вновь участвовать в выборах. Кроме того, в Союзном совете образовывался комитет иностранных дел, в состав которого входили уполномоченные от Баварии, Саксонии и Вюртемберга и два ежегодно избиравшихся от Союзного совета уполномоченных других союзных государств. В этом комитете председательствовала Бавария. Комитетам для обеспечения их деятельности предоставлялись особые чиновники (ст. 8).

Каждый член Союзного совета имел право являться в Рейхстаг. Он должен был быть выслушан там, как только пожелал бы этого. При этом можно было высказывать взгляды своего правительства даже тогда, когда они не были одобрены большинством в Союзном совете. Было запрещено совмещение членства в Союзном совете с членством в Рейхстаге (ст. 9).

В соответствии со ст. 10 Император осуществлял дипломатическую защиту членов Союзного совета.

3. Президентство в союзе принадлежало Королю Пруссии, носившему титул Германского Императора. Он же являлся представителем империи в международных отношениях; от имени империи мог объявлять войну и заключать мир, входить в союзы и заключать договоры с иностранными государствами, аккредитовать и принимать послов. Для объявления войны от имени империи требовалось согласие Союзного совета, кроме случая нападения на союзную территорию или ее границы. Поскольку договоры с иностранными государствами касались предметов, входивших в сферу имперского законодательства, — для их заключения необходимо было согласие Союзного совета и для придания им законной силы — одобрение Рейхстага (ст. 11).

Императору принадлежало право созывать, открывать, отсрочивать и закрывать Союзный совет и Рейхстаг (ст. 12).

Союзный совет и Рейхстаг созывались ежегодно. При этом Союзный совет мог быть созван для подготовительных работ и без Рейхстага. Последний же не мог быть созван без Союзного совета (ст. 13).

Союзный совет подлежал созыву, если этого потребовала бы одна треть всех его голосов (ст. 14).

Председательство в Союзном совете и руководство его делами принадлежало имперскому канцлеру, которого назначал Император. Каждый член Союзного совета мог заместить канцлера (на основе полученного от последнего письменного уполномочия). Предложения, которые должны были передаваться Рейхстагу, по мере заключения Союзного совета, вносились туда от имени Императора и поддерживались там членами Союзного совета или особыми комиссарами, которые могли назначаться от последнего (ст. 16).

Император осуществлял разработку и публикацию имперских законов, а также надзор за их исполнением. Постановления и распоряжения Императора издавались от имени империи. Для придания этим актам законной силы была необходима подпись имперского канцлера, который тем самым принимал на себя ответственность (ст. 17).

Император назначал должностных лиц империи, приводил их к присяге империи и давал в случае необходимости распоряжение об их увольнении. Назначенному на имперскую должность чиновнику отдельного союзного государства принадлежали в отношении к империи те же права, которые следовали для него из его служебного положения в отечестве, если только до его вступления в имперскую должность имперское законодательство не постановило бы чего-либо другого (ст. 18).

Государства, являвшиеся членами союза, в случае не выполнения согласных с конституцией союзных обязанностей, могли быть принуждены к этому. Способы принуждения должны были определяться Союзным советом и приводиться в исполнение Императором (ст. 19).

4. Рейхстаг образовывался посредством всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании (ст. 20).

Для государственных чиновников не требовалось увольнение для вхождения в Рейхстаг. Член Рейхстага терял свое место и голос в Рейхстаге при:

— вступлении в имперскую должность с содержанием;

— получении в союзном государстве должности с содержанием;

— получении на имперской службе или на службе отдельного государства новой должности, связанной с повышением чина или содержания (ст. 21).

Прения в Рейхстаге происходили публично. Согласное с истиной изложение прений, происходивших в публичных заседаниях Рейхстага, считалось свободным от какой-либо ответственности (ст. 22).

Рейхстаг имел право предлагать законы в пределах имперской компетенции и направленные к нему петиции передавать Союзному совету и имперскому канцлеру (ст. 23).

Законодательный период Рейхстага продолжался 3 года (Имперский закон 10 марта 1888 г. увеличил его до 5 лет). Для роспуска Рейхстага в течение этого периода необходимо было решение Союзного совета при согласии Императора (ст. 24).

В случае роспуска Рейхстага, избиратели должны были собраться вновь в течение 60-дневного периода после роспуска, а новый Рейхстаг в течение 90-дневного периода после такового (ст. 25).

Без согласия Рейхстага отсрочка его заседания не должна была превышать 30-дневного срока и не могла быть повторена в ту же самую сессию (ст. 26).

Рейхстаг рассматривал и утверждал полномочия своих членов. Он регулировал дисциплину и ход дел посредством устава о порядке дел и выбирал своего президента, вице-президента и секретаря (ст. 27).

Рейхстаг принимал решения абсолютным большинством голосов. Для придания законной силы его решениям необходимо было присутствие большинства законного числа членов (ст. 28).

Члены Рейхстага считались представителями всего народа и в силу этого не могли быть связаны какими-либо поручениями и инструкциями (ст. 29).

Член Рейхстага не мог быть подвергнут законному или дисциплинарному преследованию за подачу голоса или за мнения, которые он выражал при осуществлении его обязанностей. Он не мог быть привлечен к ответственности вне собрания каким-либо иным образом (ст. 30).

Без согласия Рейхстага ни один из его членов не мог в течение сессии быть привлечен к следствию или арестован за какое-либо наказуемое деяние. Исключение составляло задержание при совершении такого деяния или же в течение следующего дня. Согласие Рейхстага требовалось и при аресте за долги. По требованию Рейхстага прекращалось на время сессии любое уголовное делопроизводство против какого-либо его члена и любой следственный или гражданский арест (ст. 31).

Члены Рейхстага не получали за выполнение своих обязанностей какого-либо жалованья или вознаграждения (ст. 32).

5. Более подробно порядок избрания членов Рейхстага был урегулирован в Избирательном законе от 31 мая 1869 г. и принятом Союзным советом 28 мая 1870 г. Избирательном регламенте .

Итак, избирателем на выборах в Рейхстаг являлся каждый немец, достигший 25-летнего возраста. Осуществление права участия в выборах временно прерывалось для:

— нижних чинов войск и флота в период нахождения их на действительной службе;

— лиц, которые во время выборов находились не в том избирательном округе, где располагалось их местожительство;

— лиц, которые не были внесены в избирательные списки .

Лишались права участия в выборах лица:

— находившиеся под опекой или попечительством;

— над делами которых был учрежден конкурс;

— пользовавшиеся на момент выборов или в течение последнего перед выборами года помощью для бедных из государственных или общинных средств;

— которые в силу судебного решения были ограничены в своих гражданских и политических правах (на все время этого ограничения) .

Правом быть избранными в качестве членов Рейхстага обладали лица, имевшие право участвовать в выборах и принадлежавшие не менее года к одному из союзных государств Германии. Не могли быть избранными правители немецких государств и соответственно Император .

Число членов Рейхстага определялось тем, что в каждом союзном государстве на каждые 100 тыс. населения выбиралось по одному депутату. Избирательный округ не мог включать в себя территории нескольких государств. Поэтому в союзном государстве с населением менее 100 тыс. человек выбирался только один депутат. При этом число избиравшихся депутатов не зависело от результатов периодически проводившихся переписей населения. Всего в состав Рейхстага входило 397 депутатов. Из них от Пруссии избиралось 236 депутатов, Баварии 48, Саксонии 23, Вюртемберга 17, Эльзас-Лотарингии 15, Бадена 14, Гессена 9, Мекленбург-Шверина 6, Саксен-Веймара, Ольденбурга, Брауншвейга, Гамбурга по 3, Мейнингена, Кобург-Готы, Ангальта по 2, от каждого из других государств по 1 .

Для избрания депутатом кандидат должен был получить абсолютное большинство голосов, поданных в избирательном округе. В противном случае проводилась перебаллотировка между двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов . Результаты проводившихся в Германской империи выборов в Рейхстаг отражены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты выборов в Рейхстаг

Политическая партия

Количество мандатов

Социал-демократическая партия Германии

Левые либералы

Прочие либералы

Национал-либералы

Центр

Немецкая имперская партия

Консерваторы

Разные правые

Прочие

Всего

Политическая партия

Количество мандатов

Социал-демократическая партия Германии

Левые либералы

Прочие либералы

Национал-либералы

Центр

Немецкая имперская партия

Консерваторы

Разные правые

Прочие

Всего

6. В целом, основываясь на положениях Конституции 1871 г. Пруссия занимала главенствующее положение в союзе. Император, являвшийся Королем Пруссии, обладал широким кругом полномочий, как в сфере законодательства, так и в отношениях с имперской бюрократией. Для Пруссии было обеспечено преобладающее влияние в Союзном совете и Рейхстаге. Причем раз и навсегда установленное число депутатов Рейхстага и их распределение между членами союза «страховало» на будущее от возможных «неприятностей» в виде сокращения числа консервативно настроенных сельских избирателей и увеличения числа городских избирателей. Этому же способствовала и мажоритарная система, применявшаяся на выборах в Рейхстаг. Так, например, Социал-демократическая партия Германии в 1907 г. заручилась поддержкой 28,9 % голосов избирателей, но провела в Рейхстаг всего лишь 43 депутатов, т. е. 10,8 % от их общего числа . В то же время, была создана основа для формирования в дальнейшем федеративного государства с сильным парламентом.

Литература:

2. Конституция Германии 16 апреля 1871 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия. Сборник документов под редакцией профессора П. Н. Галанзы. Составитель сборника Н. Н. Блохин. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С. 558–576.

3. Лабанд П. Германия // Системы избирательного права: Западной Европы и Северо-Американских Соединенных Штатов // К реформе государственного строя России. Выпуск 1-й. Статьи из «Handbuch des Oeffentlichen Rechts». Перевод под редакцией и со вступительной статьей проф. М. Соболева. — СПб.: Издание Н. Глаголева, 1905. С. 40–50.

Введение…………………………………………………………………………………………………

Германия конца 18 начала 19 века представляла собой квазисоюзное государство, не имевшее даже строго определенных границ. Это была Священная Римская империя. Французская революция 18 века и последовавшие за ней за ней наполеоновские войны стерли с карты Европы этот исторический объект. Но их воздействие на государственное и правовое устройство Германии было колоссальным. На юге и западе, где были сражения с Французским Конвентом, появились четыре новых государства, вместо феодальной раздробленности. Левобережный Рейн, возвращенный Германии, продолжал сохранять государственный строй, созданный по подобию французского 1. Введенное наполеоновское законодательство устанавливало гражданское равноправие, поэтому какие- либо попытки восстановить феодализм заканчивались неудачей. Наполеоновские войны демонстрировали ограниченность просвещенного абсолютизма, и что Германия может приспосабливаться к буржуазным устоям и правилам. С победой буржуазного строя обнаруживается несостоятельность монархии, так появляется адаптация к новым политическим и правовым идеям. Наполеон Бонапарт приходит на германские земли реформатором. Он отменяет крепостное право и феодальные привилегии, ввел в действие французское законодательство. Огромное влияние на государственное развитие Германии оказали и конституционно-правовые идеи Франции. Географически эти две страны являются соседями, поэтому преобразования Французской революции не могли пройти мимо. Гегель писал, что эта революция является «великолепным восходом солнца» для Германии. Особое отражение идеи республиканской Франции получили среди так называемых майнцских демократов. Георг Христиан Ведекинд доказывал клубистам необходимость республиканского устройства и в дальнейшем стал

Первые конституционные шаги в Германии конца XVIII века………………….

Вестфальское королевство было создано на территории Германии Наполеоном Бонапартом. Этому королевству была дарована конституция, состоявшая из 6 отделений и 27 статей. Конституция гласила, что Вестфалия становится частью Рейнского союза, учреждала 25ти тысячную армию, утверждала королей и их права, обязывала князей выставлять армию для присоединения к королевской. Также определяла порядок наследования власти, права дворянства, учреждала правление с министерствами. Разграничивала полномочия Короля и правление. Устанавливала правила выплаты налогов и их единство на всей территории 5. В отличие от Вестфалии, Реинский союз в целом не имел октроированной конституции. Тем не менее, французские институты были переняты, но с учетом местных особенностей. Например, поначалу Реинский союз должен был иметь общие конституционные органы, однако эта идея вскоре была отброшена вследствие стремления более крупных членов союза к самостоятельности. Отдельно стоит выделить развитие Пруссии. Ее отличительной чертой был протестантизм, что помогло преодолеть конфессиональную односторонность. Это помогло развить национальное чувство. Особо это проявлялось в офицерстве, чиновничестве и дворянстве, в которых зарождалось государственное сознание. В Пруссии ожил патриотизм, что помогло в дальнейшем всем германским территория осознать себя как нацию. Пруссия, которая подвергалась постоянным угрозам, начала модернизировать свои государственные структуры для обороны. Например, благодаря реформам барона Штейна 1807 года, вводилось самоуправление в виде избираемых по имущественному цензу депутатов,

5 Существенное содержание конституции Вестфальского королевства // Политический, статистический и географический журнал, или современная история света на 1807 год. / 1807. Ч. 4. Кн.2, ноябрь, с. 155-

которые уже сами избирали магистрат. Пруссия стала флагманом для конституционного развития на территории всей Германии. Это привело к трем изменениям: развитию правовой мысли, проведению реформ (причем по французскому образцу) и зарождению немецкой нации 6.

Германский союз как новый этап конституционализма………………………

В 1814 году был заключен Парижский мирный договор. Этот акт закреплял федеративное устройство государства 9 , чем стал прообразом конституции. Задачей нового государства стала разработка правовой базы, которая учитывала бы все внешние, военные и внутренние факторы. На данном этапе это было достаточно сложно, поскольку некоторые Государства (Пруссия и Австрия, например) все еще были не готовы отказаться от идеи смены абсолютной монархии. Так статья конституции Германского союза гласила: «Так как Германский союз, за исключением свободных городов, представляет собой союз суверенных князей, то всеобщая государственная власть, как следует из этого основного понятия, объединяется в личности главы государства, и суверен связан конституционной обязанностью прибегать к содействию сословий только при реализации определенных полномочий» 10. Это означает, что по факту суверен связан конституцией только в отдельных полномочий и не более. Однако конституционализм был защищен Венским заключительным актом. В статье XIII четко закреплялось введение конституций. Однако это слово было заменено на Landständische Verfassung 11 , дабы не пугать общественность. Также утверждалось, что Германский Союз – международный союз, а внутренние государства независимы друг от друга. Внутреннее положение Союза регулировалось актом в случае восстаний, противостоянии подданным. Так поддержание внутреннего спокойствия было обязанностью правительств отдельных государств, но в чрезвычайных обстоятельствах, когда угроза исходит из нескольких точек, на силы всего Союза 12.

9 Ст. 6 абзац 2 первого Парижского договора о мире: «Все немецкие государства будут независимыми и объединены в федерацию» 10 Wiener Schlussakte 1820 // Deutsche Verfassungen. Dokumente zu Vergangenheit und Gegenwart. Padeborn, 2003. S. 81. 11 12 Пер. с герм. Основной сословный закон Акт о конституции Германского Союза, подписанный в Вене (приложение IX к Акту Венского конгресса). Переводчик неизвестен // https://ru.wikisource.org/

Конституционное законодательство утверждало перечень основных прав, которыми обладали немецкие сословия. Но в этом случае конституционные нормы не предполагали переход от представительства привилегированного сословия к представительству всего народа. А Австрия и Пруссия в принципе отказываются от изменения сословного законодательства. В таком виде союз существует до 1848 года. Упразднение происходит передачей государственных полномочий имперскому регенту, который избирается Франкфуртским парламентом. Германский союз образовал рамки, в которых можно увидеть единое германское государство, несмотря на федеративное устройство, которое по факту являлось конфедерацией. Сами по себе конституции южно-германских государств являлись октроированными хартиями, а по формам правления устройству государственной власти не отличались друг от друга. Все они закрепляли наличие ландтага (двухпалатный, сословно-представительный, подконтрольный монарху орган) и правительство, которое было подотчетно монарху. Все германские конституции содержали перечень прав и свобод. Например, свобода совести, передвижения, выбора профессии, неприкосновенность частной собственности, неприкосновенность личности, независимость судей, запрещение незаконного ареста. Но, к сожалению, были оговорки, которые сводили все права на нет, и не существовало закрепленных гарантий этих прав. Представительные органы обсуждали законы, одобряли налоги. Законодательную инициативу имело только правительство. Новым стало появление новых органов – министерств. Королевские указы подписывались министром по вопросам его компетенции. На задний план отходит представление о том, что германские государства могут относиться друг к другу как иностранные. Теперь

Германский конституционализм середины XIX века………………………………

Середина XIX века является для Германии осевой эпохой конституционализма. В 1848-1849 годах происходит революция, поддерживающая объединение Германских земель. Именно в это время особо остро встает вопрос о принятии полного конституционного акта. Эта идея охватывает общественность, партии и правительства. На народных собраниях требовали закрепления свободы печати, совести и других гражданских прав. Из таких народных собраний и выросло Немецкое учредительное национальное собрание. Оно было нелегетимно, так так создалось без выборов, и не получило никаких полномочий от органов Германского союза. Но его задача состояла в нахождении способа формирования Национального собрания, которое будет решать вопрос о будущей конституции Германии. За четыре дня роботы, этому органу получилось привлечь Шлезвиг, Восточную и Западную Пруссию. Но самым главным решением стола объявление выборов во Франкфурте в Национальное собрание для разработки немецкой конституции и принятие акта об основах избирательного права. Результатом революции стало подтверждение Союзным сеймом этого решения, но теперь он возглавлял направление этой деятельности. Однако выборы в представительное собрание все равно проходили по предложенной неправомочным органом системе. На первом созыве Национального Собрания было решено принять конституцию на основе федерализма и с закреплением демократических прав и свобод. Собрание объявляет себя Учредительным собранием, тем самым подтверждая свой суверенитет и суверенитет народа.

Конституция 1849 года…………………………………………………………………….

Работа по созданию конституции была разделена на два этапа: разработка блока основных прав и свобод и все остальное. На первый этап ушло огромное количество времени, около 6 месяцев. Но, тем не менее, за это время было решено по какому пути развития пойдет дальнейшее объединение Германии. Основные права рассматривались как твердый, но подвижный фундамент для совместной жизни объединенных государств на базе идеи гуманизма. К числу основных прав относилось равенство перед законом и судом, уничтожение сословных привилегий, неприкосновенность личности, отмена смертной казни, неприкосновенность жилища, и собственности, отмена цензуры, свобода совести, гласность судопроизводства, создание судов присяжных, обращение к органам власти. «Основные права немецкого народа» были закреплены еще до принятия самой конституции. Несмотря на то, что акт содержал механизм реализации всех прав, он оставался недействительным за счет того, что в некоторых регионах он был просто не опубликован. Однако все же эти права действовали за счет того, что у народа было национальное осознание их важности для только объединенного государства. В окончательном варианте конституция достаточно похожа на конституцию США. Однако это касается лишь некоторых элементов и идей. Конституция США взята за прообраз, так как она является также представительной, федеративной и демократической, и цели Северо- Американского союза, как и Германского были экономическими. Конституция является тем объектом, который смог вместить в себя исторические, политические, социальные условия объединённой Германии, а так же ее цели. Фиксировалось разделение компетенции между центром и отдельными государствами. Так каждое отдельное

Конституция Пруссии 1850 года………………………………………………………

Король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV считал, что имперская конституция, которая остается лишь на бумаге ни как не сможет обеспечить его народу необходимые изменения. Поэтому в 1850 году он дарует народу Конституционную хартию Пруссии. Высшими органами власти являлись король, министры и двухпалатный парламент, Верховный суд. Законодательная власть осуществлялась совместно королем и парламентом, для введения в действие каждого закона необходимо согласие короля и обеих палат. Верхняя палата – Плата господ – назначалась королем пожизненно. Вторая палата – Палата депутатов ландтага – избиралась из трех курий и состояла из 350 членов. Не был решен вопрос ответственности правительства перед парламентом, поэтому он мог фактически игнорировать постановления палат. Второй раздел конституции закреплял права и свободы пруссаков. К ним относились: равенство перед законом, неприкосновенность, свобода вероисповедания (если не противоречит гражданским обязанностям), свобода науки и преподавания. Судебная власть осуществлялась от имени короля, но судьи были независимыми, назначались королем пожизненно, были неприкосновенны. Исполнительная власть принадлежала исключительно королю, он также назначал все высшие военные должности и осуществлял командование армией. По этой конституции бюджет должен был утверждать каждый год, обязательно было одобрение парламентом трата средств сверх бюджета, предусматривалась отчетность правительства за использование средств. Уничтожались привилегии в области налогов. Конституция также не предусматривала никаких гарантий ее соблюдения. Единственной нормой было наличие присяги конституции членами палат и чиновников, но этого не делали ни армия, ни сам король.

В армии конституционные права и свободы ставились ниже, чем военные законы и правила дисциплины 15. Однако прусская конституция сыграла особую роль в развитие германского конституционализма. Политические новации были неизбежны в рамках только объединенного государства при условии наличия первой конституция, которая не могла быть идеальной и принятой всеми государствами Союза. Фридрих Вильгельм пытался объединить северные государства, предлагая прусскую конституцию. Австрия была против идей объединения земель под предводительством Пруссии. Аналогично и Саксония с Ганновером, но у них не было иного выбора из-за военной зависимости от Пруссии. Австрия в дальнейшем расстроила планы пруссаков, и Прусский союз объявил о своем развале. Союзный сейм решает пойти на уступки в отношении ведения дел в Пруссии, в том числе и сохранение некоторых органов бывшею союза северных государств. Так предпринятые шаги в формировании конституционных учреждений обеспечили Пруссии будущее главенство в Германском Союзе.

15 Конституционная хартия Пруссии 1850 // http://worldconstitutions.ru

Конституция 1871 года…………………………………………………………………….

Конституционные реформы Бисмарк пытался провести как можно быстрее, чтобы организовать конституционный строй внутри Северо- германского Союза. Это должно было привести к дальнейшему объединению уже с южными государствами Германии. Помогла в этом война с Францией. Она мобилизовала южно-германские государства на стороне Пруссии. Все государства понимали, что речь идет о войне не только за Рейн, но и за национальное существование 17. Вступление южных государств было постепенным. С некоторыми странами пришлось идти на уступки. Официальное провозглашение империи было 18 января 1871 года. 3 марта проведены выборы в новый Рейхстаг, а в апреле была принята новая конституция. Провозглашалось федеративное устройство империи, в которую вошло 25 субъектов. Союзный совет и Рейхстаг ведали вопросами внешней политики, торговли, почты, транспорта в законодательной сфере. Взаимоотношения государств наконец-то получили конституционное закрепление. Утверждалась высшая юридическая сила имперских законов. Вводилась децентрализация власти. Судебная власть осуществлялась также субъектами, но были имперские суды, рассматривающие преступления против империи, и общегерманский апелляционный суд. Права и свободы обеспечиваются через урегулирование в конституциях отдельных государств, но их законотворческая деятельность ограничивалась рамками имперских законов. Существовал Кайзер, который имел полномочия верховного главнокомандующего, объявления войны и мира, военный кабинет. Назначал канцлера, который в свою очередь быль председателем в

17 Энгельс Ф. // Роль насилия в истории // Маркс К., Энгельс Ф., Избр. произв..: в 3 т. Т. 3. М.: Политиздат, 1985. С. 444, 448

Союзном совете, контролировал исполнение законов, назначал высших должностных лиц. По факту Кайзер не правит сам, все его решения должны быть контрассигнованы канцлером. Административные полномочия также принадлежат канцлеру. По конституции министерств не было, но поскольку канцлер не мог осуществлять все один, создаются ведомства с секретарями, которые выполняют роль министров. Союзный совет представлял собой конгресс посланников государств. Он являлся чем-то средним между палатой парламента и правительством, так как имел и законодательные функции и издавал инструкции по приведению в жизнь законов. Только с его согласия может быть распущен Рейхстаг. Принимал решения по санкциям государств, не исполняющих решение Союза, и разрешал конституционные споры. Рейхстаг избирался на 5 лет, являлся представительным органом, и все его функции повторялись с проектом конституции 1867 года. Но не было никакой юридической ответственности парламента перед правительством или правительства перед парламентом 18.

18 Конституция Германии 1871 // http://constitutions.ru/

Список использованной литературы………………………………………………………

Монографии

  1. Любашиц, В. Я. // Возникновение национального государства как государства современного типа :Проблемы теории //Правовая политика и правовая жизнь. -2005. — No 1.
  2. Существенное содержание конституции Вестфальского королевства // Политический, статистический и географический журнал, или современная история света на 1807 год. / 1807. Ч. 4. Кн.2, ноябрь

Правовое регулирование институтов демократии.

Конституция Германии.

4. Германский федерализм и местное самоуправлении.

1. Конституция Германии

Конституция Германии 1949 г., четвертая конституция в истории Германии, официально называется Основным Законом и принималась как временная. По форме правления Германия — парламентская республика, по форме государственного устройства федерация. Конституция Германии также как и Франции исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер- министров западногерманских земель, избранных ландагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции.

Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента. За время действия конституции было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее. Конституционный контроль в Германии осуществляет федеральный конституционный суд.

2. Правовое регулирование институтов демократии.

В Основном законе ФРГ содержатся основные положения, касающихся трех главных форм непосредственной демократии: выборы, референдум и народная инициатива. Референдум проводится только в некоторых землях и возможен только в связи с изменениями границ и образованием новой земли. Активным избирательным правом пользуются лица, достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избирательных прав. Народный опрос также проводится в Германии и может касаться законопроекта по поводу передачи территории той или иной земле. В Германии действует около 40 политических партий. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям. Основными политическими партиями являются: Христианско-демократический союз, Социал-демократическая партия, Свободная демократическая партия, Партия демократического социализма, Партия 90-х (партия зеленых). В Германии существует единый профсоюзный центр — Объединение немецких профсоюзов. Большое внимание в Германии уделяется средствам массовой информации.

3. Высшие органы государственной власти Германии.

Законодательная власть осуществляется парламентом страны. Нижняя палата — Бундестаг (Союзный съезд), 669 депутатов избираемых по смешанной системе на 4 года. Бундестаг создается по партийному принципу. Верхняя палата — Бундесрат (Союзный совет). Некоторые специалисты германского права считают, что парламент однопалатный и Союзный совет не является верхней палатой. Палата состоит из 69 членов направляемых правительствами земель в количестве от 3 до 6 человек. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Исполнительная власть осуществляется Федеральным правительством, состоящим их Федерального Канцлера, Президента Германии и федеральных министров. Федеральный Канцлер является ведущей политической фигурой в Германии. Президент избирается на пять лет Федеральным собранием. Судебная власть Германии полисистемная. Действует шесть ветвей правосудия: конституционное, трудовое, административное, финансовое, социальное и общее. Каждое направление возглавляется высшим судом. В землях действуют конституционные и верховные суды. Имеют место и специализированные суды.

4. Германский федерализм и местное самоуправлении.

ФРГ — это конституционная федерация, учреждаемая на основе Основного закона 1949 года. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм. После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся субъектами, в том числе три города — Берлин, Гамбург и Бремен. Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства Германии:

  • конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социальноправового государства.
  • на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности.
  • все земли имеют равный статус.
  • компетенция земель и федерации разделена.

Земли делятся на округа (их около 50), округа — на районы и города, имеющие статус районов. В германии действую принципы местного управления. Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые населением.

ЛЕКЦИЯ 14. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИОННОГО
СТРОЯ ФРАНЦИИ

⇐ Предыдущая12

После победы над Францией и коронования германского императора в Версальском дворце 18 января 1871 г. король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I. Была подготовлена и введена в действие (в мае) Конституция Германской империи от 16 апреля 1871 г. В соответствии с традициями немецкого государственного устройства она закрепляла неоспоримую гегемонию прусского королевства в «федеративной” Германии. Она состояла из 25 союзных государств (22 монархии и 3 вольных города). Только Германская империя в целом обладала полнотой суверенных прав. Ей принадлежало право управления важнейшими областями жизнедеятельности Германии: ведение внешних дел, руководство вооруженными силами, чеканка монеты и управление финансовой и хозяйственной деятельностью в империи, правовое регулирование всех сторон жизни общества, организация судопроизводства и т. д. По Конституции только прусский король мог стать германским императором. При обсуждении важнейших вопросов в союзном совете голос Пруссии был решающим. Он оставался таковым и в случае равенства при голосовании. Не могли произойти изменения в Конституции без согласия Пруссии. Все это в конечном счете привело к полному подчинению всех королевств, герцогств и вольных городов прусско-имперскому руководству.

Высшие органы власти Германской империи.Главой государства являлся кайзер, или император Германской империи. Титул этот принадлежал прусскому королю и давал ему возможность от имени империи объявлять войну и заключать мир, назначать и принимать послов, заключать договоры, созывать и закрывать заседания правительственных органов государства – Союзного совета (бундесрата, верхняя палата) и рейхстага (нижняя палата).

Конституция наделяла императора правом обнародования имперских законов. Он также должен был следить за их исполнением, имея при этом право издавать распоряжения и указы, которые скреплялись подписью имперского канцлера.

Усилению личной власти кайзера в значительной степени способствовало и то обстоятельство, что подчинявшиеся ему органы управления Пруссией (гражданский, военный и военно-морской кабинеты) приобрели функции имперского масштаба. Став негласными органами империи, прусские королевские учреждения принимали непосредственное участие в важнейших решениях в области внешней и внутренней имперской политики, обеспечивали тем самым прусскому королю широкое поле деятельности в качестве имперского кайзера.

В соответствии с Конституцией государственными делами империи непосредственно управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер). Он стал единственным имперским министром, который стоял во главе всех имперских ведомств и учреждений (за исключением военного и военно-морского). Руководители этих учреждений – государственные секретари – назначались канцлером и являлись его подчиненными.

Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг) стали двумя коллегиальными органами среди высших органов власти Германской империи. Эти органы, так же как и институт канцлерства, были заимствованы империей у Северо-Германского союза. Союзный совет состоял из уполномоченных всех земель империи. Руководил им прусский представитель. Пруссии же принадлежала треть всех голосов совета (17 из 58), что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции.

Союзному совету Конституцией 1871 г. были переданы права верхней палаты, принимавшей вместе с рейхстагом законы империи. Более того, он обладал правом законодательной инициативы. Ему были предоставлены и значительные полномочия в сфере исполнительной власти: выносить решения относительно административных предписаний и мероприятий, устранять «недостатки, выясняющиеся при осуществлении имперских законов”, принимать участие в назначении ряда высших должностных лиц (членов имперского суда, счетной палаты и др.). Союзный совет наделялся функциями арбитра в конфликте между государствами, входящими в империю. Его согласие требовалось для принятия решения о вооруженной экзекуции для принуждения членов Союза к осуществлению своих конституционных обязанностей при объявлении войны, роспуске рейхстага. Фактические полномочия бундесрата все больше сужались по мере превращения империи в откровенно унитарное государство.

Рейхстаг же (нижняя палата) олицетворял народное представительство объединенной Германии. Конституция закрепляла за рейхстагом право разработки и принятия законов, утверждения имперского бюджета и осуществления других финансовых полномочий, право одобрения международных договоров, участия в разрешении конституционных споров между землями, обращения с петициями в Союзный совет и т. д. Самым важным полномочием рейхстага было утверждение бюджета.

Заседания рейхстага, в отличие от бундесрата, носили гласный характер с обязательным опубликованием всех выступлений в прессе. Внимание общественности было широко привлечено и к так называемому праву интерпелляции, т. е. праву парламентского запроса. Подписанный не менее чем тридцатью депутатами в адрес любого государственного секретаря или самого канцлера запрос нередко становился началом ожесточенной парламентской дискуссии по самым острым государственным, правовым и социально-экономическим проблемам.

Создатели империи, и особенно ее первый канцлер Бисмарк, всячески старались избежать присутствия в рейхстаге «партийного духа”. Образованные в этом органе многочисленные комитеты и комиссии должны были заменить партийные фракции. Однако им не удалось остановить естественный процесс политического размежевания депутатов, особенно усилившегося в конце XIX в., когда на политическую арену Германии вышло мощное социалистическое движение.

Объединение Германии способствовало быстрому промышленному росту и увеличению численности рабочего класса. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП), которая становится крупнейшей из социалистических партий Европы.

В этих условиях по настоянию Бисмарка рейхстаг в 1878 г. принимает так называемый «исключительный закон против социалистов”. На его основании правительство добилось тюремного заключения 1500 членов социал-демократической партии и высылки 900 человек, принадлежавших к ней, а также запретило 1300 печатных изданий.

Однако «исключительный закон против социалистов” не дал ожидаемых результатов. В 1884 г. за социалистов проголосовало 540 тыс., а в 1890 г. – почти полтора миллиона избирателей. В том же году «исключительный закон” был отменен. Вместе с ним был устранен и сам Бисмарк.

В целом же система высших органов власти и управления Германской империи представляла собой единый, в значительной степени централизованный государственный механизм с особым привилегированным положением в нем ряда прусских государственных органов.

Германская империя

в конце XIX – начале XX в.

Политический режим за пятьдесят лет существования империи претерпел целый ряд серьезных изменений. Активные и успешные войны, которые Пруссия вела в канун 70-х гг., а затем Северо-Германский союз, способствовали распространению в империи милитаристской идеологии, укреплению прусской военщины и ее политической роли, Генерального штаба, занявшего наравне с канцлером ведущее место в государственном аппарате. Когда в 70-х гг. начали усиливаться противоречия между прусским юнкерством и буржуазией, Бисмарк последовательно проводил бонапартистскую политику в рейхстаге: он противопоставлял рейхстаг Союзному совету (бундесрату), натравливал на них Генеральный штаб и, всячески охраняя устои прусского абсолютизма, укреплял полицейский аппарат, с помощью которого ограничивал политические свободы, деятельность общественных и даже религиозных организаций.

Однако после отставки Бисмарка в начале 90-х гг., в период правления Вильгельма II, началась постепенная либерализация режима.

Мощным фактором, способствовавшим новым изменениям в политической жизни Германской империи, стало участие Германии в первой мировой войне. После начала войны в Германии утверждался режим военной диктатуры. Этому процессу способствовало введение в действие Закона об осадном положении, на основании которого вся полнота власти на местах передавалась командующим военными округами.

В Пруссии и других землях были ужесточены нормы уголовного права для всех военнообязанных и военнослужащих, введены военно-полевые суды. Военные суды уже в первые месяцы войны вынесли тысячи приговоров военнообязанным. Жестокая военная цензура взяла под контроль всю германскую прессу, репертуар театров и пр.

Диктаторская власть военщины особенно усилилась в августе 1916 г., когда начальником Генерального штаба был назначен популярный в то время в армии фельдмаршал Гиндербург, а его заместителем – генерал Людендорф. Отдав им высшие военные полномочия, император постепенно уступал генералам политическое и государственное руководство в стране. Однако эти и другие меры не смогли уже спасти страну от поражения. Германская армия все больше уступала превосходившим ее вооруженным силам Франции, Англии, США, России. Но самым грозным для правящих классов Германии было теперь уже не столько военное поражение, сколько надвигающаяся революция. Чтобы устранить эту угрозу, в стране стала проводиться «парламентаризация власти”. В октябре 1918 г. была введена обязательная министерская подпись на распоряжения императора, ограничивающие личные права и свободы граждан, принят Закон об изменении Конституции, который лишал главу государства всех его решающих полномочий, а канцлера, государственных секретарей и Генеральный штаб поставил под полный контроль рейхстага. Одновременно королевские кабинеты были изъяты из подчинения монарху и переведены в ведение соответствующих секретарей и министров. Эти изменения привели к новым либеральным переменам в политическом режиме, но не спасли монархию.

ВЫВОДЫ В начале XIX века Германия представляла собой «Священную римскую империю германской нации», включающую более 300 государств, многие из которых имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия. Первой попыткой реорганизации империи стал организованный Наполеоном «Рейнский союз». Здесь было ликвидировано крепостное право, упорядочена администрация, введен Гражданский кодекс Франции После разгрома Наполеона на месте «Рейнского союза» был образован «Германский союз», состоявший из трех государств — королевств, княжеств, герцогств и нескольких вольных городов. Все они сохранили свою независимость. Ведущую роль в союзе играла Австрия. Были восстановлены абсолютизм и феодальные привилегии дворянства. Экономическое развитие страны привело к образованию Таможенного союза, куда вошли 18 германских государств. Руководство в союзе принадлежало Пруссии, претендующей на роль объединителя. В 1848 г. под влиянием событий во Франции в Германии развернулось классовое демократическое движение, а в столице Пруссии Берлине было поднято вооруженное восстание и шли уличные бои. Итогом выступлений стали некоторые уступки монархии — образование парламента и принятие конституции в 1850 г. Конституция состояла из 11 глав: » О короле», «О министрах», «О палатах» и т.д. Глава «О правах пруссаков» содержала немало демократических положений: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собрание и образование обществ, тайна переписки. Однако не было указано о гарантиях реорганизации этих положений. Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной власти, которую осуществлял совместное с ландтагом, единоличным правом высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров, судей, членов верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся верховным главнокомандующим. Парламент Пруссии (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ формировалась из населения, разделенного на три курии в соответствии с имущественным положением. Первая курия имела преимущественное положение. В этот же период усилилась борьба между Пруссией и Австрией за господство в процессе объединения Германии. В конечном счете после австро-прусской войны 1866 г. Австрия была исключена из Германского союза и объединение пошло по «мало-германскому» пути под эгидой Пруссии. В этом же 1866 г. был образован Северо-Германский союз, куда вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств. Он стал последним этапом объединения. Принятая союзом конституция открыто закрепила гегемонию Пруссии. Победа Пруссии во франко-прусской войне 1870 г. окончательно укрепила ее гегемонию в Германском союзе и позволила получить пятимиллиардную контрибуцию на укрепление своей экономической военной мощи. В январе 1871 г. было провозглашено создание Германской империи в составе 25 земель (4-х королевств: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18-ти более мелких герцогств и графств и 3-х «вольных городов» — Любека, Бремена и Гамбурга). В мае 1871 г. была принята конституция Германской империи. Согласно конституции только империя обладала всей полнотой суверенитета: внешняя политика, руководство вооруженными силами, финансы, принятие законов и организация судопроизводства. В конституции были закреплены господствующее положение Пруссии, приоритет ее голоса при решении всех наиболее важных проблем. Главой государства являлся кайзер или император Германской империи. Им мог быть только прусский король. Император обладал обширными полномочиями — от права объявлять войну и заключать мир до издания законов и созыва и роспуска парламента. Делами империи управлял назначаемый императором и ответственный только перед ним имперский канцлер. Рейхсканцлер назначал руководителей всех ведомств, кроме военного и военно-морского, и руководил их деятельностью. Высшими органами государственной власти стали Союзный совет (бундесрат) и парламент (рейхстаг). Союзный совет состоял из представителей всех германских государств, входящих в империю. Руководил советом представитель Пруссии, ей же принадлежала треть голосов Совета. Бундесрат обладал значительными полномочиями: имел право принимать законы совместно с рейхстагом и право самостоятельной законодательной инициативы, выносить решения относительно административных предписаний и мероприятий, принимать участие в назначении высших должностных лиц, выполняя функции арбитра в конфликтах между государствами, входящими в империю, его согласие требовалось при роспуске рейхстага. Но со временем фактические полномочия бундесрата сокращались. Рейхстаг формировался на принципах народного представительства. Он имел право выработки и принятия законов, утверждения бюджета, утверждения договора, участия в разрешении конституционных споров между землями и т.д. В конце XIX — начале XX века, в связи с развитием различных политических партий, германский рейхстаг становится одним из наиболее ярких трибун политических споров. РАЗВИТИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРАВА В ГЕРМАНИИ Объединение Германии потребовало и унификации действующего права. Германия под воздействием законодательства Наполеона пошла по пути кодификации своего права. В 1876г. было создано, а в 1900г. вступило в действие Германское гражданское уложение (ГГУ)- кодификация гражданского права. В значительной мере оно базируется на римском праве. Первая книга кодекса содержит общие для всех институтов нормы. Вторая книга рассматривает обязательства, третья- вещное право, четвертая- семейное и пятая- наследственное право. Отличительной чертой ГГУ является признание в качестве субъекта гражданского права юридического лица, но он не определяет правоспособность юридических лиц. Вещное право согласно ГГУ, делит все вещи на земельные участки и движимые вещи, к последним относится все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей. Выделяется целый ряд вещных прав: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение известной ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека и др.), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты и т.п.). Наиболее распространенным способом возникновения обязательств ГГУ признает договор. Фиксируется принцип свободы договора, условия заключения и расторжения договора. В семейном праве единственной формой брака является гражданский брак. Брачный возраст устанавливается для мужчин с 21 года, для женщин с 16-ти лет. Развод допускался, но по строго определенному перечню оснований. Имущественные отношения определялись брачным договором, хотя закон предусматривает возможность разделенного права собственности на имущество. Наследование могло быть по закону или завещанию. В принципе признавалась свобода завещания, но законные наследники могли требовать выделения обязательной доли. В число наследников по закону входили все родственники. Уголовное право регулировалось составленным в 1870г. Уголовным уложением Северогерманского союза. Уложение подразделяло все преступления на 3 категории: 1) собственно преступления, 2) проступки и 3)полицейские нарушения. Применение смертной казни в мирное время предусматривалось лишь в двух случаях: убийство главы государства и убийство по заранее составленному плану. Кроме смертной казни среди предусматривались тюремное заключение, арест, ограничение в правах, штраф. Уголовный процесс строился на принципах состязательности, независимости следственного судьи от прокуратуры и допущении защиты на стадии предварительного следствия. В суде действовал принцип свободной оценки доказательств. Германский уголовный кодекс оказал большое влияние на развитие уголовного права других стран, прежде всего Японии.

Литература

1. Бабанцев Н. Ф. Возрастание милитаризма в Германской империи (1871 – 1914 гг.)// Правоведение. – 1971. – № 6. С. 91 – 93.

2. Ливанцев К. История буржуазного государства и права. Л., 1986.

Добавить комментарий