Органы власти в римской республике

⇐ ПредыдущаяСтр 106 из 265

  1. I стадия. Подразделяется на период А и Б.
  2. I. Царский период
  3. II. Общая характеристика искусства Древнего Египта, периодизация
  4. II. Организм как целостная система. Возрастная периодизация развития. Общие закономерности роста и развития организма. Физическое развитие……………………………………………………………………………….с. 2
  5. II.4.1) Исторические формы единоличной власти.
  6. III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  7. III период (4 часа и более).
  8. IV. По характеру ответной реакции, в зависимости от того, какие органы в ней участвуют
  9. Oсoбеннoсти и прoблемы функциoнирoвaния вaлютнoй системы Республики Белaрусь
  10. А) Расходы, произведенные в настоящее время и подлежащие списанию в последующие периоды;

Республиканский период в истории Рима охватывает период с VI в. до н.э. по I в. до н.э. и характеризуется сочетанием демокра­тии с военно-аристократическим правлением. Принцип верховен-ства римского народа получил закрепление в законодательных правах народных собраний. Однако в Римской республике сложи­лось опосредованное народовластие. Народные собрания собира­лись по инициативе высших должностных лиц, которые контроли­ровали ход собраний (вносили вопросы для рассмотрения, могли прерывать или переносить собрание на другой день). Существова­ло три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и ку-риатные.

Центуриатные народные собрания (центуриатные комиции) принимали законы, избирали высших должностных лиц государ­ства (консулов, преторов, цензоров), рассматривали апелляции, утверждали смертные приговоры. Право на участие в центуриат­ных комициях получали римские граждане, приписанные на ос­новании имущественного ценза к одной из военно-политических единиц — центурий.

Трибутные народные собрания (трибутные комиции) избира­ли низших должностных лиц (трибунов, квесторов, эдилов), рассматривали жалобы на решения магистратов, принимали законы. В трибутные комиции проходили по территориальным округам — трибам.

Куриатные народные собрания (куриатные комиции) состояли из полноправных членов старейших римских родов. По мере урав­нения в правах патрициев и плебеев теряли свое значение. За ними сохранилось право на принятие решений в семейно-родовых воп­росах (утверждение завещаний, контроль за осуществлением вла­сти главами семей и т.д.).

Высшим органом управления являлся Сенат. Компетенция Се­ната включает:

— контроль законодательной деятельности;

— контроль над должностными лицами;

— финансовое управление;

— военное управление;

— внешнеполитическая деятельность;

— управление римскими провинциями;

— постановления по вопросам общественной безопасности, общественного порядка, религиозного культа.

Исполнительную власть осуществляли магистраты — должнос­тные лица. Они замещались на принципах выборности, срочности (срок полномочий — один год), коллегиальности, ответственности, безвозмездности. Магистраты обладали правом предавать граждан суду, налагать штрафы, арестовывать не подчинившихся гражданин или их имущество. Магистратуры делились на ординарные (консу­лы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы) и экстраординарные (дик­татор, децемвиры — 10мужей для упорядочения права).

Консулы возглавляли магистратуры. Два консула избирались на один год. Они обладали высшей военной властью, отвечали за бе­зопасность Рима, обладали правом созывать Сенат и народные собрания, а также издавать эдикты по вопросам управления и тол­ковать право. Консулы имели право суда и назначения наказаний, включая смертную казнь. Смертный приговор консулов мог быть обжалован в центуриатном собрании.

Преторы осуществляли управление городом, осуществляли пра­воохранительные и судебные функции.

Цензоры избирались сроком на пять лет. Два цензора состав­ляли списки граждан по имущественным разрядам и трибам.

Народные трибуны обеспечивали защиту интересов плебса, их полномочия действовали только в черте города Рима. Число народ­ных трибунов колебалось от 2 до 10человек.

Квесторы осуществляли финансовое управление (заведовали казой, вели расходные и приходные книги), хранили государ-ственные документы.

Эдилы (2 патрицианских и 2 плебейских) поддерживали обще-ственный порядок в городе, следили на продовольственным снаб­жением города, наблюдали за торговлей, организовывали обще-ственные зрелища.

В чрезвычайных обстоятельствах по представлению Сената кон­сул мог назначить диктатора. Срок его полномочий ограничивал­ся 6 месяцами. Диктатор обладал всей полнотой военного и граж­данского управления, правом изменения законодательства, уголовной юстиции. На время диктатуры все ординарные магистратуры утрачивали самостоятельность и подчинялись диктатору. Смертные приговоры, вынесенные диктатором, не подлежали обжало­ванию. Диктатор не нес ответственности за свои действия.

3. Римская империя: принципат, доминат

Во II—I вв. до н.э. Римская аристократическая республика вступает в полосу кризиса. Многочисленные восстания рабов, войны с союзниками Рима (свободными жителями Италии, которые не пользовались правами римских граждан), а также выступления люмпенов потребовали изменения политического режима. Причи­ны кризиса состояли в том, что завоевательная политика Рима привела к значительному расширению территории государства. Полисная форма государственного устройства не могла обеспечить эффективного управления завоеванными народами. Переход от республики к монархии был подготовлен периодом военно-поли­тической диктатуры.

Принципат можно охарактеризовать как особую форму монар­хии, при которой республиканские полисные традиции сочетались с централизацией государственного управления и концентрацией власти в руках одного человека. В период принципата сохранялись республиканские учреждения (Сенат, народные собрания), но их полномочия постепенно сокращались и ограничивались рамками города Рима. Постепенно из системы государственного управления вытеснялись принципы выборности, подотчетности, коллеги­альности. Главой государства стал принцепс — первый сенатор. Он сосредоточил в своих руках всю полноту верховного государствен­ного управления. Его неограниченная власть основывалась на со­единении нескольких должностей — консула, цензора, трибуна. Это позволило принцепсу получить полномочия «империум», пра­во вето на решения всех государственных органов и право форми­ровать Сенат. Чрезвычайная власть принцепса была пожизненной, но не наследственной. Со временем утвердилась практика назна­чения принцепсом своего преемника, воля императора была обя­зывающей для Сената. Подконтрольность Сената привела к фор­мальному закреплению решений императора в сенатус-консуль-тах, которые отныне имели силу закона.

Вырождение республиканских институтов сопровождалось формированием бюрократического аппарата империи. Реоргани­зация управления Римскими провинциями позволила принцепсу создать собственную казну, выведенную из-под сенатского конт­роля. Опорой принцепса являлась армия, превратившаяся в кор­поративную организацию и политическую силу, неподконтроль­ную обществу. Преторианская гвардия, составленная из граждан Италии, была подчинена лично императору. В период принципа­та армию стали пополнять наемники из римских провинций, пре­данные своим военачальникам.

В период домината Рим превращается в монархическое государ­ство с абсолютной властью императора, решения которого призна­вались безусловными и неукоснительными законами. Переход к доминату связан с приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом (господином, государем, владыкой). В этот период римские магистраты превращаются в почетные дол­жности для приближенных императора. Роль Сената была низве­дена до положения городского совета, регистрирующего импера­торские эдикты.

Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 62; Нарушение авторских прав

1. Общие понятия

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй

Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

· свободы,

· гражданства,

· семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

· имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

· мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу-республиканского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций — завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III — II в. до н. э. возникают привилегированные сословия — нобилей и всадников. Высшее сословие — сословие нобилей — образовалось в результате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей — домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение участвовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве — разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

· центуриатные;

· трибутные;

· куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов. Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (специальные должностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

· законодательные — он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

· финансовые — в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

· по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу,

· внешнеполитические — если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

· ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

· экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах — тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

· выборность — все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриат-ными или трибутными собраниями;

· срочность — один год (за исключением диктатора);

· коллегиальность;

· безвозмездность;

· ответственность.

4. Армия

в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям — куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни — центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды — центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной организацией. Была ограничена воинская повинность римских граждан, производился набор добровольцев, получавших вооружение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны — земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5. Падение республики

Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полисной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политическими событиями:

· восстания рабов — два восстания в Сицилии (138 г. и 104 — 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 — 70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е — 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 — 88 гг. до н. э.), общеиталийское восстание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур — вначале Суллы, а затем Цезаря.

В конце VI в. до н. э. в Риме царскую власть сменил консулат. Вместо царя стали выбирать двух консулов.

С этого времени начинается история Римской республики, просуществовавшей около 500 лет. Главным органом власти Римской республики был Сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен.

Сенаторов назначали особо уполномоченные лица, избранные Народным собранием, — цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.

В ведении Сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной и наблюдение за государственным имуществом вообще; бюджет; внешние сношения; военное дело, включая назначение командующих, и т. п. Не будучи судебным органом, Сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования.

Аристократическая по своей сущности, Римская республика сохраняла многие важные институты народовластия, и прежде всего народные собрания. С течением времени к ним прибавился народный трибунат, служивший целям ограждения прав граждан от злоупотреблений власти.

В Древнем Риме существовало два вида народных собраний — центуриатные и трибутные. Первые считались главными. Собрания созывались по приказу консула, претора, трибуна. Центуриатные собрания утверждали законы и избирали всех основных начальников (магистратов) республики: консулов, преторов, цензоров и др. На трибутных собраниях избирали плебейских трибунов, обсуждали некоторые законопроекты, местные дела. В общем собрании триб каждая из них имела один голос. Решения трибутных собраний получили название плебисцитов.

В Римской республике правительственная власть складывалась из некоторого числа коллегий. Все они избирались народными собраниями сроком на один год. По истечении этого срока члены коллегий были ответственны за свои действия и могли быть преданы суду за злоупотребления. Но каждый из них мог наложить запрещение — вето — на действия своего коллеги. Важнейшее значение имели коллегия консулов (первоначально два) и коллегия преторов (сначала два, потом четыре и больше). И те и другие обладали властью «cum imperium». Консулы были высшими магистратами республики. В их руках находились дела текущего управления. Они следили за исполнением законов. В то же время ни консулы, ни преторы не имели права непосредственного руководства другими коллегиями.

Особое положение занимали плебейские (народные) трибуны. Трибунат был строго плебейским учреждением. Трибун не мог отлучаться из Рима, трибуны имели право запрещать исполнение любых приказов, от кого бы они ни исходили (за исключением приказов диктатора). Они могли налагать вето на постановление Сената. В полномочия трибун входило право арестовывать любое лицо и подвергать его публичному допросу.

Армия в Риме строилась на началах самой строгой дисциплины. В отношении всех своих солдат и офицеров командующий имел право смертной казни. В особых случаях нарушения воинского долга прибегали к децимации — казни каждого десятого, принадлежащего к виновному подразделению, — по жребию.

Государственный строй Рима в период империи. Понятие принципата и домината.

Как и в общественном строе, в государственном строе Рима в период империи произошли существенные изменения под воздействием всей совокупности ранее рассмотренных объективных и субъективных причин (внутренних и внешних, экономических, социальных и политических).

Поскольку Римская империя прошла в своем развитии два периода – принципата и домината, то и в государственном строе изменения происходили постепенно, количественно накапливаясь в период принципата и качественно проявившись в период домината.

В период принципата (27 г. до н.э. – конец II в. н.э.) многие республиканские органы продолжали функционировать, но их правовой статус, компетенция и порядок формирования изменяются. Так, продолжают действовать народные собрания (центуриатные, трибутные, куриатные), но они уже редко созываются и рассматривают лишь те вопросы, которые предлагают им Сенат или принцепс (император). Выборы многих должностных лиц, которые осуществлялись народными собраниями, стали назначаться Сенатом или принцепсом (с 14 г. н. э.). Народные собрания даже в период принципата играли роль формального органа, дающего согласие на принятые Сенатом или принцепсом решения. Об этом свидетельствует и тот факт, что избрание императора осуществлялось не народным собранием, а Сенатом, и даже консулы порой не избирались народным собранием, а назначались принцепсом на несколько лет вперед. Народные собрания перестают функционировать как высшие органы при императоре Тиберии, правившем с 14 по 37 гг. н.э.

Сенат в период принципата существовал более длительное время, чем народное собрание, но и он утрачивает свое былое значение, изменяя свой состав, компетенцию и даже порядок комплектования. Что же касается других республиканских магистратур (консулов, преторов, квесторов, эдилов и т.д.), то можно отметить, что нет ни одной прежней республиканской должности, в которой бы не произошли изменения. И суть этих изменений в падении роли республиканских магистратур в пользу императора и создаваемых при нем новых органов.

Принцепс («первый человек») – это первое лицо в списке сенаторов, которому Сенат вверял верховную и полную власть. Особенностью этой должности было то, что лицо на эту должность назначалось пожизненно; что одному лицу вверялась верховная и полная власть; что именно данному лицу народ ежегодно приносил присягу на верность; что одно лицо одновременно совмещало и должность принцепса, и должность народного трибуна, и должность консула, и должность цензора, и должность верховного жреца и ряд других особенностей.

В столь многоплановой и ответственной государственной деятельности император опирался не столько на прежние республиканские органы, сколько на вновь им создаваемые. При императоре был создан Совет, куда вошли 2 консула, по одному представителю от других магистратов, 20 сенаторов по жребию и предполагаемые преемники. Фактически в Римской империи уже в период принципата действовали параллельно две системы власти и управления: республиканская (Сенат и некоторые оставшиеся прежние магистратуры) и императорская (император, Совет при императоре, канцелярия императора, военная казна и должностные лица при императоре и новые коллегиальные органы). Еще более значимые изменения в государственном строе произошли в период домината. Проявившиеся в период принципата тенденции в развитии государственного строя нашли свое завершение и правовое закрепление именно в период домината, начало которого связано с именем Диоклетиана, который находился у власти с 284 по 305 гг. Он начал свое правление с проведения целого ряда реформ (административной, финансовой, военной, религиозной и др.), в ходе которых окончательно складывается такая форма правления, как монархия со всеми присущими ей признаками. Во-первых, резко усиливается власть одного лица – императора, который именуется доминусом, что означает властитель, господин.

И если в период принципата власть императора еще сдерживалась хоть в какой-то мере народным собранием и Сенатом, то в период домината власть его становится неограниченной. Сенат превращается из самостоятельного органа в совещательный орган при императоре, а после административно-территориальной реформы Диоклетиана, когда Рим составил особую 101 провинцию империи, он вообще утратил значение общегосударственного органа, превратившись в коллегиальный орган только г. Рима. Законодательная инициатива, проекты законов исходят от императора, а его распоряжения обязательны для всех лиц и органов государства. В руках императора сосредоточиваются все основные три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) и высшая церковная власть.

Во-вторых, создаются новые коллегиальные органы при императоре, которые помогают последнему осуществлять государственную власть. Одним из таких органов стал Государственный совет (консисториум), заменивший собой прежний Совет при принцепсе.

Вторым новым коллегиальном органом была созданная Императорская канцелярия, ведающая не только всем текущим делопроизводством, связанным с деятельностью императора, но и осуществляющая общее повседневное руководство полицией. Возглавлялась Императорская канцелярия начальником, который назначался императором из приближенных к нему и доверенных лиц. Императорская канцелярия создавалась при каждом императоре и объединила в своем составе те отраслевые комиссии, которые были созданы в период принципата.

Таким образом, период империи – это период, когда во всех сферах общественной жизни и в экономике проявляется двойственный характер переходного периода, когда прежние производственные, основанные на рабском труде отношения уже устарели, а новые феодальные отношения еще не сложились, они только зарождались. И эта двойственность происходящих процессов в экономике обострила социальные и политические процессы, совокупность которых привела к деградации общества, нестабильности государственно-политического режима и в конечном итоге к гибели Римской империи.

Принципат и доминат

После падения республики во главе всех магистратур фактически встает новое должностное лицо – принцепс. Он был наделен особой властью, надзирал за управлением провинциями, обладал неприкосновенностью, вправе был налагать вето на распоряжения всех магистратов. При императоре создается его личный совет (консилиум), который со времени правления императора Адриана (начало II в.) стал официальным учреждением.Высшими чиновниками стали считаться начальник императорской гвардии начальник полиции и др.

Ко II в. на нет сошла римская завоевательная волна, иссяк основной источник рабов, стали исчезать латифундии; стали отказываться от принудительного рабского труда,появляется колонат (прикрепление формально свободных крестьян к земле и их эксплуатация). Возрастает варварское (германское, славянское и т. п.) давление на границы Римской империи.

При императоре Каркалле все свободные люди, проживавшие в провинциях Римской империи, получили права римского гражданства, соответственно на них стало распространяться римское право. В армию устремились варвары-нелатиняне, что привело к целой эпохе «солдатских императоров» (III в.). Император Диоклетиан (конец III в.) старается централизовать государство, стабилизировать находящуюся в кризисе политическую систему Римской империи. Он явился инициатором прикрепления горожан к месту жительства и профессии (предпосылки феодализма)

Доминат (в отличие от принципата) – настоящая монархия. Император Диоклетианподелил Римскую империю на восточную и западную части и перенес административный центр империи на восток. Чуть позже он установил тетрархию: страна была разделена на две части: западную и восточную, во главе каждой из которых встали августы. Каждая из половин делилась еще раз надвое, одной четвертой империи руководил август соответствующей половины, другой – назначаемый им цезарь. Таким образом появилось 4 императора: 2 августа (восточный и западный) и 2 цезаря. После Диоклетиана император Константин упразднил тетрархию.

В 313 г. император Константин издал эдикт в Медиолане (Милане): была признанаверотерпимость в империи. В 325 г. в Никее собрался I Вселенский собор христианской церкви под руководством Константина I Великого. На этом соборе была выработана первая часть христианского символа веры. Завершил формирование символа веры II Вселенский собор христианской церкви (прошел в Константинополе (Царьграде)). Феодосии Великийпровозгласил христианство государственной религией Римской империи. После его кончины образуются независимые Западная Римская империя (с центром в Риме) и Восточная Римская империя (с центром в Константинополе).

Западную Римскую империю начали разрушать вандалы и варвары. Столица Западной Римской империи была перенесена из Рима в Равенну. Последний малолетний западноримскии император Ромул Августул в 476 г. был свергнут начальником гвардии Одоакром который отослал знаки императорского достоинства в Константинополь. Одоакр провозгласил себя правителем Италии, однако вскоре сам был свергнут. Античность кончилась, начались средние века.

Государственное устройство Древнего Рима

Народное собрание — куриатные, центуриатные и трибутные комиции

Сенат — состоял из представителей знатных семейств, занимался внешнеполитическими, финансовыми и религиозными вопросами, обсуждением законопроектов.

Консулы — занимались наиболее важные гражданскими и военными делами

Преторы — имели судебные полномочия, занимались юридическими вопросами

Народные трибуны — выполняли функции по защите прав и поддержанию порядка

Сенат — высший государственный орган в Древнем Риме. Хотя никакими узаконенными функциями он не обладал, рекомендации сената (лат. senatusconsulta) обладали такой же силой, как и законы Республики. Его власть держалась, главным образом, на авторитете, и, кроме того, была подкреплена уважением к обычаям предков и религиозным пиететом.

Сенат эпохи развитой и поздней республики состоял из 300 сенаторов, обычно бывших высокопоставленных должностных лиц государства (магистратов) (в более отдаленные времена — родовых старейшин). Пополнением сената ведали цензоры, которые из числа бывших магистратов включали в его состав наиболее достойных. Власть сената распространялась на все сферы государственной жизни. В его исключительном распоряжении находилась казна. В сенате предварительно обсуждались все проекты законов и кандидатуры будущих магистратов. Кроме того, в его ведении находилась внешнеполитическая деятельность Республики.

В Риме собирались три вида народных собраний — комиций (в переводе с лат. — собрание); до реформ Сервия Туллия в середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемое центуриатное устройство. В связи с тем, что в V–IV вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождались многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение куриатных комиций сильно упало и решающее значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Куриатные комиции — старейшая форма народного собрания Римской Республики. В них решались вопросы о вручении империя должностным лицам и усыновлении граждан.

До реформы Сервия Туллия куриатные комиции были в Риме единственным видом комиций и состояли, очевидно, лишь из патрициев. Вопрос, состояли ли плебеи в куриатных комициях во времена Республики, в науке дискуссионен. Одни авторы (например, Эрнст Херцог) считали, что и во времена Республики куриатные комиции включали только патрициев. Другие (например, Вильгельм Зольтау), отстаивали точку зрения, что плебеи были включены в их состав еще во времена царского Рима. Однако для царского периода присутствие плебеев в куриатных комициях довольно сомнительно. Так, И. Л. Маяк делала вывод, что плебеи стали принимать участие в этом виде комиций не ранее IV в. до н. э. Местом их проведения был Comitium на Форуме.

Главные функции куриатных комиций состояли в следующем:

1. Вынесение Куриатного закона об империи — этот закон был необходим для того, чтобы вручитьординарному или экстраординарному магистру высшую власть — империй.

2. Утверждение отдельных частных актов — усыновлений и завещаний, то есть куриатные комиции ведали вопросами семейного права.

С течением времени и политическая роль куриатных комиций, и, соответственно, их популярность, снижались. К концу Республики наделение магистратов империем осталось фактически единственной функцией этих собраний, и на них собиралось лишь 30 ликторов, символизировавших 30 курий. Тем не менее, с формальной точки зрения, куриатные комиции вплоть до своего исчезновения при Империи оставались сосредоточием высшей власти, так как именно они вручали магистратам империй.

Центуриатные комиции — высший вид собрания народа Римской Республики. В них избирали высших магистратов, объявляли войну и заключали мир, судили граждан по уголовным делам (лишение гражданина его гражданских прав).

Собрание распределялось по принципу имущественного ценза. По преданию были учреждены предпоследним римским царем Сервием Туллием. По функциям они вытеснили куриатные комиции. Прежде чем подавать голос, участники одной центурии совещались между собой. Каждая центурия имела один голос в комициях, поэтому общее число голосов равнялось количеству центурий. Однако, большинство центурий принадлежало первому классу (крупным землевладельцам) и перевес принадлежал часто именно ему. Всего имелось 193 центурии, голосование останавливалось, если первые 97 центурий голосовали единым мнением.

Так как центуриатные комиции были собранием воинов, то, по закону, они не могли собираться в самом городе Риме и собирались вне священной границы города на Марсовом поле. В течение собрания на Капитолии развевалось красное боевое знамя. Созывать центуриатные комиции могли только высшие магистраты, обладавшие импераем консулы, преторы и диктаторы. До 287 г. до н. э. через центуриатные комиции проходило большинство законов. После этим правом наделялись также трибутные комиции. Тем не менее даже тогда полномочия центуриатных комиций оставались весьма широкими. Они объявляли войну и заключали мир. В центуриях выбирали всех высших магистратов.

Трибутные комиции — собрание, в котором принимались конституционные законы; разбирались уголовные дела, связанные с наложением штрафов; выбирались квесторы, эдилы, военные трибуны.

Существовало три вида трибутных комиций:

1. Чисто плебейские собрания, проводились под председательством плебейских магистратов (плебейского трибуна или эдила). Постановления назывались плебисцит. После 287 г. до н. э. плебисциты стали иметь силу законов для всех граждан, независимо от происхождения. До того они были обязательны лишь для плебеев.

2. Патрициано-плебейские собрания. Патриции начали принимать активное участие в работе трибутных комиций после 471 г. до н. э., после расширения прав последних. Проводились под председательством консула или претора — высших магистратов, первоначально избиравшихся только из патрициев. Постановления назывались законы. Здесь избирали квесторов и курульных эдилов. Эти собрания обладали и судебной властью.

3. Собрание плебеев, на котором не принимались никакие постановления. На них заслушивались сообщения магистратов, народ совещался между собой, но голосования не происходило. Данный вид комиций, в силу своей специфичности, просуществовал в Риме дольше всех остальных, дожив до времен империи, был широко распространен в римской императорской армии.

Голосование в трибутных комициях было таким же, как и в куриатных или центуриатных. Созывать комиции могли только магистраты. Повестка и дата собрания обсуждались заранее, тексты законопроектов, имена кандидатов предварительно публиковались (выставлялись на форуме). Комиции собирались в определенные дни — дни перед календами и большинство из дней, предшествовавших идам.

На собрании объявлялся вопрос, и, без какого-либо обсуждения, начиналось голосование. В ранний период оно было устным и открытым, со второй половины II в до н. э. голосование стало закрытым и письменным. При голосовании на Марсовом поле (где обычно проходили избирательные комиции) человек входил в одно из 35 (по числу триб) закрытых помещений. Триба определяла свой голос независимо от того, сколько ее членов явилось для голосования. Если голосование проходило на Капитолии или Форуме (законодательные и судебные комиции), то сначала голосовали в трибах, потом подсчитывали число триб, проголосовавших «за» или «против». Абсолютное большинство давали 18 триб из 35 (4 городских и 31 сельская).

Магистраты — общие названия государственных должносте в Древнем Риме. Магистраты делились на:

1. Ординарные (обычные) — консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы, народные трибуны.

2. Экстраординарные (создавались при чрезвычайных обстоятельствах) — диктаторы, интеррексы, начальники конницы при диктаторе, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

3. Курульные — консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры, преторы, цензоры, эдилы.

4. С империем (высшая власть в римском государстве, которой наделяли только в особых случаях до принципата Октавиана Августа) — консулы, преторы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны, триумвиры.

5. Высшие — все магистраты с империем, цензоры, народные трибуны.

Ниже магистратной лестницы находились служащие — ликторы, писцы, посыльные; и, так же, государственные рабы — тюремщики, палачи.

Государственный строй в Древнем Риме в царский период

Рекс (глава общины, военный предводитель, избирался на комициях)

Сенат (Совет старейшин, состоял из 300 сенаторов, занимался ведением текущих дел и обсуждением вопросов, которые выносили потом на народное собрание)

Комиции (народные собрания, участие в которых принимали только патриции)

Семь легендарных и полулегендарных царей Древнего Рима

Ромул (правил 753–715 до н. э.)

Нума Помпилий (правил 715–674 до н. э.)

Тулл Гостилий (правил 673–642 до н. э.)

Анк Марций (правил 642–617 до н. э.)

Луций Тарквиний Древний (правил 616–579 до н. э.)

Сервий Туллий (правил 578–535 до н. э.)

Луций Тарквиний Гордый (правил 535–509 до н. э.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий