Основа гражданского общества

Гражданское общество можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Это то пространство, та среда, в которой люди и их объединения реализуют свои многообразные потребности и интересы. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.

Понятие «гражданское общество» является условным, так как «негражданского» или «антигражданского» общества в науке не выделяется. Некоторые авторы считают сам термин неудачным, поскольку он внешне произволен от слова «гражданин», хотя на деле им обозначается принципиально другое явление. Таким образом, термин носит государственнический характер.

Понятие гражданского общества необходимо для определения границ государственного вмешательства в общественную и частную жизнь.

Временем возникновения гражданского общества обычно считается время перехода к буржуазному государству, когда провозглашается равенство перед законом, а государственная власть отказывается от регламентации ряда сфер общественной жизни, хотя отдельные элементы гражданского общества усматриваются уже в полисах Древней Греции и в Древнем Риме, где возникло развитое товарно-денежное производство. Процесс формирования гражданского общества продолжается как в мировом масштабе, так и в России.

К институтам гражданского общества относятся семья, церковь (там, где она отделена от государства), частные фирмы, общественные объединения, спорт, сфера воспитания и т.д.

Специфической чертой гражданского общества считается наличие в нем саморегулирующегося начала. В сфере властных отношений гражданскому обществу соответствует правовое государство. Если гражданское общество представляет собой совокупность горизонтальных отношений, то правовое государство — совокупность вертикальных, властных отношений.

Признаки гражданского общества. Это:

1. социальная система, открытая для общения с другими обществами;

2. сложноструктурированная и плюралистическая система;

3. саморазвивающаяся и самоуправляемая система и т.п.

Принципы существования и успешного функционирования гражданского общества:

1) экономическая свобода, рыночная экономика;

2) легитимность и демократический характер власти;

3) признание и защита естественных прав человека и гражданина;

4) наличие правового государства;

5) равенство перед законом и судом, надежная правовая защищенность личности;

6) политический и идеологический плюрализм;

7) свобода слова и печати;

8) невмешательство государства в частную жизнь, взаимная ответственность государства и личности;

9) социальное партнерство и национальное согласие и т.д.

Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Во все времена государство довлело над обществом. Законодательство носило ограничительный для человека характер. В правовом же государстве личность должна стоять на первом месте, а правовые ограничения создаются в основном для государства. Индивид существует в условиях правовой свободы, которая основана на принципе «дозволено все, что не запрещено законом». Право должно раздвинуть рамки ограничений прав личности и гарантировать их реализацию.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так, К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Ж.Ж.Руссо развил идею народного суверенитета, основанную на том, что государство в форме республики является результатом общественного договора. Государственная власть, таким образом, понимается как выражение общественного интереса, а человек приобретает гражданскую свободу, основанную на естественном праве. Государственная власть зависит от права. Если она перестает выражать интересы народа, то государство перестает существовать как политический организм.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения общей воли и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

Понятие «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера, Х.Ф. фон Аретина, Р. Фон Моля (первая половина XIX в.). С этого времени идея правового государства непрерывно развивается немецкими философами.

В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы правового государства — предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня правовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно обладать следующими основными признаками:

— верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни. Законы (и основной среди них — конституция) обладают высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Верховенство закона означает так же, что он обязателен для исполнения не только гражданами и их объединениями, но и государством, его органами и должностными лицами. При этом действует принцип «все, что не дозволено власти, ей запрещено»;

— взаимная ответственность государства и личности.В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, депутатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

— реальные гарантии прав и свобод граждан. В правовом государстве права граждан не только провозглашаются, но и гарантируются. Под гарантиями прав понимается реальная возможность их реализации и защиты. Это обеспечивается как законодательным закреплением гарантий, в первую очередь, в конституции, так и созданием механизма всесторонней защиты прав и свобод и установлением юридической ответственности за их нарушение. При этом право становится мерой свободы человека по принципу «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено»;

— разделение властей.Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации;

— идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Первая статья Конституции РФ гласит, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, в основном законе намечена цель построения правового государства в нашей стране. Однако путь достижения этой цели не является простым и скорым. Гражданское общество в России только формируется. Государство пока не может обеспечить достойный уровень жизни всех граждан. Экономика далека от совершенства, средний класс собственников немногочислен. Важной проблемой остается создание единого и непротиворечивого законодательства. Налицо коллизии (противоречия) между нормативно-правовыми актами, причем законы часто фактически растворяются в многочисленных подзаконных актах. Наконец, для создания правового государства в России необходимо достижение высокого уровня политического и правового сознания граждан. Все эти проблемы являются заботой государства, которое должно разработать и реализовать комплекс мер по их решению.

Вопросы и задания

1. Объясните понятие «гражданское общество». Какие элементы входят в состав гражданского общества?

2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

3. Какие предпосылки необходимы для создания правового государства?

4. Назовите признаки правового государства.

5. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

6. Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового государства.

Аристотель: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя».

Локк: свобода людей состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека».

Монтескье: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

Дидро: «Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти».

Кант: государство — это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Маркс: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный».

Г. Ф. Шершеневич: гарантии правовой государственности — «…а) неотъемлемые права личности; б) принцип разделения властей; в) правовое самоограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения».

Гессен: «Правовым называется государство, которое признает обязательным для себя как правительства создаваемые им же как законодателем юридические нормы. Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении своих правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним».

7. Прочитайте документ. Объясните, как в нем отразились теория естественных прав человека и идея правового государства? Почему у народа появляется право «учредить новое правительство»?

ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствуют о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становятся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.

7.5. Гражданское общество и правовое государство 1 (20%) 1 vote

Элементы и структура гражданского общества

Ключевые слова: элементы, структура, гражданского, общества

Составными элементами гражданского общества являются:

1) личность;

2) семья;

3) школа;

4) церковь;

5) собственность и предпринимательство;

6) социальные группы, слои, классы;

7) частная жизнь граждан и ее гарантии;

8) институты демократии;

9) общественные объединения, политические партии и движения;

10) независимое правосудие;

11) система воспитания и образования;

12) свободные средства массовой информации;

13) негосударственные социально-экономические отношения и др.

Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность — таковы краеугольные камни и вместе с тем фундаментальные ценности гражданского общества. В этих приоритетах речь не идет о том, чтобы всех поголовно и в обязательном порядке сделать собственниками — многие этого просто не желают, но такая возможность для каждого должна сохраняться. В этом корень вопроса.

Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Там, где нет уважения к собственности, там нет и уважения к личности. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе — существенная цель» (Гегель). При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, как в современной России, а в процессе нормального цивилизованного развития.

Рынок — самоорганизующаяся система, но это вовсе не значит, что государство не может участвовать в отлаживании и совершенствовании этого механизма. Оно должно создавать и уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами (индивидуальными и коллективными). Государство — мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды.

В условиях нынешней российской действительности, когда зрелые рыночные отношения еще только складываются, ослабление роли государства было бы ошибкой.

Формирование гражданского общества предполагает разгосударствление многих сторон его жизни и деятельности. Но это вовсе не означает, что оно совсем не нуждается в государственности.

Просто государство должно найти в нем «свое место», отказаться от тотального контроля и ответственности за решение всех проблем, переключить внимание в те сферы, где оно действительно необходимо и где обязано четко выполнять свои изначальные функции (охрана правопорядка, оборона, законотворчество, судопроизводство, защита прав граждан, внешняя политика, бюджет, экология, связь, транспорт и т.д.).

Однако «уход» государства из экономики не означает полного прекращения влияния на нее, самоустранения от миссии главного координатора и арбитра, бросания всего и вся на произвол судьбы. Конечно, главная идея гражданского общества — его относительная независимость от государства, но именно относительная, а не абсолютная. Более того, может сохраняться даже монополия государства на некоторые отрасли хозяйствования.

Государство гражданскому обществу необходимо, прежде всего, для создания организационно-правовых основ жизни. Рынком управляет не только невидимая рука экономических стимулов и интересов, но и вполне осязаемые властные структуры, призванные направлять эти механизмы в нужное русло.

Централизованное воздействие сохраняется, но не путем приказных и волевых методов, а через такие инструменты, как налоги, льготы, кредиты, пошлины, тарифы, законы, социальные институты, политическая стабильность, выработка общих ориентиров и приоритетов, поддержка базовых отраслей промышленности, протекционизм.

Государство не может уподобиться роли бесстрастного «регулировщика на перекрестке», которого не интересует, куда люди идут и едут, лишь бы не нарушали правил движения. Оно призвано курировать науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную сферу, содействовать осуществлению прав человека.

Превращение общества в некое безгосударственное и в этом смысле бесформенное образование опасно. В научной литературе справедливо обращается внимание на то, что в современных условиях было бы ошибочным развивать тезис о полном уходе государства из экономики и социальной сферы, о саморегуляции, близкой к стихии. Неверно всякое государственное регулирование отождествлять с насаждением бюрократии, администрирования, тоталитаризма, исходить из формулы: чем меньше государства, тем лучше.

«Да, государство бывает злом, а право — оковами, если они построены на антидемократических началах и служат узкогрупповым, олигархическим интересам. Но действительно демократические государство и право, нацеленные на благо человека, выражающие и реализующие волю народа, способны позитивно и эффективно регулировать процессы общественного развития».

Суммируя все изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

«Внегосударственные» и «внеполитические» в данном случае следует понимать не в смысле их некой абсолютной «стерильности», «рафинированности», исключающей всякие посторонние «примеси», а как относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства, волюнтаристского диктата, конъюнктурных лозунгов политики. Это такие отношения, которые могут существовать и развиваться в известной независимости от властных структур.

В то же время гражданское общество и правовое государство — не отсеченные и не изолированные друг от друга части, а взаимообусловленные, хотя и не отождествляемые системы. Связи между ними жестко детерминированы. Ведь государство — форма организации общества, и уже поэтому они неразрывны.

Становление гражданского общества в России — магистральная и долговременная задача, решение которой зависит от множества факторов и условий. Для этого необходимо, чтобы сформировались те предпосылки, о которых говорилось выше. Несмотря на кризисную ситуацию, сложившуюся в стране, весь ход осуществляемых ныне реформ ведет в конечном счете к достижению указанной цели. … читать далее …

Постсоциалистические преобразования в стране открыли путь к формированию гражданского общества. Основы такого общества, необходимые его структурные компоненты нашли свое закрепление в Конституции 1993 г.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 316

Определяющее значение для всего процесса формирования в стране гражданского общества имеют конституционные положения о правах и свободах человека и гражданина, о прирожденном и неотчуждаемом характере основных прав и свобод человека. Без такого гуманитарного компонента– свободных, полноправных индивидов – невозможно само возникновение гражданского общества. Конечно, практическое осуществление прав и свобод людей зависит от многих субъективных и объективных факторов, однако, в конечном счете именно усилия свободных индивидов, преследующих свои цели и реализующих свои частные интересы в рамках общего для всех правопорядка, определяют природу, содержание и характер формируемого гражданского общества.

Социальная структурапостсоциалистического общества (социальный компонент гражданского общества) находится еще в стадии формирования. Процесс ломки прежних социальных классов, слоев и групп и становления новых еще далек от завершения. Общество во многом атомизировано.

Новая социальная стратификация (формирование новых социальных групп, слоев и классов) идет по имущественному признаку. По этому критерию общество делится на три слоя: 1) незначительный по численности олигархический слой (так называемые «новые русские» – в основном представители банковского капитала, верхушка торгового и промышленного капитала, а также верхний слой бюрократии); 2) основная масса населения (большинство так называемых «бюджетников», пенсионеры, мелкие предприниматели и т.д.); 3) промежуточный средний слой (предприниматели со средним доходом, основная масса чиновников, верхушка «бюджетников» и т.д.).

В качестве весьма специфической «социальной» группы – по сути своей антисоциальной – можно выделить представителей криминального капитала (организованная преступность, теневая экономика и т.д.), контролирующих около тридцати – сорока процентов всего товарно-денежного оборота.

Подобная стратификации в целом отражает процесс резкой поляризации в обществе и разрыв между малочисленной сверхбогатой верхушкой общества и всем остальным населением. Вместо декларированных идеологами проводимых реформ целей формирования «миллионов собственников», сильного и многочисленного среднего класса и «народного капитализма» в реальной действительности пока что бурно развивается олигархический и криминальный капитал.

Процессы стратификации протекают во многом стихийно, без заметного направляющего воздействия со стороны государства.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 317

В целом деятельность государства в социальной сфере, несмотря на ряд позитивных тенденций в этой сфере (адресная помощь социально незащищенным слоям, определенная поддержка малого и среднего бизнеса и т.д.), пока еще не соответствует конституционному положению о том, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7 Конституции).

Экономическая структура общества (экономический компонент гражданского общества) определяется наличием различных форм собственности – частной, государственной, муниципальной и т.д., которые, согласно Конституции (ч. 2 ст. 8) «признаются и защищаются равным образом». В соответствии с этим за каждым членом общества признается право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Право частной собственности охраняется законом. Важной гарантией права частной собственности является конституционное положение о том, что «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ч. 3 ст. 35 Конституции). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Гарантируется также право наследования.

Существенной характеристикой складывающегося экономического строя общества является свобода труда. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. «Принудительный труд запрещен» (ч. 2 ст. 37 Конституции). Конституция (ч. 3–5 ст. 37) закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Духовная жизнь постсоветского общества (духовный компонент гражданского общества) отличается идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 318

пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Согласно Конституции (ст. 14), «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

С духовной жизнью современного общества тесно связан информационный аспектжизни общества (информационный компонент гражданского общества).

В основе этой информационной стороны жизни современного общества лежит право каждого «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29 Конституции). Конституция гарантирует свободу массовой информации, что включает в себя свободную деятельность (в соответствии с законом) всех средств массовой информации – радио, телевидения, печати, компьютерной связи и т.д.

Цензура запрещена. Однако свобода информации ограничена законодательно установленным перечнем сведений, составляющих государственную тайну. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещена также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Свобода информации, кроме того, ограничена правом каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, а также правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения в этом последнем праве допускаются только на основании судебного решения.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Конституции (ч. 2 ст. 24), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В информационной сфере жизни современного общества важную роль играет общественное мнение. Конечно, разного рода апелляции к мнению людей, населения, народа имели место во все времена. Отсюда и крылатое выражение «Глас народа – глас божий», которое, правда, стоит в том же смысловом ряду, что и не менее расхожее выражение: «Устами младенца глаголет истина».

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 319

В действительности общественное мнение как самостоятельный институт общественной жизни и независимый социальный фактор формируется лишь в условиях и во времена относительно самостоятельного и независимого от политико-властного давления гражданского общества. Такое свободное общественное мнение возможно лишь там, где человек свободен (и правомочен) как человек, как частный индивид, а не’ только как гражданин, как публично-политический субъект. Только там, где есть гласность, где утвердился реальный плюрализм индивидуальных мнений, там появляется и общественное мнение как самостоятельный, общественно значимый феномен, как общественный институт.

По своей сути общественное мнение – это совокупность мнений частных лиц – членов гражданского общества по разнообразным вопросам общественной, политической, духовной жизни людей. Волю частных лиц, выраженную в общественном мнении, не следует, конечно, смешивать и отождествлять с волей публично-политических лиц (граждан), выраженной ими в различных государственно-правовых формах (референдум, выборы и т.д.) и воплощенной в конечном счете в действующем праве и государстве. Данное различие Руссовыразил в виде отличия «воли всех»(т.е. воли частных лиц) от «общей воли»(политической воли народа-суверена, выраженной в законах и государстве).

Хотя общественное мнение – это не выражение публично-политической (законодательной, государственной) воли, однако оно в условиях развитого гражданского общества и правового государства становится мощным фактором воздействия на различные сферы общественной и политической жизни. Особое значение в таких условиях имеет учет общественного мнения (наряду с другими факторами) в процессе законотворчества, в определении путей и направлений обновления и совершенствования действующего права.

Важной проблемой в этой общественно и политически значимой сфере является надлежащая законодательная регламентация отношений, связанных с публичным распространением сведений об общественном мнении в средствах массовой информации (порядок распространения таких сведений в средствах массовой информации, права и обязанности субъектов этих отношений и т.д.).

Местное самоуправление(территориально-управленческий компонент гражданского общества) – это негосударственная форма выражения народовластия, осуществляемого определенным территориальным сообществом населения при само-

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 320

стоятельном решении вопросов местного значения в соответствии с законами государства. Согласно Конституции (ст. 12), «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 12 августа 1995 г.) в ст. 2 дает следующее определение местного самоуправления: «Местное самоуправление в Российской Федерации – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» .

Хотя по Конституции (ст. 12) «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», однако правами участника местного самоуправления Конституция и названный закон о местном самоуправлении наделяют только гражданина, а не каждого человека, не частное лицо, не просто члена гражданского общества. Так, ч. 2 ст. 130 Конституции гласит: «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Здесь имеется определенное концептуальное противоречие между негосударственным характером местного самоуправления и правосубъектностью в этой негосударственной сфере лишь граждан (т.е. публично-политических лиц). Другое противоречие такого же концептуального характера состоит в том, что негосударственные органы местного самоуправления наделяются государственным полномочием – правом издавать правовые акты. Такое право предусмотрено ст. 19 названного закона о местном самоуправлении: «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты» .

Отмеченные противоречия тем более существенны, что в ведении органов местного самоуправления находится широкий круг вопросов, затрагивающих все основные стороны жизни людей. Так, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утвер-

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 321

ждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают многие другие вопросы местного значения.

Важным компонентом гражданского общества являются разнообразные общественные объединения– политические партии, профессиональные союзы, благотворительные организации и т.д.

Конституция (ст. 30) закрепляет право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Существенное значение для формирования и деятельности общественных объединений имеют положения Конституции (ст. 13) о признании в Российской Федерации идеологического и политического многообразия и многопартийности, о равенстве общественных объединений перед законом. Запрещается создание и деятельность лишь таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

В настоящее время активно действуют разнообразные общественные формирования (политические, профессиональные, научные, правозащитные, просветительские, экологические, потребительские, религиозные и т.д.). Их деятельность регулируется целым рядом федеральных законов,в числе которых: Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 26 июня 1995 г., Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.

Место и роль государства в политической системе общества

Государство входит в институциональную подсистему политической системы, которая представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которые входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества).

Государство является политическим институтом, непосредственной целью которого является осуществление власти или воздействия на нее.

Роль государства в политической системе общества велика. Поскольку политические отношения связаны с частными и общими интересами, часто они служат причиной возникновения конфликтов, поэтому необходим специальный механизм, который бы поддерживал, укреплял отношения в обществе. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на слои, группы, классы, и является государство.

Государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения.

Именно государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения и распространяющей свою волю на всех членов общества.

Государство обладает широким набором средств воздействия на своих граждан, материальными ресурсами, позволяющими обеспечивать реализацию своей политики.

Только государство устанавливает правовые основы функционирования всей ПС и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, устанавливающие порядок создания и деятельности других политических организаций и др.

Государство выполняет интегрирующую роль в рамках ПС, являясь основным стержнем ПС.

Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем.

Гражданское общество: понятие, элементы. Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

Признаки современного гражданского общества:

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

— равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

— гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

— экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

— гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

— свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

— создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

— свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

— существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.

Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом.

Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Правовое государство: понятие, принципы, предпосылки формирования в Российской Федерации.

Правовое государство – особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель, Платон): Государство — наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • — ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • — верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • — конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • — наличие развитого гражданского общества;
  • — правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • — верховенство закона в системе права;
  • — соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • — прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности — принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Правовой статус личности: элементы, характеристика.

Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе.

Содержание правового статуса человека и гражданина включает в себя несколько элементов:

1. Порядок его приобретения и утраты.

Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности — возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности.

В понятие правосубъектности включается три элемента:

— правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности);

— дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности);

— деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия).

При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.

В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом «О гражданстве РФ» или международным договором России.

Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса.

Гражданство РФ прекращается:

— вследствие выхода из гражданства РФ;

— по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ (например, оптация — выбор иного гражданства вследствие изменения Государственной границы РФ).

Права и обязанности.

Субъективные права — гарантированная государ­ством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

Обязанности — вид и мера должного (требуемого) поведения.Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.

В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.

Добавить комментарий