Основания для ограничения прав

П. «в» ст. 71 Конституции РФ гласит, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, а значит Конституции, уставы и другие правовые акты субъектов Федерации не могут сужать содержание и перечень, отменить или приостановить действие установленных на федеральном уровне прав и свобод человека.

Вместе с тем ч. 3 ст. 55 Конституции РФ определены три взаимосвязанных условия, допускающие ограничения прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы могут быть ограничены:
◦ только федеральным законом;
◦ в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
◦ только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях.

Т. о. лишь законодатель посредством федерального закона может установить то или иное ограничение. Этим правом не обладают ни федеральное Правительство, ни другие институты исполнительной власти, ни субъекты Федерации, учитывая, что регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией к ведению Федерации.

Ст. 31 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывает, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предписаний главных государственных санитарных врачей решением Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» от 30.03.2020, рекомендуется (п. 1.3 постановления) обеспечить «введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции». По смыслу данного предложения режим самоизоляции, являясь ограничительным мероприятием, не является карантином.

Значение слова «самоизоляция» (толковый словарь Ожегова):
1. Само.
◦ Первая часть сложных слов со значением направленности чего-нибудь на себя, исхождения от себя или осуществления для себя.
2. Изоляция.
◦ Изолировать: отдалить от других, лишая общения с кем-нибудь, ограждая от чего-нибудь.
Т.о. самоизоляция — добровольное действие направленное на самого себя для разобщения себя с окружающими (добровольное — потому что невозможно сделать что-либо с самим собой не имея к этому своей доброй воли).

Ст. 11 Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм. №98-ФЗ от 01.04.2020) устанавливает полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:
м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта;

Указами глав субъектов Российской Федерации введен режим повышенной готовности. В указах говорится так же о том, чтобы «обязать соблюдать режим самоизоляции» гражданами.

Значение слова «обязать» (толковый словарь Ожегова):
• обязать — Наложить на кого-нибудь какую-нибудь обязанность, предписать.
• обязанность — круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Т.о. обязать — возложить на лицо действия, безусловные для выполнения.

«Обязать» и «добровольное действие» являются взаимоисключающими понятиями, следовательно обязать соблюдать режим самоизоляции невозможно.

Учитывая все вышеизложенное:
• самоизоляция является добровольным необязательным действием гражданина;
• указы глав субъектов Российской Федерации в части ограничения прав и свобод граждан РФ является недействительным, т. к. противоречит законодательству Российской Федерации.

Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и должны охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные. Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные. Ниже приведена наиболее популярная теория классификации прав и свобод человека и гражданина.

Личные права являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят:

· Наказуемость только по суду — запрет чрезвычайных судов

· Неприкосновенность личности

· Неприкосновенность жилища

· Неприкосновенность переписки

· Неприкосновенность собственности

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. К политическим правам причисляются:

· Равенство перед законом — отсутствие сословий

· Свобода совести — право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

· Свобода слова и печати — запрет цензуры;

· Свобода собраний — право проводить собрания как в закрытом помещении так и под открытым небом

· Свобода союзов — право создавать союзы не спрашивая разрешения

· Свобода стачек

· Право петиций

Социальные — возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К социально-экономическим правам относятся:

· Трудовые права (право на труд и свободу труда)

· Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства

· Право на социальное обеспечение

· Право на жилище

· Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

· Право на восьмичасовой рабочий день, на справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.

В Российской Федерации конституционное регулирование вопроса об ограничении прав и свобод начинается с установления незыблемости этих прав. 4.2 ст. 55 гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Это общее правило, которое указывает на невозможность принятия законов, попирающих права и свободы без всяких оснований.

Но, следуя ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, Конституция (ч. 3 ст. 55) вводит институт ограничения прав и свобод при наличии определенных оснований. Права и свободы могут ограничиваться в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти основания сами по себе не вызывают сомнений, поскольку речь идет о защите, прав и интересов большинства людей от злоупотреблений со стороны меньшинства или о создании необходимых условий для реализации прав и свобод. Вопрос состоит в том, что конкретно должно быть вложено в эти основания, чтобы не допустить злоупотреблений. Как бы отвечая на этот вопрос, в данной статье указываются два важных условия: а) права могут быть ограничены только федеральным законом и б) только в той мерс, в какой это необходимо.

Следует отметить, что по смыслу приведенных статей Конституции Российской Федерации. возможны только общие ограничения и свобод для всего населения путем принятия закона. Тем самым как бы исключается возможность такого ограничения в отношении отдельных лиц. В ФРГ, например, Основной закон позволяет ограничивать основные права лиц, которые злоупотребляют свободой печати, свободой преподавания, свободой собраний, тайной переписки, собственностью, правом убежища. Лишение указанных прав и его объем определяются Федеральным конституционным судом. Отсутствие подобной нормы в Конституции РФ не означает, что в России индивидуальное ограничение прав и свобод за злоупотребление ими невозможно.

В мировой конституционной теории и практике общепризнанно, что ограничения гражданских прав и свобод правомерны в условиях чрезвычайного положения (эпидемии, межнациональные конфликты, стихийные бедствия, массовые беспорядки и др.). Это признается Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 4), который, однако, требует, чтобы чрезвычайное положение государством-участником было официально объявлено и об этом сообщено другим государствам.

Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 56) чрезвычайное положение может повлечь за собой отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, но в соответствии с федеральным конституционным законом (который пока не принят) и для обеспечения безопасности граждан и защиты основ конституционного строя. При этом не подлежат ограничению некоторые права и свободы, предусмотренные специально отмеченными в ч. 3 ст. 56 статьями Конституции. Эти статьи закрепляют право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, гарантии против сбора информации о чьей бы то ни было частной жизни, свободу совести, свободу предпринимательства, право на жилище (это так называемые «абсолютные права и свободы»), а также всю сумму прав, связанных с судебной защитой набор этих прав, повторяющий аналогичные положения Международного пакта о гражданских и политических правах, отражает стремление защищать те права и свободы, реализация которых никак не может помешать достижению целей властей в связи с объявлением чрезвычайного положения и которые должны соблюдаться при любых обстоятельствах.

В Конституции есть еще одна важная гарантия. Согласно ч. 3 ст. 118, «создание чрезвычайных судов не допускается». Следовательно, в условиях чрезвычайного положения продолжают действовать суды общей юрисдикции, что гарантирует защиту фаждан от незаконных или дискриминационных действий. В настоящее время (впредь до принятия федерального конституционного закона) в Российской Федерации действует со значительными изъятиями, вытекающими из несоответствия ряда норм Конституции РФ, Федеральный закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г., в котором, в частности, установлен исчерпывающий перечень конкретных ограничений прав и свобод на время чрезвычайного положения. Он включает особый режим въезда и выезда; ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий, забастовок; ограничение движения транспортных средств. В наиболее опасных случаях, при попытках насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядках и других действиях, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов, допускаются введение комендантского часа, ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и общественных организаций, ограничение или запрещение продажи оружия, спиртных напитков, выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их проживания или за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Данный Закон предусматривает, что неправомочное применение силы сотрудниками правоохранительных органов, как и превышение должностными лицами своих полномочий, включая нарушение гарантий прав граждан, влечет за собой соответствующую ответственность.

Перечисленные в ч. 3 ст. 55 основания для ограничения прав и свобод явно предусмотрены для непредсказуемых обстоятельств, которые могут потребовать усиления защиты одних прав за счет ограничения других прав человека. Федеральному Собранию в каждом случае принятия закона об ограничении прав и свобод придется конкретно и взвешенно подходить к определению меры и необходимости ограничения каждого конституционного права, придания ограничительным нормам закона постоянного.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 45

Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. «Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для уважения прав и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий – пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 – за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 – за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 – за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет па пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» записано, что «недопустима пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов РСФСР и республик в составе РСФСР». Статья 28 этого Закона указывает, что действия юридических и физических лиц, нарушающих законодательство РФ о языках народов РСФСР, влекут за собой ответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Российское законодательство содержит и иные запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.

Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям – государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».

Глава IV. Гражданство

Гражданство и его специфика

Население любого современного государства неоднородно. В его составе выделяются различные группы в зависимости от пола, возраста, национальности, вероисповедания, места жительства, профессиональной принадлежности. Для того чтобы выявить различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государством, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство – это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение его в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства.

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве государств именно на интересы граждан сориентированы социальные и экономические программы правительства, законодательство в области труда и социального обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут рассчитывать на правовую защиту в качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека. Государство ждет от своих граждан особой лояльности. (Не случайно измена государству или Родине может быть вменена только гражданам страны.) В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

Исторически гражданство является порождением Французской революции. В противовес концепции подданства как личной зависимости от монарха, сложившейся в эпоху абсолютизма, были выдвинуты концепции гражданина как лица, способного активно участвовать в политической жизни страны, и народа как общности равноправных граждан. На смену традиционным формам определения групповой принадлежности (семья, корпорация, регион) пришло государство как основной источник идентификации любого лица. Вслед за Францией и другие европейские страны стали использовать в своем законодательстве понятие «гражданство» вместо «подданства». Однако в России этот термин начал применяться в нормативных правовых актах только в начале XX в.: общее для всего населения наименование – гражданин Российской Республики было введено декретом ВЦИК и СНК от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»*.

* СУ РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

После второй мировой войны термин «гражданство» стал употребляться и в более широком значении. Его трактовали как особый статус, связанный с принадлежностью лица к союзу государств, объединенных общей историей, культурой и традициями, – гражданство Европейского Союза, Содружества наций. Данный статус автоматически предоставляется в том случае, если вы являетесь гражданином государства – члена данного объединения. Не существует каких-либо специальных правил приобретения или утраты гражданства союза. Любые изменения, связанные с гражданством государства-члена, порождают определенные последствия и для правового положения лица в рамках союза (сообщества). Так, утрата гражданства страны влечет и утрату гражданства сообщества при условии, что лицо не приобретает одновременно гражданство другого государства-члена.

Статус гражданина сообщества признается третьими странами, которые не входят в состав данного объединения, однако, как правило, порождает определенные права только на территории государств – членов сообщества. Условием реализации предоставленных прав обычно является выезд за пределы страны своей государственной принадлежности. Естественно, на территории государства происхождения лицо рассматривают не как гражданина сообщества, а как гражданина страны.

Объем прав гражданина союза весьма ограничен, если сравнивать его с обычным каталогом прав гражданина конкретной страны. В соответствии с Уставом Союза Беларуси и России 1997 г.* каждый гражданин Союза имеет право на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории обеих государств; на дипломатическую и консульскую защиту на территории третьих стран, где нет представительств государства гражданской принадлежности; на участие в управлении делами Союза; на владение, пользование и распоряжение имуществом на территории другого государства (ст. 18). При этом гражданин Союза, постоянно проживающий на территории государства, не являющегося страной гражданской принадлежности, может участвовать в муниципальных выборах в качестве избирателя или кандидата на территории государства проживания.

* См.: Устав Союза Беларуси и России / / Бюллетень международных договоров. 1997. № 9. С. 68-79.

Как институт внутреннего права каждой страны гражданство – это совокупность правовых норм, регламентирующих критерии, которые определяют принадлежность лица к данному государству; способы и процедуры приобретения и утраты гражданства; особенности правового положения, обусловленные способом приобретения гражданства или фактом двойного (множественного) гражданства.

В Декларации Хельсинкской встречи на высшем уровне 1992 г. подчеркивалась необходимость законодательной регламентации всех аспектов гражданства (п. 55). Этот подход получил широкое распространение в конституциях различных государств (ст. 34 Польши, ст. 25 Болгарии, ст. 8 Эстонии). В некоторых странах (Бельгия, Алжир, Франция) действуют специальные Кодексы гражданства. В ряде государств вопросы гражданства регулируются органическими законами (Румыния, Испания) или законами, требующими специального большинства (2/3 присутствующих депутатов – Венгрия).

Нормы, регламентирующие гражданство, зависят от исторических, культурных и правовых традиций конкретного государства. Критерии, установленные для определения реальных или потенциальных граждан, достаточно четко показывают, какие идеи лежат в основе консолидации государства, какова иммиграционная политика, какого поведения ждут от иностранцев или лиц без гражданства, постоянно проживающих в стране. Одни страны исходят из широкой, государственно-центристской трактовки гражданства. Так, во Франции и Португалии иммигранты второго поколения, т. е. лица, рожденные на территории страны, автоматически становятся ее гражданами. Другие основываются на этнокультурных подходах к определению гражданства. Процедура приобретения германского гражданства упрощена для немцев, но достаточно сложна для иммигрантов, не принадлежащих к данной этнической группе*.

* Законопроект, внесенный правительством ФРГ в ноябре 1998 г., предусматривает возможность приобретения немецкого гражданства детьми иностранцев, родившимся в Германии, если хотя бы один из их родителей родился в Германии или приехал в стану в возрасте до 14 лет.

Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства но отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Им в соответствии с российским законодательством предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине–14, в Азербайджане–18, в Эстонии–80, в Латвии–52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане – соответственно 115 и 160 тысяч*.

* См.: Российское гражданство в стране и за рубежом / / Независимая газета. 1996. 26 февр.

Определенную специфику имеет проблема гражданства в федеративных государствах. Как правило, в данных обстоятельствах человек является одновременно гражданином страны и субъекта Федерации, в котором он проживает. Вместе с тем существуют различные подходы в отношении федерального и регионального гражданства. Так, в США первичным является гражданство страны, а гражданство штата носит производный характер, допускается натурализация иностранцев, проживающих за границей. В России федеральное законодательство о гражданстве базируется на тех же подходах, что и американское. Вместе с тем имеется и определенная специфика. Собственным гражданством обладают не все субъекты Федерации, а лишь республики.

В соответствии со швейцарским законодательством невозможно быть гражданином страны, не являясь гражданином конкретного кантона. В законодательстве данного государства допускается, что лицо может иметь гражданство двух кантонов с учетом места жительства и происхождения этого лица.

Своеобразное преломление проблема гражданства получает в разделенных странах. В период существования двух немецких государств гражданство ГДР действовало с 1967 по 1990 г. Не желая признавать разделение, власти Западной Германии настаивали на действительности единого немецкого гражданства. После объединения Германии в 1990 г. именно немецкое гражданство позволило каждому гражданину ГДР получить право на въезд, проживание и работу в Западной Германии*. Аналогичные подходы, связанные с признанием единого гражданства либо распространением собственного гражданства на бывших граждан единой страны, можно проследить в настоящее время в законодательстве Южной и Северной Кореи**.

* Подробнее см.: Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Harvard, 1992. P. 82.

** Nationality and International Law in Asian Perspective. Hague, 1990. P. 256-260.

Законы о гражданстве любой страны признаются другими государствами, если они соответствуют международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права*. Если страна предоставляет свое гражданство лицам, на которых распространяется суверенитет других государств, без их просьбы либо данные лица не связаны с этим государством в силу происхождения, проживания или рождения на его территории, другие государства не обязаны признавать подобную натурализацию и она не имеет какого-либо значения с точки зрения международного права.

· Не могут, так как права и свободы принадлежат человеку с момента его рождения и не отчуждаемы

· Не могут, так как согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека

· Могут быть ограничены Указом Президента Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя и обеспечения обороны страны

· Могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для защиты безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц

239. Важнейшими государственно-правовыми атрибутами государственности субъектов Российской Федерации являются (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Для республик — конституция, для иных субъектов – устав

· Для республик, краев — конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

· Для всех субъектов без исключения – устав и законодательство

· Для республик – конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

240. Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является:

· Президент Российской Федерации

· Конституционный Суд Российской Федерации

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

241. Срок избрания Президента Российской Федерации:

· 4 года

· 5 лет

· 6 лет

· зависит от того, впервые или повторно гражданин избран Президентом Российской Федерации

Кто может быть избран Президентом Российской Федерации?

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 40 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 30 лет, не покидавший страну последние 3 года

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

243. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий:

· с момента избрания;

· с момента принятия присяги;

· на следующий день после официального опубликования результатов выборов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

244. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

· более трёх сроков подряд

· более одного срока

· более четырёх сроков подряд

· более двух сроков подряд

Может ли избранный Президент Российской Федерации приступить к исполнению своих президентских обязанностей, если при вступлении в должность он не принес клятву?

· Не может

· Может, пообещав сделать это позднее

· Может, так как клятва – это формальный акт

· Может, поставив свою подпись под текстом клятвы заочно

246. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является:

· главой государства

· главой исполнительной власти

· главой законодательной власти

· главой исполнительной и законодательной власти

247. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации издает:

· законы и распоряжения

· указы и распоряжения

· законы и постановления

· постановления и распоряжения

248. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

· Правительство Российской Федерации

· Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

· Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

249. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина

Кто вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушением прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом?

· Президент Российской Федерации

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации

· Конституционный суд Российской Федерации

251. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации НЕ имеет права:

· Объявлять военное положение

· Осуществлять помилование

· Назначать референдум

· Подписывать ратификационные грамоты

252. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется:

· Федеральным конституционным законом

· Федеральным законом

· Указом Президента Российской Федерации

· Постановлением Правительства Российской Федерации

Добавить комментарий