Основания возникновения и прекращения правоотношений

Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

Юридические факты характеризуются следующими моментами:

* наличие явлений внешнего мира (жизненных обстоятельств);

* признание их государством в качестве таковых.

Основанием возникновения гражданских прав и обязанностей может служить как один юридический факт, так и несколько. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или из договоров и иных сделок, законом не предусмотренных, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления; 3) из судебных решений 4) в результате приобретения имущества по допускаемым законом основаниям; 5) в результате создания произведений науки, искусства, литературы, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) причинение вреда другому лицу (морального или физического); 7) неосновательное обогащение; 8) события, с которыми закон или иной нормативный акт связывают наступление гражданско-правовых последствий; 9) иные действия граждан и юридических лиц.

Юридические факты можно классифицировать на события и действия. События возникают, протекают и прекращаются независимо от воли и сознания человека (стихийные бедствия, явления природы, смерть, рождение). Действие — волевой акт, результат поведения людей (например, заключение сделки). Действия подразделяются на:

1) правомерные — не противоречат закону и иным нормативным актам;

2) неправомерные — наоборот, противоречат требованиям закона и других нормативно-правовых актов.

По юридическому значению действия делятся на: 1) юридические поступки — правомерные действия, которые порождают гражданско-правовые последствия независимо от намерения человека, совершившего юридический поступок; 2) юридические акты — правомерные действия, порождающие соответствующие юридические последствия лишь тогда, когда они совершаются с намерением вызвать эти последствия. Юридическими актами являются административные акты и сделки. Административные акты могут совершаться как для возникновения соответствующих административно-правовых последствий, так и для вызова гражданско-правовых последствий (выдача местной администрацией ордера на жилое помещение). Административные сделки совершаются только для вызова гражданско-правовых последствий.

Разнообразные юридические факты классифицируются по различным основаниям. По виду порождаемых последствий они подразделяются на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.

С правообразующим фактом норм связывают возникновение гражданских прав и обязанностей. Так, постройка дома, написание картины художником, рождение ребенка являются фактами, которые порождают права и обязанности.

Правоизменяющие факты в чем-либо модифицируют гражданское правоотношение. В качестве примера можно назвать изменение субъектного состава правоотношения путем уступки права требования или перевода долга. Правоотношение может быть изменено судебным решением, например, при разрешении спора между собственниками общей долевой собственности в связи с разделом имущества или выдела доли в имуществе.

К правопрекращающим относятся такие факты, как исполнение долга по обязательству, уничтожение вещи собственником, а также смерть гражданина, у которого имелись права и обязанности, тесно связанные с личностью.

Особо хотелось бы обратить внимание на возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений в зависимости от наступления или истечения срока. Сроками называются отрезки времени, имеющие свое начало, установленную продолжительность течения и окончания. Он не является особым юридическим фактом, наряду с событием или действием. Срок относится к относительным событиям, поскольку, говоря о них, нельзя отрицать деятельности людей. Они являются волевыми по происхождению, поскольку устанавливаются нормами гражданского законодательства, соглашением сторон, судом.

Всякое правоотношение может возникнуть лишь при наличии необходимых предпосылок (условий). Различают общие (материальные) и специальные (юридические) предпосылки возникновения правоотношений.

К материальным основаниям относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения. К таким основаниям относятся, прежде всего, социальные, экономические, культурные и другие основы материальной жизни. В силу общественной значимости данные отношения требуют правового урегулирования. К материальным предпосылкам относится: наличие не менее двух участников (человек не может вступить в отношения сам с собой) и объект правоотношения (то, на что они направлены, определенные блага или интересы).

К юридическим предпосылкам правоотношений относятся: нормы права, правосубъектность участников правоотношения, юридические факты.

  • 1) норма права является основой для возникновения правоотношения, устанавливая круг субъектов правоотношения, предусматривая его условия, субъективные права, юридические обязанности, указание на юридические последствия выполнения диспозиции;
  • 2) правосубъектность участников правоотношения представляет собой совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности лица. Для общих (абсолютных) правоотношений достаточно правоспособности лица (например, правоотношение собственности). Для относительных регулятивных правоотношений необходимо наличие как правоспособности, так и дееспособности лица (например, правоотношение из договора займа). Для относительных охранительных правоотношений необходимо наличие деликтоспосбности лица (например, правоотношение юридической ответсвенности) Оборотов Ю.Н., Крыжановский А.Ф., Крестовская, Н.Н., Матвеева Л.Г. Теория государства и права в вопросах и ответах. Государтсвенный экзамен: Учебно-методическое пособие — Х.: ООО «Одиссей» — 147 с.;
  • 3) юридические факты являются фактическими обстоятельствами, с которыми право связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношения. Такие обстоятельства закрепляются в гипотезах правовых норм. Таким образом, правоотношение порождается нормой права и конкретным юридическим фактом.

Признаки юридических фактов: конкретность и индивидуальность; социальная содержательность; объективированное выражение; прямая или косвенная связь с правом; причинная связь с правовыми последствиями.

По волевому признаку юридические факты деляться на: события — обстоятельства, природные явления, возникновение которых не зависит от воли человека и действия — обстоятельства, которые стали результатом воли человека, решения органов государства, поступки отдельного человека.

В свою очередь, действия могут быть:

  • — правомерными — соответствовать нормам nрава;
  • — неправомерными — нарушать требования правовых норм, приносить вред обществу и государству.

Среди правомерных действий выделяются:

  • — юридические акты — действия людей, государственных органов, имеющие целью достижение правовага результата (например, заключение брака);
  • — юридические поступки — действия, вызывающие правовые последствия, независимо от того, осозновал ли совершивший субъект их значение, стремился или не стремился к достижению правового результата. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). — М.: «А-Приор», 2007. — 140 с.

Для возникновения, изменения и прекращения правоотношений между субъектами необходимы основания — юридические факты. Юридические факты — это те конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают правовые последствия.

Юридические факты выступают как опосредствующее звено между нормой права и правоотношением. Наряду с нормой права и правосубъектностью они являются предпосылкой возникновения правоотношений.

Роль юридических фактов в правоотношениях по социальному обеспечению выполняют не отдельные жизненные обстоятельства, а фактические составы — комплекс разнородных, самостоятельных юридических фактов, каждый из которых имеет особое правовое значение. Однако конечный эффект, т.е. возникновение правоотношений, является результатом действия фактического состава в целом, всех его элементов в единстве. Наличие фактических составов обусловлено сложностью регулируемых правом социального обеспечения общественных отношений.

В фактические составы, служащие основаниями возникновения правоотношений по социальному обеспечению, входят такие жизненные обстоятельства, как нахождение в трудовых правоотношениях, достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа (выслуги лет) определенной продолжительности, наступление временной нетрудоспособности, инвалидности, беременность и роды, рождение ребенка, смерть кормильца, подача заявления, вынесение решения о представлении обеспечения и т.д.

Значение юридических фактов в фактических составах неодинаково. Одни из них являются основными, другие — второстепенными. Ведущая роль в возникновении правоотношений по социальному обеспечению принадлежит собственно юридическим фактам, таким как наступление пенсионного возраста, смерть кормильца, временная нетрудоспособность, инвалидность, трудовой стаж, выслуга лет.

Юридические факты второго порядка также имеют большое значение, но не основное. Это факт иждивения, родства или свойства, причины инвалидности, временной нетрудоспособности, размер заработка и пр.

Правоотношения возникают при наличии полного фактического состава, предусмотренного правовой нормой. Так, правоотношение по обеспечению пенсией по инвалидности считается возможным при наличии следующих юридических фактов:

  • — назначение гражданину группы инвалидности;
  • — наличие у гражданина трудового стажа (или подтверждения факта трудового увечья, профессионального заболевания, причин, связанных с военной службой);
  • — подача заявления о назначении пенсии вместе с другими документами;
  • — вынесение решения о назначении пенсии.

В целях уточнения следует заметить, что при установлении группы инвалидности и наличии стажа работы у гражданина возникает субъективное право на пенсию. При подаче заявления о назначении пенсии возникает процедурное правоотношение, а после вынесения решения о назначении пенсии — материальное пенсионное правоотношение.

К юридическим фактам, влекущим изменение правоотношений, относят увеличение трудового стажа, увеличение заработка, изменение группы инвалидности, состава семьи и др.

Правоотношения прекращаются при наступлении таких обстоятельств, как восстановление трудоспособности, смерть пенсионера, достижение совершеннолетия членов семьи, истечение срока и т.д.

Юридические факты в праве социального обеспечения можно классифицировать и но принятой в теории права классификации но источнику их происхождения на юридические события и юридические действия.

События — это факты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений. К событиям относятся рождение ребенка, смерть кормильца, достижение пенсионного возраста, болезнь, истечение срока.

Действия — это факты, связанные с волей участников правоотношений. К ним можно отнести волеизъявления граждан, акты применения права. Они могут быть правомерными и неправомерными, т.е. соответствующими праву или противоречащими ему.

Процедурные правоотношения в праве социального обеспечения: понятие, виды, содержание

Процедурное правоотношение по социальному обеспечению — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина, семьи с органом, устанавливающим право гражданина на определенный вид обеспечения, или юридические факты для этого права, по которому гражданин (семья), обратившийся в данный орган, обязан представить документы, доказывающие юридические факты права на данный вид обеспечения, а орган обязан принять заявление со всеми необходимыми документами, проверить наличие всех юридических фактов (составов) для данного вида обеспечения и вынести решение о его предоставлении или отказать в этом (когда не установит такого права). Гусов К.Н. Право социального обеспечения России.- М.: Издательство Проспект, 2012

Процедурные правоотношения можно назвать правоустановительными, поскольку в них устанавливаются необходимые юридические факты, их составы и на их основе и само право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения.

В праве социального обеспечения можно выделить и процедурные нормы, предусматривающие порядок соответствующих процедурных действий субъектов этого права (о порядке обращения и назначения пенсий, пособий, социальных услуг). Для возникновения и прекращения процедурного правоотношения необходима соответствующая процедурная норма права социального обеспечения. Эти нормы являются регулятивными в отличие от норм по процессуальным правоотношениям, которые являются правоохранительными. Органы, осуществляющие процедурную деятельность (МСЭК, комиссии по назначению пенсий и т. д.), самостоятельно осуществляют правоустановление. Они так же, как и юрисдикционные органы по рассмотрению споров в процессуальных правоотношениях, применяют материальные нормы права социального обеспечения, но разным порядком. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России.- М.: Издательство Проспект, 2012

Из понятия процедурного правоотношения видно, что всем основным материальным правоотношениям по социальному обеспечению предшествуют процедурные по установлению юридических фактов, их составов для определения права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения по его предоставлению.

Субъекты и объекты в процедурных правоотношениях, их содержание, основание возникновения и прекращения

В понятии процедурного правоотношения его содержание указано через обязанности его субъектов.

Гражданин (семья), обращающийся за реализацией своего права на социальное обеспечение, уже, как правило, знает о возникшем у него соответствующем праве, но не всегда и в срок представляет необходимые доказательства его. В этом случае орган помогает, дает срок для представления дополнительных доказательств. Иногда необходимо установить какой-то юридический факт, например, безвестное отсутствие или смерть кормильца, что может установить суд. Следовательно, в таких случаях орган, принимающий заявление об обеспечении пенсией, обязан разъяснить гражданину, какие дополнительные документы необходимы для требуемого им права.

Органы в процедурных правоотношениях могут быть теми же самыми, что и в основных материальных правоотношениях, например, пенсионные отделы Министерства обороны (МВД, ФСБ). Но они могут быть и иными, например, профком устанавливает право трудящегося на путевку в санаторий определенного профиля по медицинскому заключению и выдает путевку, а санаторий предоставляет работнику соответствующее лечение и содержание. Здесь профком — орган процедурного правоотношения, а санаторий — основного материального. По правоотношениям о пенсиях в процедурных правоотношениях субъектом-органом могут быть, как указывалось, комиссии по назначению пенсий, суд или другой орган, устанавливающий определенный юридический факт, а в основном пенсионном по выплате пенсий обязанный субъект другой — орган социальной защиты населения.

По целевому назначению все процедурные правоотношения можно классифицировать на два вида: Мочульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Наука — М.,2014

1. правоотношение по установлению какого-то конкретного юридического факта (в ранее указанном примере — факты безвестного отсутствия кормильца семьи), имеющего значение для определенного вида права на социальное обеспечение;

2. правоотношение по определению права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения о назначении пенсии, пособия или услуги. материнский капитал социальный обеспечение

При этом возможно возникновение и процессуального правоотношения по разрешению спора о социальном обеспечении, если, например, отказано гражданину в назначении пенсии или он не согласен с ее размером.

В первом виде правоотношений вторыми обязанными субъектами являются МСЭК, комиссии по назначению пенсий (например, по установлению общего недостающего стажа для пенсии по свидетельским показаниям), органы правосудия и др.

Во втором виде процедурных правоотношений гражданин (семья) вступает в юридическую связь:

1. с органами, назначающими пенсии, хотя до этого возможна, и юридическая связь с органом, представляющим к пенсии (работодателем);

2. с органами, назначающими пособия, социальные компенсации, льготы (они были уже указаны ранее);

3. с органами, назначающими социальные услуги (медицинские органы, органы протезирования, профсоюзные комитеты и работодатели — по выдаче санаторно-курортных путевок, направлению на диетическое питание; органы социальной защиты населения — по прикреплению для социального обслуживания социального работника и др.).

Объектом первого вида процедурных правоотношений является установление конкретного юридического факта.

Объектом второго вида процедурных правоотношений является назначение определенного вида социального обеспечения: пенсии, пособия, льготы, компенсации, услуги. Субъективные права и обязанности субъектов процедурных правоотношений имеют процедурный характер по определенным их процедурным действиям для достижения объекта правоотношения.

Процедурные правоотношения возникают и в случае необходимости изменения основного материального правоотношения по выплате пенсий, пособия, предоставлению услуги у гражданина с тем же органом, который назначал данный вид социального обеспечения. Например, трудящийся пенсионер просит повысить размер его пенсии в соответствии с его новым большим трудовым стажем.

Основанием возникновения процедурных правоотношений по социальному обеспечению является подача-прием заявления гражданина (семьи) в соответствующий орган о назначении ему пенсии, пособия, услуги или об установлении определенного юридического факта (инвалидности, безвестного отсутствия и т. д.). Следовательно, основанием возникновения процедурного правоотношения является заявление гражданина о назначении определенного вида социального обеспечения, т.е. выражение письменно его волеизъявления на осуществление права на данный вид социального обеспечения.

Основанием прекращения данного процедурного правоотношения является положительное или отрицательное решение органа об удовлетворении требования гражданина. В этом и проявляется претензионно-предоставительный характер правоотношений по социальному обеспечению.

Основанием изменения процедурного правоотношения может быть изменение в ходе рассмотрения его заявления требований гражданина. Например, он претендовал на пенсию по старости, но выяснилось в ходе рассмотрения его заявления, что по возрасту он еще не имеет права на нее, но имеет право на пенсию за выслугу лет. Тогда соответствующим образом он изменяет своим заявлением требование.

В процедурных правоотношениях по социальному обеспечению его субъекты осуществляют определенные действия по процедуре установления юридических фактов и их составов для подтверждения наличия у гражданина права на конкретный вид и размер социального обеспечения.

Содержанием процедурного правоотношения являются определенные права и обязанности его субъектов процедурного характера, предусмотренные законодательством.

С окончанием указанных процедурных действий выносится решение органа о назначении с определенного числа пенсии, пособия, предоставления социальной услуги, льгот и их размере (объеме). Данным решением прекращается процедурное правоотношение, и с этого момента возникает соответствующее основное материальное правоотношение уже по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги, льгот.

Таким образом, процедурное правоотношение по предоставлению определенного вида социального обеспечения положительным решением органа трансформируется в основное материальное правоотношение по выплате пенсии, пособия, предоставлению услуги. Но процедурное правоотношение может окончиться и отрицательным решением органа, отказывающим в назначении данного вида обеспечения.

Основанием прекращения процедурного правоотношения по социальному обеспечению является вынесение решения органом по окончании процедурных действий о назначении гражданину (семье) пенсии, пособия, компенсации, предоставлению льготы, услуги или об установлении определенного юридического факта или об отказе в них.

Добавить комментарий