Основания возникновения сервитута

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Содержание

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Частный сервитут

Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;

  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;

  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;

  • использования земельного участка;

  • прохода или проезда через земельный участок;

  • выпаса сельскохозяйственных животных;

  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

  • сенокошения;

  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;

  • свободного доступа к прибрежной полосе;

  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;

  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;

  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;

  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;

  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;

  • сроки;

  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;

  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

  • заявление на выполнение регистрации;

  • паспорт лица, подающего данное заявление;

  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Земельный сервитут

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

Понятие земельного сервитута. Форма и виды земельных сервитутов

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2. Публичный сервитут, или иначе — право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым. В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства. К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Согласно условиям, установленным в законодательстве, сервитут является бесплатным правом, в котором пользователь чужого участка не должен оплачивать свой проход или проезд по данному объекту недвижимости.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Установление сервитута для проезда. Порядок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй – человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

  • заключение соглашения;
  • подача заявления для проведения государственной регистрации;
  • предоставление всех необходимых документов, подтверждающих право собственности на данный объект.

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Согласно законодательным актам сервитут может быть бессрочным и срочным. Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Иные виды сервитутов: сервитут на отдельную часть участка, предиальный сервитут

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка. Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Предиальный сервитут – необходимость восполнения участку недостающих ему полезных свойств.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Прекращение сервитута на участок

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Вернуться к списку статей по юриспруденции

    ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ В ЗЕМЕЛЬНОМ ПРАВЕ: СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ
    Г.А. МИСНИК
    Публичный сервитут является одним из правовых средств обеспечения общественных интересов в процессе регулирования земельных отношений, которое закреплено в земельном законодательстве наряду с такими публично-правовыми мерами, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, резервирование и другие правовые меры. Своеобразие правовой модели публичного сервитута заключается в том, что защита публичного интереса в рамках данного правового института обеспечивается частноправовым способом.
    Названная противоречивость содержания публичного сервитута порождает проблемы применения правовых норм, предусматривающих гарантии защиты прав собственников и иных правообладателей земельных участков при установлении публичных сервитутов. Так, жилищно-строительный кооператив «Радуга» (далее — ЖСК «Радуга») обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным Постановления Главы городского округа «Железнодорожный» Московской области от 24 октября 2007 г. N 3549 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, шоссе Леоновское, владение 2». Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2008 г., оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 7 мая 2008 г., в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суды исходили из того, что оспариваемое Постановление прав заявителя не нарушает и соответствует действующему законодательству.
    Между тем суды при разрешении спора не установили необходимых и достаточных условий для признания оспариваемого Постановления недействительным, доказательств нарушения прав заявителем не представлено как в ходе рассмотрения дела в первой инстанции, так и в ходе рассмотрения спора апелляционным судом.
    Доказательств удорожания строительства в случае установления сервитута на названном земельном участке заявителем не представлено. Доказательств несоответствия установленного сервитута утвержденному Генеральному плану не представлено.
    Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что Постановлением Главы городского округа «Железнодорожный» Московской области от 24 октября 2007 г. N 3549 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, шоссе Леоновское, владение 2» установлен бессрочный публичный сервитут в отношении земельного участка 36 225 кв. м с кадастровым номером 50:50:010201:0004, находящегося в собственности ЗАО «РАУНД-М» для обеспечения прохода и проезда на Леоновское шоссе с земельного участка, предоставленного ЖСК «Радуга» под размещение жилищного комплекса, через часть земельного участка площадью 67,77 кв. м.
    Полагая, что указанное Постановление принято вопреки данному администрацией обещанию о предоставлении сервитута на земельном участке с кадастровым номером 50:50:010201:0003, где возведены инженерные сети электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения. Предоставление сервитута на ином участке приведет к удорожанию строительства, что нарушает права заявителя и послужило основанием для обращения в суд с настоящим требованием. В обоснование требований заявителем указано также на нарушение установленного законом порядка проведения публичных слушаний.
    Данный пример служит подтверждением отсутствия определенности правового содержания публичного сервитута и его правовой природы. Абсолютизация публичных начал в регулировании отношений, связанных с установлением публичного сервитута, приводит к отрицанию одного из основных гражданско-правовых принципов защиты гражданских прав в сфере землепользования, а именно принципа генерального деликта. Разрешение спорных вопросов применения публичных сервитутов в земельном праве требует выяснения правовой природы данного института.
    Общие положения о сервитуте закреплены в ст. 274 ГК РФ, в которой отражены два основных условия его существования: во-первых, наличие двух недвижимостей, принадлежащих разным собственникам, когда одна земля тем или иным образом служит собственнику другой; во-вторых, соседство этих земельных участков <1>. Сопоставление гражданско-правовых признаков сервитута и характеристик публичных сервитутов позволяет прийти к выводу о том, что публичный сервитут не обладает правовыми признаками гражданско-правового сервитута. Следует согласиться с мнением авторов, которые полагают, что публичный сервитут представляет собой только ограничения права собственности в силу закона. Такие ограничения вообще не относятся к категории прав на чужие вещи, а составляют только пределы реализации права собственности <2>.
    ———————————
    <1> См.: Копылов А.В. Вещные права на землю. М.: Статут, 2000. С. 61.
    <2> См.: Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М.: Закон и право, 2000. С. 204 — 233; Копылов А.В. Указ. соч. С. 62.
    Ограничение прав на земельные участки является формой государственного вмешательства в отношения частной собственности, что предполагает строгую регламентацию применения данного правового инструмента. Между тем в законодательстве отсутствует определенность относительно правовых признаков и классификации названных ограничений, что порождает коллизии правоприменительной практики.
    В литературе обосновывается мнение о необходимости расширительного толкования категории «ограничения прав на землю», согласно которому к ограничению прав следует относить все виды ущемлений и умалений прав на землю, включая изъятие земельных участков в публичных интересах, ограничения, определяемые целевым назначением земельных участков, ограничения, вводимые для иностранных граждан, ограничения оборотоспособности земельных участков и др.
    В земельном законодательстве нашла отражение иная трактовка категории «ограничения прав», согласно которой данная категория рассматривается в узком значении. При таком рассмотрении ограничения прав отделены от иных оснований возмещения убытков, таких, как изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, временное занятие земельных участков, изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
    Понятие «правовое ограничение» не раскрывается в законодательстве и не разработано в правовой науке. Широкое использование понятия «правовые ограничения» в законодательстве при отсутствии законодательной и теоретической формулировки данной категории порождает коллизии правоприменения. В связи с этим в последние годы данный вопрос становится предметом исследований как на общетеоретическом уровне <3>, так и в работах специалистов в области гражданского и земельного права <4>.
    ———————————
    <3> См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
    <4> См.: Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000; Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М.: Статут, 2007; Копылов А.В. Указ. соч.
    Отсутствие в гражданском законодательстве точного определения понятия «ограничения вещных прав» порождает противоречия в толковании норм, регламентирующих порядок установления таких ограничений. Общее определение ограничений прав на недвижимое имущество содержится в ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которой ограничения (обременения) понимаются как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.). Понятие «ограничения (обременения) права», содержащееся в ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, данное определение не позволяет отделить ограничения прав от обязанностей, составляющих содержание субъективного права. Например, обязанность соблюдения разрешенного вида пользования земельным участком стесняет возможности по использованию земельного участка, но не рассматривается в земельном праве как ограничение права. Во-вторых, не раскрыта содержательная характеристика ограничений, а именно нет определенности в вопросе о том, касаются ли ограничения отдельных правомочий собственника или всей совокупности его правомочий. В-третьих, данное определение не содержит общего требования к форме установления ограничений. Не решен вопрос о том, подлежат ли государственной регистрации все ущемления прав, соответствующие признакам ограничений, или только отдельные виды ограничений, перечень которых должен быть установлен федеральными законами <5>.
    ———————————
    <5> См.: Мисник Г.А., Мисник Н.Н. Некоторые виды ограничений вещных прав на землю // Правовые вопросы строительства. 2008. N 1. С. 26.
    Отсутствие правовой определенности содержания сервитута вызывает спорные вопросы, связанные с его прекращением. В соответствии с п. 2 ст. 48 ЗК РФ публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута. Однако в судебной практике общественный интерес зачастую смешивается с имущественными интересами конкретных заинтересованных лиц. В связи с этим заслуживает поддержки мнение авторов, которые полагают необходимым произвести ревизию норм, регулирующих вопросы установления публичного сервитута, а именно заменить носящие обобщающий характер фразы о нуждах государства, муниципалитета и общества более конкретными нормами <6>.
    ———————————
    <6> См.: Муравьева Е.В., Храпунова Е.А. Публичный сервитут, или Когда «рабство вещи» может привести к «рабству» ее хозяина // Юрист. 2008. N 12 (КонсультантПлюс: КомментарииЗаконодательства).
    В литературе предлагается перечень принципов ограничения права частной собственности: исключительно в интересах «общего блага», «общественного интереса»; справедливой компенсации государством собственнику имущественных потерь; установление ограничений на основании и в пределах закона; равенство всех собственников перед лицом подобных ограничений, т.е. они должны устанавливаться не в отношении отдельных собственников, а путем общего правового регулирования; возможность судебного оспаривания изъятия государственного имущества из частной собственности <7>.
    ———————————
    <7> См.: Круглый стол журнала «Государство и право». Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. N 8. С. 57.
    Установление публичных сервитутов должно подчиняться общим правилам о публичных ограничениях прав на землю. Данные правила должны включать следующие условия их введения: во-первых, такие ограничения должны вводиться по основаниям, установленным федеральными законами; во-вторых, ограничение не должно предусматривать изъятие каких-либо правомочий субъекта права на землю, но предусматривать лишь особые условия их осуществления; в-третьих, ограничения должны устанавливаться в целях обеспечения реализации неимущественных интересов неопределенного круга лиц; в-четвертых, должен соблюдаться публичный порядок их установления; в-пятых, для защиты прав на земельные участки должны применяться гражданско-правовые нормы, предусматривающие общие правила защиты гражданских прав, прежде всего правило о генеральном деликте; в-шестых, в законодательстве должен быть конкретизирован перечень оснований установления публичного сервитута.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Основными способами возникновения сервитутных прав являются соглашение, заключаемое между собственником господствующей недвижимости и собственником зависимой недвижимости, акт государственного органа или органа местного самоуправления, прямое указание закона и судебное решение Копылов А.В. Вещные права на землю. М.: Статут, 2000. С. 68-70.. Рассмотрим более подробно некоторые основания возникновения этого ограниченного вещного права.

Соглашение об установлении сервитута обычно заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Регистрируется само соглашение, а также само ограниченное вещное право. Существенными условиями данного соглашения, конечно, является его предмет — сфера действия права пользования, а также цена Там же. С. 68..

В соглашении об установлении сервитута указывается цель предоставления права пользования. Недвижимое имущество может обременяться сервитутом для обеспечения прохода и проезда, строительства, реконструкции, эксплуатации, если такие действия не препятствуют использованию земельного участка по его предназначению (п. 1 ст. 274 ГК РФ) Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.. Указанный перечень целей не является исчерпывающим, в соглашении между сервитуарием и собственником служащей недвижимости возможно предусмотреть иные цели Рыбалов А.О. Некоторые вопросы установления публичных сервитутов (на примерах из судебной практики) // Закон. 2016. № 6. Информация получена из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения — 15 апреля 2017 г.).

Сервитут может устанавливаться в случаях, указанных в законе. В настоящий момент существует одна норма, регулирующая возникновение сервитутного права в соответствии с законом. Так, в силу п. 4 ст. 279 ГК РФ сервитуты, установленные в отношении изъятого для государственных или муниципальных нужд земельного участка, сохраняются в ситуации, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие данного земельного участка Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301..

Обременение в виде сервитута может возникнуть после вступления в силу судебного решения о его установлении. Условиями для установления сервитута в судебном порядке являются:

— наличие между собственниками земельных участков спора, препятствующего подписанию соглашения о сервитуте;

— выявленная судом объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его сервитутным правом Жмурко С.Е. Садовые, огородные и дачные земельные участки: особенности владения, пользования и распоряжения. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 16. Информация получена из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения — 15 апреля 2017 г.).

До подачи иска лицо, которое собирается установить сервитут, должно обратиться к собственнику служащей недвижимости с предложением об установлении сервитута. Впоследствии лицо, требующее установления сервитута, вправе подать соответствующий иск, если не будет подписано соглашение между сторонами. Лицо должно доказывать факт невозможности предоставления ограниченного права пользования иными лицами. При установлении сервитута судом будет оцениваться баланс интересов собственников господствующей и служащей вещи. Иск об установлении сервитута является самостоятельным видом иска. Если в судебных заседаниях оспариваются условия предоставления уже возникшего права пользования, то лицо, требующее устранения нарушения права пользования, подает негаторный иск Афанасьев И.В. Условия установления сервитута в судебном порядке // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 11. Информация получена из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения — 15 апреля 2017 г.) .

Среди основных способов прекращения сервитутов в российских доктринальных и законодательных источниках выделяются: гибель служащей вещи; слияние в одном лице собственников господствующей и служащей вещи; односторонний отказ (дереликция); расторжение соглашения об установлении сервитута; гибель господствующей вещи; истечение срока сервитута, установленного на определенный период времени; отпадение оснований, по которым сервитут был установлен (п. 1 ст. 276 ГК РФ); невозможность использования обремененного сервитутом земельного участка в соответствии с его целевым назначением (п. 2 ст. 276 ГК РФ). Прокомментируем некоторые основные способы прекращения сервитутов.

Односторонний отказ (дереликция) не предусмотрен как один из способов прекращения действия сервитутных прав и обязанностей в законодательных актах. Тем не менее, этот способ выделяет А.В. Копылов. Дереликция совершается в простой письменной форме. Сервитут утрачивает силу с момента ее государственной регистрации.

Сервитут прекращается в случае расторжения соглашения об установлении сервитута. Оно расторгается как по согласию обеих сторон, так и в одностороннем порядке по инициативе собственника зависимой недвижимости. Сервитут также не имеет юридической силы с момента регистрации расторжения соглашения об установлении сервитута в Едином государственном реестре недвижимости Копылов А.В. Указ. соч. С. 73..

Отпадение основания, в связи с наличием которого был установлен сервитут, может произойти в ситуации, когда сервитуарий утратил интерес к использованию чужой недвижимости (например, прекратил сельскохозяйственное производство, больше не изымает воду на чужом земельном участке) или приобрел возможность удовлетворить свои нужды за счет использования собственной недвижимости (например, вырыл колодец, из которого берет воду для орошения выращиваемых сельскохозяйственных культур) Копылов А.В. Указ. соч. С 74..

В работах российских правоведов и законодательных актах выделяются множество оснований для возникновения и прекращения сервитутов. В Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены лишь некоторые способы возникновения и прекращения сервитутного правоотношения. В соглашениях об установлении сервитута могут быть предусмотрены основания, не указанные в ГК РФ.

Добавить комментарий