Основаниями возникновения права пользования участками недр являются

Возникновение права недропользования в России, как правило, связано с вынесением решения государственным органом исполнительной власти.

Одним из оснований возникновения права пользования участками недр является решение Правительства РФ. В соответствии с действующим законодательством о недрах Правительство РФ принимает решение:

  • – по результатам конкурса или аукциона, для целей разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ;
  • – при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением проведения таких работ в соответствии с государственным контрактом;
  • – для целей захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
  • – для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения континентального шельфа РФ, на участке недр федерального значения, расположенном на территории РФ и простирающемся на ее континентальный шельф, на участке недр федерального значения, содержащем газ, из утверждаемого Правительством РФ перечня участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов.

Основанием возникновения права пользования участками недр является также решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа для предоставления права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр в целях осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено, за исключением участков недр местного значения.

Кроме того, возникновение отношений недропользования может быть связано с принятием решения комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр:

  • – в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участников недр местного значения;
  • – при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения, за исключением участка недр федерального значения, участка недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых и проведения работ по геологическому изучению недр в соответствии с государственным контрактом, и участков недр местного значения;
  • – для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности;
  • – для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • – для целей строительства нефте- и газохранилищ в пластах горных пород и эксплуатации таких нефте- и газохранилищ, размещения промышленных и бытовых отходов;
  • – для образования особо охраняемых геологических объектов.

Основанием возникновения права пользования недрами может выступать также решение конкурсной или аукционной комиссии о предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением участков недр федерального значения.

Закон РФ «О недрах» устанавливает и иные основания, с которыми связывает возникновение права недропользования.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При этом допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Законодательством о недрах устанавливаются юридические факты, при наступлении которых право пользования недрами прекращается. Речь идет о таких фактах, как истечение срока действия лицензии; отказ владельца лицензии от права пользования недрами; возникновение определенного условия, зафиксированного в лицензии, с наступлением которого прекращается право пользования недрами; переоформление лицензии с нарушением условий, предусмотренных Законом РФ «О недрах», соглашением о разделе продукции.

Кроме того, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в следующих случаях:

  • – возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;
  • – нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;
  • – систематическое нарушение пользователем недр установленных правил пользования недрами;
  • – возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);
  • – ликвидация предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;
  • – непредставление пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством РФ о недрах, и др.

Право пользования недрами может быть досрочно прекращено также по заявлению недропользователя.

Основные требования по рациональному использованию и охране недр

С целью обеспечения рационального использования и охраны недр устанавливаются специальные законодательные требования, в случае нарушения которых право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено.

К числу основных требований по рациональному использованию и охране недр относятся:

  • – соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
  • – обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
  • – необходимость проведения опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • – обязательность проведения государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • – обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.

Законодательством о недрах закрепляются также требования о необходимости осуществления мероприятий по охране месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; по предотвращению загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; обязанность соблюдения установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых и др.

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Недропользование » Право пользования недрами

Статья посвящена вопросам права пользования недрами; субъектам права пользования недрами; видам права пользования недрами

Право пользования недрами — общие положения

Очевидно, что недра, содержащие множество различных природных ресурсов, обладают высокой экономической и социальной ценностью.

Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее по тексту – Закон РФ «О недрах») определяет недра как часть коры Земли, которая расположена ниже почвенного слоя, а если последний отсутствует – ниже поверхности Земли и водного дна, простирающейся до глубины, доступной для изучения и ее освоения.

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Недропользование как таковое представляет собой выполнение определённых работ на основе лицензии, дающей право на геологическое изучение участков недр, извлечение полезных ископаемых, использование, а также захоронение производственных отходов, возведение и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ресурсов (ГОСТ Р 8.645-2008, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 №259-ст).

Право пользования недрами в юридической науке традиционно рассматривается в двух аспектах – объективном и субъективном.

С объективной точки зрения, право пользования недрами – это совокупность норм права, определяющих права и обязанности недропользователей, а также основания возникновения права недропользования, его прекращения и иные существенные условия и процедуру осуществления этого права. Право пользования недрами в субъективном смысле – система конкретных прав и обязанностей, которые реализуют субъекты права пользования недрами.

Субъекты права пользования недрами и его объекты

По общему правилу, субъекты права пользования недрами – это любые участники предпринимательской деятельности, включая юридических лиц и их объединения, не имеющих статуса юридического лица, а также иностранных граждан.

Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

Выделенные и обособленные участки недр, которые предоставляются недропользователям, являются объектами права недропользования.

Выделяют два вида объектов, на которые распространяется право пользования недрами:

— горный отвод, то есть геометризированный блок недр (при добыче полезных ископаемых, возведении подземных сооружений и т.д.);

— геологический отвод (для геологического исследования недр).

Особая значимость предмета правоотношений по недропользованию определяет их детальное регламентирование государством. Значительное внимание уделено законодателем основаниям возникновения права пользования недрами как отправной точке всей системы этих правоотношений.

Основания возникновения права недропользования

Из ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» следует, что основания возникновения права недропользования в первую очередь зависят от категории участка недр (его правового режима). В общем государственном фонде недр выделяют участки недр федерального и местного значения, резервные участки (ст. ст. 2, 2.1, 2.3 ФЗ «О недрах»), а также участки, режим которых обозначается в юридической литературе как общеправовой.

Исходя из этого, основания возникновения права недропользования представляют собой:

— решение Правительства РФ по участкам недр федерального значения (п. 1 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа о предоставлении права пользования участком недр, деятельность на котором другого субъекта была досрочно прекращена (п. 2 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение специально созданной комиссии по участкам недр местного значения (п. 3 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение конкурсной (аукционной) комиссии, предоставляющее право пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых либо для геологического изучения недр, проводимых по совмещенной лицензии, исключая участки недр федерального значения (п. 4 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое в целях сбора минералогических, палеонтологических и прочих геологических коллекционных материалов (п. 5 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— решение органа государственной власти субъекта РФ по участкам недропользования местного значения (п. 6 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»)

— переход права пользования участком недр (п. 7 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— соглашение о разделе продукции, вступившее в силу, которое заключено в соответствии с федеральным законодательством (п. 8 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

— государственный контракт на работы по изучению недр (п. 9 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»).

Независимо от основания возникновения права недропользования, предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией. Права и обязанности недропользователя возникают с момента государственной регистрации этой лицензии в установленном порядке.

Виды права пользования недрами

В зависимости от целевого назначения, выделяют следующие виды права недропользования (ст.6 Закона РФ «О недрах»):

— геологическое изучение недр в широком смысле слова. В этот вид права недропользования включаются все геолого-геофизические работы, инженерно-геологические исследования, осуществление мониторинга недр и т.д., а также обнаружение и оценка месторождений полезных ископаемых;

— разведка, добыча полезных ископаемых;

— возведение и использование подземных сооружений, деятельность которых не связана с добычей полезных ископаемых;

— образование особо охраняемых геологических объектов, которые имеют важное значение;

— сбор различных геологических коллекционных материалов (минералогических, палеонтологических и др.).

С учётом срока его действия, право пользования недрами может быть постоянным (бессрочным) или временным, то есть предоставленным на определенный срок (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Критерием для такого разграничения выступает род деятельности, осуществляемой субъектом недропользования на переданном ему участке недр.

Если участок недр предполагается использовать для возведения и эксплуатации различных объектов, а не для изучения или извлечения каких-либо природных ресурсов, он может быть предоставлен без ограничения срока.

Напротив, временное право пользования недрами реализуется в течение конкретного срока и распространяется на:

— геологическое изучение участка недр;

— добычу полезных ископаемых;

— добычу подземных вод.

Временное право пользования недрами бывает:

— краткосрочным (на срок до 10 лет);

— долгосрочным (до 25 лет);

— с установлением срока в зависимости от отработки месторождения полезных ископаемых при их добыче (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

В любом случае, срок использования участка недр может быть продлен по инициативе недропользователя в порядке, установленном законом (ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Допускается предоставление лицензий на несколько видов пользования недрами.

Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.

Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать:

1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ;

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг, а также может дополняться иными условиями.

Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:

1) Правительством РФ относительно участков недр федерального значения;

2) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения;

3) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.

В интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации при определении порядка и условий проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр федерального значения, за исключением участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, и (или) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности могут устанавливаться ограничения допуска к участию в таких конкурсах или аукционах созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц с участием иностранных инвесторов.

Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в срок, не превышающий 30 дней с даты проведения конкурса или аукциона, органами, указанными в части первой настоящей статьи.

Основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

В случае, если конкурс на право пользования участком недр признан не состоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника, лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях такого конкурса.

Объявления о предстоящих конкурсах на право пользования участками недр должны быть опубликованы в общероссийских и издаваемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации средствах массовой информации не позднее чем за 90 дней, и объявления о предстоящих аукционах — не позднее чем за 45 дней до даты их проведения, считая с даты первого опубликования.

Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья.

25. Понятие и особенности права собственности на природные объекты.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 23

Право пользования недрами (в объективном смысле) — это система пра­вовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участ­ка недр в пользование.

В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующиевиды:

· для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строе­нии недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнози­рованию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных иско­паемых;

· для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхожде­ния, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

· для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопро­водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от­ходов производства, сброса сточных вод и т. д.);

· для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказ­ников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

· для сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ — субъ­ектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.

К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дип­ломом).

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющи­еся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторожде­ния полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минерало­гического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его за­регистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на го­сударственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).

Объектами права недропользования являются обособленные в установ­ленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в поль­зование.

Они могут выступать в виде горного отвода — геометризированного бло­ка недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуата­ции подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).

В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключитель­ное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.

Правовая охрана недр.

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом сис­тему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природ­ной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

· соблюдение установленного законодательством порядка предоставле­ния недр и недопущение самовольного пользования;

· обеспечение полноты геологического изучения, рационального, ком­плексного использования и охраны недр;

· проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива­ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств уча­стка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых;

· обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

· охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне­ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае­мых и промышленную ценность месторождений;

· предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

· предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение ми­неральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагаю­щий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство насе­ленных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объ­ектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в не­драх под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения орга­нов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи­ческой целесообразности застройки.
Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет, государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.
Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также госу­дарственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр включает сведения по каждому месторожде­нию полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработ­ки, геолого-экономическую оценку).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется го­сударственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, до­быче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за поль­зование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экс­пертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации — включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологи­ческому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспе­чении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населе­ния, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны ок­ружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра­щено компетентными государственными органами.

Специфической особенностью деятельности по охране недр является ох­рана геологической информации.

Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, ус­ловиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собствен­ности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд гео­логической информации (в последнем случае — с условием ее использова­ния в коммерческих целях).

Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государ­ственный контроль в сфере отношений недропользования.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными.

Добавить комментарий