Основная сложность регулирования правового статуса ТНК

1. Наиболее функциональными для определения личного закона ТНК и оффшорных компаний являются …
теория оседлости
теория инкорпорации
закон страны суда
теория контроля
теория эффективного места деятельности

2. Двойственный характер правового положения иностранцев заключается в том, что они …
подчиняются двум правопорядкам — своему личному закону и закону государства пребывания
находятся вне пределов территории своего государства
пользуются преференциальным режимом на территории другого государства
могут обращаться в суд своего государства и в суд иностранного государства

3. Смысл коллизионного регулирования гражданской правоспособности иностранцев состоит в …
возможности применения коллизионной взаимности
необходимости принимать во внимание иностранные ограничения гражданской правоспособности
соблюдении соответствующей императивной нормы международного публичного права
соблюдении соответствующего установления международного обычного права

4. В соответствии с требованиями ГК РФ личный зако¬н юридического лица определяется на основе …
права государства места инкорпорации
права места основной производственной деятельности юридического лица
его организационно-правовой формы
теории оседлости

5. Мера применения принципа национального режима к иностранцам в РФ
в сфере гражданской правоспособности иностранцы полностью уравнены в правах с местным населением, за исключением определенных изъятий, предусмотренных в законодательстве государства места пребывания
объем гражданской правоспособности иностранцев абсолютно идентичен объему гражданской правоспособности местных граждан
принцип национального режима к иностранцам не применяется
для иностранцев установлен специальный негативный режим

6. Материально-правовой принцип, применяемый для определения правового положения иностранцев в РФ – принцип …
наибольшего благоприятствования
национального режима
протекционизма
преференциального режима

7. Личный закон индивида в англо-американском праве понимается как …
закон гражданства
закон места жительства (домицилия)
право страны суда
право страны, в которой физическое лицо является резидентом

8. Основная доктрина иммунитета государства — … иммунитет.
служебный и ограниченный
общий и специальный
абсолютный и функциональный (ограниченный)
универсальный и региональный

9. Международная межправительственная организация (далее — ММПО) может выступать как субъект МЧП при …
реализации компетенции, прямо предусмотренной в ее уставе
заключении соглашений с другими ММПО
заключении соглашений с государствами-членами
вступлении в гражданско-правовые отношения с частными лицами

10. Категории физических лиц традиционно и повсеместно выделяемые в качестве субъектов МЧП
одинокие лица; лица, состоящие в браке, лица, имеющие несовершеннолетних детей
наследодатель, наследник, попечитель наследственного имущества
трудящиеся-мигранты, сезонные рабочие, студенты, туристы
иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы

11. Основная тенденция современного МЧП относительно понимания и применения личного закона физических лиц в правовых системах большинства государств
личный закон понимается только как закон гражданства
личный закон понимается только как закон места жительства
сочетание национального принципа и принципа домициля при определении личного закона физического лица
личный закон понимается только как закон страны суда

12. Участие государства в частноправовых отношениях в соответствии с российским законодательством характеризуется следующим государство …
участвует в частноправовых отношениях на равных условиях со своими частными партнерами
пользуется особыми правами
участвует в частноправовых отношениях на условиях, рекомендованных ВТО
не может быть участником гражданско-правовых отношений

13. Основные субъекты МЧП
физические и юридические лица
субъекты федерации
международные неправительственные организации
Государства

14. Суть судебного иммунитета государства
любые сделки с участием государства могут рассматриваться только в специальных международных судах
сделки с участием одного государства не могут быть предметом рассмотрения в судах другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции)
сделки с участием государства в принципе не могут быть предметом судебного разбирательства
государство само определяет подсудность совершенных им сделок

15. Основной нормативно-правовой акт, содержащий материально-правовое регулирование особенностей правового положения иностранных физических лиц в РФ
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
Гражданский кодекс К РФ
ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ»
Трудовой кодекс РФ

16. Основа теории государственного иммунитета
принцип суверенного равенства государств (равный над равным не имеет власти)
нормы международных соглашений
принцип защиты основных прав человека и свобод
международные обычаи делового оборота

17. Коллизионный принцип «личный закон юридического лица» применяется для …
установления налогового домицилия
определения личного статута юридического лица
выяснения положения юридического лица в международном праве
определения правового положения филиала или пред¬ставительства юридического лица в иностранном государстве

18. Первый закон о государственном иммунитете – Закон об иммунитетах иностранных государств — был принят в …
Российской Федерации в 1998 году
Великобритании в 1988 году
США в 1976 году
Австралии в 1984 году

19. Под международными юридическими лицами в МЧП понимаются …
любые межгосударственные образования
юридические лица, учрежденные на основе международного (межправительственного или межведомственного) соглашения или на основе законодательства двух или более государств
международные неправительственные организации
любые транснациональные объединения

20. Суть доктрины акта государства
все отношения государства регулируются его внутренним законодательством
это то же самое, что и коллизионный иммунитет государства
это иммунитет государства от предварительного обеспечения иска
если государство заявляет, что какое-либо имущество принадлежит ему, то это утверждение не может быть предметом обсуждения в суде другого государства

21. Определение гражданской правоспособности иностранцев ГК РФ
иностранцы за границей не обладают гражданской правоспособностью
исключительно на основе коллизионного принципа личного закона
на основе международных стандартов прав человека
на основе сочетания материально-правового и коллизионного методов регулирования

22. Личный закон индивида в странах конти¬нентальной правовой системы понимается как …
закон места пребывания
закон налогового домицилия
право государства, гражданином которого лицо является
закон валютного домицилия

23. Иностранная компания (предприятие с иностранными инвестициями) на территории РФ пользуется …
национальным режимом за исключением изъятий установленных действующим законодательством
только режимом наибольшего благоприятствования
только режимом, аналогичным режиму, предоставленному в национальном государстве
специальным негативным режимом

24. Иностранец не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если …
он является резидентом в стране суда
он не признан полностью недееспособным в судебном порядке
его семья постоянно проживает в стране суда
он является дееспособным по праву места заключения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности

25. Основная сложность регулирования правового статуса ТНК
их производственное единство оформлено юридической множественностью
это компании, транснациональные не только по сфере своей деятельности, но и по капиталу
это квазимеждународные образования
они основаны на нормах международного договора

26. В РФ гражданская дееспособность иностранцев определяется …
по праву страны суда
на основе материального принципа национального режима
на основе режима наибольшего благоприятствования
на основе коллизионного принципа личного закона индивида

27. Господствующая доктрина иммунитета государства в современных международных отношениях — … иммунитета.
служебного
абсолютного
ограниченного (фундаментального)
судебного

28. Нормами МЧП регулируются отношения с участием государства следующего вида:
межправительственные
межведомственные
отношения в сфере научно-технического сотрудничества
отношения частноправового характера, если контрагент государства — частное иностранное лицо

В век глобализации границы между странами стали гораздо более размытыми. И этим воспользовались бизнесмены, прекрасно осознающие, что они могут разбросать своё предприятие по множествам регионов, экономя таким образом часть средств, которые бы они потратили на оплату некоторых факторов производства на одной территории.

Именно так и появились транснациональные корпорации, список которых с каждым днём только растёт. Что же они из себя представляют и чем отличаются от обычных компаний?

Основа ТНК

Стоит отметить, что ТНК (именно так сокращается транснациональная корпорация) – это последний этап международного сотрудничества юридических лиц. До этого предприятие может побыть товариществом открытого типа или обществом с ограниченной ответственностью.

Другим вариантом является создание картелей – участники совместно регулируют объёмы производства и процесс найма рабочих.

Третий способ международной кооперации – синдикаты, подразумевающий под собой согласованные действия в закупке сырья и реализации товара (из общей закупки нефти одна компания может изготавливать бензин, а другая резину).

Четвёртый вариант кооперации – это концерн, где общее только управление финансовой деятельностью, тогда как сами физические лица постоянно занимаются разными видами деятельности (одна ветвь компании занимается пошивом спортивной одежды, а другая – военной формы).

Ближе всего по своим характеристикам к ТНК трест – компании сливают одну из сфер производства, имея в ней общий сбыт и финансы (например, совместное производство авиадвигателей и постоянное изготовление приборов для самолётов одной стороной и пассажирских кресел другой). После того как предприятие переживёт хотя бы несколько подобных коопераций, оно может разворачиваться до масштабов ТНК.

Что такое ТНК?

Перед тем как переходить к конкретным данным, следует понять, что такое транснациональные корпорации. Список их отличительных признаков очень длинен, но главным из них является наличие капитала компании в нескольких странах мира.

Несмотря на то что предприятия такого масштаба не находятся целиком на территории определённой страны, они всё равно вынуждены подчиняться законодательству того государства, где работает конкретная ветвь корпорации.

Кроме того, даже государственные предприятия могут войти в состав ТНК, причём соглашения, в результате которых создаётся подобное сотрудничество, могут быть как межправительственными, так и частными, между инвесторами из разных стран.

Изменчивые рейтинги

Учитывая изменчивость рынка, очень сложно говорить о каком-то стабильном рейтинге, в который попадают транснациональные корпорации. Список 2016 во многих позициях отличается от списка ведущих компаний 2015 года и ситуация может измениться, хоть и не глобально, в 2017 году.

Конечно, существуют определённые компании, которые уже в силу своей известности и статусности, большой доли на рынке, многочисленных торговых и экономических связей могут похвастаться стабильным положением в списке крупнейших, но таких очень немного.

Стабильности в переменах

Но всё же несмотря на нестабильность рынка, можно выделить определённые черты, которые объединяют крупнейшие транснациональные корпорации мира. Список 2016 и более ранних годов обязательно включал в себя:

  • американские компании: причём их в первой сотне — треть;
  • японские предприятия: количество таких международных компаний в этой стране постоянно растёт, например, за пять лет в девяностых годах в Стране восходящего солнца возникло 8 новых ТНК;
  • европейские компании: Старый Свет ориентируется на наукоёмкие отрасли промышленности, активно работая с фармацевтикой и химией.

Отдельно стоит заметить, что наибольшее количество ТНК сосредоточено именно в химической и фармацевтической промышленности.

Общая информация

В общемировом рейтинге наиболее активных и влиятельных компаний лидируют транснациональные корпорации США. Список содержит на последующих позициях такие страны, как Китай, Япония, Индия, Германия, Россия, Великобритания, Бразилия, Франция и Италия. Для того чтобы осознавать масштабы власти ТНК, следует сказать, что их общая стоимость в 2013 году оказалась в четыре раза больше общемирового ВВП.

Бюджет некоторых компаний превышает бюджет целых стран: так, объём продаж всемирно известного «Дженерал моторс» в девяностых годах превысил ВВП скандинавских стран, Саудовской Аравии и Индонезии; японская «Тойота» заработала денег в два раза больше, чем ВВП Марокко, Сингапура и Египта.

Конечно, сегодня ситуация немного изменилась: некоторые из регионов существенно нарастили свою экономическую мощь, но вместе с тем и сейчас ТНК продолжают своими капиталами превышать ВВП развивающихся стран.

Рейтинг ТНК по рыночной стоимости

Но пришло время оценить реальные масштабы власти, которой обладают транснациональные компании. Список крупнейших по рыночной стоимости компаний включал в себя (соответственно местам):

Интересен тот факт, что Apple уже несколько лет подряд остаётся в лидерах, тогда как следующие позиции постоянно меняются. Например, с 2014 года General Electric смогли подняться с девятого на седьмое место, Samsung был в принципе вытеснен из этого рейтинга.

Как уже говорилось, на сегодняшний момент ведущими ТНК в мире являются американские — это явственно видно из рейтинга.

Рейтинг по уровню зарубежных активов

Но можно и с другой стороны рассматривать транснациональные корпорации. Список крупнейших в мире компаний по уровню зарубежных активов (то есть доли иностранных государств в капитале компании) следующий:

Здесь ситуация уже немного отличается от рейтинга богатейших компаний: и география гораздо обширнее, и сферы интересов иные.

Российские ТНК

Но существуют ли транснациональные корпорации в России? Список отечественных компаний такого масштаба не очень велик, потому что в восточной Европе ТНК только начинают развиваться, но и здесь уже есть свои первопроходцы.

Стоит отметить, что советские предприятия, ответвления которых были разбросаны по всему Советскому Союзу, представляли собой нечто вроде современных ТНК, так что некоторые из них, поддерживая прежний уровень, без труда вышли в разряд транснациональных компаний. Среди наиболее известных подобных компаний сегодня:

По мнению специалистов, наибольший потенциал имеют российские нефтегазовые компании, которые из-за обеспеченности ресурсами могут без труда конкурировать с мировыми лидерами в этой отрасли, продавая им сырьё и позволяя добывать ресурсы из собственных скважин. Стоит заметить, что свои ответвления на территории Российской Федерации имеют многие мировые ТНК.

Топливные ТНК

По прогнозам российских экспертов, наиболее перспективными являются топливные транснациональные корпорации. Список лидеров в этой области:

Присутствие среди крупнейших ТНК мира российской компании определённо повышает вероятность перехода на этот уровень и других корпораций, таких как «Транснефть», например, которая уже на сегодняшний момент является одной из богатейших компаний мира, пока, правда, не вышедших на международный уровень.

Трудности ТНК

Но всё ли так гладко с ТНК? Да, расширение целевых рынков позволяет им получать максимальную прибыль от продаж своих продуктов, но, вместе с тем, не является ли такая распылённость их слабостью? С какими трудностями сталкиваются транснациональные компании?

Список этих преград огромен, начиная от постоянной конкуренции с местными производителями, которые гораздо лучше знают свой рынок, и заканчивая политическими играми, из-за которых продукт, казалось бы, уже адаптированный для определённой страны, не может попасть на прилавки магазинов.

Сталкиваются ТНК на новых рынках с недостатком местных специалистов (отсутствии у потенциальных кадров подходящей квалификации), а также с их высокими требованиями к заработной плате при производительности, равной другим регионам.

Никто не отменял и политику государства, которое может обязать транснациональную компанию платить огромные налоги с прибыли или же запретить какое-то производство на территории конкретного региона: представители ТНК, приходящих в Россию, например, отмечают, что из-за бюрократии открытие филиалов затягивается на многие месяца.

Таким образом, даже сильные мира сего, в виде ТНК, в данном случае, имеют определённые проблемы, не стоит думать, что их могущество открывает им все двери.

Перспективы развития

Ну а какие перспективы развития имеют транснациональные корпорации мира? Список сфер их влияния, как уже неоднократно упоминалось, действительно огромен. От них зависит около половины промышленного производства, практически 70% торговли, без малого 85% изобретений и 90% зарубежных инвестиций.

Кроме того, в Америке более половины операций, связанных с экспортом, контролируются ТНК, в Великобритании количество подобных операций составляет 80%, в Сингапуре, в принципе построенном на деньги иностранных инвесторов, — 90%. 30% всемирной торговли прямо или косвенно связаны с деятельностью ТНК.

И в будущем, с развитием глобализации, могущество транснациональных корпораций будет только возрастать.

Несмотря на всевозможные трудности, отказываться от экспансии новых территорий они не собираются, а рынков, где ещё не всё возможное пространство принадлежит продукции ТНК, осталось очень много.

Поэтому единственное, что сейчас остаётся большинству государств, на которые нацеливаются ТНК, либо содействовать им, получая определённую прибыль от прибытия в страну нового предпринимателя, либо защищаться, вводя политику протекционизма, вызывая тем самым, возможно, недовольство граждан, которые вынуждены будут приобретать продукцию транснациональных корпораций на других рынках.

Невозможно отрицать огромнейшую роль на мировом рынке транснациональных корпораций. Список сфер их влияния, проектов, в которых они принимают участие, доступных им рынков воистину огромен.

Но всё же однозначно говорить, что будущее за ними, нельзя – слишком сильна конкуренция со стороны национального производителя. Да, современная экономика без ТНК не будет существовать в том виде, в котором она существует сегодня, но вместе с тем полностью им она не поддастся.

Транснациональные корпорации (ТНК) — это многоотраслевые концерны с местом нахождения предприятий и филиалов в разных государствах; интернациональные не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Характерная черта ТНК — сочетание централизованного руководства с самостоятельностью входящих в нее и находящихся в разных странах структурных подразделений. Общепринятая организационно-правовая форма ТНК- акционерное общество открытого типа. Дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, филиалы — несамостоятельными предприятиями, входящими в состав ТНК.

До конца 1970-х гг. ООН относила к ТНК такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн долл. США, и филиалы не менее чем в шести странах. В настоящее время о транснациональном статусе фирмы свидетельствуют размер зарубежных активов и их доля в общем объеме активов компании, доля зарубежных продаж в общем объеме реализации продукции и доля зарубежного персонала в общей численности персонала. По оценкам ООН, в категорию ТНК включаются до 45 тыс. головных (материнских) корпораций и 280 тыс. их зарубежных отделений. До половины всех ТНК базируются в США (около 25%), Великобритании и Японии (по 12-13%).

В международно-правовых актах и доктрине права используются различные критерии отнесения корпораций к транснациональным:

  • 1) количество стран, в которых действует компания (минимум 2-6);
  • 2) минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;
  • 3) определенный размер капитала, которого достигла компания;
  • 4) минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);
  • 5) владение не менее 25% «голосующих» акций в трех или более странах — минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивает фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия;
  • 6) многонациональный состав персонала компаний, ее руководства.

ЮНКТАД ранжирует крупнейшие ТНК по объему зарубежных активов и уровню их транснационализации. Для оценки уровня транснационализации корпорации используется индекс транснационализации: среднее значение отношения зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж, численности зарубежных работников к общему числу занятых в корпорации.

В 1974 г. по инициативе «Группы 77» в рамках ЭКОСОС созданы Комиссия по ТНК и Центр по ТНК. Основная задача этих органов — разработать Кодекс поведения ТНК, который формулировал бы подчинение деятельности ТНК определенным правилам. Проект Кодекса был подготовлен в 1986 г. и принят на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Он носит рекомендательный характер, на чем настояли государства, граждане которых контролируют большинство ТНК.

Определение ТНК согласно Кодексу поведения ТНК: «Предприятие, будь то государственное, частное или смешанное, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих отделений, которое функционирует в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров по принятию решений, и в рамках которого отделения таким образом связаны между собой, будь то отношениями собственности или иными отношениями, что одно или несколько из них могут оказывать (оказывают) значительное влияние на деятельность других и, в частности, пользоваться общими знаниями и ресурсами и разделять ответственность с другими».

Проект Кодекса определяет принципы, цели и задачи ТНК:

  • 1) уважение национального суверенитета;
  • 2) суверенитет государств над их природными ресурсами, материальными ценностями и экономической деятельностью;
  • 3) невмешательство во внутренние и межправительственные отношения;
  • 4) право государства на регулирование и контролирование деятельности ТНК, на участие в распределении прибыли и национализацию иностранной собственности, находящейся на его территории;
  • 5) защита законной деятельности и принципа справедливого режима. Национальный режим будет предоставляться ТНК, если они соответствуют национальным экономическим целям и планам в области развития.

На IX Конференции ЮНКТАД (1996) говорилось о необходимости предоставить ТНК возможность работать в этой организации в качестве частных лиц, т.е. субъектов национального права. Было отмечено, что корпорациям должна быть предоставлена возможность участвовать в многосторонних международных форумах, поскольку они претворяют в жизнь решения о производстве и потреблении, формально принимаемые правительствами.

В 1972 г. Международная торговая палата утвердила «Основные принципы иностранных капиталовложений»; в 1977 г. — «свод правил» для ТНК, направленных на ограничение практики вымогательства и подкупа должностных лиц со стороны ТНК. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1976 г. приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и Руководящие принципы для многонациональных предприятий (Приложении к Декларации). Это документы «мягкого права», содержащие рекомендательные нормы. В основу Декларации положен принцип предоставления национального режима иностранным многонациональным предприятиям. При этом предприятиям предписываются обязанности:

  • — соблюдать международное право;
  • — подчиняться праву страны пребывания;
  • — учитывать политику страны пребывания;
  • — сотрудничать со страной пребывания;
  • — исключить практику подкупа и субсидий;
  • — не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;
  • — соблюдать принцип обеспечения конкуренции;
  • — соблюдать порядок налогообложения, трудовое право, право социального обеспечения;
  • — распространять достижения в науке, технике и технологии. В 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла комплекс

Принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Была принята также резолюция Генеральной Ассамблеи о мерах против коррупции в практике ТНК и других корпораций, их посредников и иных причастных к делу сторон.

Международная организация труда (МОТ) в 1977 г. приняла Трехстороннюю декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики. В ней закреплены права работников ТНК создавать организации, представляющие их интересы, и наделять эти организации полномочиями для ведения коллективных переговоров в соответствии с национальным законодательством.

В Проекте норм МОТ, касающихся обязанностей ТНК и других предприятий в области прав человека (2003), установлены обязанности ТНК в сфере трудовых отношений и соблюдения прав трудящихся:

  • 1) ТНК не используют принудительный или обязательный труд, запрещенный международными договорами и национальным законодательством;
  • 2) ТНК обеспечивают условия труда, отвечающие нормам безопасности и гигиены, как это предусмотрено соответствующими договорами и национальным законодательством;
  • 3) ТНК оплачивают труд работников в размерах, достаточных для поддержания надлежащего уровня жизни для них и их семей.

Правовая специфика ТНК:

  • 1. Формально это предприятие, подпадающее (как и его зарубежные отделения) под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически ТНК — мультинациональное, трансграничное предприятие.
  • 2. Зарубежные отделения ТНК находятся в сфере юрисдикции принимающего государства, формально являются предприятиями данного государства. Фактически это иностранные предприятия, так как их зависимость от головной компании значительно сильнее, чем от принимающего государства.
  • 3. Через головное предприятие ТНК ведет деловые операции непосредственно с государствами как с деловыми партнерами.

Характерная особенность ТНК — несоответствие экономического содержания юридической форме: производственное единство оформлено юридической множественностью1. ТНК представляет собой группу компаний, созданных по законам разных государств, являющихся самостоятельными юридическими лицами и осуществляющих деятельность на территории разных стран.

Деятельность ТНК осуществляется через их зарубежные филиалы. Филиалы различаются по своему статусу: отделения, дочерние фирмы и ассоциированные компании. Отделения — это фирмы, которые регистрируются за рубежом, но не являются самостоятельными компаниями и на 100% принадлежат материнской компании. Дочерняя компания — юридическое лицо с собственным балансом, но контроль за ее деятельностью осуществляет материнская компания (ей принадлежит контрольный пакет акций). В ассоциированной компании материнской ТНК принадлежит 10-50% акций.

Принцип подчинения ТНК национальному праву страны пребывания зафиксирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст. 2): «Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям, соответствовала его экономической и социальной политике».

Особые сложности связаны с определением личного закона ТНК. С одной стороны, они создаются по праву какого-то конкретного государства, с другой — их дочерние и внучатые компании действуют в качестве самостоятельных юридических лиц в других государствах.

ТНК — это сложная многоступенчатая вертикаль: головная корпорация (национальное юридическое лицо), дочерние холдинговые (держательские, акционерные) компании (юридические лица того же или других государств), внучатые производственные компании (юридические лица «третьих» стран), правнучатые холдинговые компании (юридические лица «третьих» или «четвертых» стран). Национальность каждой «дочки», «внучки», «правнучки» определяется в соответствии с законодательством того государства, на чьей территории такое подразделение действует. С правовой точки зрения ТНК является конгломератом юридических лиц различной национальности, управляемых из единого центра при помощи холдинговых компаний.

В современном мире деятельность ТНК имеет глобальный характер (например, филиалы находятся в 100 странах). Установить единый личный закон подобного объединения можно только при использовании теории контроля — по личному закону головной компании. В доктрине и практике применяется понятие «право ТНК». Это понятие имеет в виду применение к установлению личного закона и деятельности таких компаний не национального права какого-то государства, а международного или «квазимеждународного» права, «общих принципов права», «общих принципов международного права», «транснационального права». Такая концепция представляется наиболее функциональной.

В доктрине для регулирования правового статуса ТНК предлагается создать систему специальных правовых норм договорного происхождения, находящихся вне действия национального права, подчиненных международному праву или общим принципам права. Отдельные ученые отмечают необходимость передачи определенных функций государственной власти транснациональным корпорациям. Подобные доктринальные подходы подтверждаются практикой: многие страны проводят политику «дерегулирования» в отношении ТНК. В США минимизировано государственное вмешательство в дела авиационных корпораций на международном рынке авиауслуг.

Влияние иностранных инвестиций на экономику принимающего государства неоднозначно.

Положительное влияние:

1. Широкое привлечение иностранного капитала с помощью ТНК способствует уменьшению безработицы в принимающей стране.

2. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные прежде всего на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны.

3. Приток иностранных капиталовложений способствует развитию внутренней региональной торговли, поскольку значительную часть своих потребностей в комплектующих изделиях и оборудовании филиалы иностранных компаний удовлетворяют за счет импорта из страны инвестора.

4. ТНК подрывают позиции местных монополий и нередко повышают степень конкурентности национальных рынков. С обострением международной конкуренции ТНК начали формирование смешанных компаний с участием местных капиталов. Участие местных акционеров в хозяйственной деятельности ТНК создает возможность учета их интересов, хотя важнейшие решения, как и раньше принимаются штаб-квартирой.

5. Осуществляя прямые иностранные инвестиции, ТНК перемещают через национальные границы значительные производственные ресурсы. Такое перемещение из стран, где их переизбыток, в страны, где испытывают недостаток в производственных ресурсах, способствует эффективному размещению мировых факторов производства и как следствие — росту производства в мире.

6. Деятельность ТНК заставляет администрацию местных компаний вносить коррективы в технологический процесс, практику производственных отношений, выделять больше средств на подготовку и переподготовку кадров, больше внимания обращать на качество продукции, ее дизайн, потребительские свойства. Чаще всего за иностранными инвестициями стоят внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, новый стиль менеджмента, использование всего лучшего из практики зарубежного бизнеса.

7. ТНК способны к нарушению изоляции национальных экономик, вовлекая их в единый процесс с мировым экономическим сообществом. Однако ТНК способствуют интеграции только в рамках и границах, которые определены получением компанией максимальной прибыли.

Отрицательное влияние:

1. Иностранные корпорации охватывают наиболее развитые и перспективные сегменты промышленного производства и научно-исследовательских структур принимающего государства. ТНК, которые и в период потрясений имеют значительные финансовые ресурсы:

а) активно используют слабую конъюнктуру для захвата других фирм;

б) имеют возможность навязывать компаниям принимающего государства неперспективные направления в системе распределения труда в рамках ТНК;

в) результатом деятельности ТНК может стать превращение принимающей страны в место сброса старых и экологически опасных технологий.

2. В своей стратегической политике ТНК ориентируются, как правило, на поглощение местных компаний и таким образом способствуют ослаблению инвестиционных процессов. Большие инвестиционные проекты связаны с реальными капиталовложениями, характеризуются стойкостью — они не могут быть начаты без длительной подготовки и быть внезапно закончены без значительных затрат. Политика захватов, наоборот, предусматривает финансовую подвижность, которая негативно сказывается на стабилизации экономического развития принимающих государств.

3. Стойкое положение ТНК дает им возможность принимать решительные меры в случае кризисов — закрывать предприятия, сокращать производства, что приводит к безработице и другим негативными явлениям. Этим объясняются деинвестиции (массовое изъятие капитала из страны). Склонность ТНК к преувеличенной реакции на изменение конъюнктуры дает множество поводов для снижения выпуска продукции, если конкурентоспособность определенного государства по тем или иным причинам снижается.

4. ТНК создали специфическую форму перемещения капиталов с помощью трансфертных (трансфертные (передавальные) платежи — выплаты государством определенному лицу денег (товаров, услуг), взамен которых плательщик (государство) не получает товаров и услуг) цен (в том числе специально заниженных или завышенных), которые устанавливаются самими ТНК при поставке товаров и предоставлении услуг своим дочерним компаниям и филиалам в рамках корпораций (то есть операции между филиалами одной и той же ТНК осуществляются по ценам, которые устанавливаются самой корпорацией). Поэтому трансфертные цены на продукцию ТНК являются одной из наиболее актуальных проблем для принимающего государства.

5. Большинство ТНК имеют монопольную власть. Некоторые из них по объему оборота превышают отдельные страны, а руководители таких фирм нередко сотрудничают непосредственно с главами государств. Принимающие страны должны осознавать возможности осложнения взаимоотношений инвестора с местным политическим окружением.

6. Международные корпорации могут осуществлять давление на правительство принимающего государства и втянуть его в конфронтацию. Они могут также подкупить местных политиков и финансировать заговор против правительства. ТНК, действуя во многих государствах, могут влиять на все сферы общественной жизни, а самые большие и влиятельные — уклоняться от экономического и политического контроля со стороны принимающих государств. В истории известны случаи, когда иностранные инвесторы добивались поддержки своих действий от политического руководства независимо от их последствий для местного населения и благополучия страны в целом. Нередко из-за давления со стороны правительство принимающего государства, ТНК оставляют ее и перемещаются в другую — с более лояльным правительством.

1. Реакция международного менеджера на требования принимающей страны.

Типичные подходы международных менеджеров к решению проблем, связанных с законодательством принимающего государства.

В обязанности международного менеджера входит инициатива по устранению препятствий в деятельности зарубежного филиала ТНК со стороны принимающего государства. Для объективной оценки препятствий к деятельности компании на территории принимающего государства некоторые фирмы-инвесторы используют расчетный показатель — коэффициент враждебности в качестве количественной характеристики враждебности внешней среды относительно зарубежной предпринимательской деятельности.

Расчетный коэффициент враждебности Квр изменяется в интервале(0, 1), т.е. 0<Квр <1. зона в окрестности Квр=0 является зоной минимальной враждебности, т.е. она наиболее благоприятна для развития бизнеса в принимающей стране. Наоборот, зона вблизи Квр=1 является зоной максимальной враждебности, т.е. эта зона наименее благоприятна для развития бизнеса в этой стране. Квр — комплексный показатель, учитывающий возможности всех видов препятствий для бизнеса в принимающей стране. Математически задачу подсчета Квр можно представить следующим образом:

Квр= ¦,

где Х1, Х2, … Хп — показатели, характеризующие препятствия на пути развития бизнеса в принимающей стране.

Из приведенного уравнения следует, что коэффициент враждебности является функцией соответствующих изменений всех других показателей, характеризующих препятствия к бизнесу в принимающей стране. В частности, торговые барьеры — высокие таможенные пошлины, импортные квоты, требования определенного содержания компонентов национального производства в продукции иностранного предприятия, ограничения для иностранных фирм при размещении государственных заказов — вынуждают международного менеджера искать пути разрешения проблемы. Например, в случае высоких импортных пошлин в принимающей стране зарубежные филиалы международных компаний могут переходить на поставки более дорогостоящих и наукоемких товаров.

Возможно принятие менеджером и такого решения, как замена экспорта товаров и услуг в принимающую страну организацией на ее территории производства ранее экспортировавшихся видов продукции. В процессе налаживания изготовления товаров по своей технологии международные компании обычно привлекают местных субпоставщиков принимающей страны, организуют совместные предприятия с местными фирмами.

Препятствия на пути прямых инвестиций, например, ограничение иностранной собственности на территории принимающего государства, заставляют зарубежные филиалы международных компаний расширять сотрудничество с национальными предприятиями в форме в форме обмена технологиями, заключения лицензионных и франчайзинговых соглашений, кооперирования в сфере НИОКР. Ограничения в репатриации доходов зарубежных филиалов международной компании и риски национализации их активов побуждают международных менеджеров искать различные формы сотрудничества с местными фирмами, которые могут предотвратить потери инвесторов.

С целью сокращения налогового бремени в принимающей стране международные компании ищут легальные пути реинвестирования прибылей своих зарубежных филиалов в другие страны, нередко используя при этом торговлю через местные агентские фирмы.

Пути преодоления международными менеджерами ограничений бизнеса в принимающем государстве.

Виды ограничений иностранного бизнеса Пути решения проблемы
Таможенные барьеры Требования определенной доли содержания местных компонентов в продукции иностранных фирм и совместных предприятий. Ограничение доступа к государственным заказам Организация производство и услуг в принимающей стране. Образование совместных предприятий с местными фирмами. заключение контрактов на субспоставки с местными фирмами переход к экспорту дорогостоящих товаров и услуг (в случае введения экспортных квот)
Ограничения прямых иностранных инвестиций и собственности иностранных фирм в принимающем государстве Организация совместных предприятий с местными фирмами. Лицензионные и фрачайзинговые соглашения с местными фирмами. Кооперация в НИОКР и обмен технологиями с местными фирмами.
Риск национализации иностранной собственности Ограничение в репатриации доходов Кооперация с местными фирмами
Большие налоги в стране головной компании или в принимающем государстве. Перевод капиталов за границу. Торговля через местных агентов.

Мероприятия международных компаний по предотвращению конфликтов с правительствами принимающих государств.

Опыт деятельности международных компаний показывает, что определенными мероприятиями можно в значительной степени предотвратить возможные конфликты с правительством принимающего государства. К таким мероприятиями относятся:

— использование сырьевых материалов и комплектующих принимающей страны. При этом в процессе делового сотрудничества международные компании передают своим субпоставщикам деловые и этические принципы работы на местном и мировом рынках, помогают им наладить передовую организацию труда на своих предприятиях и, следовательно, обеспечивают им более высокую прибыль.

— организация совместных предприятий с компаниями, близкими к правительственным кругам. Кроме укрепления деловых связей с руководством принимающей страны совместное производство позволит этим национальным предприятиям сохранить рабочие места и создать новые, что благоприятно повлияет на ситуацию с занятостью в принимающей стране.

— наем на работу местных специалистов и менеджеров, которые проходят обучение за счет международных компаний, постоянное трудоустройство и обеспечение высокой заработной платой. В результате естественной текучести кадров эти специалисты в перспективе смогут эффективно применять приобретенные за время работы на предприятии ТНК знания, работая в руководящем звене различных национальных компаний.

— реализация совместных программ с разделом прибылей в принимающей стране. Чаще всего эти программы относятся к разведке и разработке залежей природных ресурсов. Международная компания предоставляет финансирование, оборудование и технологи, а правительство принимающей страны гарантирует раздел продукции и прибылей в согласованных пропорциях.

— проведение НИОКР в принимающей стране. Участие национальных научно-исследовательских центров и университетов принимающей страны в совместных с международной компанией разработках обеспечивает источники финансирования для исследований в интересующих международную компанию областях фундаментальной и прикладной науки. В дальнейшем полученные результаты исследований могут использоваться в различных отраслях производства принимающей страны.

— реинвестирование прибылей в принимающей стране. Инвестиции международных компаний в различные отрасли производства (для принимающей страны предпочтительно в высокотехнологичные — электронику, биотехнологии) принимающей страны позволяет активизировать функционирование местных предприятий, поднять их эффективность и прибыльность. К тому же увеличение товарной массы на национальном рынке (с учетом высокой стоимости наукоемкой продукции) будет содействовать снижению инфляции.

— обучение местных специалистов. Передача опыта специалистов международной компании местным кадрам позволит в будущем создать в принимающей стране более эффективные организационные структуры национальных промышленных предприятий и организаций по предоставлению широкого круга услуг, что окажет весомую помощь субъектам экономики принимающего государства, особенно необходимую для развивающихся государств и стран переходного периода.

— участие в сооружении общественных объектов инфраструктуры. Иностранные инвестиции в этом направлении не грозят обострением конкурентной борьбы с местными производителями готовых изделий и нарушением их интересов.

— недопустимость предложения взяток высшим правительственным чиновникам. Взятки всегда аморальны, но скандал со взяткой высокопоставленному чиновнику или члену правительства может подорвать репутацию международной компании настолько, что ей придется навсегда расстаться с рынком принимающего государства.

— передача части акций местным акционерам. В этом случае иностранный инвестор имеет возможность использховать свой капитал более эффективно, а население принимающей страны — повысить свой жизненный уровень и благосостояние.

— использование кредитов местных банков и финансовых институтов. Типичным примером в этом отношении может послужить схема финансирования используемая южнокорейскими ТНК. Создание зарубежных филиалов позволяет им получить кредиты у финансовых институтов принимающих государств и использовать эти средства для строительства предприятий и приобретения иностранных компаний.

— привлечение капиталов местных инвесторов.

— страхование от политических рисков в местных страховых компаниях.

— передача местным компаниям новых технологий и опыта управления предприятиями.

— сохранение репутации всемирно известной компании. Сегменты рынка, на которых действуют международные компании, часто не заняты аналогичной продукцией местных предприятий, которые по своему технологическому уровню еще не в состоянии производить продукцию с таким потребительскими свойствами.

— создание своего лобби в правительстве принимающей страны.

— регистрация компании в принимающей стране.

ТЕМА 4

Добавить комментарий