Правовое государство — форма организации и деятельности государственной власти, строящаяся во взаимоотношениях с индивидами и их объединениями на основе норм права — это высший тип демократического государства.
Правовое государство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека; равенство всех перед законом; принцип разделения властей; разрешение конфликтов через справедливый суд.
Статья 1, п.1 Конституции РФ «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Основные признаки правового государства:
верховенство и господство права и закона во всех сферах жизни общества — создание и деятельность всех государственных структур строго на основе права; верховенство Конституции в системе НПА;
принцип разделения властей — относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти; каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти; не допускает концентрации всей полноты власти в одних руках;
незыблемость, гарантированность, реальность прав и свобод человека и гражданина — люди должны обладать равной правосубъектностью, одинаковыми возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав; приоритет прав и свобод личности; социальная защищенность; социальная справедливость;
четкое разграничение функций общества и государства;
взаимная ответственность личности и государства — личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями;
соответствие внутреннего законодательства общепринятым нормам и принципам международного права;
наличие развитого гражданского общества;
действие антимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
правовая защищ?нность человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
ограничение государственной власти;
обеспечивается защита прав собственности;
обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства.
Правовое государство — это не просто демократ. образ-е, а высший его тип. Оно предполагает демократ. устр-во всего его механизма, демокр. режим, максимальное развитие и использование демокр. институтов.
Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства:
- — господство права во всех сферах жизни общества;
- — незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;
- — взаимная ответственность личности и государства;
- — принцип разделения властей.
Господство, или верховенство, права предполагает:
правовую организацию гос. власти, т.е. создание и формирование всех гос. структур строго на основе закона;
правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им.
связанность гос-ва им же созданными законами, т.е. ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний;
верховенство Конст. в системе НПА, поскольку именно в Конст. закрепляются основополаг. устои конст-го строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в кач-ве естеств., принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью. Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.
Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотнош. личность и гос-во выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обяз-ми. В обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В прав. гос-ве должны быть законод. закреплены возможности, позволяющие личности требовать от гос-ва исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений гос. органов и должн. лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юр. отв-ти.
Принцип разделения властей предполагает относительно самостоят. функц-е трех ветвей власти — зак., исп. и судебной. Данный принцип позволяет функционировать гос. власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из гос. органов власть не принадлежит в полном объеме.
Перспективы становления правового государства в России
Одной из целей политико-правовой трансформации России является становление прав. гос-ва и гражд. общества. Несмотря на известные продвижения в этом направлении, большинство качественных признаков такого государства и общества пока не достигнуты. Подлинная демократия предполагает разграничение гражд. общества и гос-ва, при котором существуют эффективные механизмы влияния граждан на гос. структуры. Концепция прав. гос-ва основывается на механизмах демократ. взаимодействия гос-ва и общества, исходит из того, что контрагентом гос-ва является деятельное плюралистич. гражд. общество, при этом гос-во способно к восприятию активности общества, а общество — к пониманию роли гос-ва как особого инструмента для своего функц-я и развития.
Перспектива их взаимодействия состоит в том, что гос-во все более будет становиться подконтрольным гражд. обществу, а общество — все более гос-но-мыслящим, т.е. таким, которое не только формирует свои интересы, но и становится ориентированным на конструктивное взаимодействие с государством. Открытость — одно из направлений преодоления отчуждения гос-ва от общества. Важным условием сущ-ния открытого гос-ва является прозрачность орг-ции и деят-ти бюрокр. аппарата, его профессиональная и эффективная работа. Между тем, в конце 90-х годов только 25% чиновников поддерживали и считали актуальной «идею отзывчивой, повернутой к нуждам граждан, модели организации госслужбы». В этой связи нуждается в переработке и ФЗ об основах гос. службы в РФ в части обеспечения «открытости» органов исп. власти.
Как известно, во второй половине 90-х годов в России сложилась весьма далекая от демокр. конституц. принципов так называемая кланово-олигархическая система, для которой характерны: параллельное сущ-ние формальных конституционно-юрид. и фактических (зачастую теневых) институтов власти и управления; контроль кланов и олигархов над основными ресурсами власти, включая СМИ; неэф-ть суд. и правоохр. систем; отсутствие действенного и фин.-обеспеченного местного самоупр-я; эрозия ряда избирательных процедур, избирательных прав и свобод граждан, трансформация представительной демократии в управляемую . Проводимые с начала 2000 г. новые государственно-общественные реформы во многом направлены на устранение искаженно-теневых институтов и процедур политической системы и общества. Решающую роль в этих усилиях может сыграть создание открытого государства на основе установления прямого и конструктивного диалога в реализации договоренностей общества и политической власти в рамках Конституции.
Правовое государство — это государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.
Иначе, правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Суть идеи правового государства:
- установление верховенства права;
- ограничение власти (силы) государства правом;
- обеспечение прав и свобод человека.
Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.
Правовое государство — это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.
Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства.
Основные признаки правового государства:
- Верховенство закона.
- Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
- Равенство всех перед законом.
- Разделение властей.
- Независимость суда.
Некоторые ученые выделяют также:
- Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам.
- Приоритет международного права
Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» — важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, составляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.
Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.
Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, — ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению — ст. 22 и др.).
Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.
В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должностные лица — от главы государства до рядового чиновника — обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, гражданскую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.
Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции многих государств.
В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».
Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов, которые могут включать:
- верховенство парламента в законодательной сфере;
- демократический контроль за использованием армии за рубежом и внутри страны;
- невмешательство государства в работу средств массовой информации;
- законность методов деятельности органов контрразведки;
- гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.
Разумеется, для всех соответствующих действий органов исполнительной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.