Основной закон в ФРГ

ТЕМА: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГЕРМАНИИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Ö 1. Общая характеристика Основного Закона Германии

Ö 2. Правовой статус личности

Ö 3. Государственное устройство

Ö 4. Политическая система

Ö 5. Система органов государственной власти

Ö 6. МСУ и МУ

7. Силовые структуры

Общая характеристика Основного Закона Германии

Германия – одно из крупнейших и развитых государств мира, отличающихся значительным естественно-географическим, экономическим и политическим потенциалом.

Конституция ФРГ, выработанная в 1948-1949 гг. только для Западной Германии, т.е. для государства на территории трех западных оккупационных зон, в 1990 г. стала Основным Законом для всей Германии.

Правовой фун­дамент современного немецкого общества и государства состав­ляет Основной Закон ФРГ 1949 г., действие которого с 3 октяб­ря 1990 г. распространяется на территорию бывшей ГДР (согласно Договору о восстановлении единства Германии 1990 г. и введенному на его основе абз. 2 ст. 143 Основного Закона ФРГ при регулировании некоторых сфер жизни восточно-германских граждан до 31 декабря 1995 г. продолжали действовать нормы права бывшей ГДР).

В содержании Основного Закона нашли отражение некото­рые черты классического немецкого государственного права, общие и особен­ные интересы основных социально-политических сил Западной Германии в первые послевоенные годы, сочетавшиеся со стрем­лением преодолеть негативные последствия нацистского тотали­таризма и не допустить его возрождения. И по форме, и по содержанию он отражает германскую правовую доктрину и практику, особенно внимательно учтен опыт Веймара. Задуманный как вре­менная конституция Основной Закон все же должен был отве­чать на запросы динамичной социально-экономической, внутриполитической и международной жизни. Это обусловило изме­нения его первоначального текста.

Основной закон – это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествую­щим конституционным развитием.

До восстановления единства Германии в Основной Закон на основании 35 Федеральных законов было внесено 115 изме­нений и дополнений, в результате которых из 146 статей перво­начального текста конституции полностью или частично отме­нены, дополнены и изменены 70 статей, введены три новых раз­дела и более 30 новых статей. Большая часть изменений и до­полнений вызваны проведением реформ в области военного де­ла, финансов и регулирования чрезвычайного положения.

Восстановление единства Германии в 1990 г. и усиление по­литико-экономической интеграции европейских государств в рамках Европейского союза, где Германия играет активную роль, активизировало деятельность по изменению Основного Закона. С сентября 1990 до начала 1995 г. в текст конституции внесено около 50 изменений и дополнений, в том числе одна статья (ст. 23) отменена, введено 12 новых и существенно дополнены многие действовавшие статьи.

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов, причем три раздела (IVa, VIIIa, Xa) были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному Закону.

Преамбула Основного закона содержит положение о том, что учредителем его является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением слу­жить всеобщему миру. Далее в Преамбуле констатируется, что немцы в землях (дается полный список немецких земель) на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии.

Раздел первый Основного закона носит наименование «Ос­новные права». Это подчеркивает основополагающий характер данного института. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти. Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Второй раздел «Федерация и земли» содержит закрепление основ конституционного строя ФРГ, в нем дается конституционная характеристика Германского государства, определяются принципы взаимоотношений федерации и земель, закрепляется право на местное самоуправление, а также конституционные основы германской вне политики и участие ФРГ в развитии Европейского Союза. Разделы III-VI посвящены организации и деятельности федеральных органов (Бундестагу, Бундесрату, Федеральному президенту, Федеральному правительству). Введенная позднее глава IVa регламентирует статус Совместного комитета. В отдельных разделах регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и земель (разделы VII, VIII, VIIIa). Раздел IX посвящен судебной власти. Здесь определяется организация судебной власти и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ. Важное значение имеет раздел X, именуемый как «финансовая конституция». Здесь содержится подробное регулирование финансовых отношений между Федерацией и землями, а также доходов и расходов Федерации. Раздел Ха содержит регламентацию мер на случай состояния обороны. Наконец, последний, XI раздел «Переходные и заключительные положения» устанавливает положения, касающиеся возможности обладания гражданством ФРГ, некоторые вопросы изменения территориального деления страны, действия правовых норм, принятых до вступления в силу Основного закона, и некоторые другие.

Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и гражданина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, политический плюрализм и др.

По форме правления ФРГ является парламентарной республикой. Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства».

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как демократического и социального правового федеративного государства.

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внешнеполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов и предпринимаемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению агрессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы (ч. 1 ст.26). Часть 2 этой же статьи содержит важное дополнение: «Оружие, предназначенное для ведения войны, может изготовляться, ввозиться и поступать в оборот только с разрешения Федерального правительства».

Новая редакция ст. 23 касается участия ФРГ в объединенной Европе. Подчеркивается, что участие ФРГ в объединенной Европе базируется на общности принципов демократии, правовой социальной государственности. Германское государство может путем издания федерального закона, требующего одобрения Бундесрата, передавать Европейскому Союзу свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Европейского Союза Федеральное правительство должно незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. Федеральное правительство до начала своего участия в принятии правовых актов Европейского Союза обязано предоставить Бундестагу возможность дать по ним заключение. На ведущихся переговорах Федеральное правительство должно учитывать заключение Бундестага. Если затрагиваются интересы земель или вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель, учитывается заключение Бундесрата. Последний может назначить своего представителя.

По способу изменения конституция Германии относится к числу жестких. Согласно ее ст. 79 изменения должны быть одоб­рены большинством в две трети обеими палатами парламента. За время своего существования конституция подверглась многочис­ленным изменениям. Одна из причин такого частого внесения поправок – относительная простота их внесения, которая не может сравниться с соответствующими процедурами в других странах Европейского союза (Франция, Испания, Дания, Греция и др.), обычно предусматривающими процедуру предложения и ратификации поправок.

Изменение Основного Закона, которое касается деления страны на земли, принципов сотрудничества земель в законода­тельстве государства или основных принципов, установленных ст. 1 и 20, является недопустимым.

К основополагающим элементам демократического и госу­дарственно-правового строя Основного Закона принадлежит, прежде всего, большинство основных прав, определяющих в зна­чительной мере материальное содержание конституционного строя, и основной принцип разделения властей как действую­щий организационный принцип конституции.

Материальную основу конституции образуют все те предпо­сылки (содержательного и процессуального характера) демокра­тического строя Основного Закона, которые наряду с основными правами гарантируют признание власти большинством народа, равные шансы и защиту меньшинства, свободное и открытое политическое развитие демократии. К ним относятся: периоди­ческое узаконение органов политического руководства и форми­рования воли, принципы избирательного права, сотрудничество партий при формировании политической воли, принцип много­партийности, свобода создания и равенство возможностей поли­тических партий, парламентский контроль и право на парла­ментскую оппозицию, а также бюджетные прерогативы парла­мента. Равным образом не подлежат конституционному измене­нию основы государственно-правового строя Основного Закона, в особенности верность всех государственных властей конститу­ционному строю, верность исполнительной и судебной власти закону и праву (ст. 20), принципы права, которые гарантируют государственно-правовой строй, и принцип социального госу­дарства.

Основной Закон провозглашает открытую многопартийную систему (абз. 1 ст. 21) и тем самым создает пространство для различных модификаций много-партийной системы. Партийная система Германии характеризуется следующим:

ü конституционно-правовой статус политических партий явля­ется условием, а не следствием их деятельности в процессе по­литического волеобразования;

ü свобода политических партий охватывает вопросы внешней независимости и свободы внутри партии;

ü если функция политических партий в системе свободного политического процесса демократии обусловливает конституци­онно-правовое положение свободы, то принцип равенства шан­сов – статус равенства политических партий;

ü если статус партий не может быть идентичен статусу государст­венного органа, то это не означает того, что правовое положение партий не отличается от правового положения частных союзов;

ü во избежание подчинения партий анонимным финансовым си­лам положения абз, 1 ст. 21 предписывают необходимость публич­ной отчетности партии по вопросам источников их доходов;

ü трудности, постоянно возрастающие в процессе получения средств для деятельности партий, поставили вопрос об опосредованном или непосредственном финансировании партии из го­сударственного бюджета.

Для того чтобы функционировать в соответствии с нормами и принципами конституции, парламентарная демократия нужда­ется в деятельности политических партий. Основной Закон ФРГ настоятельно подчеркивает роль политических партий в качестве интегрирующего элемента демократического строя. Он наделяет их определенными функциями и закрепляет правовые основы партийной системы; детализацию этих положений он перепору­чает (абз. 3 ст. 21) законодателю, во исполнение воли которого 24 июля 1967 г. был принят Закон о партиях.

Охрану конституции осуществляет Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС проверяет законы на предмет их фор­мального и материального соответствия конституции. Предварительная проверка конституционности законопроектов недопусти­ма. Правовой основой организации и деятельности ФКС являются нормы Основного закона (ст. 92, 93, 94) и Федерального закона о Конституционном суде 1951 г. (с последующими поправками и дополнениями).

Согласно конституции ФКС является одной из составных частей судебной власти (ст. 92). Как судебный орган ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защи­щать свои права в устном состязательном процессе.

ФКС состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Трое из восьми судей в каждом сенате должны быть избраны из числа судей пяти высших Федеральных судов. Пять других членов в каждом из сенатов избираются из числа лиц не моложе 40 лет, обладающих пассивным избирательным правом для выборов в Бундестаг и имеющих профессиональное образование, дающее возможность осуществлять функции судьи. Должность судьи ФКС несовместима с депутатским мандатом в Бундестаге или членством Бундесрате, с занятием должности в Правительстве, равно как в соответствующих органах земель.

Судьи избираются в равной пропорции Бундестагом и Бундесратом, однако если выборы в Бундесрате являются прямыми, то в Бундестаге – косвенными: судьи избираются специальной коллегией выборщиков, избранной Бундестагом на основе пропорционального представительства (сообразно численности партийных фракций) и состоящей из 12 членов. В обоих органах для избрания судьи необходимо большинство в две трети голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются поочередно то Бундестагом, то Бундесратом.

Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Срок полномочий судей ФКС – 12 лет, предельный срок пребывания в должности – 68 лет.

Полномочия Федерального конституционного суда весьма обширны:

1. ФКС рассматривает конституционно-правовые конфликты между Федерацией и землями или между различными землям; в случаях расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель. При этом в ФКС можно обращаться только после решения Бундесрата о нарушении землей права и только оспаривая это решение.

2. ФКС рассматривает споры по вопросам толкования положений Основного закона об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа (Бундестага, Бундесрата, Правительства, Федерального президента) или другого участника конфликта, наделенного Основным законом или регламентом верховного федерального органа собственными правами.

3. ФКС осуществляет «абстрактный» и «конкретный» контроль правовых норм. При «абстрактном» контроле ФКС должен по предложению Федерального правительства, земельного правительства или одной трети членов Бундестага принять решение по вопросу о согласованности федерального или земельного права с Основным законом по форме и содержанию (если на этот счет существует расхождение мнений или сомнение) либо о совместимости земельного права с федеральным правом.

«Конкретный» контроль норм ФКС осуществляет по запросам судов. Если суд считает антиконституционным закон, от действия которого зависит принимаемое им решение, то он должен приостановить процесс и направить запрос в Конституционный суд.

Если ФКС в процессе «абстрактного» или «конкретного» контроля правовых норм приходит к убеждению, что контролируемая норма несовместима с конституцией, то он объявляет эту норму недействующей. Это решение имеет силу закона.

4. ФКС рассматривает конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав.

5. ФКС выносит решения о лишении основных прав тех граж­дан, которые используют их против свободного демократического порядка; об антиконституционности, т. е. о запрете политических партий и других объединений; об освобождении от должности Президента в связи с обвинением, представленным Бундестагом и Бундесратом, о перемещении или увольнении судей, нарушив­ших свои служебные обязанности.

6. ФКС рассматривает жалобы на решения Бундестага о про­верке правильности выборов, порядка проведения референдума или народного опроса.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

Федеративная Республика Германия

  1. Общая характеристика Конституции Германии.
  2. Основы конституционного статуса человека в ФРГ.
  3. Особенности германского федерализма.
  4. Бундестаг и бундесрат.
  5. Федеральный президент и Федеральное правительство.
  6. Суд и местные органы Германии.

1. Общая характеристика Конституции Германии.

Послевоенная Германия оказалась расколотой на западную и восточную части. Решение об образовании Федеративной Республики Германии (ФРГ) как самостоятельного государства (что фактически означало расчленение Германии) было принято в 1948 г. на Лондонской конференции шести стран — США, Великобритании, Франции, Бельгии Нидерландов, Люксембурга. Военные губернаторы США, Англии и Франции в оккупационных зонах Западной Германии уполномочили премьер-министров правительств германских земель разработать законопроект будущей конституции ФРГ (Основной закон вступил в силу 23 мая 1949 г.). Первоначальный проект Основного закона ФРГ разрабатывался конституционной комиссией, образованной в 1948 г. премьер-министрами земель (которых уполномочили военные губернаторы западных держав). Комиссия, подготовив проект, передала его Парламентскому совету — органу, состоявшему из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, расположенных в Западной Германии, и пяти представителей Западного Берлина с совещательным голосом. Парламентский Совет заседал в Бонне под контролем военных губернаторов оккупационных зон. В начале мая 1949 г. Парламентский совет окончательно принял Основной закон и передал его для ратификации в ландтаги земель. Одобрение земельными парламентами прошло в период с 18 по 21 мая 1949 г. Только ландтаг Баварии отверг этот конституционный акт, сочтя его чрезмерно централистским.

Юридической основой объединения Германии в 1990 г. послужил многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, заключенный ФРГ, ГДР, СССР, США, Великобританией и Францией. ГДР не присоединялась к ФРГ, но на территории ГДР были образованы земли, которые вошли в состав ФРГ. С 3 октября 1990 г. действие Основного закона ФРГ распространилось и на территорию бывшей ГДР.

Первоначально Основной закон задумывался как временный конституционный акт, который должен прекратить свое действие «в день, когда вступит в силу Конституция, принятая свободным волеизъявлением немецкого народа» (ст. 146 Основного закона), т.е. после объединения. Собственно говоря, даже название «Основной закон» было использовано для того, чтобы не путать его с Конституцией. Однако созданная Бундестагом и Бундесратом уже после объединения Германии комиссия для рассмотрения вопроса об общегерманской конституции, проработав с 1990 по 1993 г., пришла к выводу, что вполне достаточно внести изменения в действующий Основной закон. Так временный конституционный акт превратился, по сути, в бессрочный.

Основной Закон практически начинается с регулирования прав и свобод, раздел об основных правах идет сразу же после Преамбулы. Вообще расположение норм, посвященных правам и свободам граждан, в начале конституций является одной из характерных черт основных законов, принятых после Второй мировой войны. Но для Германии такой подход к правам человека был связан, очевидно, со стремлением преодолеть нацистское наследие.

Стремление преодолеть нацистское прошлое проявилось также в статьях Основного закона, осуждающих агрессивную войну, провозглашающих верховенство международного права и предусматривающих возможность передачи законодательным путем суверенных прав Федерации международным учреждениям ради обеспечения мира и коллективной безопасности. В частности, в п. 1 ст. 26 говорится, что «действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов и предпринимаемые с этой целью, в частности, для подготовки агрессивной войны, являются противоконституционными». Статья 25 гласит: «Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». А в п. 2 ст. 24 провозглашается, что Федерация «соглашается на такие ограничения своих суверенных прав, которые должны привести к установлению и обеспечению мирного и устойчивого порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира».

Следует отметить, что одной из характерных черт Основного закона является довольно хорошая юридическая проработка различных его положений. Вместе с тем многие статьи содержат отсылки к закону, который должен подробнее урегулировать те или иные отношения, нашедшие закрепление в общем виде в Основном законе.

В ФРГ установлена федеративная парламентарная республика, что, естественно, нашло отражение в конституционном тексте. Закреплен ряд фундаментальных принципов: принцип правового государства, принцип разделения власти (в варианте, характерном для парламентарной республики) и др. В Основной закон было внесено много поправок и дополненений, что существенно изменило содержание ряда статей и даже целых разделов. Это также составляет одну из важных характерных черт современного Основного закона.

Основной закон относится к «жестким» конституциям: для внесения поправок в него требуется, чтобы за закон об изменениях и (или) дополнениях проголосовало 2/3 депутатов Бундестага и 2/3 членов Бундесрата. На практике за 60-летнюю историю Основного закона в него было внесено более полутора сотен поправок, в результате чего в тексте появились три новых раздела, более четырех десятков новых статей, полностью или частично отменены, дополнены или изменены порядка 80 статей (некоторые из статей пересматривались по нескольку раз). Если принять во внимание, что первоначальный текст включал 146 статей, то масштабность конституционного пересмотра (хотя и растянутого во времени) не может не броситься в глаза.

В ФРГ создан специализированный судебный орган конституционного контроля — Федеральный конституционный суд. В его первом и втором сенатах конституционное правосудие осуществляют 16 судей, избираемых в равной доле депутатами Бундестага и членами Бундесрата сроком на 12 лет. Конституционный суд приступил к работе в 1951 г. К компетенции Федерального конституционного суда относятся толкование Основного закона, проверка конституционности законов и иных нормативных актов, рассмотрение споров между федерацией и землями, между землями, рассмотрение индивидуальных жалоб граждан, которые полагают, что нарушены их конституционные права, рассмотрение жалоб общин или объединений общин, которые считают, что нарушены их конституционные права на самоуправление, рассмотрение дел о конституционности партий и некоторые другие полномочия (всего 18 типовых случаев). Диапазон решений Федерального конституционного суда весьма широк: в той или иной степени они касаются социальных и экономических вопросов, гражданского и уголовного права, военной политики и международных отношений, гражданства и многих других проблем. Всего Федеральным конституционным судом рассмотрено около 90 тыс. дел. Учитывая, что Конституционный суд может рассматривать запросы о толковании норм Основного акона и в то же время вправе выносить решения по жалобам граждан и общин, ясно, что он осуществляет как абстрактный, так и конкретный контроль за конституционностью актов.

2. Основы конституционного статуса человека в ФРГ .

Гражданство.
Задолго до объединения Германии в ФРГ была принята концепция, согласно которой гражданами ФРГ являются как граждане Западной Германии, так и граждане ГДР. В силу этого объединение Германии не принесло каких-либо серьезных проблем с установлением гражданства. При определении гражданства лица по рождению применяются в сочетании право (принцип) крови и право (принцип) почвы, что в целом характерно для абсолютного большинства современных государств. Гражданство ФРГ можно приобрести, в частности, путем натурализации. Для немцев, поселившихся на законных основаниях в ФРГ, но проживавших и даже родившихся за пределами ФРГ от родителей-немцев, являвшихся гражданами других государств, создаются условия упрощенного приобретения гражданства ФРГ.

Основной закон (ст. 16) устанавливает, что никого нельзя лишить германского гражданства. Вместе с тем допускается, что «утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства». Согласно Основному закону ни один немец не может быть выдан иностранному государству.

Общие принципы правового положения человека.
Основной закон открывается разделом, посвященным основным правам. Правда, некоторые права встречаются и в других разделах. Например, в разделе II («Федерация и земли») закреплены некоторые политические права (в частности, права, связанные с созданием и деятельностью политических партий).

В Основном законе содержится положение о равноправии всех людей в самом общем виде. Указывается также, что «никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам пола, происхождения, расы, языка, места рождения и родства, вероисповедания, религиозных или политических взглядов» (п. 3 ст. 3). Вместе с тем закрепляется равноправие мужчины и женщины (п. 2 ст. 3). Поправкой 1994 г. в Основной закон были включены некоторые обязанности государства по обеспечению такого равноправия: «Государство содействует фактическому осуществлению равноправия женщин и мужчин и принимает меры по устранению существующих недостатков». Федеративное государственное устройство предопределило внесение в Основной закон положения о том, что каждый немец в каждой земле имеет равные гражданские права и обязанности (п. 1 ст. 33).

Основной закон содержит достаточно много оговорок, предусматривающих возможность ограничения прав и свобод граждан, что связывается с необходимостью защиты основ демократии и конституционного строя. В то же время запрещается устанавливать законом ограничения прав для каждого отдельного случая. Закон, ограничивающий основные права, согласно Основному закону должен носить общий характер. Основной закон предусматривает, что каждый, кто использует свободу выражения мнений, свободу объединения и т. п. для борьбы против основ свободного демократического строя, утрачивает эти основные права. Установление факта и пределов утраты указанных прав возлагается на Федеральный конституционный суд.

В качестве общего принципа в Основном законе устанавливается, что каждый имеет право на свободное развитие своей личности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон. Примечательно, что Основной закон предусматривает распространение основных прав на юридические лица ФРГ, поскольку эти права по существу могут быть к ним применимы. Основной закон предусматривает для всех лиц право на судебную защиту основных прав.

Политические права.
Основной закон закрепляет активное и пассивное избирательное право граждан. Активное избирательное право, т.е. право избирать, имеют граждане, достигшие 18 лет. Правом быть избранными (т.е. пассивным избирательным правом) в Бундестаг обладают граждане, достигшие, как сказано в Основном законе, «возраста гражданского совершеннолетия». В настоящее время этот возраст также составляет 18 лет. Пассивное избирательное право для кандидатов на должность Федерального президента наступает с 40 лет.

Близко к выборам по форме осуществления право граждан на участие в референдуме. Граждане также вправе участвовать в народной инициативе, под которой понимается выдвижение законопроекта группой избирателей, собравших под законопроектом установленное законом количество подписей. К политическим правам также относятся право на подачу индивидуальных и коллективных петиций (просьб или жалоб) в любые государственные и иные публично-властные органы, право на доступ к государственной службе (равный для всех граждан), свобода слова, собраний (мирно и без оружия), право объединения (в том числе в профессиональные союзы и политические партии), свобода выражения своего мнения (устно и письменно при помощи различных технических средств) и некоторые другие права. К примеру, п. 4 ст. 20 указывает, что все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить конституционный строй силой, если иные средства не могут быть использованы.

Для иностранцев предусмотрено право политического убежища.

Личные права.
Основной закон закрепляет сравнительно широкий круг личных прав и свобод. Собственно, в ст. 1 говорится, что «достоинство человека неприкосновенно, а «уважать и защищать его — обязанность всякой государственной власти». В ФРГ согласно Основному закону каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Смертная казнь отменяется (ст. 102). Имеются гарантии от необоснованных арестов, но они в основном закреплены в текущем законодательстве, фиксированы неприкосновенность жилища, тайна переписки, а равно почтовой, телеграфной и иной электросвязи, свобода передвижения. К личным правам относится также свобода вероисповедания (т. е. право выбора религии самим человеком), закрепленная основным законом. Со свободой вероисповедания связано право гражданина на альтернативную военную гражданскую службу, если он по своим религиозным убеждениям не может служить с оружием в руках или приносить присягу.

Другие права.
Закрепляются право собственности и право наследования, хотя и говорится, что пользование собственностью должно служить общему благу, сама собственность обязывает (ст. 14). Основной закон провозглашает право свободного выбора профессии, места работы и учебы, при этом принудительный труд допускается только при лишении свободы по приговору суда. Брак и семья согласно Основному закону находятся под особой защитой государства. Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества.

В целом же перечисленными социально-экономическими правами исчерпывается конституционное регулирование данного вида прав и свобод. Надо отметить, что таким скупым правовым регулированием социально-экономических прав Основной закон ФРГ невыгодно отличается от большинства конституций развитых стран, принятых во второй половине XX в., и даже от ряда конституций германских земель. Правда, этот пробел государственного (конституционного) права ФРГ восполняется положениями Социальной Хартии, которая была разработана в рамках Совета Европы и ратифицирована ФРГ. А нормы международного права являются составной частью германского права и имеют приоритет перед нормами германских законов.

Из прав в области культуры в Основном законе упоминается свобода искусства, науки, исследований и преподавания.

Основные обязанности.
В Основном законе обязанности специально не выделены в каком-либо разделе, однако их можно найти в конституционном тексте. Так, для мужчин с 18 лет вводится обязанность службы в Вооруженных силах в случае призыва, а в случае состояния обороны для службы в военных госпиталях и иных медицинских учреждениях могут быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 55 лет. Для родителей в качестве «первейшей» (как сказано в Основном законе) обязанности (и одновременно права) устанавливаются уход за детьми и воспитание их. Исходя из того что собственность по Основному закону обязывает, можно выделить обязанности собственника. Можно также говорить об обязанности платить налоги (хотя в основном законе прямо об этом не сказано), соблюдать законы, права и законные интересы других лиц.

3. Особенности германского федерализма .

Важное значение имеет разграничение предметов ведения между Федерацией и землями, которых насчитывается в настоящее время 16. За Федерацией закрепляются довольно широкие законодательные полномочия. К исключительному ведению Федерации относится принятие законов по вопросам внешней политики, гражданства, обороны, денежного обращения, таможенного и торгового единства и т. п.

Компетенция между государственными органами Федерации и земель разграничена в соответствии с Основным законом. При этом в сфере конкурирующего законодательства и федеральных рамочных предписаний Федерация законодательствует в случае возникновения необходимости в таком федеральном регулировании (чтобы не нарушить интересы других земель, страны в целом, соблюсти правовое и экономическое единство и т. д.). На долю земель приходится в основном законодательство в сфере образования, культуры, общинного устройства, полицейских дел. В области же управления Федерации принадлежит исключительное право по ограниченному кругу вопросов таможни, Бундесвера, охраны границ и др.), поскольку большинство полномочий — у земель. Они организуют управление в сфере своей исключительной компетенции (школы, планирование в регионе, полиция), при выполнении федеральных законов как своих собственных (при планировании строительства, осуществлении промыслового права, охраны окружающей среды), так и при прямом поручении Федерации выполнять федеральное право (строительство федеральных автострад, к примеру).

Практика федеративных отношений ФРГ за последние 50 лет выявила устойчивую тенденцию к централизации. При этом Федерация все больше распространяет свои законодательные и регламентирующие полномочия, в то время как исполнение нормативных предписаний остается за землями. Правда, наложение со стороны федерации на земли и общины дополнительных обязанностей, требующих повышения бремени расходов, обусловлено передачей соответственно землям или общинам необходимых финансовых средств из федерального бюджета. Вместе с тем в настоящее время никто не ставит под сомнение само федеративное устройство. Со второй половины 1960-в ФРГ проводится политика кооперативного федерализма. В ходе данной политики основное внимание сконцентрировано на развитии горизонтальных (между землями) и вертикальных (между федерацией и землями) сотрудничества и самокоординации. Одним из инструментов кооперативного федерализма является осуществление федерацией на основе специального закона перераспределения средств между землями. Кроме того, в рамках кооперативного федерализма развиваются различные формы сотрудничества и согласования политики (например, серьезную роль играют постоянные конференции премьер-министров земель, министров культуры земель).

4. Бундестаг и бундесрат.

Бундестаг в составе 656 депутатов избирается на четырехлетний срок на основе довольно сложной избирательной системы: половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования, а другая — по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Для допуска партии к участию в распределении депутатских мандатов по земельным спискам существует требование получить не менее 5% от числа всех голосующих по стране, по избирательным округам — избрать не менее трех депутатов. Состав Бундестага в результате подсчета голосов по отдельным избирательным округам и земельным спискам почти соответствует соотношению голосов, полученных отдельными партиями. Если какая-либо партия получила в избирательных округах больше прямых мандатов, чем это ей положено по ее доле голосов, то она сохраняет за собой эти «сверхмандаты». Именно для таких случаев законом предусмотрено увеличение (более 656) количества мандатов в Бундестаге. В результате выборов в Бундестаг в 1994 г. в его составе было, например, 672 депутата.

Пересчет количества голосов в количество мест ведется по методу немецкого математика Нимайера и заключается в следующем. Количество мест, получаемое данной партией, равно произведению общего количества распределяемых мест на отношение количества «вторых» голосов, полученных данной партией, к общему количеству «вторых» присланных голосов до истечения дня выборов, определяет председатель окружной избирательной комиссии. Бундестаг имеет председателя, свое бюро, комиссии, депутатские фракции. Для создания депутатской фракции имеются количественные ограничения. В ФРГ фракциями согласно Регламенту Бундестага признаются объединения депутатов, составляющие не менее 5% общего числа парламентариев, что составляет не менее 25 человек, а при увеличении численности Бундестага — и более. Законодательная процедура начинается в Бундестаге: любой законопроект, прежде чем стать законом, должен получить одобрение в Бундестаге. Исключение составляют лишь законопроекты о бюджете, поступающие одновременно и в Бундесрат. Бундестаг (наравне с Бундесратом) утверждает бюджетный план, а также отчеты правительства по его исполнению. Формально сохраняется право увольнять правительство в отставку, однако практически оно не применяется.

Бундесрат, как явствует из ст. 50 Конституции, создан для участия земель в законодательстве и управлении Федерацией, т.е. должен выражать интересы ее субъектов. Бундесрат включает членов правительств земель, каждая из которых делегирует в него столько членов, сколько она имеет в ней голосов. Количество последних определяется численностью населения каждой конкретной земли (земли с населением менее 2 млн человек обладают тремя голосами, от 2 до 6 млн — четырьмя, более 6 млн человек — пятью). Соответственно, численный состав Бундесрата (65 членов) меньше, чем количество депутатов в Бундестаге. Его отличительной чертой является принцип согласованной подачи голосов: голоса представителей земель подаются как один голос. Члены Бундесрата имеют императивный мандат: земельные правительства указывают своим представителям, как тем голосовать в конкретном случае. Правительства земель вправе отозвать назначенных ими членов Бундесрата. Законодательные полномочия Бундесрата (впрочем, как и Бундестага) ограничены. Так, ст. 113 Конституции устанавливает требование, по которому законы, ведущие к увеличению бюджетных расходов или допускающие его в будущем, должны приниматься лишь с согласия федерального правительства.

5. Федеральный президент и Федеральное правительство.

Главой ФРГ согласно Конституции является Федеральный президент, которого избирает на пятилетний срок специально созываемое Федеральное собрание. В целом права президента выходят за рамки прав главы парламентарной республики. Большинство актов президента требуют обязательной контрассигнации Федерального канцлера либо соответствующего министра. Исключением в данном случае служат предложение президентом кандидатуры канцлера, его назначение, решение, обязывающее канцлера и федеральных министров продолжать ведение дел, а также личное право президента отказаться от своей должности.

Вместе с тем полномочия президента весьма широки. Он может участвовать в заседаниях правительства, промульгирует законы, распускает Бундестаг по предложению канцлера, если тот остался в меньшинстве, либо по собственной инициативе, если ни один из кандидатов на пост главы правительства не собрал требуемого большинства голосов, предлагает кандидатуру канцлера. Особенно высока роль президента в случае отсутствия в Бундестаге абсолютного большинства мест у одной из политических партий. По представлению федерального правительства и с согласия Бундесрата президент может объявить состояние законодательной необходимости, во время которого федеральные законы могут приниматься минуя Бундестаг. При этом президент не несет политической ответственности за свои действия.

Центральное место в системе федеральных органов власти ФРГ занимает федеральное правительство, состоящее из канцлера и министров. На правительство возложены обязанности руководства страной, однако практически оно выполняет все государственные функции. Канцлер, единственный из членов правительства, избирается большинством голосов Бундестага. Его кандидатура предлагается президентом, инициатива Бундестага в этом вопросе весьма ограничена. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера (так называемый конструктивный вотум недоверия). Канцлер несет ответственность перед Бундестагом, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Фактически именно канцлер назначает и увольняет министров, число которых не ограничено Конституцией, упоминающей лишь министров финансов, обороны и иностранных дел. Утверждение министров, как и их увольнение, производится федеральным президентом. Федеральное правительство имеет право издавать постановления в целях исполнения федеральных законов, а также общих административных предписаний. Кроме того, оно обладает правом предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости, устраняя тем самым Бундестаг от принятия законов (ст. 81).

6. Суд и местные органы Германии.

Судопроизводство федерации ограничено деятельностью Федерального конституционного суда, Федеральной общей судебной палаты, Федерального административного суда, Федеральной финансовой палаты, Федерального суда по трудовым спорам, Федерального суда по социальным вопросам. Остальные суды отнесены к судам земель. Так, рассмотрение гражданских и уголовных дел в землях осуществляют высшие суды земель (от одного до четырех в каждой земле), суды земель первой и второй инстанции, участковые суды (в западных землях в начале 1990-х гг. работало соответственно 92 и 557 таких судов). В то же время упомянутые федеральные суды (кроме Федерального конституционного суда в отношениях с органами конституционного контроля земель) выступают в качестве судов высшей инстанции для соответствующих земельных судов.

Федеральные земли имеют собственные конституции, соответствующие основополагающим принципам Основного закона страны, но не требующие утверждения федерацией, а также свою систему органов государственной власти, управления и правосудия. На выборах в ландтаги при использовании пропорциональной избирательной системы заградительный барьер составляет в большинстве земель, так же как и на федеральные выборах, 5%, и только в земле Рейнланд-Пфальц установлена оговорка в 3,3%. При этом в шести землях предусмотрена возможность досрочного роспуска ландтага в результате голосования избирателей. К этим землям относятся: Бавария, Баден-Вюртемберг, Берлин, Бремен, Бранденбург, Рейнланд-Пфальц. Правда, на практике известна только одна попытка использования такой возможности: в 1971 был проведен соответствующий референдум в земле Рейнланд-Пфальц, однако парламент не был распущен, поскольку в референдуме приняло участие 16% избирателей, а законодательство этой земли предусматривает, что решение о досрочном прекращении полномочий ландтага может быть принято большинством гососов лиц, имеющих право голоса.

В землях существуют однопалатный парламент (лишь в Баварии — двухпалатный), формируемое им правительство, премьер-министр как глава исполнительной власти и глава земли, общие высшие суды и суды первой и второй инстанции, суды земель по трудовым, социальным, финансовым и административным делам, а также конституционный суд либо иной орган конституционного контроля (лишь в Шлезвиг-Гольштейне функции контроля за соблюдением Конституции земли 1990 г. осуществляет Федеральный конституционный суд). Государственные органы земель имеют свой круг полномочий. Они имеют самостоятельный бюджет, право заключать государственные договоры друг с другом и согласованные с центром договоры по экономическим и культурным вопросам с иностранными государствами. Все земли равны во взаимоотношениях с федерацией. Их интересы представлены на федеральном уровне пропорционально численности населения голосами министров правительств земель в Бундесрате. В некоторых землях (Берлин, Северная Вестфалия, Рейланд-Пфальц, Нижняя Саксония) избиратели своим голосованием могут отменять в целом или частично вступившие в силу земельные законы (народное вето). Так, в Берлине закон считается отмененным, если за это проголосовало большинство принявших участие в голосовании, при условии что против закона выступило не менее 30% от общего числа граждан, имеющих право голоса. В Нижней Саксонии решение об отмене закона принимается большинством избирателей, имеющих право голоса.

Регулирование местного самоуправления и управления относится в основном к ведению земель. Общины выступают на своей территории исключительными обладателями всех полномочий местного публичного управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности. За исключением случаев, решение по которым возложено на другие ведомства, общины могут решать любую задачу публичной власти. Тем же статусом в рамках Законодательной компетенции обладают объединения общин. Самостоятельное управление своими делами общинами и их объединениями гарантируется государством (так, например, сказано в ст. 137 Конституции земли Гессен, но аналогичные положения есть и в конституциях других земель). Вместе с тем на них могут быть возложены законом или постановлением государственные задачи, которые те должны решать в соответствии с поступающими указаниями. Государство обязано обеспечивать общинам, а также их объединениям получение денежных средств, необходимых для выполнения ими как их собственных, так и возложенных на них государством задач, на основе баланса финансовых затрат. При этом государство предоставляет в распоряжение общин в интересах их независимой публичной деятельности источники доходов, которыми те распоряжаются на принципах собственной ответственности.

Предыдущая лекция

На главную

Следующая лекция

Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. является четвертой в истории Германии конституцией; его предшественниками были имперские конституции 1849 г., 1871 г., 1919 г., Веймарская конституция; последняя провозглашала Германию республикой. Ныне действующий основной закон был принят Парламентским советом. В его состав входили 65 депутатов, которые представляли в то время все политические партии и были избраны ландтагами западногерманских земель; в качестве гостей в состав Совета входило 5 представителей от Берлина; председателем Совета был К.Аденауэр.

12 мая он был санкционирован военными губернаторами, а в период с 16 по 22 мая — ландтагами земель, за исключением Баварии. Основной закон состоит из краткой преамбулы и 14 разделов (три из которых были включены дополнительно уже в период его действия), 146 статей.

Раздел I Основного закона посвящен основным правам. Это довольно примечательная его особенность. Ведь, как правило, конституции начинаются с общих характеристик государства, а в Основном законе такие характеристики содержатся лишь в разд. II «Федерация и земли», в котором регулируются не только отношения между Федерацией и ее субъектами, но также основы политического строя. Последующие разделы, кроме самого последнего, регулируют государственную организацию Федерации.

По форме правления Германия представляет собой парламентарную республику, учитывая весьма сильную позицию главы Федерального правительства — Федерального канцлера, некоторые немецкие исследователи характеризуют ФРГ как «канцлерскую республику». Республиканский принцип закрепляется в ст. 28, где указано, что «конституционный строй в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства». При характеристике демократического государства конституционный законодатель исходит из представления о том, что народ является носителем государственной власти и её единственным обладателем. Предпочтение при этом отдаётся представительной демократии. Проведение референдумов, осуществление народной инициативы, а также организация народных опросов допускается лишь в связи с изменением территориального устройства Федерации (ст. 29), что резко сужает возможности их практического применения. В качестве примере можно привести референдум в землях Берлин и Бранденбург в 1996 г. по поводу их слияния. Население Берлина высказалось за объединение, однако жители Бранденбурга проголосовали против.

Черты правового государства нашли своё закрепление в таких конституционных принципах, как верховенство конституции и верховенство закона; учреждение независимого суда и запрещение создания чрезвычайных судов; приоритет общепризнанных норм международного права, которые являются составной частью федерального права и непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории Федерации лиц. Согласно ст. 24, Федерация может законом передавать суверенные права межгосударственным учреждениям, а земли в той мере, в какой они компетентны осуществлять государственные полномочия и выполнять государственные задачи, могут с согласия Федерального правительства передавать суверенные права приграничным учреждениям, создаваемым совместно с территориальными единицами сопредельных государств. В целях сохранения мира Федерация может вступать в систему взаимной коллективной безопасности и соглашаться при этом на ограничения своих суверенных прав, ведущие к мирному и прочному порядку в Европе и между народами мира и обеспечивающие его.

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, что пользование ею должно служить общему благу, что земля, её недра, природные богатства, средства производства могут быть обобществлены в различных формах, но только законом. В немецкой литературе сложилась точка зрения, согласно которой социальное государство — это организация, помогающая слабому, стремящаяся повлиять на распределение экономических благ в духе принципов справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.

В политической системе Германии важную роль играют политические партии, которые согласно ст. 21 могут создаваться свободно, для этого не требуется разрешения или уведомления; их назначение — содействовать формированию политической воли народа; внутренняя организация партий определяется ими самими, но должна соответствовать демократическим принципам; партии должны представлять публичный отчёт о своём имуществе, фондах и источниках средств; партии могут быть признаны Федеральным конституционным судом антиконституционными, если стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя, поставить под угрозу существование страны. Более подробно статус партий определяется специальным законом о политических партий 1967 г. с последующими изменениями. В частности, партия утрачивает права партии, если в течение шести лет не выдвигает кандидатов в Бундестаг или ландтаги земель.

Закон об изменении Основного закона нуждается в одобрении 2/3 членов Бундестага и 2/3 голосов Бундесрата. Недопустимо изменение Основного закона, затрагивающее разделение Федерации на земли и сотрудничество земель, принципиальное участие земель в законодательстве, а также принципы, заложенные в ст. 1 и 20. В ст. 1 говорится об обязанности государства уважать и защищать достоинство человека, о приверженности немецкого народа нерушимым и неотчуждаемым правам человека и о том, что конституционные основные права связывают все три ветви власти в качестве непосредственно действующего права. Одно из последних изменений было связано с защитой животных. Германия стала первой страной в Европейском союзе, где защита животных возвышена до конституционного уровня. На практике было принято свыше полутора сотен поправок, в результате чего в тексте появились три новых раздела, более четырёх десятков новых статей, полностью или частично отменены, дополнены или изменены порядка 80 статей (некоторые из статей пересматривались по нескольку раз).

Охрану Основного закона осуществляет Федеральный конституционный суд, обладающий весьма широкой компетенцией.

Структура Основного закона Германии

Как было сказано выше, Основной закон Федеративной Республики Германия принимался как временная Конституция, а потому и не был назван «Конституция». В Преамбуле было указано, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако 40-летний опыт конституционного строительства доказал, что Основной закон был одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии.

Основной закон — это новый юридический документ, сохраняющий, однако, определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием. Основной закон состоит из Преамбулы, 14 разделов (причем три раздела были включены в конституцию позднее, в процессе внесения поправок и дополнений к Основному закону) и 146 статей, а также 2 приложения к Основному закону.

«Основной закон Германии 1949 года к настоящему моменту претерпел около пятидесяти изменения. Он не стал от этого нестабильным — его просто вовремя совершенствовали».

Преамбула содержит положение о том, что учредителем Основного закона является немецкий народ, указывается, что, принимая Основной закон, он руководствовался стремлением служить всеобщему миру.

По способу изменения Основной закон можно отнести к жестким конституциям. Это, однако, не мешало довольно часто изменять его и дополнять. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям и дополнениям свыше 100 статей. Добавлены три новых раздела, включены новые статьи.

Порядок изменения закона и внесения поправок урегулирован в Основном законе. Он устанавливает, что «Основной закон может быть изменен только законом, который специально изменяет или дополняет текст основного закона. Такой закон требует одобрения в 2/3 голосов Бундестага и в 2/3 голосов членов Бундесрата» — ч. 1 и 2 ст. 79.

Структура Основного закона ФРГ:

Преамбула

I. Основные права (ст. 1 — 19)

II. Федерация и земли (ст. 20 — 37)

III. Бундестаг (ст. 38 — 49)

IV. Бундесрат (ст. 50 — 53)

IV-a. Совместный комитет (ст. 53-а)

V. Федеральный президент (ст. 54 — 61)

VI. Федеральное правительство (ст. 62 — 69)

VII. Законодательство Федерации (ст. 70 — 82)

VIII. Исполнение федеральных законов и федеральная администрация (ст. 83 — 91)

VIII-a. Общие задачи (ст. 91-а — 91-b)

IX. Правосудие (ст. 92 — 104)

X. Финансы (ст. 104-a — 115)

Х-а. Состояние обороны (ст. 115-a — 115-l)

XI. Переходные и заключительные положения (ст. 116 — 1146)

Приложение I. Из Германской Конституции от 2 августа 1919 года

Приложение II. Статьи 3 и 41 Договора об объединении Германии

Добавить комментарий