Основные этапы истории древнего государства

Причины возникновения и этапы развития древнеегипетского государства

Название «Египет» дали этой стране греки. Правда, сами жители называли ее Та Кемет, что означает «черная земля». Первые поселения на берегах Нила относятся к VI–IV тыс. до н.э. Это были племена охотников, рыболовов и собирателей, которые в поисках пищи кочевали и осели здесь, однако они еще не умели обрабатывать землю. Образование государства в Древнем Египте было следствием ряда объективных причин.

Во-первых, самые первые государства возникли на берегах Нила в конце IV тыс. до н.э. благодаря богатым природным ресурсам и уникальным возможностям орошаемого земледелия. Ежегодно с июля по ноябрь Нил выходил из берегов и заливал широкую пойму, поднимаясь над обычным уровнем на высоту 10 м. Поперек русла заранее ставили невысокие дамбы и таким образом делили реку на отдельные бассейны, вместе с водой на поля поступал плодородный ил – превосходное естественное удобрение. Благодаря плодородным землям на берегах Нила и воде для их орошения земледельцы получали самый большой на Востоке урожай. «Отец истории», древнегреческий ученый Геродот в V в. до н.э. писал о земледельцах Нижнего Египта:

«Они действительно собирают плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне, они не трудятся над тем, чтобы провести борозды плугом… Сама собой река наводняет и орошает поля, а оросивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю…»

Во-вторых, наряду с природно-климатическими условиями в процессе возникновения государства заметную роль играли социально-экономические факторы: переход от присваивающей экономики к производящей и общественное разделение труда. Удовлетворить растущие потребности численно возрастающего населения (если в VI тыс. до н.э. общая численность охотников и собирателей не превышала нескольких десятков тысяч, то в IV тыс. до н.э. их было уже 5 млн) с помощью охоты и рыболовства было уже нельзя. В IV тыс. до н.э. произошел переход от присваивающей экономики к производящей – к ирригационному земледелию и пастбищному скотоводству. Постепенно общинники научились обрабатывать землю, ухаживать за культурными растениями, рыть каналы, создавать плотины. Возникло имущественное неравенство, что привело к социальному расслоению среди общинников, зарождению классов, появлению рабов и, как следствие, возникновению государства.

В-третьих, процесс образования государства в Древнем Египте был обусловлен в решающей мере влиянием политического неравенства, вызванного разделением груда на управленческий и исполнительский. Это было следствием жизненной необходимости организации и поддержания сложной ирригационной системы земледелия в надлежащем состоянии, а также справедливого распределения собранного урожая зерна. Для организации совместного труда общинников по рытью новых каналов, возведения плотин, регулирующих уровень воды, создавались центры управления в египетских городах и бюрократический аппарат, организующий и контролирующий деятельность общинников по выполнению ирригационных работ. Каждый город объединял вокруг себя небольшую область, которую называли ном, а ее правителя (обычно это был племенной вождь) – номарх. Следовательно, первоначальной формой государственного образования в Древнем Египте был ном (греч. nomos), т.е. город-государство. Номархи регламентировали все жизненно важные стороны жизни города-государства: отдавали приказы о подготовке полей к севу, возведении новых плотин, прокладке каналов и т.д.

В додинастический период (IV–III тыс. до н.э.) в Египте не было централизованного государства, а насчитывалось примерно 40 номов, между которыми велась жестокая борьба за верховную власть над всей страной. В результате ее в конце IV тыс. до н.э. образовалось два крупных государства: одно – на севере со столицей Буто (оно именовалось Нижний Египет), другое – на юге со столицей Иераконноле (Верхний Египет). К 3000 г. до н.э. правитель Верхнего Египта царь Менее из Тинисского нома (в литературе его еще называют Мина) подчинил северные царства и завершил объединение Египта в централизованное государство. Объединение было обусловлено необходимостью создания единой ирригационной системы и стремлением южных номов овладеть выходом к Средиземному морю.

Этапы государственно-правовой истории Древнего Египта

История централизованного древнеегипетского государства – это история борьбы центральной власти (фараона) с региональным сепаратизмом (номархом). Она распадается на пять периодов в соответствии с правящими династиями, которых было тридцать.

Раннее царство (XXX–XXVIII вв. до н.э., правление I и II династий) – это период становления единого централизованного государства. Основателем первой династии царей (фараонов) был Менее. Созданное им централизованное государство представляло собой раннерабовладельческую монархию, в которой сохранялась политическая автономия номархов, огромное значение имели институты общинной демократии (выборные старосты, общинные суды). Верховным собственником земли было государство в лице фараона, который взимал в свою пользу часть доходов со свободного населения общин. Сельские общины фактически владели землей на основе общинного землевладения. Наряду с царским и общинным землевладением существовало храмовое хозяйство, где работали рабы. Во главе государства стоял фараон, власть которого обожествлялась. Однако в этот период она не была сильной, поскольку отсутствовал централизованный государственный аппарат, не было постоянной армии: она состояла из народного ополчения (крестьян, освобожденных от полевых работ) и маленького отряда специально обученных солдат. Лишь успешные завоевательные походы могли продлевать правление того или иного фараона. Основной административно-территориальной единицей древнеегипетского государства также были номы, власть в которых концентрировалась у номархов. Они свободно распоряжались землями своего нома, свозили урожай в государственные амбары, выдавали его населению как зарплату в виде пайков, имели собственное ополчение. Лишь жизненно важные отрасли, как, например, скотоводство, были поставлены под прямой контроль чиновников фараона.

Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н.э., правление III–XI династий) – это период создания сильного централизованного государства восточной деспотии, расцвета хозяйственной и политической жизни Древнего Египта. В данный период были прорыты новые оросительные каналы, стали культивироваться новые культуры: ячмень, пшеница, в том числе полба, лен. Наряду с мотыгой стал применяться примитивный плуг, а в качестве тягловой силы – быки и ослы.

Власть фараонов существенно укрепилась. Номовая знать, группировавшаяся вокруг дворца фараона, превращалась в придворную знать. Происходит становление государства восточной деспотии, где власть фараона была абсолютной и опиралась на разветвленный бюрократический аппарат, организованный в военное, финансовое, судебное ведомства и ведомство орошения и организации общественных работ. Власть фараона легитимизировалась религией. Фараоны провозглашались богами, сыновьями богов, они выполняли функции верховных жрецов. В их руках была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Все важные дела государства осуществлялись по приказам фараона: мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, мероприятия по судоходству, государственное строительство и разработка горных недр. Кроме того, в этот период была создана постоянная армия, чье ядро составляли наемники, главным образом нубийцы, к которым присоединялись ополчения номов.

Отдельные номы сохраняли известную экономическую и политическую самостоятельность. К концу Древнего царства местная рабовладельческая знать усилилась и вступила в борьбу с фараонами. В результате ее централизованное государство вновь распалось на десятки самостоятельных номов, борющихся друг с другом. Царская власть пришла в упадок. Период VII–X династий (2263–2040 гг. до н.э.) вошел в историю древнеегипетского государства как первый переходный период – время многочисленных дворцовых переворотов и распада единого государства на независимые номы.

Среднее царство (XXII–XVIII вв. до н.э., правление XII династии) – период расцвета централизованного государства, смены правящего класса, ослабление власти номархов. Стремление к объединению страны диктовалось расцветом городов, ремесел и торговли, а также необходимостью развития в значительно больших объемах, чем прежде, ирригационной системы в связи с расширением обработки полей. Борьбу за объединение страны вели в этот период два наиболее сильных нома – Гераклеопольский и Фиванский. После упорной борьбы победили Фивы, и первым представителем XII династии, наиболее могущественной династии Среднего царства, стал Аменемхет I (ок. 2000 г. до н.э.). Опираясь на мелких и средних рабовладельцев и зажиточных ремесленников, Аменемхет I ограничил привилегии номархов, а его преемники Аменемхет III и Аменемхет IV лишили их и политической самостоятельности. Фараоны провели грандиозные ирригационные работы. Расширяющиеся торговые связи привели к усилению эксплуатации общинников и ремесленников, продукция которых успешно продавалась.

Произошла смена правящего класса: место титулованной племенной знати заняла служилая знать, военные, мелкие и средние рабовладельцы, зажиточные ремесленники. Из них стал формироваться государственный аппарат. Изменение социальной опоры власти фараона привело к усилению эксплуатации народных масс и их выступлениям. В 1750 г. до н.э. вспыхнуло восстание, в ряде номов власть захватили общинники, требовавшие возвращения отнятых у них земель. Однако восстание было стихийным и потерпело поражение. Именно в это время (1700 г. до н.э.) в страну из Азии вторглись кочевые племена – гиксосы, которые на сто лет установили свое господство в Египте. Время XIII–XVII династий (1785–1580 гг. до н.э.) – период многочисленных волнений бедноты, обернувшихся потерей независимости, вошел в историю древнеегипетского государства как второй переходный период.

Новое царство (1580–1085 гг. до н.э., правление XVIII–XX династий) – эпоха расцвета египетской цивилизации, установления централизованной монархии милитаристского типа, возвышения власти фараона и полного подчинения номархов центру, создания сложного аппарата государственного управления.

Господство иноземцев – гиксосов вызвало восстание египтян, которое возглавил правитель Фив Яхмос I (1584–1559). С его правления начинается период Нового царства. Результатом этой борьбы с гиксосами стало восстановление централизованной раннерабовладельческой монархии военного типа. Фараоны XVIII династии (1580–1345 гг. до н.э.), пришедшие к власти на волне народного движения против иноземцев, не могли облагать население новыми поборами. Финансовые основы своего могущества новые правители видели в завоевательных походах, которые увеличивали число рабов и поступления в казну. Это требовало модернизации армии и, как следствие, превращения военного сословия в главный сегмент правящего класса. Основное ядро войска составляли колесничие, выходцы из знати и тяжеловооруженная пехота. В результате успешных походов были завоеваны Нубия и Сирия.

Еще большей централизации достигло египетское государство при Аменхотепе IV (1424–1400), принявшем имя Эхнатон. Он вел беспощадную борьбу против фиванского жречества и номовой знати, опираясь на мелких и средних землевладельцев. Эта борьба облекалась в религиозную форму: номовая знать, отстаивавшая свои привилегии, выступала за политеизм (многобожие) во главе с верховным богом Фив – Амоном-Ра, а средние и мелкие землевладельцы были сторонниками монотеизма, отрицавшего всех богов, кроме бога солнца Атона. Внутренняя борьба ослабила власть фараона и усилила позиции номовой знати и жречества, которые добились реставрации старой религии.

Позднее царство (1085–332 гг. до н.э., правление XXI–XXX династий) – период распада единого государства на теократическую и светскую монархии, противостояния жречества и военной знати, потери независимости и превращения Египта в римскую провинцию. Древний Египет вновь распался на два государства. В 1071 г. до н.э. жречество, ставшее крупной экономической и политической силой, свергло последнего фараона XX династии Рамзеса XII и превратило Фиванский ном и прилегающую к нему с юга область в теократическое государство. Жречество там обладало как светской, так и духовной властью. Остальная территория, столицей которой был Танис, управлялась фараонами XXI династии (1085–950 гг. до н.э.). В 941 г. предводитель ливийских племен Шешонк сверг Танисскую династию и основал XXII династию. Особенность государственного строя этого периода состояла в том, что восточная деспотия опиралась на кастовую структуру общества. Так, ливийская военная знать вошла в состав правящего класса в качестве привилегированной касты. Жречество также превратилось в замкнутую касту. Положение торговцев и зажиточных ремесленников было приниженным, а общинники и мелкие ремесленники разорились и находились в долговом рабстве.

В 525 г. до н.э. Египет был завоеван персами и несколько раз на недолгое время добивался независимости от персидских владык (XXVIII–XXX династии). В 332 г. до н.э. Египет был завоеван Александром Македонским. После его смерти в 323 г. до н.э. страна оказалась под властью македонского полководца Птолемея, сына Лага, который принял титул фараона и положил начало династии Лагидов (305–30 гг. до н.э.). Привилегированной прослойкой населения были греческие рабовладельцы, занимавшие высшие гражданские и военные должности. Лагиды были верховными собственниками всей земли, часть которой передавалась во владение частным лицам за службу. В 30 г. до н.э. Египет был завоеван римским императором Октавианом Августом и вошел в состав Римской империи в качестве провинции.

Вопрос 1. Основные этапы государственной истории Древнего Египта

Историю Древнего Египта принято делить на несколько периодов: Раннее, Старое (Древнее), Среднее и Позднее (Новое).

Эпоха Раннего царства — несколько столетий в 3 тысячелетии до н.э.

На протяжении периода Раннего царства Египет еще не представлял единого централизованного государства. Он состоял из нескольких десятков областей (номов). Номархи обладали почти неограниченной властью в своем номе, имели обширные владения и свой аппарат управления.

Во главе государства стоял царь, преемник верхнеегипетских завоевателей. Царя окружал многолюдный двор, состоявший из большого числа придворных чинов: вельмож, жрецов, чиновников. Ближайшим помощником царя был управляющий его дворца. Царский престол могла занимать женщина, эта традиция утвердилась еще при I–ой династии.

Главной задачей государственной власти являлась организация оросительного дела в Нильской долине, для чего был создан разветвленный аппарат управления.

Становление государственности шло параллельно с усилением царской власти, правителю стали приписывать все победы.

Итогом правления фараонов Раннего царства считается создание единого государства.

Старое (Древнее) царство – большая часть 3 тыс. до н.э.

Древнее царство характеризуется формированием централизованной рабовладельческой деспотии с фараоном во главе. В это время велись масштабные захватнические войны: с Сирией, Палестиной, Ливией, Нубией (современный Судан) и др. государствами и племенными союзами. В результате появилось большое количество рабов. Рабовладение в Египте Древнего царства значительно распространилось не только в верхах общества, но и в средних слоях населения. В эпоху Старого царства достигло невиданных масштабов строительство гробниц.

Строительство гробниц затрачивало огромные материальные и людские ресурсы, что не могло не повлиять на положение в стране. Постепенно наметился упадок государства, который выразился в ослаблении власти фараона, уменьшении централизации государства. Власть стала сосредотачиваться на местах в номах у местной знати, породнившейся с царствующей династией.

Итогом Древнего царства стало вновь распадение государства на отдельные номы. Как ни старались некоторые фараоны вырождающихся династий подавить сопротивление сепаратистски настроенных местных правителей, достичь успеха они не могли.

Египет Среднего царства IX-XVII династии

Распад Египта на отдельные номы усугубил экономический кризис в отдельных частях страны. Сложный комплекс осушительно-оросительных каналов мог функционировать лишь при условии централизованного координирования усилий по поддержанию всей сети в рабочем состоянии, нужен был централизованный механизм перераспределения ресурсов для восстановления каналов в наиболее пострадавших от наводнения и неурожая районах.

Кроме экономической заинтересованности, немаловажную роль в объединении Египта сыграли внешнеполитические факторы, так как внутренним упадком воспользовались соседние племена. Египет в этот период часто подвергался набегам соседних племен (ливийцев, нубийцев).

Для реконструкции ирригационных сетей требовалось огромное количество рабочей силы, поэтому крайне резко встал вопрос об увеличении количества рабов. Войны и захватнические походы вновь стали для Египта важной составной частью внешней политики. В период Среднего царства усилилось влияние профессиональных военных, которые до этого играли второстепенные роли в государстве.

Таким образом, характерным для Среднего царства становится резкое увеличение роли среднего и мелкого рабовладения, что требовало централизованных усилий для поддержания покорности рабов и обеспечения закономерности перехода их от одного хозяина к другому.

Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.) XVIII-XII династии

После периода упадка начался самый блестящий период древнеегипетской истории. В это время была создана наиболее крупная по территории и экономически мощная египетская держава. Египет Нового царства – первая в мировой истории империя, полиэтническая монархия. В его состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие территории. Египет состоял из 42 номов во главе с наместниками, назначаемыми фараоном.

Вопрос 3. Система государственной администрации

Древний Египет в период единства, консолидации страны по своему государственному устройству являлся самой централизованной монархией Древнего Востока, с высокоорганизованной бюрократической системой управления. Во главе этой державы стоял монарх, обладавший абсолютной, ничем неограниченной властью, его персона обожествлялась. Ему принадлежали законодательные, исполнительные и судебные полномочия.

Первым лицом после царя был верховный сановник (визир, джати, чати). Его назначение осуществлялось фараоном и сопровождалось изданием специального указа.

Функции чати:

надзор за состоянием военных крепостей, ирригационных сооружений,

надзор за сбором налогов,

разбор территориальных споров, контроль над судебными органами,

руководство всеми ведомствами (казной, домом оружия и т.д.), назначение на многие должности,

В структуре управления особое место занимало финансовое, налоговое ведомства, а также ведомство по организации общественных работ (рытье каналов, строительство дамб и т.д.).

На местах власть принадлежала намархам. Каждый ном сохранял некоторую самостоятельность, имел свой религиозный культ, знамя, герб.

Полномочия номарха:

возглавлял административный аппарат,

ведал судом и ополчением,

наблюдал за местной системой орошения

Таким образом, управление в Древнем Египте строилось на принципах бюрократического централизма с четким определением функциональных обязанностей чиновников и строжайшим подчинением по вертикали.

Вопрос 4. Суд и законы Древнего Египта

Самые первые законы были по предположению написаны Мином, основателем первой династии египетских царей (титул фараона царь Египта получил во времена Нового царства).

Египетские законы содержали детальные предписания о праве собственности, ее видах. Собственность была царская, храмовая, общинная, частная.

Брачно-семейные отношения

В Египте долгое время существовали пережитки матриархата. Женщины могли состоять на государственной службе, заниматься наукой, имели свои мастерские, столовые, выполняли функции жриц при гробницах, распоряжались своим земельным наделом и другим имуществом.

Браки между кровными родственниками запрещались, за исключением фараонов, которые могли жениться на сестрах и дочерях («Никакой закон не разрешает браки с сестрами, но закон дозволяет фараону делать все, что он хочет»).

Уголовное право

Египетской право признавало преступлениями широкий круг деяний:

преступления против фараона (одно из самых тяжких),

неповиновение властям,

отказ участвовать в общественных работах,

взятка,

убийство, в том числе священного животного,

кража,

подделка документов (каралось отсечением руки) и др.

Вид наказания зависел от положения преступника и тяжести преступления. Цель наказания – устрашение.

Виды наказания:

смертная казнь,

членовредительство,

штрафы,

лишение имущества

Суд. В Древнем царстве преступления против родственников разбирал глава семьи, позднее эта функция перешла к судье. Высшим судебным органом в ранние периоды, когда еще сильны были пережитки родоплеменных отношений, было народное собрание. С развитием государства и усилением роли фараона эта функция перешла к нему и чати.

Судебными полномочиями в Древнем Египте обладали также храмовые советы, которые получали на это разрешение от фараона.

Судопроизводство было довольно развитым; требовалось множество судей и писцов, так как подробно записывались все свидетельские показания. В судебном порядке, хоть и тайно, рассматривались даже провинности царицы.

Суд был бесплатным для подданных. Судья при вынесении решения руководствовался традициями, обычаями, законами царей, а суды оракулов – божественными предзнаменованиями

Исторические этапы развития Древнего Египта

В третьем веке до нашей эры египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царства, а также перечислил тридцать одну династию фараонов, что позволяет нам систематизировать весь материал по истории и культуре Египта, опираясь на три этих блока.

Географическое положение страны — узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустыни, — ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, редко подвергались внешним вторжениям, которые выпали на долю стран и народов Древнего мира.

Древнее царство. 2900- 2270 гг. до н. э. (правление первой- шестой династии). Это эпоха создания письменности, религиозных и светских законов, основных принципов художественного творчества, создания особого типа реалистического скульптурного портрета — можно считать подлинно золотым веком египетского искусства.

Среднее царство. 2100- 1700 гг. до н. э.(правление одиннадцатой — тринадцатой династии). В эпоху Среднего царства (21- 18 веков до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. В этот период возросла самостоятельность отдельных областей и их правителей, что привело к расцвету местных художественных школ.

Новое царство. 1555- 1090 гг. до н. э.(правление восемнадцатой- двадцатой династии) — Амарнский период. В 14 веке до н. э. фараон Аменхотеп четвёртый (1368- около 1351 гг. до н. э.) провёл религиозную реформу, оказавшую существенное влияние на искусство Нового царства. На шестом году царствования Аменхотеп четвёртый, изменивший своё имя на Эхнатон, покинул враждебные ему Фивы и основал на восточном берегу Нила новую столицу Ахетатон. Яркий, но недолгий период царствования фараона- реформатора принято условно обозначать как «Амарнский период», а в искусстве — как Амарнский стиль. Многообразные художественные поиски периода восемнадцатой династии подготовили появление заключительного, совсем уже новаторского этапа, связанного с царствованием фараона- реформатора Эхнатона. После смерти Эхнатона его противники постарались стереть город Ахетатон с лица земли. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Один из преемников Эхнатона — Тутанхамон — вновь сделал Фивы столицей.

В эпоху Нового царства фараоны 23 династии (16- 11 века до н. э.) установили господство Египта над многими соседними странами. В столицу Египта — Фивы — везли драгоценные металлы, самоцветы и слоновую кость из Нубии, ценную древесины из Финикии, благовония,

редкие растения из загадочной африканской страны Пунт. Хлынувшие в Египет богатства превратили Фивы в процветающий город, украшенный великолепными храмами и дворцами. При всех утратах и разрушениях, в Фивах не исчезли бесследно древнеегипетские памятники подобно памятникам других цивилизаций.

Поздний период в истории Древнего Египта — пора тяжёлых войн и иноземных вторжений. Свой последний расцвет искусство Египта пережило при фараонах Саисской династии в 7 столетии до н. э. Однако в целом произведения архитектуры, скульптуры и живописи этого периода свидетельствуют о том, что творческие силы древнейшей в мире цивилизации постепенно себя исчерпали.

В 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. На основе античной и древнеегипетской художественных традиций в правление греко-македонской династии Птолемеев (305- 330 годах до н. э.) в Египте сложилась одна из самых значительных школ эллинистического искусства — александрийская.

Древняя история развивалась не только во времени — она перемещались и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями человеческого прогресса, — на века, иногда на тысячелетия; потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки. Древние историки и летописцы описывали только то, что совершалось на небольших его участках, а что в это время происходило далеко на западе или далеко на востоке, они не знали. Чем дальше в глубину веков, тем более разобщено, локально протекали процессы исторического и культурного развития. Всемирно — историческая роль Египта в то время уже была исчерпана, и всё ярче разгоралось восходящее солнце Эллады.

Особенности религии и мифологии

Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно — обрядовых обычаях египтян. Пантеон египетских богов очень велик, их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему — зверю, покровителю племени. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот — бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войн Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах: сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек, даже крокодилов. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь испепеляющего. Египет называли «страной Солнца, фараонов — «сынами Солнца». Каждый царь объявлялся сыном бога, высшим существом, царём царей, покровителем земли. И все подвиги, весь героизм человечества, преодолевшего первобытную скованность, относились на долю тех, кто завоевал и поработил себе подобных. Властелин окружался ореолом божества. Его господство приписывалось сверхъестественному могуществу, загадочной силе, родственной силам природных стихий. Все жители Древнего Египта подчинялись неограниченной власти фараона. Его существование подчинялось сложным церемониалам, пышность, которых возрастала по мере того, как Египет расширял свои владения.

В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растений, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Египетская религия была гуманной: она никогда не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства.

В Древнем царстве почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона — Ра, а эпоху нового царства был недолгий период, когда фараон Аменхотеп четвёртый (Эхнатон) упразднил все культы, кроме солярного, и ввёл единобожие — поклонение всемогущему солнечному диску Атону. После смерти фараона — реформатора был восставлен культ Амона — Ра. Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается и после физической смерти, но при условии, если его тело остаётся нетленным. Так возник обычай мумифицировать тело умерших, т.е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохраняются очень долго. По представлениям древних египтян, человек наделён несколькими душами. Одна из них обитала в статуе умершего. Такую статую помещали в гробницу — архитектурное сооружение, размеры и пышности убранства, которого зависели от знатности покойного. Изображения, которыми украшали погребения, должны были обеспечить душе умершего человека возможность пользоваться всеми благами, окружавшим его при жизни. Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства: таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько к царству мёртвых.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Древнего Египта ярко выражено в архитектурных и скульптурных произведениях. Скульптурный портрет в Египте, подобно рельефу, был связан с религией, с той сложной системой анимистических представлений, которые были разработаны жречеством в целях утверждения существовавших классов отношений. С точки зрения египетской религии, двойник человека, его жизненная сила («ка»), так же его душа («ба») оставляли человека при его смерти. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи — магического двойника. Лицо в статуе должно было быть портретным, чтобы эта жизненная сила человека нашла свою земную оболочку. Из этих своеобразных идей египетского анимизма, идея дублирования в статуе действительно существовавшего лица, рождается реалистический скульптурный портрет.

Сфинкс – как один из скульптурных символов, символизирует достоинство, королевскую власть, мудрость, могущество и силу. В Древнем Египте существовало три разнообразности сфинкса: с человеческой головой и телом льва (андросфинкс); с головой сокола (хиеракосфинкс) и с головой барана (криосфинкс).

Архитектурный облик Древнего Египта ярко представлен в пирамиде выдающегося военачальника и основателя третьей династии фараона Джосера — первый гигантский архитектурный памятник Древнего Египта. Она находиться в Саккаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребального ансамбля. В конструкции пирамиды Джосера отражены три основных принципа возведения подобных сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов пятой династии: Хуфу (Хеопса), Хафрана (Хефрена), Менкаура (Микерин). Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Это поистине необычайный памятник непреклонной воли фараона и каторжного труда сотен тысяч рабов. Пирамиды строили для того, чтобы охранять тела умерших фараонов и их сокровища. Когда-то у пирамид были ровные края, но из внешних сторон камни вытащили, и сейчас они выглядят ступенчатыми. Тогда уже сложились монументальный стиль египетского искусства, выработались изобразительные каноны, которые потом свято оберегались на протяжении веков.

Страна Нила бедна деревом, зато богата превосходным строительным камнем. С введением каменной балки был введён и каменный столб, а тем самым и новый способ создания подвижности пространства. Большие помещения могут быть перекрыты потолком, варьированы в плане, снабжены пролётами. Например, в памятнике Заху-ре, колонна является просто стержнем цилиндрической формы с основанием и абакой, иногда у равноугольного столба срезаются края, четырёхгранная форма превращается в восьми — или шестнадцатигранную и стороны «каннелируются»… Совсем иные, фантастические, колонны, воспроизводящие растительные формы, появляются в храмах-усыпальницах пятой династии; постепенно усложняясь, они встречаются и в позднейшее время. Эти колонны восходят по своей форме к пальме, пучку папируса, цветку лотоса, лилии. Египетский храм, как образ сада, в котором из колонн и из украшений стенного цоколя вырастают грациозные пальмы и водяные цветы, над которыми широко раскинуто открытое небо, — это чистейшая поэзия. Вместо архитектуры гробниц (гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями — они таились в ущельях скал) расцветает архитектура храмов. Храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания. Самым гигантским и впечатляющим памятником той эпохи, ставшим

для современного Египта символом национальной гордости, по праву считаются два связанных друг с другом храма в Абу-Симбеле в Нубии, целиком, вырубленные в скале на левом берегу Нила в период правления Рамсеса второго. Фасад Большого храма в Абу-Симбеле, посвящённого Амону-Ра. В искусстве Древнего Египта впервые появились многие классические архитектурные формы (пирамида, обелиск, колонна), новые виды скульптуры и живописи. Египтяне достигли высочайшего мастерства в обработке различных материалов.

В эпоху Древнего Царства город Мемфис стал религиозным и художественным центром страны. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Ведущие художники — зодчие, скульпторы и живописцы — были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны и окружены почётом. Они гордились деяниями своих рук едва ли не так же, как цари своими победами; только гимны царей начинались словами: «я разрушил…», «я покорил…», а гимны художников — «я воздвиг…», «я соорудил…», «я выполнил работы прекрасные…». И, тем не менее, проявление индивидуальной воли художника было строго ограничено: роль его мыслилась как роль хранителя священных канонов. В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Египетские статуи исполнялись согласно канону — строгим законам, которым подчинялось изобразительное искусство. Все скульптуры объединял художественный канон: спокойствие, симметрия и равновесие величественных и застывших поз, однообразие жестов, бесстрастность лиц. В то же время они удивительно жизненны. В облике властелина портретное сходство должно было обязательно сочетаться с торжественной монументальностью и величием. Из столетия в столетие переходили каноны сюжетных композиций. Даже в деталях египетское искусство отличалось удивительным постоянством. И всё же его нельзя назвать застывшим. Под покровом канонов в нём шёл процесс внутреннего развития, и, как ни странно, в своих бесконечных повторениях оно не утрачивало чувства жизни и природы. В Древнем царстве впервые достигает большой высоты качество обработки различных материалов. Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Египетское искусство в итоге своего долгого пути пришло к новым рубежам. Но дальше его линия развития затухает.

Музыка и хореография Древнего Египта

Музыка — одна из проблемнейших областей в истории древнеегипетской культуры. Главная сложность состоит в том, что сами музыкальные произведения почти не сохранились. Нам хорошо известны только древнеегипетские инструменты, среди которых особое место занимала арфа, духовые и ударные, причем, как, по росписям и рельефам, так и благодаря раскопкам, прекрасные образцы музыкальных инструментов имеются в Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее. Многочисленные изображения музыкантов и певцов на рельефах и фресках египетских гробниц и храмов говорят о большой любви древних египтян к музыке. Точных сведений об основных жанрах египетской музыки нет. Предположительно они были связаны с мистериями — музыкально — драматическими представлениями, посвященными жизни богов. Самая популярная тема мистерий — повествование о смерти и воскресении Осириса. Музыка сопровождала придворные и храмовые ритуалы. В храмовых действах предпочтение отдавалось хоровому и сольному пению, а при дворе — инструментальной музыке. Разнообразие инструментов, на которых играли древние египтяне, велико. Это были трещотки из слоновой или обычной кости, арфы и лютни, ударные инструменты типа барабанов, систров, тарелок. В Древнем Египте существовало четыре основных типа музыкальных инструментов. Это: самозвучащие инструменты (идиофоны): трещотки, систры, тарелки и колокольчики. Эти инструменты обычно использовались в религиозных культах обрядах и церемониях. Ударные с мембраной (мембранофоны). Это тамбурины, на которых обычно играли на пирах, общественных сборах и т.п., и барабаны, для военных процессий и религиозных ритуалов. Были духовые (аэрофоны), инструменты типа флейт, Самый ранний пример аэрофонов — флейта из тростника. Струнные (хордофоны) были трёх типов: арфа, традиционный египетских инструмент, лютня и лира, которую принесли с собой азиатские захватчики. Древние египтяне жили полной жизнью, и не один их праздник не обходился без музыки и танцев. Музыкальные и танцевальные выступления содержали в себе большую часть светской и религиозной жизни Древнего Египта. Чернорабочие трудились в ритм песен и ударов, уличные танцовщицы развлекали прохожих. Акт танца был неотделим от музыки: на изображениях танца в гробницах фараонов и храмах неизменно присутствуют танцовщицы, сопровождаемые группой музыкантов, или играющие на кастаньетах или колокольчиках в поддержку ритма.

Стр 1 из 2

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

Экономический факультет

Кафедра Экономической теории и государственного управления

Специальность 38.03.04 – Государственное и муниципальное управление

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: История мировых цивилизаций

Исполнитель

студент группы 473-зб Н.С.Алеканкин

Руководитель

ассистент А.С.Воронина

Благовещенск 2015

План

1.Становление Египетской цивилизации: основные этапы 3

2.Таблица «Сравнительный анализ мировых и локальных цивилизаций» 12

3.Таблица «Хронологические рамки мировых цивилизаций» 13

4.Схема управления Римской империей. 14

Список литературы 15

Становление Египетской цивилизации: основные этапы

Цивилизация Древнего Египта возникла одной из первых (до сих пор остается открытым вопрос, Египет или Шумер был колыбелью человеческой истории). Древний Египет как самостоятельная цивилизация просуществовал около трех тысячелетий – приблизительно с конца IV тысячелетия до н.э. до 332 г. до н.э., когда он был покорен Александром Македонским.

Завоевание Александром Македонским навсегда лишило Египет независимости, однако древнеегипетская культура еще долгое время продолжала существовать. В течение трех веков здесь правили наследники Александра, потомки его полководца Птолемея. В 30 г. до н.э. Египет превратился в римскую провинцию. Около 200 г. н.э. сюда пришло христианство, которое затем стало официальной религией – вплоть до арабского завоевания в 640 г. н.э.

Слово «Египет» в переводе с древнегреческого означает «загадка», «тайна». Сами же египтяне называли свою страну «Кемет», что на их языке означало «черная земля». Таким образом противопоставлялся цвет плодородной почвы долины Нила красной земле окружавших Египет пустынь.

Действительно, существование Египта напрямую зависело от Нила, от разливов Великой реки (как называли ее египтяне), приносивших на поля плодородный ил. Не случайно «отец истории» Геродот назвал Египет «даром Нила». Основу экономики страны составляло ирригационное (орошаемое) земледелие. Оросительные системы требовали централизованного управления, и эту роль взяло на себя государство во главе с фараоном. Он обладал неограниченной властью, которая имела, по представлениям египтян, божественную природу.

В истории Древнего Египта выделяют несколько основных периодов:

— додинастический (вторая половина IV – начало III тыс. до н.э.);

— Древнее царство (2900–2270 гг. до н.э.),

— Среднее царство (2100– 1700 гг. до н.э.),

— Новое царство (1555– 1090 гг. до н.э.) и

— Позднее царство (XI в. – 332 г. до н.э.).

Эти основные этапы разделяют периоды междуцарствий, характеризующиеся распадом единого государства и вторжениями иноземных племен.

Становление древнеегипетской цивилизации происходило в додинастический период. К концу IV тысячелетия до н.э. складываются два крупных раннегосударственных объединения: Верхний и Нижний Египет, а в начале III тысячелетия до н.э. происходит объединение Египта под властью царя Мины (Менеса), который основал первую столицу государства – Мемфис.

Уже в додинастический период в Древнем Египте появились городские поселения, стали развиваться ирригационное земледелие, скотоводство, виноделие и ткацкое ремесло. К этому периоду относится формирование религиозно-мифологических представлений (заупокойного культа и культа обожествленного правителя), а также начало изготовления папируса и распространения письменности. Тем не менее, настоящий расцвет Египта наступил в эпоху Древнего царства, когда произошло объединение страны. Сами египтяне считали эту эпоху «золотым веком» в своей истории.

Древнее царство.

В период Древнего царства (2778—2260 гг. до н.э.) возникает централизованное государство с упорядоченной административной, судебной, военной и финансовой иерархией. Египет вступил в век металла (бронзовый век). Много внимания уделяется заботам об орошении и организации общественных работ. Наряду с каменными орудиями труда широко применялись изделия из меди. Члены царского дома занимают многие высшие административные и культовые должности — верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, верховных жрецов. Первым сановником в системе централизованного бюрократического управления был везир (чатти), ведавший судом, местным управлением, государственными мастерскими и хранилищами. По некоторым данным, чатти одновременно состоял в родстве с верховным правителем. Хозяйственная деятельность концентрировалась на уровне земледельческих общин и царских и храмовых владений.

Архитектура. Главным видом искусства Древнего Египта была архитектура, которая развивалась в тесном единстве с живописью, скульптурой и рельефом.

Подавляющее большинство архитектурных построек Древнего царства связано с заупокойным культом. Ранними погребальными сооружениями были мастабы (араб., буквально – каменная скамья), первоначально представлявшие собой песчаную насыпь, укрепленную каменной кладкой. Мастабы фараонов, начиная с первой династии, имели плоскую крышу и наклонные стены и строились из высушенных на солнце глиняных кирпичей.

Со времени правления фараона III династии Джосера (XXVIII в. до н.э.) формы царских погребальных сооружений существенно изменились. Гениальный зодчий Имхотеп предложил проект гробницы, ставший переходным вариантом от мастабы к пирамиде. Имхотеп фактически построил сооружение из 6 мастаб, расположенных одна на другой и уменьшающихся в размере от основания к вершине. В результате получилась ступенчатая пирамида, в которой форма подчеркивала сакральное назначение сооружения. На стене гробницы имеется текст: «Для него (царя) построена лестница до небес, чтобы он смог попасть с вершины ее на небо». Пирамида Джосера имела высоту 62 м, а длина стен у основания составляла 125 и 104 м.

Для основателя IV династии фараона Снофру построили пирамиду из 8 ступеней, которые затем засыпали щебнем и облицевали известняком. Так появилась классическая пирамида с ровными гранями.

Самые большие и знаменитые пирамиды находятся в Гизе и принадлежат фараонам IV династии Хуфу (греч. Хеопс), Хафру (Хефрен) и Менкауру (Микерин). Они довольно точно ориентированы по сторонам света. Крупнейшая из них – пирамида фараона Хеопса (высота около 147 м) была построена в XXVII в. до н.э. зодчим Хемиуном, племянником фараона. Пирамида сложена из более чем 2 300 000 каменных блоков, средний вес блока составляет 2,5 т. Поражает тщательность обработки блоков и невероятная точность, с которой они устанавливались друг на друга: зазоры между ними не превышают 1 мм.

Пирамиды выражали идею бессмертной, божественной природы фараона и подчеркивали его неограниченную власть над простыми смертными. Невероятные размеры пирамиды, тяжелая статичность символизировали неизменность и вечность стоящих над смертными сил. Приближающегося человека она буквально подавляла, заставляя почувствовать свою незначительность. Египтянам внушалось бесконечное превосходство вечных «богов-людей», наделенных безграничной властью.

Письменность. Важным элементом культуры Древнего Египта была письменность. Возникновение древнеегипетской иероглифической (от греч. hieros – священный и glyphe – резать) письменности относится к додинастическому периоду. Однако ее широкое распространение, начиная с периода Древнего царства, было связано с потребностями сложной отчетности и обширной переписки. Первоначально знаки письма обозначали конкретный объект или абстрактное понятие. Затем некоторые иероглифы стали передавать звуки речи или сочетания звуков, но наряду с ними продолжали существовать знаки, обозначавшие целые слова. Надписи этого времени представляют собой беспорядочное чередование фонетических символов с идеограммами, т.е. знаками, обозначающими понятия. Упорядочение такой сложной системы стало возможно с появлением иератического (жреческого) письма: в нем написание иероглифических знаков упростилось, а некоторые обозначения соединились между собой. Последнему обстоятельству способствовало широкое распространение папируса – уникального египетского материала для письма.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в изобилии росший в дельте Нила. Полосы, зарезанные из сердцевины тростника, смачивались в воде, спрессовывались и высушивались. В результате получался тонкий письменный материал с ровной поверхностью, напоминавший бумагу. Листы папируса при складывании не мялись на сгибах, что позволяло соединять их в свитки длиной до 40 м. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда пошло выражение «писать с красной строки»), а весь остальной текст наносился черной краской.

Изобретенный и производившийся лишь в Египте папирус долгое время составлял главную статью египетского экспорта.

Среднее царство.

Среднее царство (2040—1786 гг. до н.э.) становится временем расцвета, называемым также веком строительства пирамид. Египетское государство, ослаблено войнами, внутриполитической борьбой и грандиозным строительством. Возникают крупные поселения, становящиеся городами-государствами и названные греками номами. Иероглиф, обозначавший ном, изображал землю с кусочком реки и прямоугольной сетью отводных каналов. Политический центр страны переместился в Фивы. В период Среднего царства интенсивно развивалась выплавка металла и египтяне широко использовали орудия из бронзы (сплава меди и олова).

Среднее царство считается классическим веком египетской культуры. Своего расцвета достигли египетская литература и наука, ярче проступили индивидуальные черты в скульптуре и изобразительном искусстве.

Религия. Усиление того или иного города Древнего Египта приводило к росту популярности его верховных богов. Наглядным примером может служить образ фиванского бога Амона, который долгое время играл второстепенную локализованную роль. Только в Среднем царстве, когда Фивы превратились в резиденцию фараонов, он получил статус общегосударственного бога и ему посвятили единый культ Амона-Ра.

Наука. Среднее царство вошло в историю как период развития научных знаний. Их средоточием стали храмы. Для египтян солнце и звезды были исполнены божественного смысла, а потому астрономия зародилась в лоне религии. Наблюдая движение небесных светил, жрецы обнаружили, что самая яркая звезда Сириус раз в году оказывается прямо над восходящим солнцем и через несколько дней после этого начинается ежегодный разлив Нила. Этот день ознаменовал первый день египетского года, насчитывавшего 12 месяцев, каждый из которых состоял из 30 дней. Для соответствия реальной продолжительности года в календарь включалось еще 5 дополнительных дней. Было принято у египтян и деление суток на 24 часа.

На период Среднего царства приходится расцвет математических и медицинских знаний. Египетские математики умели определять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, площадь поверхности полушария. Они пользовались десятичной системой счета, дробями, знали арифметическую прогрессию.

Во многом благодаря развивавшемуся искусству мумификации и бальзамирования египтяне обладали значительными медицинскими познаниями. Их врачи хорошо знали анатомию, занимались изучением мозга, кровеносных сосудов, пульса и сердца. У них появилось и врачебное профилирование: специалисты по глазным, зубным болезням и др. Вместе с тем практические руководства для врачей содержали научные знания вперемежку с магией.

Достижения египетской медицины, прежде всего хирургии, оказали заметное влияние на развитие медицинских знаний многих народов древности и средневековья.

Новое царство.

Окончание Среднего царства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетской государственности. В период Нового царства Древний Египет достиг наивысшего могущества. Отмечено возвышение жречества и оформление теократической деспотии, управляемой бюрократизированным жречеством и наместниками в номах. Чатти становится первым и высшим администратором, управляющим из столичной канцелярии всем земельным фондом страны, всей системой водоснабжения. Он осуществляет верховный судебный надзор и организует контроль над всем податным населением. Фараоны XVIII династии установили свое господство над многими соседними странами (Эфиопия, Палестина, Сирия). Египет переживал бурный экономический рост, чему способствовали успешные завоевательные войны, приносившие рабов, сырье, золото.

В эпоху Нового царства египтяне начали применять железо, широко использовали ткацкий станок, стали осваивать коневодство. Непревзойденного совершенства достигла мумификация, чему способствовал высокий уровень научных знаний. Это время отмечено грандиозным храмовым строительством, расцветом искусства рельефа, развитием монументальной скульптуры, разнообразием литературных жанров.

Позднее царство.

Позднее царство (1085—332 гг. до н.э.) становится временем упадка, соперничества жречества и вельмож и одновременно периодом борьбы с частыми внешними агрессиями. Последним и решающим событием для древней цивилизации стало завоевание Египта Александром Македонским

Культура этого периода, несмотря на отдельные достижения, свидетельствует о том, что творческие силы ее уже исчерпаны. Египтяне обращались к образцам Древнего царства в религии, литературе, изобразительном искусстве. Эта намеренная архаизация, попытки возродить древнейшие черты египетской культуры были вызваны и стремлением отстоять свою самобытность перед угрозой военного и культурного порабощения.

В 332 г. до н.э. завоеванный Александром Македонским Древний Египет прекратил свое существование как самостоятельная цивилизация, однако некоторые феномены культуры (например, письменность и литература) продолжали жить еще на протяжении ряда столетий. В 30 г. до н.э. Египет вошел в состав Римской империи, а в середине VII в. н.э., после завоевания арабами, приобрел черты арабо-мусульманской культуры и цивилизации

Вывод:

Во все периоды своей истории рабовладельческий Египет был государством восточной деспотии. Характерными особенностями всех деспотических государств были:

а) вся полнота власти (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена у единоличного главы государства;

б) постоянный приток рабов как результат завоевательных войн;

в) привлечение в массовом масштабе рабов и крестьян-общинников к работам общегосударственного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооружение водохранилищ и др.).

ТЕСТ 2. ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО: ФАРАОН, ЗНАТЬ, ВОЙНА

ВАРИАНТ 1

1. Египетские вельможи

1) не подчинялись никаким приказам

2) считались слугами фараона

3) считались равными фараону

2. Из этих опытных воинов, как правило, состояла охрана фараона

1) пехотинцы

2) колесничие

3) наёмные чужеземцы

3. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Знатных египетских вельмож хоронили в гробницах, построенных ещё при их жизни. Стены украшали рисунками, надписями и рельефами. Египтяне верили, что когда-нибудь все эти изображения чудесным образом оживут.

4. Расположите в правильной последовательности этапы крупных сражений. Запишите буквы, которыми обозначены этапы, в правильной последовательности в таблицу.

А) воины преследуют врага на колесницах

Б) разведчики докладывают о приближении неприятельского войска

В) лучники обстреливают врага

Г) пехотинцы, вооружённые копьями и топорами, сражаются с неприятелем

Д) быстрые колесницы врезаются во вражеские шеренги

Ответ:

Б В Д Г А

5. Установите соответствие между именами, названиями и их значениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА, НАЗВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ

А) Синухет 1) фараон, при котором Египет осуществил самые крупные завоевания

Б) Тутмос III 2) город в Палестине, завоёванный египтянами

В) Мегиддо 3) египетский вельможа, жизнь которого стала сюжетом повести

Ответ:

Добавить комментарий