Основные этапы развития римской империи

Классических период (середина III века до н.э — конец III в н е) Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождалось от остатков патриархальности и религиозности и превращалось в светскую юридическую систему, которая характеризовалась более высоким уровнем разработки не только рабовладельческих, но и других универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы нашла свое выражения и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и высокой юридической техники.

Источники права в классический период.

1) Продолжали действовать Законы XII таблиц.

2) На новом этапе истории римского права характерным источником становятся эдикты преторов, на этой базе развиваются 2 совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право” и «право народов”.

3) Особую роль в развитии права классического периода сыграли эдикты претора перегринов, так регулировались отношения между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

4) Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты— общие положения, основанные на власти «империум», а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.


5) Важным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Право народов» в Древнем Риме.

(право народов, перегринское право) — термин, возникший в Древнем Риме и означающий правовые нормы, заимствованные от покоренных и союзных народов. Данные правовые нормы являлись частью римского законодательства и сложились во время разрешения споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Jus gentium появилось во второй половине существования Республики в Древнем Риме, когда он стал центром всемирной торговли. С развитием торговли, в Римскую Республику стали прибывать торговцы из разных стран, которые именовались иностранцами (peregrini). Так как jus civile не предусматривало для иностранцев никакой защиты, возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между самими иностранцами на территории Рима, так и в случае, когда одной стороной являлся римский гражданин, а другой — иностранец. Разбором таких конфликтов занимался перегринский претор.

Источниками jus gentium являются эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев.

По сравнению с jus civile право народов высокоразвито, имеет хорошо разработанные юридические конструкции. В jus gentium появляются новые средства защиты: преторские иски, реституция, интердикт и введение во владение (неисковой способ защиты).

В jus gentium появляется критерий доброй совести (bonae fidei) и справедливости (aequitas) при решении вопроса о действительности сделки. В отличие от jus civile, где была важна форма сделки, в jus gentium на первое место вышел критерий содержания сделки. Сделка могла быть признана действительной и с нарушением формы.

Jus gentium потеряло свое значение после принятия закона Каракаллы в 212 году. По этому закону все жители Римского государства наделялись гражданством. В эпоху рецепции римского права в Европе «jus gentium» привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».

Институции Гая.

В Древнем Риме источниками права признавались не только нормативные акты и неписанные обычаи, но и консультации юристов, а также их письменные труды.

Юридическая литература была чрезвычайно разнообразна. В частности, писались элементарные руководства — институции, которые использовались в качестве учебников при обучении юристов.

Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. Позднее появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана, но Институции Гая продолжали считаться образцом.

Гай – это римский юрист, живший во II веке нашей эры. За давностью лет точных сведений о нем не сохранилось.

Предполагается, что он был выходцем из небогатой семьи, жившей где-то в восточных провинциях. Деятельность Гая началась при Адриане (117-138), а завершилась при Коммоде (180-192).

Считается, что Институции были написаны им около 160 года. «Второе рождение» им дал историк Нибур, обнаруживший текст в 1816 году в библиотеке Веронского собора. Часть документа была испорчена и впоследствии восстановлена с использованием отдельных фрагментов, найденных в 1933 в Александрии.

Однако, как это часто бывает, истинную популярность Институции Гая обрели после смерти автора и чем дальше, тем больше. Истинным триумфом можно считать то, что Институции Гая были положены в основу Институций Юстиниана, вошедших в состав «Corpus iuris civilis» — свода римского гражданского права составленного в 529-534 гг. по приказу византийского императора Юстиниана I (Великого). Таким образом, можно сказать, что спустя более трех столетий после смерти автора Институции Гая обрели силу закона.
Структура Институций

Книга 1. О лицах

Книга 2. О вещах

Книга 3 . Об обязательствах

Книга 4. Об исках

Римское право древнейшего периода. Законы XII Таблиц (VII–III вв. до н. э.)

Понятие и критерии периодизации даны на рис. 7. В древнейший период общественные отношения в Риме регулировались нормами древнего квиритского права, позднее получившего название цивильного права (jus civile) — т. е. права только для римских граждан (рис. 8).

При характеристике римского квиритского права следует иметь в виду, что оно соответствовало раннему периоду становления римского общества и государства. Поэтому право характеризовалось внутренней недифференцированностью, тесной связью с религией, неразвитостью правовых институтов и понятий. Ему были присущи консерватизм, замкнутый национальный характер, формализм, соединенный с символикой и ритуалами, и казуистичность.

Периодизация римского права – выделение в развитии права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные признаки.

Периодизация римского права позволяет сформировать представление о качественных состояниях права на различных этапах развития. Она дает понятие о преемственности развития права и последовательности этого процесса.

Появление новой системы римского частного права было связано с развитием сельского хозяйства, ремесел и торговли, частных имущественных отношений. В новых условиях нормы архаичного цивильного права уже не могли регулировать развитые товарно-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Эту задачу решали магистраты, главным образом преторы. Они создали новую систему (ветвь) права — преторское право (jus praetorium).

Свое начало преторское право берет в IV в. до н. э., когда в Риме были учреждены должности двух магистратов: претора (городского) и курульного эдила. Магистраты в ходе судебной деятельности, сталкиваясь с архаичностью цивильного права, не отменяли и не изменяли старые нормы. Путем принятия эдиктов они указывали конкретное направление для признания новых отношений. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву, эдикты преторов создавали новое право.

Нормы цивильного права в этом случае лишались силы, становились неработающими (превращались в «голое право”). Осуществляя защиту новых отношений, преторы также заполняли пробелы цивильного права.

Крупнейшим памятником права этого периода были Законы XII Таблиц. Они были разработаны комиссией 10 децемвиров в середине V века до н. э. (451–450 гг.). Свое название они получили потому, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре — Форуме.

Их отличительной чертой был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение принималось за «перст Божий”.

Законы XII Таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к заемным операциям, уголовным преступлениям, но не регулировали государственное право. Начиная с IV–III вв. до н. э., Законы XII Таблиц стали корректироваться новым источником права — преторскими эдиктами (обобщали правоприменительную практику), отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от древних архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и проч.

Важной чертой римского права собственности этого периода было разделение вещей на два типа по способу отчуждения — рес манципи и рес нексманципи.

К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории — продажи, мены, дарения и проч. — требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от «манус” — рука и состояло в образном представлении о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5 свидетелей и весодержателя с весами и медью. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов” (то есть потомков обожествленного родоначальника римлян Ромула-Квирина), ибо она куплена мною посредством меди и весов”.

После этого покупатель ударял медным слитком о весы (медный слиток являлся платежным средством в древности) и передавал ее продавцу. На этом обряд завершался, и покупатель приобретал право собственности на вещь. Продавец предоставлял покупателю гарантию против эвикции, то есть истребования вещи у покупателя законным собственником.

Манципация как особая процедура служила не только средством передачи права собственности из одних рук в другие. Она использовалась для освобождения из-под власти домовладыки, усыновления и т. д. До введения в действие Законов XII Таблиц понтифики ввели простую форму манципации, сводящуюся к символической плате (одной монетой).

Манципация давала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег — без манципации — было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Наличие кусочка меди указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве всеобщего эквивалента. Формальности же служили для запоминания сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникнет связанный с ней спор о собственности.

В современном праве манципация заменена нотариальным удостоверением и государственной регистрацией сделок с недвижимостью и вещами, к ней приравненными.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть неформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и проч.

Например, раб, как и лошадь, требовали — при переходе из рук в руки — манципации. Драгоценная ваза — традиции. Первые две вещи относились к разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности.

В отношении займа Законы XII Таблиц помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и проч., знают еще и т. н. нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа кредитор был волен арестовать должника и заключить его в свою домовую (долговую) тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни, кредитор обязывался выводить должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Именно этот вид займовой кабалы и называется в Законах XII Таблиц «нексум” — долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н. э. Законом Петелия договор займа был реформирован, и долговое рабство отменено, кроме случаев самопродажи. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII Таблиц знают и такие, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще — воровства, потравы и проч. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления. Та же участь ожидала и того, кто преднамеренно «поджигал строения или сложенные у дома скирды хлеба”.

Римская семья, как ее описывают Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатским, отчего все «подвластные” домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникло с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, попадала под власть мужа (или свекра, если он был) и оставалась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатским, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдешь и меня”. Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII Таблиц знают бесформальную форму брака — «сине ману” — то есть «без власти мужа”. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака — сине ману — женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном браке”). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно брак сине ману получил наибольшее распространение.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены — только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставил завещание, следовало придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследники могли не делить имущество, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Древнейший процесс — легисакционный состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая — ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая — характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на Форум (главная площадь в Риме, место суда, а затем и правительственных зданий и учреждений) к магистрату, каким для данных случаев стал со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных Сенатом), день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судебному решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не предусматривало.

С течением времени легисакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом (процессом по формуле), в котором решающая роль принадлежала претору, его формуле, ставшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения.

Римское право классического периода (III в. до н. э. — III в. н.э.)

Второй период истории римского частного права — период классического права — 242 г. до н. э. — 284 г. н.э. (рис. 9). Законы XII Таблиц являлись основой регулирования сравнительно простых товарных, семейных, наследственных и т.п. отношений. Отсюда и то внешнее почтение, которое придавалось им в более поздние времена, когда их практическое применение либо вовсе исключалось, либо стало минимальным.

В результате непрерывных войн Рим вышел за пределы своей первоначальной территории, завоевав Италию, а затем и многие европейские, азиатские и африканские территории.

Шел непрерывный подъем ремесленной и торговой деятельности Рима. Формируется сословие всадников, чьей профессией становится торговая и промышленная деятельность. С завоеванием испанских серебряных рудников в Риме стали чеканить полноценную серебряную монету, что стимулировало развитие финансовых операций, в первую очередь кредитных.

На новой экономической основе развивается и новое право, ибо право XII Таблиц явно устарело. В новых условиях — в качестве толкователей и творцов права — выступают преторы.

Они заложили основы римской классической юриспруденции, которую разрабатывали как наряду с ними, так и после них римские «классические” юристы, такие как Гай, Ульпиан, Цельз, Папиниан, Модестин, Павел и др.

Уходит в прошлое юридический формализм, характерный для Законов XII Таблиц. Получают признание принципы равенства сторон правоотношения, справедливости, доброй совести и др. Когда право противоречит справедливости, писал Ульпиан (умер в III в н. э.), следует предпочесть последнее, и, таким образом, справедливость получает преимущество перед строгим пониманием права.

Не посягая на сам текст Законов XII Таблиц, римские юристы изобрели эффективный способ их корректировки. Оба претора — цивильный (рассматривал споры между римскими гражданами) и перегринский (рассматривал споры между негражданами) — приобрели право издания эдиктов, которыми они не только заявляли о своем вступлении в должность, но и стали все смелее творить новое право Рима. Эдикты преторов, все более расходясь с нормами Законов XII Таблиц, облегчали товарооборот, снимали формализм старого права, разрешали то, что запрещалось или игнорировалось Таблицами. Таким образом в Риме появляется новый авторитетный источник права, надежно защищаемый претором.

Каждый новый претор, вступая в должность, по укоренившемуся обычаю, подтверждал эдикт своего предшественника, прибавляя при необходимости что-нибудь новое, то, что он брался защищать среди уже узаконенных или только еще возникавших правоотношений. Так возникает новое, т. н. преторское право.

Но для того чтобы претор мог с достаточной эффективностью защищать то, что он считал должным и справедливым в праве, нужно было изменить его положение в процессе.

Около 150 года до н. э. в гражданском судопроизводстве

Рима происходит подлинный переворот. Как и прежде, сохранялись две стадии процесса. Как и прежде, решение дела передавалось судье, назначенному претором. Но судья уже не был свободен в своих действиях. Он обязан был следовать приказу претора, выраженному в виде формулы. Отсюда и название новой формы процесса: формулярный.

Формула состояла из трех частей: интенции, эксцепции и кондемнации. Интенция заключала в себе требование истца, эксцепция — возражение ответчика, кондемнация — приказ претора судье.

Возникает новая форма собственности, отличная от квиритской. Ее называют «преторской”, или «бонитарной” (от слов «инбонис” — в имуществе). Охраняет ее претор, его защита. Следствием новых порядков было стирание граней между манципируемыми и неманципируемыми вещами.

В том же направлении, что и претор, действовали и другие творцы нового, «классического” римского права: юристы, получавшие от императоров право обязательных для всех «консультаций”; эдикты императоров; постановления Сената. Так постепенно сложилась система источников (форм) римского классического права.

Окончательно были определены статусы лиц и их правоспособность.

Огромное влияние на развитие римского права рассматриваемого периода оказало право народов — своего рода рецепция, заимствование развитых правовых конструкций из правовых систем других стран и народов.

Окончательно сложилось деление права на публичное и частное. По понятным причинам, в период Империи публичное право практически не развивалось — «Император выше права”. Но огромные успехи были сделаны в развитии частного права. Собственно говоря, римляне создали теорию права вообще и частного права конкретно.

В этот период преторское право сложилось как вторая система частного права — право народов (jus gentium) возникло для защиты частных прав иностранцев. Дело в том, что цивильное право не регулировало отношения между римскими гражданами и иностранцами. Но как только в Риме достаточно высокого развития достигли обмен и торговля, потребовалось создать правовые нормы, регулировавшие отношения между римскими гражданами и иностранцами, а также между иностранцами на территории Римского государства. Эти задачи выполняло право народов. Начало формирования этой системы было положено в 242 г. до н. э. созданием новой магистратуры — претора перегринов.

Право народов как система сложилось во второй период истории римского права. Оно впитало в себя древнее право в области брака и торговли между римлянами и иностранцами; обычное право, сложившееся в практике торговых отношений между членами латинского союза; нормы торгового права различных частей Империи.

Разрабатываемое практической деятельностью судебных магистратов, право народов превратилось в приспособленную к жизни систему. Эта система отличалась гибкостью, подвижностью, простотой и потому противостояла формальному и малоподвижному цивильному праву.

Благодаря сложившимся системам преторского права и права народов римское частное право в период принципата превратилось в классическое право. Оно приобрело светский характер, отличалось индивидуализмом, мобильностью, высокоразвитой структурой, разработанностью основных институтов и категорий.

В основе классического римского права лежало учение о естественном праве и принципы справедливости и гуманизма.

Еще Аристотель разделял все право на законное и естественное. Римский юрист Гай, повторяя Аристотеля, противопоставлял цивильному праву право народов как порождение естественного разума. Позднее противопоставление права народов цивильному праву было дополнено новым противопоставлением справедливого права (jus aeguum) строгому праву (jus stiсtum). Юристы стали вводить в практику принцип справедливости, исходивший из необходимости рассматривать все дела на основе морали. Этот принцип был положен в основу преторского эдикта, а в целом — преторского права и права народов.

В конце республики право народов было дополнено представлениями о естественном праве. По Цицерону, право народов держится на естественном праве и законе, который природа вложила в сердца всех людей. Отсюда делался вывод о том, что право народов и его атрибут — естественный разум не принадлежат к правовой системе государства и возводятся до степени порядка, соблюдаемого всеми.

Различая понятия «естественное право”, «цивильное право”, «право народов”, римские юристы вкладывали в них разное содержание. «…Право означает то, что всегда является справедливым и добрым, — каково естественное право… То же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов… В другом смысле, право — это то, что полезно всем или многим в каждом государстве, — каково цивильное право. Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы чтолибо прибавляем к общему праву или что-нибудь создаем собственное, то есть цивильное право” (D.1.1.11.9).

Возникшие в разное время правовые системы взаимодействовали и дополняли друг друга. Существенное влияние оказали преторское право и право народов на цивильное право.

Преторские эдикты устраняли формализм, обрядность и другие черты древнего права. Одновременно с этим совершенствовалось цивильное право. Оно теряло свои особенности, поглощая нормы более совершенных правовых систем. Происходило постепенное сближение правовых систем, позднее они слились друг с другом. Если в конце III в. н. э. еще сохранялись некоторые различия между системами права, то к началу VI в. эти различия исчезли, и образовалось единое римское право.

Римское право постклассического периода (IV–VI вв.)

Третий период истории римского права — постклассический (IV г. — VI вв.) (рис. 10). На данном этапе истории римского частного права наблюдаются две тенденции. Одна нашла отражение в восходящем движении права, вторая — в приостановлении его развития. Восходящее движение права проявилось в глубочайшей разработке правовых принципов и понятий и завершилось систематизацией в законодательстве Юстиниана.

Вторая тенденция сводилась к тому, что право исчерпало свои потенции, как бы застыло в рамках выработанных формул. Усложнился язык права, оно теряло свой универсальный характер и приспосабливалось к регулированию отношений зарождавшегося средневекового общества.

Вершиной обобщения накопленных знаний и одновременно концом римского классического права является кодификация Юстиниана. Многие обобщения и понятия, выведенные из римского права, были сделаны гораздо позже — легистами (глоссаторами и постглоссаторами) эпохи позднего средневековья, пандектистами XIX и романистами XX вв.

Особое значение для современных правовых систем имеет разработка римскими юристами институтов частного права — т. е. теории современного гражданского, семейного и наследственного права.

В первую очередь это учение о вещных правах — т. е. объектах имущественных отношений. Это владение, право собственности и ограничения вещных прав — сервитуты и некоторые другие. Владение — древнейший институт прав на вещи, возникший до установления права собственности. Поэтому с него традиционно и начиналась характеристика вещных прав. Особо велика заслуга римлян в разработке понимания права собственности и сервитутов.

Право собственности. Определение права собственности, заимствованное многими современными кодификациями, было дано римскими юристами. Они понимали под ним наиболее полное, наиболее абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с теми лишь ограничениями, которые установлены договором или правом.

Пользоваться — значит извлекать выгоду, приносимую вещью, распоряжаться — значит определять ее судьбу.

Когда мы говорим «наиболее абсолютное” право распоряжения вещами (а не «абсолютное”), нужно иметь в виду ограничения, установленные законом, и это очень важно для понимания института собственности вообще. Собственность есть, кроме того, господство прямое, непосредственное, исключительное (то есть с устранением всякого третьего лица от посягательства на вещь), легко приспосабливаемое (т. е. как только отпадает какое-либо из ограничений права собственности, собственник автоматически восстанавливает свое исключительное право) и т. д.

Основания приобретения и утраты права собственности, определенные римскими юристами, восприняты и современными правовыми системами.

Для удобства оборота римляне разработали основания классификации вещей.

Сервитуты. Некоторые ограничения права земельной собственности были установлены еще Законами XII Таблиц: никто, например, не мог сажать деревья ближе 5–9 футов от соседнего участка и т. д.

Особой формой ограничения права собственности является сервитут, то есть «право на чужую вещь”. Различались вещные и личные сервитуты.

Право проведения воды через чужой участок, вызванное хозяйственной необходимостью, — это пример вещного сервитута, которым римское право обременяло одного собственника в пользу другого.

Под личным сервитутом понималось право пожизненного пользования чужой вещью при сохранности самой этой вещи.

Так, наследователь может предоставить в пожизненное пользование (личный сервитут) комнату в доме, которую занимает старая служанка, друг детства и др.

Римляне фундаментально разработали основные институты обязательственного права. Определяя содержание обязательства, римский юрист Павел (III в. н. э.) писал: «Сущность обязательства состоит в том, чтобы связать другого перед нами, дабы он что-нибудь дал, сделал или предоставил” (D. 44.7.3). На базе римского правопонимания и в современном праве обязательственное право — это совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих обязательства, состоящая из общей и особенной частей. Общая часть включает определение понятия и сторон обязательства, нормы обеспечения исполнения обязательств и др. Нормы особенной части регулируют отдельные виды обязательств.

После некоторого смягчения уголовного законодательства периода поздней республики, в период Империи, особенно домината, происходит ужесточение уголовной репрессии, что было связано с фактической потерей прав гражданства и превращением жителей Империи в подданных.

Суд и процесс. Кардинальные перемены происходят в сфере судебного устройства и судопроизводства. Народные собрания, бывшие со времен Ромула главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях, лишаются этого права. Другая перемена состояла в том, что место коллегиальных судов периода республики — децемвиров (десяти) и центумвиров (сотни) заняли единоличные судьи, назначаемые и смещаемые императорской администрацией.

Таким образом, судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам Империи. Суд и администрация стали неотделимы. В Риме, например, высший уголовный суд оказался в руках префекта претория, то есть градоначальника.

В итоге римский суд времен Империи стал строго сословным. Лица, принадлежащие к привилегированным (высшим) сословиям Империи, судились самим императором. Чиновнику давалась привилегия судиться в суде его собственного начальника.

Разделения на предварительное и судебное следствие не существовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обвинителем и сам же выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины стала пытка.

Вместо открытого, публичного рассмотрения судебных дел, как это было во времена республики, установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола.

Закономерным следствием этих порядков стало распространение ложных доносов. В республиканские времена ложный доноситель наказывался как преступник, каковым он, конечно, и является. В период Империи доносы стали безопасными и поощряемыми: пытка подтверждала любое обвинение. К тому же государство установило систему денежного вознаграждения доносителям.

В V в., по мере установления феодальных отношений, суд по делам колонов становится компетенцией землевладельцев.

В каждой большой латифундии возводится свое собственное тюремное здание.

Схожую эволюцию претерпевает и процесс по гражданским делам. Рассмотрение такого рода дел перешло от судей к тем же чиновникам. Началось с исключительных, «экстраординарных” случаев, затем, как это не раз бывало, экстраординарный порядок становится ординарным, обычным. Вызов ответчика, оценка доказательств, вынесение решения и его исполнение — все это стало делом соответствующего чиновника и его помощников.

Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был, разумеется, Император, практически же — его канцелярия.

Исторические предпосылки возникновения и развития римского права

Под термином «римское право» (jus romanum) понимается правовой порядок, существовавший в римском государстве от основания Рима (753г. до н.э.) до смерти императора Юстиниана (565г. н.э.).

Римское право началось как право небольшого города Гольца на Апенинсоком полуострове в VIII веке до нашей эры и первоначально оно мало чем отличалось от правовых систем Греции и др. Но Рим стал расширяться за счет войн — от Гибралтар до Великобритании и до Малой Азии на востоке.

Римляне считали, что все цивилизованное человечество входит в Римскую империю, а остальные — нецивилизованные. Все средиземноморье было под Римом. И в связи с этим, римским юристам для успокоения народов пришлось еще в III веке до нашей эры разрешать огромное количество различных торговых споров с иностранцами. В Риме к тому моменту имелось только гражданское право, субъектами которого являются только граждане империи, а на иностранцев оно не распространялось, а регулировать отношения как-то надо было. Ведь если никакой защиты иностранцам не давать, то никто не будет с ними торговать. Также надо было урегулировать отношения с лицами захваченных государств. В результате римлянам пришлось выработать очень жизненные правила, то есть пригодные для всего населения империи, этих взаимоотношений, которые мы называем римским частным правом.

Историю римского права принято делить на периоды:

  • а) древнего римского права — jus civile (от возникновения римского государства до установления магистратуры перегринского претора — 753-242 г.г. до н.э.);
  • б) классического, или преторского римского права (от установления магистратуры перегринских преторов до эдикта императора Каракаллы — от 242 года до н.э. до 212 года н.э.);
  • в) период постклассического права, или единого императорского римского права (от эдикта Каракаллы до падения Западной римской империи или до смерти Юстиниана — от 212 до 476 или 565 года н.э.).

Необходимо подчеркнуть, что указанные выше даты весьма условны. В жизни римское право лишь постепенно переходило из одного состояния в другое.

В Древнейший период римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

В течение классического периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений.

Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового закона и филигранной юридической техники.

Постклассический период характеризуется разложением рабовладельческого общества и государственности. В это время римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве этого периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что характерно для восточной части Римской империи.

Для более глубокого изучения истории римского права, а также для специальных научных целей разработаны и более детализированные схемы периодизации. Так, многие ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качестве особого этапа истории римского права предклассический период (III — I в.в. до н.э.). Такое вычленение предклассического периода имеет под собой серьезные основания, но оно в большей степени подходит для изучения истории римского права за рамками учебного курса.

Таким образом, римское право имеет свои периоды развития, в которых приобретались различные изменения, преобразования и новые элементы.

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом. Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в римском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имущественного оборота. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права, отличавшегося большой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юриспруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию. Римское право в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством. Кроме того, римское право пережило ту рабовладельческую государственность (Западную Римскую империю), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются различные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учебных целей представляется следующая периодизация истории римского права:

1. Древнейший период(VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще полисной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сакральным характером основных институтов.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское право постепенно освобождается от остатков патриархальности и религиозности и превращается в светскую юридическую систему, характеризующуюся высшей ступенью разработанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспруденции, давшей миру образцы глубокого правового анализа и искусной юридической техники.

3. Постклассический период (IV-VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и государственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономического и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его систематизацией и постепенным приспособлением к формирующимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Византии).

Развитие источников права.

Источники права древнейшего периода.Преобладало квиритское право (узко национальное право, а также комментарии юристов к законам). Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения, клятвы и т.д.

Древнейшим источником права в Риме былиправовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мереНумыПомпилия и Сервия Туллия. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы, в том числе и Законы XII таблиц, которые завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т.е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децимвиров были изданы, например, Законы XII таблиц. Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века до н.э. оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны.

Источники права в классический период.Преобладает преторское право (эдикты судебных магистратов, то, которое ввели преторы с целью содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления, основано на юрисдикции магистрата, его средств и мер помощи в случаях, указанных в эдикте). В III веке до н.э. — III веке н.э. формально продолжали действовать Законы XII таблиц (официально они были отменены в VI веке н.э. в ходе законодательных реформ византийского императора Юстиниана). Глубокое уважение римлян к своим правовым традициям и особенно благоговейное отношение к Законам XII таблиц не позволяли им открыто отказаться от этого исторического памятника. Но существенные изменения в экономической и политической жизни Рима сделали необходимым фактический отказ в повседневной правовой практике от устаревших норм Законов XII таблиц и квиритского права в целом. Возникла насущная необходимость в создании новых форм правотворчества, более гибких и позволяющих учитывать меняющиеся общественные условия.

На новом этапе истории римского права его наиболее характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают две новые и совершенно самостоятельные правовые системы: «преторское право» и «право народов». Обе эти системы были результатом правотворческой деятельности преторов (следующая по старшинству после консула должность, его основной компетенцией стало совершение городского правосудия по гражданским делам.). Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права.

Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд. Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательными, поскольку поддерживались преторской властью. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась, преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью. Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, кот.в своем правотворчестве (при издании эдикта) обладал большой свободой усмотрения. Созданное преторами перегринов «право народов»применялось преторами перегриновкак право для чужестранцев в спорах между собой и с римлянами, нопослерасширения Рима стало «универсальным» и влияло на цивильное право, включало практику судебных магистратов и торговые обычаи иноземцев.Оно было не международным, а внутригосударственным, т.е. римским правом, причем его наиболее развитой и совершенной частью. С установлением империи постепенно изменилось и положение преторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Адриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (2 в. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юлиана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название «вечного эдикта». Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов (постановления сената), которые в предшествующий период (в эпоху поздней республики) не обладали правовой силой. В первой половине I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса(сначала – самый главный среди сенаторов, затем – так назывался император) и часто назывались по его имени. Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров,законодательство (конституции) императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдельной провинции.

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на власти, а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консультации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров касались лишь вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т.п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.

Роль римских юристов в развитии права. Исключительно важным и своеобразным источником развития римского права в классический период становится деятельность юристов, которая способствовала развитию стройности и цельности всей правовой системы Древнего Рима.

Римская юриспруденция приобретает чисто светский характер начиная с середины 3 в. до н.э., правовые консультации которого впервые носили публичный и открытый характер. Юристы республиканского периода играли важную роль в судебной практике. Они давали юридические консультации, особенно по вопросам судебного процесса, формулируя в связи с ними правовые ответы, редактировали и составляли юридические акты, в ряде случаев принимали участие в самом судебном процессе, оказывая помощь одной из сторон. Публия Муция Сцевола, СервияСульпиция часто считают основателями римской юридической науки. Они впервые предприняли попытку дать обобщение судебной практики, систематически изложив цивильное право (Публий Сцевола) и составив первый комментарийпреторского права (Сульпиций). В эпоху принципата круг юристов становится шире. Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций. Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие — для практического использования. Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права.

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (сер. 2 в. н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала. Система, использованная Гаем, она была значительным шагом вперед в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права — от средств их защиты. Институции Гая разделены на 4 книги: о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права.

Юристы классической эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию, избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и преторского права понятий, как иск, собственность, договор, сервитут и т.п. С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов — дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые «ответы») оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенному их кругу давать ответы, имеющие официальное значение. Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившийся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т.е. обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья обязан был с ним считаться при вынесении решения.

Источники права постклассического периода. В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами. В 5 в. специальными знатоками Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними — мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Всеобъемлющая систематизация римского права была проведена в 6 в, т.е. уже после падения Западной Римской империи, по указанию византийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшегося, однако, некоторым интерполяциям — включениям норм более позднего, в частности греческого и восточного права. На более позднем этапе истории права (уже в средние века) эти сборники стали выступать как единый Свод законов Юстиниана. Не вошедшие в него законодательные акты отныне подлежали отмене. Имелись нововведения: отмена различий между гражданским правом и «правом народов», между квиритской и бонитарной собственностью и т.д. По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге 1 рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 — 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 — 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания и т.д.).

Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты. По замыслу Юстиниана, его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана. В случае возникновения спорных вопросов она обращалась за разъяснениями к Юстиниану, который издавал соответствующие конституции, составившие «50 решений». Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Более других в Дигестах цитируются Ульпиан, Павел, Папиниан и др. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Придав Дигестам силу закона, Юстиниан запретил их комментирование, а также ссылки на старые законы и сочинения юристов.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции — элементарный учебник права, обращенный императором к «юношеству, любящему законы». Они также получили силу императорского закона, стали применяться как официальный источник права.

В основу Институций Юстиниана были положены сочинения Гая и некоторых других юристов. Определенное влияние на них оказали дигесты, а также ряд императорских конституций. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического (позднеримского, византийского) права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены (например вышедшие из употребления формы брака, легисакционный и формулярный процесс и т.п.). С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату и т.п. Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг.

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права.

В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера.

Будучи не только научным трудом, но и одним из лучших учебников по римскому праву на русском языке, настоящее издание, несомненно, должно послужить подъему изучения римского права на юридических факультетах России, тем более, что, как отметил Е.А. Суханов, развитие и углубление цивилистической подготовки российских юристов, призванных действовать в условиях рыночной экономики, должно сопровождаться не только расширением объема учебного времени, отводимого на изучение гражданского и коммерческого права, но «в расширении нуждается изучение римского частного права — основы цивилистики». Хочется надеяться, что переиздание фундаментального труда классика отечественной юридической романистики будет содействовать успешному решению этой задачи.

А.Д. Рудоквас кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, директор Санкт-Петербургского филиала Центра изучения римского права

Предисловие к первому изданию

Предлагаемая книга имеет скромное назначение – быть элементарным руководством для лиц, желающих познакомиться с основными процессами в истории римского права. Дать сжатый, но возможно ясный, очерк этих процессов, ввести читателя в важнейшие проблемы нашей науки – такова ее общая цель. Ввиду этого детали оставляются в стороне; равным образом и литературные указания даются лишь в очень ограниченном размере. Лица, заинтересовавшиеся ближе тем или другим вопросом, легко могут найти для себя дальнейшую литературу в тех основных произведениях, которые указаны во введении.

Для облегчения пользования книгой, помимо довольно подробного оглавления, к ней присоединен алфавитный указатель, причем главное внимание при его составлении было обращено на технические латинские выражения, представляющие для начинающих наибольше трудностей. Ввиду этого и самый указатель расположен в порядке латинского алфавита.

Выпускаемая ныне «История римского права» отнюдь не должна быть смешиваема со студенческим изданием моих «Лекций по истории римского права» (4-е изд. 1911 г.), изданием по содержанию устаревшим и полным разнообразных погрешностей.

С.-Петербург, 25 апреля 1913 г.

Предисловие к третьему изданию

Как второе, так и выпускаемое в настоящий момент третье издание совпали с великой Европейской войной, которая до крайности затруднила научные сношения с Западной Европой и вызвала везде ослабление научных занятий. Вследствие этого уже второе издание (1915 г.) содержало в себе, по сравнению с первым, лишь незначительные исправления и дополнения; нынешнее же третье издание содержит их, по сравнению со вторым, еще меньше.

Та же война чрезвычайно ухудшила условия печатания и удорожила его. Вследствие этого, к крайнему сожалению автора, нынешнее издание оказывается и более дорогим, и худшим по внешности.

Москва, 1 января 1917 г.

Римское право, его значение в истории правового развития человечества и в современной юриспруденции

Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.

Зародилось оно в далекой глубине времен — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным-давно затеряно в архивах истории.

Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma постепенно растет, поглощая в себе другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международной торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивается в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистры должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.

Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу, творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм — основные начала этого целого.

Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде — «Corpus Juris Civilis» императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.

Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары — новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

Но это «кажется» — обманчиво. На некоторое время, действительно, ход общечеловеческого культурного развития как будто приостанавливается; влившийся большою массой новый человеческий материал нуждается в предварительной обработке. Несколько веков проходит в беспрерывных передвижениях новых народов, в их взаимных столкновениях; пришельцы еще не могут освоиться на новых местах, двигаются, устраиваются. Много ценного, конечно, погибает при этом из античной культуры, но не все.

Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.

Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем то, что было нужно.

Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит в местное и национальное законодательство — совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах «Corpus Juris Civilis» Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних.

Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папинианом, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писаный разум, за ratio scripta.

Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права — с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше.

Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права — римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга: «durch das römische Recht, aber über dasselbe hinaus» — «через римское право, но вперед, дальше его». Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание к благу и правде в человеческих отношениях — такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.

История римского права, его источники и литература

Если римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин, то первое, с чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, его история. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (так называемое «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (так называемое «современное римское право»), было бы абсолютно непонятно.

Если римское право приобрело общечеловеческую ценность тем, что оно мало-помалу из национального права одного небольшого народа превратилось в универсальное право всего античного мира, — то проследить процесс этого превращения и составляет главнейшую общую задачу истории римского права.

Римские юристы не оставили нам истории своего права: практический интерес к праву оттеснил у них на задний план интерес исторический. Среди огромной юридической литературы древности сочинений исторического характера почти не встречается; исключение составляет только произведение юриста II в. по Р. Х. Помпония — «Enchyridium», отрывок из которого дошел до нас в одной из частей Юстиниановского Свода, «Digesta» (fr. 2. D. 1.2). Но отрывок этот касается только истории юриспруденции и во многих отношениях полон неясностей и противоречий. Отдельные исторические сообщения делаются, правда, иногда римскими юристами по тому или другому поводу, но сообщения эти случайны и отрывочны. Наибольшее значение из этих сообщений имеют те, которые находятся в дошедшем до нас полностью произведении Гая, также юриста II в. по Р. Х., под названием «Institutiones».

Ввиду этого историю римского права приходится воссоздавать на основании иных источников.

Источники эти могут быть разделены на две группы.

а) Первую группу составляют литературные памятники — произведения древних писателей. Наибольшее значение среди них имеют, конечно, сочинения, посвященные римской истории; таковы сочинения Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского, Плутарха, Полибия, Тацита и др. Но и произведения неисторического характера дают много ценных данных: то там, то здесь мы наталкиваемся на те или другие факты, которые проливают свет и на историю развития правовых институтов. Среди литературных произведений этого последнего рода особенно должны быть отмечены сочинения Цицерона, Плиния, сочинения грамматиков (Варрона, Феста, Валерия Проба и др.), землемеров (agrimensores или gromatici — Фронтина, Гигина и др.), сочинения по сельскому хозяйству (Катона, de agricultura; Варрона, rerum rusticarum libri tres, и т.д.). Даже произведения поэтов (Плавта, Горация и др.) небезразличны для истории права.

б) Вторую группу составляют источники эпиграфические. В разные времена и в разных местах находились и продолжают находиться разнообразные остатки старины — какая-нибудь медная доска с вырезанным на ней текстом закона, какая-нибудь колонна с надписью, какие-нибудь случайно сохранившиеся документы (дощечки или папирусы). Все эти непосредственные остатки античной древности во всей их совокупности представляют огромный исторический интерес и немало уже дали для истории римского права. Полное собрание всех подобных надписей издается Берлинской Академией наук, начиная с 1863 г., под названием «Corpus Inscriptionum Latinarum».

Важнейшие из указанных источников доюстиниановского права можно найти в изданиях П. Жирара: «Textes de droit romain»; К. Брунса: «Fontes juris romani antiqui» или в итальянском издании (Riccobono, Baviera, Ferrini): «Fontes juris romani antejustiniani».

Истинно научное исследование истории римского права развилось только с начала XIX столетия, с появлением так называемой исторической школы в юриспруденции. Пробуждение интереса к истории римского права совпало с установлением нового, критического метода в исследовании римской истории вообще. Инициатором этого критического отношения к римской традиции явился германский ученый Б.Г. Нибур; его «Римская история» (1811-1812 гг.) составила в этом отношении эпоху. Тот же Нибур в 1816 г. открыл в библиотеке Веронского собора рукопись полного упомянутого выше сочинения Гая «Institutiones», которое на многие вопросы истории римского права проливало новое освещение. Это открытие еще более способствовало оживлению исторического интереса.

После Нибура критическое исследование общей истории Рима движется непрерывно вперед и выдвигает целый ряд неутомимых и талантливых исследователей. Во главе их должны быть поставлены А. Швеглер (его «Римская история» была издана в 1853-1858 гг.) и Т. Моммзен («История Рима» — первое издание 1854-1856 гг., т. I-III, охватывающие римскую историю до битвы при Тапсе; затем последовал сразу т. V, содержащий историю провинций в период империи; дальше произведение Моммзена не пошло; «Римская история» Моммзена имеется и в русском переводе), а в новейшее время Э. Пайс, Эд. Мейер и др. Для общего ознакомления с римской историей (кроме упомянутой истории Моммзена) хорошим пособием является Б. Низе: «Очерк римской истории и источниковедения»; русский перевод под редакцией проф. М. Ростовцева.

Параллельно с развитием исследований в области римской истории вообще и часто в непосредственной связи с ними идут исследования и в области истории римского права. Тот же Моммзен и в этой специальной сфере оказал огромные услуги нашему знанию, услуги, которые едва ли когда-либо и кем-либо могут быть превзойдены. Кроме массы мелких исследований, ему мы обязаны критическим пересмотром Юстиниановых «Дигест», полной систематической обработкой римского государственного и римского уголовного права. Кроме Моммзена, здесь же заслуживают быть названы: Р. Иеринг (Ihering R. v), озаривший в своем сочинении «Дух римского права» новым светом многие исторические процессы римского права; Ф. Келлер, впервые разработавший историю римского процесса; П. Крюгер, давший историю источников и литературы римского права; А. Пернис, А. Лейст, М. Фогт, О. Карлова, а из новейших — О. Ленель, П. Влассак, Л. Миттейс, П. Жирар, Е. Коста и др.

В качестве основных пособий при изучении истории римского права могут быть рекомендованы:

Из произведений, охватывающих все отделы истории римского права:

Примечания:

Суханов Е.А. // Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996. C. 5.

Civitas Roma – «Римское государство». Понятие «civitas» многозначно и может не только служить эквивалентом понятия «государство», но переводиться и как «cамоуправляю­щаяся община» или «сообщество граждан». Наиболее близким по смыслу и аналогичным понятию «civitas» в латинском языке является «полис» в древнегреческом. (Прим. ред.)

«Corpus Juris Civilis» – «Свод гражданского права». Такое название было дано средневековыми правоведами кодексу римского права, созданному по приказу императора Юстиниана комиссией юристов во главе с Трибонианом с 528 по 534 г. добавлением законодательства самого Юстиниана, появившегося после 534 г. и составившего последнюю часть свода – «Новеллы» (Novellae). Впервые под именем «Corpus Juris Civilis» (сокр. – CIC) этот свод был издан в 1583 г. французским историком и правоведом Дионисием Готофредом (Дени Годефруа). Свод Юстиниана – основной источник познания римского права, обобщивший тысячелетний опыт его развития. (Прим. ред.)

Рудольф фон Иеринг (1818–1892) – немецкий романист и философ права, основатель так называемой реалистической школы права, оформившейся в противовес «исторической школе» Ф. Савиньи и, в отличие от последней, считавший право продуктом борьбы различных общественных сил, а не выражением самораскрывающегося «народного духа». Cвои теоретические построения Иеринг строил на материале римского права, внеся неоценимый вклад в романистику и историко-правовую науку в целом, и прежде всего в методологическом аспекте. (Прим. ред.)

«Чистым римским правом» в юридическом смысле называется то право, которое существовало в римском государстве на протяжении его истории и на закате античной истории было кодифицировано императором Юстинианом, а под «современным римским правом» понимается римское право периода его рецепции в Западной Европе, когда оно опять стало применяться для регулирования общественных отношений в период зарождения капитализма в Новое время. В этот период оно было отчасти изменено и модернизировано в соответствии с потребностями новой эпохи. В противоположность «чистому римскому праву» римское право периода рецепции часто именуют «пандектным». (Прим. ред.)

Enchyridium – греч. «Пособие», а Digesta – типичное название определенного вида сочинений римских юристов, посвященных толкованию сложных вопросов правоприменительной практики. Это название носит и вторая часть Свода Юстиниана, содержащая расположенные в тематическом порядке сентенции виднейших юристов по различным вопросам толкования и применения права. (Прим. ред.)

Новейшее (пока еще неоконченное) издание Институций Гая с объяснениями представляет: Kniep F. Gai Institutionum: Сommentarius primus. 1911; Сommentarius secun­dus – вып. I, 1912; вып. II, 1913.

Грамматики – античные филологи и литературоведы. (Прим. ред.)

Землемеры – авторы трактатов по технологии аграрного производства, призванных служить образцом для правильного и прибыльного ведения сельского хозяйства. Эти трактаты содержат среди прочего и ценные замечания в связи с юридическими реалиями того времени. (Прим. ред.)

Известный политический деятель римской Республики, Марк Порций Катон Старший, написал для своего сына несколько наставлений по праву, риторике, военному делу и другим дисциплинам. До наших дней сохранилось только его наставление по ведению сельского хозяйства – De agricultura («О сельском хозяйстве»). Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н.э.), известный политик, после победы Цезаря в гражданской войне целиком посвятивший себя занятиям историей и филологией. Написал более 600 книг, из которых до наших дней дошли единицы, и в их числе трактат по ведению сельского хозяйства – Rerum rusticarum libri tres («Три книги по сельскому хозяйству») (Прим. ред.)

Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Т. 1. СПб., 1875.

Добавить комментарий