Основные институты конституционного права

Институт права — это совокупность норм права, которые регулируют определенный круг однородных, однопорядковых общественных отношений и образовывают однородную группу. Различают отраслевые и межотраслевые правовые институты. Так, отраслевыми конституционными институтами есть: институт прав и свобод человека и гражданина, органов государственной власти, институт гражданства, институт территориального устройства, институт местного самоуправления и т.п.. Примером межотраслевого института может быть институт собственности.

Конституционные институты различаются по смыслу, структурой, методами и задачами правового регулирования. Среди них есть надинституты, которые охватывают значительный круг общественного отношения и включают в своего состава ряд других институтов (подинститутов), которые, в свою очередь, могут иметь более мелкие структурные подразделы. Такими надиститутами можно считать институты власти народа, государственного суверенитета, государственной власти и т.п..

Таким образом, конституционно-правовой институт — это функционально отделенная, внутренне стабильная подсистема взаимосвязанных правовых норм. Это — главный подраздел конституционной области права, что является системой институтов права и охватывает не один, а несколько разновидностей правоотношения, однородное по своему смыслу и методами правового влияния.

Конституционные институты в своей совокупности образовывают стройную систему, которая является основой Конституции России. Институты расположены в определенном порядке, надлежащим образом включенные в тексте Конституции. Общее представление о системе этих институтов дает ее (Конституции) содержание. Это — институт общих основ конституционного порядка, институт прав и свобод человека и гражданина, институт прямого народовластия, институты законодательной, исполнительной и судебной власти, институт территориального устройства, институт местного самоуправления, институт, который определяет порядок изменений и дополнений Конституции.

Можно предложить и другую классификацию конституционных институтов в зависимости от отношений, которые они закрепляют в источниках конституционного права.

I. Институт народовластия, который включает:

1) непосредственное народовластие (прямая демократия);

2) представительное народовластие (осуществляется через

избранных представителей народа);

3) местное самоуправление.

II. Институт конституционного оформления народовластия:

1) конституционный порядок;

2) юридическая конституция;

3) конституционные законы;

4) конституционная законность;

5) конституционные обычаи, традиции.

III. Институт правового статуса человека и гражданина:

1) гражданство (постоянная связь лица и государства);

2) система основных прав и свобод человека и гражданина;

3) гарантии основных прав и свобод.

IV. Институт государственного устройства:

1) форма государства;

2) территориальная организация РоссииУкраины;

3) механизм государства.

7. Источники конституционного права: понятие и виды.

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом

смыслах. В первом значении понимаются факторы, определяющие само содержание

права. К ним относят материальные условия жизни общества, его экономические

отношения.В юридическом смысле в качестве источника права рассматриваются формы,

посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы.

Формами в этом случае выступают правовые акты.Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Ими считаются только действующие в настоящий период правовые акты.Для источников права установлен как особый порядок их принятия, так и отмены.После отмены акта он перестает быть источником действующего права.Особое место среди актов, действующих на территории Российской Федерации, занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли. Эта ее роль обусловлена следующими факторами:

1. В Конституции устанавливаются правовые нормы общего характера, становящиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники исходят из конституционных норм, детализируя их положения.

2. Конституция как источник права характеризуется широтой содержания установленных в них норм. Последние охватывают своим воздействием все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную.

3. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

4. В Конституции определяются многие другие виды источников отрасли права. В ней устанавливаются наименование правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

5. Значение Конституции определяется и тем, что установленные в ней нормы выступают как форма воплощения государственной воли народа. В ней в юридической форме устанавливаются цели, которые перед собой ставит общество, и принципы его организации и жизнедеятельности.

6. Конституция — акт не только наивысшего правового, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.

Таким образом, Конституция Российской Федерации как основной источник отрасли служит формой установления норм, составляющих ядро конституционного права, основу всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет данной отрасли права.К числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся законы Российской Федерации — федеральные законы. Закон — наиболее распространенная форма, через которую должно быть установлено наибольшее количество конституционно-правовых норм, принимаемых на основе развития конституционных положений и принципов. К источникам конституционного права относятся такие законы Российской Федерации, как Закон о гражданстве, Закон о статусе депутата Государственной думы, Федерального собрания и др. В качестве источников выступают и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной думой, Правительством. Это указы и прочие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального собрания, постановления Правительства. Источником отрасли являются регламенты Палат Федерального собрания, положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина. Такие декларации имеют правовое значение. В них формируются принципы,

считающиеся обязательными для всего конституционно-правового развития

государства, провозглашаются новые концепции, определяющие дальнейшее развитие

государства. К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности их уставы (положения).

Судебные решения также являются источниками конституционного права.

8. Российская наука конституционного права и тенденции ее развития.

Наука конституционного права относится к числу отраслевых юридических наук, изучающих отдельно взятые отрасли права.Предметом изучения конституционно-правовой науки является ряд правовых явлений:

1) общественные отношения, являющиеся предметам регулирования отрасли конституционного права. Общественные отношения являются первоначальным звеном в построении системы конституционно-правового регулирования. Наука конституционного права изучает общественные отношения с целью содей ствия наиболее точному определению меры и способов конституционно-правового воздействия на них;

2) нормы отрасли конституционного права. Наука конституционного права изучает конституционно-правовые нормы, их свойства, признаки; систему этих норм и ее функционирование; механизм конституционно-правового регулирования; закономерности и перспективы развития отрасли конституционного права, ее институтов;

3) источники отрасли конституционного права — Конституция РФ и иное законодательство Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры, нормы международного права, решения Конституционного Суда Российской федерации. Наука изучает основные свойства каждого вида источников, их соотношение друг с другом, коллизии, возникающие между ними, расположение норм конституционного права в различных источниках;

4) конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовая наука изучает правоотношения как результат урегулированности общественных отношений, эффективность воздействия правовых норм, производит сравнение заложенного в норме регулирования и полученного результата. В данном аспекте изучается также правоприменительная практика государственных органов. Таким образом, конституционно-правовая наука представляет собой систему обобщенных теоретико-методологических знаний о конституционном праве и общественных отношениях, им регулируемых. Источниками науки конституционного права являются, во-первых, труды ученых — специалистов в области конституционного права, теории права, во-вторых, нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы, в-третьих, практика реализации конституционно-правовых норм: правомерное и неправомерное поведение субъектов права, реализующих свои конституционно-правовые права и обязанности. Конституционно-правовая наука использует различные методы — приемы, способы научного познания своего предмета и получения научного результата. В науке конституционного права используются исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и другие методы научного познания. Наука конституционного права Российской Федерации — не единственная наука, изучающая конституционное право. Она входит в блок конституционно-правовых наук наряду с конституционным правом зарубежных стран (иностранным конституционным правом, * изучающим конституционно-правовые институты иностранных государств; сравнительным конституционным правом ** (общим конституционным правом, *** изучающим конституционное право всех стран мира, в том числе России.

9. Конституция Российской Федерации: сущность, основные черты и юридические свойства.

Конституция — это основной закон общества и государства, регулирующий в правовом порядке основы конституционного строя, в том числе конституционную законность государства, и другие фундаментальные институты; статус человека и гражданина; федеративное устройство; механизм государственной власти и местного самоуправления; совершенствование и охрану конституции (конституционной поправки и пересмотр конституции). Конституция — это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция как основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина. В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, что противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене. Первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п. Раскрытие сущности конституции связано с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.Представители теологической теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума. Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Марксистско-ленинская теория усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писаные, т.е. составленные в виде единого документа, и неписаные — состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов. По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают функционирующие в стране общественные отношения. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений. Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты: 1)Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа.

2)Конституция носит учредительный характер. Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. 3)Конституция затрагивает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и другие. Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются: — в верховенстве конституции; — в ее высшей юридической силе; — в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права; — в особой охране конституции; — в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Конституция Российской Федерации Конституция России — это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль конституции в обществе реализуется и в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую. Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Правовая функция Конституции РФ заключается в том, что Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Гуманистической функция состоит в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования. Основные черты и юридические свойства конституции отражают ее особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести следующие: легитимность, перспективность, преемственность, верховенство, стабильность, особый порядок принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года заключается в том, что она была принята конституционным референдумом, который проводился впервые за всю историю существования России. Гражданам предоставлялся проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным совещанием. В этом выражается еще одна существенная черта конституции: в наличии особого субъекта — народа, который устанавливает конституцию и от имени которого она принимается. Важной чертой конституции является ее преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Ядро преемственности федеральной Конституции 1993 года — российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России. Идея преемственности новой российской Конституции содержится в ее преамбуле, где выражена воля народа к сохранению сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, осознание ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями. Важной чертой конституции правового государства является ее реальность. Главным критерием для оценки реальности конституции служит соответствие ее действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.

Юридические свойства — это правовые признаки конституции как основного закона государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает. К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства — парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, — учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

3.Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации»

4.Стабильность Конституции — важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством.

5.Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной. реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства.

10. Структура Конституции Российской Федерации 1993 г.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. Структура Конституции РФ 1993г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 136 статей.Преамбула — важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение. В первой главе Конституции закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п. В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе. Девять глав, включенные в первый раздел конституции РФ, расположены в следующем порядке:

1. Основы конституционного строя

2. Права и свободы человека и гражданина

3. Федеративное устройство

4. Президент Российской Федерации

5. Федеральное собрание

6. Правительство Российской Федерации

7. Судебная власть

8. Местное самоуправление

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям.

11. Функции Конституции Российской Федерации.

ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ — важнейшие направления конституционного воздействия на регулируемые отношения. Ф.к. раскрывают сущность, социальное назначение и служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, политическую и мировоззренческую (идеологическую) Ф.к. Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе. Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) учредительную, которая выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы

б) правонаделительную, связанную с закреплением в Основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права в) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина г) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении Основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Политическая, или социально-политическая, функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в демократическом политическом режиме. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), в обеспечении взаимодействия политических институтов общества в процессе функционирования всей политической системы.Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается в том, что конституция является элементом философии организации государственной власти, выражает особое мировоззрение: она провозглашает и защищает важнейшие ценности — права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности. Конституция в этом смысле представляет собой определенную идеологию — систему идей, воззрений на государственное и общественное устройство. Кроме этих функций, конституция осуществляет также интеграционную функцию. Все современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы; обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 19

Конституционное право как совокупность норм имеет свою систему. Система есть внутреннее строение отрасли, ее структура, определяемая дифференциацией и интеграцией конституционно-правовых норм. Систему конституционного права обусловливают взаимосвязи норм данной отрасли права, их объединение в правовые институты.

.В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений — объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на пединституты: основные принципы отношений человека и государства:

основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности. Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

1) гражданство;

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов — адресатов норм института федеративного устройства — состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления.Структура института включает следующие части:

1)Президент РФ;

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция — самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Вопрос 4: Конституционно-правовые отношения, их правовое и социальное содержание

Конституционно-правовое отношение — возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений — участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа — это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

* В ряде субъектов Федерации наряду с органами местного самоуправления на местном уровне действуют местные органы государственной власти (например, Удмуртская Республика).

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения — корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления — депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание — это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения — это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность — предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав — права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие — это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие — это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав — система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения — это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона — носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.

Рекомендуемые страницы:

Институты конституционного права РФ: определение и структура

Для конституционного права, как и для других правовых отраслей свойственно выстраиваться в систему институтов.

Определение 1

Под институтом понимается правовое образование-подсистема сферы права, которая структурирует ряд правовых норм в группы или комплексы и регулирует конкретный вид общественных отношений.

Для конституционного права свойственно выстраивать институты конституционного права в иерархической последовательности, определенной рядом их юридических свойств.

Сумма юридических особенностей каждой группы правовых норм наделяет их качеством элемента направления. Исходное начало, которое определяет ряд юридических свойств элементов направления, выступает в качестве характера того направления общественных отношений, которое контролируется ими.

Существует ряд основных институтов конституционного права, которые определены Конституцией РФ. Речь идет об основах конституционного строя, основах правового статуса человека и гражданина, о федеративном устройстве страны, о системе государственной власти, о системе местного самоуправления.

Данная классификация говорит о том, что каждый из обозначенных институтов характеризуется значительной широтой охвата и разнообразием контролируемых общественных отношений и есть возможность подразделить его на подсистемы или подинституты.

Наиболее широким и разнообразным кругом общественных отношений характеризуется ряд институтов. Речь идет о основах конституционного строя, основах правового статуса гражданина и человека и о системе государственной власти с ее ключевыми внутренними подсистемами.

Для основ конституционного строя применимо разделение их на основы общественного строя и основы государственного строя или же их можно обозначить четырьмя элементами основ:

  • политическая система;
  • экономическая система;
  • социальная система;
  • духовно-культурная система страны и социума.

В состав института основ правового статуса гражданина и человека входит ряд подинститутов. Речь идет о гражданстве, основных личных правах и свободах гражданина и человека, о ключевых политических правах и свободах гражданина и человека, о ключевых экономических правах и свободах гражданина и человека, о ключевых социальных правах и и свободах гражданина и человека, о ключевых духовных и культурных правах и свободах гражданина и человека, о ключевых обязанностях гражданина и человека.

Для данного института также применима дифференциация на основе носителя ключевых прав, свобод и обязанностей (речь идет о субъекте) на две группы. Речь идет о правах, свободах и обязанностях, присущих исключительно гражданам и правах, свободах и обязанностях, присущих любому человеку, даже иностранцу и лицу, которое не имеет гражданства.

Для института системы государственной власти свойственно разделение на ряд подинститутов. Речь идет о главах стран, парламенте, правительстве, судебной системе, прокуратуре и иных правозащитных и правоохранительных органах, об органах государственной власти в субъектах Российской Федерации.

Замечание 1

Суть структуры федеративного устройства можно увидеть через ряд составляющих. Речь идет о правовых принципах федеративных отношений, о конституционно-правовом статусе Федерации, о конституционно-правовом статусе субъекта РФ, о правовых основах взаимоотношений Федерации с ее субъектами.

Если говорить о компактном составе института, то в первую очередь следует уделить внимание институту системы местного самоуправления. Но и он подлежит структурированию на ряд подинститутов. Речь идет об основах местного самоуправления, о самоуправлении населения, о конституционно-правовом статусе муниципального образования, о системе органов местного самоуправления. Важно отметить, что в данной ситуации допустима и иная последовательность.

Вместе с рядом институтов конституционного права, которые имеют отражение в Конституции РФ, рядом федеральных законов создаются и другие институты конституционного права РФ в этом направлении права. Речь идет о институте непосредственной демократии. В качестве его подинститутов выступают референдумы, выборы, обсуждение народом значимых тем, отзывы выборных лиц избирателями и ряд иных форм непосредственного выражения воли социума. Еще одним институтом конституционного права выступает система общественной власти. Его можно структурировать на ряд подразделений.речь идет о конституционных основах общественной власти, видах и формах общественной власти, конституционно-правовом статусе общественного объединения, конституционно-правовом статусе политической партии, конституционно-правовом статусе профсоюза, конституционно-правовом статусе религиозного объединения и о иных подинститутах, которые служат определением формы организации и реализации общественной власти. Особое развитие в России получил институт конституционно-правовой ответственности.

Замечание 2

Его структурирование основывается на субъектах ответственности, механизме мер ответственности, процедурах привлечения к ответственности конституционно-правового характера и на иных группах норм, которые имеют отношение к данному институту.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Особенности предмета регулирования и норм институтов

Исходя из этого, в состав ключевых институтов, которые формируют систему конституционного права РФ, относится ряд институтов. Речь идет о:

  • об основах конституционного строя РФ;
  • о конституционно-правовом статусе гражданина и человека в РФ;
  • о непосредственной демократии в РФ;
  • о системе общественной власти в РФ;
  • о федеративном устройстве РФ;
  • о системе государственной власти в РФ;
  • о системе местного самоуправления в РФ;
  • о конституционно-правовой ответственности в РФ.

Замечание 3

Для каждого из перечисленных институтов свойственно иметь ряд особенностей предмета регулирования и норм, которые объединяются в его границах.

Если говорить о содержании института основ конституционного строя РФ, то оно в полной мере определяет Конституция РФ. Для данного института свойственна более высокая юридическая сила в сравнении с иными. Любое другое положение Конституции не может противостоять основам конституционного строя РФ. Для норм, которые составляют основы данного института, недопустимо меняться ни в каком порядке, кроме как в порядке, который установлен федеральной Конституцией. Для того чтобы их пересмотреть, необходимо принять основной закон РФ.

Для норм данного института свойственно иметь базовую направленность, которая применима ко всей российской правовой системе, потому что в них заключено закрепление концептуальных идей, которые являются основой для социума и страны. В сущности, для всех сфер общественных отношений и всех сторон социальной реальности свойственно испытывать правовое воздействие данного института. Нормы этого института выступают как определяющие для всех иных институтов конституционного права, задают вектор движения для конституционно-правового регулирования, предрешают сущность всех иных направлений права.

Для множества норм, которые объединены в институт конституционного права гражданина и человека РФ, свойственно наличие общерегулятивного характера. Реализация этих норм в большинстве ситуаций происходит вне определенных правоотношений, в которых одна сторона – это личность в качестве человека и гражданина. Относительно данных норм также применим и особый режим охраны. Для положений, которые являются основой конституционно-правового статуса личности, недопустимо изменяться ни в каком порядке, кроме как в порядке принятия новой Конституции РФ.

Замечание 4

Важно отметить, что естественное осуществление конституционных прав и обязанностей происходит при помощи использования не только норм конституционного права, но и ряда иных направлений права.

Особенности федеративного устройства РФ

Определение 2

В качестве федеративного устройства РФ выступает институт, объединяющий нормы, которые служат для регулирования государственного устройства.

Этот институт имеет особую сферу субъектов, их специфическую правоспособность. Нынешнее федеративное устройство РФ регламентировано сочетанием ряда норм права конституционно-правового, договорного и обычного характера. Особую роль в формировании и развитии федеративного устройства имеет ряд нормативно-доктринальных положений, которые отражены в решениях Конституционного суда РФ, и которые допускают ряд правовых коллизий и конфликтов в этом направлении.

Для институтов непосредственной демократии, систем общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в РФ тоже присуще иметь ряд своих особенностей. Для норм данных институтов свойственно наличие свойства преимущественно прямого регулирующего действия и реализация в определенных правоотношениях. Для институтов данного вида свойственно иметь нормы Конституции незначительные по объему, но в то же время, важно отметить, что они имеют определяющее значение в текущем законодательстве, которое регулирует структуру осуществления непосредственной демократии и разных форм общественной власти, формирования и работы государственной власти и местного самоуправления.

В ряде ситуаций для одной и той же правовой нормы допустимо быть в составе ряда конституционно правовых институтов. К примеру, в полномочиях Президента РФ в назначении всероссийского референдума отражена норма, которая применима и к институту системы государственной власти, его подинституту главы страны и институту непосредственной демократии.

Среди конституционно-правовых институтов наблюдается и такой вид правового взаимодействия, в силу которого ряд норм одного института формируют некоторые предпосылки для работы норм иного, обозначают их устремленность и суть.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

§ 2. Система институтов конституционного права и их взаимодействие с институтами других отраслей права

Конституционно — правовой институт — важнейший элемент структуры конституционного права, свидетельствующий о его качественном внутреннем содержании.

Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, именно институты представляют собой правовые образования, структурирующие юридические нормы в отдельные группы для регулирования определенных видов общественных отношений. Институты в рамках отрасли конституционного права представляют собой систему взаимосвязанных элементов, что, вместе с тем, не мешает им выстраиваться в рамках определенной иерархической последовательности.

Известно, что первичным элементом института являются правовые нормы, а в правовой институт включаются только однородные нормы. Чем определяется такая однородность норм? Однородными их делает воздействие на определенные общественные отношения, отличающиеся единством содержания. Именно специфика общественных отношений, их стабильность и устойчивость в тех или иных сферах предопределяет необходимость группировки воздействующих на них правовых норм в правовые институты. Специфика правовых норм, образующих правовой институт, внутренние взаимосвязи между ними придают институту качества элемента отрасли.

Конституционные нормы, как и общественные отношения, которые они регулируют, не остаются неизменными, а находятся в постоянном развитии.

В последние годы отмечается тенденция повышения общей структурированности конституционного законодательства, относительного обособления его подотраслей и институтов. Наблюдается все большая их специализация. В рамках такой специализации изменяется и сам характер конституционно — правового регулирования, модифицируется метод конституционного права, все чаще он используется совместно с методами других отраслей права.

В юридической литературе нет единого мнения относительно системы институтов конституционного права. Распространенной является позиция, согласно которой система институтов основывается на структуре Конституции Российской Федерации. Обосновывается такая позиция тем, что главы Основного закона регулируют взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения. К числу институтов, определенных Конституцией Российской Федерации, относят: основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство государства; система государственной власти; система местного самоуправления.

Данная классификация обладает значительной широтой охвата общественных отношений, и каждый из этих институтов может быть подразделен на подинституты. Некоторые авторы предлагают институты, выделяемые Конституцией Российской Федерации, определять генеральными, включающими в себя более узкие институты.

Нередко в юридической литературе при решении проблем структурирования отрасли конституционного права предлагается использовать дифференциацию на правовые институты. Так, М. В. Баглай, характеризуя систему конституционного права, выделяет следующие правовые институты отрасли: основы конституционного строя; основные права человека и гражданина; федеративное устройство государства; избирательное право; президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; государственная власть в субъектах Российской Федерации; местное самоуправление; порядок внесения поправок и пересмотр Конституции. При этом некоторые институты автором подразделяются на подсистемы. Нетрудно заметить, что выделяемые институты в значительной степени коррелируются с их конституционной дифференциацией.

По мнению И. А. Конюховой, каждый из выделенных институтов может быть дифференцирован на подинституты. В частности, основы конституционного строя могут подразделяться на основы общественного строя и основы государственного строя. Возможна также иная градация в виде основ: политической, экономической, социальной, духовно — культурной систем государства и общества. Институт основ правового статуса человека и гражданина может быть в свою очередь дифференцирован на подинституты: гражданство; основные личные права и свободы человека и гражданина; основные политические права и свободы; основные социальные права и свободы; основные духовные и культурные права и свободы; основные обязанности человека и гражданина. Указанные подинституты могут быть подвергнуты и дальнейшей дифференциации.

Имеются и иные классификации институтов конституционного права. Так, основные права, свободы и обязанности рассматриваются некоторыми авторами как комплексный правовой институт, который включает в себя институт основных прав, институт основных свобод, институт основных обязанностей. В институте системы государственной власти могут быть выделены следующие подинституты: 1) глава государства; 2) парламент; 3) правительство; 4) судебная система; 5) прокуратура; 6) органы государственной власти в субъектах Федерации.

Составляющими института федеративного устройства являются: принципы федеративных отношений, правовой статус Российской Федерации, правовой статус субъектов Федерации.

Следует признать, что использование только структуры российской Конституции не позволяет выявить в целостном виде все институты конституционного права. В системе данной отрасли права возникли и получили развитие новые институты.

Интенсивное развитие получает конституционное законодательство, связанное с правовым регулированием непосредственной демократии, институтов гражданского общества, политических партий, общественных объединений. Далеко не полностью использован потенциал законодательного регулирования в этих сферах. В этой связи отдельные ученые полагают уместным расширить систему институтов конституционного права по сравнению с системой институтов, структурируемых Конституцией Российской Федерации.

С точки зрения И. А. Конюховой, современная система институтов конституционного права России может быть представлена в следующем виде:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;

3) непосредственная демократия в Российской Федерации;

4) система общественной власти в Российской Федерации;

5) федеративное устройство Российской Федерации;

6) система государственной власти в Российской Федерации;

7) система местного самоуправления;

8) конституционно — правовая ответственность в Российской Федерации.

По мнению автора, такая система позволяет более емко и комплексно охватить содержание отрасли конституционного права, а каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования, а также входящих в институт норм. Так, институт основ конституционного строя по сравнению с другими институтами отличается более высокой юридической силой. Основам конституционного строя не могут противоречить никакие другие положения Конституции, а для их пересмотра требуется принятие новой Конституции. Особенностью норм, составляющих основы конституционного строя, является их базовый характер по степени воздействия на наиболее важные сферы общественных отношений, они являются определяющими для всех других институтов.

Обладают спецификой и нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Эта специфика определяется прежде всего тем, что стороной правоотношения выступает человек и гражданин. Нормы этого института подлежат защите в особом порядке. Кроме того, реализация этих прав обеспечивается применением норм других отраслей (административного, трудового, уголовного и иных).

Особенностями обладает институт федеративного устройства. В нем объединены нормы, регламентирующие государственное устройство России. Особым является и субъектный состав, содержание возникающих правоотношений, правовой статус субъектов. Нормы института закрепляют виды субъектов Федерации, определяют разграничение власти между Федерацией и ее субъектами.

Другие институты конституционного права также имеют свои особенности (например, институты непосредственной демократии, системы государственной власти, местного самоуправления). Не все конституционные институты одинаковы по объему нормативного регулирования, но каждый из них играет важную направляющую роль в развитии текущего законодательства.

В совокупности институты конституционного права образуют единую систему и тесно взаимосвязаны между собой. Эта связь выражается в том, что нормы одного института создают условия для действия норм другого института. К числу особенностей системы институтов конституционного права следует отнести универсализм, выражающийся в охвате отношений во всех сферах жизнедеятельности общества, учредительный, координирующий характер. При этом особое положение в системе институтов конституционного права занимают основы конституционного строя, основы прав и свобод человека и гражданина. Это определяется тем, что в нормах этих институтов содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого другими конституционно — правовыми нормами, тем, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования государственных органов. Не случайно Конституция Российской Федерации в ст. 16 закрепляет, что никакие другие положения Конституции Российской Федерации не могут противоречить основам конституционного строя. Нормы, составляющие основы конституционного строя и основы правового статуса личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции Российской Федерации.

Одна и та же норма может входить в состав разных конституционно — правовых институтов. Например, система государственной власти Российской Федерации строится в соответствии с положениями ст. 10, 11 Конституции РФ. Следовательно, эти нормы, расположенные в институте «основы конституционного строя», одновременно могут быть отнесены и к институту «система государственной власти Российской Федерации». Содержание института «федеративное устройство Российской Федерации» строится в соответствии с принципами, закрепленными в ст. 5 Конституции Российской Федерации. Следовательно, эта норма относится одновременно и к вышеназванному институту.

Возникает вопрос: чем институт конституционного права отличается от подотрасли? Каковы критерии отграничения одного от другого? В юридической литературе, как было показано выше, одни и те же группы норм различные авторы относят то к институтам, то к подотраслям конституционного права. Граница между ними зачастую весьма условна. Очевидно, что в процессе развития этой отрасли права отдельные институты могут трансформироваться в подотрасли.

Вместе с тем представляется целесообразным определить критерии, которые при всей их условности позволяли бы относить группы правовых норм к институтам или подотраслям конституционного права. Таким критерием прежде всего является однородность регулируемых общественных отношений. Конечно, этот критерий в известной мере можно отнести и к институту, и к подотрасли конституционного права. Вместе с тем для правового института характерна более «глубокая специализация», относительно узкий по сравнению с подотраслью круг регулируемых общественных отношений. Соответствующую специализацию обеспечивают как специфика предмета, так и особенности применения метода (методов) регулирования конституционно — правовых отношений. Кроме того, представляется, что в подотраслях общие закономерности и особенности проявляются в рамках тех институтов, которые входят в подотрасль.

Как правило, подотрасль формируется за счет разрастания института или институтов, вследствие чего такое правовое образование приобретает новые качества. Подотрасль имеет более сложную по сравнению с правовым институтом структуру, а также особенности, общие для входящих в нее институтов. Между тем критерии, по которым можно провести различие между подотраслью и институтом, как уже отмечалось, не всегда осязаемы на практике. Некоторые авторы видят главное отличие подотрасли от института в том, что перспективой развития подотрасли является формирование самостоятельной отрасли права. В подтверждение этого тезиса приводятся аргументы того, что из подотрасли конституционного права в самостоятельную комплексную отрасль сформировалось муниципальное право, объединяющее нормы различных отраслей права: конституционного, административного, финансового и ряда других. Предпринимаются попытки обоснования выделять в качестве самостоятельных отраслей «парламентское право», «конституционное правосудие», «конституционное право субъектов Российской Федерации». Представляется, что отнесение указанных групп правовых норм к самостоятельным отраслям права является преждевременным и требует дополнительных теоретических обоснований.

Выделение подотраслей конституционного права — одно из направлений научных исследований. Так, по мнению Ю. А. Тихомирова, конституционное право может быть структурировано не в виде совокупности институтов, а в виде подотраслей, к которым относятся следующие:

— конституционный статус российского государства (природа, цели, территория, гражданство, публичная власть, федеративное устройство, атрибуты);

— конституционный статус личности и гражданина;

— конституционная организация государственной власти;

— парламентское право;

— прямая демократия и избирательное право;

— право местного самоуправления;

— конституционный статус общественных институтов.

В конституционном праве имеются и иные градации подотраслей. Между тем является очевидным, что юридической науке еще предстоит разработать критерии, позволяющие разграничивать правовой институт от подотрасли конституционного права. При этом одни и те же правовые образования не могут одновременно относиться и к правовым институтам и к подотраслям конституционного права.

Существует иной подход и к определению структуры самой отрасли конституционного права. Так, А. Н. Кокотов обособляет внутри указанной отрасли общую и особенную части. Общая часть включает совокупность конституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части отрасли. К общей части относятся положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации. Особенная часть охватывает две группы норм. К первой автор относит государственное право в единстве с муниципальным, а ко второй — гражданско — публичное право. При этом автор отмечает отставание гражданско — публичного права от права государственного. В подтверждение этого приводится тезис о том, что на структурном уровне государственное право представлено рядом «мощных подотраслей», а гражданско — публичное право содержит «слабо систематизированные разрозненные институты». Государственное право включает в себя подотрасли: парламентское право; право верховного управления; избирательное право и право референдумов; конституционно — судебное право; прокурорско — надзорное право; комплексный институт государственно — территориального устройства.

Гражданско — публичное право объединяет институты: гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; право общественных объединений и политических партий; конфессионально — публичное право; право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств); ряд иных институтов.

Нельзя не отметить, что предлагаемые автором в рамках конституционного права системы подотраслей в значительной степени совпадают с институтами.

С учетом изложенного представляется целесообразным выделение в отрасли конституционного права следующих основных правовых институтов:

— основы конституционного строя;

— основные права и свободы человека и гражданина;

— гражданство;

— основы народовластия;

— федеративное устройство государства;

— организация государственной власти (федерального и регионального уровней);

— основы местного самоуправления.

При этом каждый институт характеризуется присущими только ему особенностями, отличающими его от других институтов. Могут быть выделены критерии, позволяющие провести разграничение и выявить особенности института конституционного права. К числу таких критериев можно отнести:

специфику правового воздействия на различные сферы общественных отношений (использование предписаний, запретов, дозволений, различное сочетание средств регулирующего воздействия);

особенности механизма действия конституционно — правовых норм (одни нормы могут не порождать конкретных правоотношений, другие, напротив, реализуются через конкретные правоотношения);

степень конкретности конституционно — правовых предписаний (нормы одних институтов устанавливают лишь принципы регулирования, нормы других осуществляют конкретное регулирование общественных отношений);

субъектный состав возникающих правоотношений (нормы одних институтов адресованы отдельным субъектам права, нормы других — всем субъектам);

особенности видов норм, включенных в конституционно — правовой институт (в одних институтах широко представлены нормы — принципы, нормы — дефиниции, в других — нормы конкретного регулирования отношений).

Бесспорно, что институты конституционного права неразрывно связаны между собой как составными частями одной отрасли права, объединенными единым предметом и методами регулирования, так и тесно связаны с институтами других отраслей права.

Институт, как уже отмечалось, в сопоставлении с подотраслью конституционного права представляет собой более узкую, относительно обособленную совокупность правовых норм, связанных общностью предмета и метода (методов) правового регулирования.

Проблемы развития структуры системы права принадлежат к числу фундаментальных проблем теории права. Изучение вопросов структуры любой отрасли права обусловлено не только их важной теоретической значимостью, но и тем, что они позволяют решать многие вопросы, связанные с развитием системы законодательства, организацией нормотворческой деятельности.

Ускорение темпов общественного развития, появление и все большая регламентация новых сфер социальной действительности, активизация законотворческого процесса со всей очевидностью свидетельствуют о гибкости и подвижности системы права.

Динамизм системы права проявляется в образовании новых отраслей и институтов, однако в вопросах о путях, способах, критериях их формирования возникает немало проблем. Дискуссионной является и проблема становления новых институтов права и их «перерастания» в подотрасли права.

В юридической литературе случаи возникновения новых правовых институтов сведены к двум: 1) распространение правовой регламентации на те общественные отношения, которые ранее не были урегулированы нормами права; 2) отпочкование от одной или нескольких отраслей права групп правовых норм, регламентирующих отдельные виды общественных отношений и приобретающих в силу этого особые юридические свойства.

Вместе с тем вопрос о том, каким образом возникают и формируются новые отрасли, подотрасли и институты, остается недостаточно исследованным в теоретическом плане. Не менее значимым представляется вопрос, когда и почему есть основания считать, что сформулирована новая отрасль или возник новый институт права.

Юридическая наука знает деление правовых институтов на комплексные и межотраслевые. Комплексные институты объединяют нормы в рамках одной отрасли права, включающие элементы иного метода правового регулирования.

Межотраслевые институты возникают на стыке смежных отраслей права, обладающих известной общностью регулируемых ими общественных отношений.

Вопрос о взаимодействии норм конституционного права с нормами других отраслей права непосредственно связан с его характеристикой как ведущей отраслью национального права. Важнейшие функциональные ориентиры конституционного права — интеграция всех отраслей национального права в единое организованное целое, придание ему качеств органической системы, а важнейшими задачами конституционного права являются постановка целей для национального права, общеправовое целеполагание, закрепление основополагающих для всех отраслей права ценностей. Конституционное право является единственной отраслью права, нормы и институты которого одновременно взаимодействуют со всеми отраслями права. Это обусловлено ролью и значением Конституции Российской Федерации для развития всего российского законодательства.

Нормы конституционного права совместно с нормами отраслевого законодательства, а нередко и вместо них выступают регуляторами общественных отношений, входящих в предмет отраслевого регулирования. При этом материализация конституционно — правовых норм посредством конкретизации соответствующих конституционных идей и принципов в отраслевом регулировании, в нормах отраслевого законодательства является исключительно важной, тем самым усиливается действенность конституционно — правового регулирования, в том числе за счет наделения субъектов правоотношений более широким инструментарием защиты своих прав и интересов. В некоторых случаях нормы конституционного законодательства в области правоприменительной деятельности могут заменять нормы отраслевого законодательства (например, в случае их отсутствия или неконституционности).

В юридической литературе высказано мнение о том, что совокупный предмет отраслей национального права является и предметом конституционно — правового регулирования. Предмет конституционного права и предметы всех иных отраслей национального права «принципиально совпадают» в том смысле, что конституционное право присутствует везде, где действуют отрасли национального права. Вместе с тем предмет конституционного права не сводится к предметам всех иных отраслей национального права. Он, несомненно, шире.

Действительно, конституционное право содержит нормы, являющиеся основополагающими во всех сферах жизни и которые служат основой формирования других общественных отношений. Эти нормы являются базовыми для других отраслей права.

Нормы, образующие институт — основы конституционного строя, закрепляющие основы экономической, политической, социальной и духовной жизни, находят более конкретное воплощение в правовом инструментарии соответствующих институтов других отраслей права — административного, гражданского, финансового, трудового и других. Кроме того, многие нормы конституционного права, закрепляющие общие принципы, являются одновременно нормами соответствующих отраслей права. Так, конституционный принцип (презумпция невиновности), в соответствии с которым «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» (ст. 49 Конституции Российской Федерации), является одновременно и принципом уголовного права, и уголовного процесса.

Правовые нормы, входящие в конституционно — правовой институт — систему государственной власти (глава 6 Конституции Российской Федерации), определяют систему высших органов исполнительной власти, закрепляют основные принципы административного права.

Конституционное право, закрепляя конституционный статус и принципы деятельности исполнительных органов власти, определяет основы правового регулирования отношений в указанной сфере нормами административного права. В свою очередь административное право, основываясь на конституционных принципах более детально регулирует порядок организации и деятельности исполнительных органов, их функции, компетенцию в политической, экономической, социально — культурной сферах жизни общества. Конституционно — правовые нормы определяют основы института ответственности органов исполнительной власти. Механизм этой ответственности более детально регламентируется в нормах административного права.

Закрепляя принципы бюджетной системы Российской Федерации и ее субъектов, полномочия органов государственной власти в сфере бюджетно — финансовых отношений, конституционно — правовые нормы определяют содержание финансового права. Так, нормы конституционно — правового института «федеративное устройство Российской Федерации» (ст. 71, 72, 102, 103, 104, 106, 114) определяют основы бюджетного процесса. В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Конституционно — правовые нормы определяют принципы правосудия и механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Закрепляя в Конституции систему судебной власти, конституционное право устанавливает исходные принципы для уголовного права, уголовного и гражданского процесса. Конституционные нормы закрепляют различные формы собственности, права собственника. Тем самым они являются базой для развития гражданского законодательства.

Нормы конституционного права закрепляют исходные начала для земельного права. Конституция Российской Федерации (ст. 9, 67, 72) закрепляет основы правового статуса земли, принцип использования и охраны земли. Очевидна связь конституционного права и с такими отраслями, подотраслями права, институтами, как экологическое право, лесное право, водное право, право недропользования и другими.

Конституционные нормы, закрепляющие трудовые и социальные права определяют развитие трудового права и права социального обеспечения. Все более широким становится спектр взаимодействия конституционного и международного публичного права, все теснее становится их взаимовлияние. С одной стороны, национальное право, его принципы, идеи оказывают влияние на формирование международно — правовых норм, а с другой — нормы международного права активно влияют на национальное законодательство, что особенно ярко проявляется в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Анализ взаимодействия институтов конституционного права Российской Федерации с другими отраслями и институтами права свидетельствует о ее ведущей роли в системе отраслей права.

Можно отметить следующие тенденции в развитии системы институтов конституционного права.

1. Система институтов конституционного права Российской Федерации не остается неизменной. С усложнением и развитием общественных отношений активно формируются новые, видоизменяются и совершенствуются действующие институты.

2. Особенностью системы институтов конституционного права является их иерархическая последовательность, структурированность, в которой особое положение в силу важности регулируемых общественных отношений занимают такие институты, как: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

3. Институты конституционного права несут в себе мощный ориентирующий потенциал для развития национальной системы права и отраслевого законодательства. Принципы, заложенные в конституционно — правовых нормах, находят отражение в отраслевом законодательстве, а многие нормы конституционного права являются одновременно и отраслевыми нормами.

Институты конституционного права находятся в постоянном взаимодействии между собой и с соответствующими институтами других отраслей права, посредством чего обеспечивается конкретизация норм конституционного права в отраслевом законодательстве, что является важным условием их реализации на практике.

Добавить комментарий