избирательное право – это один из важнейших институтов (подотраслей) российского конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в Российской Федерации.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.
Принципы избирательного права в Российской Федерации.
Основополагающими принципами избирательного права и процесса являются всеобщее прямое и равное избирательное право при тайном голосовании.
Принцип всеобщего избирательного права означает, это правом избирать и быть избранным обладает каждый совершеннолетний гражданин. Таким образом, общими основаниями приобретения активного и пассивного избирательного права являться гражданство и совершеннолетие. Не обладают избирательным правом граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32 Конституции РФ).
Принцип прямого избирательного права означает, что в голосовании, результатом которого становится избрание лица на выборную должность, принимают участие все избиратели данной территории. Противоположностью прямым выборам являются косвенные выборы, когда лицо избирается либо каким-то государственным (муниципальным) органом, либо избиратели выбирают сначала выборщиков, а уже затем выборщики непосредственно голосуют за кандидатов.
Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Это обеспечивается тем, что избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке и ему может быть выдан только один избирательный бюллетень. Принцип равного избирательного права предусматривает также необходимость обеспечения того, чтобы голос каждого избирателя имел одинаковый «вес». Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти. В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство при проведении предвыборной агитации.
Принцип тайного голосования предполагает недопустимость осуществления какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Противоположностью тайному является открытое голосование, когда волеизъявление избирателя становится известным неограниченному кругу лиц. Принцип тайного голосования является наиболее демократичным и обеспечивается тем, что избирателю предоставляется кабина для голосования, а избирательный бюллетень не нумеруется (или маркируется иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю).
Одним из принципов избирательного права является свободное и добровольное участие в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказывать воздействие на его волеизъявление.
Периодичность проведения выборов — важнейший принцип, который означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Федеральный закон об основных гарантиях устанавливает максимальный срок полномочий выборных органов и лиц — пять лет.
Принципы избирательного права представляют собой основополагающие идеи-условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах обеспечивает народный характер волеизъявления. 1
К принципам избирательного права относятся всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах, свобода выборов для граждан, обязательность и периодичность выборов как обязанность государства.
Всеобщее избирательное право – конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление:
- – активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам Российской Федерации, за исключением лиц, лишенных данного права в соответствии с законом;
- – пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым конституцией и законами избирательным цензам (ограничениям).
Рассматриваемый принцип предполагает, что избирательными правами может пользоваться широкий круг граждан. При реализации этих прав допускаются лишь естественные разумные ограничения, которые признаются в любом демократическом государстве и не рассматриваются как дискриминационные или ущемляющие представительный характер выборных органов власти.
Всеобщее избирательное право граждан Российской Федерации означает, что гражданин России, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Особое значение для обеспечения всеобщности избирательных прав граждан и гарантируемых законом пределов их реализации имеет вопрос об избирательных цензах, представляющих собой установленные законодательством ограничения активного и пассивного избирательного права и обусловленные теми или иными обстоятельствами. Избирательное законодательство закрепляет возрастной ценз и ценз оседлости.
Смысл основных составляющих возрастного избирательного ценза граждан России заключается в следующем.
Во-первых, дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.
Во-вторых, устанавливаемый минимальный возраст кандидата составляет 21 год на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет – на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 год – на выборах в органы местного самоуправления.
В-третьих, установление максимального возраста кандидата, по достижении которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта РФ либо в органы муниципального уровня, не допускается. При этом не исключается подобная возможность применительно к федеральным выборам.
В-четвертых, закрепление возрастного ценза на выборах в органы местного самоуправления допускается лишь законами субъектов РФ в соответствии с условиями, предусмотренными федеральным законом.
Установление дополнительных условий реализации пассивного избирательного права, связанных с достижением гражданином определенного возраста, является правом, а не обязанностью представительных (законодательных) органов субъектов РФ.
Избирательным законодательством в отношении как пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости. Согласно нормам ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов РФ должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Таким образом, действующее законодательство в решении вопроса об обладании гражданином активным избирательным правом исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не указывая иных условий.
Характерно, что со всеобщим избирательным правом граждан России связан вопрос о предоставлении возможности участия в муниципальных выборах иностранным гражданам. В ст. 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав предусмотрено, что в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими федеральными законами, законами субъектов РФ включаются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы. Признание за иностранцами права голосования на муниципальных выборах вполне согласуется с провозглашением в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью, отвечает негосударственной природе муниципальной деятельности и учитывает опыт целого ряда стран, в которых самоуправление не считается прерогативой граждан и распространяется на проживающих на территории муниципальных образований иностранцев и лиц без гражданства.
Принцип равного избирательного права прямо следует из ст. 19 Конституции РФ и общепризнанных норм международного права и закреплен в п. 1 ст. 3 и в ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав, а в ст. 39 отмечено равенство прав и обязанностей кандидатов.
Принцип равного избирательного права включает в себя равное число голосов, предоставляемое избирателям; равный вес голоса избирателя; равенство прав кандидатов в процессе предвыборной конкуренции.
Равное избирательное право означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации.
Равенство на выборах достигается, прежде всего, тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину России выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан Российской Федерации.
Существенное значение для обеспечения равенства избирательных прав граждан имеет и указание законодательства на то, что образуемые для проведения выборов избирательные округа должны быть примерно равными по численности избирателей.
Принцип прямого избирательного права подразумевает, что граждане России голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов непосредственно. Любые формы косвенных выборов противоречат федеральному законодательству и не могут иметь место при формировании представительных основ государственной и муниципальной власти. Не допускается также проведение многостепенных выборов, при которых граждане избирают лишь нижнюю ступень органов местного самоуправления, а члены вышестоящих муниципальных и государственных органов избираются нижестоящими органами власти.
Каждый избиратель голосует лично, а голосование за других избирателей не допускается.
Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов или должностных лиц, а также общественных объединений и граждан за волеизъявлением избирателей, поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. Этим целям отвечает целый ряд организационных правил и гарантий их обеспечения, содержащихся в Законе об основных гарантиях избирательных прав, иных федеральных и региональных законах.
Добровольность участия в выборах предполагает право избирателя самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность избирательных действий. В соответствии со ст. 3 Закона об основных гарантиях избирательных прав участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Значение этого принципа для организации и проведения различных избирательных кампаний имеет существенное значение. Неслучайно в ст. 3 Конституции РФ в качестве основополагающего универсального принципа реализации избирательных прав граждан закрепляется свобода выборов.
Свобода выборов подразумевает, что при их организации и проведении абсолютно исключается какое-либо воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также оказать давление на результаты его волеизъявления. Свободное избирательное право и добровольность участия в выборах являются в современных условиях одним из краеугольных камней российской избирательной политики и практики.
Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, в какой мере ему участвовать в избирательном процессе.
Реализация принципа добровольности и свободы выборов тесно связана с проблемой абсентеизма – неучастия избирателей в выборах, уклонения от голосования. На уровень абсентеизма влияют чаще всего политические и экономические обстоятельства. Высокий уровень абсентеизма приводит к избранию органа власти или самоуправления небольшой частью избирательного корпуса, что дает основание сомневаться в легитимности органа, либо может привести к безрезультатности избирательного процесса, если закон устанавливает обязательный минимум участия в выборах. В связи с этим в ряде стран предусмотрен обязательный вотум, т.е. юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании.
Принцип обязательности и периодичности выборов как обязанность государства подразумевает строгое следование государственными органами установленным Конституцией РФ и законами системе и порядку выборов. Государство законодательно устанавливает периодичность выборов органов власти, непосредственно осуществляющих функции представительства интересов населения, гарантии проведения выборов в особых условиях. Общая гарантия обязательности проведения выборов закреплена в ст. 9 Закона о гарантиях избирательных прав выборы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.
Обязательность проведения выборов обеспечивается совокупностью установленных гарантий – наделением отдельных лиц полномочием по назначению выборов (например, Президенту РФ предоставлено право назначать выборы депутатов Государственной Думы; ЦИК РФ предоставлено право назначать выборы в случае, если Президент РФ не назначит выборы в установленные сроки); определением сроков голосования на выборах; определением сроков назначения и проведения выборов.
Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 июня 2003 г. № 10-П, периодичность выборов есть необходимое условие демократического развития страны, имеющее целью посредством регулярного обновления состава органов публичной власти обеспечить их демократический и правовой характер.
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право – конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым Конституцией или Законами, избирательным цензам. Избирательное право регулирует участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Оно регламентирует вопрос о том, кто может быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь (статьи 64–68). Эти принципы утвердились в результате длительной борьбы граждан многих стран мира за предоставление им избирательных прав на демократических условиях и отмену всевозможных цензов (имущественных, сословных, образовательных, расово–национальных и др.). Существование цензов – признак недемократической избирательной системы.
Принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет. Какие–либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан Республики Беларусь в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятия запрещаются.
В то же время определенная часть граждан лишается избирательных прав. По закону Республики Беларусь в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными: содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого в порядке, установленном уголовно–процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей. Некоторые граждане лишаются права голоса из–за отсутствия прописки, жилья.
Правом принимать участие в выборах обладают только граждане Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) не имеют права участвовать в выборах. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международными договорами Республики Беларусь (см. Закон Республики Беларусь «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь», ст. 7, Мн., 1998 ).
Граждане Республики Беларусь, проживающие за ее пределами, обладают всей полнотой избирательных прав.
Всеобщее избирательное право складывается из активного и пассивного. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц, органов местного самоуправления. Активным избирательным правом обладает каждый гражданин республики, достигший 18 лет. Это соответствует избирательной практике большинства стран мира. Не имеют права избирать и быть избранным лица, лишенные этих прав судом.
В то же время некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно ( в Италии и Японии – в 1944, в Греции – в 1956, в Швейцарии – в 1971 г.).
Территориальный ценз ограничивает участие в выборах жителей определенных территорий, ценз оседлости ограничивает права мигрантов. Так, чтобы принять участие в выборах США, человек должен прожить в данной местности 30 дней, в Канаде или Финляндии – один год, в Норвегии – 5 лет. В некоторых латиноамериканских странах избирательных прав лишены военнослужащие (Аргентина, Бразилия), что объясняется необходимостью поставить армию вне политики.
Осуществление активного избирательного права может быть прямым и косвенным. Прямые выборы означают, что депутаты или должностные лица избираются гражданами непосредственно. Так, Президент Республики Беларусь избирается прямым голосованием. При косвенных выборах граждане избирают выборщиков, которые затем решают, кого избрать на ту или иную должность. Путем двухступенчатых выборов избираются, например, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств.
Пассивное избирательное право – это право быть избранным. Это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборочную должность. В Беларуси, как и в других странах, действуют неодинаковые критерии предоставления активного и пассивного избирательного права. Так, Президентом республики может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами (ст. 80). Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков, то есть 10 лет.
Существуют ограничения и на избрание в парламент Республики Беларусь. Депутатам Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно и членом правительства. Не допускается также совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с должностью Президента либо судьи. В то же время депутат Палаты представителей может быть одновременно членом правительства.
Важная роль в избирательной системе принадлежит избирательной кампании. Избирательная кампания – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательной кампании также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе избирательной кампании являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов в газетах, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению.
Существует целый ряд различий в организации и проведении избирательных кампаний в различных странах. Так, например, порядок выдвижения кандидатов. Во многих странах граждане, прежде чем стать кандидатами, должны продумать об определенной сумме денег, которую они должны внести в качестве избирательного залога (Великобритания, Франция). В Беларуси избирательный залог не предусмотрен.
Существуют и различия в процедуре выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются несколько способов такого выдвижения.
Кандидатов выдвигают партии, общественные организации путем подачи петиций. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей.
В Беларуси в соответствии с Конституцией право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит общественным объединениям, трудовым коллективам и гражданам в соответствии с законом. Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей (ст. 69, 81). Кандидаты выдвигаются на съездах, конференциях, пленумах высших органов политических партий, организаций ветеранов, инвалидов из числа членов этих организаций и партий. Политические партии и названные организации имеют право выдвинуть по каждому избирательному округу только по одному кандидату в парламент при условии, если на территории данного округа имеется первичная организация данной партии либо общественного объединения. Эти же правила относятся и к выдвижению кандидатов избирательными блоками.
Кандидат может быть выдвинут также и на собрании избирателей по месту жительства. Предложение о проведении такого собрания должны подписать не менее 150 избирателей, проживающих в избирательном округе. Разрешение на проведение такого собрания дается окружной избирательной комиссией, которая устанавливает дату. Место и время проведения собрания. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 300 избирателей, проживающих на территории избирательного округа.
Собрание избирателей в трудовых коллективах, в средних специальных и высших учебных заведениях, воинских частях созываются как по инициативе администрации (командования в воинских частях), так и по предложению не менее 150 человек, работающих на предприятии, учреждении, организации. Коллективы предприятий, воинские части должны насчитывать не менее 300 человек, а на собрании присутствовать не менее 50% их количества. Можно выдвигать на собрании только одного кандидата.
Выдвижение кандидата в депутаты возможно также путем сбора подписей не менее 500 избирателей, проживающих на территории данного округа.
В ряде стран используется и такой способ, когда сам кандидат подает заявление, которое должно быть подписано избирателями (в Англии – 10 подписей, в Германии – 200), в Беларуси гражданин сам себя выдвинуть не может.
Выдвижение кандидатов в некоторых странах осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов. Такая процедура называется праймериз, или первичные выборы. Через первичные выборы можно определить наиболее популярных кандидатов, которые и выходят затем на общие выборы.
Избирательное право определяет тип голосования (вотирования) в ходе выборов.
Выделяются три типа голосования: альтернативное, коммулятивное и лимитированное. При альтернативном голосовании каждый избиратель имеет только один голос, который он может отдать «за» или «против» кандидата или партии. Именно такой тип голосования принят в Беларуси.
При коммулятивном голосовании избиратель имеет больше голосов, чем количество кандидатов. Он имеет право отдать все свои голоса одному из кандидатов, одной партии, или распределить их между кандидатами по своему желанию.
Лимитированное голосование означает, что у избирателя меньше голосов, чем число зарегистрированных кандидатов. Избиратель может отдать свои голоса одному кандидату или распределить их по своему усмотрению. Возможны разные варианты перечисленных типов голосования.
С выборами связано и такое явление как абсентеизм. Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей в голосовании на выборах разного уровня.
Трудно говорить о «всенародном избрании», если за кандидата голосует в лучшем случае около одной четверти избирателей. Интересы людей, не участвующих в голосовании, не представлены в органах власти. Это не может расцениваться как проявление демократии, хотя эти люди и имели право голоса.
Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные. Это и снижение роли парламентов в политической жизни в некоторых странах, и тяжелые экономические, политические условия жизни в стране, разочарование деятельностью властей, низкий образовательный, культурный уровень населения.
Некоторые избиратели не приходят на выборы из–за своей аполитичности, безразличия к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Это может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было.
Некоторые страны борются против абсентеизма, вводя обязательное голосование. Там участие в голосовании – это обязанность, долг каждого гражданина. К таким странам относятся Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования налагаются штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Австрии, например, граждане подвергаются четырехнедельному тюремному заключению.
В Республике Беларусь нет обязательного голосования. Каждый избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах.
Виды избирательных систем.
Большое внимание на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы – избирательная система. Избирательная система – порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. Она является важнейшим элементом политической системы государства, регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, и охватывает принципы и условия участия в формировании избирательных органов; организацию и порядок выборов, отзыва выборных лиц. Избирательная система – совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.
Выбор той или иной избирательной системы зависит от многих факторов. Это – форма правления в стране, политическая культура в государстве, наличие и деятельность политических партий и т.д. В условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, изменились электоральные законы в Беларуси и других бывших союзных республиках. Политики, как правило, осторожно подходят к изменению электорального законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда влечет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.
В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Мажоритарная система.
В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленной большинство голосов избирателей.
Существуют две разновидности мажоритарной системы: абсолютного и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс один голос).
В связи с тем, что зачастую не удается кому–либо из кандидатов набрать так называемое абсолютное большинство, выборы не заканчиваются с проведением первого тура. Проводится второй тур голосования.
Во втором туре принимают участие только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь). Как уже отмечалось, чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании должны принять участие более половины граждан, включенных в список избирателей.
Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков. При такой системе малочисленным, раздробленным партиям не остается шансов завоевать места в парламенте. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий (Франция).
Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором определяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто–то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется проводить второй тур выборов.
Мажоритарная система относительного большинства.
Иногда эту систему называют плюральной избирательной системой. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому–либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Такая система используется в Великобритании и в США (по избранию депутатов Конгресса).
Мажоритарная система относительного большинства является более результативной по сравнению с системой абсолютного большинства, поскольку не требует второго тура выборов. Здесь все разрешается в первом туре, ибо при такой системе кто–то из соперников обязательно получит хотя бы на один голос больше. Если же два кандидата, к примеру, получат равное количество голосов, то победитель определяется не повторным голосованием, а, скажем, жребием, или предпочтение отдается старшему по возрасту.
Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность. Это означает, что из многих партий, существующих в стране, только две крупнейшие партии соревнуются между собой в борьбе за власть. Одна из них побеждает на очередных выборах, получает право формировать правительство и управлять страной, а другая, проигравшая, автоматически становится оппозиционной, критикующей правительство. На следующих выборах она может победить, а роль оппозиционной партии будет играть бывшая правящая партия.
Такое положение не так уж плохо для страны. Когда победившей партии предоставляется возможность управлять страной, то она несет полную ответственность за решение государственных проблем, за политические просчеты и ошибки.
Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти. Выборы по этой системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильное правительство, что способствует сохранению политической стабильности в обществе. Выборы позволяют персонифицировать их, обратить внимание на личные качества кандидатов. Мажоритарное представительство позволяет участвовать в выборах независимым кандидатам, что также важно в связи с недостаточной развитостью нашей многопартийности. Оно стимулирует укрупнение политических партий.
Основным недостатком мажоритарной системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения, так как здесь могут не учитываться примерно 74% избирателей.
Применение мажоритарной системы приводит к нарушению принципа всеобщности избирательного права. Голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, не учитываются, а избиратели, проголосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы.
Мажоритарная система не обеспечивает постоянного соотношения между количеством голосов, которое получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Политические партии, движения, не имеющие парламентского представительства, нередко вынуждены ориентироваться на непарламентские методы борьбы (митинги, уличные шествия, демонстрации и т.д.), чтобы быть услышанными, чтобы заявить о своих интересах.
Преодолеть в какой–то мере перечисленные выше недостатки мажоритарной системы призвана пропорциональная система.
Пропорциональная система.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически ту или иную партийную программу. Партийные списки могут быть различных видов: закрытые или жесткие списки (Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста–Рика). Избиратели имеют право выбирать лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут те, кто числится в списке первыми. Такой вариант устраивает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.
В ряде стран применяется система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но не могут изменить места кандидатов, выразить предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными (Бельгия, Италия).
Применяется также система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими голосов избирателей (Нидерланды, Дания, Австрия).
Пропорциональная избирательная система весьма популярна. Она является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии всего населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности не только крупных, но и небольших политических партий.
В пропорциональной системе при определении результатов выборов учитываются голоса избирателей, поданные за всех кандидатов, и на основании суммы всех голосов подводятся общие итоги.
Таким образом, пропорциональная система обеспечивает представительство различных интересов избирателей, отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов. Она повышает политическую культуру избирателей, стимулирует интерес населения к деятельности партий, их политическим программам.
Вместе с тем она не лишена некоторых недостатков. Эта система способствует увеличению числа партий. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено большое количество партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно (Италия).
Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе общества и реальной поддержке населения. Мелкие партии торгуют своими голосами в парламенте, что создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь и т.д. Тем самым нарушается сам принцип пропорциональности. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные качества кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, голосует за партийный список.