Основные принципы конституционного строя

Конституционный строй – это совокупность экономических, социальных, политических, правовых, идеологических отношений, регулируемых нормами Конституции, возникающих по поводу организации высших органов власти и управления, государственного устройства и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством.

Иными словами, конституционный строй – это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с Конституцией.

Наличие в государстве Конституции не означает, что в нем установлен конституционный строй. Конституционное государство характеризуется, прежде всего, приоритетом прав личности, подчинением праву всех органов государства, должностных лиц и граждан.

Основы конституционного строя — это положения, которые определяют основные устои общества, форму государства той или иной страны.

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции РФ и детализируются в последующих главах.

Существуют различные точки зрения по поводу того, сколько основ конституционного строя, какие?

На наш взгляд, можно выделить следующие основы:

1. гуманистические

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

2. экономические

3. политические

Эти основы находят свое выражение в принципах конституционного строя, содержащихся в статьях главы 1 Конституции РФ.

Принципы конституционного строя:

1) Приоритет прав и свобод человека;

2) Народный суверенитет;

3) Верховенство права;

4) Народовластие;

5) Федерализм;

6) Республиканская форма правления;

7) Социальный и светский характер государства;

8) Разделение властей;

9) Политический плюрализм;

10) Многообразие форм собственности и экономической деятельности;

11) Целостность и незыблемость основ конституционного строя.

Приоритет прав и свобод человека

Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Признание прав и свобод означает закрепление в Конституции РФ всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права.

Соблюдение прав и свобод требует от органов государства, его должностных лиц воздерживаться от любых действий, нарушающих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, а также создавать все условия для реализации их людьми.

Защита прав и свобод предполагает деятельность органов государства по восстановлению нарушенных прав и свобод или недопущению таких нарушений, а также создание соответствующих правовых гарантий такой защиты.

Принцип конституционного строя, закрепленный в ст. 2 Конституции РФ, часто называют принципом гуманизма.

Гуманизм конституционного строя означает безусловный приоритет человека перед государством, означающий, что государство создано для человека, а не человек для государства. Этим принципом Конституция РФ кардинально отличается от всех прежних конституций советского периода, когда высшей ценностью признавалось государство и его интересы.

Народный суверенитет

В ч.1 ст.3 Конституции РФ говорится, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

В науке конституционного права выделяют 3 вида суверенитета: народный, национальный и государственный.

Народный суверенитет – это верховенство и полновластие народа. Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил. На практике абсолютный суверенитет народа трудно осуществим, поэтому в ч. 2 ст. 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Национальный суверенитет – это право нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. В России национальный суверенитет подразумевает самостоятельность нации в рамках многонационального государства: создание автономий, развитие национальной культуры, образования, традиций. Суверенитет принадлежит не отдельным нациям, а всему российскому народу. В основе власти народа лежит его воля, реализуемая через различные государственные органы.

Из народного суверенитета вытекает суверенитет государственный, который означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость ее в международных отношениях. Внутри страны оно независимо от политических партий и других общественных объединений, а за ее пределами — от других государств.

Никакие политические партии, общественные объединения, религиозные объединения и церковь, частные лица, юридические лица и г. д. не вправе присваивать власть в Российской Федерации. В ч. 4 ст. 3 Конституции РФ запрещена узурпация власти, т. е. захват власти или присвоение властных полномочий. Такие действия преследуются по федеральному закону.

Верховенство права

Как принцип конституционного строя означает, что Российская Федерация – правовое государство, т.е. деятельность государства основана на подчинении праву и обеспечении прав и свобод человека в сферах правотворчества и правопримения.

Еще в суждениях античных философов звучала идея о властвовании закона. К сожалению история советского государства знает примеры, когда в форму закона облекался государственный произвол. Советское государство было антиподом правового. Только с принятием Конституции 1993 г. начался процесс построения правового государства, в основу которого положены принципы верховенства закона, разделения властей, ответственности государства перед своими гражданами, равенство всех перед законом. Однако для России правовое государство пока еще цель, а не реальность.

Политический плюрализм

Демократическое правовое государство не может нормально функционировать без политическое многообразия жизни. Ее основу составляет политический плюрализм – проявление политической свободы человека. В отличие от советского прошлого, в российском обществе нет официальной идеологии, а Конституция РФ охраняет право граждан на инакомыслие. Свобода мысли и слова лежит в основе политического плюрализма. А одним из важнейших его проявлений выступает многопартийность (ст. 13. ч.3 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках Конституции РФ всех политических сил с помощью различных средств.

Через политические партии может осуществляться политическая деятельность граждан, их участие в общественной жизни страны. От других общественных объединений партии отличаются тем, что они открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность управлять государством и обществом.

О многопартийности можно говорить только в том случае, когда в политической борьбе за власть участвуют более 2 – х политических партий.

Деятельность политических партий в РФ регламентируется ФЗ «О политических партиях» от 2001 г.

В то же время устанавливается конституционный запрет крайностям политического плюрализма: запрещается создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.

Многообразие форм собственности и экономической деятельности

Важнейшей основой конституционного строя России является рыночная экономика (ст.8 Конституции РФ). Ее принципы состоят:

1) в единстве экономического пространства;

2) свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств;

3) поддержке конкуренции.

В России провозглашается свобода экономической деятельности, т.е. люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли, свободно вести торговлю. Однако государство, гарантируя эту свободу, должно регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна нарушать права работников, потребителей и социальную справедливость в обществе.

В ч.1ст.8 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, т.е. признается многообразие форм собственности.

В частной собственности может находиться не только личное имущество граждан, но и предприятия, земля. Государство не вправе вмешиваться в управление частными предприятиями, но собственники обязаны соблюдать законы и платить налоги.

В государственной собственности находится все, что было создано на средства государства (заводы, железные дороги и т.д.). Государственные собственники – РФ и ее субъекты.

Муниципальная собственность включает имущество городских и сельских поселений, других муниципальных образований (небольшие предприятия, жилые дома, больницы).

Иные формы собственности – собственность общественных объединений – профсоюзов, политических партий и т.д. (санатории, автобазы).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие, основы и принципы конституционного строя РФ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие, основы и принципы конституционного строя РФ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие, основы и принципы конституционного строя РФ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Основы конституционного строя это главные устои государства, его основные принципы, характеризующие Российскую Федерацию как конституционное государство, которые гарантируются и обеспечиваются государством.

Конституция Российской Федерации, прежде всего, закрепляет принципы, основные устои российского конституционного строя, в которых находит выражение его гуманистическая направленность и демократическая сущность, которые характеризуют Российскую Федерацию как конституционное государство.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними местного самоуправления.

Каждый конституционный принцип действует не сам по себе. Все они в совокупности и взаимосвязи конституируют государство, дополняют друг друга и находятся во взаимозависимости.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

  • 1. Народовластие — оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной.
  • 2. Приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;
  • 3. Верховенство закона;
  • 4. Федерализм — он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и г. д.
  • 5. Государственный суверенитет — он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России.
  • 6. Социальный характер РФ — т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 7. Светский характер российского государства — т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви.
  • 8. Республиканская форма правления — особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской.
  • 9. Разделение властей;
  • 10. Политический плюрализм — в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан.
  • 11. Многообразие форм собственности и свобода экономических отношений — территория РФ является едины экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Общество свободных людей обязывает государство служить человеку, предъявляет определенные требования в отношении организации государственной власти и ее пределов. Основы конституционного строя содержат гарантии от установления тотального государственного контроля общественной жизни.

Принципы конституционного строя — основные идеи, базовые начала, установленные в конституции, определяющие устройство общества и государства.

Для формирования публично-правового «образа» общества и государства принципы являются наиболее значимой правовой формой. Они закрепляются в виде конституционных норм общего характера: норм-принципов, норм-программ, норм-целей, норм-определений.

Точка зрения

Конституционные нормы влияют на социальную структуру общества и обеспечивают целостность правовой системы. Специфика конституции как политико-юридического документа с наибольшей степенью социальной обобщенности обусловливает и высокую меру нормативной концентрации ее отдельных положений, подчеркивает Ю. А. Тихомиров.

Народный суверенитет (народовластие) предусмотрен ст. 1 и 3 Конституции РФ. Согласно указанным статьям многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти.

Власть в государстве исходит не от органов публичной власти, а от граждан, которые осуществляют ее как непосредственно, так и через представителей. Граждане могут управлять делами государства в ходе выборов, референдума, всенародных обсуждений, народной (правотворческой) инициативы и других форм демократии. Представительная демократия реализуется гражданами через законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Воздействие на принятие публично-властных решений осуществляется через представителей, избранных в эти органы демократическим путем. Согласно ч. 4 ст. 3 Конституции РФ никто не может присваивать власть в Российской Федерации.

В настоящее время содержание политико-правового основания власти переживает трансформацию как в России, так и в ряде зарубежных стран (например, в Конституции Франции закрепляются права оппозиции). Акцент в трактовке политико-правового основания власти переходит с правления большинства с учетом мнения меньшинства на обеспечение политического плюрализма в общественно-политической системе. В этом направлении в России было бы важно укреплять права меньшинства в парламенте и обеспечивать право выражать различные мнения во внепарламентских формах.

Точка зрения

По мнению В. А. Четвернина, «»Народный суверенитет” — это такая же легитимирующая фикция, как и «непосредственное осуществление народом своей власти”. Понятие «народного суверенитета”искажает смысл государственной власти, создает впечатление дуализма власти народа и власти государства. Фактически идея народного суверенитета используется в политических документах в целях создания эффекта легитимности, «народности” государственной власти, производносги государственного суверенитета от народа как некоего сакрального источника власти, в Новое время занявшего место Бога. При этом очень удобно преподносить политически оформленную волю части общества как волю этого коллективного целого («всеобщую волю”)».

От понятия «народный суверенитет» важно отличать понятие «государственный суверенитет».

Суверенность государственной власти — свойство, выражающееся в самостоятельности и независимости государства от всякой другой власти в осуществлении своих полномочий как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами.

Государственный суверенитет устанавливается в ст. 4, ч. 3 ст. 5, ст. 67 Конституции РФ.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства на своей территории.

Государственный суверенитет исходит и произведен от народного суверенитета.

Точка зрения

По определению Л. М. Карапетяна, национальный суверенитет — верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т.с. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей.

При этническом подходе национальный суверенитет рассматривается как право этнической общности на самосохранение, вплоть до выбора определенного политического устройства; это — право «коренной нации» на самоопределение. Этнические общности являются носителями государственного суверенитета, но в то же время обладают «локальной» суверенностью.

Система главных принципов, составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, закреплена в главе 1 Конституции РФ. Принципы, составляющие основы конституционного строя, взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, нередко регулируяодно и то же в более широком и более конкретном смысле. Именнопоэтому основы конституционного строя необходимо рассматривать как единую целостную систему, а нс набор отдельных характеристик российского государства.

С учетом того, что в современном демократическом государстве человек ставится на первое место, раскрытие принципов конституционного строя следует вести в последовательности, соответствующей данному приоритету.

Человек, его права и свободы — высшая ценность. Данный принцип является центральным в системе основ конституционного строя. Конституция РФ в ст. 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагая обязанность их признания, соблюдения и защиты на государство.

Демократическое государство. Статья 1 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия — такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства.

Основные признаки демократического государства: единственным источником власти и носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации; легитимность государственной власти; демократические процедуры формирования и осуществления государственной власти; запрет присвоения власти и преследование такого присвоения (захвата) по закону. Демократизм также находит выражение в народовластии, разделении властей, политическом и идеологическом многообразии, местном самоуправлении.

Принцип федерализма. Россия определяется в ст. 1 Конституции РФ как федеративное государство. Федеративное устройство — форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения и полномочий. Принцип федеративного построения России определяет характер взаимоотношений между федеративным Центром и его субъектами, а также между субъектами РФ.

Правовое государство. Правовое государство — такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека. Однако конституционная характеристика России как правового государства не подтверждается фактическим состоянием государства, а указывает направление его необходимого развития. Правовое государство — это принцип-цель.

Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Светское государство. Светский характер Российской Федерации закреплен в ст. 14 Конституции РФ. Светское — это такое государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга, и не допускается установление какой-либо государственной религии. Данный принцип характеризуется следующим:

  • 1) отделение церкви от государства означает, что государство нс вмешивается в деятельность религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких-либо государственных функций, не сопровождает свою деятельность религиозными обрядами и т.д. Религиозные объединения, в свою очередь, не участвуют в выборах органов власти, не участвуют в политической деятельности, не могут создавать свои подразделения в органах государственной и местной власти;
  • 2) отделение школы от церкви. Однако религиозные организации вправе создавать собственные образовательные учреждения;
  • 3) невозможность установления государственной или общеобязательной религии. Веровать или нс веровать — личное дело каждого;
  • 4) равенство религиозных объединений перед законом.

Таким образом, принцип светского государства дает возможность государству сохранять самостоятельность в условиях много- конфессионального общества, что не исключает его взаимодействия с религиозными объединениями, и прежде всего традиционными (православие, ислам, буддизм).

Принцип народовластия и государственного суверенитета. Принцип народовластия провозглашен в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом факте принятия Конституции на общероссийском референдуме.

Традиционно к свойствам народовластия относят единство, верховенство, полноту, неограниченность и неотчуждаемость власти народа. Все эти свойства в совокупности применительно к многонациональному народу России образуют качество народного суверенитета.

Суверенитет народа — это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которая вбирает само общество. Основные каналы реализации народного суверенитета — это государственный и национальный суверенитет.

Главный канал реализации национального и народного суверенитета — государство, закрепляющее суверенные права народов, этносов в правовой форме. Понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства.

В современной науке конституционного права разрабатывается новая категория — суверенная демократия, идея которой состоит в признании суверенности народа, посредством различных демократических процедур реализующего свою власть, независимость которой обеспечивается суверенитетом государства в условиях сохранения России’.

Республиканская форма правления. Форма правления — категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в ее формировании.

Традиционно форма правления подразделяется на две основные разновидности — монархию и республику.

В республике верховную государственную власть осуществляют выборные органы, избираемые на определенный срок и ответственные перед народом. В литературе выделяются две основные формы республик — президентская и парламентская. Кроме того, ведется речь о полупрсзидентской и суперпрсзидснтской республиках, к последней ряд ученых относит Россию .

Характеризуя Россию по форме правления, можно отмстить, что это смешанная полупрезидентская республика.

Экономические основы конституционного строя. Свобода экономической деятельности отражается в ряде принципов:

  • — единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг, что означает невозможность внутри территории РФ установления каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров и услуг (ст. 74 Конституции РФ);
  • — поддержка конкуренции — основополагающий принцип рыночной экономики, который обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке;
  • — равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства и частной инициативы,
  • — многообразие и равная защита всех форм собственности, о чем уже упоминалось.

Идеологическое и политическое многообразие. Данный принцип закреплен в ст. 13 Конституции РФ и его основными характеристиками являются:

  • — идеологическое многообразие как возможность нормального сосуществования в обществе различных (противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе самостоятельно или совместно свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи;
  • — невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Это означает, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому- либо идеологическому направлению, и государство нс вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве обязательной;
  • — принцип политического многообразия (многопартийность) сеть свобода образования и деятельности политических партий, выражающих волю населения или отдельных его субъектов, что исключает возможность партийной монополии, ущемление прав других, менее влиятельных, партий;
  • — свобода общественных объединений, включая и политические партии;
  • — пределы идеологического и политического многообразия, которые не могут быть безграничны (ст. 13 Конституции РФ устанавливает ряд запретов в отношении общественных объединений).

Добавить комментарий