Основные школы права

Право, как и государство, возникает в результате естественно — исторического развития общества, процессов, происходящих в общественном организме. Существуют различные теоретические версии происхождения права. Одна из них весьма обстоятельно изложена в теории марксизма. Примерная схема такова: общественные разделения труда и рост производственных сил прибавочный продукт частная собственность антагонистические классы — государство и право как орудие классового господства. Таким образом, в этой модели на первый план выдвигаются политические причины появления права.

Как уже отмечалось, современные авторы в объяснении генезиса права используют понятие неолитической революции, которая происходила примерно в 8 — 3 тыс. до н.э. и заключалась в переходе от присваивающей экономики к производящей. Возникла необходимость регулирования производства, распределения и обмена товаров, согласования интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, т.е. установление общего порядка, соответствующего потребностям производящего хозяйства. Формирование права проявлялось:

В записи обычаев, становлении обычного права;

Доведении текстов обычаев до всеобщего сведения;

Появлении специальных органов (государственных), которые отвечали за наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных, доступных формах и их реализацию.

Таким образом, возникает принципиально новая регулятивная система (право), которую отличают содержание правил, способы воздействия на поведение людей, формы выражения, механизмы обеспечения.

Теории (школы) права:

Нормативистская школа права.

· право является пирамидой норм;

· во главе данной пирамиды стоит «суверенная норма», определяющая смысл остальных норм (конституция);

· каждая норма в данной иерархии черпает юридическую силу от вышестоящей и, в конечном итоге, от суверенной нормы;

· сила права зависит от разумности построения всей иерархической правовой системы;

· право живет только в кодифицированных юридических нормах, то есть не может быть права вне норм, например, естественного;

· право необходимо изучать и воспринимать вне всякой связи с религией, философией, моралью, то есть в чистом виде. К достоинствам теории можно отнести следующие:

· признание необходимости структурирования правовой системы, т.е. построения ее в виде иерархии — от индивидуальных актов до суверенной нормы высшей юридической силы;

· идея о суверенной норме — фактически об основном законе высшей юридической силы, который венчает всю правовую систему;


· признание в качестве права только кодификационных (писанных) юридических норм, отделение права от философии, морали и т.д., следовательно, ликвидация дуализма между естественным и позитивным правом.

Теория естественного права.

· право и закон не одно и то же;

· законы (писаное, «позитивное» право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами;

· право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер;

· право совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость);

· фактически право и мораль едины;

· не всегда законы соответствуют естественному праву;

· права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.

Историческая школа права.

· право возникает само, но себе и формируется постепенно, подобно языку и правам;

· основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи;

· официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев.

Психологическая теория права.

· причины появления права кореняться в психике людей;

· субъективные права возникли из чувства правомочия на что — либо;

· юридические обязанности произошли от психологического чувства обязанности сделать что — либо;

· право делится на интуитивное (исходящее из личных переживаний) и позитивное (установленное государством);

· истинным авторы теории считали именно интуитивное право, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.

Социологическая теория права.

· право и закон нетождественны между собой;

· закон — писаное право;

· право реализация закона, т.е. правопорядок, юридическая практика, правоприменение.

Марксистская теория права.

· в основе теории лежит классовый подход;

· право — возведенная в закон воля правящего класса;

· право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников: право устанавливается и охраняется государством.

Право представляет собой чрезвычайно сложное общественное явление. На протяжении длительного времени оно развивалось вместе с государством и обществом, став неотъемлемым от него.

В попытках объяснить сущность права (почему оно такое и почему оно так важно для людей, как сделать его эффективнее и т.п.) в различные периоды времени и в различных странах появилось множество теорий (школ) права. Таким образом:

Школа права – это совокупность взглядов определенных ученых на право, раскрывающих его сущность, происхождение и роль в обществе и государстве.

В центре исследования всех этих школ права – вопросы правопонимания:

Правопонимание – это совокупность теорий о сущности права и его чертах, выдвигаемых специалистами в различные исторические периоды времени.

Другими словами – п. – это различные взгляды на право. В настоящее время существует множество таких взглядов и теорий. Все они представляют собой попытки объяснить право, используя определенные его черты и особенности.

Среди этих теорий нет правильных и неправильных – они все правильны, однако каждая из них акцентирует внимание на каком либо одном аспекте права, отсюда и такое разнообразие. Одной (единственно правильной) точки зрения на право нет, и не может быть – оно является слишком сложным для этого.

За время своего существования, человечество выработало множество теорий отражающих взгляды на право (попробуй, разберись!). Однако попробуем.

Все теории права, стремились ответить на следующие вопросы:

Правопонимание

Что такое право? Каковы критерии права? Как произошло право?

В попытке дать ответ на вопрос о том «Что такое право?» появились три основные теории:

Социологическая теория – самая широкая по пониманию права. Право = нормы права + правосознание + правоотношения

Психологическая теория – менее широкая. Право = нормы права + правосознание

Нормативистская теория – самая узкая. Право = нормы права

Нормативизм – самое узкое понимание права. Основное положение – право – это нормы права и ничего более. Право иерархическая система правил установленных государством (даже само государство – это некий высший правопорядок, то есть опять же система норм).

Согласно н., право обусловлено только правом («сила права в нем самом»), все иные факторы игнорировались.

Однако нормативизм не мог дать ответа на вопрос о ценности права, его значимости для общества, игнорировал субъективные моменты права (это серьезная ошибка). Исходя из узконормативного понимания, нельзя было ответить на вопросы о происхождении права, влиянии на него различных политических и экономических факторов.

Вследствие этого, нормативизм вскоре уступает место иным теориям права.

Психологическая школа права – попытка объяснить право с точки зрения психологии людей. Более широкое понимание права – это не только нормы, но и правосознание (а также и вообще поведение людей, обусловленное правом).

Право рассматривается данной теорией как продукт различного рода психологических установок, инстинктов (например, властвования и подчинения), эмоций. Нормы здесь вторичны, решения, например, судей обусловлены не столько нормами, сколько интуицией, подсознательными переживаниями, глубинными психологическими установками.

Данная школа, позволяла объяснить больше чем нормативизм, однако явно преувеличивала роль субъективного в праве. Получалось что правосознание людей первично (условно говоря, оно порождает право, а не наоборот), хотя это не совсем правильно. Опять же, объективные факторы игнорировались.

Социологическая школа права – см. соотв. тему. Самая широкая, по трактовке права – право включает в себя помимо норм и правосознания, еще и правоотношения (причем часто сами эти правоотношения объявляются правом, как в ранний период советской власти).

Теория также, не лишена недостатков – правоотношения здесь не результат действия права (как положено), а его источник (в результате никакой стабильности правовой системы).

Ответ на вопрос о критериях права, пытались дать школы естественного права и юридический позитивизм. Обе они детально описаны в соответствующих темах.

Главный вопрос здесь – «все ли нормативные акты государства являются правом, и если нет, то каковы признаки права?»:

Соотношение права и закона

Школа естественного права Юридический позитивизм
Закон (нормативный правовой акт вообще) только тогда является правовым, если воплощает в себе естественные права людей Закон, противоречащий этому принципу, не является правом, и вообще не подлежит соблюдению Все нормативные акты – право и никаких гвоздей!

Вопрос о происхождении права, также исследовался в рамках различных школ. Здесь можно назвать следующие из них:

· Теологическая теория – см. соответствующую теорию происхождения государства. Право (как и государство) создано богом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

· Историческая школа права – право – историческое явление, возникающее стихийно, развивающееся вместе с обществом.

Естественно-правовая теория — идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права — естественного и позитивного.

Позитивное (положительное) — официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле, а представляет собой мораль, правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права — сложилась в первой трети XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права, исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа — проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно — результат исторического процесса). Закон — не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте — обычай. Положительная роль — привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

Психологическая теория права — наряду с нормами и идеями права и правоотношениями в понятие права включают и правосознание — начало XX века — Германия (Кнапп) и Франция (Тард), Россия / Польша (Петражицкий). Различают позитивное право (официально действующее в государстве, выражаемое в законах, мало доступно гражданам) и интуитивное право (истоки — в психологии людей, с ним люди постоянно сталкиваются).

Право — не реальность, а комплекс переживаний человека, а права и обязанности существуют не реально, а в сознании того, кто в данную минуту переживает конкретные юридические чувства и мысли.

Единственный источник права — индивидуальное сознание.

Право — это переживания человека, который, с одной стороны, учитывает чью-либо обязанность совершить какие-либо действия, а с другой — чье-либо предопределенное обязанностью притязание на осуществление (воздержание от) этих действий.

Среди различных психологических состояний на первом месте эмоции: императивные (нравственные) и императивно-атрибутивные (правовые).

Императивная эмоция — одностороннее переживание лицом обязанности совершить действие в отношении другого лица, но не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности.

Императивно-атрибутивная — двусторонняя эмоция — переживание одним лицом обязанности сопровождается с переживанием другой стороной права потребовать выполнения обязанности. Из императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное, психическое право, которому принадлежит первое место в регулировании имущественных, семейных, наследственных отношений. Сколько людей — столько может быть и интуитивных прав.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория права — берет свое начало от «категорического императива» Канта как общеобязательного требования чистой воли, независимой от внешних явлений. Либеральная нормативистская теория, выводила право из нравственности (выдвинула идею правового государства — самоограничение власти законом).

Начало XX века — главное место в теории — чистое учение о праве (Кельзен). Право — юридические нормы, рассматривались в отрыве от экономики, политики, социальной структуры общества. Правовые нормы возникают и развиваются не из реальных общественных отношений, а из формального установления государством. Обязательность правовых норм следует из государственного авторитета. Фактическое отождествление государства и права.

Социологическая теория права — предопределила «школа свободного права» (Эрлих) — живое право народа, основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Право — административные акты, судебные решения, приговоры, обычаи, правосознание судей, правоотношения и юридические нормы.

Право должно рассматриваться только в действии (в процессе применения). Нормотворчество — судьи. Под правом в данной теории понимается совокупность правовых отношений, возникающих и существующих независимо от норм, сложившийся в жизни социальный порядок, в конечном итоге — фактический образ деятельности правительств, судов. Это приближает понимание права к реальной жизни, но теоретически обосновывает административный и судебный произвол.

Марксистская теория права — право — часть надстройки над экономическим базисом общества. Оно обусловлено материальными условиями жизни и оказывает на них обратное воздействие. Классовая сущность права (право — возведенная в закон воля господствующего класса). Механизм образования права — господствующие классы объединяют свою силу в виде государства и придают своей воле выражение в виде государственной воли. Тесная связь права с государством, которое формирует право и поддерживает его в процессе реализации. Методы — принуждение, насилие, подавление.

Т естественного права: Т.Гобс, Д.Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., в XVII-XIII вв. Гос-во — рез-т юр-го акта — общественного договора, кот. является порождением разумной воли народа. В силу договора часть своих прав люди делегировали гос-ву, в обмен на его защиту. В работах многих представителей этой школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, кот. нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту. Различают два вида права. Одно — естественное, предшествующее общ-ву и гос-ву. Второе — позитивное право — является порождением гос-ва. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общ-ва и гос-ва, частн. собств-ть. Позитивное право основыв-ся на требованиях естественного, это совокупность правовых норм, созданных и охраняемых гос-вом. Соотношение права и закона по данной Т звучит следующим образом: право – идеал, предел в виде подлинных прав и свобод человека, к которому стремится закон, право > закона. «-«: гос.-прав. явл-ия рассм-ся как продукт чел. разума и воли (субъективно-идеалистич. трактовка), игнор. объективн. эк. и соц.-полит. факторы. «+»: приоритет естеств. права над позитивным.

Историческая Т (школа) права возникла в Германии в 1-й половине 19 в., гл-е представители этой школы — это Савиньи и его ученик Пухта. Представители этой Т опровергали идею сущ-я естественного права, утверждая, что единое право для всех народов невозможно. У каждого народа складыв-ся свое нац-ное право, в котором выражается народный дух. Источником права является обычай, а дело гос-ва – признать эти обычаи и санкционировать их. По этой Т право зарожд-ся и развив-ся исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов. Соотнош-е права и закона можно выразить формулой: право ≠ закон.

№ 32. Классовая (марксистская) Т (основатели — К.Маркс, Ф.Энгельс). Право — это возведённая в закон воля господствующего класса, орудие для подавления угнетённого класса господствующим, по этой Т право обусловлено эк-ми условиями жизни общ-ва и возникло вместе с возникновением классов, т.е. право – часть надстройки над эк-ким базисом. Представители этой Т согласны с философской концепцией в том, что право – это свобода, но в определенных истор-х у-виях. Право явл-ся свободой только в у-виях простого товарного произв-ва (16-17 вв): каждый человек обладал собств-тью и трудился на ней, произв-е продукты обменивал на рынке свободно и эквивалентно на основе договора. Этот договор был воплощением рав-ва и свободы. Кажд. собственник им. право на защиту гос-вом своего права собств-ти и договора. Но с переходом к расширенному тов-му произв-ву (от Т-Д-Т к Д-Т-Д’) право из свободы превращается в свою противополож-ть, т.е. в рабство, эксплуатацию, произвол, т.к. основная часть населения теряет собств-ть в рез-те свободной рыночной конкуренции и превращ-ся в пролетариев, а договор как воплощение свободы и рав-ва превращается в труд. договор – договор о купле-продаже раб. силы. Р.с. ост-ся ед-ной собств-тью пролетариев, и она продается по меновой ст-ти, кот-я равна общему труду, необх-му для произв-ва товаров. Купив р.с., капиталист оплачивает меновую ст-ть, использует потребительскую ст-ть, а разницу кладет себе в карман. Т.о., право перестает быть свободой, а превращ-ся в эксплуатацию. Соотнош-е права и закона: право – воля эк-ки господствующего класса, возведенная в закон.

Социологическая Т трактует право, как регулируемые им обществ-е отношения. Сторонники этой Т считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. Они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею обществ-х отношений, теряет свои регулятивные свойства. Право рассматр-ся не как с-ма абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Этот подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, «вольного» обращения с законами. Он применим гл. образом в законотворч-ве и служит ориентиром для законодателя, к-ый должен анализ-ть, что реально складыв-ся на практике, какие нормы примен-ся, а какие — нет. Соотнош-е права и закона: закон – тот идеал, к которому стремится реальное право.

Психологическая Т (Л.Петражицкий и др.): право – рез-т психологич-х установок, переживаний, его возникн-ние и действие объясн-ся психологией личности. Суть данной Т состоит в утвержд-и психолог-кой потребности чел-ка жить в рамках организов-го сообщ-ва, в чувстве необх-ти коллект-го взаимод-вия. Право — следствие психологич-х закономерностей развития чел-ка. Т.о. интуитивное право – эмоции, кот-е испытывают люди, вступая в отношения между собой, а позитивное право – право, созд-е гос-вом. Соотнош-е права и закона можно выразить так: право ≠ закон.

Школа теории права явилась одним из первых направлений Казанской юридической школы, зародившейся почти 200 лет назад. Еще в начале XIX века ряд ученых Казанского университета обращались к общей идее права, искали нравственные основания права, поднимали проблему прав человека. Первым источником по правоведению, изданным в Казани, стала книга первого декана нравственно-политического отделения Иоганна Христофора Финке «Естественное, частное, публичное и народное право». Книга вышла на русском языке в 1816 году.

Естественно-правовые взгляды были присущи ректору Казанского университета Гавриилу Ильичу Солнцеву, который 9 июня 1815г. был утвержден экстраординарным профессором по кафедре прав древних и новых знатнейших народов. По мнению Солнцева, наука права исследует начала здорового разума, на котором основывается природа человека.

Г.И.Солнцев по праву считается и основателем казанской уголовно-правовой научной школы. В 1907г. в Ярославле вышла в свет его книга «Российское уголовное право», представляющая собой обработанный текст его лекций перед студентами. Это первый учебник по уголовному праву, составленный в России. В XIX веке Г.И.Солнцев высказывал прогрессивные научные идеи — об уголовной ответственности юридических лиц, о формально-материальном определении понятия преступления, о зарождении международного уголовного права и др.

На рубеже XIX-XX веков в Казанском университете формировалось социологическое направление уголовного права, у истоков которого стоял профессор, декан юридического факультета Андрей Антонович Пионтковский. Он стал пионером в исследовании вопросов условного осуждения и условного освобождения в российской юридической науке. В настоящее время основное научное направление кафедры уголовного права «Дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности и наказания» возглавляет профессор Ф.Р.Сундуров. В рамках этого направления работают 5 профессоров, 7 доцентов, аспиранты, соискатели.

Основателем школы гражданского права в Казанском университете является Дмитрий Иванович Мейер, который начал преподавать с 1845г. В 1858г. вышла работа Мейера «Русское гражданское право», которая до 1917г. выдержала 10 изданий и была самым популярным и распространенным учебным пособием в России. Кроме того, Мейер считается основоположником международного частного права в России. Отмечая вклад Мейра в науку международного права, известный правовед Б.Э.Нольде писал: «Мейер открыл русской науке конфликтное право: За Мейером надо считать еще и вторую заслугу. Он первый пытался разместить в систематику конфликтных норм некоторые статьи наших законов гражданских».

Заслуга первого изложения коллизионного права в целом как самостоятельной отрасли юриспруденции принадлежит ученику Мейра, воспитаннику Казанского университета Николаю Павловичу Иванову (1839-1903). Его работа «Основания частной международной юриспруденции» (1865г.) является первой работой в отечественной науке международного права, где дана самостоятельная теория коллизионного права.

На юридическом факультете Казанского университета в XX веке сформировалось школа трудового права, возглавляемая сегодня профессором А.К.Безиной, и школа гражданского процесса, исследованиями в рамках которой руководит профессор Я.Ф.Фархтдинов.

Знамя науки международного права в XX веке в Казанском университете подхватил профессор Д.И.Фельдман, который по сути является основателем крупнейшей в современной России научной школы международного права. В 1966г. он защитил докторскую диссертацию на тему международного правого признания.

Современное основное научное направление международной юридической науки в университете — «Основные тенденции развития международного права и правопорядка». Под руководством профессора Г.И.Курдюкова исследования в рамках этого направления сегодня выполняют 3 профессора, 4 доцента, российские и иностранные аспиранты.

На факультете сформировалось самостоятельное научное направление «Организационно-правовые вопросы разграничения полномочий между федеральным центром и регионами», возглавляемое видным представителем российской школы конституционного права профессором Б.Л.Железновым, известным своими работами по проблемам автономии.

Школа теории права и государства в XX веке развивалась исследованиями коллектива профессоров под руководством профессора Ф.Н.Фаткуллина. В рамках этого научного направления работали В.В.Лазарев, Н.С.Захаров, Ю.С.Решетов.

В настоящее время создано научное направление, посвященное механизму правореализации, возглавляемое профессором Ю.С.Решетовым. В рамках этого направления развиваются научные исследования проблем федерализма, руководимые профессором И.Г.Горбачевым.

Криминалистическое направление казанской юридической научной школы сегодня возглавляет доцент Н.В.Бахарев. Представители этой школы являются достойными продолжателями известного российского ученого, основавшего современную научную школу казанских юристов в 50- годы прошлого века, профессора А.Т.Бажанова. Большая часть его научных работ посвящена анализу устройства судебной системы и актуальным вопросам судопроизводства.

В XXI веке научные исследования в области юридических наук активно развиваются. Ежегодно на юридическом факультете обучаются свыше 100 аспирантов и 80 соискателей. Возможность заниматься научной деятельностью обеспечивается наличием не только аспирантуры, но и магистратуры, открытой в 2004 году, созданием диссертационных советов. На факультете функционирует диссертационный совет Д.212.081.13 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальностям: 12.00.03- гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право; 12.00.08- уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право; 12.00.10- международное право. Европейское право (пред.-проф. КурдюковГ.И.), а также диссертационный совет Д.212.081.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальностям: 12.00.01- теория и история права и государства; история правовых учений по юридическим наукам; 12.00.02- конституционное право, муниципальное право по юридическим наукам (пред.- проф. Ю.С.Решетов).

Добавить комментарий