Основы экологического права

Предыдущая

Лекция 17. Основы экологического права

17.1. Правовые основы охраны окружающей среды и природопользования

Российское природоохранное законодательство имеет давнюю историю: при Иване Грозном был издан Указ о запрете охоты и рубки леса на территории нынешнего Лосиного острова (Подмосковье), где находились царские охотничьи угодья.

В последующем Петром I был издан указ «О бережении сосновых и дубовых лесов вдоль главных рек России». Очевидно, что Россия – одно из первых государств, находящихся у истоков природоохранного законодательства. В начале ХХ в. были созданы первые заповедники (например, Баргузинский). После революции 1917 г. также был издан ряд декретов, имеющих природоохранное значение («Об охране памятников, садов и парков», «О лесах», «О сроках охоты и праве на охотничье ружье» и др.). В советское время был принят ряд законов о создании заповедников, заказников, национальных парков.

Современное общество выработало комплекс специальных мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. К таковым относятся: наблюдение за состоянием окружающей среды, ведение государственных кадастров и реестров природных объектов, создание особо охраняемых природных территорий, экологическая экспертиза, паспортизация, сертификация, экологическое лицензирование, экологический аудит.

Экологическое право – это совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Предмет экологического права – общественные отношения, складывающиеся по поводу какого-либо объекта и находящиеся в сфере действия правовых норм экологического законодательства.

Содержание экологических правоотношений – это права и обязанности участников правоотношения в области использования и охраны окружающей природной среды.

Субъекты экологических правоотношений – 1) природопользователи; 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной окружающей среды; 3) общественные объединения экологического профиля (т. е. общественный контроль); 4) органы прокуратуры, осуществляющие надзор за законностью в сфере экологических правоотношений.

Основной метод экологического права – метод экологизации, способствующий устойчивому равновесию между природой и развитием человеческого общества.

Элементы метода – 1) закрепление в действующем законодательстве структуры органов, которые осуществляют контрольное управление использованием природных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экосистем; 2) закрепление в действующем законодательстве круга природопользователей; 3) регламентация правил природопользования, которые обусловлены спецификой объекта природопользования и правовым статусом природопользователя; 4) установление юридической ответственности за нарушение правил природопользования.

Система экологического права включает отрасль права, науку и учебную дисциплину.

Экологическое право как наука – это система знаний об экологическом праве как отрасли права.

Экологическое право как учебная дисциплина – система знаний об экологическом праве, соответствующая программе образовательного учреждения и требованиям Государственного образовательного стандарта.

Отрасль экологического права базируется на эколого-правовой норме – общем правиле, предусмотренном для определения круга лиц и рассчитанном на неоднократное применение.

Источниками экологического права являются нормативные документы.

Экологическое право является важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды.

Различают нормы-принципы (основополагающие начала охраны окружающей среды) и нормы-приоритеты (правовые имущества при пользовании природными объектами для сохранения высокого качества окружающей среды). Нормы-приоритеты могут быть отраслевого, межотраслевого и экологического уровня. По содержанию эти правила подразделяются на предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, уполномочивающие, разрешительные и обязывающие.

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам экологии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основы охраны природной среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиняемого его здоровью. В Конституции определены организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, установлены обязанности граждан по отношению к окружающей среде, охране природных богатств.

Право граждан на благоприятную окружающую природную среду определяется двумя основными положениями Конституции РФ: 1) экологическим воспитанием и образованием; 2) государственной гарантией экологических прав.

Права граждан включают:

— возможность запроса о предоставлении достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране;

— требования отмены решения о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов;

— привлечение к ответственности лиц, виновных в экологических правонарушениях.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей природной среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира, кодексы: водный, земельный, лесной.

Систему экологического законодательства возглавляет федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ. В вопросах охраны природной среды нормы других законов не должны противоречить Конституции России и данному законодательному акту.

Действующий федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) значительно расширяет полномочия государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставлено право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей, ограничивать и (или) запрещать хозяйственную и иную антиэкологическую деятельность на своих территориях и др.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при использовании объектов ионизирующих излучений.

Федеральный закон «О недрах» (1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр.

Федеральный закон «О живом мире» (1995 г.) определяет эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно Закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) содержит правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Важнейшие экологические требования отражены также в федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья (1993 г.).

3. Указы и распоряжения Президента, постановления правительства охватывают область вопросов экологии и природопользования. Примером может служить Указ Президента Российской Федерации от 1 апр. 1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по различным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и считаются обязательными для других физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты по охране окружающей природной среды.

Предыдущая

ЛЕКЦИИ

ПО

ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАВУ1

Актуальность правового регулирования отношений в области взаимодействия общества и природы вызвана серьезным негативным влиянием человека на состояние окружающей среды и ответной реакцией природы.

Экологическая ситуация в стране напрямую зависит от состояния экономики и готовности общества осознать важность и решить экологические проблемы. Одним из способов их решения является правовое регулирование общественных экологических отношений.

Термин «экология» образован из двух слов «ойкос» – дом, жилище и «логос» – наука, изучение.

Экология – наука о том, как жить и хозяйствовать в собственном доме.

Для современного человека дом – это планета в целом, в том числе ближний космос. Поэтому целью правового регулирования является обеспечение экологической безопасности человека и общества в целом.

Впервые термин экология был употреблен в 1838 году ученым Генри Дэвид Торо — американским философом и натуралистом в книге «Жизнь в лесу», в смысле природоведение. Он считал, что надо изучать природу, потому что это истинный дом человечества.

В науку термин экология введен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем.

Термин экология был заимствован для названия отрасли – экологическое право.

Взаимодействие общества и природы складывается по нескольким направлениям:

1.Окружающая среда является средой существования человека, определяет биологический режим жизни. В основном это климат, естественная смена дня и ночи и т.д.

2. Человек воздействует на природу:

а) Изымая полезное вещество;

б) Заполняя природную среду отработанными веществами (грубо говоря, отходами);

в) Осуществляя восстановительные и охранительные мероприятия.

3. Окружающая среда воздействует на человека и виды хозяйственной деятельности, изменяясь с течением времени.

Таким образом, связь человека и природы проявляется в двух формах:

1.Экономической;

2. Экологической.

Экономическая форма реализуется на основе социально-экономических законов и в основном сводится к ресурсопотреблению. Экологическая – это естественная среда обитания человека как биологического вида. поэтому без неё никуда.

Лекция №2. Теоретические основы экологического права

План:

1. Экологическое право как отрасль, как наука и как учебная дисциплина;

2. Предмет экологического права;

3. Методы экологического права;

4. Принципы экологического права;

5. Система экологического права;

6. Общая характеристика объектов экологических правоотношений;

7.Понятие и общая характеристика основных компонентов окружающей среды как объектов экологических правоотношений.

Экологическое право как отрасль, как наука и как учебная дисциплина

В юридической науке в качестве оснований для разграничения норм права по самостоятельным отраслям признаются установления следующих критериев:

1. Специфический круг общественных отношений;

2. Особые нормы, регулирующие эти отношения;

3. Специальные принципы права, которые являются основой новой отрасли;

4. Заинтересованность общества в выделении новой отрасли;

5. Достаточно крупная общественная значимость общественных отношений;

6. Способность государства их урегулировать.

Экологическое право отвечает всем критериям и является одной из отраслей в системе российского права. Экологическое право как отрасль права представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения:

1. По охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности;

2. По рациональному использованию природных ресурсов;

3. По охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц;

4. По обеспечению экологической безопасности.

Под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти, органов МСУ, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических лиц и граждан, направленную на восстановление и сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение и ликвидацию последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Рациональное использование природных ресурсов – это экономические эффективное хозяйствование в соответствии с требованиями охраны окружающей среды.

Окружающая среда – совокупность природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.

Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства и окружающей среды от угроз, возникающие в результате антропогенных и природных воздействий.

Появление в российском законодательстве норм, регулирующих экологические общественные отношения в источниках других отраслей права (например, в конституционном, гражданском и т.д.) свидетельствует об экологизации российского законодательства, а не о размытости границ предмета экологического права.

Государственный интерес в формировании экологического права выражается в том, что должный правопорядок в сфере взаимодействия общества и природы может быть установлен только с помощью системы правового регулирования, которая носит публичный, а не частный характер.

Функции государства – это основные направления его деятельности, которые определяются потребностями общества. В настоящее время особую актуальность имеет экологическая функция государства.

Экологическая функция – это распоряжение в интересах общества государственными природными ресурсами, деятельность по обеспечению рационального природопользования для предупреждения истощения и деградации окружающей среды, охраны экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Таким образом, экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах рационального использования окружающей среды для настоящих и будущих поколений. Данное определение было дано В.В. Петровым, родоначальником современного экологического права

В юридической литературе экологическое право принято рассматривать с трех позиций;

1. Как отрасль российского права;

2. Как науку;

3. Как учебную дисциплину.

Наиболее полное определение экологического права как науки предложил А.С. Шестерюк.

Экологическое право как наука — структурно-организованное знание о системах эколого-правовых отношений в формах и методах формирования эколого-правового сознания и путях их совершенствования.

В тоже время, экологическое право заключает в себе представление правоведов о предмете и методе отрасли, об источниках, предпосылках и перспективах их формирования, о месте экологического права в системе отраслей юридической науки.

Представление об экологическом праве как учебной дисциплине – систематизированная совокупность сведений о правовом регулировании взаимодействия человека и общества с окружающей средой.

В настоящее время дисциплина экологическое право входит в государственный стандарт высшего юридического образования как обязательная. Предполагается 180 часов.

В процессе изучения экологического права рассматриваются:

1. Общие науковедческие вопросы: предмет, метод, система;

2. Вопросы охраны и рационального использования конкретных компонентов природной среды;

3. Отдельные вопросы международного экологического права.

С 1988 года экологическое право стало самостоятельной учебной дисциплиной.

По поводу самостоятельности экологического права как отрасли, а также предмета правового регулирования и места в системе права России существует несколько точек зрения:

1. Группа ученых, в которую входят Боголюбов, Бринчук, Игнатьева и др. Они считают, что в системе российского права существует самостоятельная комплексная отрасль – экологическое право, которая представляет собой совокупность природоохранительного и природоресурсного права, а также включает экологизированные нормы иных отраслей.

2. Другая точка зрения высказана А.К. Голиченковым. Эта позиция высказана Голиченковым в конце 90 годов. В своих трудах, он предложил компромиссный подход к определению экологического права. Его можно рассматривать в узком и широком смыслах:

В узком смысле экологическое право – это система правовых норм и возникающих в процессе их реализации правоотношений, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды.

В широком смысле экологическое право – это совокупность норм, регулирующих не только названные отношения, но и отношения по использованию и охране природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности человека и других объектов.

Существует определение, базирующееся на ст. 1 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Экологическое право – отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений людей.

Статья определяет задачи природоохранительного законодательства:

1. Регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью:

а) Сохранения природных богатств, естественной среды обитания человека;

б) Предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

в) Оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

2. Укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право – это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих волевые общественные отношения по поводу исполнения всеми субъектами права экологических императивов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в сфере взаимодействия общества и природы для обеспечения благоприятного качества окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Система наказаний в российском уголовном праве

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Они помещены в УК в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний. Система наказаний, ее эффективность занимают определенное место и выполняют важнейшую роль в механизме назначения наказания — критерия оценки при выборе меры ответственности, предусматривающей выполнение ряда требований общих начал назначения, предшествующих выбору вида наказания, определение его размера или срока; принципа назначения наказания по совокупности преступлений и приговоров; сложения сроков наказания различных видов и т.п.

Освобождение от наказания — отказ государственных органов, осуществляющих уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осуждённому, в отношении которого вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания.

Общая характеристика экологического права

Экологическое право как отрасль российского права. Предмет экологического права. Основные понятия.

Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, государственном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответственности за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды.

Предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования — земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

· экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

· административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный) (первый исходит из неравного положения субъектов права — из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

· историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

Природный объект представлен тремя разновидностями.

1) естественная экологическая система, которая обладает следующими свойствами:

а) объективно существующая часть природной среды;

б) имеет определенные пространственно-территориальные границы;

в) состоит из живых и неживых элементов; г) эти элементы обмениваются веществом и энергией, тем самым представляя собой функциональное целое.

Экологическая система — это единство среды обитания и населяющих ее организмов, обладающее некоторой самостоятельностью по отношению к окружающему миру, имеющее устойчивые внутренние связи.

2) природный ландшафт — это особая территория, основное качество которой заключается в том, что она не претерпела изменений в результате антропогенного воздействия и сохранилась в своем естественном виде; кроме того, характеризуется целостным сочетанием таких характеристик, как рельеф местности, почва, растительность, сформировавшихся под влиянием общих климатических условий.

3) каждый отдельный элемент экологической системы или природного ландшафта, сохранивший свои изначальные природные свойства, то есть не преобразованный деятельностью человека.

Природный комплекс представляет собой более сложное образование — совокупность нескольких природных объектов, которые объединены между собой пространственно (своим местонахождением), а также естественной функциональной связью и взаимодействием.

Окружающая среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Иными словами, компоненты природной среды — это ее основные, укрупненные составляющие.

Охрана окружающей средыопределяется как деятельность, проводимая по следующим направлениям:

а) сохранение и восстановление природной среды,

б) рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов,

в) предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

г) ликвидация последствий такого воздействия.

Природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Государственное регулирование экологопользования

Органы государственной власти и управления, осуществляющие государственное регулирование экологопользования

Органы государственного регулированияэкологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общей межотраслевой (межведомственной) и отраслевой (ведом-ственной) компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов экологопользования и охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов имеют определенные территориальные пределы действия и распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общей компетенции. Например, Правительство РФ принимает постановления по всем отраслям народного хозяйства. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов занимается лишь вопросами экологопользования и охраны окружающей среды. Если постановление Правительства РФ действует на всей территории Российской Федерации, то приказ министра по охране окружающей среды и природных ресурсов — только на тех ее участках, где сложилось неблагоприятное экологическое положение, на ликвидацию которого и направлен данный приказ.

Органы регулирования межотраслевой (межведомственной) компетенции- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Министерство здравоохранения РФ, Министерство внутренних дел РФ и другие — классифицированы в самостоятельную группу в силу того, что акты, принимаемые этими министерствами и ведомствами, имеют обязательную силу для всех иных предприятий, министерств и ведомств. Так, стандарты, принятые Госстандартом России относительно предельно допустимых вредных выбросов автомобилей, обязательны для всех машин любого класса, в том числе и для ГАИ МВД РФ, осуществляющей контроль за соблюдением этого стандарта автомобилями всех ведомств.

На федеральные органы регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов возложены следующие задачи:

1. На министерство природных ресурсов и Госкомитет РФ по охране окружающей среды — комплексное управление и регулирование в области охраны окружающей среды в РФ, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей среды и исполь-зования природных ресурсов; координация деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций в области охраны окружающей среды и природных ресурсов; оценка и прогнозирование антропогенного воздействия на окружающую среду, а также состояния и использования природных ресурсов, ведение Красной книги РФ; и пр.

2. Комитет РФ по геологии и использованию недр , который входит в Минприродных ресурсов РФ, осуществляет в установленном порядке контроль за ведением работ по геологическому изучению недр, рациональ-ным, комплексным, экологически безопасным использованием недр и их охраной, соблюдением порядка и условий пользования недрами; и пр.

3. Федеральная служба лесного хозяйства России разрабатывает ос-новные направления федеральной политики в области использования, воспроизводства, охраны лесов и развития лесного хозяйства;

4. Комитет РФ по водному хозяйству’, входящий в Минприродных ресурсов РФ,

5. Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству

6. Государственный комитет РФ по рыболовству

7. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружа-ющей среды (Росгидромет) осуществляет гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод, суши, морской среды, почв и пр.

Законодательное регулирование и международно-правовая охрана окружающей природной среды

Основные нормативные акты Рф и международного права, осуществляющие охрану окружающей природной среды.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства являетсясистема экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПыГосстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

Отраслевая нормативная документация и документация предприятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и действует на территории всей страны.

1. Международные договоренности:

а) Конвенции в области охраны морской среды от загрязнения

б) Договора и конвенции, связанные с ядерным оружием и использованием атомной энергии в мирных целях:

в) Конвенция по международной торговле охраняемыми видами дикой фауны и флоры

г) Рамсарская конвенция по влажным зонам имеет международное значение как конвенция о местах обитания водоплавающих птиц.

д) Конвенция об охране биологического разнообразия.

ж) Венская конвенция по защите озонового слоя и Монреальский протокол относительно веществ, разрушающих озоновый слой.

Особенности регулирования отдельных видов деятельности

12 3 4 5 6

Краткий курс по экологическому праву

1. Понятие, предмет и метод экологического права

Экологическое право – это система правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей природной среды в целях предотвращения и устранения вредных химических, физических и биологических воздействий на нее, а также отношения по поводу обеспечения правового режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира.

1. Основная задача экологического права как отрасли права – сохранить всю окружающую природную среду как единую экологическую систему, а не только отдельные объекты природы. Экологическое право предусматривает правовые способы борьбы с вредными воздействиями на окружающую среду – проведение экологической экспертизы, установление экологических требований к размещению и эксплуатации хозяйственных объектов, оценка воздействия на окружающую среду и т. д.

2. В предмет экологического права входят общественные отношения, которые возникают по поводу охраны окружающей природной среды от вредных химических, физических и биологических воздействий, а также обеспечения режима особо охраняемых природных территорий, использования и охраны животного мира. Итак, предметом экологического права являются преимущественно общественные отношения, т. е. отношения между людьми по поводу использования и охраны окружающей среды.

3. Особое значение имеют методы правового регулирования, т. е. способы воздействия на участников общественных отношений со стороны государства. В сфере охраны окружающей среды применяются императивный и диспозитивный методы, а также метод экономического регулирования. Данные методы весьма специфичны. Отличительной их чертой является своеобразное сочетание императивного и экономического методов регулирования.

4. Главным образом применяется императивный метод регулирования. Он основывается на использовании административных предписаний, содержащихся в экологическом праве. Характерной чертой данного метода является наличие элементов власти и подчинения. Это установление разнообразных запретов и ограничений на использование природных объектов, нормативов воздействий на природную среду, выдача лицензий, сертификатов, разрешений и т. д.

Например, согласно ст. 45 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются только на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами.

5. Диспозитивный метод регулирования эколоческих правоотношений характеризуется равноправием субъектов. Заключая между собой соглашение, участники сами определяют свои права и обязанности, которые в то же время должны соответствовать закону.

6. Метод экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды воздействует на имущество физических и юридических лиц, деятельность которых влияет на состояние окружающей среды. Сюда относятся плата за загрязнение окружающей среды и налогообложение. Цель данного метода заключается в стимулировании субъектов осуществлять экологически безопасную деятельность.

Для экологического права характерно то, что к одним и тем же отношениям по природопользованию и охране окружающей среды могут быть применены различные методы правового регулирования.

2. Становление экологического права России. Структура и система экологического права России

1. В становлении экологического права можно выделить три основных этапа:

1) возникновение, становление и развитие экологического права в рамках земельного права;

2) развитие экологического права в рамках природоресурсных отраслей;

3) современный период развития экологического права, его выход за рамки природоресурсных отраслей.

2. История экологического права—это те юридические, правовые предпосылки в развитии законодательства, которые помогли сформировать действующие институты, нормы, принципы современного экологического права, состоящего как из блока природоресурсных норм, так и из блока природоохранительных норм.

3. В период развития экологического права в рамках земельного права целями земельного законодательства были: ликвидация класса помещиков, обеспечение трудящегося крестьянства землей на условиях бесплатности и бессрочности, устройство его хозяйственной деятельности, постепенное создание и развитие социалистических форм хозяйства в земледелии, ограничение и вытеснение капиталистических элементов. Земельное законодательство сыграло важную роль в ликвидации кулачества как класса, в создании устойчивого социалистического землепользования.

4. Экономическая роль природы обусловила возникновение природно-ресурсных отраслей права, которые стали регулировать отношения по использованию природных ресурсов. Производственная и хозяйственная деятельность человека постепенно все больше и больше причиняла вред природе. Это стало особенно ощущаться на рубеже 1950-х—1960-х гг. и вызвало усиленное развитие природоохранительного законодательства. Стала формироваться самостоятельная группа норм, которая получила название «правовая охрана природы».

5. На современном этапе произошло объединение регулятивных и охранительных норм в общую совокупность норм, которая получила название «экологическое право». На последнем этапе совершенствования экологического права осуществляется включение в отношения государственной и других форм собственности на природные объекты субъектов экологических правоотношений, которое осуществляется двумя способами:

☝ введением арендных отношений в экологические отношения;

☝ введением стимулирующих долговременных нормативов платы не только за природные ресурсы, но и за выбросы веществ, загрязняющих природную среду.

Совершенствование эколого-правовых нормативных актов – главная задача регулирования экологических правоотношений. Экологическое право как наука представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права.

6. Предмет науки, составляющей систему экологического права как отрасли права, образуют следующие вопросы:

✓ методы научных исследований;

✓ правоприменительная и правотворческая практика;

✓ история развития экологического права;

✓ источники экологического права;

✓ международное правовое регулирование экологополь-зования;

✓ источники научно-правовой информации;

✓ эколого-правовое регулирование экологопользования в различных странах мира;

✓ понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию в эколого-правовой науке;

✓ экологические правоотношения.

7. Стурктура экологического права включает такие элементы, как правовые нормы, институты и подотрасли. Право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов.

Наиболее распространенной в науке экологического права признают классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

8. Право общего природопользования – это право использования природных ресурсов, при котором не требуется получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования – это право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Например, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования считается общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

9. В зависимости от использования природного объекта и природного ресурса права природопользования подразделяются на землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т. д.

Общим критерием, разделяющим право природопользования отдельными природными ресурсами на виды, является срок пользования ими. В соответствии с этим критерием можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное.

Основные проблемы экологического права

Основное назначение экологического права — обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

За счет природы человечество активно удовлетворяет свои многочисленные потребности в продуктах питания, энергии, среде обитания. При этом человечество активно использует природные ресурсы, вольно или невольно нанося им вред своей деятельностью. С целью ограничения негативного воздействия человека на окружающую среду и природную среду как ее части законодательство предписывает определенные правила рационального, щадящего или неистощимого пользования природными ресурсами. Поэтому нормы экологического права регулируют отношения как использования (в самых различных формах), так и охраны окружающей среды.

В настоящее время, когда люди задыхаются от выхлопов автомобилей и заводских труб, страдают от плохого качества воды, вырубки деревьев и т. д., уяснение роли и возможностей экологического права все более актуально. Это обусловлено обострением как экономического, так и (несмотря на падение уровня промышленного производства в РФ) экологического кризиса, очередным всплеском желаний решать экономические трудности за счет природы и природных условий жизни людей.

Поскольку экологические проблемы «у всех на виду», то это нередко способствует появлению в нормах экологического права явных или скрытых деклараций, констатаций фактов и элементов научных концепций, в которых, к сожалению, не всегда реализуются цели, стоящие перед правотворчеством. В результате нормы экологического права, несмотря на его активное развитие, нередко «забегают вперед», предписывая такие правила поведения, которые для многих субъектов экологического права фактически невыполнимы (например, возложение обязанности закупать, использовать и содержать дорогостоящие очистные сооружения, которые не нужны в данном производстве). Это свидетельствует о противоречиях экологического права как части юридической науки с экологией, экономическими возможностями государства и хозяйствующих субъектов; акцентирует внимание на необходимости особо тщательной подготовки правовых актов об использовании и охране окружающей среды, об отказе от спешки при принятии актов, касающихся использования и охраны природных ресурсов, но не имеющих для этого первостепенного значения.

Разумеется, законодательство должно развиваться, устранять пробелы и противоречия в правовом регулировании, решать возникающие проблемы, откликаться на требования общественного развития. Однако в РФ при очень интенсивном нормотворчестве, частом изменении принятых актов многие общественные отношения, подлежащие регулированию нормами экологического права, подолгу остаются неурегулированными. Например, неурегулированными федеральным законом остаются использование и охрана растительного мира, на который не распространяется действие Лесного кодекса РФ; нормы ЗК в целом ряде случаев не позволяют отграничить земли водного фонда от других категорий земель; изменения законодательства не сопровождали и введение в действие Федерального закона «Об охране окружающей среды», известного большинству населения по разрешению ввоза на территорию РФ радиоактивных отходов из других государств и т. д.

Таким образом, многие экологические проблемы нормами экологического права пока не решены. Предстоит большая работа в совершенствовании как самого правового регулирования использования и охраны природных ресурсов, так и практики применения соответствующего законодательства. При этом значительное внимание должно быть уделено надлежащему финансированию мероприятий охраны природных ресурсов, формированию экологической культуры граждан.

Система законодательства в области использования и охраны природной среды

Основным актом в области использования и охраны природной среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», поскольку, как следует из его преамбулы, он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Таким образом, именно данный Закон направлен на регулирование широкого круга взаимоотношений людей с природой. Он устанавливает, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования (п. 5 ст. 2), т. е. обоснованно рассматривает законодательство об отдельных природных ресурсах подотраслями законодательства об охране окружающей среды. В отличие от других законов он не только касается всех природных ресурсов, но и устанавливает общие правила проведения экологических мероприятий (например, экологической экспертизы).

В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции природопользование, охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей природной среды находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Однако эти акты могут относиться к различным отраслям законодательства. Это обусловлено тем, что все природные ресурсы (земля, воды и т. п.) находятся в тесной взаимосвязи, влияют друг на друга, и исключить какой-либо из них из природной среды невозможно.

Таким образом, поскольку экологическое право регулирует отношения по использованию и охране различных природных ресурсов (земли, воды, воздуха, недр, растительного и животного мира), оно включает в себя и несколько отраслей (подотраслей) законодательства. Особенность строения экологического права и законодательства состоит в том, что нормы составляющих их федеральных кодексов не имеют приоритета перед нормами некодифицированного федерального закона.

Разумеется, системе экологического законодательства свойственна такая же иерархия актов, как и в других отраслях законодательства.

Основные принципы экологического права

Экологическое право базируется на определенных принципах, которые являются руководящими началами его нормативно-правового регулирования. Поэтому принципам экологического права не должны противоречить обычные его нормы.

Основные принципы экологического права основываются непосредственно на положениях Конституции, поэтому они являются руководящими началами не только деятельности по использованию и охране природных ресурсов, но и по принятию правовых актов, регулирующих отношения в этой области. Поскольку такие отношения входят в предмет регулирования различных отраслей законодательства, то и принципы экологического права также находят отражение в различных актах.

Следует отметить, что количество принципов экологического права с появлением новых правовых актов возрастает. Нормативно-правовыми, т. е. установленными нормами права, становятся такие принципы, которые ранее были экономическими, экологическими, даже этическими, либо формулировались лишь в юридической доктрине (были доктринальными). Принципы экологического права, обобщая его нормы, придают им обязательный характер, способный оказывать влияние на общественную практику.

В то же время свойственная современному законотворчеству поспешность предопределила включение ряда принципов, по сути, всего экологического права не в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а принятый двумя месяцами раньше ЗК. В ЗК данные принципы именуются «основными принципами земельного законодательства». Однако количество этих «основных» принципов и их весьма широкое содержание приводят к выводу о том, что они выходят за рамки собственного земельного законодательства. Возможно, законодатель сделал это умышленно, считая землю главным природным ресурсом планеты.

Основные принципы земельного законодательства содержатся в ст. 1 ЗК. Включение в первую статью федерального закона (кодекса) принципов соответствующего законодательства — редкое явление в правотворческой практике. До ЗК с провозглашения принципов начинался лишь ГК (ст. 1 «Основные начала гражданского законодательства»). Новизной отличается и раскрытие содержания принципов непосредственно в тексте ЗК. Применение данных приемов призвано усилить значимость отношений в области рационального использования и охраны природных ресурсов.

Первым и, следовательно, ведущим принципом земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Принцип исходит из нормы ч. 1 ст. 9 Конституции, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей природной среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества — второй принцип земельного законодательства. Он реализует положение ч. 2 ст. 36 Конституции о том, что владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В ЗК он нашел отражение главным образом в том, что его глава II целиком посвящена охране земель. С данным принципом связан также принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подп. 10 п. 1 ст. 1 ЗК). Такой приоритет охраны земель основывается на ее ограниченности в пространстве, затруднительности, а зачастую и невозможности ее восстановления при нерациональном использовании.

Третьим принципом земельного законодательства является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на его здоровье, даже если это потребует больших затрат. Его конституционная основа — право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Данный принцип тесно связан с первым принципом земельного законодательства, поскольку зачастую ухудшение состояния земель влечет причинение вреда здоровью, а в крайних случаях — и угрозу жизни человека. Необходимо подчеркнуть, что закон предусматривает реализацию данного принципа вне зависимости от величины затрат.

Из приведенных принципов и раскрытия их содержания следует, что они направлены не только на рациональное использование и охрану земли как отдельного природного ресурса, но и окружающей среды в целом. Некоторые из них дословно воспроизводят основные принципы охраны окружающей среды, закрепленные ст. 3 одноименного Закона и послужившие основой для их характеристики в ЗК и юридической литературе.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе установленных им более двух десятков принципов. Отнесение некоторых из них к принципам экологического права или законодательства весьма дискуссионно. Вряд ли стоит возводить в принцип, например, платность природопользования. Кроме того, многочисленность принципов привела к тому, что они частично дублируют друг друга. Тем не менее свои принципы закреплены и в других законах, содержащих нормы экологического права. Например, Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 15.04.98)1, направленный на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий на нее хозяйственной и иной деятельности и предусматривающий в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на совместное с РФ ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (преамбула) устанавливает в ст. 3 следующие принципы экологической экспертизы:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы.

Некоторые из данных принципов аналогичны принципам охраны окружающей среды, закрепленным в одноименном законе. В этой связи хотелось бы обратить внимание на принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой (планируемой) деятельности. Он сформулирован таким образом, что позволяет рассматривать как экологически опасную любую деятельность, даже если она только намечается и объективно не в состоянии причинить вред окружающей среде. Поэтому данный принцип не следует абсолютизировать, иначе это приведет к проведению длинной череды ненужных «экологических» экспертиз, что не только не будет способствовать охране окружающей среды, но и станет препятствовать ей, ставя в зависимость от проведения экологической экспертизы другие меры охраны окружающей среды.

Таким образом, основные принципы экологического права основываются на положениях Конституции и устанавливаются актами различных отраслей законодательства. Однако они же «перегружают» его и в силу широты своего содержания нуждаются в конкретизации нормами, не отнесенными законами к принципам.

Добавить комментарий