Основы налогового права

Курс лекций по налоговому праву

Лекция 1 Предмет и метод налогового права / Lecture 1 the scope and method of the tax law

0:30 – План лекции

02:05 – Цели и задачи курса

07:30 – Список литературы

16:25 – Понятие предмета налогового права – критерии

36:30 – Отношения, регулируемые налоговым законодательством

44:35 — Определение предмета налогового права

48:55 – Практическое значение предмета налогового права

57:50 – Изменение предмета налогового права. Проблема параллельного налогового права («распредмечивание»)

01:10:45 – Императивный метод налогового права

01:15:35 – Диспозитивный метод налогового права

Лекция 2 Понятия налога и сбора / Lecture 2 the Concept of tax and fee

01:45 – План лекции

02:25 – Литература по теме

07:35 – классификация определений налога

09:40 – историческое развитие понятия налога

15:15 – Анализ понятия налога

28:10 – Понятие законно установленного налога

37:55 – Соотношение понятий сбора, пошлины, парафискалитета

41:25 – Понятие сбора и его отличие от налога

01:02:30 – современные тенденции при определении сбора и налога (параллельное налоговое право)

Лекция 3 Источники налогового права / Lecture 3 Sources of tax law

02:26 – План лекции

02:55 – Литература по теме

04:07 – Характеристика системы источников налогового права

06:45 – Характеристика Налогового кодекса

20:45 – Акты субъектов и местного самоуправления по налогам

23:05 – Проблемы подзаконного нормативного регулирования

35:50 – Международные акты по налогам

41:45 – неофициальные источники налогового права

42:20 – Характеристика разъяснений фискальных органов

46:20 – Проблема оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

52:38 – Оценка последствий оспаривания разъяснений ФНС и Минфина

01:02:00 – Характеристика судебной практики. Окончание

Лекция 4 Толкование налоговых норм / Lecture 4 the Interpretation of tax provisions

00:00 – Начало

00:35 – План, литература по теме

03:30 – способы толкования налоговых норм

05:36 – толкование в пользу налогоплательщика

20:25 – Толкование понятий в Налоговом кодексе

21:15 – Толкование отраслевых понятий, терминов, институтов

33:40 – Толкование понятий с налоговым содержанием

43:10 – Последствия несоблюдения отраслевого законодательства

50:40 – Методология толкования налоговых норм

58:31 – Применение зарубежных источников для толкования налоговых норм. Окончание

Лекция 5 Пробелы в налоговом праве и их последствия / Lecture 5 Gaps in tax law

0:32 – План Лекции пробелы и аналогия в налоговом праве

02:09 – Литература по теме пробелы и аналогия в налоговом праве

07:45 – Соотношение толкования и аналогии, значительность пробелов в налоговом праве

13:01 – Понятие пробела в налоговом праве и его отличие от других явлений (квалифицированное молчание, ошибочность регулирования)

28:15 – Способы обнаружения пробелов в налоговом праве

41:33 – Последствия обнаружения пробелов в налоговом праве

47:15 – Аргументы за и против применения аналогии в налоговом праве

01:03:12 – Значение аналогии в налоговом праве. Принцип универсальности воли законодателя

01:07:31 – Алгоритм применения аналогии в налоговом праве (пределы аналогии, правила выбора нормы)

01:19:55 – Проблема отсутствия подзаконного акта, на который ссылается законодательная норма

01:28:22 – Варианты применения законодательной нормы в отсутствие подзаконного акта, на который ссылается норма

01:35:24 – Соотношение п. 7 ст. 3 Налогового кодекса, пробела и аналогии

01:39:03 – Тактика применения терминов пробел и аналогия в налоговом споре. Окончание

Лекция 6 Принципы налогового права / Lecture 6 Principles of tax law

0:30 – Общие замечания план

02:40 – Литература по теме

07:05 – Характеристика принципов, их функции

14:21 – Классификация принципов

19:30 – Принципы в Налоговом кодексе

24:40 – Принцип законности

31:37 – Принцип равенства

40:30 – Принцип экономической обоснованности

57:40 – Единство экономического пространства

01:00:22 – Тактика применения принципов в налоговом споре

01:04:45 – Примеры из практики

01:08:46 – Принцип определенности. Окончание

Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

01:30 – План лекции

02:50 – Литература по теме

06:05 – Проблема Единого налога

14:20 – Понятие системы налогов и сборов

26:17 – Принципы построения системы налогов и сборов

37:30 – Нарушение системности при регулировании системы налогов и сборов

45:35 – Система налогов и сборов, закрепленная в Налоговом кодексе

55:45 – Классификация налогов

01:03:30 – Тенденции развития системы налогов и сборов

Лекция 8 Субъекты налогового права / Lecture 8. Subjects of tax law

00:27 – План Лекции

01:16 – Литература по теме

06:18 – Физические лица как субъекты налогового права

15:32 – Исполнение физическими лицами обязанностей налогоплательщика

28:12 – Прекращение обязанностей налогоплательщика у физического лица

34:42 – приобретение статуса налогоплательщика организациями

43:08 – Крупнейшие налогоплательщики, консолидированная группа налогоплательщиков

51:36 – Налоговые органы как субъекты налогового права

01:04:47 – Тенденции при определении полномочий налоговых органов

01:15:11 – Налоговые агенты как субъекты налогового права

01:20:28 – Тенденции в регулировании обязанностей налоговых агентов

01:29:09 – Банки как субъекты налогового права

Лекция 9 Налоговый контроль / Lecture 9 Tax control

00:27 – План лекции

01:25 – Литература по теме налоговый контроль

06:45 – Тенденции в налоговом контроле

30:00 – Формы налогового контроля

32:20 – Камеральная налоговая проверка (особенности, задачи)

38:28 – Тенденции при проведении камеральной налоговой проверки

50:14 – Выездная налоговая проверка (тенденции, особенности)

1:03:05 – Соотношение камеральной и выездной проверок

1:07:30 – Значение процедурных нарушение при проведении контроля

1:19:26 – Контроль за трансфертным ценообразованием

1:30:55 – Контроль цен в неконтролируемых сделках

1:39:13 – Налоговый мониторинг

Лекция 10 Налоговая ответственность / Lecture 10 Tax liability

00:25 – План лекции о налоговой ответственности

02:05 – Литература по теме налоговая ответственность

06:21 – Тенденции в развитии налоговой ответственности

09:25 – понятие налоговой ответственности

12:51 – Формализованность налоговой ответственности

18:08 – Соотношение пени и налоговой ответственности

37:13 – вина как условие привлечения к налоговой ответственности

52:22 – обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность

57:13 – налоговые правонарушения

01:07:25 – Соотношение административной и налоговой ответственности

01:16:00 – Соотношений уголовной и налоговой ответственности

01:29:25 – Практические рекомендации при оспаривании налоговой ответственности

  • 2.1. Понятие налогового права как отрасли права
  • 2.2. Предмет и метод налогового права
  • 2.3. Система налогового права
  • 2.4. Налоговое право в системе российского права
  • 2.1. Понятие налогового права как отрасли права

    Под термином «налоговое право» понимаются:

    > отрасль законодательства;

    > подотрасль науки финансового права;

    > учебная дисциплина.

    Налоговое право – совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц.

    Налоговое право представляет собой подотрасль финансового права, однако раннее оно выделялось как финансово-правовой институт. Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществленной в 1998 г. кодификацией налогового законодательства (принятие части первой НК РФ).

    Большинство ученых, которые исследуют вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности в него налогового права.

    В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право рассматривалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов. Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили принятие значительного числа нормативных правовых актов, регулирующих налоговый механизм. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву РФ как его подотрасль.

    Порядок взимания налогов и сборов урегулированы налоговым законодательством, которое представляет собой совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов в бюджетную систему, осуществления налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

    Поэтому налоговое право как одно из подотраслей финансового права становится его крупнейшей составной частью с перспективой дальнейшего развития. В последнее время происходят существенные изменения налогового права. Это касается его структуры и общего содержания, а также конкретных норм. Таким образом, формирующееся налоговое право РФ признано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в развитии производства и укреплении финансов страны.

    Кроме того, налоговое право как отрасль законодательства включает в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

    Налоговое право как учебная дисциплина изучается в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет положительные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

    Налоговое право является составной частью единой системы российского права, но вместе с тем оно имеет свой предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

    2.2. Предмет и метод налогового права

    Все отрасли или подотрасли права различаются, прежде всего, по предмету правового регулирования. При этом предмет отвечает на вопрос – что изучает данная отрасль?

    Предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сферу налогового правового регулирования входят общественные отношения:

    > по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

    > возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязательств;

    > возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

    > возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

    > возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;

    > возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    Основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет налогового права:

    > имеют имущественный характер;

    > направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

    > обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

    Метод налогового права – совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия данной подотрасли права на отношения налоговой сферы.

    Основные методы налогового права:

    – метод властных предписаний (императивный, командно-волевой) – способ правового воздействия, где государство самостоятельно устанавливает процедуры установления, введения и уплаты налогов, а также материальное содержание этих отношений; также определяется мера должного поведения и обеспечивается принудительное воздействие в случае неисполнения установленных предписаний.

    – метод рекомендаций и согласования – метод, который используется при принятии разъяснений, устанавливает функции и образцы рекомендаций, а также при определении направленности совместной работы фискальных органов, частично при определении предметов ведения по отдельным вопросам налогообложения (ст. 72 Конституции РФ).

    – диспозитивный метод – способ правового воздействия, связанный равноправием сторон, координацией, основанной на дозволениях.

    Данный метод используется крайне редко и выражается, например, в предоставлении частному субъекту возможности формировать свою налоговую политику, получении отсрочку исполнения налоговых обязанностей, заключении договоров на получение налогового кредита или инвестиционного налогового кредита, проведении зачета задолженности государства перед поставщиками товаров (работ, услуг) посредством зачета встречного требования по исполнению налоговой обязанности.

    2.3. Система налогового права

    Налоговое право является подотраслью финансового права, имеющую свою собственную систему представляющей собою внутреннею структуру (строение, организация), которая складывается из последовательно расположенных и взаимосвязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов данного регулирования… Ее построение обусловлено не только структурой законодательства о налогах и сборах, но и потребностями практики налогообложения, которая существенно влияет на формирование норм и институтов налогового права, помогает определить их роль в процессе аккумулирования государственных и муниципальных денежных средств.

    Налоговое право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Все налогово-правовые нормы согласованы между собой, в результате чего образуется их взаимозависимая целостная система с определенным внутренним строением.

    Системе налогового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность, процессуальная реализация.

    По общему правилу налоговое право делится на две части – Общую и Особенную.

    В Общую часть включаются нормы, которые устанавливают основные принципы, правовые формы и методы правового регулирования налоговых отношений, состав системы налогов и сборов, общие условия установления и введения налогов и сборов, права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, систему государственных органов, осуществляющих налоговую деятельность, разграничение их полномочий в данной сфере, основы налогово-правового статуса других субъектов, формы и методы налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

    Институты Общей части налогового права содержат те нормы права, действие которых распространяется на все регулируемые этой подотраслью правоотношения. Положения Общей части налогового права конкретизируются в институтах его Особенной части.

    Особенную часть налогового права образуют нормы, которые детально регламентируют определенные виды налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции).

    Безусловно, в огромном множестве налогово-правовых норм неизбежно возникают коллизии и разночтения, но в своей совокупности они представляют собой единую систему с собственными внутренними закономерностями и тенденциями. Построение этой системы, которая основана на существующих налоговых отношениях, предоставляет возможность более правильного применения финансово-правовых норм и таким образом, содействует укреплению законности и выполнению налоговым правом регулирующей и охранительной функций.

    2.4. Налоговое право в системе российского права

    Налоговое право и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку содержит основополагающие нормы и принципы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. Нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

    Налоговое право и финансовое право. О том, что налоговое право входит в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования. Предметом финансового права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных средств. Предмет налогового права составляют общественные отношения, направленные на аккумулирование государственных (муниципальных) денежных фондов и, таким образом, являющиеся частью предмета финансового права. Весомым аргументом служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

    Налоговое право и бюджетное право. Являясь частью системы финансового права, налоговое право взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Так, образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права, регулирующих государственные доходы. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведение налогового контроля и т. п., не составляют предмета бюджетного права. Значит, предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.

    Налоговое и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Однако установлен приоритет налоговых норм над гражданскими – согласно ст. 2 ГК РФ не относятся к числу гражданских имущественные отношения, регулируемые налоговым, финансовым и административным законодательством. Налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

    Налоговое и административное право. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Административное право определяет правовой статус государственного аппарата.

    Налоговое и уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. С другой – квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

    Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В последние годы на страницах печати вопросам отечественного налогообложения уделяется достаточно много внимания. Однако в основном, большинство книг и публикаций по этой теме, будь то экономическая или юридическая сторона, касаются в основном практического аспекта, без анализа теоретических проблем, которые неизбежно возникают на пути развития любого общественно-правового института. Однако осмысление и анализ теоретико-правовых проблем налогового права представляется актуальным именно с научной точки зрения. Причем значение научного подхода возрастает в период реформирования всей российской правовой системы, которая переживает беспрецедентный динамизм в формировании и развитии новых общественно- правовых явлений.

    Что такое налоговое право

    Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

    Справочно: Что такое право.

    Налоговое право явление относительно новое для российского права, так как в дореформенный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности, представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Данное положение обуславливается также и тем, что в научно-методической литературе последнего периода данному вопросу уделяется мало внимания.

    Кроме того, актуальность указанных выше вопросов возрастает также и в связи с принятием и вступлением в силу первой части Налогового кодекса РФ, установившим основные начала и принципы налогового законодательства, и который ознаменовал новую эпоху в развития налоговой системы России.

    Предмет налогового права

    Необходимо отметить, что в основу классификации как непосредственно отрасли права, так и иных подразделение внутри её, теория традиционно ставит предмет правового регулирования. Предметом в свою очередь выступает круг общественных отношений, регулируемых нормами того или иного правового образования как первичного, так и вторичного уровня.

    Представляется, что предметом налогового права выступают общественные отношения, носящие многоаспектный и комплексный характер. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей, присутствующих в обществе. Обусловленная она экономическим и публично-правовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта. Возникающие при этом отношения — налоговые отношения, и являются предметом правовой регламентации.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что термин «налоговые отношения» в законодательстве практически не встречается (за исключением эпизодического упоминания в п.3 ст.2 ГК РФ); даже вступивший в силу 1 января 1999 года первая часть Налогового кодекса РФ не содержит и не определяет данного понятия. Налоговый кодекс РФ говорит об отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

    Так, в соответствии со ст.2 Налогового кодекса РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». При этом необходимо учитывать, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное специально не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

    Системный анализ данной нормы, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что термины «налоговые отношения» и «отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах» тождественны и равнозначны.

    Иначе говоря, если попытаться классифицировать те отношения, которые регулируются Налоговым кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах, и входящие в предмет регулирования налогового права, то они могут быть представлены в следующем виде:

    1. Первая группа — отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
    2. Вторая группа — отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;
    3. Третья группа — отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами — налоговыми агентами, банками и т.д. (условно данные обязанности, непосредственно не связанными с исчислением и уплатой налогов и сборов, можно обозначить как «квазиналоговые»).
    4. Четвертая группа — отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов.
    5. Пятая группа — отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих к ответственностиза совершение налоговых правонарушений.

    Кроме того, в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

    Все иные отношения, в частности, отношения в сфере налоговой политики государства, отношения, связанные с формированием и функционированием национальной налоговой системы государства, отношения, складывающиеся в результате международного налогообложения и др., имеют сквозной характер и, так или иначе, проявляются в каждой группе вышеуказанных отношений.

    Необходимо отметить, что до принятия первой части Налогового кодекса РФ в юридической литературе высказывались различные точки зрения по вопросу предмета налогового права.

    По мнению одних ученых, предметом налогового права выступают отношения, возникающие в процессе взимания налогов. Однако данный подход не учитывает существования целого комплекса налоговых отношений, связанных с установлением налогов, которые также подвержены правовой регламентации.

    Другие правоведы наоборот, слишком широко рассматривает предмет налогового права, определяя его как «общественные отношения по установлению и взиманию в бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных, индивидуально безэквивалентных денежных платежей». В то же время, в настоящий момент в систему обязательных бюджетных платежей входят не только налоги и сборы, но и иные неналоговые платежи (например, отчисления во внебюджетные фонды, экологические платежи, целевые сборы и др.), отношения по установлению и взиманию которых до вступления в силу второй части Налогового кодекса РФ не являются предметом налогово-правового регулирования и регламентируются нормами специального законодательства.

    Представляется, что наиболее полно определяли предмет налогового права те ученые, по мнению которых, его предметом выступают

    «…общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды»

    Однако представляется, что проблема определения предмета налогового права этим не исчерпывается, поскольку налогообложение как общественный процесс по своему содержанию и структуре очень сложное, широкое и многоплановое явление.

    В связи с этим, мы считаем, что Налоговый кодекс РФ наиболее полно по сравнению с вышеприведенными определениями предмета налогового права отражает круг общественных отношений, составляющих предмет налогового права. Все эти отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, что позволяет сделать вывод о том, что предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения.

    Характерной чертой налоговых отношений служит их имущественный характер — выполнение налогового обязательства означает передачу в распоряжение государства определенных денежных средств. В этой связи следует согласиться с. Ципкиным, который, определяя имущественный характер налоговых отношений, утверждает, что невыполнение налогового обязательства влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов.

    Метод налогового права

    Вторым критерием при определении места налогового права в системе права выступает метод правового регулирования, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

    Метод правового регулирования реализуется так же в степени влияния на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

    Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом можно сделать вывод о том, что базовой, основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные (централизованные, императивные) предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации).

    Данный метод основан на властном подчинении одной стороны другой и свойственен и другим отраслям права, например, административному. Однако при регулировании налоговых отношений данный метод имеет свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

    Так, характерной чертой метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков, порядка, условий и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования денежных средств и т.п. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, предусмотренные налоговым законодательством, в частности Налоговым кодексом РФ, относящиеся к финансово-кредитным органам государства.

    Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивных (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества налогоплательщика.

    Властный характер налоговых отношений и доминирование императивных норм в налоговом законодательстве позволили некоторым авторам высказать мнение о том, что метод налогового права совпадает с методом административного права. Однако, по нашему мнению, данные методы различны. Хотя, справедливости ради, необходимо отметить, что методы правового регулирования административных и налоговых отношений достаточно схожи, на что было отмечено и воспринято правоприменительной практикой. В частности, именно так было указано в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.05.94 г.№ С1-7/ОП-370 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства».

    Между тем, отождествлять эти два метода не представляется возможным. Мы считаем, что основным и решающим моментом, определяющим отличие двух указанных методов правового регулирования, является различие в субъектах воздействия административных и налоговых норм, что наиболее ярко проявляется в применении ответственности. Так, если административное право воздействует, прежде всего, на граждан и должностных лиц предприятий и организаций, и ответственность применяется именно к данной группе лиц, то налоговое право воздействует так же и на юридических лиц как самостоятельных участников налоговых правоотношений и выделяет данную группу участников в самостоятельный субъект налоговой ответственности.

    Иначе говоря, поскольку круг участников налоговых и административных отношений различен, то говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.

    Однако применение в налоговом праве преимущественно императивного способа не исключает использования рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненных субъектов — налогоплательщиков и плательщиков сборов (метод координации). Так, в соответствии со ст.65 Налогового кодекса РФ налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговый кредит (отсрочку платежа) на основе специального соглашения.

    Боле того, некоторые положения первой части Налогового кодекса РФ, позволяют говорить, что наряду с публично-правовыми (государственно-властными) методами правового регулирования налоговых отношений, налоговое право пользуется и частноправовыми методами воздействия на своих субъектов. Например, институты залога, поручительства использовались исключительно гражданским правом. Однако в настоящее время, для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов залог (ст.73 Налогового кодекса РФ) и поручительство (ст.74 Налогового кодекса РФ) используются и налоговым правом, хотя посредством отсылочных норм Налогового кодекса РФ, их правовая регламентация в основном осуществляется гражданским законодательством.

    Налоговое право — подотрасль финансового права

    Рассмотрев и проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права, представляется, что вопросы об отраслевой и институциональной принадлежности налогового права остались, тем не менее, открытыми. В то же время разрешение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение той или иной группы норм к определенной отрасли права означает включение их в определенный отраслевой правоприменительный режим.

    В этой связи необходимо учитывать, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

    Однако отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованиюэтих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования права финансового.

    На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения — это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

    По словам К. Бельского нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами, что свидетельствует о том, что налоговое право является хоть и относительно обособленной, но составной частью финансового права.

    Что касается уровня обособленности налогового права в системе финансового права, то здесь необходимо исходить из того, что практически все ученые-правоведы рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, отмечая, тем не менее, что это крупнейший раздел финансового права с перспективой дальнейшего развития. Кроме того, ряд ученых рассматривают налоговое право в качестве финансово-правового института, включая его в раздел финансового права, посвященный правовому регулированию государственных доходов.

    Вместе с тем, по нашему мнению, события предыдущего года — принятие первой части Налогового кодекса РФ, а также его вступление в силу с 1 января 1999 года, существенно изменило все ранее существовавшие подходы к понятию налогового права.

    Представляется, что ещё совсем недавние традиционные взгляды на налоговое право как на правовой институт налогов с юридических и физических лиц достаточно устарели и не соответствуют современному положению вещей. Налоговое право по своей социальной важности и значению давно перешагнуло первоначально установленные для него рамки.

    Так, в настоящий момент налоговое право уже включает в себя общие и особенные институционные нормы и принципы, систему правового регулирования организации и деятельности налоговых органов и иных государственных органов, стройную систему законодательных актов по вопросам налогообложения во главе с Налоговым кодексом РФ.

    Широкое развитие и распространение получила система налогового контроля, в правоприменительной практике налоговые споры являются самыми многочисленными. Неуклонно и стремительно растет число налогоплательщиков. Образно выражаясь «налоги стучаться в каждый дом».

    Принятие Налогового кодекса РФ и указанные выше обстоятельства привели к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященном налогообложению — Налоговом кодексе РФ. Все это, по нашему мнению, позволяет говорить о том, что процесс эволюции права о налогах и сборах достиг наиболее высокой своей формы объединения правовых норм — подотрасли, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку.

    Данное положение вполне согласуется с тезисом, согласно которому появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что качественное преобразование, реформирование и кодификация налогового законодательства, постепенное обособление налоговых отношений и усиления специфики налогово-правового метода регулирования привело к тому, что институт налогового права стал на современном этапе развитым правовым образованием, которое сформировалось в самостоятельную подотрасль финансового права.

    С учетом вышеизложенного представляется возможным дать определение понятию налогового права.

    Налоговое право — подотрасль финансового права, со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения, путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов с элементами диспозитвности.

    Таким образом, налоговое право имеет следующие основные характеристики:

    • налоговое право — подотрасль финансового права, со своей системой финансово-правовых норм (институтов), то есть общеобязательных правил поведения обязанных субъектов, а также управомоченных положений для государственных органов и должностных лиц;
    • налоговое право — предметная подотрасль, то есть она посвящена определенному предмету — разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения;
    • налоговое право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как и вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных государственных изъятий;
    • налоговое право устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства

    Особенности налогового права как подотрасли права

    Рассматривая налоговое право с теоретических позиций, хотелось бы отметить и сформулировать некоторые его особенности, которые присущи только данной подотрасли права.

    Как отмечалось выше, с классических правовых позиций для любой отрасли права характерны следующие основные признаки (черты):

    • наличие определенного предмета правового регулирования;
    • наличие метода правового регулирования;
    • наличие кодифицированного акта.

    Данные черты являются основополагающими при определении и формировании всех отраслей права; они характерны для всех отраслей права, например, гражданского, уголовного, административного и др.

    Налоговое право также обладает всеми указанными признаками.

    Так, налоговое право имеет свой «исключительный» предмет правового регулирования, а именно, общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения; свой специфический метод регулирования общественных отношений. Кроме того, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, объединены в кодифицированный нормативный акт — Налоговый кодекс РФ.

    Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Налоговые споры Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством…. 1-1-2012 Причины налоговой проверки… Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством…. 3-3-2018 Жалоба на налоговую инспекцию… Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством…. 10-27-2018

    Страница 1 из 3

    Современное налоговое право является подотраслью финансового права.

    В науке финансового права относительно понятия налогового права нет принципиальных разногласий. Наиболее распространенной является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при

    • установлении, введении и взимании налогов и сборов в РФ;
    • осуществлении налогового контроля;
    • обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
    • привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Налоговые отношения всесторонне регулируются правовыми нормами. Системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право. Налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом — оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям.

    Предмет налогового права

    Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому, чтобы дать понятие налогового права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

    Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ, которая называется «Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах».

    Предмет налогового права ― совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Общественные отношения, входящие в сферу налогового правового регулирования, можно сгруппировать следующим образом:

    • по установлению налогов и сборов;
    • по введению налогов и сборов;
    • по взиманию налогов;
    • возникающие в процессе осуществления налогового контроля;
    • возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;
    • возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Установленный ст. 2 НК РФ перечень имущественных и процессуальных отношений, образующих предмет налогового права, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

    Специфика отношений, регулируемых нормами налогового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления, направленной на аккумулирование денежных средств в доход публичных субъектов.

    Можно выделить следующие основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

    • их имущественный характер;
    • направленность на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;
    • то, что обязательным их участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов.

    Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает его классификация по различным основаниям.

    1) В зависимости от функций налоговой деятельности:

    • материальные отношения;
    • процессуальные (процедурные) отношения.

    2) В зависимости от институциональной принадлежности:

    • установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;
    • исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;
    • осуществлению налогового контроля;
    • охране механизма правового регулирования налоговой сферы;
    • налогообложению организаций;
    • налогообложению физических лиц;
    • установлению особых налогово-правовых режимов.

    3) По экономическому критерию:

    • финансовые (опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по взиманию налогов);
    • нефинансовые (в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений (в качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности) .

    Добавить комментарий