Основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 17

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемую в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения задач государства по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные доходы также представляют часть национального дохода, служат созданию финансовой основы местного самоуправления и используются для решения вопросов местного значения.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные и денежные фонды, т.е. бюджеты всех уровней бюджетной системы и внебюджетные государственные фонды. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоговые и другие обязательные платежи, установленные и взимаемые государством, вознаграждения за оказанные государством услуги, эмиссии, использование государственной собственности, бюджетные инвестиции, доходы от деятельности государственных организаций.

Институт правового регулирования государственных доходов – совокупность правовых норм, регулирующий однородные отношения, связанные с формированием финансовых ресурсов государства, муниципальных образований, государственных и муниципальных предприятий в целях выполнения функций и задач государства или муниципального образования.

По экономическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются: на внутренние и внешние.

К внутренним доходам относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны.

К внешним — национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.

По юридическому признаку государственные и муниципальные доходы подразделяются на налоговые и неналоговые, обязательные и добровольные платежи и поступления.

По праву собственности государственные и муниципальные доходы подразделяются на собственные и заемные (кредитные).

В зависимости от порядка образования государственные и муниципальные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

По территориальному уровню государственные и муниципальные доходы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

По характеру мобилизации государственные и муниципальные доходы подразделяются на обязательные и добровольные. Большая часть доходов поступает в доход государства или муниципальных образований в обязательном порядке, это налоги, сборы, пошлины, штрафы, финансовые санкции и т.д. Добровольным способом привлекаются денежные средства путем проведения лотерей, выпуска акций, пожертвований и т.п.

Среди государственных и муниципальных доходов определенное место занимают неналоговые доходы.

Неналоговые доходы – поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности от оказания государственными органами или органами местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах. Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления, однако по остальным юридическим признакам неналоговые доходы существенно отличаются от налоговых.

Налоговые доходы могут иметь форму как обязательных так и добровольных платежей, например, на добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекаются благотворительная помощь и т.д. Значительная же часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В НА устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Например, принудительно взыскиваются компенсации за ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию.

Для неналоговых доходов характерно большая целевая направленность расходования поступивших средств. Кроме названного неналоговые доходы отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников правоотношений, складывающихся в сфере установления, взимания и перечисления в бюджетную систему неналоговых доходов.

У неналоговых доходов, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогообложения.

Поскольку большинство неналоговых доходов не имеют фискально-систематического характера, они твердо не планируются в доходной части бюджета и, как правило, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственностью.

Лекция 13 № от 24 ноября 2009г.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Уплата налога обеспечивается мерами государственного принуждения.

1. Первый сущностный признак налога – императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения.

2. Второй – смена собственника. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью. Индивид. безвозмездность

В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» великий шотландский экономист Адам Смит определил, что для решения общегосударственных задач налоговая система должна подчиняться четким принципам:

· Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу каким они пользуются под покровительством и защитой государства;

· Налог, который обязывается уплачивать отдельное лицо должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, сумма платежа и способ платежа – все это должно быть ясно и определено для плательщика и для всякого другого лица;

· Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его;

· Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того что он приносит казначейству государства.

Основная роль налогов заключается в том, что с их помощью возможно регулирование потребления. Кроме того налог может быть элементом механизма, который регулирует ряд социальных явлений и демографические процессы. Следует заметить, что налогом свойственна функция контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, за получением доходов физических лиц и т.д.

Налоги являются важнейшим средством воздействия на экономику государства. Поскольку налог всегда означает принудительное отчуждение чужой собственности, постольку чтобы обеспечить собираемость налогов государство выстраивает мощный механизм принуждения, который включает в себя:

1. Создание такой системы налогообложения, при которой плательщику было бы как можно труднее уклониться от уплаты налогов;

2. Формирование мощного контрольного аппарата;

3. Установление мер юридической ответственности, включая меры финансово-правового и уголовного характера.

Лекция №14 от 24 ноября 2009г.

Основные направления налоговой политики, разрабатываемые и реализуемые правительством вбирают в себя общие принципы и нормы государственного управления финансами, которые содержатся в соответствующих нормативных актах. Эти акты практически устанавливают основы правового регулирования налоговой политики и государственной политики по координации финансовой деятельности.

Основная задача заключается в повышении собираемости налогов. Усилении налогового контроля. Регулирование бухгалтерского учета. Защита прав налогоплательщиков. Совершенствование системы органов налогового регулирования.

Функции налогов.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли и выполняют фискальную функцию, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

Однако, важное значение в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, имеет регулирующая функция налогов. Рыночная экономика в развитых странах – регулируемая экономика и представить себе эффективно функционирующую экономику, не регулируемую государством не возможно.

Центральное место в системе регулирования принадлежит именно налогам. Любая рыночная экономика регулируется финансово-экономическими методами. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Также налогам свойственно социальная или перераспределительная функция. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые за тем на решение народно-хозяйственных задач как производственных, так и социальных. На финансирование крупных межотраслевых комплексных целевых программ.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры на инвестиции в капитало- и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. А также на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на состоянии экономики и жизни населения. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет предать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, Норвегии и ряде других стран.

Следующая функция налогов – стимулирующая функция

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и т.д. Действительно грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление, а средства, вкладываемые в развитие, должны освобождаться от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направляемая на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудования для такого производства должна освобождаться от налогообложения.

Одна из основных функций налогов – контрольная функция.

На сегодняшний день налоги – основной источник информации для государства по поводу объемов прибыли и доходов предприятий и граждан.

Элементы налога

1. Субъект налога (налогоплательщик)

2. Носитель налога

3. Объект налога

4. Источник налога

5. Ставка налога

6. Налоговый период

7. Порядок исчисления налога

8. Порядок и сроки уплаты налога

9. Налоговые льготы

Носитель налога – лицо, которое реально уплачивает налог.

Объект налога – то имущество/доход, с которого этот налог и начисляется.

Источник налога – то с чего мы платим налог.

Ставка налога (знать обязательно!) –

Налоговый период – то время, за которое уплачивается налог.

Порядок и сроки уплаты налога – когда за период необходимо заплатить налог.

Налоговые льготы –

Виды налоговых ставок

1. Твердые;
Ставка налога в твердой сумме вне зависимости от размера дохода (ЕНВД). Вменяется определенный доход и уплачивается определенная сумма.

2. Пропорциональные;
Одинаковое процентное отношения. Без учета дифференциации величины дохода. Также называют «плоским» или «горизонтальным». Налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

3. Прогрессивные;
Повышается по мере возрастания дохода. В наибольшей мере страдают люди с большими доходами.

4. Регрессивные.
Понижается по мере роста.

Существуют налоги общего значения, целевые налоги, прямые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги, региональные и местные налоги. Следует особо обратить внимание на то что право устанавливать налоги и другие платежи, которые входят в налоговую систему РФ независимо от их уровня является компетенцией органов государственной власти.

Налогам одновременно должны быть присущи стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем уверенней чувствует себя налогоплательщик, который может заранее и достаточно точно рассчитать свои обязательные платежи. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какую получит налогоплательщик. Однако, раз и навсегда установленной системы налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения на момент введения ее в действие отражает характер общественного строя, состояния экономики страны, стабильность социально-политической ситуации, степень доверия населения к власти. По мере изменения этих и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или в ее отдельные элементы вносятся необходимые изменения.

Одновременное сочетание стабильности и подвижности достигается тем, что в течение финансового года никакие изменения за исключением устранения очевидных ошибок в нее не вносятся. Состав налоговой системы, т.е. перечень налогов и платежей должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и благоприятной, если в течение ряда лет неизменными остаются основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, значимые льготы и санкции, при этом ставки налогов не должны выходить за пределы экономической целесообразности.

Понятие «налоговая система» значительно шире понятия «система налогов и сборов». Она характеризуется не только системой налогов и сборов, но и принципами ее построения. Налоговую систему определяют порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней, права и обязанности налогоплательщика, права и обязанности налоговых органов, организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений.

Лекция №15 от 01 декабря 2009г.

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления носят многоаспектный, комплексный характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами.

Общественные отношения, входящие в сферу регулирования налогового права можно сгруппировать следующим образом:

1. Отношения по установлению налогов и сборов;

2. Отношения по введению налогов и сборов;

3. Отношения по взиманию налогов;

4. Отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

5. Отношения, возникающие в процессе обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

6. Отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, предмет налогового права – совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства или муниципального образования, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вторым критерием для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования. Способы воздействия обусловлены публичным характером финансовой деятельности государства.

Образование публичных денежных фондов осуществляется посредством налогообложения частных субъектов.

Образования публичных денежных фондов осуществляется посредствам налогообложения частных субъектов, поэтому и методы налогово-правового воздействия на участников налоговых правоотношений различны. В большинстве случаев проявляется императивность, но в отдельных ситуациях условная диспозитивность(оказавшись за пределами оффшора вы тут же лишаетесь особого режима).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов

Государственные доходы — часть национального дохода государства, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды поступлений, собственности и распоряжения государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач.

Муниципальные (местные) доходы — часть национального дохода государства, которая служит созданию финансовой основы местного самоуправления. доход муниципальный налоговый

Муниципальные доходы используются для решения вопросов местного значения. Правовой основой государственных и местных доходов служит:

1. БК РФ

2. НК РФ

3. Закон о бюджетной классификации

4. Закон об общих принципах организации м/с

Система государственных и муниципальных доходов — это совокупность различных видов денежных платежей, которая основана на единых правовых принципах формирования и функционирования.

Доходы классифицируются:

1. по социально-экономическому признаку:

a. доходы государственного или муниципального хозяйства

b. доходы от предприятия и организаций негосударственных форм собственности

c. доходы от совместных акционерных предприятий, организаций, которые являются иностранными, но действуют на территории РФ.

d. Доходы от личных доходов граждан

2. с учетом отношений собственности:

a. собственные доходы — платежи, которые на основании федерального законодательства становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ или муниципальной собственностью: налоги, сборы, пошлины и т.д.

b. заемные средства — ресурсы, полученные от распространения облигаций, по банковским кредитам и др.

3. в зависимости от порядка образования и использования:

a. централизованные — все денежные средства, поступившие в государственные и местные бюджеты и во внебюджетные форма

b. децентрализованные — доходы государственных или муниципальных предприятий , остающиеся в непосредственном распоряжении.

4. в зависимости от юридических особенностей:

a. налоговые платежи — налоги и сборы, а также все штрафные санкции по налоговым платежам

b. неналоговые поступления — доходы от распоряжения государственным и муниципальным имуществом

c. безвозмездные поступления — дотации из других бюджетов бюджетной системы

i. субсидии

ii. субвенции

iii. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов

iv. безвозмездные поступления от ФЛ и ЮЛ, международных организаций

5. Неналоговые доходы — доходы от использования государственного/муниципального имущества, платежи эквивалентного штрафного характера, а также денежные средства, привлеченные в денежные фонды добровольно:

a. Добровольные платежи — платежи от лотерей, от выпуска гос/мун ЦБ и др.

b. Обязательные платежи — платежи за действия гос/мун органов: штрафы

Группы неналоговых доходов:

a. Доходы от имущества, находящегося в гос/мун собственности — прибыль ЦБ РФ, дивиденды по акциям, доходы от арендной платы за государственное муниципальное имущество

b. Административные платежи

c. Административные санкции

d. Доходы от внешнеэкономической деятельности

Основаны на добровольных или обязательных платежах, не являющихся налогами. Для неналоговых доходов характерен также признак целевой направленности в использовании поступлений.

Размещено на Allbest.ru

Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности РФ и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают муниципальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.

Государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

Муниципальные (местные) доходы также являются частью национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают, соответственно, в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

Действующая в России система государственных и местных доходов базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений.

Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.

В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

  • а) от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, водоемов, других природных ресурсов, от приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий;
  • б) предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • в) совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • г) личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются:

  • o на федеральные;
  • o доходы субъектов РФ;
  • o местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления.

Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Но более разнообразными по формам и методам взимания являются, однако, неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными.

Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно подразделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыли предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов РФ, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ.

Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов. Значение государственных и муниципальных доходов. Изменения в их составе в условиях перехода к рыночной экономике. Законодательство о государственных и муниципальных доходах, его конституционные основы.

Система государственных и муниципальных доходов. Единство системы государственных и муниципальных доходов. Доходы федеральные, субъектов РФ, муниципальные. Классификация доходов по социально – экономическому признаку, по методам аккумуляции. Собственные доходы и заёмные средства государства и муниципальных образований. Централизованные и децентрализованные доходы. Доходные источники общего и целевого назначения. Налоговые и неналоговые доходы.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований. Особенности и источники неналоговых доходов, их классификация, методы привлечения, виды.

Тема 9. Налоговое право Российской Федерации: общие положения. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоги, их понятие и роль. Налоги как механизм регулирования социально-экономических процессов. Система налогов и сборов в РФ, основы их правового регулирования. Классификация налогов и сборов. Прямые и косвенные налоги. Налоги и сборы федеральные, региональные и местные, порядок их установления.

Налоговое право РФ, его источники, их конституционная основа. Понятие, предмет и метод налогового права. Основные элементы налога. Понятие налоговых правоотношений, их субъектный состав, содержание. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов. Права и обязанности налоговых органов, таможенных органов, финансовых органов в области налогов и сборов, органов внутренних дел.

Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: объекты налогообложения, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени, требование об уплате налогов и способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Налоговый контроль, органы его осуществляющие. Формы налогового контроля и учет налогоплательщиков. Ответственность и защита прав налогоплательщиков. Налоговые правонарушения налогоплательщиков, налоговых агентов, иных ответственных лиц. Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговые санкции. Административный и судебный порядок защиты прав, роль Конституционного Суда РФ в защите прав налогоплательщиков.

Тема 10. Федеральные налоги, сборы, пошлины и иные платежи: виды налогов, налогоплательщики, основные элементы налогообложения

Общая характеристика федеральных налогов, их система и роль.

Налогоплательщики и основные элементы налогообложения по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на доходы физических лиц, водному налогу, налогу на добычу полезных ископаемых. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Федеральные налоги, распределение их между бюджетами разных уровней и особенности порядка зачисления в бюджетную систему. Характеристика плательщиков и элементов налогообложения по налогу на прибыль организаций.

Федеральные пошлины, сборы, иные платежи. Характеристика особенностей государственной пошлины, таможенной пошлины, платежей за пользование природными ресурсами.

Добавить комментарий