Особенности административно правового статуса иностранных граждан

Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства

Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством. В соответствии с п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

По своему объему и конкретному содержанию административная право субъектность иностранцев и лиц без гражданства может быть общей, особенной и специальной по тем же критериям и классификационным основаниям, которые указывались нами выше при рассмотрении административно-правового статуса российских граждан.

Общая административная правосубъектность иностранцев и апатридов по своему содержанию близка к праводееспособности граждан России, за незначительными изъятиями и ограничениями. Иностранные граждане, в частности, не могут состоять на государственной и муниципальной службе в России, участвовать в выборах, не могут допускаться к являющимся государственной тайной сведениям, на них не распространяется воинская обязанность российских граждан и т.д. В основном же на них распространяются все конституционные права, обязанности и гарантии, установленные для россиян.

Особенная административная правосубъектность различных категорий иностранных граждан конкретно определяется официально зафиксированной целью, а также длительностью времени их пребывания на территории России (постоянно проживающие, временно пребывающие, проезжающие нашу страну транзитом). Ясно, что особенные права и обязанности по своему объему, конкретному содержанию весьма различны у дипломатов, иностранных студентов, аспирантов, консультантов, коммерсантов, журналистов, туристов и т.д.

Специальная административная правосубъектность иностранных граждан выражается в наличии специфических прав и обязанностей у некоторых категорий иностранцев, например, у объявленного персоной нон грата (не желательное лицо) дипломата, у получивших политическое убежище лиц, у лиц без гражданства и т.д. Проявлением специальной административной правосубъектности иностранцев и апатридов будет, например, предусмотренная в ст. 3.2 КоАП РФ возможность применения к ним специфической меры административного взыскания — выдворение за пределы Российской Федерации, которая к российским гражданам применяться не может.

Кроме дипломатов, не подведомственных российской юрисдикции и пользующихся правом экстерриториальности (за нарушение законов России они не преследуются по российским законам, а территория посольств экстерриториальна и там действуют лишь законы страны, которую они представляют), все остальные категории иностранцев и лиц без гражданства полностью находятся в сфере действия российского законодательства и подлежат ответственности по российским законам на общих основаниях с гражданами России. В нормах административного права последовательно проводится принцип полной ответственности иностранцев и апатридов. Даже на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, распространяются некоторые правила охраны общественного порядка и безопасности, и они могут задерживаться (но не арестовываться!) в административном порядке в случаях совершения правонарушений, граничащих с преступлениями.

Административно-правовой статус иностранцев достаточно полно урегулирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранцев и лиц без гражданства четко регламентируется в главе IV Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в редакции от 22 июля 2008 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

При иммиграции в другую страну не все хотят отказываться от гражданства Российской Федерации. Поэтому в обиход входит понятие бипатрид. Правовой статус лиц с двойным гражданством строго регулируется государством. Такие лица имеют не только ряд прав, но и целый список обязанностей. Существуют определённые категории людей, которым запрещено принимать второе гражданство.

Особенности правового статуса

Получить второе гражданство можно только в том случае, если страны подписали между собой специальную договорённость о двойном гражданстве. Согласно этому документу, страны, что его подписали, признают действительными оба паспорта, а их владельцев — полноправными гражданами, которые имеют свои права и обязанности.

Правовой статус бипатрида закрепляется в ст. 62 Конституции Российской Федерации. Однако в 6 ст. ФЗ № 62 указывается то, что россиянин, который имеет два паспорта, рассматривается только как подданный Российской Федерации. Поэтому приобретение гражданства другой страны не является причиной для утраты прав и свобод, которые закреплены в законодательстве РФ.

Россиянин может получить второе гражданство следующих стран:

  • Аргентина;
  • Бразилия;
  • Греция;
  • Доминикана;
  • Канада;
  • Киргизия;
  • Сербия;
  • США;
  • Узбекистан;
  • Франция;
  • Чехия;
  • Финляндия;
  • Чили.

Список стран намного шире, поэтому по конкретному вопросу нужно консультироваться непосредственно со специалистом. Следует обратить внимание на ряд стран, которые не предоставляют возможности получить второй паспорт и при этом сохранить российское гражданство. К числу таких государств можно отнести следующие:

  • Китай;
  • Беларусь;
  • Хорватия;
  • Эстония;
  • Индия;
  • Польша;
  • Украина;
  • Япония;
  • Мальта;
  • Южная Корея.

Человек после получения второго гражданства обязан уведомить об этом миграционную службу. Это нужно сделать в течение 60 дней после получения паспорта. В противном случае могут быть наложены штрафные санкции.

Преимущества двойного гражданства

Люди с двойным гражданством не имеют проблем с визой. Это удобно, если человек постоянно мотается из России в какую-то другую страну, так как ему не нужно будет постоянно продлевать визу для выезда. Однако двойное подданство предполагает уплату налогов сразу в двух странах.

Лицо, имеющее второе гражданство США, может попасть в страну без американской, шенгенской или английской визы. Однако в этом случае есть небольшой нюанс. Въехать в страну можно только по паспорту США, а выехать по российскому документу, который удостоверяет личность.

При потере российского паспорта за границей, человеку выдаётся специальное свидетельство на возвращение. В этом случае загранпаспорт возобновляется в обычном порядке.

Права и обязанности бипатридов

Бипатрид — это человек, который имеет два гражданства — два паспорта. Правовой статус таких лиц был закреплён в Гаагской конвенции, которая была принята ещё в 1930 году. В ней указывалось, что нужно пресекать в случае обретения второго подданства. Однако в 1997 году была принята Европейская конвенция о гражданстве. В ней узаконивается статус граждан с двумя паспортами, а также отмечается, что бипатрид имеет такие же права и обязанности, как и другие полноправные граждане страны.

В том случае, если бипатрид находится на территории третьей страны, ему устанавливается подданство той страны, где он больше всего проживает, имеет постоянный доход и недвижимость.

Бипатриды должны проходить военную службу на территории той страны, где они проживают в момент получения повестки. При этом отбыв военную службу в России, человек освобождается от призыва в другой стране.

Человек, получивший второй паспорт другой страны, обязан уведомить главное управление миграционной службы о получении второго подданства. Это нужно сделать на протяжении 60 дней. Заявление подаётся в письменном виде по месту регистрации или же по месту текущего пребывания. Если же лицо находится за пределами Российской Федерации, то письмо-уведомление подаётся только по прибытии в страну. В этом случае срок в 60 дней начинает считаться с момента пересечения границы.

Форму уведомления можно скачать непосредственно на сайте ГУ МВД. Вместе с самим письмом прикладываются следующие документы:

  • паспорт второго государства;
  • документ, который подтверждает наличие второго подданства;
  • паспорт РФ.

Если гражданин является недееспособным или ограниченно дееспособным, то к основным документам прилагаются документы из органов опеки.

Регистрация двойного подданства является обязательной. Эта информация нужна для формирования базы граждан Российской Федерации, которые являются бипатридами. За неуведомление предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа. Об этом указывается в УК РФ, ст. 330.2. Максимальный штраф может составлять около 200 тыс. рублей, а также могут быть назначены исправительные работы сроком до 400 часов.

Однако следует обратить внимание на то, что от обязательного уведомления освобождаются лица с 2 гражданством Таджикистана и Туркменистана.

Следует обратить внимание на то, что приобрести второе подданство можно не только по законодательству Российской Федерации, но и по международному договору. В законодательной базе России нет никаких запретов на натурализацию россиян за границей. Лицо, которое стало подданным другого государства, но не оформило отказ от российского, автоматически становится бипатридом. Однако следует понимать, что человек с двумя гражданствами имеет не только больше прав, но и обязанностей.

Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

1) по сроку пребывания на территории Российской Федерации:

• постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

• временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

• следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

2) по степени подчиненности юрисдикции РФ:

• граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;

• граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;

• военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);

• члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

• граждане, служащие в международных организациях;

• граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

• свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

3) по целям нахождения на территории Российской Федерации:

• работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;

• корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

• преподаватели в учебных заведениях;

• лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;

• лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

1) не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

2) не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3) не могут участвовать в отправлении правосудия;

4) не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

5) не имеют права участвовать в референдуме;

6) на них не распространяется воинская обязанность;

7) не могут быть членами политических общественных объединений;

8) за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

9) только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

10) могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

11) проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

12) устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

13) по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

14) могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

15) при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

6.2. Административно-правовой статус беженцев

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

• обращение с ходатайством о признании беженцем;

• предварительное рассмотрение ходатайства;

• принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

• выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

• рассмотрение ходатайства по существу;

• принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

• выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.

2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.

18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Обязанности лиц, признанных беженцами:

• соблюдать Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;

• соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;

• сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

• сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за пределы территории Российской Федерации;

• сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе;

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.

6. З. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

• соблюдать Конституцию и законы;

• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Административно-правовой статус гражданина РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права; является составной частью общего правового статуса гражданина. Это комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закрепленные нормами административного права. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного Конституцией РФ и федеральными законами.

Административно-правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод. Правовое положение граждан РФ определяется объемом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность). Административная дееспособность может быть полная; ограниченная; частичная. Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определенных заболеваний.

Правовое положение иностранных граждан на территории РФ регулируется российским законодательством (Конституция РФ и федеральные законы) и международными договорами.

Иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Иностранные граждане могут быть: а) постоянно проживающие (имеющие разрешение и вид на жительство, выданный ОВД); б) временно пребывающие.

Структура административно-правового статуса может быть представлена элементами:

1) административная правоспособность – возможность обладать определенными правами и нести обязанности; по общему правилу, для граждан России возникает с рождения и прекращается со смертью;

2) административная дееспособность – способность своими действиями приобретать, изменять и отчуждать свои права; полная наступает в 18 лет; дееспособность юридического лица совпадает с его правоспособностью;

3) совокупность прав и обязанностей;

4) ответственность;

5) гарантия реализации прав и обязанностей.

Административно-правовой статус имеет особенности:

1) права, обязанности, ответственность, присущие объекту управления, закреплены в большом количестве разрозненных законов и подзаконных норм;

2) нормы, регулирующие административно-правовой статус, тесно связаны с нормами других отраслей права;

3) административно-правовой статус, в отличие от гражданско-правового, не отчуждаем.

Классификация административно-правового статуса:

1. В зависимости от статуса субъекта, которому он принадлежит: а) административно-правовой статус личности; б) административно-правовой статус гражданина; гражданство – устойчивая правовая связь лица с государством, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей; иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство другого государства; лицо без гражданства – не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства иностранного государства. Административно-правовой статус личности присущ и российскому, и иностранному гражданину, и апатриду. Особенность административно-правового статуса иностранцев и апатридов в РФ состоит в том, что их права установлены за некоторым исключением.

2. Общий административно-правовой статус принадлежит любому лицу независимо от пола, возраста, образования, др. признаков.

3. Особенный статус принадлежит отдельным категориям граждан.

4. Специальный статус принадлежит только некоторым категориям граждан.

Различия административно-правового статуса гражданина России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

1. У иностранных граждан при получении разрешения на въезд наступает ограниченная правоспособность, с момента прибытия на территорию РФ – полная.

2. Существует ряд ограничений прав и обязанностей иностранных граждан (не могут избирать и быть избранными, не могут посещать определенные территории РФ и т. д.).

3. Только к иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть применено такое взыскание, как административное выдворение. Еще один вид воздействия – сокращение срока пребывания.

Иностранные граждане подлежат ответственности на тех же основаниях, что и граждане России, за исключением лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетом (что решается дипломатическим путем).

Лица без гражданства. До 1938 г. по закону о гражданстве гражданами СССР считались «все находящиеся на советской территории, в отношении которых нет доказательств, что они граждане другого гос-ва». В 1938 г. был принят новый закон, по которому «гражданами СССР признаются а) все подданные России на 07.11.17 и не утратившие советского гражданства; б) все вступившие в гражданство на законных основаниях». С 1979 г. действует правило: если ребенок родился от лица без гражданства на территории СССР, он считается гражданином СССР (России).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий