Особенности древневосточных государств

Раздел I. Государство и право стран Древнего Востока

Глава 1. Особенности развития государства и права в странах Древнего Востока

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения античных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н.э. дихотомию Восток — Запад.

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места.

Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций (индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), но вышеуказанные особенности (отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития) были главными определяющими чертами их типологического сходства в отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной Европы, преемника античной цивилизации.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции древневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства, особенности правовых систем.

В Древнем Китае, например, основой социальной жизни в течение длительного времени были патронимии (цзун), которые объединяли несколько сотен (до тысячи и более) семей, принадлежащих к одной родственной группе. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины, слабым развитием товарно-денежных отношений составляла основу социальной жизни и в Древней Индии.

Крепость общинных, родоплеменных, большесемейных и других связей тормозила процессы классообразования, в частности развитие здесь рабовладения, но не смогла сдержать социального и имущественного расслоения в обществе.

Самые ранние государственные формы (протогосударства) стали складываться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, Древнем Китае — еще в IV-III тысячелетии до н.э.) в ходе разложения общинно-родовой организации. Они складывались по мере усиления разделения труда, усложнения управленческих функций, а вместе с тем превращения лиц, выполняющих эти функции, в сословие знати, которое не участвовало в производстве, стояло над рядовыми общинниками. Самодовлеющая сельская община, упрочению позиций которой способствовали коллективные усилия ее членов по созданию ирригационных сооружений, оказывала огромное влияние на замедление процессов классообразования, формы земельной собственности и способы эксплуатации в древневосточных обществах. Здесь непосредственным владельцем-собственником земли была сама община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, властно-собственнические права которого реализовывались в получении с общинников ренты-налога.

По мере выделения надобщинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель. Владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу, несущие службу на правителя или храм. Здесь рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований: 1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы; 2) свободные мелкие производители — общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом; 3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и пр.

На Востоке отсутствовала четкость социально-классовых границ, например, существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами, или некие переходные категории свободных (от мелких землевладельцев к господствующему слою, в частности к мелкому купечеству и чиновничеству). Сословно-правовой статус индивида в обществе, как правило, не совпадал, расходился с его социально-экономическим положением.

Стойкая многоукладность, историческая преемственность социальных, политических, правовых форм и институтов, господствующей религиозной идеологии дают основания определить в качестве главной отличительной черты древневосточных обществ — ихтрадиционность. Это подтверждает то обстоятельство, что освященные незыблемыми идейно-религиозными установками основы социальной структуры, государственности и права таких крупных изучаемых нами древневосточных обществ, как Древняя Индия и Древний Китай (Древний Египет и Древний Вавилон, как относительно централизованные государства, прекратили свое существование еще до н.э.), пережили века.

Общие закономерности развития древневосточных многоукладных обществ не могут перечеркнуть конкретных особенностей каждого из них, связанных как с доминирующим положением того или иного уклада и различными формами их взаимодействия, так и с особенностями их социальных и политических институтов, со специфическими чертами их культурно-цивилизационного развития, особенностями быта, миропонимания людей, их способов религиозной ориентации.

В Древнем Вавилоне, например, крупное царско-храмовое хозяйство сосуществовало с относительно обособленным общинно-частным хозяйством, основой которого был труд свободных общинников-крестьян, уплачивающих ренту-налог государству. В царско-храмовых хозяйствах использовался труд рабов и лиц, находящихся в той или иной степени зависимости, ряды которых пополнялись за счет свободных земледельцев, потерявших свой общинный участок. Наличие сильного царско-храмового хозяйства с относительно развитым ремеслом, широко ведущего торговые операции с помощью купцов-тамкаров, ослабляло налоговую эксплуатацию общинников-крестьян.

В Древнем Египте общинно-частный сектор еще во II тысячелетии до н.э. был поглощен основанным на рабской и полурабской эксплуатации царско-храмовым хозяйством.

Специфические черты древнеиндийского общества были связаны с жестким сословным делением на четыре варны (брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн индийского общества, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации различных категорий зависимого люда.

В Древнем Китае рано сложилась система эксплуатации управленческой знатью общинников-крестьян путем взимания ренты- налога, вначале в форме отработок на общественных полях, а затем путем присвоения правящей верхушкой части урожая с крестьянского надела.

В настоящее время, по единодушному мнению всех отечественных синологов, на протяжении длительной истории китайского традиционного общества (со второй половины II тысячелетия до н.э. до второй половины XIX в. н.э.) имел место лишь один коренной качественный перелом в развитии производительных сил и общественного производства — в V-IV вв. до н.э. Этот период сопровождался разрушением общинной земельной собственности, ростом крупного частного землевладения, распространением арендных форм эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-издольщиков, сидящих как на частновладельческих, так и на государственных землях.

В последние века до н.э. в Китае завершается в централизованных циньско-ханьских империях (III в. до н.э. — III в. н.э.) формирование традиционной системы эксплуатации государством податных мелких крестьян-землевладельцев путем взимания ренты-налога, исчисляемого с количества обрабатываемой земли. Эта система сохранилась здесь вплоть до начала XX в.

Специфические черты политической организации древневосточных обществ. Еще от «отца истории» Геродота (V в. до н.э.), который писал о египетских царях-деспотах, насильственно закрывающих храмы и заставляющих весь народ возводить колоссальные усыпальницы для них, берет начало концепция «восточной деспотии». Утверждение, что и древним, и средневековым обществам Востока органически присуща одна деспотическая форма государства, прочно держалось на протяжении XVIII-XX вв., вплоть до последнего времени. Понятие «восточная деспотия» характеризовалось рядом признаков. Это — монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. При этом перечеркивалось действительное многообразие политических структур древневосточных цивилизаций, их последующей эволюции.

Формализованное понятие «восточная деспотия», обладающее вышеперечисленными признаками, с определенными основаниями можно отнести к централизованной империи Древнего Китая и царствам Древнего Египта. В Китае, например, император обожествлялся, существовал особый культ императора — «сына неба». Высшая законодательная власть была одним из важных признаков его широких полномочий. Рано сложился здесь и централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.

Но во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати или народным собранием, или самоуправляющимися большесемейными городскими общинами и пр.

Древневосточным обществам были известны также и республиканские государственные формы, в которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах — Финикии, Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик «восточной деспотии».

Правители Древней Индии, например, не располагали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном, относительно централизованном государстве Маурьев (IV-II вв. до н.э.) большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе — раджа-сабха и совет сановников — мантрипаришад. Одной из наиболее ярких особенностей империи Маурьев было включение в нее полуавтономных республиканских государственных образований — ган и сангх.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к гегемониям-царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий своих соседей.

Но в Индии, в отличие от Китая, раздробленность была правилом, а централизованное государство — исключением. В Месопотамии царскую власть можно считать наследственной с оговорками. При передаче власти одному из сыновей правителя решающее слово принадлежало жрецам-оракулам. Не был царь и высшей судебной инстанцией. Здесь, как и в Индии, почти на всех этапах развития сохранялось определенное самоуправление общин. Органы общинного самоуправления несли главную тяжесть забот о благосостоянии общины, о своевременной выплате ренты-налога в казну и об организации общественных работ.

Вместе с тем нельзя отрицать, что в древневосточных цивилизациях в религиозном массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю.

Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а, следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. С учетом этих обстоятельств следует различать понятие «восточная деспотия» в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах.

Выступая как и всякое другое государство орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство было призвано вместе с тем выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

Но не меньшее значение имела деятельность властных структур, государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации, укрепления религиозной идеологии в древневосточных обществах также определялось в значительной мере слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место «связующему единству» — правителю.

Так, например, еще в древнем царстве (III тысячелетие до н.э.) египетским фараонам стал присваиваться священный титул «сына бога Солнца», вырабатывается особо торжественный ритуал их погребения. Как символ величия фараонов строились знаменитые пирамиды, которые подавляли воображение людей, внушали им священный страх и почтение перед троном. В Древнем Египте значительный сектор хозяйственной деятельности государственных чиновников, жрецов был так или иначе связан с заупокойной службой вокруг гробниц фараонов. «Ты Ра (бог Солнца), твой образ — его образ, ты небожитель» говорилось о юном Тутанхамоне в одном из древних египетских папирусов. Египетский царь — хранитель жизни на земле, без него невозможна жизнь и в загробном мире. Отдавая силы на возведение величественных гробниц фараонов, египтяне заботились и о собственном посмертном существовании.

Особое значение имела идеологическая функция в деспотическом Китае. Здесь государство на протяжении веков формировало унифицированное мировоззрение, прославляя правителя-деспота, поддерживало миф о божественном происхождении императора — «сына неба».

И в Древней Индии, и в Древнем Вавилоне, несмотря на их исторические особенности, цари также неизменно возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. В Вавилоне царь предстает человеком, который, однако, в силу своей избранности богами наделен божественной царственностью, возвышающей его над людьми.

В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти — царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных. Например, конфуцианство — господствующая идеология Древнего Китая — прямо переносило строй большой патриархальной семьи на все китайское общество, во главе которого стоял император.

Индусская политико-религиозная концепция богоугодного царя (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей — охрана подданных. «Все, что ни делает царь, — правильно. Таков признанный закон», — написано в Нараде, одном из религиозно-правовых трактатов Древней Индии. «Ведь ему вверена дхарма мира, а он охраняет его, основываясь на могуществе и милости ко всем живущим». Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов. Он, опекун всех малолетних и вдов, должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важной функцией царей, согласно древнему политическому трактату Индии — Артхашастре, была организация общественных работ, строительство ирригационных сооружений.

Эти представления о благих деяниях правителей должны были поддерживаться их общесоциально-значимой деятельностью, которая была особенно присуща, например, Древнему Вавилону (это и практика царских приказов «мишарум», освобождающих бедняков от долгов, и нормы права, ограничивающие долговое рабство трехгодичным сроком, и установленные проценты ростовщического займа и пр.). Характерно также, что усиление деспотических черт древневосточного государства происходит часто в процессе борьбы не с народом, а со знатью, с аристократическими и жреческими кругами, сепаратизмом. Усиление властных полномочий восточных правителей часто сопровождалось не столько произволом, сколько активным правотворчеством, созданием писаных правовых судебников, кодексов (Судебник Хаммурапи в XVIII в. до н.э. в Вавилоне и др.).

История первобытного общества делится на 2 этапа.

Общие закономерности возникновения государства и права.

История человечества складывается из 2 основных периодов: первобытное общество (длилось более 2 млн. лет) и цивилизация.

Первый этап – первобытный коммунизм (присваивающее хозяйство) – собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Люди живут стадом. Существует принцип эквивалентного обмена. Каменные оружия труда.

Второй этап – производящее хозяйство (7-5 тыс. до н.э.) — неолитическая революция. Переход к железным орудиям труда. Основными занятиями становятся земледелие и скотоводство. Появляется родовая община. Вводится такое понятие, как экзогамия. Появляется неравенство (из-за излишков) => появляются классы => государство. Возникают органы управления – вождь, совет старейшин, народные собрания.

Древний восток – большой географический регион, простиравшийся от современного Туниса на Западе, до современного Китая и Японии на востоке; от современного Кавказа на севере до современной Эфиопии на юге.

Древневосточные государства:

Основные черты Древневосточного государства:

1. Ирригационное земледелие.

2. Длительное сохранение соседской общины.

3. Особая форма государства – древневосточная деспотия.

4. Действовал огромный бюрократический аппарат.

5. Формы собственности: государственная (царская), храмовая, общинная, частная.

6. Особое положение главы государства – монарха.

7. Монарх – все три ветви власти.

8. Правители – фараон, царь, император, раджа.

9. Три основных класса – рабы, рабовладельцы, крестьяне-общинники.

10. Замедленный темп исторического развития.

11. Патриархальное рабство.

Основные черты Древневосточного права:

  1. Открыто закреплялось классовое неравенство.
  2. Закреплялось сословное неравенство свободных.
  3. Связь норм права с религиозными и моральными нормами (в Древней Индии норма права равнялась религиозной норме, в Древнем Китае – моральной норме).
  4. Источники права: обычаи, судебная практика, законодательство монарха.
  5. Казуистичность Древневосточного права – происходить от латинского слова «казус» — случай. Норма права фиксировалась не в абстрактной форме, а в форме конкретного случая.
  6. Нормы права содержали первобытно – общинные пережитки (например: коллективная ответственность общины или родственников за преступление).
  7. Традиционализм (например: подчиненное положение женщины в семейно-брачных отношениях).
  8. Система древневосточного права не делилась на отрасли.
  9. Нет четких отличий преступления от проступка.

Понятия:

1. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития.

Производственные силы (базис) – труд, природные ресурсы, орудия труда.

Производственные отношения (надстройка).

НАДСТРОЙКА БАЗИС

Формации:

  1. Первобытнообщинная – не было классов и не было государств.
  2. Рабовладельческая.
  3. Феодальная.
  4. Капиталистическая (буржуазная).
  5. Социалистическая.

2. Классы – экономическое понятие – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически-определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, и, следовательно, по способам получения своей доли общественного богатства.

  1. В первобытнообщинной формации классов нет.
  2. В рабовладельческой – рабы, крестьяне, рабовладельцы, формации.
  3. В феодальной – крестьяне, феодалы, ремесленники.
  4. В капиталистической – буржуазия, пролетариат, крестьяне.

3. Сословия – юридическое понятие – это социальные группы в докапиталистических формациях (рабовладельческой и феодальной), которые обладают определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. В разных странах сословия разные. У разных сословий разные права и обязанности. Сословие передавалось по наследству.

Сделать конспект статьи Энгельса «Происхождения семьи, частной собственности и государства». Главы «Доисторические ступени культуры» и «Варварство и цивилизация» (смена общественного разделения труда).

1. Исторические условия возникновения и особенности общественного

строя древневосточных государств.

Исторические условия возникновения Древневосточных государств.

В 4-3 тысячелетиях до н. э. возникли первые известные нам государства Древнего Востока. Они располагались в Северной Африке, Южной Азии, в долинах крупнейших рек, в условиях с мягким субтропическим климатом —> плодородные условия.

Мягкий климат и плодородные почвы, которые естественным путём орошались, способствовали тому, что довольно рано произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящему. Этот переход произошёл примерно в 8 тысячелетии до н. э. на рубеже палеолита и неолита и получил название неолитическая революция. Т.к. оседлый быт начинает строительство, появляются ремёсла, каменные орудия, и это изменяет жизнь людей коренным образом.

Со временем происходит отделение земледелия от скотоводства – первое крупное общественное разделение труда; возник обмен. Второе – ремесло отделяется от земледелия. С разделением труда и с появлением металлических орудий человек оказался способен производить прибавочный продукт – сверх того, что ему необходимо для жизни. Это коренным образом изменило отношение к пленным. Раньше пленных убивали, а теперь стали использовать их рабочую силу, т.к. потребность в этом была большая. Условия благодатные, но для того, чтобы выращивать, необходимо было строить каналы, создавать плотины, т.е. проводить ирригационные (мелиоративные) работы, и пленных стали использовать на этих работах -> они превращались в рабов.

В то же время сложные процессы происходят внутри родовой общины. С повышением производительности труда, совершенствованием орудий происходит смена коллективного труда индивидуальным. Коллективное хозяйство родовой общины разлагалось, уступало место индивидуальному хозяйству больших семей, при этом община не исчезает, но трансформируется в соседскую общину. Соседская община – это коллектив соседних семейств, не обязательно сородичей, земля находится в верховой собственности общины, но распределена между членами общины – наделы, т.е. складывается индивидуальный фонд, но индивидуальное хозяйство всегда будет развиваться по-разному, в зависимости от разных факторов: количества мужчин, плодородной земли и т. д. -> продукты семьи будут получать разные. Одни семьи становятся экономически более сильными, другие – более слабыми. Развивается расслоение неравенства.

Должностные лица общины выдвигались из экономически более сильных семей. Постепенно выдвигаются должностные лица из одних и тех же семей. Эти семьи аккумулировали опыт, знания. Из них сложилась знать. Процесс расслоения продолжался, часть общинников нищала из-за неурожая, деградировала до уровня рабов, некоторые общинники лишились своих наделов, изгонялись из общины. С другой стороны, верхушка начала всё более концентрировать земельные участки, эксплуатировать труд рабов, т.е. по мере усложнения хозяйства постепенно формировались классы, сословия. Возникали сложные социальные отношения. Общинная знать составила эксплуатирующий класс, родовые общинники – мелких неэксплуатируемых производителей, а чужаки – эксплуатируемый класс.

Появляется соответствующий аппарат, который должен регулировать многообразные отношения, складывающиеся между людьми – вождь, старейшины всё более возвышаются над коллективом, обладали властью над ними.

Власть (Вебер) – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо при соглашении их

Органы управления общины преобразовались в органы государственной власти.

Государство возникло не только как аппарат принуждения, угнетения классов, но и как регулятор многообразных отношений и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети (мелиоративных работ), системы искусственного орошения.

Первые государства, возникшие на небольшой территории, несколько соседских общин (территориальные общины) в конце 4 – начала 3 тысячелетия до н. э.

Такие первые государства условно называют номами. Номы – первые небольшие государства. Они имели центр, где находился храм божества, резиденция вождя, склады оружия, мастерские. Всё это для безопасности огораживалось. Такие номы назывались города-государства. Бывший вождь становится монархом; знать, совет. Номы часто враждовали между собой и постепенно в конечном счёте складываются обширные государства в результате завоеваний, однако была и экономическая предпосылка образования этих государств: потребность в организации ирригационных работ на большой территории.

Особенности общественного строя на Древнем Востоке:

  1. Особенности, связанные с рабством и рабовладением.

  1. Труд рабов здесь не стал преобладающим в основных сферах производства, т.е. земледелии и ремесле; основными производителями материальных благ оставались свободные общинники, ремесленники (рабы в определённой степени использовались в земледелии, но в основном использовались на самых тяжёлых работах)

  2. Рабы не были каким-то однородным классом, их положение различалось. Были рабы-вещи, другие имели некоторые права (иметь имущество, семью). Т.е. существовало порой патриархальное рабство, кроме того, были подневольные люди рабского типа.

  3. Большое значение имело коллективное рабовладение наряду с частным владением рабами (государственные рабы, храмовые рабы и т.д.)

  4. Источники рабства: военный плен, естественный прирост, долговая кабала.

  1. Особенностью социально-экономического строя на востоке является длительный застой соседских общин. Это объясняется особыми условиями климата и почвы. В древности многое зависело от природных условий, при которых земледелие было успешным. Поддерживать каналы, плотины в нужном состоянии должно было большое количество людей –> длительное существование соседской общины. Общинники были основными производителями материальных благ. Общинники платили государству налог и призывались на различные общественные работы, т.е. трудовая повинность. В это время (трудовая повинность) их положение приближалось к положению рабов. За долги они могли быть обращены в кабалу, т.е. практически в рабское состояние.

  2. Для Востока особенностью социально-экономического строя является наличие и большая роль храмового хозяйства. Формы земельной собственности. Одно время господствовала теория о верховной собственности государства на землю. В последнее время обычно говорят о двух секторах в экономике: царское храмовое хозяйство, в котором широко использовался труд лиц, потерявших свой надел, и общинно-частное хозяйство, члены общины имели право владеть землёй, иметь её во владении и даже в собственности, но если общинник продаст участок – он выбывает из общины. Следовательно, купля-продажа земли на Востоке не практиковалась, т.е. частной собственности на землю не существовало. Община тормозила её развитие.

В разных государствах преобладание разного сектора экономики. В Вавилонии наряду с царско-храмовым хозяйством большое место занимали общины. В Древнем Египте было явное преобладание царско-храмового хозяйства.

  1. На Древнем Востоке наряду с делением общества на классы существовало деление на сословия. Сословие – большая группа людей, которая отличается по правовому положению.

Классы:

1) эксплуататоров, которые состояли из жрецов, военных и светской знати. Причём жрецы играли большую роль в общественно-политической жизни;

2) класс эксплуатируемых: рабов и подневольных людей рабского типа, а между ними

3) класс мелких предпринимателей (свободные): ремесленники, общинники, земледельцы

Сословия:

1) свободные члены общины – у них были и личностные права, и имущественные права;

2) свободные не члены общины – имущественного права, личностные права были в меньшей степени, чем у свободных членов общины;

3) рабы

В Древней Индии следующие сословия (варны = касты)

Брахманы – жрецы

Кшатрии – воины

Вайши – земледельцы, ремесленники, торговцы

Шудры – слуги

Переход из одной варны в другую был практически невозможен.

Выводы:

Это раннее рабовладельческое общество

В 60-е годы считали, что это какой-то особый азиатский способ производства

Своеобразный рабовладельческий строй (здесь нет чёткой границы между свободными и рабами; свободное состояние постепенно переходит в рабское).

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко, в десятки раз, повысить производительность труда. Именно там впервые были созда­ны условия для возникновения государственности: появилась ма­териальная возможность содержать ничего непроизводящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управ­ления. Возникают родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-соб­ственность», суть которого в праве распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту «собственность»).
Восточный путь возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного об­щества в государство.

Основными причинами появления государ­ства здесь были:

  • потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
  • необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;
  • необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Государственный аппарат возник из аппарата управления родоплеменными объединениями. Выделяясь из общества, государ­ственный аппарат становился во многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособлялся от остального обще­ства, превращался в господствующий класс, эксплуатирующий труд общинников. Административно-государственные структуры, появление ко­торых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (глав­ным образом на землю). На протяжении веков деспотическое го­сударство было не только орудием классового господства, но и само служило источником классообразовавия, возникновения различ­ных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпирова­лись не сами средства производства, а управление ими.
Следует указать и на то, что восточное общество было застой­ным, стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий, оно практически не развивалось. Так, государство в Китае возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). Хотя в Китае имели место существенные социальные по­трясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном неизменным.
Особенности раннего государства Африки, отличающие его от го­сударства «восточной деспотии»: верховная власть была не на­следственной, а выборно-наследственной, система управления строилась на геронтократическом принципе для нижних уров­ней, на аристократическом (меритократическом) — для более высоких. Кроме того, правители ранних государств Африки бы­ли связаны системой ограничений: в передвижении, в контактах с населением, что вытекало из представлений об их сакральности; в принятии важнейших решений, так как существовал извест­ный противовес их власти в лице совета из представителей ро­довой знати.
В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополи­зации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственнос­ти на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении госу­дарственности, естественный ход которого был нарушен в резуль­тате колонизации материка.
Таким образом, восточный (или азиатский) путь формирова­ния государственности, отличался прежде всего тем, что полити­ческое господство возникло на основе отправления какой-либо об­щественной функции, общественной должности. Общинное «чи­новничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку — важнейший элемент скла­дывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и воен­ными функциями.
Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собствен­ность — верхушка государственного аппарата имела дворцы, дра­гоценности, рабов, однако она (частная собственность) не оказы­вала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Номовая государственность

Оседлые цивилизации стали формироваться в Нижней Месопотамии (современный южный Ирак) с VI тысячелетия до н. э. — с этого времени там поселяются земледельческие племена. В V–IV тыс. до н. э. их вытесняют племена убайдов-шумеров, которые и стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью.
С начала IV тыс. до н. э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования протогосударств: в общине уже выделились лица с неодинаковыми ритуальными и материальными преимуществами по своей профессиональной деятельности. Разложению общины способствовал переход к индивидуальному труду. Вскоре у шумеров появилась письменность, которая стимулировала организационную роль культовых центров. В III тыс. соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин. На общественных работах применяется труд рабов, среди свободных складывается система рангов. В XXVIII–XXV вв. до н. э. в объединениях формировались признаки протогосударств: возникла надобщинная администрация в составе главного жреца храма и правителя, а также совета старейших. В межобщинном хозяйстве выделилась уже храмовая собственность. Надобщинной организации в Двуречье способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны с сетью таких каналов. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3–4 городами — это и было первичное объединение — ном. В обязанности правителя входила организация ирригации, а также выдачи из храмовых запасов членам общин через старейшин.
Таких объединений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Большинство из их сформировали культовый союз с центром в Ниппуре. Но все организационное единство обеспечивалось храмовым хозяйством, полностью отделившимся от общинного; им руководят администраторы-писцы, в нем содержится штат ремесленников. Первым историческим правителем в Шумере стал лугаль (хозяин) г. Киша, который был только военным вождем общин, но не жрецом. Единого государства древний Шумер еще не представлял: связи между номами больше походили на военный союз.
Правители протогосударств видели свою социальную задачу во всемерном сохранении старого уклада жизни. Периодически правители устраивали «возвращение к матери» — полные переделы владений. Это не могло, однако, остановить обогащение знати. Храмы начинали обзаводиться своей администрацией и даже дружинами (войско вооружается особым оружием, разделяется на колесничное, тяжелую и легкую пехоту). Война становится ускорителем новой организации. Но она же временно ограничивает власть лугаля общинными коллективными органами (советом старейшин); по решению народного собрания лугаль может быть и низложен. Следовавшее из централизаторской политики усиление государственных начал встречает сопротивление общин. Администрация номов также еще двойственная: жреческо-храмовая и общинная (выборный лугаль, мудрецы, главные ороситель и землеустроитель).

Восточная деспотия
Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллек­тивной трудовой деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах Востока «зачатки государственной власти» превращают­ся в органы управления и господства над совокупностями общин, кото­рые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро- или макрогосударства, объединяемые силой централи­зованной власти. В этих регионах, как уже говорилось, она при­обретает деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу ряда причин:

  • достижения в хозяйственной деятель­ности объяснялись исключительно ее способностями к организа­ции, стремлением и умением действовать в общесоциальных, надгрупповых целях;
  • принуждение также окрашивалось идеологи­чески, и прежде всего в религиозных формах — сакрализация влас­ти: «власть от Бога», правитель является носителем и выразите­лем «Божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

В результате возникает структура, сходная с пирамидой: на­верху (вместо вождя) — неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и вождей) — его ближайшие советники, визири; далее — чиновники более низкого ранга и т.д., а в осно­вании пирамиды — сельскохозяйственные общины, постепенно потерявшие родовой характер. Основное средство производства — земля — формально находится в собственности общин, и общин­ники считаются свободными, однако фактически, реально все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти госу­дарства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппа­рате во главе с абсолютным монархом.
Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других, как в Египте, было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значитель­ный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского, анти­чного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государ­ства (фараона) или храмов.
Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономи­ки лежала государственная форма собственности на основные средства производства («власть-собственность»), а частная собст­венность имела второстепенное значение.

Характерные черты первых государств

Древнейшие цивилизации возникали в разное время и судьба их была также различной. Какие-то со временем исчезли (Вавилон, Ассирия), а некоторые после многих «перерождений» сохранились до наших дней (Китай, Индия). В истории этих человеческих сообществ одно за другим зарождались и исчезали государства, при этом одни не оставили почти никакого следа в памяти человечества (полисы Минойской культуры), история же других стала историей самой цивилизации (Древний Рим).

В связи с особенностями развития и функционирования государств Древнего мира их условно делят на две разновидности:

  1. государства древневосточной цивилизации (Египет, Вавилон, Ассирия, Урарту, Индия, Китай и др.);
  2. государства античной цивилизации (греческие полисы и Рим).

Первой государственно-классовой организацией общества было общество рабовладельческого типа. Важнейшей функцией государств и их правовых систем в этот период была защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов. Яркими примерами таких государств выступали древневосточные деспотии, а также греческие городаполисы и античный Рим.

Основной особенностью всех ранних государств было наличие общин (замкнутых сельских поселений), сохраняющих остатки родового строя и сдерживающих формирование государства. Характерно было также преобладание коллективной собственности над частной (общинная, храмовая, государственная). Постепенно царско-храмовое хозяйство превратилось в государственную собственность, которой наделялись слуги жрецов и царей. Со временем социальное и имущественное расслоение выдвинуло на передний план относительно изолированные большие группы населения:

  • господствующая (жрецы, аристократия, крупные военачальники);
  • свободные общинники (крестьяне и ремесленники);
  • рабы и иные зависимые категории населения (рабство в большинстве древних государств носило домашний, патриархальный характер).

Продолжительность существования первых государств чрезвычайно различна. История одних насчитывает многие тысячелетия, другие же очень быстро теряли свою независимость и становились частями более удачливых соседних государственных образований. Так на основе захвата и насильственного удерживания в своем составе суверенных государств возникали громадные империи (Китайская империя периодов Цинь и Хань; Рим, который являлся империей даже в свой республиканский период). В первых государствах практически отсутствовало какое-либо административно-территориальное деление. Время от времени они объединялись между собой в быстро распадающиеся военно-политические союзы.

Формой правления выступала, как правило, деспотия с ее неограниченной наследственной властью монарха и обожествлением его личности, с развитым чиновничьим аппаратом и т.д. Хотя в тот период встречались государства с республиканским правлением и даже с демократическим государственно-политическим режимом (Афины, республиканский Рим), это было, скорее, исключением из общего правила.

Практически во всех рабовладельческих государствах была создана и эффективно функционировала система государственных органов, важнейшими из которых являлись военное и финансовое ведомства, а также ведомство организации общественных работ.

Особенности древнего права

В сфере социального регулирования общественных отношений наряду с обычным правом, со временем все чаще приобретавшим писаные формы, особое место занимали мифы. Они представляли собой совокупность рассказов и повествований о жизнедеятельности сказочных существ (богов, героев, духов), отражавших мистические представления людей о мире, природе и человеческом бытии на заре его истории. В отдельных регионах (Месопотамия, Египет, Индия (IV—III тыс. лет до н.э.) к этим источникам права добавлялись агрокалендари в виде сборников письменных строгих нормативов и правил. Они по дням расписывали всю повседневную жизнь ранней земледельческой общины (вспашка, посев, сбор урожая), а их соблюдение поддерживалось специальным аппаратом, уполномоченным применять суровые санкции за нарушение установленных требований. Иногда правовые нормы закладывались в особые инструкции для чиновников (например, в Древнем Египте так называемые «Сорок кожаных свитков»).

Для зарождающегося права были характерны ссылки на авторитетные высказывания, записи конкретных случаев (казуистика). Отраслевое деление отсутствовало повсеместно. Право закрепляло коллективную ответственность общинников за преступление со-племенника, а также возможность кровной мести и самосуда в качестве последствия преступления. Наказание за преступление характеризовалось консерватизмом, формализмом и символизмом, зачастую строилось по принципу талиона.

Вершиной развития древнего права были римские Законы XII таблиц, созданные около 450 г. до н.э.

Добавить комментарий