Особенности федеративного устройства

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

1. Государственная целостность РФ.

2. Единство системы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.

4. Равноправие и самоопределение народов.

5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

Федерати?вное устро?йство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой. В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей федерации. Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: штаты, республики, края, земли, области и иные.

Федеративное устройство Российской Федерации

Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Субъектами федерации в России являются:

— республики в составе Российской Федерации (государства);

— края;

— области;

— города федерального значения;

— автономная область;

— автономные округа.

Все субъекты Российской Федерации равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статусаконкретного субъекта.

Федеративное устройство России основано на ряде принципов:

— государственная целостность Российской Федерации;

— единстве системы государственной власти;

— разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— равноправие и самоопределение народов в России.



В основе российского федерализма лежат глубокие социально-экономические, исторические, этнические и геополитические корни. Его сущность составляют государственная целостность, принцип единства государственной власти, самоопределение и равноправие народов, а также разграничение полномочий и предметов ведения между федеральными и региональными органами государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации, в состав федерации входят три типа субъектов: республики (национально-государственные образования); области, края и города федерального значения (административно-территориальные образования); автономная область и автономные округа (национально-территориальные образования). Таким образом, Российская Федерация образована 89 субъектами: 6 краев, 21 республика, 49 областей, автономная область и 10 автономных округов, а также Москва и Санкт-Петербург как города федерального значения .

Российский федерализм основан на смешанном национально-территориальном принципе. Если края и области имеют территориальный принцип, то республики, автономные округа и области построены на национальном принципе. Между тем, в таких национальных образованиях, как республика Алтай, Саха (Якутия), Коми и др. коренное национальное население, к сожалению, не составляет большинства.

Россия представляет собой ассиметричную федерацию, то есть, полномочия и правовое положение ее субъектов в значительной степени не равнозначны и не унифицированы. Положение республик можно назвать более «привилегированным» по сравнению с краями и областями. Например, в конституциях республик а также в рамках договоров с Российской Федерацией о взаимном делегировании полномочий и разграничении предметов ведения закреплены такие институты, как суверенитет, гражданство, предусмотрено создание Конституционного суда, а Республика Татарстан, например, имеет статус ассоциированного члена Российской Федерации.

При наличии значительных различий субъекты Российской Федерации характеризуются следующими общими чертами:

− наличием конституций и других уставных документов, в которых установлена их компетенция и правовое положение;

− официальным представительством в федеральных органах власти;

− самостоятельным установлением механизма государственной власти согласно конституционным нормам Российской Федерации, а также общим принципам организации исполнительных и представительных органов государственной власти;

− собственным законодательством и бюджетом;

− частичной международной правосубъектностью;

− собственной символикой;

− правом заключать договора о разграничении полномочий и предметов ведения между федеральными органами власти и регионом .

Процедура и основные условия принятия образования и принятия в состав Российской Федерации нового субъекта установлены в Федеральном конституционном законе № 6-ФКЗ от 17. 12. 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» .

Некоторое влияние на государственное устройство страны оказывает Указ Президента России № 849 от 13. 05. 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», в котором утвержден перечень из семи федеральных округов и принято Положение о полномочных представителях в округах. Эти округа с единой столицей объединяют входящие в их границы субъекты Российской Федерации. Создание округов вряд ли противоречит федеративному устройству российского государства, но способно частично нивелировать федеративную асимметрию через установление общих для всех каналов обратной связи с федеральной исполнительной властью .

Федерализм закреплен в качестве одной из основ конституционного строя России. Смысл этого понятия раскрыт в преамбуле Конституции РФ и в рамках основного текста (статьи 1, 4, 5, 65, 68 и др.). Являясь отражением сущностных признаков государственности, конституционный строй представляет собой юридический каркас, на котором строится правовое государство.

Принцип федерализма является не просто одним из принципов государственного устройства.

Федерализм российского государства представляет собой конституционную основу исторически сложившегося единства народов, проживающих на территории Российской Федерации и выражающих добровольное желание сохранить это единство. Федерализм является юридической гарантией целостности Российской Федерации и входящих в ее состав территорий и республик .

Своеобразие современной конституционной модели российского федерализма заключается в том, что она объединяет территориальные и национальные начала. Конституция закрепляет разнообразие субъектов Российской Федерации: край, область, автономный округ и автономная область, город федерального значения. В ст. 65 Конституции дан перечень всех субъектов Российской Федерации. Сам термин «субъект российской Федерации», употребляемый в Конституции РФ, в советских конституциях не применялся. Впервые он появился в 1991 г. в текущих законодательных актах, а затем — в тексте Протокола к Федеративному Договору.

В Конституции РФ, отражающей реалии современного развития федеративных отношений, закреплен принцип равноправия субъектов федерации, независимо от их территории, вида, уровня социального и экономического развития и численности населения. Очевидно, что субъекты российской Федерации по объективным причинам характеризуются большим разнообразием и фактически не могут быть равными. Асимметричность федерации обусловлена ее историческим развитием. Таким образом, закрепление равноправия субъектов вне зависимости от их реального неравенства носит универсальный характер. Статья 5 Конституции РФ закрепляет равноправие в качестве принципа российского федерализм в трех значениях: равноправие народов России, равноправие субъектов Федерации, равноправие во взаимоотношениях между субъектами Федерации и федеральным центром. В данном случае речь идет о равенстве прав всех субъектов любой государственно-правовой формы (край, область, республика или какая-либо форма автономии), идентичности компетенции и обладании конституционным статусов субъекта Российской Федерации.

Субъекты Федерации фактически не в состоянии воспользоваться в полной мере своими конституционными полномочиями. Их правовое положение де-факто является неодинаковым по причине различий экономических и социальных условий, численности населения, размеров территории и т. д.

В статье 5 (ч. 2) Конституции вслед за словом «республика» в скобках следует слово «государство». На этапе разработки Конституции в некоторых вариантах формулировок предлагалось определять республику как суверенное государство в составе Федерации, а область, край, город федерального значения — как государственно-территориальное образование. Однако в проекте Конституции, вынесенном на референдум 12 декабря 1993 г., термины «государственно-территориальное образование» и «суверенное» были опущены. Между тем, в некоторых республиканских конституциях правовая констатация государственного суверенитета была сохранена.

Основные принципы федеративного устройства страны сформулированы в ст. 5 (ч. 3) Конституции и конкретизированы в третей главе документа.

Государственная целостность России признается главным принципом федеративного устройства страны. Этот принцип вытекает из суверенитета, территориальной целостности Российского государства и отражает преемственность его геополитического развития.

Государственная целостность страны, в сою очередь, тесно связана с единством государственной власти — еще одним принципом федеративного устройства. Это означает, что действие федеральной власти распространяется на всю территорию Российской Федерации, обеспечивая эффективное функционирование государственного механизма на всех уровнях. Субъекты Федерации в пределах своих территорий наделены всей полнотой власти за исключением сферы ведения Федерации и сферы совместного ведения субъекта и Российской Федерации. Субъекты имею право самостоятельно устанавливать систему государственно власти, если это не противоречит основам конституционного строя страны .

Одним из важнейших принципов федерализма является равноправие народов, более 140 из которых проживают на территории Российской Федерации. Независимо от уровня их культурного и социально-экономического развития, а также численности, они обладают равными правовыми возможностями принимать участие в осуществлении власти многонационального народа России. Конституция гарантирует каждому гражданину, независимо от национальности, возможность пользоваться всеми свободами и правами.

Рассмотрим статус субъектов Российской Федерации, закрепленный Конституцией.

Статус республики прежде всего определяется тем, что согласно Конституции она является государством. Ее конституционно-правовое положение характеризуют следующие особенности. Как и любое государство, республика в составе Российской Федерации имеет свое законодательство и конституцию, государственные символы (флаг, герб и гимн), систему органов власти (президент, правительство, парламент, министерства и ведомства и и т. д.). Статьей 68 Конституции РФ республика наделяется правом устанавливать на своей территории государственный язык, который наряду с русским употребляется в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республики. В некоторых республиках введен институт республиканского гражданства.

Республиканская конституция обладает высшей юридической силой по вопросам, которые относятся к ведению субъекта, прямым действием и применяется на всей его территории. Статус республики в конституции конкретизируется и развивается.

Основным законом Калмыкии является Степное уложение. Однако название не менять сути этого конституционного документа.

Статус других субъектов Российской Федерации, не являющихся республиками, характеризуется отсутствием атрибутов государственности. Этот статус определен Конституцией РФ, а также уставами, которые принимаются субъектами самостоятельно и не требуют регистрации или утверждения в каких-либо федеральных органах государственной власти. Конституцией РФ устанавливается, что уставы субъектов федерации принимаются их представительными (законодательными) органами, что отличает их от республик, имеющих право самостоятельно определять механизм принятия республиканских конституций .

По своей роли и значению уставы субъектов Федерации аналогичны конституциям республик. Некоторые уставы называют основным законом, поскольку они обладают высшей юридической силой по сравнению с другими правовыми актами субъекта.

Уставы существенно различаются по свой структуре и содержанию. Например, структура Устава Тамбовской области включает в себя 12 разделов, состоящих из 125 статей, собранных в 60 главах, а Устав Новгородской области содержит лишь 7 разделов, и 64 статьи, распределенных по 16 главам. Между тем предметы регулирования в обеих документах идентичны.

Особенностью статуса автономных округов является то, что, за исключением Чукотского АО, непосредственно входящего в состав Российской Федерации, все они входят в состав области или края. Между тем, автономный округ имеет все государственно-правовые атрибуты самостоятельного субъекта Федерации.

Однако нахождение автономных округов в составе области или края не может не обусловить особые отношения между этими субъектами Федерации. Подобные отношения отражаться в уставах — учредительных документах этих субъектов. Однако бывают исключения, например, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Уставе которого данные положения отсутствуют. Власти Тюменской области расценили такую ситуацию как стремление округа, который входит в ее состав, изменить свой статус в одностороннем порядке, что является недопустимым согласно Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд в своем определении отмечает, что взаимоотношения между автономным округом и областью (краем), в состав которых он входит, отличны от их взаимоотношений с другими субъектами Российской Федерации. Наличие в составе области (края) автономного округа обязывает эти субъекты формировать свои взаимоотношения на основе сложившихся к этому времени государственно-правовых реалий, не противоречащих Конституции РФ. Такие взаимоотношения предполагают распространение юрисдикции области (края) на территорию входящего в их состав автономного округа на основе взаимного согласия. Автономный округ и область (край), в интересах населения обязаны поддерживать сложившиеся экономические, территориальные, политические, этнические, социальные и другие отношения через различные формы взаимодействия, включающие в себя перераспределение полномочий и предметов ведения, их совместное осуществление, делегирование, не допускающие несогласованных односторонних действий, касающихся общих интересов этих субъектов .

Конституцией Российской Федерации (ч. 5 ст. 66) предусмотрена возможность изменения статуса субъектов. Это может быть реализовано в результате взаимного согласия между Федерацией и субъектом, а значит осуществить изменение статуса субъекта в одностороннем порядке невозможно. Процедуры по изменению статуса субъектов Российской Федерации установлены конституционным законом, предусмотренным Конституцией.

Осуществить изменение статуса субъекта Федерации можно в следующем порядке. Используя право законодательной инициативы, орган представительной власти субъекта вносит проект соответствующего закона на рассмотрения Государственной Думы Российской Федерации, которая принимает федеральный конституционный закон в предусмотренном Конституцией порядке и далее вносятся изменения в ст. 65 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.

Литература:

РФ является многонациональным государством, поэтому наиболее естественной формой государственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самостоятельные (в пределах своей компетенции), равноправные субъекты РФ. Их согласно Конституции РФ – 89.

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность РФ; 2) единство системы органов государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; 4) равноправие и самоопределение народов в РФ.

Государственная целостность РФ предполагает такое государственное устройство, при котором: 1) обеспечивается целостность и неприкосновенность территории РФ; 2) действует единое гражданство РФ; 3) устанавливается единое экономическое пространство и использование единой денежной единицы – рубля; 4) гарантируется верховенство Конституции РФ и федеральных законов по отношению к нормативным актам субъектов РФ; 5) действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; 6) государственные образования рассматриваются как находящиеся в составе РФ, территория каждого из них является неразрывной частью территории России; 7) вопросы федеративного устройства отнесены к исключительной прерогативе РФ; 8) отсутствует право выхода субъектов РФ из ее состава.

Принцип единства системы органов государственной власти тесно связан с принципом государственной целостности РФ. Он обеспечивает суверенитет РФ на всей ее территории.

Единственным источником власти согласно этому принципу является многонациональный народ РФ.

Единая система органов государственной власти означает, что: 1) органы государственной власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (например, в субъектах РФ учреждаются высшие органы власти субъекта РФ: высший исполнительный орган власти, высшее должностное лицо и законодательный (представительный) орган; 2) существует вертикальная подчиненность федеральных органов государственной власти субъектов РФ перед высшими органами власти РФ (например, органы прокуратуры имеют непосредственную подчиненность Генеральной Прокуратуре РФ на всей территории РФ, а суды РФ представляют единую систему судебной власти РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивает необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных пределах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Разграничение полномочий РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами и федеративными договорами.

Россия – многонациональная страна, поэтому принцип равноправия народов является одним их основополагающих, обеспечивая право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций. Кроме того, Конституция РФ гарантирует народам России право на самоопределение, но без права выхода из состава РФ.

Особенности федеративного устройства России

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

  1. Государственная целостность РФ.
  2. Единство системы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
  4. Равноправие и самоопределение народов.
  5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.

6 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства – это главные направления его деятельности. В них выражается его сущность, то есть роль и назначение государства в обществе.

Функции современного цивилизованного государства разделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т.п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т.д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

Внешние функции:

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами;

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества.

7 В структуре современного государства различают пять основных элементов: представительные органы, исполнительно-распорядительные, судебные, органы прокурорского надзора, органы государственного контроля. Существует два основных принципа организации государственной власти. Согласно первому, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти должны находиться в одних руках. Согласно другому принципу, разделение властей выражается в четком разграничении законодательной, исполнительной и судебной власти по функциям и составу. Законодательные, исполнительные и судебные институты, будучи независимыми друг от друга, взаимно контролируют друг друга и не допускают сосредоточения власти в одних руках.

Высшим законодательным органом государства является парламент – представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего избирательного права. Современные парламенты имеют сложную структуру и состоят, как правило, из двух палат. Нижние палаты парламентов формируются посредством выборов. Способы формирования верхних палат более разнообразны. В Великобритании палата лордов состоит из наследственных и пожизненных пэров и высших иерархов англиканской церкви. В США в сенат избираются по два представителя от каждого штата. В Германии депутаты высшей палаты назначаются правительствами земель. В России Совет Федерации формируется из представителей глав законодательной и исполнительной власти субъектов федерации (по два представителя от субъекта РФ).

Все разнообразие существующих парламентов подразделяют в зависимости от характера их взаимоотношений с исполнительной властью на пять групп. Доминирующие парламенты играют ведущую роль в политической жизни, формируют и жестко контролируют исполнительную власть (Италия). Автономные парламенты в основном контролируют законодательный процесс, самостоятельны в своей деятельности, но не имеют достаточных полномочий для контроля за исполнительной властью (США). Автономные парламенты в большей степени характерны для стран со сложившейся практикой межгрупповых консультаций по политическим проблемам. Ограниченно автономные парламенты формируются там, где острый характер приобретает конфронтация между правительством и оппозицией (Великобритания).Подчиненные парламенты находятся в зависимом положении от исполнительной власти и не имеют возможности контроля за её деятельностью (Кения). Полностью подчиненные парламенты характерны для многих популистских мобилизационных (Танзания), военных (Ирак), коммунистических (бывший СССР, Куба) режимов. Такие парламенты редко собираются на сессионные заседания, которые имеют чисто формальный характер.

Парламенты как представительные органы законодательной власти выполняют следующие функции: легитимации представительства, рекрутирования и социализации элит, контроля за исполнительной властью.

Исполнительная власть осуществляет непосредственно управление обществом на основе принятых законов. Основными видами исполнительной власти являются абсолютная и ограниченная. Выделяют пять основных функций исполнительной власти: определение основных направлений политики государства; контроль за её выполнением; мобилизация властвующей элиты и масс для поддержки проводимой политики; церемониальное руководство; руководство в кризисных ситуациях.

Таковы основные структурные элементы современного государства.

8 Органы государственной власти Российской Федерации.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти — законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие фунции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называетсясистемой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — являетсяпредставительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат:Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию,который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.

1. Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в
составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды со
ставляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоя
тельно и независимо осуществляющим судебную власть посредствомконституционного судопроиз
водства.

2. Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3. Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

9 Значение законности и правопорядка в современном обществе

Законность есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Законность – основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Добавить комментарий