Особенности государственного устройства РФ

Принципы построения Российского государства, как федерации

До революции 1917 года Россия существовала и развивалась, как унитарное государство. Федеративная форма государственного устройства впервые в истории России была официально закреплена «Декларацией прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой в январе 1918г. Основные положения этого документа затем вошли в Конституцию РСФСР (июль 1918 г.).

Длительное время Россия находилась в составе иного государства — СССР (1922—1991). Это была многослойная федеративная система, элементами которой являлись союзные и автономные республики. При формальном равенстве они по многим показателям своего фактического статуса были неравноправными.

Политика центра по отношению к своим регионам, как правило, строилась лишь на принципах жесткой административной подчиненности, силового налогового прессинга, остаточного формирования местного бюджета и урезанного финансирования ряда государственных программ отраслевого развития. В конце концов, такая политика потерпела крах.

После распада Советского Союза Россия оказалась в ситуации, угрожающей ее целостности. В этих условиях обострился вопрос о необходимости заключения нового Федеративного договора, который был подписан в 1992 г. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия, тем не менее, пошла по пути постепенного, основанного на добровольности и всеобщем согласии совершенствования федеративных отношений.

В русле этого процесса Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская автономные области получили статус республик. Ряд других национальных образований, краев и областей по существу также повысили свой статус. Практически они стали административно-государственными образованиями, получив право на собственную региональную политику.

Такого рода перемены получили закрепление и дальнейшее развитие в новой Конституции Российской Федерации (1993). В соответствии с частью 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является федеративным государством.

Современное федеративное устройство страны представляет собой разграничение государственной власти по вертикали, установление системы сдержек и противовесов в отношениях федеральных государственных органов, с одной стороны, и государственных органов субъектов Федерации — с другой.

Российская Федерация, согласно ч. 1 ст. 5 Конституции РФ состоит из равноправных субъектов РФ. Перечень субъектов РФ приведен в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ. В настоящее время (с 1 марта 2008 года) в состав Российской Федерации входят 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ утверждает, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Федерализм выступает одной из ведущих основ конституционного строя России, допускает сочетание принципов централизации и децентрализации в условиях разнообразия субъектов РФ.

Черты, определяющие сущность российского федерализма определяются его принципами.

В соответствии с Конституцией РФ федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничений предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

В соответствии со ст. 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции РФ или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Часть 1 ст. 5 Конституции РФ закрепляет, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Это равноправие также состоит в предоставлении всем субъектам РФ права принятия законов.

Объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для защиты интересов всего многонационального народа России.

Если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего исторически сложившегося государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений, то защита будет невозможна.

Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность.

Равноправие субъектов Российской Федерации состоит также в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности.

Российская Федерация состоит из государств, государственно-территориальных и национально-государственных образований, созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти. Это предполагает стремление субъектов РФ к государственному, политическому и социально-экономическому единству, которое выражается в государственной целостности Российской Федерации.

Государственная целостность Российской Федерации обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории, а также единством экономического пространства, которое не допускает установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Кроме того государственная целостность Российской Федерации обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, единым гражданством Российской Федерации, отсутствием у субъектов Российской Федерации права выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу государственной целостности России, единству системы государственной власти.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение — одной из важнейших его функций.

Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции РФ.

Закрепляя принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, Конституция РФ в то же время подчеркивает, что федеративное устройство РФ основано на единстве системы государственной власти (ст. 10 Конституции РФ).

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти означает, что Российская Федерация берет на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъекты Федерации, как бы они ни назывались, имеют право на принадлежащие им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия.

Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение — одной из важнейших его функций. Единство системы государственной власти — одна из гарантий государственной целостности РФ. Единство системы государственной власти выражается в наличие единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

В Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы — Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Федеральная государственная власть распространяется на всю территорию РФ и осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Генеральным прокурором РФ. Федеральные органы государственной власти в рамках Конституции и законов РФ обеспечивают единство системы государственной власти в РФ.

Необходимо отметить, что государственная власть субъектов РФ является неотъемлемой составной частью единой системы государственной власти в РФ и распространяется на территорию субъектов РФ. Она осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за соблюдение Конституции РФ и законов РФ, за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ.

Единство государственной власти в системе законодательных органов государственной власти обеспечивается правом участия представительных и законодательных органов субъектов РФ в федеральном законодательном процессе; правом участия местных представительных органов в законодательном процессе субъектов РФ; правом отмены Федеральным Собранием РФ по заключению Конституционного Суда РФ законов субъектов РФ, нарушающих Конституцию РФ и законы РФ; правом отмены представительными и законодательными органами субъектов Российской Федерации по заключению конституционных (уставных) судов субъектов Федерации решений местных представительных органов, нарушающих Конституцию РФ и законы РФ, конституции (уставы) и законы субъектов РФ.

Единство государственной власти в системе исполнительных органов государственной власти обеспечивается: подчинением органов исполнительной власти субъектов РФ решениям федеральных органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией и законами РФ; подчинением местных органов исполнительной власти решениям органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах, установленных конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ несут конституционную ответственность за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ. Формы ответственности органов государственной власти субъектов РФ за действия, нарушающие единство системы государственной власти в РФ устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Вообще характерная черта всякой федерации — разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов.

Конституция РФ указывает на три способа разграничения предметов ведения и полномочий — собственно конституционный, договорный и законодательный. Конституция РФ определяет предметы ведения РФ, предметы совместного ведения, а также полноту государственной власти субъектов РФ.

Статья 71 Конституции РФ устанавливает предметы исключительного ведения РФ. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов РФ или в сферу их совместного с РФ ведения только через внесение изменений в Конституцию РФ.

Следовательно, по предметам ведения РФ к полномочиям федеральных органов государственной власти должна относиться вся полнота, прежде всего, регулятивных и контрольных полномочий.

Исключительность предметов ведения РФ выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Поэтому органы государственной власти субъектов РФ могут осуществлять по предметам ведения РФ лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией.

Статьей 72 Конституции РФ также определены предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Вне пределов ведения РФ, совместного ведения РФ и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Конституционно федеративное устройство РФ основано на равноправии и самоопределении народов в РФ.

Федеративное устройство РФ исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе, если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через избранных представителей.

Как известно, многие народы, проживающие на территории РФ, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и, при поддержке государственных органов РФ.

Закрепленный частью 3 статьи 5 Конституции РФ принцип равноправия народов в РФ означает также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Тем самым действующая Конституция положила конец претензиям руководителей отдельных субъектов Федерации на особое положение этих субъектов в Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Серьезное внимание должно обращаться на обеспечение свободного развития языков в местностях компактного проживания национальных меньшинств. Здесь наряду с русским языком и государственными языками республик в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности. Так, в ст. 4 Закона «О языках народов Республики Хакасия» определяется, что республика создает условия для сохранения и развития языков малочисленных народов, не имеющих своих национально-государственных и национально-территориальных образований.

Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.

Самоопределение в составе Российской Федерации помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенному государству.

Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются ФЗ «О национально-культурной автономии».

Данный федеральный закон определяет правовые основы национально-культурной автономии в РФ, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан РФ в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития.

Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ устанавливает правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов РФ, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

РФ, регулируя правовой статус коренных малочисленных народов, обязалась исходить из принципов и норм, содержащихся в международном праве, и заключенных ею международных договоров.

В основе международно-правовых актов, регулирующих права народов, лежат распространяющиеся и на коренные малочисленные народы принципы равноправия и самоопределения народов, право каждого человека обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Наряду с федеральным законодательством в РФ действует также законодательство субъектов Федерации, регламентирующее статус национальных административно-территориальных единиц и статус родовых общин и родовых угодий малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Проведения с личным составом общественно-государственной подготовки

ТЕМА: «Государственное устройство и система государственной власти в Российской Федерации».

Дата проведения: _______

Время: 2 час.

ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Важное место в государственном механизме занимает институт президентства.

Конституцией РФ и основан на трех фундаментальных положениях:

— Президент является главой государства (ст.80 Конституции РФ);

— Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

— Президент фактически возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Он не входит в систему какой-либо ветви государственной власти. Такое положение Президента вызвано необходимостью обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех государственных институтов. Для этого Президент наделен специальными полномочиями по отношению к каждой из ветвей власти.

Как глава государства Президент определяет направления внутренней и внешней политики России. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Он формирует и возглавляет Совет безопасности страны, утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Свои властные полномочия Президент РФ реализует в виде указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Порядок выбора Президента определен Конституцией РФ и Федеральным Законом «О выборах Президента РФ”, в которых указано, что он избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительным и законодательным органом в Российской Федерации в соответствии с Конституцией является-

Представительный статус парламента определен порядком его формирования, при котором Федеральное Собрание представляет интересы всего населения Российской Федерации в целом и каждого субъекта Российской Федерации в отдельности и обладает правом принимать от их имени решения.

Порядок формирования Совета Федерации и проведения выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральными законами. Необходимость разделения Федерального Собрания на две палаты вызвана разграничением функций каждого, а также определенным порядком рассмотрения и принятия законов.

ния и выступает как орган представительства субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента РФ, отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ; назначение на должность Генерального прокурора РФ, освобождение его от должности и др.

го населения Российской Федерации. Она состоит из 45- депутатов: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ —один депутат) на основе единой нормы представительства и 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, блоками. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.

К ее ведению относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности и др.

ся и функционирует на основе принципов федерализма, обусловленного государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

— федеральные органы исполнительной власти;

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик в составе РФ, краев, областей, городов республиканского значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных округов.

Компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе Конституции РФ, которая закрепляет разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов.

Все исполнительные органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В частности, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектом. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В настоящее время

— Правительство РФ;

—федеральные министерства;

— государственные комитеты РФ;

— комитеты РФ;

— федеральные службы и др.

Правительство РФ —орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Основы его правового положения, состав, порядок формирования определяются Конституцией РФ и федеральными законами.

В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Другие члены Правительства также назначаются Президентом. Основными конституционными полномочиями Правительства являются:

— разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, а также представление отчета о его исполнении;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— решение вопросов управления федеральной собственностью;

— принятие мер по укреплению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

— реализация мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Правительство обеспечивает также исполнение издаваемых им актов.

редством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается Конституцией России и Федеральным конституционным законом. Она представлена Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами РФ, иными Федеральными судами. За органами судебной власти признается самостоятельность и право функционировать независимо от других ветвей власти. Основное содержание их деятельности определено целью осуществления правосудия в стране —защитой конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций.

С судами при осуществлении правосудия тесно взаимодействует

ной власти. Основная ее задача —осуществление государственного надзора за исполнением законов на территории России.

В развитом демократическом государстве среди его институтов выделяется местное (муниципальное) самоуправление. В соответствии со ст.130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Правовое определение местного самоуправления дано в ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Система местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением. Территориальной единицей, на которой осуществляется местное самоуправление, его «зоной ответственности”является муниципальное образование —городское, сельское поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, имеющих муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы управления.

Граждане России реализуют свое право на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы.

Ведущая роль в любом территориальном образовании принадлежит

ве всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Наименование представительного органа, численный состав определяются уставом муниципального образования с учетом национальных, исторических традиций.

В отдельных поселениях полномочия представительного органа может осуществляться рание считается правомочным, если в нем участвовало более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Глава муниципального образования выбирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо может избираться представительным органом местного самоуправления из своего состава.

Непосредственным способом выражения прав граждан на самоуправление являетсярого принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом.

В границах муниципального образования (города, поселения) на части его территории, в микрорайонах, кварталах, улицах, дворах проживающие там граждане могут создавать

ветственность, осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

Органы местного самоуправления вправе контролировать и управлять значительной частью общественных дел. В этом вопросе важно разграничить собственную компетенцию органа местного самоуправления и компетенцию государства в этой области (см.таблицу).

Государственная власть Местное самоуправление
создает правовые рамки для осуществляет в рамках закона
деятельности всех субъектов распределение социальных благ,
местного самоуправления (насе- гарантированных государством
ление и представляющие его ор- (обеспечивает их доступность,
ганы), принимая законы и иные адресность и т.д.);
правовые акты;
определяет и гарантирует заботится о поддержании сис-
общегосударственные социальные тем, обеспечивающих жизнедея-
стандарты, т.е. минимум благ, тельность населенных пунктов
которые вправе получать и тре- (водоснабжения, пожарной безо-
бовать, граждане государства; пасности, общественного поряд-
ка и др.);
обеспечивает государственный обеспечивает условия для соз-
контроль за соблюдением общего- дания социальных благ в видовом,
сударственных социальных стан- количественном отношении превос-
дартов, за реализацией закреп- ходящих общегосударственные со-
ленных в законодательстве прав циальные стандарты.
физических и юридических лиц, а
также защиту этих прав.

Некоторые функции государства и области местного самоуправления могут быть делегированы органам местного самоуправления (например, земельные права местных органов).

уставов муниципальных образований; владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования; содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образованияЁ учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка; организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов местного значения, месторождение полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения; организация, содержание и развитие муниципальных энерго‑, тепло‑, газо- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; организация транспортного обслуживания населения, обеспечение услугами связи, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; создание условий для деятельности учреждений культуры, развития физической культуры и спорта; охрана окружающей среды; обеспечение противопожарной безопасности.

Муниципальные образования вправе принимать к рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти.

Ответственность органов местного самоуправления, т.е. то, за что они должны отвечать, вытекает из компетенции этих органов. Однако остается вопрос: перед кем эта ответственность?

Формула «под свою ответственность”частично дает на него ответ. Это означает, что равнодушное отношение населения к тому, кого оно избирает в органы местного самоуправления, нежелание или неумение участвовать в организационных формах контроля за местными властями, отсутствие активного сотрудничества, солидарности жителей и т.п. могут привести и неизбежно приведут к низкому уровню благосостояния основной массы населения в городе, поселке, селе. Следовательно, население в данном случае само несет ответственность, и на каждом жителе лежит ее доля. А неблаговидные последствия пассивности, иждивенчества граждан как раз и выступают в виде низкого уровня социальных благ (минимальных по сравнению с тем, что обязуется гарантировать государство), нездоровой и некомфортной среды обитания, высокого криминального уровня и др.

Но, принимая на себя ответственность за состояние местных дел, население муниципального образования должно иметь и возможность контролировать органы местного самоуправления. Конкретно порядок и условия ответственности органов местного самоуправления в случае утраты доверия населения должен быть определен в уставе муниципального образования. Кроме того, в случае нарушения органом местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, субъектов Российской Федерации, а также в случае ненадлежащего осуществления государственных полномочий, делегированных государством органу местного самоуправления, наступает ответственность этого органа не только перед избравшим его населением,

Понятие формы государственнотерриториального устройства. Форма государственного устройства России

Территориальное устройство государства представляет собой систему взаимоотношений между государством в целом и его отдельными составными частями.

Существуют две формы государственно-территориального устройства — унитарная и федеративная. Основные различия между ними заключаются в их территориальном составе, а также в способах разграничения компетенции между центром и территориальными частями. Так, унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц (районов, городов, поселений и др.), компетенция которых устанавливается текущими актами центральной власти. Характерными признаками унитарных государств являются наличие единой конституции, одноуровневой системы законодательства, единого гражданства, одного органа законодательной и высшей исполнительной власти, единой системы высших судебных органов, одноканальной налоговой системы. Например, унитарными государствами в настоящее время являются Франция, Япония, Италия, Испания, Болгария, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Таджикистан и др. Как правило, административно-территориальные единицы унитарных государств не обладают самостоятельностью. Однако из данного правила есть исключения. В унитарных государствах могут существовать автономные образования, в отличие от иных административно-территориальных единиц обладающие политической самостоятельностью. Так, автономными частями в составе дореволюционной России XIX — начала XX в. были Финляндия (до начала XX в.), Польша (до 60-х гг. XIX в.), что выражалось в наличии у них собственных национальных органов власти, в том числе судебных, и своего законодательства.

Федеративные государства являются сложными, так как состоят из политически самостоятельных государствоподобных образований — субъектов федерации. Сущность федерации заключается в том, что в ней разграничена власть между центром и составляющими территориальными частями государства. При этом разграничение компетенции между центральной властью и субъектами федерации осуществляется на уровне конституции либо путем заключения федеративных договоров. Для федеративных государств характерны следующие признаки:

  • • территориальная целостность, территориальное единство;
  • • федерация состоит из относительно самостоятельных образований — субъектов федерации. При этом субъекты федерации не обладают суверенитетом, не имеют права одностороннего выхода из состава федерации;
  • • существует разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами;
  • • двухуровневая система органов государственной власти (наличие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации). При этом имеется представительство субъектов федерации в федеральных органах государственной власти. Как правило, это выражается в наличие двухпалатного парламента, одна из палат которого состоит из представителей субъектов федерации;
  • • двухуровневая система законодательства (имеется федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации).

При этом субъекты федерации обладают правом на принятие собственных учредительных актов — уставов, конституций;

  • • двухуровневая судебная система (наличие федеральных судов и судов субъектов федерации);
  • • двуканальная система налогообложения и наличие бюджетов федерального и субъектов федерации.

Из перечисленных признаков видно, что субъекты федерации обладают многими признаками государств — своей территорией, своим законодательством, своими органами государственной власти, своим бюджетом и налоговой системой. Однако у них нет главного признака государства — государственного суверенитета и права одностороннего выхода из состава федерации.

И Россия по своему территориальному устройству является федеративным государством. Согласно ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Всего в составе Российской Федерации в настоящее время 85 субъектов: 22 республики, девять краев; 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа.

Для Российской Федерации характерны общие для всех федеративных государств признаки.

Россия по своему составу является национально-территориальной федерацией. В нее входят два вида субъектов:

  • • субъекты, основанные по национальному признаку (республики, автономная область и автономные округа);
  • • субъекты, основанные по территориальному признаку (края, области, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федерализм является одной из основ конституционного строя России. В ст. 5 Конституции РФ закреплены принципы федерализма, т.е. исходные начала, лежащие в основе территориального устройства нашего государства. Это следующие принципы.

1. Принцип государственной целостности. Несмотря на то что территориально федеративное государство состоит из относительно самостоятельных единиц (субъектов), это единое государство. Субъекты Федерации не имеют права в одностороннем порядке выйти из состава Российской Федерации. Государственная целостность Российской

Федерации обеспечивается единством территории и экономического пространства. Границы между субъектами Федерации не являются государственными. Между ними нельзя установить таможенные посты, взимать таможенные пошлины, требовать особых документов при пересечении границ субъектов Федерации. На территории Российской Федерации свободно перемещаются товары, услуги и финансовые средства. Принцип государственной целостности проявляется также в наличии единого гражданства, в верховенстве Конституции РФ и единстве правового пространства, в наличии единой денежной единицы.

  • 2. Принцип единства системы государственной власти. Все органы государственной власти как федеральные, так и субъектов Федерации взаимосвязаны между собой и являются звеньями единой системы. Прежде всего это проявляется в том, что все органы государственной власти построены на единых принципах и в соответствии с основами конституционного строя. Взаимосвязь имеет место и в порядке формирования органов власти, возможности их влияния друг на друга, в наличии системы сдержек и противовесов между органами власти Федерации и субъектов Федерации.
  • 3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий составляет сущность федеративного государства. В Российской Федерации предметы ведения разграничены в Конституции РФ (ст. 71, 72, 73) на три группы: предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, предметы ведения субъектов Федерации. Что же касается полномочий (т.е. прав и обязанностей) по данным предметам ведения, то они разграничиваются в текущем законодательстве. Также в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст.11) возможно договорное разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
  • 4. Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации. Равноправие народов Российской Федерации следует понимать в формальном смысле, именно как равенство прав, свобод и обязанностей. Фактически народы, населяющие Российскую Федерацию, различаются по численности, уровню экономического и культурного развития. Далеко не все народы представлены собственным субъектом Федерации и не всегда проживают компактно. Вместе с тем все народы в равной мере обладают правом на пользование родным языком, выбор языка общения, воспитания и творчества, равным правом на развитие и сохранение национальной культуры. Народы, населяющие Российскую Федерацию, на равных основаниях могут избирать и быть избранными в органы власти, в других формах участвовать в осуществлении государственной власти. Кроме того, Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод независимо от расы, национальности, языка. Запрещается дискриминация по национальному признаку.

Право на самоопределение в традиционном понимании охватывает целый ряд институтов: от защиты национальных, языковых меньшинств до политического самоопределения этноса, независимой государственности. Однако право на самоопределение народов России может быть реализовано только в рамках Российской Федерации, так как иная его реализация привела бы к нарушению целостности и единства государства. Самоопределение возможно в сфере культуры, развития языка, поддержания национальных обычаев и традиций. Одной из форм такого самоопределения является создание национальнокультурных автономий — общественных организаций, целью которых является защита национальных интересов.

5. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Данный принцип проявляется в том, что все субъекты Российской Федерации на равных началах представлены в федеральных органах государственной власти и иных государственных органах. Например, в Совете Федерации, в Государственном Совете. Субъекты Федерации имеют равные права на участие в федеральном законодательном процессе (право законодательной инициативы, участие в принятии законов, в обсуждении законопроектов), на обращения в Конституционный Суд РФ. На федеральном уровне установлены общие, одинаковые для всех основы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Установлены равные для всех субъектов Федерации принципы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Согласно Конституции 1993 г., Россия — федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.

Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:

— территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;

— наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;

— в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;

— субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;

— существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.

Как федерация, Россия строится на следующих принципах:

1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:

— отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;

— единым и равным гражданством

— обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями

— верховенством Конституции РФ на территории России

— распространением суверенитета РФ на всю ее территорию

— единым на всей территории государственным языком;

— единой государственной символикой;

— наличием единой денежной единицы — рубля.

2. Равноправие субъектов. Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России — Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.

Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.

3. Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.

4. Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ предусматривающих предметы:

1) исключительного ведения РФ (ст.71);

2) совместного ведения (ст.72);

3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).

Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).

49)Политический режим современного Российского государства.

Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Каждые 6 лет в России проходят выборы главы государства — Президента России; выборы депутатов Государственной Думы — нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом — всеобщим голосованием — в 1993 г. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.

Важнейший признак демократии как государственного режима — учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России — признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

В течение многих веков на территории России царила унитарная форма государства. Это были удельные княжества, централизованное русское государство и Российская империя. С иными государствами их связывали разве что объединения военного характера; не существовало заинтересованности в других формах взаимодействия, создания отношений федеративного характера с иными государствами.

Зарождение федеративного устройства в РФ

Изменения в государственном устройстве России начали происходить в ХХ веке, когда представители большевизма предприняли попытки по претворению в жизнь идей федеративного устройства. Буржуазно-демократическая революция привела к расколу бывшей царской империи на несколько отдельных государств, и федеративное устройство виделось единственно возможным способом объединиться.

В то время актуальным для всех народностей, ранее существовавших на территории единой империи, был вопрос возрождения своей особой национальной государственности, что, с одной стороны, являлось необходимостью для сохранения этноса, с другой стороны, могло способствовать дальнейшему расколу и разъединению. Так размышления о возможности, а далее и необходимости создания федерации, переросли в полноценные дискуссии, итогом которых стала разработка новой структуры государственного устройства. Предполагалось создание, так сказать, двухъярусной федерации: нижним «ярусом» располагалась российская федерация совокупно с автономными республиками, областями и округами; вторым «ярусом» – союзное государство, включающее саму федерацию и иные союзные республики. Тем не менее, несмотря на активность в данном вопросе, сохранение партийной диктатуры в центре и на местах удерживало разработанный проект в рамках чисто внешней, «декоративной», не ставшей глубинной реализации: фактическим государственным устройством оставалось унитарное.

В 1993 году Конституция Российской Федерации повторно закрепила федеративное устройство государства (ст. 1 и 5).

Определение 1

Федеративное устройство России представляет собой единое государство, состоящее из равноправных субъектов, коими являются автономные государственные образования, наделенные властными полномочиями по разрешению вопросов, не являющихся исключительной компетенцией федеральной власти.

Статус субъектов России

На данный момент в составе Российской Федерации насчитывается 85 субъектов, равных в правах и возможностях во взаимодействии с федеральными органами власти.

Каждый субъект РФ имеет право реализовывать следующие виды общих правомочий:

  • иметь свои ветви власти (исполнительную, законодательную, судебную);
  • формировать собственное законодательство, не вступающее в конфликт с федеральными правовыми нормами;
  • принимать собственную конституцию или устав;
  • иметь представительство в верхней палате российского парламента – Совете Федерации (в числе двух представителей от каждого субъекта).

Замечание 1

Особенностью правового статуса субъектов РФ является отсутствие в Конституции РФ положения, дающего субъектам России право самостоятельно выходить из состава Российской Федерации (право на сецессию).

Особенности федеративного устройства РФ

На практике вопрос территориального разделения власти в стране и государственного строительства является актуальной и острой проблемой. Требуется найти конструктивный баланс между действиями федеральной власти, направленными на поддержание целостности, единства страны, и стремлением регионов к усилению своей автономности, самостоятельности.

Нарушение требуемого баланса чревато значимыми негативными последствиями. Если федеральная власть злоупотребляет своими полномочиями, осуществляет неправомерные действия по рассматриваемому вопросу, это закономерно приведет к централизации власти и возврату к унитаризму. Напротив, излишняя самостоятельность регионов чревата сепаратизмом, слабостью и неустойчивостью государственности.

Замечание 2

Данные угрозы, собственно, и порождают ключевую задачу в этой сфере: определить такую структуру устройства государства, которая позволит и сохранить целостность страны, и в безопасных условиях реализовать естественное желание регионов иметь определенную самостоятельность. Основы решения этой задачи были заложены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации и Федеративного договора.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Форма государственного устройства РФ, само государство обладает в некотором роде уникальностью, фундаментом которой является договорно-конституционное право. Инструментами регулирования федеративных отношений в данном случае служат двусторонние договорные взаимоотношения между органами государственной власти и субъектами РФ (к примеру, с республикой Башкортостан); объектом таких договоров является определение границ полномочий и областей приложения федеральной или региональной власти.

Изначально устройство РФ основывалось на двух, в определенной степени конфликтующих принципах:

  • национально-территориальном (республика, автономный округ и т.д.);
  • административно-территориальном (край, область и т.д.).

Несомненно, данное противоречие порождает специфику федеративного взаимодействия, служит источником многих проблем. В частности, вновь приходится говорить о необходимости организации разумного баланса: чтобы ни республики не растеряли этнические особенности и не стали просто административно-территориальными единицами, ни отдельные области или города не оказались возведенными в ранг государства.

Мировая статистика ставит Российскую Федерацию на лидирующую позицию относительно количества субъектов в составе государства, что чревато снижением их качества ввиду сложностей управления. С этим связана тенденция последних лет по объединению несколько малых субъектов в один, тем самым сокращая их общее количество.

Основополагающие принципы, на которых построена Конституция РФ, в том числе, служат инструментом сдерживания и уравновешивания возникающей децентрализации власти и усиливающейся независимости регионов. Эти принципы являются гарантией:

  • нерушимости целостности государственных территорий;
  • равных прав субъектов РФ во взаимодействии между собой и с органами федеральной власти;
  • применения единых основ государственного строя;
  • свободы перемещения людей;
  • свободы распространения информации;
  • свободы товарооборота и финансового оборота на всей территории России;
  • недопустимости одностороннего изменения статуса субъектов России.

Разграничение полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов России отражено в Конституции РФ, где все сферы управления и полномочия разделены на три группы:

  • подлежащие управлению федеральной властью;
  • подлежащие совместному управлению федеральной и региональными властями;
  • подлежащие управлению региональными властями.

Замечание 3

Существует довольно популярное мнение, что на практике задуманная форма государственного устройства России до сих пор не реализована, поскольку фактически регионы владеют властными полномочиями управлять только теми вопросами, которые не имеют решающего значения в основных областях жизни страны, как то: экономика, внешняя и внутренняя политика и пр. Детальное исследование Конституции РФ, в частности, статей 71-73, является подтверждением данной точки зрения.

Государственные меры по укреплению федеративных отношений

Несомненно, в такой сложном устройстве, каким является Российская Федерация, необходимо стремиться к достижению определенной гармонии во внутренней политике. В частности, речь идет о политике межнационального согласия: политическая гибкость в данном вопросе требует разработки современной системы взглядов государства на вопросы предотвращения и урегулированию конфликтов межнационального толка, базисом которой станет приоритет применения мирных средств разрешения возможных противоречий.

Также на данный момент продолжают приниматься государственные меры по усилению «вертикали власти», цель которых – укрепить государственное единство, ликвидировать проявления регионального сепаратизма, защитить целостность территории страны, обеспечить защищенность граждан. Для решения описанных задач в настоящее время реализованы/реализуются следующие мероприятия:

  • законодательство регионов приведено в соответствие с федеральными правовыми нормами. Согласно статистике, около 25% правовых актов Субъектов России вступало в конфликт с федеральным законодательством (2000 г.). На данный момент почти все противоречия нивелированы, регулярно проводится соответствующий мониторинг;
  • ранее практиковалось заключение внутригосударственных договоров с отдельными регионами, что приводило к некоторой асимметрии внутри государства. На данный момент заключение таких договоров не практикуется, а уже существующие – пересматриваются;
  • при Президенте Российской Федерации сформирован совещательный орган – Государственный совет, состоящий из лиц, руководящих регионами;
  • созданы федеральные округа, где организована работа полномочных представителей Президента России.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий