Особенности государственной службы в органах внутренних дел

Особенности службы в органах внутренних дел и полиции

Рассмотрим особенности службы в органах внутренних дел и полиции.

Служба в органах внутренних дел и полиции — особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в специальном Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Можно выделить четыре основные характерные особенности службы в органах внутренних дел и полиции как разновидности государственной службы:

— особенности в поступлении на службу и увольнении со службы,

— особенности в прохождении службы,

— наличие социально-экономических и правовых льгот и гарантий,

— предоставление сотрудникам полиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществления их служебной деятельности.

Особенности поступления на службу и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке российские граждане не моложе 18 и не старше 40 лет, а на службу в полицию — не старше 35 лет, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

На должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего, а на должности среднего и старшего начальствующего состава — имеющие соответствующее среднее специальное или высшее образование. При этом российский гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заключаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания по всем должностям рядового и начальствующего состава, а главная особенность — в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами МВД РФ осуществляет профессиональную подготовку своих сотрудников, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел РФ.

Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел также являются особенностью службы в органах внутренних дел по сравнению с гражданскими государственными служащими.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона.

За образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются различные виды поощрений, в том числе и такие специфические, как награждение нагрудным знаком, именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, которые не применяются в системе государственной гражданской службы.

Для добросовестного и активного отношения сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих обязанностей в долгосрочном плане Положение о службе в органах внутренних дел предусматривает применение различных мер стимулирования:

— дополнительные отпуска;

— государственное личное и дополнительное социальное страхование;

— льготы, гарантии и компенсации;

— денежные компенсации расходов по оплате жилой (общей) площади, коммунальных услуг, абонентской платы за пользование телефоном.

Прохождение службы в ОВД: определение и особенности

Определение 1

Службой в органах внутренних дел называется профессиональная деятельность (федеральная государственная служб) граждан РФ на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации или на должностях, которые не относятся к органам внутренних дел.

Служба в ОВД характеризуется определенной спецификой и отличается от гражданской и военной государственных служб. Такая особенность обусловлена спецификой задач и функций, возложенных на МВД.

Прохождение службы в полиции состоит из различных этапов, приводящих в некоторых случаях к изменениям служебно-правовых статусов сотрудников и должностных лиц. Существующие нюансы служебных отношений из сферы внутренних дел регламентированы разнообразными законами и нормативными актами, среди которых Федеральные Законы: «О полиции», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др., а также президентскими указами, правительственными постановлениями и приказами по МВД.

Порядок приема на службу в органы внутренних дел

Право на поступления на службу о ОВД имеют граждане, достигшие возраста 18-ти лет, без ограничений по полу, расе, национальности и происхождению, имущественному и должностному положению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественному объединению, владеющие на необходимом уровне государственным языком РФ. К претендентами, поступающим на службу в ОВД, предъявляется ряд установленных законом квалификационных требований, которым они должны соответствовать. К тому же претендент должен соответствовать необходимому набору личных и деловых качеств и обладать соответствующей физической подготовкой для должного выполнения служебных обязанностей.

Замечание 1

Зачисление на очную форму обучения в высшее учебное заведение структуры МВД РФ также считается фактом поступления на службу в органы внутренних дел. Правом на поступление в учебные заведения МВД РФ на очную форму обучения обладают также граждане, не доситгшие 18-летнего возраста.

Стоит также отметить, что существуют ограничения предельного возраста при поступлении на должность в полиции. Так, для поступления на руководящие посты в органах внутренних дел предельным является возраст 35 лет, а при поступлении на очную форму обучения в вузы МВД РФ – это возраст 25-ти лет.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Ограничения по принятию на службу в органы внутренних дел

Граждане РФ не могут быть приняты на службу в ОВД, если:

  • гражданин России имеет вид на жительство, или же другой документ, подтверждающий его право постоянно проживать на территории иностранных государств;
  • лицо выступает субъектом уголовного процесса в качестве подозреваемого или обвиняемого;
  • лицо неоднократно на протяжении года, который предшествовал дню поступления на службу, привлекалось к административной ответственности по обвинению в умышленном административном правонарушении;
  • лицо не дает согласия на соблюдение ограничений, запретов, выполнение обязанностей и несение ответственности, установленной для служащих в органах внутренних дел.

Граждане РФ не могут быть приняты на службу или находиться на службе в ОВД в случаях, если они:

  • признаны по решению суда, которое вступило в силу, недееспособными или лицами с ограниченной дееспособностью;
  • являются осужденными за преступление по решению суда, которое вступило в законную силу, а также при наличии судимости;

Замечание 2

Данный случай распространяется также на снятые и погашенные судимости.

  • освобождены от уголовного преследования на основании истечения срока давности, или примирения сторон, а также акта об амнистии и пр.;
  • отказываются проходить процедуру допуска к использованию сведений, которые представляют собой государственную или другую, законодательно охраняемую, тайну, в случаях, когда процесс выполнения служебных обязанностей непосредственно связан с использованием сведений такого рода;
  • не соответствуют предъявляемым к сотрудникам ОВД требованиям, касающимся состояния здоровья;
  • состоят в близком родстве с полицейским, если выполнение служебных обязанностей при замещении должности будут носить подчиненный или подконтрольный характер со стороны одного из них;
  • потеряли статус гражданина России;
  • приобретают или уже имеют гражданство и/или подданство иностранных государств;
  • уличены в факте представления подложных или заведомо ложных сведений в процессе поступления на должность в ОВД.

При поступлении на службу обязательным также является прохождение гражданами, в установленном МВД РФ порядке, психофизиологического обследования и тестирования, целью которых является фиксация наличия или отсутствия фактов употребления психотропных и наркотических веществ, а также злоупотребления алкогольными напитками и употребления токсических веществ. При поступлении граждан на службу в МВД на них оформляют личное поручительство в виде письменного заявления от имени сотрудника полиции со стажем не менее 3-х лет, в котором последний ручается за соблюдение новым сотрудником всех законодательно установленных запретов и ограничений.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Служба в органах внутренних дел — разновидность государственной службы, которая протекает в специализированном органе исполнительной власти и осуществляется специально уполномоченными субъектами с целью реализации функций государства в практической юридической деятельности. Она имеет все черты и принципы государственной службы как разновидности профессиональной службы.

Сотрудник органов внутренних дел отвечает за свою деятельность перед личностью и обществом, что означает обеспечение простора для самоорганизации и становления институтов гражданского общества. Он выступает в отношениях с населением как профессиональный управленческий работник, непосредственный представитель государственной власти, носитель государственно-властных полномочий. Организованная и функционирующая на демократических правовых основах государственная служба является важнейшей государственно-правовой гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Каждая из структур системы ОВД и их сотрудники имеют определенное служебное назначение.

Специфика целей и задач службы, правового статуса сотрудника подразделений органов внутренних дел, характер служебно-трудовой функции, правовое регулирование труда государственных служащих органов внутренних дел, их полномочия и ответственность определены в законодательстве.

Сотрудник органов внутренних дел в каждом государственном органе должен работать на одинаково высоком профессиональном уровне, применять единообразные способы и методы решения правоохранительных задач, иметь равные социально-экономические и трудовые права (при разных должностных полномочиях и зарплате), поступать на службу, проходить и прекращать её на основании единых организационно-правовых норм и правил.

Правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция Украины, законы и иные нормативно-правовые акты, в том числе нормативные акты Министерства внутренних дел Украины, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, уставы органов внутренних дел.

Конституционно-правовые основы государственной службы сотрудника ОВД — те же, что и любого государственного служащего. Повышение уровня правовых основ государственной службы до конституционного закрепления свидетельствует о росте её роли и значения для формирования гражданского общества и построения демократического социального правового государства. Государственная служба сотрудника органов внутренних дел изначально призвана быть социальной и правовой, ориентированной на принципы гуманизма и ответственности.

В Конституции Украины 1996 г. не назван сотрудник внутренних дел как носитель государственной службы. Это не означает, что система ОВД лишена конституционности. Её конституционность оценивается, прежде всего, двумя критериями: соответствием органа ОВД тем положениям, которые закреплены в Конституции Украины; законностью процедуры учреждения органа ОВД. Более десяти статей Конституции Украины, посвященные непосредственно вопросам организации и функционирования государственной службы, имеют в виду всех её носителей, в том числе и сотрудников органов внутренних дел. Следовательно, служба в ОВД основывается на правах, обязанностях и ответственности одинаково общих для всей системы государственной службы.

Вместе с тем службе в ОВД свойствен ряд специфических признаков. Здесь служба — не гражданская, а военизированная, что накладывает отпечаток на профессиональный труд сотрудника ОВД. Военизированный характер службы в значительной степени определяет его специальный статус.

Специфические признаки службы сотрудника органов внутренних дел:

1) выполняет особенные, охранительные задачи;

2) применяет государственное принуждение;

3) выполняет служебную работу с оружием в руках;

4) при поступлении на службу должен отвечать целому ряду специальных требований;

5) строго соблюдает иерархию по службе.

Так, ст.20 Закона Украины «О милиции» четко устанавливает: «Работник милиции при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом, действует в его пределах и подчиняется своим непосредственным и прямым начальникам. Никто не вправе обязать работника милиции исполнять обязанности, не предусмотренные действующим законодательством»;

6) имеет специальный правовой статус с широким перечнем ограничении и компенсаций.

Содержанием государственной службы в органах внутренних дел является выполнение сотрудниками от имени и по поручению государства конкретных служебных обязанностей по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, работе с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, оказанию помощи гражданам в осуществлении их прав и др.

Сотрудник ОВД проводит профилактическую работу в обществе, «лечит» его, искореняет пороки, помогает человеку в решении жизненных вопросов, оказывает ему правовые услуги. Сегодня необходимо сделать всё, чтобы ОВД из органов преимущественного принуждения превратились в органы социального обслуживания (органы сервиса).

В современных цивилизованных странах признано, что жизнеспособность и легитимность политической системы государства во многом зависит от того, насколько государственные институты и высшие должностные лица отвечают господствующим в обществе ценностям и идеалам, а их поведение — соответствует нормам общественной морали.

Особое внимание уделяется деонтологии юридических профессий, в том числе полиции. Например, Декретом № 86592 введен «Кодекс деонтологии национальной полиции Франции». В Англии действует «Положение об этических принципах полицейской службы Великобритании», в ФРГ — «Этика полицейского ФРГ», в США — «Морально-этический кодекс полицейского США». В России также утвержден «Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации», в Украине — «Кодекс чести работника органов внутренних дел». Присягая на верность профессиональному долгу, сотрудник ОВД должен пронести эту верность на протяжении всех этапов его служебной деятельности.

Развитое чувство долга, внутренняя ему приверженность повышает уровень профессиональной ответственности за порученное дело.

Основные принципы службы в органах внутренних дел:

• приоритет прав и свобод человека и гражданина;

• связанность деятельности органов ОВД и их сотрудников законом;

• гласность;

• подконтрольность и подотчетность соответствующим органам государственной власти;

• профессиональная компетентность;

• служебная дисциплина;

• иерархичность — строгое подчинение по вертикали;

• социальная справедливость — вознаграждение за труд в соответствии со способностями, квалификацией и качеством исполнения.

Все сотрудники системы ОВД выполняют обязанности согласно штатной должности. Это — должности рядового и начальствующего состава. Кроме того, имеются должности служащих и рабочих. Личный состав органов внутренних дел образуют сотрудники, занимающие штатные должности.

Лица начальствующего состава как представители государственной власти обладают административно-властными полномочиями, и их законные требования обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями.

Сотрудники органов внутренних дел исполняют обязанности и используют права в рамках своей компетенции в порядке, установленном законами и иными правовыми актами (текущее законодательство, Присяга, Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, контракт), применяя, в случае необходимости, меры государственного принуждения.

В случае совершения противоправных действий либо бездействия при выполнении служебных обязанностей сотрудник внутренних дел несёт дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством, возмещает причиненный вред в порядке, им предусмотренном.

Требования к порядку прохождения службы сотрудником в органах внутренних дел:

1. Овладение деонтологическими требованиями — основами культуры: правовой (профессиональное мастерство), психологической (навыки и приемы психологических знаний), политической (политическая осведомленность), этической (моральная стойкость) и эстетической (умение эстетически оформлять документы, правильно носить форму и др.);

2. Организация и осуществление службы на основе единоначалия, обеспечивающего четкость и слаженность действий всего штатного состава сотрудников;

3. Соблюдение служебной дисциплины — строгое исполнение приказа, порядка и правил при выполнении возложенных обязанностей и осуществлении прав (полномочий);

4. Присвоение начальствующему и рядовому составу специальных званий (рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующие составы) с чётко определенным объёмом полномочий, перечнем личных прав и льгот, специальным порядком прохождения службы, установленной формой одежды и знаками различия;

5. Заключение индивидуального договора (контракта) о службе между гражданином и Министерством внутренних дел в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел страны. В случае осуществления финансирования должности за счёт средств местных бюджетов, контракт заключается между гражданином и начальником органов внутренних дел, который уполномочен министром внутренних дел и местным органом исполнительной власти;

6. Долг (обязательства) гражданина в соответствии с контрактом выполнять обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок, Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел. Министерство внутренних дел Украины и местный орган исполнительной власти обязаны обеспечить ^сотрудника ОВД всеми видами довольствия, прав, льгот, создать условия для службы, которые предусмотрены действующим законодательством и контрактом;

7. Наступление юридических последствий, предусмотренных контрактом, в случае невыполнения условий его сторонами. Однако условия контракта не могут быть худшими, чем это записано в действующих законодательных актах;

8. Продвижение по службе лиц рядового и начальствующего состава, как правило, на конкурсной основе;

9. Установление возрастных пределов принятия на службу для граждан Украины — не моложе 18 лет и не старше 45 лет — для мужчин, 40 лет — для женщин;

10. Принятие на службу сотрудников из числа рядового и начальствующего состава в индивидуальном порядке;

11. Прохождение служебной аттестации лицами рядового и начальствующего состава, порядок которой определяется министром внутренних дел Украины;

12. Прохождение службы в соответствии с регламентирующим нормативным актом (в Украине это — Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Украины);

13. Соблюдение принципа внепартийности службы и неучастия в забастовках. Согласно ст. 18. Закона Украины «О милиции» от 20.12.1990 г. работникам милиции запрещено быть членами политических партий, движений и других общественных организаций, имеющих политическую цель, а также организовывать забастовки и принимать в них участие. Будучи политически нейтральными, сотрудники ОВД имеют право на объединения в профсоюзы, могут высказывать руководителям рекомендательные предложения по улучшению организации службы, по кадровым вопросам и др. Сотрудник ОВД может избираться народным депутатом по мажоритарной системе;

14. Запрещение лицам рядового и начальствующего состава заниматься предпринимательской деятельностью.

Служба личного состава органов внутренних дел имеет особенности, которые позволяют квалифицировать ее как особый вид государственной службы.

Добавить комментарий