Особенности конституции США

Конституция была принята конвентом, собравшимся в Филадельфии в мае 1987г. Цель принятия конституции состояла в том, чтобы юридически оформить образование нового независимого государства и установить такое устройство, к-рое сделало невозможным произвол властей в отношении человека.

Первоначально конституция состояла из преамбулы и 7 статей. Преамбула указывала цели принятия конституции (образование более совершенного союза, утверждение правосудия….), а также источник от которого она исходит.

  • Ст. 1 – регламентирует статус конгресса США – федерального парламента

  • Ст. 2 – определен статус президента

  • Ст. 3 – вопросы организации судебной власти федерации

  • Ст. 4 – регулируются вопросы федерализма

  • Ст.5 — устанавливает процедуру изменения конституции

  • 2 последние ст — переходные и заключительные положения

Основные особенности – конституция впервые закрепила конституционно-правовые институты, к-рые впоследствии получили в мире широкое распространение: учредила должность выборного президента как главы гос-ва, установила президентскую республику в качестве формы правления, регламентировала систему сдержек и противовесов как механизм реализации принципа разделения властей, закрепила федеративную форму территориального устройства.

Конституция США жесткая.

Она изменяется путем внесения поправок, процедура их внесения включает 2 этапа – ее принятие на федеральном уровне и ратификацию штатами.

На федеральном уровне поправка принимается конгрессом или конвентом. Конгресс – 2/3 членов каждой палаты; конвент созывается по требованию 2/3 штатов. Но принятия поправки на федеральном уровне недостаточно для этого необходимо ее одобрение ¾ субъектов федерации. В штатах осуществляется в двух формах – парламент штата и конвент.

Всего 4 способа изменения конституции – применяется 2 первых способа. (конгресс-парламент штат; конвент парламент штата; конгресс – конвенты; конвент – конвенты)

Поправки публикуются отдельным списком, каждая под своим номером, в хронологическом порядке.

Текст почти не регулировал права и свободы человека, последующие поправки восполняли этот пробел — избирательное право, изменение процедуры избрания президента и палат конгресса, расширение круга прав и свобод.

Источники конституционного права : на федеральном уровне — акты конгресса и президента, содержащие конституционно-правовые нормы, конституционные обычаи, судебные прецеденты. Это дает основание говорить о существовании «живой» конституции, содержание к-рой во многом определяется не абстрактным текстом а их судебном толковании толкованием и особенностями применения в конкретных условиях.

Источники – конституции штатов, их законодательство по вопросам конституционного права, существующие в них обычаи конституционно-правового х-ра и создаваемые их судами прецеденты.

32.Территориальное устройство сша, статус региональных органов публичной власти и местного самоуправления.

Конституция преобразовала США из конфедерации в федерацию; 50 штатов – субъекты федерации и федеральный округ Колумбия. Ассиметричный х-р, т.к. различный статус у субъектов.

США обладают всеми признаками федерации. С одной стороны, единое, целостное гос-во, имеющее единую территорию, гражданство, финансовую и денежную систему, федеральное законодательство и конституцию, с другой стороны, это сложное гос-во, основную часть его территории занимают штаты – государствоподобные образования, я-ся субъектами федерации, к-рые имеют весьма значительные полномочия, собственные конституции и законы, органы гос власти и судебные системы, гражданство, территории, налоги.

Конституции жестко разграничивает компетенцию федерации и штатов; полномочия федерации имеют исключительный х-р, штаты – остаточный.

Запреты для штатов: заключать договоры с иностранными гос-вами и с другими штатами, вести войну, вступать в союзы, выпускать кредитные билеты …

Несмотря на то что штаты обладают рядом признаков гос-ва они не я-ся гос-вами т.к. нет суверенитета. Не имеют право на сецессию (выход из федерации), законодательства и конституции должна соответствовать федеральным, нет собственных денег и вооруженных сил.

Гос. организация штатов строится по подобию федеральной – штаты имеют собственный парламент (двухпалатный кроме небраски — однопалатный), исполнительную и судебную власти.

Главы штатов – губернаторы, избираются прямыми выборами на2-4 г – также я-ся главой исполнительной власти + при них созданы кабинеты.

Политико-административное устройство штатов неодинаково. Большинство делится на графства и города. Графства на тауны и тауншипы, а города на районы. Тауны на общины. Организация публичной власти на местном уровне имеет х-р самоуправления.

Во всех политико-административных единицах штатов действуют только органы местного самоуправления. Это собрания жителей общин, мелких тауно; избираемые прямыми выборами советы, главы испол. власти, исполнительные комитеты, должностные лица(казначеи, шерифы). Компетенция определена конституциями и законами штатов.

Федеральный округ Колумбия! Это столичный округ, место расположения правительства США. Конституция предоставила конгрессу исключительные законодательные полномочия в отношении федерального округа, сам же он наделен лишь правами местного самоуправления: его жители избирают мэра города и городской совет.

В составе США существует еще одна разновидность территориальных образований с особым статусом – резервации, в к-рых проживает коренное население – индейцы. Резервации имеют органы самоуправления – племенные советы, наделенные ограниченными правами, в основном ими управляют федеральные органы гос власти.

США имеют 14 зависимых территорий, бывшие колонии, пуэрто-рико, гуам, виргинские острова.

33.СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ В ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ США.

Впервые как в истории США, так и в мировой истории, этот принцип был применен в конституции Соединенных Штатов, и потому данный обзор основывается в первую очередь на информации, заложенной в американскую конституцию.

Три основных политико-правовых принципа легли в фундамент конституционной системы США:

Принцип разделения властей, который, в сущности, и являлся «принципом сдержек и противовесов», поскольку, разделяя властные функции между различными властными структурами, не допускал узурпации полномочий каким-либо одним государственным институтом, и тем самым гарантировал создание истинно демократической правовой базы государства.

Согласно данному принципу, в конституцию закладывалась независимость трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — и разграничение их функций. На федеральном уровне три ветви власти в США представлены конгрессом, президентом и верховным судом.

США являются президентской республикой, и основные особенности их государственного устройства таковы:

-сочетание полномочий главы государства и главы правительства в одном высшем должностном лице — президенте;

-внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства (главы министерств назначаются президентом);

-отсутствие у президента права распускать высший законодательный орган, а у конгресса — принимать вотум недоверия правительству;

-запрещение членам правительства быть депутатами конгресса и наоборот.

Вот наглядные примеры того, что в основу взаимодействия всех ветвей власти заложена идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, которая не допускает усиления одной ветви власти за счет другой:

-конгресс может отклонить президентский законопроект, а президент при утверждении законопроекта может наложить вето;

-многие полномочия президента реализуются только при одобрении сената (международные договоры);

-верховный суд вправе признать недействительными как законы конгресса, так и акты исполнительной власти.

2. Федерализм — конституционный принцип, предполагающий жесткое разграничение полномочий федеральных властей и властей штатов, что, по сути, также в некоторой степени является проявлением «принципа сдержек и противовесов» на более «низком» уровне. Штат не является суверенным: у него нет внешнеполитических полномочий, ограничена власть штата в финансовой сфере, ни один штат не вправе изменить у себя форму правления, не имеет права добровольного выхода из федерации (сецессия). В полномочия штата входит принятие собственных законов и конституций; регулирование экономики и торговли внутри штата; формирование учреждений государственной власти; охрана общественного порядка; установление принципов судоустройства и судопроизводства; проведение выборов в органы власти штата и местные органы управления.

3. Судебный конституционный надзор заключается в том, что суды имеют право признать законы конгресса и акты исполнительной власти недействительными, противоречащими конституции. Решения высшего органа конституционного надзора — Верховного суда — являются окончательными.

Для более точного представления о механизме реализации принципа «сдержек и противовесов» следует дать представление об основ-ном тексте конституции США. Основной текст состоит из преамбулы и семи статей.

Преамбула излагает цели принятия конституции Соединенных Штатов:

-образовать более совершенный союз:

-гарантировать правосудие, свободу, благоденствие;

-обеспечить совместную оборону.

Статья 1 описывает полномочия, структуру, порядок формирования и работы конгресса США. Статья 2 посвящена президентской власти. Статья 3 касается федеральной судебной власти. Статья 4 регулирует взаимоотношения между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Статья 5 описывает порядок принятия поправок к конституции. Статья 6 провозглашает верховенство конституции, федеральных законов и международных договоров. Статья 7 установила условие вступления конституции в силу: ратификация ее конвентами 9 из 13 штатов. Сама конституция вступила в силу 4 марта 1789 года.

Конституция США (англ. United States Constitution) — основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью. Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах). Таким образом, выделяется пять целей Конституции:

Обеспечение лучшей кооперации между штатами

Гарантия справедливости и общественного порядка

Обеспечение защиты от внешних врагов

Обеспечение процветания населения

Защита свобод в настоящем и в будущем

Преамбула содержит исключительно важное положение о том, что Конституция принимается народом Соединённых Штатов в целом. В Конституции США отсутствует отдельная глава о правах и свободах граждан, которая есть в большинстве современных конституций (отчасти этот недостаток был устранён после принятия Билля о правах), поскольку создатели Конституции считали, что основные права указаны в преамбуле.

В Конституции не употребляется слово «демократия».

Она закрепила образование суверенного федеративного гос-ва, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности (представительное правление, разделение властей и др.), установила, что федеральное право имеет приоритет над правом штатов.

Состав: краткая преамбула, 7 статей, статьи поделены на части, 27 поправок к конституции, из них 2 о введении и отмене «сухого закона».

Под влиянием этой конституции в мире стала распространятся доктрина конституционализма. Сначала в тексте конституции не было статей о политических и социально-экономических правах личности, это было включено поправками, получившими название билль о правах. Декларация, а затем и конституция закрепляли некоторые неотъемлемые права человека — на жизнь, свободу и стремление к счастью. Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями верховного суда США. Конституция США -жесткая конституция.

34.Основы прав.Статуса личности в сша

Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах личности в США, была декларация независимости 1776 года, в кот. заявлялось о неотъемлемых правах человека — о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Также здесь говорилось и о коллективном праве народа на восстание против угнетения.

Конституция 1787 года закрепляет личные свободы не только общей, сколько в конкретной форме. Предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает законы, имеющие обратную силу.

Билль о правах — это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний, право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Также билль запрещает требовать большой залог по судебным делам, налагать большие штрафы, применять жестокие наказания. После билля и многих поправок также был принят закон, отменявший рабство негров.

В целом декларация независимости, к-ция США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам — Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году.

На самом деле в 1789 году было предложено не десять, а двенадцать поправок, причём поправки, вошедшие в Билль о правах, шли под номерами с третьего по двенадцатый. Поправка под номером один, устанавливавшая размеры избирательных округов, была ратифицирована только одиннадцатью штатами (в период с 1789 по 1792 годы) и так и не вступила в силу. Поправка под номером два, которая закрепляла правило о том, что закон, в котором изменяется размер зарплаты сенаторов и представителей, не может вступить в силу до новых выборов в палату представителей, была ратифицирована только в 1992 году — спустя более двухсот лет после принятия, и стала Двадцать седьмой поправкой.

В 1787 году представители 13 штатов собрались в Филадельфии для того, чтобы пересмотреть статус конфедерации. В результате заседаний Конвента, продолжавшихся с 14 мая по 17 сентября, был не только пересмотрен статус союза, но и выработана Конституция нового государства. В этом документе отразились главным образом интересы социальных групп, представленных в Конвенте, — рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии.

В соответствии со статьей VII Конституция вступила в силу после утверждения специальными ратификационными конвентами 9 из 13 штатов 21 июня 1788 года.

13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие. 4 марта 1789 года начали работу новые федеральные органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией.

Первоначальный текст Конституции главным образом определил структуру органов государственной власти, их взаимоотношения, построенные на основе принципа «сдержек и противовесов». Конституция распределяла компетенцию «по горизонтали» на федеральном уровне (статьи I‑III), «по вертикали» (между Союзом и штатами — статьи I и IV), устанавливала порядок изменения самого Основного закона (статья V), содержала разноплановые положения в статье VI, часть из которых утратила силу (о признании Соединенными Штатами доконституционных долгов), а другие, напротив, приобрели особое значение (например, нормы о соотношении внутреннего и международного права). Наконец, статья VII говорит о вступлении в силу самой Конституции.

Со времени ратификации Конституция США заметно изменилась. Эти изменения коснулись главным образом трех направлений: улучшения функционирования центральных органов государственной власти, развития избирательного права и развития прав граждан. В 1791 году был ратифицирован Билль о правах — первые десять поправок к Конституции, которые гарантируют личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. К ним следует прибавить XIII поправку (она была сделана в 1865 году), запретившую рабство и подневольные работы, кроме случаев наказания за преступление, и XIV поправку (1868 год), установившую условия равного доступа к получению американского гражданства.

Вопросы функционирования центральных органов государственной власти отражены в пяти поправках: XII (1804 год) — о выборах президента США; XVII (1913 год) — о выборах сенаторов путем прямого всеобщего голосования; XX (1933 год) — о вступлении в должность президента страны; XXII (1951 год) — о том, что мандат президента может быть возобновлен только один раз, и XXV (1967 год) — о замещении президента и вице-президента.

Первоначальный текст Конституции предоставил штатам свободу в организации выборов. Каждый из них был вправе устанавливать нормы избирательного права. Эта свобода штатов постепенно была ограничена рядом последовательных поправок: XV поправкой (1870 год), запретившей штатам ограничивать право голоса по основаниям расы, цвета кожи или прежнего нахождения в рабстве; XIX поправкой (1920 год), запретившей отказывать в праве голоса женщинам; XXIII поправкой (1963 год), разрешившей участвовать в выборах жителям федерального округа Колумбия, и, наконец, XXIV поправкой (1964 год), запретившей оспаривать или ограничивать право голоса по причине неуплаты любого избирательного налога или другого налога. Подобная практика существовала в некоторых штатах, устанавливавших минимальный размер таких уплат, который посягал главным образом на права чернокожего населения; уровень доходов последних был, как правило, менее высоким, чем у белого населения. Другими словами, XXIV поправка упразднила имущественный ценз, существовавший на определенной части страны. В 1971 году XXVI поправка снизила возрастной ценз активного избирательного права до 18 лет.

К настоящему времени ратифицировано 27 поправок к Конституции США, 7 других были переданы на ратификацию, но не получили одобрения штатов. Из числа последних особое значение имела поправка о равенстве мужчин и женщин. Предложенная в 1972 году, она не была ратифицирована требуемым числом штатов, хотя Конгресс и продлевал срок ратификации. Множество поправок, будучи предложенными, не находили одобрения в палатах Конгресса. Одна из самых последних, не получившая требуемого числа голосов в Сенате, содержала нормы о запрете осквернения американского флага (Flag desecration Amendment); она была отвергнута в марте 2000 года.

Конституция США до сих пор содержит достаточное число анахронизмов. Например, запрещает в мирное время помещать солдат на постой без согласия владельца дома или предоставляет Конгрессу право выдавать каперские свидетельства (документы, предоставлявшие право частным судовладельцам захватывать торговые суда вражеских государств).

Ведутся споры о XII поправке к Конституции США — является ли Коллегия выборщиков гарантом стабильности политической системы страны или, наоборот, бесполезным анахронизмом. Многие выступают за то, чтобы сделать президентские выборы прямыми. Опрос, проведенный на сайте компании CNN, показал, что 69% американцев считают необходимой реформу действующей системы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Содержание конституции – это совокупность конституционных норм, институтов и принципов, регулирующих основы отношений между обществом и человеком с одной стороны и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства.

Необходимо различать социальное и правовое содержание конституции. Социальное содержание определяется кругом регулируемых конституцией общественных отношений (предметом конституционного регулирования). Правовое содержание образуют конституционные нормы, институты и принципы, регулирующие эти отношения.

Предмет и пределы конституционного регулирования в разное время и в разных странах определялись по-разному.

С расширением круга объектов конституционного регулирования связано выделение нескольких видов конституций.

Рассматривая этапы конституционного развития, исследователи (в частности, В. Н. Шаповал) предлагают выделять;

  • – первый этап – массовое появление первых писаных конституций, связанное с закреплением результатов борьбы буржуазии с дворянством за свои права (буржуазные революции конца XVIII в.);
  • – второй этап – массовый пересмотр существующих конституций, связанный с борьбой рабочих за свои права, и массовое появление новых конституций – преимущественно стран, освобождающихся от колониальной зависимости (начало XX в.);
  • – третий этап – массовая демократизация существующих конституций, связанная с окончанием Второй мировой войны, и массовое появление новых конституций, обусловленное продолжающимся распадом колониальных империй (середина XX в.).

Некоторые авторы выделяют и большее количество таких этапов (периодов, волн). Например, Ю. А. Юдин говорит о четырех этапах, а А. В. Якушев называет шесть волн конституционного развития.

Конституции первой волны, так называемые старые конституции, регулировали в основном структуру и организацию высших органов государства, их полномочия и взаимоотношения между собой; гражданские и политические права и свободы личности; государственно-территориальное устройство. В ряде стран эти конституции с определенными поправками, изменениями и дополнениями действуют до настоящего времени, например, Конституция США 1787 г., Конституция Норвегии 1814 г. При этом если организация высшей власти регламентировалась всеми старыми конституциями, то права и свободы человека и гражданина, ради установления которых, собственно, и принимались конституции, закреплялись не всегда или, по крайней мере, не сразу и в достаточно ограниченном объеме. Так, Конституция США 1787 г. первоначально содержала лишь отдельные положения о правах и свободах личности и то, как бы попутно, в неявной форме, как правило, в связи с закреплением статуса того или иного органа (например, право избирать и быть избранным). Одобренный Конгрессом США в 1789 г. после продолжительных и весьма бурных дебатов Билль о правах, ставший органической частью американской Конституции, вступил в силу 15 декабря 1791 г. В нем закреплялись гражданские и политические права, а также право частной собственности и некоторые гарантии, связанные с суммой залогов и штрафов.

Конституции второй волны расширили перечень объектов регулирования. Они уделяли больше внимания правам и свободам человека, например, Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 г. и Веймарская конституция Германской империи 1919 г. впервые закрепили социально-экономические права; устанавливали более демократическое избирательное право, которое в ряде стран стало всеобщим; учреждали новые институты, так, в Австрии, согласно Федеральному конституционному закону 1920 г., впервые в мире был учрежден Конституционный суд.

Однако значительно большее расширение объектов конституционного регулирования связано с послевоенными конституциями, отразившими существенные изменения, произошедшие в мире.

Глубокий экономический кризис, потрясший экономику США накануне Второй мировой войны, и еще в большей мере катастрофические социально-экономические последствия этой войны вызвали необходимость координированных действий по их преодолению, привели к повышению роли государства в экономической и социальной жизни, что нашло свое отражение в конституционных текстах. Расширялись полномочия государственных органов в осуществлении такой деятельности, создавались специальные государственные органы и учреждения, в том числе те, которые предназначены для урегулирования возможных социальных конфликтов, устанавливались обязательства государства перед обществом в социально-экономической сфере. Так, Конституция Италии 1947 г. предусмотрела создание Национального совета экономики и труда, а Конституция Испании 1978 г. не только содержит раздел об основополагающих принципах социально-экономической политики, но и включает целый раздел, посвященный экономике и финансам, в котором, в частности, подчеркивается, что органы государства заботятся о модернизации и развитии всех отраслей экономики (ст. 130), что государство может посредством закона планировать общую экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей стимулирования роста доходов и богатства, а также наиболее справедливого их распределения (ст. 131).

В поле конституционного регулирования попали и отношения, связанные с деятельностью таких субъектов политической системы, как политические партии, профессиональные союзы и иные объединения граждан. Например, статус политических партий на конституционном уровне был закреплен Основным законом ФРГ 1949 г. (ст. 21), а Конституция Португалии 1975 г. посвящает объединениям граждан четыре статьи (статьи 46, 51, 55, 56).

Конституции также регламентировали вопросы внешнеполитической деятельности государства, в частности, закрепляли принципы внешней политики, регулировали вопросы, связанные с объявлением войны и заключением мира, определяли полномочия государства по заключению, ратификации и денонсации международных договоров, решали проблему соотношения национального и международного права и др. Так, ст. 25 Основного закона ФРГ устанавливает, что общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права, а в Конституции Франции 1958 г. этому посвящен целый раздел (разд. VI «О международных договорах и соглашениях»).

Был значительно расширен каталог прав и свобод личности. Если раньше только отдельные конституции второй волны закрепляли экономические, социальные и культурные права и свободы, то практически все послевоенные конституции в большей или меньшей степени включали эти права человека. В них появились статьи о равноправии женщины и мужчины, о праве на выбор профессии, о праве на образование, праве на благоприятную для жизни окружающую природную среду, праве на информацию, праве на использование языков национальных меньшинств и др. Закрепленные ранее права и свободы личности в связи с установлением международных стандартов прав человека стали уточняться, детализироваться и унифицироваться.

С крушением тоталитарных режимов в Европе, Азии, Африке фактически начался новый этап конституционного развития. С конца 80-х гг. XX в. до настоящего времени принято более 100 новых конституций, отразивших не только изменение ситуации в мире, но и изменение конституционных приоритетов, ориентацию на социальные ценности. Эти конституции отражают также возрастание значения общечеловеческих ценностей (в какой-то мере это относится и к новым конституциям сохранившихся социалистических стран в связи с внесенными в них поправками), разрыв с тоталитаризмом, сближение различных правовых систем при более точном учете собственного опыта.

Увеличение количества конституционных норм, посвященных правам человека, в последнее время связано с научно-техническим прогрессом, особенно с новыми открытиями в области биологии и медицины. Так, впервые в Конституции Швейцарии 1999 г. в рамках раздела «Жилье, работа, социальная защищенность и здоровье» закрепляются положения, защищающие человека от злоупотреблений репродуктивной медициной и генной инженерией, запрещаются все виды клонирования и вмешательства в наследственный материал человеческих гамет и эмбрионов, регулируются отношения по поводу трансплантационной медицины и генной инженерии вне человека (статьи 119, 119-а, 120).

По мнению Ю. А. Юдина, предмет и пределы конституционного регулирования определяются также конкретной конституционной моделью. В процессе конституционного развития образовались три основные конституционные модели: либеральная, этатистская и либерально-этатистская, которые различаются по роли государства и масштабам его вмешательства в жизнь общества и граждан.

Либеральная (от фр. liberal – свободный) конституционная модель характерна для конституций первой волны и выражается в том, что предметом конституционного регулирования выступают лишь отношения, возникающие по поводу организации государственной власти, а также гражданских и политических прав личности. Значительные области общественных отношений остаются свободными от конституционной регламентации. Такая модель в модифицированном виде сохраняется и сегодня во многих развитых странах Запада.

Этатистская (от фр. elat – государство) конституционная модель характерна для социалистических стран, в которых государство, детально регламентируя в конституции отношения во всех основных сферах общественной жизни, вытесняет на периферию либо вовсе, по сути, упраздняет гражданское общество, не оставляет социального пространства для его функционирования и саморазвития, используется как основное орудие борьбы с инакомыслием. В настоящее время такая модель существует лишь в нескольких странах – КНР, Вьетнаме, КНДР и на Кубе. Либерально-этатистская конституционная модель сочетает в себе элементы как либеральной, так и этатистской модели. Она характерна для отдельных конституций второй волны и для большинства послевоенных конституций. В ней, в отличие от либеральной модели, предмет конституционного регулирования расширен за счет включения общественных отношений, определяющих основы организации общества, а также новых отношений между личностью и государством – предоставление последним ряда социальных благ (в форме экономических, социальных и культурных прав, осуществление которых невозможно без содействия государства). С другой – такое расширение предмета конституционного регулирования, в отличие от этатистской модели, осуществляется в оптимальных пределах, обеспечивающих нормальное функционирование механизма саморегулирования гражданского общества и исключающих возможность чрезмерного вмешательства в него государства. Иными словами, регулирование общественных отношений, составляющих социальное содержание конституции, сочетает традиционный либерализм с умеренным этатизмом.

Социальное содержание конституции неотделимо от ее правового содержания, поскольку находит свое выражение при помощи определенных правовых конструкций, а именно конституционных норм, институтов и принципов.

Конституционные нормы – первичный элемент правового содержания конституции, благодаря которому проявляются и иные элементы – институты и принципы. С точки зрения способа воздействия на общественные отношения, нормы, содержащиеся в конституции, можно подразделить на нормы-правила, нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-принципы.

Нормы-правила – наиболее распространенный вид конституционных норм. Их действие непосредственно направлено на регулирование либо охрану общественных отношений. К ним относятся, например, нормы, закрепляющие права, свободы и обязанности человека и гражданина, определяющие правовой статус органов государства.

Нормы-цели не регулируют конкретных отношений, не закрепляют права и обязанности субъектов этих отношений, а определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Ранее они были характерны в основном для конституций социалистических и некоторых развивающихся стран. В них закреплялись программные положения партийных документов единственной правящей партии. Однако современные конституции, как правило, содержат такие нормы, которые в демократическом государстве, воплощающем на практике принципы экономического, политического и идеологического плюрализма, отражают общественные идеалы всего общества, а не отдельной его части, устанавливают основные направления его развития.

Нормы-дефиниции содержат качественную характеристику государства и отдельных его органов, определяют статус последних, отражают наиболее существенные признаки тех или иных конституционных институтов.

Конституционный институт представляет собой систему конституционных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и обладающих относительной самостоятельностью. К числу наиболее крупных конституционных институтов относятся основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, основы организации и деятельности системы органов государства, основы территориального устройства государства.

Конституционные принципы – это выраженные в конституции основные начала, в соответствии с которыми должно осуществляться конституционное регулирование общественных отношений. Они образуют своеобразный каркас конституции, отражают в концентрированном виде ее социальное содержание, придают ей целостность и предопределяют характер многих конституционных положений.

Конституционные принципы воплощаются в конституционных нормах (нормах-принципах), а иногда и в конституционных институтах. Принципы–один из важнейших элементов правового содержания конституции, имеющий самостоятельное значение. В современной западной конституционной доктрине признается, что конституцию составляют не только нормы, содержащиеся непосредственно в ее тексте, но также принципы и идеи, которые не определены прямо ни в одном конституционном положении, но вытекают из их совокупности, из общего смысла и значения.

Систему конституционных принципов образуют общие и специальные принципы. Общие принципы имеют основополагающее значение для всех или многих норм и институтов конституции. К ним, в частности в демократическом государстве, относятся принципы народного суверенитета, народовластия, разделения властей. Специальные принципы имеют ограниченную сферу действия, т. е. распространяются лишь на отдельные конституционные нормы и институты. Это, например, принцип осуществления правосудия только судами, принцип всеобщего избирательного права.

Конституцию отличают особые юридические свойства, в которых проявляются ее сущность и содержание. Они характеризуют правовую природу конституции и ее место в правовой системе государства. Важнейшими свойствами конституции являются: ее особое наименование; учредительный характер ее положений; особый предмет правового регулирования; высшая юридическая сила; выступление в правовой системе в качестве базы текущего законодательства; особый механизм воздействия конституционных положений на общественные отношения; повышенная стабильность конституционных положений, обусловленная особым порядком ее принятия, внесения изменений и дополнений; особая правовая охрана.

Юридическая конституция в формальном смысле – это закон, как правило, основной закон государства, но это единственный общегосударственный акт, который носит наименование «конституция», либо «конституционный закон», или «основной закон».

Конституция имеет учредительный, основополагающий характер. Предписания конституции являются первичными, для установления ее положений не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку ее несоответствия какому-либо акту данного государства.

Для конституции характерен особый предмет конституционного регулирования, который затрагивает все сферы жизни общества–политическую, экономическую, социальную, культурную, регулируя в них базовые, фундаментальные отношения.

Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что другие законы и подзаконные акты не должны противоречить конституции. В случае же выявления такого противоречия, предпочтение должно отдаваться конституционному положению, а норма, противоречащая конституции, должна быть в установленном порядке отменена или приведена в соответствие с конституцией.

Конституция является базой текущего законодательства, ядром всей правовой системы. Она – основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Все законы и подзаконные акты принимаются на основе конституции, ее положения и принципы играют направляющую роль для текущего законодательства. Внесение изменений и дополнений в конституцию должно влечь за собой внесение соответствующих изменений и дополнений в текущее законодательство.

Особый механизм воздействия конституции на общественные отношения заключается в том, что конституционные нормы и принципы, концентрируя в себе огромный потенциал правового влияния, нередко определяют лишь основные начала правового регулирования, устанавливают его пределы. Общественные отношения, составляющие предмет конституционного регулирования, не могут и не должны подвергаться подробной регламентации. Задача же детального регулирования возлагается на иные законы и подзаконные акты.

Повышенная стабильность, характерная для подавляющего большинства конституций, обеспечивается более сложным порядком принятия конституции и внесения в нее поправок.

Особая охрана конституции в демократическом государстве состоит в том, что задача по защите конституционных положений не только входит в компетенцию практически всех органов государства, но и возлагается на государственный орган, специально созданный для этой цели.

Еще одним юридическим признаком конституций большинства зарубежных стран является программность, целеполагание. Внося в текст Основных законов нормы, которые пока не реализованы на практике, государство тем самым подтверждает свои намерения в будущем достичь этих стандартов, определяет основные направления своего развития. В странах семьи общего права такой подход невозможен (из-за использования судебного прецедента как одного из источников конституционного права).

Характеристика Конституции США

Структурно Конституция США включает сегодня преамбулу, 7 статей и 27 поправок и представляет собой весьма лаконичный документ. При этом преамбула ни судами, ни доктриной в качестве составной части Конституции не признается. В ней обозначены источник, от которого исходит Конституция («Мы, народ…»), а также цели принятия последней (образование более совершенного Союза, утверждение правосудия, обеспечение внутреннего спокойствия, организация совместной обо-роны, содействие общему благосостоянию и обеспечение благ свободы).

Именно с целью обеспечения благ свободы «отцы-основатели», как в 1918 г. назвал разработчиков Конституции сенатор, а затем Президент США Уоррен Гардинг, стремились организовать власть в новом государстве таким образом, чтобы в максимально возможной степени оградить человека от ее произвола, поставить преграду деспотическому правлению. В качестве основного средства достижения указанных целей Конституция признала принцип разделения властей, причем действующий как «по горизонтали», так и «по вертикали».

Особая заслуга «отцов-основателей» состоит в том, что они существенно развили содержание упомянутого конституционного принципа по сравнению со считавшейся в то время классической трактовкой французского просветителя Шарля Л. Монтескье, дополнив его доктриной, получившей название системы сдержек и противовесов (checks and balances). Юридической моделью реализации идеи разделения властей с использованием системы сдержек и противовесов явилась установленная Конституцией США впервые в истории президентская республика.

Наряду с разделением властей ключевыми, концептуальными идеями Конституции явились федерализм и судебный контроль, включивший вскоре и проверку конституционности правовых актов. Как утверждают американские исследователи, перечисленные принципы представлялись «от-цам-основателям» настолько самоочевидными и бесспорными, что они не получили прямого словесного закрепления в тексте Конституции, пронизывая, однако, все ее содержание.

В Конституции наряду с организацией власти регулируются вопросы обеспечения стабильности и верховенства самой Конституции, а также фрагментарно некоторые вопросы правового статуса человека и содержатся переходные положения. Первые три статьи определяют статус федеральных органов государственной власти: Конгресса (ст. I), Президента (ст. II) и Верховного суда (ст. III). Вопросы федерализма урегулированы в основном ст. IV.

Наконец, три заключительные статьи посвящены по большей части самой Конституции. Статья V регламентирует процедуру принятия поправок к Конституции, ст. VI содержит гарантии верховенства и высокого политического авторитета Конституции (необходимость принесения присяги о ее соблюдении всеми парламентариями, а также должностными лицами исполнительной и судебной власти страны).

Что же касается ст. VII, то она представляет сегодня лишь исторический интерес, устанавливая порядок ратификации Конституции штатами, а также удостоверяя ее юридическую легитимность.

Изменение Конституции США осуществляется в отличие от конституций многих других стран путем добавления к ней поправок, не инкорпорируемых в ее текст. Обратим внимание читателя на то, что каждая публикация текста статей Конституции и поправок к ней включает все, в том числе недействующие (измененные или отмененные) ее положения. Поправки публикуются отдельно — после статей первоначального текста, в хронологическом порядке — каждая под соответствующим порядковым номером.

В действующих ныне поправках регулируются вопросы правового положения человека, в том числе избирательного права, некоторые вопросы формирования и организации деятельности государственных органов, соотношения полномочий федерации и штатов. Первые 10 поправок, вступившие в силу в 1791г., провозглашают важнейшие права человека и гражданина, а также их юридические гарантии. Поэтому по аналогии с одним из основополагающих актов британской консти-туции, принятым на столетие ранее, их именуют Биллем о правах.

Конституция США в ст. V предусматривает весьма сложную процедуру внесения поправок, являясь одной из самых жестких в мире. Поправка принимается 2/3 голосов членов каждой палаты Конгресса либо специально созванным по инициативе легислатур 2/3 штатов Конвентом — органом учреди-тельной власти. После принятия поправки на федеральном уровне она подлежит ратификации штатами. Для вступления поправки в силу необходимо ее одобрение 3/4 штатов (в настоящее время — 38). Штаты могут ратифицировать поправки также в двух формах, аналогичных используемым на федеральном уровне: либо легислатурами, либо конвентами.

Таким образом, процедура внесения поправки в Конституцию США включает две основные стадии: принятие на федеральном уровне и ратификацию штатами, а поправки могут вноситься посредством одной из четырех возможных процедур.

Схематично их можно обозначить следующим образом:

  1. Конгресс — легислатуры;
  2. Конгресс — конвенты;
  3. Конвент — легислатуры;
  4. Конвент — конвенты.

До сих пор на практике все поправки, кроме одной, вносились по первой из этих процедур. Исключение составила XXI поправка, отменившая «сухой закон», введенный XVIII поправкой, — она была принята Конгрессом и ратифицирована конвентами штатов.

Сверхжесткий порядок изменения Конституции США 1787 г., установленный для придания ей стабильности, в сочетании с проведением политики воспитания у населения уважения к своему высшему закону, несомненно, достиг своей цели. Более чем за 200-летнюю историю США в Конгресс было внесено около 5 тыс. поправок к Конституции. Из них палатами одобрены 33, а были ратифицированы, как известно, 27, из которых 26 действуют. Как видно, наиболее сильной «фильтрации» проекты поправок подвергаются Конгрессом.

Однако и ратификация штатами представляет собой весьма серьезный барьер на пути внесения поправок. Истории развития американской Конституции известны примеры, когда ратификация поправки затягивалась на десятилетия и даже века. Своеобразный рекорд здесь принадлежит XXVII поправке, запрещающей парламентариям увеличивать собственное жалованье: соответствующий закон может вступить в силу только после очередных выборов нижней палаты.

Поправка была принята Конгрессом по предложению Дж. Мэдисона в 1789 г., а ратифицирована необходимым числом штатов и вступила в силу лишь 7 мая 1992 г. Таким образом, процесс ратификации занял 203 года. Чтобы исключить подобную практику, Конгресс с 1917 г. стал обычно устанавливать сроки для ратификации.

Если требуемое число штатов за отведенное время не одобрит поправку, она считается отклоненной ими. Так произошло, например, с принятыми Конгрессом в 1972 и 1978 гг. соответственно поправками о равноправии мужчин и женщин и о придании федеральному округу Колумбия статуса штата.

Некоторые действующие поправки были ратифицированы рядом штатов гораздо позже того момента, когда они вступили в силу. Так, штаты Массачусетс, Джорджия и Коннектикут ратифицировали Билль о правах лишь к 150-й годовщине его одобрения Конгрессом — в 1939 г.

Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма.

Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т. д. Перечисленные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие «живой конституции», соответствующей жизненным реальностям современного мира.

Особенно важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда США, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам.

Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более конституционные нормы, именно суды тем не менее играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции.

Известный французский правовед Рене Давид отмечал, что без учета судебного толкования, путем лишь одного ознакомления с текстом невозможно понять ни одного положения Конституции, в частности, решить вопрос о том, соответствует ли ей тот или иной закон.

По выражению Г. Э. Хьюза, возглавлявшего Верховный суд США с 1930 по 1941 г., «Конституция представляет собой то, что говорят о ней судьи». Толкование судьями Конституции, как уже отмечалось, позволяет приспособить ее положения к изменяющимся историческим условиям, сообщает ей гибкость и эластичность.

Истории известны случаи, когда такая интерпретация по прошествии некоторого временного промежутка изменялась до противоположности, что, впрочем, отражало изменение и развитие самого общества. При этом вручение права интерпретации конституционных норм профессионалам — юристам высочайшего класса, к тому же пользующимся в обществе большим авторитетом и независимостью, снижает до минимума опасность произвола и злоупотреблений при его осуществлении. Впрочем, огромная роль судов в формировании норм конституционного права вызывает у некоторых исследователей возражения.

В понятие «живой конституции» доктрина также нередко включает не только формальные источники конституционного права, но и конституционное поведение, т. е. добровольное следование высшему закону, причем не только его букве, но и духу, которое предполагает прежде всего укоренение в общественном сознании идеи незыблемости прав человека. Без этого Конституция не имела бы никакой ценности и смысла.

Конституция США положила начало современному пониманию конституции как в материальном, так и в формальном смысле. С одной стороны, впервые конституцией стал называться юридический акт, осуществляющий целостное регулирование основ устройства государства. С другой — особая значимость данного документа обусловила наличие у него и специфических формально-юридических признаков: наивысшей юридической силы, а также усложненного порядка изменения по сравнению с иными правовыми актами, в том числе законами.

Для подавляющего большинства конституций различных стран мира характерно сочетание указанных материально-правовых и формально-правовых признаков. Поэтому все их, в известном смысле, можно считать потомками Конституции США 1787 г.

Однако не только и, пожалуй, не столько форма американской Конституции, сколько ее содержание способствовало распространению доктрины и практики конституционализма во всем мире. Эта ее роль есть предмет особой гордости американцев. Признавая свою Конституцию, возможно, самой «важной статьей экспорта США», американцы и внутри страны всемерно поддерживают ее высокий престиж и авторитет.

Об этом красноречиво свидетельствуют многие обстоятельства политико-правовой действительности США. Так, все парламентарии, должностные лица судебной и исполнительной вла-сти, как Союза, так и штатов, включая Президента США, при вступлении в должность дают присягу или торжественное обещание соблюдать Конституцию (ст. II, VI). Процесс натурализации в качестве необходимых предварительных условий предусматривает, в частности, проверку «понимания основных принципов Конституции США», а также принесение присяги, декларирующей «поддержку Конституции Соединенных Штатов и выступление в ее защиту от любых внешних и внутренних врагов».

Добавить комментарий