Особенности производства неотложных следственных действий

Используя понятие неотложных следственных действий (ст. 152 УПК РФ), законодатель не дает их перечня и не рассматривает неотложность как качество, внутренне присущее конкретным следственным действиям.

Однако на начальном этапе расследования «по горячим следам» в большинстве случаев имеют неотложный характер: осмотр трупа; задержание; освидетельствование; осмотр предметов и документов; допросы потерпевших, свидетелей, подозреваемых; очные ставки; обыск; предъявление для опознания; проверка показаний на месте; назначение судебных экспертиз.

Цель и очередность проведения дальнейших следственных действий выбираются по признакам неотложности, надежности, необходимости и эффективности, позволяющим закрепить и расширить криминалистически значимые сведения, полученные в результате осмотра места происшествия.

Осмотр места происшествия дает возможность получить решающую для раскрытия и расследования «по горячим следам» исходную информацию, способствующую розыскной и поисковой деятельности следователя и сотрудника уголовного розыска, либо при некачественном производстве привести к невосполнимой утрате крайне важных сведений.

Уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие виды осмотра: места происшествия, местности, жилища или иного помещения, предметов и документов, трупа. Каждый из них может выступать в качестве самостоятельного следственного действия либо являться частью общего (также самостоятельного) действия, объединенного понятием «осмотр места происшествия».

В соответствии со ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих от-лагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела, а если есть повод и основание, следователь обязан немедленно возбудить дело и принять все необходимые меры для установления события преступления и лиц, виновных в его совершении.

Доказательства, полученные в результате исследований материальных объектов, обнаруженных на месте происшествия, становятся все более актуальными и значимыми в условиях распространения преступлений против жизни и здоровья; собственности; общественной безопасности и др.

По прибытии на место происшествия руководителем СОГ предпринимаются следующие действия: принимаются все меры к оказанию помощи пострадавшим; удаляются с места происшествия посторонние лица (с предварительной фиксацией данных, удостоверяющих личность); опрашиваются свидетели в целях ориентировки и уточнения произведенных изменений; привлека-ются понятые (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ); распределяются обязанности между участниками осмотра, проводится их дополнительный инструктаж; определяются границы подлежащего осмотру пространства, исходная точка и способы осмотра.

При осмотре места происшествия «по горячим следам», как правило, используется тот способ, который рекомендован теорией и передовой следственной практикой. Например, при дорожно- транспортном происшествии, когда известен путь следования преступника, применяется путевой способ, а если участок произошедшего события имеет округлую форму, то осмотр производится от периферии к центру или наоборот. Если трудно определить границы подлежащего осмотру пространства, применяется узловой способ, когда в первую очередь осматриваются те места, где могут находиться следы, оставленные преступником.

После изъятия и упаковки одорологических следов важно «по горячим следам» проработать с помощью служебной собаки путь следования преступника и безотлагательно организовать выборку подозреваемого по запаху. Проработку пути движения преступника целесообразно вести не менее 30 метров по обе стороны маршрута движения собаки. Это связано с отклонением «воздушного» следа от действительного маршрута человека под действием ветра, позволяет найти предметы, которые преступник выбросил или потерял.

На месте происшествия фиксируются негативные обстоятель-ства и выясняется, какие объекты находятся на этом месте и какое они имеют отношение к делу.

Специалист-криминалист, используя средства экспресс-анализа, выявляет невидимые и слабовидимые следы и детали объектов, высказывает следователю свои суждения о механизме их образования, силе, профессиональных навыках виновного лица и т.п.

По результатам опроса очевидцев и свидетелей он составляет субъективный портрет преступника и безотлагательно проверяет эту информацию по криминалистическим учетам.

Одновременно с осмотром и параллельно с ним работник уголовного розыска проводит следующие оперативно-розыскные мероприятия:

выявляет свидетелей-очевидцев, опрашивает их и других лиц о событии преступления, личностях потерпевшего и преступника;

собирает информацию среди населения о слухах и предпо-ложениях в связи с произошедшим;

преследует скрывшегося преступника «по горячим следам»;

обследует прилегающую к месту происшествия территорию, строительные и иные объекты для выяснения вопроса о том, какие следы могли остаться на одежде, обуви, теле и автомобиле преступника, а также в целях обнаружения виновного лица, его следов, брошенных или спрятанных им предметов (при обнаружении спрятанного преступником похищенного имущества в районе его обнаружения организуются негласное наблюдение и засада);

осуществляет поквартирный обход;

дает задание негласным сотрудникам;

осуществляет проверку собранной информации по крими-налистическим и оперативным учетам.

О полученной криминалистически значимой информации оперативный работник незамедлительно сообщает следователю и в свою очередь своевременно получает от него необходимые сведения.

Все собранные криминалистически значимые данные о совершенном преступлении позволяют судить: что произошло, каким образом, когда и кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем преступном событии. Эта информация позволяет следователю выдвинуть новые версии и проверить уже выдвинутые, выявить и закрепить важные следы и предметы, которые могут стать судебными доказательствами по уголовному делу, своевременно составить план неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Если на месте совершения преступления или в его районе на-ходились технические средства пресечения преступлений, а именно охранная сигнализация, камеры видеонаблюдения, то осмотр места происшествия производится с учетом конкретных результатов их срабатывания.

Если преступник задержан, то при осмотре места происшествия особое внимание уделяется поиску следов его рук, тела и одежды, обуви, орудий взлома, использованных при совершении преступления. Если камера видеонаблюдения зафиксировала предполагаемого преступника, то немедленно размножается видеопортрет этого субъекта и через дежурную часть передается оперативному составу, а также участковым уполномоченным для его установления.

Если в ходе осмотра обнаружены следы (объекты), которые могут быть использованы для поиска преступника «по горячим следам», следователь безотлагательно выносит постановление о назначении криминалистической экспертизы в отношении этих объектов, специалист-криминалист тотчас доставляет их вместе с постановлением в экспертно-криминалистическое подразделение для срочного проведения экспертизы.

Производством судебных экспертиз возможно получить дополнительную информацию:

а) о механизме и характере преступного события;

б) о лице, оставившем обнаруженные следы (с использованием массивов оперативных и криминалистических учетов);

в) об использовании обнаруженного огнестрельного оружия (по пулегильзотеке) в ходе других, ранее совершенных преступлений, т.е. для раскрытия деяний, которые, возможно, совершены заподозренным лицом, и.т.п.

Допрос потерпевшего начинается со свободного рассказа обо всех известных ему обстоятельствах дела. Ему дается возможность показать свою осведомленность в тех пределах, в которых он сочтет это целесообразным. После окончания свободного рассказа потерпевшему задаются вопросы, направленные на получение информации, которая необходима для установления характера преступного события, поиска преступника и его задержания «по горячим следам».

При оценке показаний потерпевшего следует учитывать его переживания, которые бывают довольно глубокими. Ввиду этого обстоятельства факты совершенного преступления им могут быть восприняты и переданы следователю с искажениями. Нередки случаи, когда из-за сильных эмоциональных переживаний потерпевший вообще не может рассказать об обстоятельствах случившегося или когда он находится в опасном для жизни состоянии. Тогда допрос целесообразно на некоторое время отложить, осуществив его по получении разрешения от лечащего врача. При допросе необходимо использовать аудио- или видеозаписывающую аппаратуру.

Допрос свидетеля также начинается со свободного рассказа обо всех известных ему обстоятельствах дела. При этом следователю необходимо обеспечить последовательность рассказа и детальное изложение обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к делу, а именно: где, когда, кем и как было совершено преступление; каковы черты внешности, особенности голоса, речи преступников, каким образом они обращались друг к другу, сколько их было; в чем заключалось преступление, на кого или на что оно было направлено; были ли у злоумышленников технические и транспортные средства, и если были, то какие именно, кто управлял транспортом, номерные знаки и особенности автомобиля; что похищено, внешний вид; кто из подозреваемых ранее бывал на месте содеянного; кто мог совершить преступление и почему; кто знал о распорядке жизни потерпевших и т.п.

Главное на этом этапе допроса — получить достоверные показания, имеющие значение для расследования дела и задержания преступников «по горячим следам».

Допрос подозреваемого, задержанного «по горячим следам» необходимо провести незамедлительно, потому что именно он лучше, чем другие, знает все детали содеянного и обстоятельства, способствовавшие его совершению. При допросе подробно выясняется, где он находился в момент совершения преступления. Если подозреваемый ссылается на алиби, то необходимо уточнить, где, с кем и как он провел время, а затем быстро и детально проверить его утверждение о непричастности к содеянному.

Если он признает свою вину, при допросе необходимо выяснить: соучастников содеянного; как и когда возник умысел совершить преступление; какие технические средства и какой транспорт при этом использовались и где они находятся в данный момент; что конкретно отобрано, похищено, где, у кого оно находится и т.п.

Обыск «по горячим следам» проводится в любое время (в том числе и в ночное). Во всех без исключения случаях проводится личный обыск. Если он связан с обследованием тела человека, обыск проводится при участии врача. В случае необходимости производства «группового» обыска решается вопрос об одновременном оперативном и внезапном начале обысков во всех местах, чтобы исключить утечку информации. Главная цель обыска «по горячим следам» — получить криминалистически важную информацию и вещественные доказательства, а именно: оружие и орудия преступления; предметы и документы, связанные с преступлением и добытые преступным путем. В ходе обыска участники СОГ должны обращать особое внимание на признаки, свидетельствующие о возможности нахождения в обыскиваемом месте замаскированного тайника.

При производстве расследования «по горячим следам» возможно отождествление различных объектов путем предъявления для опознания. Такая необходимость возникает, когда в распоряжение следователя попадает конкретный объект, но нет уверенности, что он тот самый, который должен проходить по уголовному делу. Могут проводиться и другие следственные действия, направленные на скорейшее установление и изобличение виновного лица, а также судебные экспертизы.

После возбуждения уголовного дела проводятся следующие первоначальные следственные и оперативно-розыскные действия: допрос потерпевшего, допрос свидетелей, осмотр места происшествия (если он не был проведен до возбуждения дела), выемка у потерпевшего одежды, в которой он была на месте происшествия, и осмотр этой одежды, судебно-медицинская экспертиза потерпевшего и изъятой у него одежды, задержание, освидетельствование и допрос подозреваемого, обыск в его квартире, выемка одежды, в которой он был на месте происшествия, осмотр изъятой одежды и направление ее на судебно-медицинскую экспертизу, назначение других экспертиз, допрос свидетелей-очевидцев (если они имеются), предъявление им подозреваемого для опознания, выявление и допрос других свидетелей по делу.

Несколько отличаются первоначальные следственные и оперативно — розыскные действия в случае, когда неизвестен истязатель. В этой ситуации необходимо предусмотреть в плане расследования: допрос потерпевшего, осмотр места происшествия, судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего и изъятых у нее вещей, допрос свидетелей-очевидцев (если они имеются), назначение криминалистической экспертизы следов и других вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, установление наблюдения за определенными лицами или пунктами, обыск у подозреваемого и его допрос, предъявление его для опознания потерпевшего и свидетелям- очевидцам, направление подозреваемого и изъятой у него одежды на судебно-медицинскую и другие экспертизы.

Этот перечень не является универсальным и производство отдельных следственных действий зависит от сложившейся обстановки, например, обратилась ли потерпевшая с заявлением об истязаниях немедленно или через несколько дней. Но в любом случае, особое внимание следователя должно быть обращено на выяснение данных о личности и приметах подозреваемого, для того, чтобы можно было принять меры к его розыску и задержанию.

На первоначальном этапе расследования многие из следственных действий носят неотложный характер. Все они взаимосвязаны и обусловливают друг друга, обеспечивая в сочетании с оперативно-розыскными мероприятиями установление истины по делу.

  • См.: Хлынцов М. Н. Указ, раб,— С. 56

Правовой институт неотложных следственных действий заслуживает пристального внимания. Возросшее требования к процессуальному порядку собирания доказательств диктует необходимость тщательного соблюдения положений закона, регламентирующих производство неотложных следственных действий.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепил понятие неотложных следственных действий в п. 19 ст. 5 УПК РФ: неотложные следственные действия — действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а так же доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Для правильного определения места и значения неотложных следственных действий в предварительном расследовании уголовного дела необходимо уяснить их непосредственные задачи. Эти задачи производны от общих задач стадии предварительного расследования, но они значительно уже.

«Необходимо подчеркнуть следующие задачи неотложных следственных действий: предотвращение готовящихся и пресечение совершаемых преступлений; проверка основания к возбуждению уголовного дела; обнаружение и закрепление материальных следов преступления.

Наряду с основными задачами, решаются и другие, которые присуще всем действиям, всему расследованию: определение подследственности и направления хода дальнейшего расследования; собирание доказательств; изучение причин и условий, способствующих совершению преступления; изучение личности.

Однако, выполнение этих задач не является самоцелью неотложных следственных действий. Они решаются попутно с основными задачами». . В.И. Куклин «Неотложные следственные действия». — Казань. — 1967. С. 12..

Следует подчеркнуть, что другие нормы УПК расширяют круг оснований и субъектов производства неотложных следственных действий, так ст. 157 УПК РФ раскрывает производство неотложных следственных действий. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи;

2) органы Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй — четвертой, 189, 190, 193 Уголовного Кодекса Российской Федерации;

4) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы,

а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с

исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело прокурору в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. Данная статья регламентирует выполнение неотложных следственных действий органом дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ). Этот институт является преемником такой разновидности дознания, которая по УПК РСФСР называлась «дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно» (ст. 119 УПК РСФСР)1. В практике применения указанных норм УПК РСФСР возникла тенденция сворачивания этого вида дознания. Ведомственные инструкции предусматривали дежурство следователей, и их немедленный выезд по вызову. Эта тенденция в УПК РФ привела к упразднению дознания данного вида. Хотя настоящий Кодекс не называет данную деятельность дознанием, хотя именно она с точки зрения истории и современной мировой практики является «классическим» дознанием Комментарий к УПК РФ. Под ред. А.В. Смирнова.2-е изд. Питер, 2009г. С. 339.; Калиновский К. Б., Смирнов А. В. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный. / Под общ. ред. А.В. Смирнова. 2-е изд., Питер, 2008г. С.344..

Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего закрепления следов преступления и установления лиц, совершивших преступление.

Факультативной этап деятельности является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ.

Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь:

а) утрату следов преступления,

б) сокрытие лиц, его совершивших,

в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 УПК РФ содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 УПК РФ к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить: неотложные процессуальные действия:

— возбудить уголовное дело. Бланк соответствующего постановления предусмотрен приложением 14 к ст. 476 УПК РФ;

— выполнить неотложные следственные действия (в узком смысле слова) по обнаружению и фиксации следов преступления;

— применить неотложные меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого — ст. 91, 92 УПК РФ, избрание и применение меры пресечения — ст. 100 УПК РФ, наложение ареста на имущество — ст. 115 УПК РФ, ч. 5 ст. 165 УПК РФ, обязательство о явке — ст. 112 УПК РФ, привод — ст. 113УПК РФ). Также орган дознания вправе выполнить процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например, доставление, охрана места происшествия, опрос граждан.

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР, УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий. Поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Законодатель при создании УПК РФ отказался от закрепления перечня следственных действий, отнесённых к числу неотложных, что на наш взгляд вызывает сожаление. «На первый взгляд данное решение видится обоснованным и логичным. Ведь неотложность проведения того или иного действия определяется, прежде всего обстоятельствами дела. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиям те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого» С.Л. Маслёнков «К вопросу о производстве неотложных следственных действий». // Следователь. — №3 — 2008. — С. 14.1.

По смыслу данной статьи орган дознания не вправе производить: вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; «исключительно» проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. 1, 3 и 4 ст. 24 УПК РФ), приостановление уголовного дела и др.

В данной статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что:

неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (не обязательно «штатный» дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания. Например,

таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции согласно «п. 10.2 и 14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД РФ № 900 от 16.09.2002 г.»; на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК РФ. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

Данный институт может применяться по аналогии:

для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно:

а) до передачи дела по подследственности

б) при неизвестности подозреваемого лица (ст. 223 УПК РФ).

для следователей при производстве ими дознания или следствия, в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК РФ случаях. Эта норма обязывает следователя и дознавателя при установлении, что уголовное дело ему не подследственно, произвести неотложные следственные действия по окончании передать дело по подследственности. Однако, что будет критерием подследственности проведения комплекса неотложных следственных действий — время 10 суток или что-то иное. При недобросовестности должностного лица высока вероятность упущения времени и возможностей раскрытия преступления. Кроме того, к моменту получения материалов дознавателем почти истечёт срок производства дознания. С.Л. Маслеников полагает, что данные опасения касаются только передачи следователем органу дознания. Причина в разных критериях оценки деятельности субъектов расследования — раскрываемость и количество направленных в суд уголовных дел. По всей видимости данный вопрос должен быть урегулирован подзаконными нормативными актами ведомственными инструкциями, межведомственными соглашениями С.Л. Масленников «К вопросу о производстве неотложных действий». Следователь №3, 2003г. С. 15.; Российская газета от 27.11.2002. С. 12 1.

Часть 2 статьи 157 УПК РФ устанавливает предметную или персональную подследственность при производстве неотложных следственных действий. О понятии подследственности. В случаях, прямо предусмотренных Кодексом (п. 4-5 ч. 2 ст. 157УПК РФ; ч. 3 ст. 40УПК РФ) для определения компетенции органов дознания при выполнении неотложных следственных действий значение имеет и место совершения преступления. При этом следует иметь в виду, что в неотложной ситуации на начальном этапе расследования подследственность устанавливается лишь предварительно, с известной долей вероятности. Окончательно подследственность дела определит прокурор после завершения начального этапа расследования.

Кодекс не устанавливает какой либо подследственности при выполнении неотложных действий целого ряда органов дознания. Для некоторых из них необходимо ориентироваться на предметную подследственность по правила ст. 151 УПК РФ (например, органам Государственной противопожарной службы, Службе судебных приставов). Для органов дознания, наделенных правом осуществлять ОРД, и прямо не указанных в комментируемой статье, подследственность не имеет значения. Это такие органы, как Служба внешней разведки МО, Федеральные органы государственной охраны согласно (ст. 13 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» ФЗ РФ №144 «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г.

Срок производства неотложных следственных действий не может превышать 10 суток. Если они будут выполнены за меньшее время или прокурор раньше сможет передать дело следователю, то данная деятельность органа дознания заканчивается и до истечения 10 суточного срока. Этот срок не подлежит продлению. Для определения подследственности орган дознания передает дело прокурору. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлен подозреваемый, то при соблюдении правил подследственности (ст. 150, 151 УПК РФ) начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК РФ (такая возможность вытекает из редакции п. 3 ст. 149 УПК РФ.

Часть 4 статьи 157 УПК РФ разрешает органу дознания проводить следственные действия и ОРМ по направленному прокурору делу только по письменному поручению следователя. На органе дознания остается обязанность установить лицо, совершившее преступление, о результатах выполнения которой он уведомляет следователя. При применении данных норм следует учесть существующее разграничение процессуальной и оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскную деятельность вправе осуществлять не любые органы дознания, и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения, что непосредственно указано в (ч. 1 ст. 13 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности») Приложение 166 к ст. 476 УПК РФ; ФЗ РФ № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995г. . Оперативные подразделения обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, анализ указанных выше норм свидетельствует о слишком «узком» подходе законодателя к определению оснований и круга субъектов производства неотложных следственных действий в п. 19 ст. 5 УПК РФ.

Неотложные следственные действия могут быть определены как не терпящие отлагательства следственные действия, осуществляемые органом дознания, следователем после возбуждения уголовного дела в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а так же доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (осмотр места происшествия, освидетельствование, производство экспертизы может быть произведен до возбуждения уголовного дела)Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. — М., 2008. — С. 431.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении, орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор вправе передать его по подследственности либо подсудности, однако обязан принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ). Статья 114 УПК РСФСР предусматривала также возможность передачи заявления или сообщения по подследственности или подсудности, и по закреплению следов преступления могли быть произведены действия, предусмотренные ст. 109 УПК (ст. 144 УПК РФ таких действий не предусматривает); в случаях, не терпящих отлагательства, предусматривалось возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий. УПК РФ при передаче уголовного дела по подследственности предусматривает осуществление органами дознания, следователями неотложных следственных действий по закреплению следов преступления. Вместе с тем, в отличие от ст. 119 УПК РСФСР, положения УПК РФ не дают четкого перечня неотложных следственных действий, направленных на установление и закрепление следов преступления. Указание в ст. 146 УПК на производство освидетельствования, осмотра места происшествия, назначение экспертизы по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, явно недостаточно.

В современных условиях по-прежнему остаётся актуальной проблема определения круга неотложных следственных действий, выполняемых органами дознания по делам компетенции следователя. Айвазова О.В. анализируя две основные точки зрения на содержание перечня неотложных следственных действий:

1) перечень неотложных следственных действий совпадает с перечнем следственных действий, производимых в стадии возбуждения уголовного дела — осмотром места происшествия, освидетельствованием, назначением экспертизы;

2) круг неотложных следственных действий не имеет ограничений и определяется конкретной следственной ситуацией Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. И.Л. Петрухина. — М., 2002. С. 431; Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий. Волгоград ВА МВД — 2002г. С. 18. , считает справедливой вторую точку зрения.

Следует обозначить признаки, по которым можно констатировать наличие фактора неотложности. Рассматривая научные взгляды на содержание доминирующих задач производства неотложных следственных действий, представленные С.А. Шейфером, А.П. Гуляевым, выделяю следующие критерии неотложности следственных действий органов дознания:

— невозможность без ущерба для расследования переноса на более поздний период с перепоручением следователю;

— нецелесообразность замены другим следственным действием;

— необходимость срочной фиксации фактических данных, являющихся основаниями для задержания лица, совершившего преступление, необходимость срочной фиксации фактических данных, характеризующих обстоятельства преступления, необходимость срочной фиксации фактических данных, входящих в предмет доказывания, необходимость незамедлительного закрепления и исследования доказательств.

Таким образом в УПК РФ необходимо закрепление не только назначения неотложных следственных действий, но и указание их перечня, либо указание на запрет производства тех следственных действий, которые к неотложным не относятся и должны производиться органами, к чьей подследственности относится уголовное дело (например: предъявление обвинения и допрос обвиняемого, следственный эксперимент). Отметим, что для органов Федеральной службы безопасности, командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов, начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ указаны уголовные дела, по которым они вправе производить неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ). Следовательно, при необходимости производства неотложных следственных действий по неподведомственным делам, указанные органы производить их не вправе. Какие меры могут быть приняты по закреплению, сохранению следов преступления, законодатель не определил, поэтому необходимо внесение соответствующих изменений в уголовно-процессуальный закон.

Нельзя не остановиться на проблеме — определение полномочий органа дознания, следователя при проведении проверки сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении на стадии возбуждения уголовного дела. Статья 109 УПК РСФСР в качестве средств проведения проверки предусматривала истребование необходимых материалов и получение объяснений, но без производства следственных действий. Редакция ст. 144 УПК РФ предусматривает средства проверки лишь по сообщениям о преступлении, распространенным в средствах массовой информации. «Очевидно, законодатель резюмирует использование органами дознания при проведении проверочных действий предоставленных им административных полномочий. Однако не все органы дознания до возбуждения уголовного дела вправе истребовать необходимые документы и получать объяснения, тем более указанными полномочиями не наделен следователь, поэтому считаем, что средства проведения проверки сообщения о преступлении должны быть закреплены в ст. 144 УПК РФ, тем самым будет устранен пробел в правовом регулировании» Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий. Волгоград ВА МВД — 2002г. С. 24. .

Однако одним из самых актуальных вопросов следственно-судебной практики по УПК РФ стал вопрос о производстве следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела. Статья 109 УПК РСФСР при проверке поступившего заявления или иного сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении дозволяла органам предварительного расследования истребовать необходимые материалы, получать объяснения от лиц, однако без производства следственных действий. И лишь частью второй ст. 178 УПК РСФСР предусматривалась возможность производства осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства.

Часть 4 ст. 146 УПК РФ возбуждение уголовного дела публичного обвинения предусматривает производство отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего — осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Уголовное дело в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ возбуждается дознавателем или следователем только с согласия прокурора, вместе с тем в ч. 4 этой же статьи указано, что следователь, дознаватель, направляя прокурору постановление о возбуждении уголовного дела, прилагает к нему материалы проверки сообщения о преступлении, а так же протоколы отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего — осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы.

Таким образом, возникает неопределенность в правовом регулировании возможности производства указанных следственных действий до возбуждения уголовного дела, поскольку в нормах особенной части УПК РФ предусмотрено производство лишь одного следственного действия — осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

Добавить комментарий