Особенности советской политической системы

Особенности советской политической системы. К середине 30-х гг. завершается становление советской общественной системы как особой формы тоталитаризма, опирающейся на традиционные элементы российской политической культуры.

Утопическая задача построения социализма в кратчайшие сроки в условиях международной изоляции и самоизоляции существенно повлияла на всю систему власти и управления. Менее чем за 20 лет в силу внутренней логики «диктатура пролетариата» перерастает сначала в диктатуру правящей партии, а затем и в диктатуру одного человека.

Характерными чертами советской политической системы становятся сверхцентрализация, командно-репрессивные методы функционирования государственного механизма, однопартийность, сращивание партийных органов с государственными, огосударствление общественных организаций.

В ходе внутрипартийной борьбы 20-х гг. все чаще решения коллегиальных партийных органов подменяются решениями узкого круга партийных руководителей. Во время болезни Ленина все основные вопросы решались «тройкой» Зиновьев – Сталин – Каменев, затем два года роль секретного ЦК играла «семерка», в которую входили Сталин, Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков, Куйбышев и Томский.

С конца 20-х гг. в ВКП(б) ужесточается дисциплина и свертывается внутрипартийная демократия. Усиливается система секретности, поддерживая анонимность реальной власти, скрывая многие стороны работы партаппарата не только от народа, но и от самой партии. Классовое понимание демократии неизбежно привело к монополии на информацию и на истину только правящей политической партии. На основе ст. 126 Конституции СССР 1936 г. ранее существовавшая практика принятия совместных решений государственных и партийных органов на всех этапах управления приобретает официальный статус. С этого времени партийные решения фактически являются нормативными актами и воспринимаются государственными органами как обязательные для них.

Важнейшей особенностью советской номенклатуры являлся её закрытый характер. С 1932 г. номенклатурные списки должностей становятся государственной тайной. Партийные инстанции активно формировали персональный состав органов власти и управления. К концу 30-х гг. номенклатурный принцип охватил все выборные органы власти, всю систему государственного и общественного управления, хозяйственные должности, порождал частую перестановку управленческих кадров, их безответственность, партийную деспотию. При этом сам Сталин полностью контролировал списки № 1 и № 2.

Таким образом, в 30-е гг. верховной властью в СССР являлся не конституционный ВЦИК, а высшие органы партийного аппарата – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК, на заседания которых выносились практически все принципиальные политические и экономические вопросы, что лишний раз свидетельствует о тоталитарной природе складывающейся советской политической системы.

После XVII съезда ВКЛ(б) (1934 г.) наряду с решением принципиальных политических вопросов партийные органы окончательно берут на себя задачи организации и управления производством. В аппарате ЦК ВКП(б) создаются отделы по промышленности, строительству, транспорту, связи. Соответствующие структуры организуются на местах – на уровне обкомов и райкомов партии. На крупнейших стройках и заводах появляются наделенные чрезвычайными полномочиями парторги ЦК.

14 апреля 1937 г. в стране был создан новый консультативно-распорядительный орган – Комиссия Политбюро по вопросам безопасности и внешней политики. Комиссия рассматривала все соответствующие вопросы, в том числе секретные, связанные с государственной безопасностью, внешней политикой и военным строительством. В её состав вошли лишь пять человек: внешнюю политику курировал Молотов, экономическую безопасность – Каганович, оборону – Ворошилов, кадровую политику и НКВД – Ежов. В известной мере эти новации носили вынужденный характер: слишком неповоротлив был ©бюрократизированный и коррумпированный государственный аппарат. Попытки опереться на партийные структуры в решении производственных вопросов окончательно приводят к огосударствлению правящей партии, к превращению Советов в декоративные учреждения.

Немаловажную роль в формировании тоталитарной политической системы играло стремление самого Сталина к единоличной власти.

Логическим продолжением процесса концентрации власти стало создание «секретариата тов. Сталина». Первоначально его роль была чисто технической, но по мере концентрации власти она резко возросла, поставив этот внеконституционный институт над всеми высшими органами партии. Это учреждение фактически становится высшим исполнительным органом партии, проводящим кадровые перестановки в верхних эшелонах власти: партии, правительстве, силовых ведомствах. Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики предрешались, таким образом, до их передачи в высшие органы партии и затем просто утверждались Секретариатом ЦК, Оргбюро и Политбюро. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина: К. Е. Ворошилов, который с ноября 1925 г. становится наркомом по военным и морским делам, Г. Г. Ягода, возглавивший в 1926 г. ОГПУ, В. М. Молотов, занявший пост Председателя Совнаркома СССР в декабре 1930 г.

На протяжении 30-х гг. происходит усиление карательно-репрессивного аппарата, непрерывно расширяются функции милиции, растет её численный состав. В конце 1930 г. она передается в состав ОГПУ для использования её сети в интересах политического сыска. С введением в 1932 г. паспортной системы и обязательной прописки граждан на милицию возлагаются обязанности контроля за соблюдением паспортного режима.

В 1934 г. формирование мощного репрессивного аппарата завершается. В НКВД СССР входят бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление пограничных и внутренних войск, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ) и ряд других ведомств. Объединенный наркомат получает в свое ведение все силовые структуры (за исключением армейских): конвойные и железнодорожные войска, части особого назначения. За десятилетие численность внутренних войск возрастает в четыре раза (до 200 тысяч к началу 40-х гг.).

К режиму личной власти. С ликвидацией оппозиции достигает пика режим тотального контроля над обществом. Распространение системы контроля из центра к периферии достигалось созданием во всех местных партийных организациях специальных отделов, подчиняющихся непосредственно сталинскому секретариату. В их задачу входило наблюдение за парторганизациями и представление регулярных отчетов о них. Обмен информацией между центром и периферией также велся по каналам спецотделов.

Невозможность для сталинского руководства опереться на авторитет традиций, а также демократически выраженную волю большинства населения вызывает необходимость сознательного культивирования личности Сталина.

Его канонизация начинается через год после смерти Ленина – в 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград. Затем появляются Сталинск, Сталинири, Сталинабад и т. д. Уже на XIV съезде благодаря выступлению К. Е. Ворошилова партийная линия отождествляется с личностью Сталина, приобретает вполне определенную форму: «Тов. Сталину, очевидно, уже природой или роком суждено формулировать вопросы несколько более удачно, чем какому-либо другому члену Политбюро». К началу 30-х гг. любое слово Сталина воспринималось как откровение, как прямое руководство к действию.

Таким образом, к концу 30-х гг. в стране завершается формирование целостной советской командной системы. Она приобретает устойчивость и способность решать стоявшие перед страной задачи.

Отключение рыночных механизмов в результате масштабной национализации и построение жесткой иерархии управления позволило сталинской верхушке осуществить масштабные структурные маневры, оперативно перебрасывать ресурсы из одного сектора экономики в другой. При больших мобилизационных возможностях сталинский властный механизм имел целый ряд существенных недостатков. В нем прежде всего отсутствовали внутренние пружины саморегуляции и самонастройки. Любое изменение в системе исходило сверху. Ответственность в этих условиях представляла собой угрозу для исполнителей, поэтому она делегировалась снизу на самый верх. Как следствие, Центр был перегружен делами, отсюда нерациональность его деятельности, волокита, крайняя зависимость принимаемых решений от воли вождя.

Два лица советской Конституции. 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов, созванный «ввиду особой важности» вопроса, принял текст новой советской Конституции.

По сравнению с Конституцией 1924 г., Основной закон 1936 г. содержал много нового. Важнейшей новацией являлась реорганизация органов советской власти. Упразднялись областные и республиканские съезды Советов. На базе ЦИК СССР был создан новый орган власти – двухпалатный Верховный Совет, осуществляющий все законодательные и иные полномочия Союза ССР. Вместо Президиума ЦИК был создан Президиум Верховного Совета. На местах избирались районные, городские, областные, республиканские Советы. При этом законодательно была закреплена в качестве конституционной основы власти роль ВКП(б), которая, согласно ст. 126, представляла собой руководящее ядро всех общественных и государственных организаций трудящихся. Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. Провозглашались в Конституции и все основные политические права: свобода слова, свобода печати, свобода собраний, неприкосновенность жилища. Новая Конституция прежде всего преследовала внешнеполитические цели: перед лицом надвигающейся военной угрозы со стороны нацистской Германии руководство страны не исключало возможности обращения за поддержкой к западным демократиям. Принятие основных демократических прав личности и создание демократических политических институтов должны были создать в мире иллюзию эволюции советской системы в направлении западных конституционных государств.

В реальной жизни пределы декларируемых Конституцией прав и свобод определялись одним из пунктов ст. 58 УК РСФСР (о контрреволюционной пропаганде), содержание которой было настолько широко сформулировано, что позволяло подвести под контрреволюционную пропаганду любую критику любого должностного лица.

Основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период Гражданской войны и интервенции. В молодом советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков, члены которой возглавили армию, промышленные предприятия, государственные учреждения и т. д. Таким образом, произошло сращивание партийного и государственного аппаратов. В 20-х годах этот процесс был фактически завершен: наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП(б) и только после этого закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов, которые возглавляли так же члены ЦК М. И. Калинин (председатель ВЦИК с марта 1919 г.), Л. Д. Троцкий (нарком по военным и морским делам), Л. Б. Каменев (заместитель председателя СНК), И. В. Сталин (нарком по делам национальностей) и др. РКП(б) стала ядром политической системы общества. Это привело к еще одной существенной особенности политической системы в СССР – фактическом отсутствии разделения властей на независимые ветви (исполнительную, законодательную, судебную). Ни правительство, ни Верховный совет не могли принять решений отличных от директив коммунистической партии. Формально все советские конституции провозглашали, что власть принадлежит народу в лице выборных Советов. Однако на деле это была всего лишь декларация, депутаты послушно голосовали за принятые партией установки. Утверждение в конце 20-х годов единоличной власти Сталина привело к складыванию культа личности. По всей стране Сталину воздвигались памятники, его именем назывались колхозы, улицы, школы и города. По существу, он стал богом еще при жизни. Газеты были полны хвалебных статей о мудром руководстве «вождя, учителя, друга». «Пусть живет отец, да здравствует наш отец родной – Сталин-солнышко!» – писала «Правда» в марте 1939 г.

Государство в лице коммунистической партии играло огромную роль в жизни общества, стремясь контролировать все сферы его жизнедеятельности через созданную систему массовых организаций (пионерские и комсомольские организации, профкомы, месткомы, женсоветы, объединения ученых, физкультурников, художников и пр.). Созданная система поддерживалась широкими репрессивными акциями, и конец 1930-х годов стал, пожалуй, самой кровавой страницей в советской истории. В 1936 г. состоялся первый процесс над внутрипартийной оппозицией – Г. Зиновьевым и Л. Каменевым. Список обвинений был длинным и тяжелым: убийство 1 декабря 1934 г. С. Кирова (секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП (б)), заговор с целью убийства Сталина и свержения советской власти. Всем им был вынесен суровый приговор – расстрел. Репрессии ширились, в обыденный обиход прочно вошло словосочетание «враг народа». С декабря 1934 г. был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел: следствие длилось 10 дней, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались. К концу 30-х годов маховик репрессий был запущен на полную мощность: в 1937 г. состоялся суд над большой группой высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским (всего 40 тыс. офицеров Красной армии), а в 1938 г. были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

В 1936 г. была принята новая Конституция, в которой Советский Союз объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян. Ведущая роль при этом отводилась рабочему классу. Все эксплуататорские классы признавались ликвидированными. Сталинская модернизация требовала огромного количества рабочей силы, что привело к росту городского населения, однако не улучшило его социального положения. В апреле 1929 г. была введена карточная система на многие виды продовольствия, позднее она распространилась и на промышленные товары. В 1929 г. рабочему полагалось: 600 г хлеба в день (членам семьи по 300 г), 1 кг сахара в месяц, 30-36 м ситца в год. Проявление недовольства жестко подавлялось – рабочих увольняли, что влекло за собой лишение карточек, выселение из общежитий, арест. На страницах периодической печати все трудности объяснялись «вредительством», рабочих призывали быть бдительными. По стране прокатились судебные процессы: «шахтинское дело» (1928), «дело врачей» (1933) и др. Отмена карточек в 1935 г. не привела к улучшению жизни. Если в 1913 г. среднемесячная заработная плата рабочего позволяла купить 53 кг мяса, то в 1935 г. – всего 19 кг. Результатом раскулачивания и коллективизации стало устранение социальной градации в крестьянской среде: исчезли кулаки, середняки и бедняки. Положение крестьянства было крайне сложным и тяжелым. На протяжении 30-х годов существовали твердые цены на зерновые, тогда как цены на промышленные товары постоянно увеличивались. Это приводило к разорению колхозов, переводу их в разряд должников. Доходы колхозников исчислялись трудоднями, деньгами труд колхозников практически не оплачивался. С 1935 г. колхозникам было разрешено иметь приусадебный участок, корову, двух телят и свинью с поросятами. Тем не менее крестьяне в 30-х годах продолжали оставаться самой бесправной категорией населения. Они были лишены свободы передвижения и выбора занятий, поскольку не имели паспортов. По сути, это было восстановление крепостного права. Между классом рабочих и классом крестьян по Конституции 1936 г. признавалось существование трудовой, или народной, интеллигенции – «прослойки». Официальная статистика причисляла к этой группе чиновников, учителей, врачей, инженеров и пр. В социальной структуре советского общества в 1930-е годы сформировалась еще одна группа, получившая название «номенклатура». Формально, будучи равноправными гражданами общества, номенклатурные работники фактически имели огромные преимущества перед всеми остальными, пользуясь в условиях ограниченных средств многими материальными льготами.

Номенклатура (от лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – перечень наиболее важных должностей в государственных и общественных организациях СССР, назначение на которые осуществлялось решением партийных организаций соответствующего уровня. Номенклатурный принцип формирования управленческого аппарата начал складываться сразу после прихода в октябре 1917 г. большевиков к власти и просуществовал до конца 1980-х годов.

В исторической науке, как в России, так и за рубежом, неоднократно предпринимались попытки определить характер сложившейся в 1920-1930-е годы советской политической системы.

Первая точка зрения. В СССР было создано реальное социалистическое общество.

Вторая. После октября 1917 г. Россия стала первой страной в мире, начавшей переход к социализму. Однако в силу ряда причин была создана особая его модель – сталинская, характеризовавшаяся сосредоточением власти в одних руках. Эту модель по-разному называют в исторической науке: феодальный социализм, казарменный социализм, государственно-бюрократический социализм, грубый социализм.

Третья. В СССР был построен государственный капитализм, где эксплуатация государства была жестче, нежели при капитализме «чистом».

Четвертая. На рубеже 20-30-х годов в СССР сформировалась тоталитарная система управления, венцом которой была личная власть Сталина (культ личности). Черты тоталитарной системы: однопартийность; отсутствие разделения властей; единообразие всей общественной жизни и др. Пятая. Ее сторонники оценивают политическую систему в СССР с позиций цивилизационного подхода, отмечая преобладание в ней восточных черт (сильная вертикаль власти, сосредоточение ее в руках одного человека, отсутствие диалога власти и общества и др.).

Отметим, что социально-политическая система, сложившаяся в СССР к концу 1930-х годов, была довольно противоречива. В сжатые сроки, невероятным напряжением всех сил общества было создано сильное индустриально развитое государство – сверхдержава, способная конкурировать со странами Запада. Однако высокие темпы экономического роста были обеспечены за счет сверхцентрализации отраслей народного хозяйства, создания системы административно-командного управления, огосударствления всех сфер жизни общества, в том числе и частной жизни граждан. Широкое провозглашение демократических свобод (Конституция 1936 г.) сочеталось с массовыми репрессиями; применение принудительного труда заключенных – с энтузиазмом стахановского движения. Неоднозначный характер происшедших в СССР перемен отчетливо проявится в период страшного испытания для советского народа – в годы Великой Отечественной войны.

Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2785;

Добавить комментарий