В средние века постепенно начали складываться основы будущих национальных правовых систем.
За несколько веков в странах Западной Европы происходит переход от варварских (племенных) обычаев к феодальным правовым обычаям, имеющим не персональный, а территориальный принцип действия.
Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан, крестьян.
Особое место занимало каноническое право, возникшее как право христианской церкви. В 16 в. Реформация ослабила влияние церкви и канонического права.
Поскольку большинство стран Западной Европы возникли на обломках Римской империи, важную роль на правовые национальные системы сыграла рецепция римского права, то есть его восприятие средневековыми государствами. Римское право имело точные и готовые правовые нормы, регулирующие вопросы частной собственности и торгового оборота. Рецепцию РП поддержала и церковь, и королевская власть.
В конце 5 в. в Северной Галлии (современная Бельгия и Северная Франция) образовалось государство франков, наиболее мощного союза северогерманских племен, которые называли себя еще салическими (приморскими). Ранее, с середины 4 в. франки, находясь в федеративных связях с Римом, получали за службу (охрана границ империи) земли империи. Таким образом, они имели возможность изучать способы и формы управления государством, знали латынь и римское право.
Все земли, принадлежавшие ранее римскому императору и его сторонникам, были конфискованы и объявлены королевской, то есть государственной собственностью.
Особенностью образования государства франков является то, что франки заимствовали у римлян готовые формы управления государством. Вторая особенность заключается в том, что у франков сразу после первобытнообщинной организации возникло не рабовладельческое, а феодальное государство.
Военная организация
Раннее государство франков было слабо централизованным, имело черты военной демократии. Военный вождь одновременно являлся королем. Постепенно общинные формы управления трансформируются в государственные.
Дружинники короля, племенные вожди превращаются в должностных лиц, наделенных судебной, административной, фискальной и военной властью. Общеплеменные народные собрания уже не функционируют, а сменяются смотрами боевой готовности – «мартовскими полями», во время которых король обнародовал свои эдикты, а также испрашивал мнение своих дружинников, искал поддержки, совета по важным вопросам, решение которых зависело от воли ополчения.
При короле формировалась центральная администрация, состоящая из назначаемых королем должностных лиц из числа дружинников и земельных собственников.
Главным должностным лицом в королевской администрации становится дворцовый граф – майордом, в обязанности которого входили судебные функции, руководство поединками, контроль за выполнением приговоров.
Одним из важных полномочий королевской власти было пожалование земель, в основном королевским дружинникам на правах аллода (владение, пользование, распоряжение). В силу этого, формируется целое сословие крупных землевладельцев, которые уже принимали непосредственное участие в управлении государством. Постепенно все большую власть присваивает Королевский Совет, состоявший из представителей служилой знати и высшего духовенства. Без его согласия король фактически не мог принять ни одного серьезного решения. С ослаблением власти короля все большую независимость приобретают графы, герцоги, епископы. Они начинают присваивать в своих землях налоги, пошлины, судебные штрафы.
С середины 7 в. власть переходит в руки майордома, происходит смена династии Меровингов на Каролингов. Один из них, майордом Карл Мартелл, был крупным землевладельцем, уже фактически правил страной. Стремясь избежать ошибок предшественников, раздаривших государственные земли, он провел земельную реформу:
— земли теперь жаловались не в собственность, а во владение взамен службы королю (сеньору, сюзерену). Вассал обязан был нести службу, иначе земля у него изымалась. В случае смерти вассала владение могло быть закреплено за его наследниками на тех же условиях.
Начался процесс формирования 3-х основных сословий: крупных феодалов, их вассалов и крестьян.
Если Меровинги опирались на общину, ополчение, свободного крестьянина, то Каролинги – на своих вассалов. На смену раннефеодальной монархии пришло сеньориальная монархия.
В 843 г. Верденским договором было положено начало самостоятельному существованию 3-х европейских государств: Франции, Германии, Италии (империя была разделена между внуками Карла Великого).
Военная организация
На ранних этапах развития Франкского государства, когда ополчение состояло из народа, существовала всеобщая воинская повинность.
Но нашествие арабов в 7 в. способствовало введению конной армии, что повлекло большие затраты на ее содержание. Еще Карлом Мартеллом была проведена реформа армии, цель которой – сделать армию более профессиональной. За службу всем воинам давалась земля на срок службы. Обязанность снаряжать себя была возложена на самих военных, что было под силу лишь состоятельным. Постепенно армия превращается в конное войско, а служба в ней становится привилегией крупных и средних земельных собственников. Сформировалось сословие всадников, которые называли себя шевалье или рыцарями. Единственным их занятием была служба своему сеньору и война. Благодаря системе вассалитета рыцари были включены в систему держания земли и тема самым – в систему управления.
Самым важным и древним источником права на всем протяжении истории франского государства являлась Салическая правда, первоначальный текст которой не сохранился.
СП не свод законов и не кодекс, а перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества.
Судебный процесс мог начаться только по инициативе потерпевшего и имел состязательный характер.
Главенствующим видом наказания был выкуп – штраф. Его размер зависел от значимости преступления, его последствий.
К штрафам осуждались свободные франки. Несвободные (литы, рабы) наказывались смертью. Преступления против детей и женщин карались более строго, чем совершенные против мужчин.
СП содержит следующие виды преступлений:
— убийство,
— разбойное нападение, телесные увечья,
— кража, грабеж,
— незаконное вторжение в дом, луг, поля,
— изнасилование, прелюбодеяние и др.
Салическая правда регулировала правовое положение различных социальных групп.
Франкское общество состояло из:
— свободных (графы, рыцари, римские свободные землевладельцы, священники);
— полусвободных (колоны и литы);
— рабов (сервы).
Оставшееся от римлян в наследство рабство официально не было отменено. Сервы, между тем, имели земельный надел, семьи. Франки занимали более привилегированное положение, чем римско-галльское население.
Брачно-семейные отношения
Брак заключался в форме покупки невесты. Условия заключения брака:
1. достижение брачного возраста: 14 для жениха, 12 для невесты,
2. согласие отца (опекуна),
3. не должны находиться в близкой степени родства.
Разводы вначале допускались, но после укрепления христианства были запрещены (744 г.). Мужчина мог требовать развод в случае совершения женой преступления или ее измены. Если муж бросал жену, он обязан был оставить часть имущества ей и детям.
Приданое жены становилось ее собственностью, которой она могла распоряжаться. В случае смерти мужа жена наследовала значительную часть общесемейного имущества.
По СП имущество наследовали сыновья и дочери равными долями. При отсутствии детей имущество переходило отцу, матери, брату, сестре и другим родственникам по отцовской линии.
Обязательственное право
Во франкском государстве были распространены договоры займа, купли-продажи, поручения и др. Договоры заключались между свободными или полусвободными. Сделки оформляли судьи, особые государственные чиновники. Существовали долговые расписки и книги. Основными способами обеспечения обязательства служил заклад вещи, поля, личности должника, поручительство.
Начало средневековья совпало с массовым переселением народов. Великая миграция захватила гуннов, германцев, славян, арабов. Возникали и распадались этнические группы. Границы Римской империи беспрерывно атаковали так называемые варвары. В их числе были германские племена и салические франки. Их организация и отношения власти в них строились на переплетении традиций военно-родового строя германцев и институтов римской государственности.
Важным катализатором исторического развития были частная собственность, унаследованная от античности и христианская религия, которая распространилась в большинстве германских племен в 4 в.В Европе в период варварских государств, когда формирующийся класс земельных собственников-феодалов сплачивается вокруг королевской власти, первые государственные образования приобрели форму раннефеодальных монархий. Развитие феодальных отношений привело к усилению децентрализации государственной власти, к феодальной раздробленности.
Способом поддержания государственной власти стали договорные отношения, построенные на принципе сюзеренитета-вассалитета. Средневековое государство в Западной Европе 9-13 вв. превратилось в великое множество государств-поместий и приняло форму сеньориальной монархии.
13-15 вв. — тенденции к консолидации государства вокруг короля, который, в свою очередь, искал поддержку у представителей богатых сословий. Этот период средневековых западноевропейских государств получил название сословно-представительной монархии.
В 16-18 вв. (период позднего средневековья) государства в Европе вступили в стадию абсолютных монархий: королевская власть опиралась на военно-полицейскую силу, бюрократический аппарат, устраняла политическую оппозицию. Падение абсолютизма привело к началу Нового времени истории, представительной демократии.
Христианская религия во многом способствовала централизации государственной власти, ее усилению. Короли подносили церкви большие дары, чаще в виде землевладений. Церковь постепенно превращалась в крупного землевладельца, в самостоятельный политический институт, претендующий на государственную власть.
Симбиоз государственной и церковной власти привел к образованию в средневековой Западной Европе специальных церковных трибуналов, призванных защищать устои христианской веры, бороться с еретиками. Суды инквизиции отвергали дохристианские виды судебных доказательств — ордалии, пытались ввести рациональное начало в судебный процесс (письменное судопроизводство). Вместе с тем, инквизиция ввела презумпцию вины, ряд жестоких пыток.
Основные черты средневекового права в Западной Европе
В средние века постепенно начали складываться основы будущих национальных правовых систем.
За несколько веков в странах Западной Европы происходит переход от варварских (племенных) обычаев к феодальным правовым обычаям, имеющим не персональный, а территориальный принцип действия.
Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан, крестьян.
Особое место занимало каноническое право, возникшее как право христианской церкви. В 16 в. Реформация ослабила влияние церкви и канонического права.
Поскольку большинство стран Западной Европы возникли на обломках Римской империи, важную роль на правовые национальные системы сыграла рецепция римского права, то есть его восприятие средневековыми государствами. Римское право имело точные и готовые правовые нормы, регулирующие вопросы частной собственности и торгового оборота. Рецепцию РП поддержала и церковь, и королевская власть.
§ 2. Основные черты средневекового права в Западной Европе
Средние века — это эпоха, когда в рамках складывающихся национальных государств постепенно формируются основы будущих национальных правовых систем. Этот длительный процесс завершается в большинстве стран уже в следующую историческую эпоху — в Новое время. Но именно в средние века определяются контуры и будущих крупных мировых правовых систем (семей права) — континентальной и англосаксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты.
Исходный «строительный материал» средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к правовым обычаям феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI–XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. К этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной.
Правовые обычаи достаточно органично интегрировались в феодальные отношения, закрепляли все их основные виды. Прежде всего обычай (часто обычай-договор) регулировал личностные и поземельные связи между самими феодалами-сеньорами и вассалами (ленное право). В равной мере правовые обычаи охватывали отношения между феодалами (собственниками земли) и крестьянами, ее держателями. Эта часть правовых обычаев (манориальное право) в наибольшей степени отражала зависимое положение крестьян, привязанных к земле и вынужденных работать на собственника (манора).
Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и в другие жалованные грамоты, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи даже при сохранении местных различий отличались тождественностью многих своих институтов и подходов. И это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему. Так, в XI веке появляются первые сборники (обычно в городах) с изложением основных принципов феодального права. Примером могут служить «Обычаи Барселоны» (1068 год), а также работа миланского ученого Умберто де Орто под названием «Обычаи феодов», в которой автор по существу впервые сделал попытку систематического изложения обычного феодального права. В более поздний период появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления («Саксонское зерцало» в Германии, «Кутюмы Бовези» во Франции и т. д.).
Реально действовавшие вплоть до буржуазных революций правовые обычаи, получившие основательную доктринальную обработку, стали одним из элементов национальной правовой культуры в общеевропейском масштабе.
Особую роль в становлении общеевропейской правовой культуры сыграло городское право. В основном это было писаное право. Его положения фиксировались городскими статутами, королевскими или иными сеньориальными хартиями, пожалованными городу.
Городское право, несмотря на закрепление в нем некоторых чисто феодальных институтов, по своему основному содержанию не являлось феодальным правом, оно скорее предвосхищало будущее буржуазное право, разрабатывало именно его принципы. Города широко использовали различные сборники международного торгового права и морских обычаев, составленные в городах Италии, Испании и т. д., и тем самым внесли заметный вклад в формирование единых правовых традиций в странах Западной Европы.
Особое место в процессе формирования общеевропейской правовой культуры в средние века занимало каноническое право. Оно возникло первоначально как право христианской церкви в целом. Затем, после раскола церкви сложились две самостоятельные ветви канонического права. В Западной и Центральной Европе каноническое право получило под влиянием «папской революции» особенно большое развитие и превратилось в самостоятельную и эффективно действующую систему средневекового права. Восточная ветвь канонического права, оформившаяся в рамках греко-православной церкви, действовала в Византии, а также в ряде других стран Юго-Восточной и Восточной Европы, но не имела здесь такого авторитета, как каноническое право на Западе.
Большая значимость норм канонического права в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право здесь разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством, о политической силе которых уже говорилось. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных границ и соединяло в единое целое всех католиков. Каноническое право отличалось также широтой регулируемых им общественных отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и светской жизни, было обязательным как для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями уходило в античность, в греческую философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало в себя и передало последующим поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло свое отражение в формуле: «церковь живет по римским законам» (ecclesia vivit legae romanae).
Источники канонического права («старого права» — jus anti-quurn) восходят к раннехристианской литературе (Священное писание, Деяния Святых Апостолов, Послания к римлянам и др.). После эдикта императора Константина о свободном исповедании христианства (313 год) нормы церковного права (jus ecclesiasticum) закреплялись в императорских законах, в писаниях отцов церкви (Св. Августина и др.), постановлениях региональных и вселенских церковных соборов, где был установлен ряд основных догматов христианства и правил церковной жизни (начиная с Никейского в 325 году). Каноническое право развивалось также в решениях римских пап, получивших позднее название декреталий и сводившихся в особые сборники. Из них наибольшую известность получил сборник Дионисия младшего (середина VI века). По решению Карла Великого в 802 году данный сборник получил официальное признание во Франкском государстве. В середине IX в. под видом собрания декреталий первых римских пап был составлен сборник декреталий, приписываемый испанскому епископу Исидору Севильскому. Эти декреталий долгое время принимались за подлинные и использовались как источник канонического права вплоть до XV в., когда они утратили свою силу и получили название Псевдоисидоровы, или Фальшивые декреталии.
В XI–XII вв. в период «папской революции» складывается «новое право» (jus novum). Именно в это время заканчивается процесс складывания канонического права в качестве самостоятельной правовой системы западноевропейского общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие «каноническое право» (jus canonicum). Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права в университетах.
Решающую роль в переходе к новому каноническому праву сыграл составленный в 1140–1141 гг. декрет Грациана («Гармония несогласующихся канонов» — Concordia discordantium canonum), в котором были сведены воедино около 3800 канонических текстов. В последующем значительный вклад в преподавание и развитие канонического права внесли путем толкования и комментирования декрета Грациана профессора канонического права (канонисты).
В XII–XIII вв. папское правотворчество получило особенно широкий размах, в связи с чем возникла необходимость дальнейшей систематизации канонического права. По указанию папы Григория IX в 1234 году был составлен сборник декреталий, не вошедших в декрет Грациана и объединенных в пяти книгах (Liber extra). В 1298 году при папе Бонифации VIII в дополнение к этому сборнику на базе более поздних церковных постановлений была создана шестая книга (Liber sextus), а при папе Иоанне XXII в едином сборнике были сведены декреталий и другие акты последующих римских пап, начиная с Климентия (Constitutiones Clementinae).
Процесс систематизации канонического права в средние века имел своим конечным результатом составление в 1500 году обширного свода, который с 1580 года был признан в качестве официального источника права римско-католической церкви. По аналогии с Кодификацией Юстиниана он получил название Свода канонического права (Corpus juris canonici). Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов и играло важную роль в правовой жизни западноевропейских стран. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т. п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т. д.
В каноническом праве содержались нормы, относящиеся к уголовному праву, в частности предусматривался список епитимий, налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления. В нем закреплялись нормы, относящиеся к договорному праву, к завещаниям, наследованию и особенно к брачно-семейным отношениям.
В XVI веке Реформация подорвала позиции католической церкви и ослабила влияние канонического права. На Тридентском соборе (1545–1563 гг.), хотя и проходившем под лозунгами контрреформации, был осуществлен коренной пересмотр норм канонического права, сужена сфера церковной юрисдикции. Собор учредил Конгрегацию, которая официально толковала нормы канонического права, в частности решения самого собора. Потесненное Реформацией каноническое право продолжало оставаться в западноевропейском обществе в Новое время не только своеобразным юридическим феноменом, но и важным духовным фактором, оказавшим непосредственное воздействие на правовую культуру и на духовную жизнь католических стран.
Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, т. е. его усвоение и восприятие средневековым обществом. После падения западной части империи римское право не утратило своего действия, но с образованием варварских государств сфера его применения в Западной Европе сузилась. Оно сохранилось прежде всего на юге, у испано-романского и галло-романского населения. Постепенно синтез римской и германской правовых культур привел к тому, что римское право стало оказывать влияние на правовые обычаи вестготов, остготов, франков и других германских народов.
Однако со временем собственно римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное и варваризированное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Наибольшую известность получил Кодекс короля вестготов Аларика II, составленный в начале VI века. Основным источником Кодекса был опубликованный еще в 438 году Кодекс Феодосия II, а также законодательство других римских императоров, Институции Гая, Сентенции Павла и т. д.
Римские тексты в Кодексе Аларика были использованы с большими сокращениями, поэтому он получил впоследствии название «бревиарий», что означало «сокращенный» (Breviarium Alarcianum). Следует отметить, что этот весьма популярный в ряде стран Европы памятник римского права нередко издавался и под другими названиями (например, Lex Romana visigothorum). С последующими изменениями и искажениями он действовал вплоть до начала широкой рецепции римского права.
Новая жизнь римского права в Западной Европе, его второе рождение, начинается в XI–XII вв. В основе этого бурно развивающегося процесса лежал целый ряд исторических факторов, среди которых особую роль сыграло оживление экономической жизни, особенно торговли. Зарождающиеся буржуазные отношения не могли пробиться сквозь гущу правовых обычаев и чисто феодального права, рассчитанного на замкнутое общество. Римское же право содержало в себе точные и готовые формулы закрепления абстрактной частной собственности и торгового оборота. Не случайно центром зарождения римского права стали города-республики Северной Италии, которые переживали в XI в. экономический подъем и представляли собой в то время наиболее развитый в хозяйственном отношении регион Европы.
Однако рецепция римского права была вызвана не только экономическим фактором, но и социальными и духовными потребностями общества, которое остро нуждалось в правовом порядке, правовой стабильности, а соответственно и в распространении юридического образования и мышления. Рецепцию римского права поддержала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство.
Рецепцию римского права в конечном счете санкционировала и королевская власть, стремившаяся к централизации, а следовательно, и к юридизации всей общественной и государственной жизни. Именно римское право в это время проявило себя как наиболее разработанное, универсальное и рациональное право, содержащее регуляторы, необходимые для общества в целом и для основных его групп.
Римское право как никакой другой фактор эпохи средневековья способствовало преодолению государственных и иных территориальных границ, созданию единого стержня европейской правовой культуры, юридической науки и образования.
Важную роль в «открытии» римского права для средневекового общества сыграли университеты Северной Италии (в Равенне, Падуе, Болонье и в других городах). После обнаружения в Пизе в середине XI в. рукописи юстиниановых Дигест (копии VI или VII вв.), получившей впоследствии название Флорентийской рукописи, в университетах начинается систематическое изучение и преподавание римского права.
Особую известность приобрел юридический факультет Бо-лонского университета, который к XIII в. насчитывал около 10 тыс. студентов практически из всех стран Западной Европы. Его основателем был один из крупнейших средневековых знатоков римского права Ирнерий (1055–1130 гг.). Созданная им школа римского права, имевшая общеевропейское значение, получила название школы глоссаторов. Само название школы установилось потому, что глоссаторы, следуя за ранними канонистами, делали свои пояснения, уточнения и т. п. по тексту юстиниановых памятников римского права в виде глосс, т. е. записей (комментариев) на полях или между строчек рукописи. Для учебных целей профессор комментировал (глоссировал) классические документы слово за словом, строчка за строчкой, ставил перед студентами вопросы, классифицировал и обобщал правовой материал. Некоторые глоссы представляли собой суммированное изложение комментируемого отрывка (так называемые брокардики), другие содержали широкие правила, выводимые из изучаемого текста (правовые максимы).
Глоссаторы составляли учебники права, включавшие краткий пересказ глосс и именовавшиеся суммами, сборники спорных вопросов, уточнений и различий понятий, а также казусов, специально подобранных для пояснения источников. Они писали и самостоятельные труды по отдельным вопросам права. Школа глоссаторов проделала огромную работу по восстановлению и обработке классического римского права, по разъяснению устаревших или ставших к тому времени малопонятными текстов и терминов, по внутреннему упорядочению правовых памятников (прежде всего Дигест).
Аналитически сопоставляя содержащийся в кодификации Юстиниана конкретный материал по тому или иному правовому вопросу, глоссаторы преодолевали казуистический характер, присущий классическому римскому праву, вводили в него широкие обобщения, создавали новую систематику. Так, посредством суммирования суждений римских юристов по отдельным видам договоров профессора-глоссаторы выработали общее понятие договора. Они четко различали личные и вещные права, создали единую концепцию вещного права в отличие от классических юристов, описывавших отдельные виды прав на вещи, более последовательно выделяли особенно важный для системы феодального землевладения институт владения и т. д. По существу именно с глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова.
Хотя деятельность глоссаторов отличалась академизмом и не оказала непосредственного воздействия на практику феодальных судов, в дальнейшем по мере распространения римского права глоссы приобретали все больший авторитет, практически равный самому глоссируемому тексту. Со временем установилось правило: «То, что не признает глосса, не признает суд».
У Ирнерия, положившего начало систематическому изучению Дигест, было большое число последователей и учеников, среди которых наибольшую известность получили Булгар, Мартин, Уго и Яков (quattuor doctores). К числу видных глоссаторов XII–XIII вв. относятся также Рогедио, Бургундио, Родже, Ацо, Унголин и др. Деятельность глоссаторов подготовила почву для изучения и преподавания римского права и за пределами Италии, в том числе в Оксфордском университете в Англии (Вакарий).
Последним выдающимся представителем глоссаторов был Аккурций, который около 1250 года опубликовал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников, сделанные по тексту Кодекса, Дигест и Институций Юстиниана. Этот сборник, который насчитывал 96 940 глосс, получил название glossa ordinaria («расположенная в порядке») или glossa magistralis («учительская»). Он превосходил по своей масштабности и тщательности обработки материала, по четкости плана и устранению противоречий и т. д. все предшествующие работы глоссаторов. Этот сборник, который впоследствии стали называть «Большая глосса» или даже просто «Глосса», в течение нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.
С «Большой глоссы» Аккурция школа глоссаторов прекратила свое существование, уступив в последующем место постглоссаторам — новому поколению итальянских профессоров римского права. Наиболее известными среди них были Синус де Пистойя (1270–1339 гг.), Бартол де Сассоферрато (1313–1357 гг.), Балдус де Убалдис (1347–1400 гг.). Но самым выдающимся постглоссатором был Бартол, по имени которого саму школу нередко называли бартолистами. Становление этой школы было связано с новым экономическим и культурным подъемом в Италии и в ряде других стран Западной Европы, который породил острую потребность в преодолении феодального правового партикуляризма, в распространении вневременного и абстрактного права. Именно таким правом благодаря постглоссаторам и предшествующей деятельности глоссаторов стало римское право, которое рассматривалось как «писаный разум».
Постглоссаторы не проявляли интереса к классическому римскому праву. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отдельных отрывков из кодификации Юстиниана, содержавшихся в работах глоссаторов, с целью выведения так называемого общего мнения ученых (communis opinio doctorum). Такая обработка римского права, хотя и отличалась крайней схоластичностью, способствовала превращению его в теоретическую базу формирующихся национальных правовых систем (даже в Англии, которая не знала рецепции римского права как таковой).
В своих комментариях постглоссаторы нередко отступали от первоначальных конструкций римского права, но провели большую работу по его согласованию с нормами средневекового канонического, городского и обычного права. Именно в системной обработке римского права, осуществленной постглоссаторами, оно вышло за рамки простого «права ученых» и было воспринято судебной практикой в большинстве стран Западной Европы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
В Средние века и Новое время в Европе сформировались национальные государства и национальные правовые системы. Между ними достаточно много различий, но и много общего. И это неудивительно, ведь они развивались в схожих условиях.
Падение Западной Римской империи означало гибель цивилизации, достигшей наивысшего развития в эпоху Древнего мира. Западноевропейское общество надолго было отброшено назад. Несмотря на утрату многих духовных ценностей, Средневековье не было регрессом в развитии Европы и мира в целом. В это время были созданы новые, неизвестные ни античной, ни восточной цивилизации перспективные формы экономической, социальной и политической жизни.
В итоге они привели западные страны на лидерские позиции в Новое и Новейшее время.
Но сейчас мы изучаем не развитие западноевропейской цивилизации вообще. Нас интересует история права.
Для варварских народов, которые осели на территории прежней Римской империи, античное право не представляло какого-либо интереса. Их общества находились на стадии разложения общинного строя. Тех отношений, которые могли бы регулироваться римскими законами, у них просто ещё не сложилось. Варварам вполне достаточно было собственных правовых обычаев, которые передавались из поколения в поколение в устной форме. Однако формирование государств требовало их письменной фиксации.
В VI–IX веках в варварских королевствах появились собственные сборники законов: Салическая, Бургундская, Саксонская, Баварская, Алеманнская и другие правды. «Правдами» их традиционно называют российские исследователи по аналогии с Русской правдой. Официальное их название другое. Например, Салическая правда называлась Pactus legis Salicae – Салический закон.
Этот сборник законов салических (западных) франков был составлен при короле Хлодвиге Первом в начале VI века.
Первоначальный текст Салической правды дополнялся капитуляриями.
Капитулярии – законы и указы франкских королей из династий Меровингов и Каролингов. Король оглашал их на собрании высших должностных лиц как распоряжение, обязательное к исполнению. Например, «Капитулярий о поместьях» Карла Великого – это инструкции по управлению королевскими земельными владениями. В числе прочего в нём называются 72 растения, которые в обязательном порядке должны были выращиваться на монастырских землях.
Нормы Салической правды – это, в основном, перечисление наказаний за различные правонарушения. Отметим, что на принцип талиона нормы уже не опираются. За все преступления, включая убийство, предусматривается денежный штраф.
«Если кто украдёт молочного поросёнка и будет уличён, присуждается к уплате <…> трёх солидов».
«Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличён, присуждается к уплате <…> шестидесяти трёх солидов».
«Если кто лишит жизни свободного человека или уведёт чужую жену от живого мужа, присуждается к уплате <…> двухсот солидов».
Солид – денежная единица (монета), заимствованная франками у римлян. В VI веке за три солида можно было купить корову – «здоровую, зрячую и рогатую». Так что совершение преступлений было дорогим удовольствием.
Салическая правда предусматривала ответственность семьи за своего проштрафившегося члена. Если убийца не мог уплатить штраф, то эта обязанность переходила на родственников со стороны отца и матери. И только в том случае, если никто в роду не имел таких денег, штраф за убийство оплачивался жизнью.
Законы франков регулировали семейные отношения, наследование, исполнение долговых обязательств, передачу имущества. Предосудительным считалось оскорбление чести и достоинства.
«Если кто назовёт другого уродом, присуждается к уплате трёх солидов».
«Если кто назовёт другого доносчиком или лжецом и не сможет доказать, присуждается к уплате <…> пятнадцати солидов».
Среди норм Салической правды были и процессуальные. Они описывали, как должно проходить расследование, перечислялись наказания за лжесвидетельствование и неявку в суд. Отдельная глава была посвящена выкупу руки от котелка.
Если обычных доказательств или свидетельских показаний не было или не хватало, для того, чтобы принять обоснованное решение, проводилась ордалия – Божий суд.
Обвиняемый должен был доказать свою невиновность, пройдя через испытание. Его руку опускали в котелок с кипящей водой, затем накладывали повязку и опечатывали её. Если через три дня рука заживала, человек признавался невиновным.
Ордалии были широко распространены в средневековой Европе. Это могло быть испытание огнём, раскалённым железом или холодной водой. Последнее часто применялось по отношению к тем, кого обвиняли в ведовстве. Связанного по рукам и ногам человека бросали в воду. Если он тонул, его вытаскивали и оправдывали (если успевали откачать). Если же вода не принимала его, то признавали виновным и казнили.
Разновидностью ордалии были судебные поединки между противостоящими в суде сторонами. Если обвиняли женщину, то за неё мог вступиться любой желающий. Отголоски этих средневековых обычаев нашли отражение в дуэлях, которые продолжались и после того, как ордалии были отменены.
В Салической правде нашло отражение и формирующееся социальное неравенство. Причём речь шла не только о различиях в положении рабов и свободных. Вспомним ещё раз, что за убийство свободного человека присуждался штраф в двести солидов.
Если речь шла о человеке, находившемся на службе у короля, штраф выплачивался в тройном размере – шестьсот солидов. Также оценивалась жизнь священника, а за убийство графа нужно было заплатить тысячу восемьсот солидов.
С развитием феодальных отношений в странах Западной Европы формировалось ленное и манориальное право. Ленное право – комплекс норм, которые регулировали отношения внутри сословия феодалов-землевладельцев: между сеньорами и вассалами. Манором называли феодальное поместье. Манориальное право регулировало отношения феодалов и крестьян, которые обрабатывали их землю.
Особое место занимало каноническое право. Католицизм, получивший преимущественное распространение в Западной Европе, был единой организацией. Поэтому те правила, по которым жила католическая церковь, были универсальными. Это в немалой степени способствовало сближению правовых систем отдельных государств. Каноническое право регулировало не только отношения внутри сословия духовенства, но и многие вопросы духовной и светской жизни мирян. Вспомним хотя бы о суде инквизиции.
Католический церковный суд был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Хотя борьба с еретиками велась и до этого. Апогея деятельность инквизиции достигла в Испании в конце XV века. Великим инквизитором Испании был тогда Томас де Торквемада. В 1559 году был учреждён «Индекс запрещённых книг». В соответствии с ним осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира.
Каноническое право было единственным в средневековой Западной Европе, где сохранялись римские юридические традиции. В XII веке они оказались востребованными не только в церкви.
Второе рождение римского права было связано с оживлением экономической жизни, особенно торговли, в европейском Высоком Средневековье. Правовые обычаи и феодальное право не давали возможности регулировать зарождающиеся буржуазные отношения. Нормы римского права закрепляли понятие частной собственности, имущественных сделок, связанных с торговым оборотом. Неслучайно его возрождение началось в Северной Италии. Торговые города-республики, расположенные здесь, в XI веке переживали экономический подъём.
Важную роль в «открытии» и рецепции (принятии на государственном уровне) римского права сыграли университеты Северной Италии: в Равенне, Падуе, Болонье.
В Средние века начали складываться и принципы будущего буржуазного права.
Развитие ремесла и торговли вызвало у горожан желание покончить с произволом короля и феодалов, добиться надёжной защиты своих прав. Прежде всего права свободно распоряжаться собственностью и заниматься (как бы мы сейчас сказали) предпринимательской деятельностью. Города добивались самоуправления – вооружённой борьбой или деньгами. Наибольшую известность получило Магдебургское право (по названию немецкого города, который первым его добился).
Отношения между ремесленниками и торговцами регулировали особые нормы. Вероятно, вы помните, например, что такое цехи и цеховые правила?
В том же веке, когда сложилось Магдебургское право, в Англии появился ещё один документ, который провозглашал автономию личности от государства и власти. Не всех, правда, личностей, но лиха беда начало! Речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.
Хартии, дарующие определённые права и привилегии, английские монархи издавали и раньше. Но делали это исключительно по своей доброй воле. Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного вынудили подписать мятежные бароны. Надо сказать, король сам был виноват в мятеже. Чтобы продолжать войну с Францией, вернуть потерянные владения в Нормандии, требовались деньги, большие деньги. В казне их не было. И Иоанн обложил своих подданных новыми поборами. Без всяких оснований лишал своих вассалов феодов, объявлял леса, ранее находившиеся в общественном пользовании, королевскими. Окончательно угробила репутацию короля в глазах подданных капитуляция в конфликте с римским папой. Король вынужден был признать себя его вассалом.
Бароны отреклись от верности Иоанну и подняли восстание. В мае 1215 года они захватили Лондон. Король вынужден был пойти на переговоры и 15 июня поставил свою подпись под петицией баронов.
Хартия подтверждала вольности различных групп свободного населения. Кое-что из них до сих пор имеет юридическую силу в Великобритании.
«Ни один свободный человек не будет арестован или заключён в тюрьму, или лишён владения <…> иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их».
В документе содержались также запрет на нарушение указанных свобод со стороны короля и его чиновников и гарантии на случай неисполнения хартии.
В 1679 году парламент Англии принял ещё один эпохальный законодательный документ – Хабеас корпус акт.
Он определял правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении. С этого времени каждый гражданин, задержанный правоохранительными органами, мог требовать судебной проверки законности ареста.
Права и свободы личности, гарантия их защиты со стороны государства утверждались в ходе буржуазных революций и закреплялись в конституциях. Но первая конституция Нового времени была принята на другом континенте – в Северной Америке. Об этом мы поговорим в другой раз. А пока подытожим.
Развитие права в средневековой Западной Европе начиналось с письменной фиксации правовых обычаев. Позже они дополнялись законодательными актами монархов.
Единой для всех сословий системы законов не существовало. Отношения в разных сферах общественной жизни регулировали нормы ленного, манориального, городского, канонического права. В разных странах они были во многом схожи, так как развитие западноевропейской цивилизации шло, по большому счёту, в одном направлении.
Общность европейских правовых систем подкреплялась и их опорой (начиная с XII века) на классическое римское право.
В Средние века (раньше всего в Англии) началось постепенное развитие принципов буржуазного права. Окончательно оно оформилось в Новое время.