Особенности становления социального государства в России

Стр 1 из 4

Введение

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение многих лет, в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась по остаточному принципу, привело к тому, что в развитии самых разнообразных общественных сфер остро проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной траектории социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления. Для решения вышеуказанной задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной России находится на всех уровнях на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом. Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки — все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

Разработка широкого круга проблем, связанных с исследованием теории и практики социального государства, выявление и показ особенностей и проблем его формирования в современной России приобретают несомненную научную актуальность.

В широком понимании социальная политика рассматривается как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условиях жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Суть социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве задача реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.


Становление социального государства в России

Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение «государство – личность» пришло на смену отношению «государство – общество». Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

Анализ представлений о социальном государстве позволяет нам представить следующую периодизацию его развития:

· первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) — социалистический;

· второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) — правового социального государства;

· третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) — государство социальных услуг;

· четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) — государство всеобщего благоденствия;

· пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

· шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.

Исторически первый тип социального государства был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым («социалистическим») и вторым («правовым») этапами развития социального государства и может быть обозначен как первичное социальное государство. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур вызывает специфические функции, не свойственные иным государствам. Необходимо подчеркнуть, что не отдельно взятое свойство и вытекающие из него функции определяют водораздел между социальным и не являющимся социальным государствами, а совокупность первичных признаков социального государства. Нужно отметить, что в современном мире многие страны можно отнести к первичным социальным государствам. Это только подтверждает тезис о том, что социальное государство является продуктом эволюционного развития общества. Условно данный тип социального государства в соответствии с определенным этапом можно обозначить как государство социальных услуг.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики. Данный тип государства по праву можно назвать государством всеобщего благоденствия.

Последний этап развития социального государства обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. В этих условиях многие государства отказались от тотального перераспределения доходов через систему обязательного страхования, переориентировали социальную политику на удовлетворение потребностей конкретных сегментов гражданского общества. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики, направленной на снятие антагонизма между социальными целями государства и требованием рынка, компенсацию асимметрии совокупности прав и обязанностей, достижение высоких экономических показателей за счет социальных факторов и достижение за счет эффективной экономики высокого уровня защиты от социальных рисков.

Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все указанные выше константные признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Таким образом, говоря о социальном государстве, как родовом понятии, имеются в виду различные типы социального государства, представляющие фазы его развития: первичное социальное государство; государство социальных услуг; государство социального благоденствия; социальное государство.

Формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом. Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодательная база — узка и явно несовершенна. В последние годы Государственной Думой Российской Федерации проделана определенная работа по созданию законодательной составляющей государственной системы социальной защиты населения.

Используя опыт создания и функционирования социального государства в развитых странах Запада, опираясь на многовековой опыт государственного строительства России, учитывая исторические традиции и менталитет русского и других коренных народов России, а также геополитическое положение и природно-климатические условия нашей страны, принцип социального государства в его российской модели должен рассматриваться как методологический, как главный и определяющий принцип строения и всей системы деятельности государства. Экономический фундамент российского социального государства должна составлять высоко развитая, социально ориентированная смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонию природы и общества.

В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта в максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан.

К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. Образование в пределах государственных образовательных стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным.

Исключительно важной заботой социального государства именно в России является весь комплекс демографических проблем. Нарастающая угроза вымирания коренного населения страны за счет сокращения продолжительности жизни и сокращения рождаемости ставит вопросы воспроизводства, миграции населения и защиты от внешней демографической экспансии в число наиболее приоритетных.

Для воплощения принципа социальности в деятельность российского государства серьезные коррективы должны быть внесены и в его политическую сферу. Прежде всего, необходима конституционная реформа, направленная на действительное утверждение равноправия ветвей власти за счет значительного повышения статуса и роли власти законодательной. Именно представительные органы власти по определению отражают весь спектр интересов различных слоев общества и позволяют осуществлять их гармонизацию. Наряду с этим необходимо продолжать совершенствование избирательного законодательства в целях обеспечения свободного волеизъявления граждан и избрания в органы власти представителей народа, а не олигархических и криминальных кругов.

В рамках конституционной реформы принцип социального государства должен быть распространен и на вопросы, касающиеся формы государственного устройства, характера отношений между органами власти различных уровней, а также системы межнациональных отношений и статуса отдельных наций. В настоящее время, вопреки формально провозглашенному принципу равенства субъектов федерации, фактически эта норма не соблюдается. Продолжается заключение договоров федеративного центра с отдельными из них.

В российском социальном государстве существенное значение и свои специфические черты будет иметь и духовная сфера. Во главу угла забот государства и общества должно быть поставлено формирование всесторонне и гармонично развитой личности каждого человека. Глубокие народные традиции гуманизма и нравственности, высочайшие достижения отечественной культуры делают эту цель вполне достижимой.

Конечно, Российскую Федерацию сегодня вряд ли можно в полной мере отнести к социальным государствам. Однако тенденция к этому прослеживается хотя бы в попытках конституционного закрепления многих из перечисленных признаков государства данного типа. Поэтому представляется правомерным назвать Россию страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству. Россия нуждается в разработке функций социального государства и создании блока социальных программ, способных удовлетворить потребность населения в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду.

Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение — конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ 1993 определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями. В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.

Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (2003). Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и эконмического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство.

Таким образом, после принятия концепции социального государства в России сделан значительный шаг по формированию правовой и нормативной основы рыночного социального государства, но нормативная база не отвечает уровню социального государства, т.к. невелика роль социальности в политике.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№3, 29.10.2016

Юридические науки

Шведчиков Павел Геннадьевич
Шумских Лидия Вячеславовна

Ключевые слова: ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА; ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА; ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА; THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE; THE PRINCIPLES OF THE WELFARE STATE; THE REASONS FOR THE SOCIAL STATE.

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы становления социального государства в Российской Федерации. Проанализированы и выявлены основные проблемы становления социального государства в РФ. Обоснована необходимость в создании собственной модели социального государства.

Принцип социального государства закреплен в статье 7 Конституции РФ.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Основная задача социальной политики российского государства обеспечение достойной жизни каждому человеку, создание равных возможностей для развития личности. Эта задача может быть реализована только при условии эффективной экономической политики. Именно эта задача и определяет сущность и основные направления социальной политики Российской Федерации от реализации, которых зависит формирование нового типа государства – социального государства. Таковыми направлениями являются: поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; пенсионное обеспечение граждан; социальная защита населения; и реализация иных социальных гарантий.

В настоящее время большинство европейских государств реализуют социальную сущность. Социальная сущность является приоритетной в основных международных нормативных документах. Основополагающим документом является Декларация прав и свобод человека и гражданина , в которой впервые и была определена сущность социального государства.

Социальным называется государство, политика которого направлена на создание каждому гражданину условий, обеспечивавших бы ему достойную жизнь, социальную защищенность независимо от экономического, финансового положения, уровня образования и других факторов .

На практике, почти все европейские государства в качестве основного вида деятельности направленной на обеспечение социальной справедливости используют перераспределение социальных благ, с целью сглаживания резкой социальной дифференциации общества.

Следует отметить, что в современной России процесс формирования социального государства не окончен, происходит постоянное реформирование социальной сферы, отмечается неустойчивость достижений в социальной сфере, возникают многочисленные проблемы препятствующие формированию социального государства в России.

Среди наиболее распространенных проблем следует отметить:
1) Несформированность гражданского общества;
2) Отрицание властью активной роли гражданского общества и сведение этой роли только к легитимации этой власти;
3) Отсутствие социальных инициатив граждан;
4) Необходимость коренного преобразования социально-экономической сферы и прежде всего отношений собственности;
5) Преодоление негативных последствий социального кризиса.

Рассмотрим указанные проблемы подробнее.

В указанных условиях низкой правовой активности общества, незнания гражданами своих прав или нежелания их реализовывать, политическая сфера становиться частично обособленной от общества. И многие государственные деятели практически уверены в отсутствии возможности возникновения их ответственности за нерешенные социальные и экономические проблемы. Поэтому, сущностью их деятельности стала исключительно борьба за власть и проблема ее удержания. Напротив, в случае стимулирования государством правовой и политической активности граждан, совместные усилия государства и общества могли бы способствовать более эффективному решению реальных проблем. Граждане, заинтересованные в решении конкретных проблем и знающие их изнутри в состоянии вносить конкретные предложения по решению социальных проблем. И именно их предложения могут составить конкуренцию формальным предложениям чиновников по решению насущных вопросов социального государства.

В современной России практически все основные сферы общества требуют коренного преобразования. И прежде всего, необходимо ограничить монополию бюрократической собственности и обеспечить комфортное сосуществование всех секторов экономики. Осуществление данных мер невозможно без совершенствования политической сферы: формирование истинно демократического режима основанного на народовластии. Ибо, не будучи правовым, государство не может стать социальным.

Основным препятствием на пути создания истинного правового государства в современной России, безусловно, является кризис основных сфер общественной жизни.

Среди проблем особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. .

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. Неповторимая самобытность российского общества, исторические традиции, специфические современные условия, все это может свести к минимуму эффективность идей западных социальных государств. Эти идеи должны быть, как минимум изменены. А наиболее правильным является решение о создании собственной, принципиально специфической модели социально государства.

Моменту установления социального государства в современной Российской Федерации будет предшествовать долгий и возможно сложный путь по формированию гражданского общества, общества социально активных граждан независимых от государства, общества, приоритетным большинством в котором являются представители среднего класса. Основным достижением данного общества является создание равных возможностей для свободного развития и достойный уровень жизни в соответствии с международными стандартами обеспечения прав и свобод человека с учетом исторических, культурных и религиозных традиций российского общества.

И только в результате преодоления нашей страной всех указанных трудностей в Российской Федерации будет создано правовое социальное государство основанием которого станет истинно демократическое гражданское общество.

Список литературы

1. Основные положения и механизмы концепции социального государства РФ.

2. Процесс реализации конституционных целей социального государства в России: анализ тенденций.

В Конституции РФ (1993г., ст. 7, пп. 1,2) записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Теория и практика социального государства в СССР и затем в новой России не изучались в должной мере. В силу этого Конституция РФ (1993 г.) провозглашала Россию уже состоявшимся социальным государством (с. 7-я), хотя не была таковым. Позже Правительство РФ в Национальном докладе к Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) вынуждено было уточнить, что мы лишь строим социальное государство.

В п. 2 ст. 7 Конституции РФ были перечислены лишь некоторые основные направления деятельности государства в социальной сфере: охрана труда и здоровья людей; установление минимального размере оплаты труда; поддержка семьи, материнства и т.д. Другие направления и обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37-43 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина».

В последующие годы в России принята масса законов, составляющих сегодня государственную систему защиты населения. Например, в 1999 г. принят Федеральный Закон «Об основах обязательного социального страхования», устанавливающий 14 видов страхового обеспечения. После его принятия проведена большая законотворческая работа по основным видам обязательного социального страхования и совершенствованию деятельности фондов: пенсионного, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др. Принят Трудовой Кодекс РФ. И работа продолжается.

Но созданная государственная система ориентирована прежде всего на защиту населения. Важнейший принцип социального государства — создание условий для равенства возможностей пока не обеспечивается. В результате налицо несоответствие между заявленными обязательствами государства в социальной области и реальных усилий по созданию эффективной, социально ориентированной экономики и созданию достойных условий жизни для всех граждан страны, а не отдельных групп, по внедрению элементов социальной справедливости и солидарности.

Если говорить о России как социальном государстве, как считают многие исследователи, то единственным доказательством, подтверждающим этот её статус, может служить лишь статья 7 Конституции РФ, где такая запись действительно имеет место,

Иных подтверждений статуса России как социального государства после принятия Конституции, объявившей её таковым, не просматривается. «Более того, сегодняшняя Россия с очевидностью демонстрирует отсутствие атрибутов, которые составляют базовые принципы любого социального государства», — считает Г.А. Николаев. (к.и.н., проректор Академии труда и социальных отношений). Он отмечает отсутствие в России: эффективно функционирующей социальной рыночной экономики, правового государства, гражданского общества, которое только и способно разрушить монополию государства в сфере социальной политики и сформировать социальные субъекты, способные эффективно воздействовать на эту политику.

Реальная картина сегодняшней России иная: слабая, малоэффективная экономика, массовая нищета, неуважение властью гражданина и недоверие граждан к власти, избирательное применение законов. Всё это-факторы, несовместимые со статусом социального государства. И самый вопиющий из них – резкая и продолжающаяся поляризация в уровне доходов и качестве жизни огромного большинства и ничтожного меньшинства населения страны.

Сегодня некоторые исследователи считают, что в России на практике проявляется волюнтаристский, конъюнктурный, нигилистический подход к использованию мирового опыта в области социальной политики, в частности, в России отсутствует долгосрочная социальная программа, предусматривающая удовлетворение потребностей социума в целом, а не отдельных групп, кланов, «проявляется противоречие между объявленными благими намерениями и их уродливым воплощением», распространяется социальное мифотворчество. С другой стороны забыт и игнорируется опыт СССР в этой области, либо односторонние отражаются лишь отрицательные явления в социальной политике СССР.

Относя Россию к социальному государству, некоторые аппелируют к тому, что, с их точки зрения нет общепризнанной теории социального государства, его природе, реальном содержании критериях, условиях формирования, функциях. Другие отрицают возможность существования такой теории, выдвигают критерий «самобытности» социального государства, что позволяет причислить к таковым любое, хотя уже накоплен опыт, есть критерии, механизмы.

Критерии, по которым в мире государства относят к социальным:

· децильный коэффициент;

· коэффициент Джини;

· доли реальной средней зарплаты по отношению к производству ВНВ на душу населения;

· доли оплаты труда в стоимостной структуре ВВП;

· расходов семьи на питание, доли средних слоев в социальной структуре общества;

· соотношение минимальной и средней пенсии к прожиточному минимуму;

· минимальной почасовой зарплаты с учетом паритетной покупательной способности валют к часовой зарплате признанных социальных государств. Минимальной и максимальной пенсии, минимальной и средней зарплаты;

· пособий по безработице и прожиточного минимума, коэффициенты естественного движения населения (разница между числом родившихся и умерших);

· продолжительность жизни и др. Есть сводный показатель: индекс человеческого развития.

Россия по оценкам исследователей в 2004 г. не соответствовала ни одному признаку социального государства.

Различия в уровнях жизни в России, по некоторым оценкам, достигаются 100 раз. В руках 5% богатых сосредоточены производственные мощности, сырьевые ресурсы и три четверти денежных сбережений. Статус социального предполагает юридическую ответственность государства за обеспечение своим гражданам определенных жизненных стандартов. Эти стандарты в России только разрабатываются, но их нормативы по определению не могут быть ниже прожиточного минимума. Более того, в комментарии к Конституции РФ говорится об ответственности государства за достойный уровень жизни и даётся следующее его определение: «под достойной жизнью обычно понимают достойную материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.д. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование».

В России пока этого нет. За годы существования новой России бедность не ликвидирована, размер пенсии большинства категорий граждан несопоставим с зарплатой, пособие по безработице тоже (как это делается, например, в Германии). И дело не в сроках. Германия много достигла за первое десятилетие после второй мировой войны, когда экономика была разрушена.

Всюду государство в той или иной мере использует механизм перераспределения национального дохода. Однако, только одно это не может стать эффективным средством в борьбе с бедностью. Наряду с этим необходимо, чтобы государство помогало людям находить своё место в структурах рыночной экономики, обретать финансовую самостоятельность. Это предполагает меры по поощрению и стимулированию развития мелкого и среднего бизнеса, включая предоставление ему налоговых льгот.

Социальная политика обычно состоит из двух сегментов: 1) социальная благотворительность; 2) совокупность действий, направленных на обеспечение нормальных условий существования и развития общества. В России власть имущие делают упор на первом, отводя социальному государству роль щедрого барина, который жертвует средства бедным, убогим. Но бесплатный хлеб раздавали в древних Афинах, в России – Борис Годунов в период смуты, но никто не рассматривает древнюю Грецию или Русь начала XVII в. как социальные государства.

Производство (экономика) определяется тремя основными элементами: естественными ресурсами: общественным трудом и рабочей силой. Значение их разное на разных этапах. В XX веке стало быстро расти значение высококвалифицированной рабочей силы, а её воспроизводство достигалось при помощи социальной политики. То есть, экономика не может быть эффективной без социальной политики, не случайно содержание её в XX в. постоянно обогащалось. И если мир будет продолжать восходящее движение роль социальной политики как средства обеспечения воспроизводства современной рабочей силы будет возрастать.

Современная Россия столкнулась с дефицитом: квалифицированной рабочей силы. Причины этого:

· политика государства в области образования в эти годы не была результативной.

· система оплаты наемных работников государством и частным бизнесом не стимулирует повышения качества рабочей силы (отток на Запад);

· прежняя система подготовки квалифицированной рабочей силы развалена, а новая не создана.

· отказ предприятий от «социалки» привел к оттоку рабочей силы с крупных предприятий и т.д.

А преодоление этих причин требует активной социальной политики, отвечающей назревшим потребностям общества.

В первом полугодии 2002 г. по данным Госкомстата РФ децильный коэффициент в России равнялся 14,3, это превышает допустимые для социального государства значения, но не сильно. Но в то же время по данным члена совета Федерации А. Голованчикова, опубликованным в «Парламентской газете» децильный коэффициент приблизился к 40, а по неофициальным данным он составлял 65.

Европейские социальные государства создали инструментальное, количественное определение его в течении 5-ти этапов развития: 1) 1945-1959 – становление; 2) 1960-1975-расширение и углубление задач; 3) 1976-1990 – консолидация в условиях неоконсервативного отката; 4) 1991-2001 – новое расширение и углубление социальных функций государства; 5) 2001 г. – настоящее время – новая консолидация. Основные характеристики социального государства в различные периоды его развития были разные.

При обсуждении Конституции РФ, обсуждая статью о социальном государстве, не задумались над тем, насколько социальная сфера России готова к этому, если применять европейский инструментарий и соответствовать европейским стандартам. По прошествии двух десятилетий в современной России поняли, что социальное государство лишь создается. Сегодня оно находится на раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом (реальном), что нашло отражение даже в учебниках. Научная разработка проблем только начинается, законодательная база создается, но пока неполная, формируется модель социального государства, оптимальная для России в современных условиях. Идет работа по формированию правовых основ и механизмов кадрового обеспечения социального государства.

Столкнувшись с серьезными проблемами, российские идеологи социального государства увидели одну из основных причин в том, что в России отождествляется социальное государство с чрезвычайно высоким уровнем жизни в развитых странах.

В очередной раз заговорили о самобытности, о необходимости учитывать исторические традиции и менталитет народов России, предлагается по сравнению с западными демократиями термин «социальный» использовать в широком смысле слова; российское «социальное государство» должно стать общенародным государством большинства для гарантирующего и соблюдающего установленные законы, права и свободы каждого отдельного гражданина».

При обсуждении проблем социального государства в 2004т. Гончаров П.К. обосновал первоочередные задачи. Он считал, что экономический фундамент российского социального государства должна составлять высоко развитая, социально ориентированная, смешанная экономика, обеспечивающая как удовлетворение материальных и духовных потребностей населения, так и сохранение среды обитания и гармонию природы и общества. При этом подходе неизбежно встал вопрос о значительном, закрепленном в Конституции, повышении роли и ответственности государства в экономической сфере. Государство обязано и за счет собственных ресурсов, и путем создания необходимых условий для частного отечественного и зарубежного капитала обеспечить дальнейшее развитие наукоемких и высокотехнологических производств, модернизацию промышленности и агропромышленности производства, фактическую замену крайне запущенной технически и морально устаревшей коммунально-строительной и дорожно-транспортной инфраструктуры.

В социальной сфере российского социального государства наряду с включением достижений мирового опыта максимально возможной и целесообразной степени должны быть восстановлены реально обеспечивавшиеся в советское время социальные гарантии граждан. Прежде всего это означает восстановление гарантий на труд, занятость, на своевременное получение заработной платы и пенсий. Государство должно всячески поощрять производительный, социально полезный труд, его справедливую оплату и стремление граждан к росту своего благосостояния законными средствами.

Совершенно недопустимы потворство возникновению сверхсостояний, целенаправленная политика государства, направленная на искусственное создание класса крупнейших собственников путем изданных благоприятствующих этому законов, указов, постановлений, фактическое отсутствие реального преследования за грубейшие нарушения даже таких нормативных актов. Вместо этого государству необходимо взять под жестокий контроль ситуацию с социально-имущественным расслоением в обществе, как это принято, например, в Швеции, где соотношение 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных составляет 1:4. Это не мешает данной стране считаться витриной западной демократии и социального прогресса.

Регулирование социально-экономических различий между социальными группами общества не только послужит утверждению социальной и политической стабильности. Но и повысит платежеспособный спрос населения, создаст дополнительные предпосылки для экономического развития. При этом постепенного сближения материального достатка различных социальных групп необходимо добиваться прежде всего посредством борьбы с бедностью, а не благосостоянием.

Одной из важнейших составляющих социальной сферы должна стать эффективная и гибкая система социального обеспечения граждан. Она должна включать в себя, во-первых, социальное страхование и обеспечение граждан и семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний (болезнь, возраст, безработица, несчастный случай, и т.п.); во-вторых, оказание помощи малоимущим, многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий и в-третьих, поощрительную и вспомогательную подсистему, занимающуюся кредитованием лиц, стремящихся самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства или приобретения жилья, получение дополнительного образования, отдыха и т.д.

К числу необходимых характеристик социальной сферы российского социального государства следует отнести восстановление социальных гарантий на получение качественного бесплатного для граждан медицинского обслуживания по основным видам медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой основе могут оказываться дополнительные медицинские услуги, выходящие за рамки восстановления здоровья пациентов. Усиленно насаждаемая также коммерциализация системы образования и прежде всего высшей школы также не соответствует практике развитых стран мира, за исключением США. Образование в пределах государственных образовательных стандартов, в том числе первое высшее, а также послевузовское должно быть бесплатным. На коммерческой основе могут получаться дополнительные образовательные услуги в виде второго высшего образования, изучения нескольких иностранных языков, дисциплин и наук, не предусмотренных образовательными стандартами и т.д.

Социальное государство в России должно заботиться и о демографических, и о духовных проблемах. Необходимо открыть доступ гражданам и прежде всего молодежи к подлинным образцам мировой и отечественной культуры, искусства, литературы, прекратить фактически насильственную вестернизацию духовной жизни. Примеры защиты национального языка и культуры, поощрения развития фольклора дают многие развитые европейские страны. Так, во Франции принят закон о защите французского языка, жестко регламентируется показ американской кинопродукции на телеэкране. В Италии местные органы власти выделяют значительные средства на пропаганду фольклора, а концерты самодеятельных коллективов посещают президент республики и Папа Римский.

Все эти задачи были учтены и нашли отражение в Концепции социального государства Российской Федерации, разработанной межведомственным творческим коллективом, обсужденной и одобренной на заседании круглого стола в Академии труда и социальных отношений в 2002 г., в Государственной думе Федерального собрания РФ в 2003, одобрена участниками научно-практической конференции в Академии труда и социальных отношений в 2004 г. Но пока она не стала законом РФ.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: «РФ ; социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

А) охранять труд и здоровье людей;

Б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

В) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

Г) развивать систему социальных служб;

Д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация; социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции; расценивать как программную установку.

Современная стратегия модернизации России «направлена на формирование информационно-технологического способа производства с социально ориентированной экономикой, современного гражданского общества, многочисленного среднего класса, демократической политической системы и правового государства» . Знакомство с реальными процессами общественных преобразований в стране позволило обосновать тезис о тенденции движения к российской модели смешанного полиформического общества. Особенностью данного процесса является наличие унаследованной от советского социализма высокоразвитой индустриальной системы с элементами постиндустриализма для становления такого общества в экономике России и социальной сфере, а также опыт и традиции прежней социальной политики.

Заметную роль играет здесь также современная программа модернизации, включающая среди других мероприятий осуществление «Программы социальных реформ в Российской Федерации». Ключевую роль в этом процессе призваны сыграть становление социально ориентированной экономики и правового государства.

После легитимации ценностей социального государства в Основном Законе страны началось постепенное формирование компонентов его содержания в единстве с обеспечением постепенной социальной ориентации хозяйственного прогресса, развитием политической демократии, становлением элементов правовой государственности, гражданского общества и другими преобразованиями. Особенности названного процесса состоят в том, что он протекает в кризисно-реформируемом социуме, в условиях переходного периода при отсутствии превентивного опыта формирования нового общественного строя и современного социального государства, без гарантированной программы осуществления данного масштабного проекта. Все это отразилось прежде всего на становлении управляющей системы социального государства. Но, несмотря на все трудности, здесь за прошедшие годы наметились некоторые сдвиги.

Следует отметить политическую динамику формирования нормативно-правовых компонентов управляющей системы. Ее основу составляют «социальные» статьи Конституции страны (17, 25, 37, 40, 43), ратифицированные парламентом Пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, Гражданский и Семейный кодексы, новый Трудовой кодекс и многие другие документы.

Существенным признаком адресной социальной политики является осуществление за счет средств госбюджета и местных средств многочисленных федеральных и региональных целевых программ социального развития, направленных на точечное решение актуальных социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни граждан, обеспечением занятости населения, социальной защиты и др.

Приход В. Путина к власти прошел под знаком усиления государства, автоматически воспринимавшимся населением как фактор наведения порядка. Закончилась «революционно-романтическая и революционно-прагматическая фаза антикоммунистической революции, и, как это бывает после всякой революции, начался восстановительный период, при котором возвращается положительное старое и удерживается приемлемое новое» . У народа осталась вера в консолидирующую общество функцию государства, в патерналистскую его роль и в стремление к справедливости. Термин «сильное государство», ставший частью официальной риторики, воспринимался как обозначающий социальное государство, направившее свои усилия на искоренение имеющихся недостатков и на борьбу с приватизацией власти олигархами и губернаторами. Были предприняты меры по укреплению властной вертикали, деприватизации власти, приведению законов автономных республик в соответствие с федеральными законами, проведена партийная реформа, позволившая осуществить большую консолидацию общества вокруг власти.

Стратегическая цель новой социальной политики в России сегодня определяется как переход к устойчивому социальному развитию через взаимную ответственность государства и человека. Ясно, что эта формулировка отличается даже от самой радикальной трактовки модернизированного социального государства Запада британского премьер-министра Т. Блэра, в которой утверждается взаимная ответственность государства, общества и индивида. Все это «дополняется отсутствующими у нас требованиями ответственного капитализма, достижениями общественного блага, новых форм социального контроля, восстановления в правах понятия социального равенства, обеспечения не только устойчивого, но и прогрессивного развития» . Российский вариант смягчает положение лишь самых бедных слоев, в отношении которых государство намерено быть в какой-то мере субсидиарным. Что касается остальных слоев, то он предполагает лишь превентивные меры, которые бы предупреждали безработицу и смягчали последствия массовых увольнений.

Проблемы неполной занятости и взаимной ответственности возникли на Западе в связи с переходом в постиндустриальное общество и глобализацией. Россия не вступила в эту фазу развития, сектор «новой экономики» здесь не является преобладающим. Россия не реагирует и на глобализацию как новый тип социальной трансформации, но, тем не менее, проблема занятости здесь также имеет место.

Россия нуждается в разработке функций социального государства и создании блока социальных программ, способных удовлетворить потребность населения в справедливости и обеспечить возможность зарабатывать по труду. Существующие политические разногласия, неконсолидированность демократии подчеркивают необходимость солидарности, а не взаимной ответственности, с одной стороны, человека, которому негде заработать на профессиональной основе, а с другой государства.

При всех особенностях и своеобразии российского пути к современному социальному государству здесь также действуют общие принципы его зарождения и формирования, следование которым является необходимым условием реализации заявленных целей.

Представляется, что социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в будущем, но прежде она должна стать правовым государством. Государство, в котором власть ведет себя цивилизованно, считается с народом и подчиняется праву, способно в большей мере накопить и сохранить богатства и обратить их на нужды людей. Если же власть живет по созданным для себя законам, праву не подчиняется и не способна умерить свои аппетиты, социальных благ остается мало и распределять больше приходится не социальные блага, а социальные тяготы и нужды.

Добавить комментарий