Особенности законодательства РФ

Гражданское законодательство (в широком смысле) — это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации. А согласно ГК РФ, ≪гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов…≫ (ст. 3* ГК РФ).

Особенности:

— наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов;

— Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания;

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся:

1.Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Примерами такой инкорпорации являются Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.

2.Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы.

3. Кодификация, при которой принимается единый новый закон, отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы — нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ).

^ Виды нормативных актов по гражданскому праву. Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву таковы:

1) Законы — федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) ^ Подзаконные акты высокого ранга (в ГК РФ они в совокупности получили название ≪иные правовые акты≫). Это:

а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);

б) постановления Правительства РФ, которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.

3) ^ Ведомственные акты, которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и ≪иными правовыми актами≫ (т. е. указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК России) — кодифицированный федеральный закон Российской Федерации, регулирующий гражданско-правовые отношения.

Можно сказать, что Гражданский кодекс РФ — единый систематизированный законодательный акт:

  • определяющий правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • регулирующий договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Гражданский кодекс РФ имеет равную юридическую силу, что и другие федеральные законы.

Структура Гражданского кодекса РФ

Гражданский кодекс РФ имеет структуру, присущую всем кодексам России.

Он разделен на части, которых всего четыре.

Вводились в действие части не одновременно. Содержание частей определено сферой их регулирования

Таким образом, Гражданский кодекс России состоит из 1 551 статьи и разделён на четыре части.

Часть первая Гражданского кодекса РФ

Первая часть Гражданского кодекса РФ устанавливает общие начала гражданского законодательства и регулирует, в частности: возникновение гражданских прав и обязанностей, юридические лица, доверенность, представительство, право собственности, исковая давность, защита прав собственности и других вещных прав, сделки и договоры, обеспечение обязательств и прочее и состоит из следующих разделов:

  • Раздел I. Общие положения (статьи 1—208)
    • Подраздел 1. Основные положения
    • Подраздел 2. Лица
    • Подраздел 3. Объекты гражданских прав
    • Подраздел 4. Сделки. Решения собраний. Представительство.
    • Подраздел 5. Сроки. Исковая давность.
  • Раздел II. Право собственности и другие вещные права (статьи 209—306)
  • Раздел III. Общая часть обязательственного права (статьи 307—453)
    • Подраздел 1. Общие положения об обязательствах
    • Подраздел 2. Общие положения о договоре

Часть вторая Гражданского кодекса РФ

Вторая часть Гражданского кодекса РФ регулирует отдельные виды обязательств, устанавливая права и обязанности сторон в различных гражданско-правовых договорах. Многие нормы этой части кодекса являются диспозитивными, то есть, могут быть по желанию изменены сторонами сделки, ряд статей прямо указывает на такую возможность и описывает различные варианты правоотношений:

  • Раздел IV. Отдельные виды обязательств (статьи 454—1109)

Часть третья Гражданского кодекса РФ

Третья часть Гражданского кодекса РФ регулирует вопросы наследования и международного частного права, в частности, статьи данной части устанавливают порядок открытия наследства, лиц, которые могут быть призваны к наследованию, порядок наследования по закону и по завещанию, различные вопросы принятия и перехода права наследования.

Статьи кодекса, посвященные международному частному праву, регулируют правовое положение иностранцев в России, различные вопросы осуществления сделок с участием иностранцев, что наиболее важно — определяет применимое право при коллизии законов, которая имеет место в указанной ситуации:

  • Раздел V. Наследственное право (статьи 1110—1185);
  • Раздел VI. Международное частное право (статьи 1186—1224).

Часть четвёртая Гражданского кодекса РФ

Четвертая часть Гражданского кодекса РФ содержит статьи, регулирующие вопросы авторского и смежных прав, ранее регулировавшихся отдельным Законом, а также другие вопросы интеллектуальной собственности, в частности, сроки действия различных исключительных прав на произведения, изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности.

Четвертая часть Гражданского кодекса РФ регулирует права изготовителей баз данных, компьютерных программ, создателей селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, права владельцев товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов, вопросы регистрации данных объектов интеллектуальной собственности и состоит из раздела:

  • Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (статьи 1225—1551)

Таким образом, Гражданский Кодекс РФ содержит огромное количество норм гражданского права и является регулятором всех гражданских отношений.

Гражданское законодательство (в широком смысле) — это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации. В строгом смысле, согласно ≪ букве≫ ГК РФ, ≪гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов…≫ (ст. 3* ГК РФ).

Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.

Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т.е. имущественного оборота.

Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав).

К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.

Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.

Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже — подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым — его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).

Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления.

По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:

1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы — нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;

2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;

3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ).

Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием «гражданское законодательство» (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием «иные правовые акты» (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. п. 3 — 6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».

Виды нормативных актов по гражданскому праву.Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву таковы:

1) Законы — федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.

2) Подзаконные акты высокого ранга (в ГК РФ они в совокупности получили название ≪иные правовые акты≫). Это:

а) указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);

б) постановления Правительства РФ, которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.

3) Ведомственные акты, которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и ≪иными правовыми актами≫ (т. е. указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Гражданское законодательство имеет следующие важные особенности и отличительные черты:

1. Гражданское законодательство, в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ, состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. В тоже время п.п. 3,4,5,6,7 ст. 3 ГК РФ предусматривает действие гражданского законодательства в совокупности с другими актами, содержащие нормы гражданского права. Таким образом, гражданское законодательство воспринимается как в узком смысле, согласно п. 2 ст. 3 ГК РФ, так и в широком, так как ст. 3 ГК РФ даёт одновременно и его расширительное толкование.

2. Гражданское законодательство представляет собой совокуп­ность нормативных актов различной юридической силы, а не норм права, как правовой отрасли, так как понятия гражданского права и гражданского законодательства различны. Нормы гражданского права могут правильно восприниматься и толковаться лишь при наличии возможности целостного образного и логического представления их элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) и совокупности различных правовых, экономических, социальных, политических, технических, природных и др. нормативных условий. Наличие этих элементов и условий, с учётом их внутренних и внешних взаимосвязях, определяется, как правило, рядом нормативных актов, определяемых в зависимости от каждой конкретной ситуации. При этом нормы практически всегда имеют не идеальные, а реальные структуры и зачастую бланкетный способ изложения элементов. В последнем случае элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

3. Норма­тивные акты гражданского законодательства в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые нормы. Например, в Гражданском кодексе наряду с частноправовыми нормами имеются нормы публично-правового характера, в частности устанавливающие состав гражданского законодательства (ст. 3).

4. Норма­тивные акты гражданского законодательства нормы зачастую имеют комплексную, межотрасле­вую природу, поскольку могут содержать не только гражданско-правовые нормы. Хотя в этих актах гражданско-правовые нормы преобладают, но они редко полностью вытесняют нормы другой правовой природы. Кроме того, норма­тивные акты гражданского законодательства достаточно часто могут предусматривать взаимосвязь гражданско-правовых норм с экономическими нормами, а в ряде случаев с техническими, социальными, природными и др.

Рассматривая перечисленные особенности гражданского законодательства, можно сделать вывод о том, что в ходе законодательной деятельности первоочередное значение имеет содержатель­ная сторона принимаемых нормативных актов, а не их отраслевая принадлежность.

5. Следующей особенностью гражданского законодатель­ства, которая является принципиальной, заключается в возможности оперировать большим количеством диспозитивных пра­вил, действующих только в том случае, если сами участники регу­лируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Данные правила, предусматривают общий порядок правового закрепления прав и обязанностей субъектов, однако в тоже время носят восполняющий характер. Наличие диспозитивных норм обуславливает, прежде всего, исходный, ориентировочный вариант поведения участников гражданских правоотношений и одновременно предлагает вариант поведения для субъектов, на случай когда нет необходимости изменять предложенные правила через дополнительное волеизъявление.

Гражданское законодатель­ство предусматривает использование и применение диспозитивных норм наряду с наличием значительного количества общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав).

6. Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют по своему объему очень значительный законодательный массив. Поэтому для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение задач его систематиза­ции и упорядочения.

К основным способам систематизации (упорядочения) законо­дательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, отно­сятся инкорпорация, консолидация и кодификация. Инкорпора­ция нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания.

Консолидация нормативных актов представляет собой объеди­нение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт.

При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Такой прием, к сожалению редко используемый отечественным законодателем, облегчает применение официального текста нормативного акта.

Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. В гражданском законодательстве кодификация может носить общий характер (принятие ГК РФ, охватывающего все нормы и институты отрасли права), либо частный характер, например принятие закона в форме Кодекса, регулирующего более узкую группу общественных отношений (Жилищный кодекс, Семейный кодекс, кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс и т.д.).

Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений: (Общая часть) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, предопределяет его центральное, стержневое место в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником право соответствующей отрасли.

Добавить комментарий